ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом 2nd Day "За Панк Не Платят"

2nd Day, За Панк Не Платят

12-12-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
2ND DAY
Релиз
“ЗА ПАНК НЕ ПЛАТЯТ”
Год
2017
Стиль
Punk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Екатеринбург

На второй день Бог создал небесный свод. И разделил воду на две части. Одна часть осталась покрывать всю землю, вторая же часть поднялась к небу, – и тут же образовались облака и тучи – вот что нам рассказывает детская Библия о том, что было на второй день, но у панков как всегда всё немного наоборот и по поводу всего своя версия, а в данном случае екатеринбургская группа 2nd Day, что переводится, как вы понимаете, “второй день”, выдвинула свой особый постулат, свежий свод комментариев к которому мы сейчас и рассмотрим.

После выпуска череды синглов и репетиционных версий ребята, наконец, доросли до записи полноформатника, работа над которым была долгой, осмотрительной и сосредоточенной. На обложке красуется пыльная аудиокассета как символ прекрасных до-цифровых времён, когда музыка казалась громче, пиво вкуснее, а панк был способом самовыражения и протеста против наивных и скучных обывателей. Нужно быть уж очень недальновидным и недогадливым человеком, чтобы не заметить за чередой этих фактов амбиции и наполеоновские планы группы.

Первое, на что обращаешь внимание, едва начинает звучать первая вещь “Курт и Кортни”, это нарочито олдскульный звук гитар, которые жужжат очень патриотично, напоминая о временах инструментов марки “Урал”. По поводу этой напористой, менее чем двухминутной открывашки, хочется использовать модное ныне слово “винтаж” и поблагодарить ребят за столь приятные нотки ностальгии и за нерастраченный эксплойдовский задор, но вот звучит вторая вещь, и эмоциональный настрой пластинки меняется.

Голос утрачивает хриплые интонации и делает ощутимый крен в сторону поп-панка и творчества цивильных граждан из Green Day и Bad Religion. Туда же вслед за ним скатывается и музыка, а фронтмену начинают дружно подпевать нестройные голоса других участников группы. При этом слово нестройные вполне можно было бы поставить в кавычки, поскольку сомнений в том, что вся эта гаражность является умелой стилизацией, совершенно не возникает. Такое чувство, что 2nd Day нарочно захотели сделать свой звук и манеру неряшливыми, создав трибьют эпохи отцов выбранного музыкально-идеологического направления.

Песни перетекают одна в другую, и каждый новый номер приносит что-то новое, интересное и приятное. Так, третья вещь “Ищу твои глаза (Пойдём)” порадовала меня уверенным минимализмом ударных и ироничными вывертами в лирике (“Ищу твои глаза и ты, конечно, тоже посмотришь на меня, ведь мы с тобой похожи рожами”). Это всё тот же романтичный, незатейливый и немного наивный поп-панк, но исполненный сыро, ритмично и с дивным привкусом кроссовера-хардкора в духе D.R.I.

Композиции у 2nd Day короткие, однозначные и прямолинейные, но в каждой из них находится место для неплохого инструментального фрагмента, законченной и самостоятельной мысли в тексте и какой-нибудь запоминающейся изюминки вроде меткого “матного” словца или вывернувшегося откуда ни возьмись басового проигрыша, или стилизованного пения a la Nofx, которое мы слышим в коде следующего трека “Я Больше Не Пою” (в этой композиции, кстати, даже есть своего рода вывод-мораль в лучших традициях басен И.А. Крылова).

“Дрянь” звучит почти как нирвановский “Bleach” с альтернативным околоречитативом и шквальной истерикой гитар, а “Для Девочек” вернётся в привычно романтическое поп-панк-русло, в котором 2nd Day чувствуют себя, пожалуй, комфортнее всего. Именно в таком ключе, хоть и с накренившимся в сердито-социальные области текстом следует титульная вещь, которая оказалась простой и даже безыскусной песенкой со множеством вечных и понятных всем идей и клише.

“Про Пиво” звучит как настоящий гимн тусовщика, а кавер на “Венди” Ash, исполненный совместно с Крисом Мартином, выполняет роль просто необходимого для столь пространного в плане количества треков альбома сюрприза. Не сказать, что эта вещь звучит сногсшибательно, но разнообразие на диск определённо привносит. Как мне показалось, ребята как раз и поставили себе целью любыми средствами избежать скуки и самоповторов, а для достижения этой цели приложили немало сил (послушайте хотя бы, как ретиво взмывает ввысь вокал в “Иллюзии”!)

Печаль и трагедия в девятнадцатисекундном эпике “У Меня Не Встал” почти шедевральны, а далее мы слышим некое подобие надрывной баллады в стенающей сюите “Шаг Вперёд”, которая длится против обыкновения не две-две с половиной минуты, а почти пять, и на самом деле заметно выделяется на фоне других треков с альбома, оставляя намного более глубокомысленное впечатление. По стилю композиция напоминает классику Nirvana, более того, - даже вокалист здесь как будто стремится звучать в точности как Курт, что у него неплохо получается.

Предпоследняя пьеса “Останься” начинается задорно и бодро, но едва появляется вокал, становится понятно, что грустные темы и меланхолия предыдущих номеров продолжаются, что на самом деле вносит уже значительное и внутренне органичное разнообразие на пластинку. Ну а финальный бонус “Колыбельная” и вовсе предлагает акустическую рефлексию, слегка напоминающую классические баллады Metallica и Alice In Chains, что можно назвать просто шикарным завершением для альбома (вот уж многоточие так многоточие!)

К недостаткам диска отнесём неразборчивость некоторых слов на слух, о смысле которых догадываешься скорее из контекста. В остальном же релиз у екатеринбургских хулиганов вышел очень заводным и приятным. И нескучным. Немного жаль, что звук гитар a la “Курт и Кортни” на альбоме очень быстро затирается в сторону более компромиссного звучания, но как бы там ни было, по-настоящему сильных песен на CD достаточно, а бонусная вещь так и вовсе заставила меня воспылать к этим “пункерам” недюжинной симпатией (сравните “Колыбельную” и Beyond Belief с их “Lust” и вы поймёте, о чём я)

“За Панк Не Платят” воспринимается как замечательный сборник наиболее интересных и эффектных панковых клише, которые в исполнении группы стали звучать очень живо и современно. На мой взгляд, музыканты немного переборщили со стилизацией и местами звучат чуть более сыро, чем того требовалось, не обошлось без пары достаточно проходных номеров, не хватает какой-то продюсерской выверенности и опыта, ну а в целом – просто отличный альбом, который можно слушать с большой радостью снова и снова. Как говорится, просто и со вкусом, хоть на второй день творения он и не тянет.