ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Аборт Мозга "Мания"

Аборт Мозга, Мания

07-11-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АБОРТ МОЗГА
Релиз
“МАНИЯ”
Год
2017
Стиль
Punk hardcore / crossover
Лейбл
ИЗОЛЯЦИЯ
Страна, город
Россия, Улан-Удэ

Перед нами альбом, который обещает стать самым громким и ярким событием текущего года и взорваться розовой, нашпигованной колкостями и остротами бомбой кощунств. Звучит слишком претенциозно? Мне тоже так кажется. Однако статус этой группы говорит сам за себя, а предыдущий диск “Влечение” вышел аж десять лет назад, поэтому релиз “Мании” можно назвать как минимум долгожданным событием. Сабрина Амо успела выпустить интересный диск со своим проектом Тишаны, записала интересный сингл с группой Ансамбль Христа Спасителя и Мать-Сыра Земля, что только подогрело интерес к рецензируемой сейчас пластинке. Но что делать в мире, по которому уже давным-давно проехались не только Slayer, Deicide и Batushka, но и гораздо более страшные, продвинутые и беспринципные богохульщики? Что и как уничтожать, когда уже всё и без того разрушено и уничтожено?

Если Толкиен, Льюис и Честертон, понимая, что традиционному теизму пришёл конец, искали способы его реанимировать и найти возможность говорить с человеком о Боге, если Ницше в то самое время как писал своего “Антихриста” и сходил с ума от прогрессирующего сифилиса, в дневниках с тоской и отчаянием замечал, что всё-таки нет ничего в мире прекраснее и выше, чем Христос, то сейчас мы живём в мире, в котором у христианства есть гораздо более могущественные и сильные враги, загнавшие, наконец, его в пещеры и катакомбы. Даже слово “христианство” давно стало синонимом упадка и лицемерием, а религиозные экстремисты довершили дело и привели к тому, что сама идея религии оказалась дискредитирована до предела. Что делать в мире, который оставил не только Бог, но и все мелкие боги-вассалы?

Устроить пир во время чумы, философствовать молотком или организовать показательное самосожжение, хотя, нет, всё это уже было и не раз – сейчас уже не пройдёт. Даже Sex Pistols, Plasmatics и Мэнсон находились в более выгодном положении, поскольку в их времена ещё было что искажать, ломать и чему бросать вызов, а сейчас пира уже не хочется, молотками поработали другие, а самосожжения никто не заметит, а это как раз и значит, что самое время для свежего альбом Аборта Мозга. Смесь жёсткого, провокационного хардкор-кроссовер-панка, знойной поп-мелодичности, ядерной мистики и предельно жёстких текстов должна стать той гранатой, которая взорвёт сознание слушателя и даст ему мощную инъекцию интеллектуального адреналина. Как будто ТаТу устроили дьявольский фит с Holy Moses, The Exploited и D.R.I. Запоминающиеся вокальные ходы отлично дополняют упругий металлический риффинг, а простые и запоминающиеся, но эмблематически глубокие тексты расцветают фиалками проклятий.

Это не Pussy Riot и даже не Rockbitch, не дешёвый китч, хотя Аборт Мозга не прочь использовать приёмы из арсенала самых разных жанров, не исключая даже и самые компромиссные. Узнаваемый вокал Сабрины Амо в первом треке звучит ясно, доходчиво, однако в припеве съезжает во что-то напоминающее детские считалочки: “Да пребудет с вами вера, да покинет жалость вас, мы охотимся на зверя, зверь охотится на нас”. Эпизодические электронные вставки довершают ощущение милого детского утренника – как будто мы слышим чуть утяжелённую версию Alizee и её фантазии на тему Лолиты. Однако всё меняется уже во втором треке “Звезда”. Здесь мы слышим уже жёсткий трэшевый дарк-метал в духе ранних альбомов Cadaveria, где надрывный хрип на связках сочетается с кристально-прозрачными чистоголосыми распевками, а Линней, Ницше, Кант, Адлер, Фромм, Маркс, Энгельс и прочие деятели неуверенно толпятся на подтанцовках. Название трека замечательно рифмуется с нецензурным словом на букву “п”, а вывод до безобразия самоочевиден: “догадайся, что будет потом?”

Типично металликовские переборы открывают следующую вещь “Антихрист”, которая оказывается душещипательной тяжёлой балладой с психоделическими завываниями в духе сошедших с ума Led Zeppelin (знатоки могут вспомнить итальянцев из Evol и их “Sorrow Of The Witch”). Не могу не заметить, что тяжёлый звук и драйвовые риффы на самом деле звучат отлично и подходят для харизматично-небрежного голоса Сабрины на все сто. Радует умеренность в провокационных виршах, которая однозначно свидетельствует о превосходном вкусе авторов. “Свидетели” продолжают хэви-металлический рай в духе Cadaveria, а парадоксальные чистоголосые реплики, исполненные нежным голосом, здорово ложатся на смачный риффинг. Немного настораживает настойчивое повторение одних и тех же рефренов и не особенно объёмные тексты, но, учитывая тенденции современности, куда, собственно, деваться. Такой тяжёленький поп-панк-метал должен идеально подойти для клипового сознания пользователей соц-сетей.

“Брат И Сестра” в очередной раз вскроет больной нарыв современного социума, где взрывы стали нормой и частью повседневности, а “Бог Со Знаком Минус” – это ещё один безусловный хит в духе Ранеток, Plasmatics и The Great Kat. Аборт Мозга перемешивает в едином котле сладкие поп-мелодии, мощный железный скрежет и чуток эротичного безумия от панк-див 80-х. Такое можно либо клеймить за компромисность, либо любить “до полного дистроя”. Либо воспринимать как просто хорошую и мелодичную музыку, не лишённую драйва и привлекательности. Чуть больше первобытного краст-хардкора в духе ранних Sacrilege мы слышим в треке “Попугайчик” (интересно, сколько из тех teen-адептов, которые будут выводить строки из этой песни в своих школьных тетрадках, смогут дойти до первоистока и понять, насколько хороша с историко-музыкальной точки зрения эта композиция), которая на самом деле очень и очень сильна.

Вопреки названию, “Конец” – это ещё не конец. Немного более извилистая мелодия и среднетемповый ритм помогут немного передохнуть перед последним решающим рывком в виде трека “Пирсинг”, записанного совместно с The Крыша, который является самым неоднозначным номером на пластинке. Дуэт альтернативного мужского вокала и рванувшего куда-то в заоблачные выси голоса Сабрины можно воспринимать как своеобразный трибьют “Деклассированным Элементам”, а обилие (буквально переизбыток) электронных фишек, которые, конечно, не могли не затронуть и голоса, сделает трек ещё более похожим на классику Лены Катиной и Юли Волковой (так и ждёшь, что вот-вот зазвучит “я сошла с ума” или “досчитай до ста”). Если оценивать “Манию” с точки зрения её промо-потенциала, то остаётся только снять шляпу перед гением создателей. Вполне можно печатать тираж дневников и блокнотов с символикой группы, и они при должной рекламе пойдут на ура. Аборт Мозга давно стал культом, но сейчас стремится к тому, чтобы стать частью массовой культурой, а это уже совсем другой разговор.

Альбом — мощный. Пожалуй, он не уступает “Антихристу” Ницше и действительно относится к произведениям искусства, которые стоит категорически запретить для использования людьми с неустойчивой психикой. Ещё Фрэнсис Бэкон говорил, что один глоток из кувшина познания приводит к неверию и душевной слепоте (самоопьянению мнимым интеллектуальным величием) и только последующие зачерпывания из этого сосуда ведут к появлению веры и личности. Реакция на “Манию” наверняка будет неоднозначной: озабоченные своей псевдорелигией церковники получат очередной повод обвинить прогнивший мир в нечестии, бунтующие малолетки будут пищать от восторга и, вполне возможно, кто-то из них на радостях даже поможет своему другу или подруге отравиться в адские кущи, как это часто бывало во времена классических пластинок Judas Priest и Metallica, ну а гурманы просто будут наслаждаться хорошей музыкой и, в очередной раз перечитав Берроуза, смачно отрыгнут хорошим (не “blended”!) виски.

Когда-то всех потрясло заявление короля ужасов Элиса Купера (не смейтесь, были настолько дремучие времена, когда этот дедуля действительно мог нагнать страху и казался сошедшим со средневековой гравюры демоном-искусителем) о том, что на самом деле он добрый католик и каждое воскресение ходит на мессу (не на чёрную, а просто свечку поставить в костёл). Я думаю, что нет нужды гадать, является ли “Мания” продуктом воображения и фантазии, иронией, интеллектуально-эмоциональным сооружением или на самом деле выкована в глубинах ада. Это совершенно не имеет никакого значения. Но я, будь на то моя воля, этот диск запретил бы. Почему? Запретный плод всегда слаще, и разве не этого так не хватает релизу для того, чтобы стать притчей во языцех и обрести бессмертие? Ну а кроме того, я на самом деле считаю, что этот альбом не для всех. В самом деле, вы же наверняка не раз слышали о летальных случаях отравления алкоголем. А идеи не менее опасны, а даже более, вспомните “Начало” с Ди Каприо.

Ставлю 5 из 5, поскольку расцениваю “Манию” как звонкую пощёчину быдло-псевдо-интеллигенции и вообще всем с приставкой “быдло” и с приставкой “псевдо”. Очевидно, что создатели этого альбома умные, разносторонние люди, которых до смерти утомило творящееся в век Интернета вокруг нас мракобесие, когда, прикрываясь авторитетами и выдернутыми из контекста цитатами, люди, не имеющие никаких способностей и задатков для того, чтобы оперировать идеями, строят из себя идеологов и пророков. Если ещё сто лет назад для того, чтобы реанимировать совесть и разум хватило сказок про Хоббита и Аслана, сейчас нужен разряд посильнее, и это разряд перед вами. Немного грустно от осознания того факта, что по большому счёту даже этот яркий CD в шестиполосном дигипаке ничего не изменит, и “небо останется всё точно таким же, как если бы ты и не продался”. Вспомните, получалось же у народа всё так же весело и тупо деградировать под натужные истины Егора Летова, чем Аборт Мозга лучше? Ничем.