ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Абсолютно Хорошее Настроение "Скрижали"

Абсолютно Хорошее Настроение Скрижали

25-01-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АБСОЛЮТНО ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
Релиз
”СКРИЖАЛИ”
Год
2019
Стиль
Punk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Волгоград

Как часто вам бывает настолько хорошо, что все проблемы и неудачи разом уходят в тень, солнце ярко светит сквозь тучи и дождевые струи, а прошлогодние сухари кажутся вкуснее заморских пряников? Сдаётся мне, среди читающих эти строки не так уж много тотальных оптимистов, которые могут ответить на данный вопрос утвердительно, а потому имеет смысл познакомиться с творчеством этой интересной капеллы, которая уже своим названием сходу обязуется обеспечить вас именно таким патологически лучезарным состоянием духа.

Как повествуют официальные источники, волгоградский проект Абсолютно Хорошее Настроение был задуман ещё в прошлом столетии, а именно в 1997 году, однако какие-то конкретно осязаемые признаки жизнедеятельности состава, да и сам состав как таковой появились значительно позже, а до 2012 года группа существовала в виде проекта “спонтанно-эпизодического характера” под предводительством и чутким руководством бессменного мастермайнда АХН Ярослава Багрова.

По большому счёту, АХН это не совсем панк или, по крайней мере, не панк в классическом отечественном понимании, а нечто тяготеющее к экспериментальной музыке с чётко прослеживаемой философско-бардовской составляющей и базирующееся на основе панк-рока, но на деле содержащее в себе куда больше разных элементов, влияний и глубины. В первые мгновения моего знакомства с коллективом я было принял его за коктейль из Станционного Смотрителя, Радиопомех и NOFX, но затем вслушался в тексты и понял, что всё ещё интереснее.

Лирический герой, за которым без труда угадывается автор песен – это тот самый недобитый (непобедимый  , неумирающий, etc.) романтик, о котором не так давно пел Эдмунд Шклярский в своих “Железных мантрах”. Он верит в хорошее, доброе и светлое, весь мир видит через призму своей радужной веры, а затем в этом специфическом состоянии пишет песни - стоит ли удивляться тому, что композиции у него получаются такими же яркими, позитивными и жизнеутверждающими. Что важно, в силу своей интеллектуальной широты и изобретательности автор напрочь избежал пошлости и примитивизма.

В творчестве коллектива без труда прослеживаются характерные для прогрессива, фолка и арт-рока фишки, а стиль стихосложения и поднимаемые в лирике проблемы (а также способ их подачи и освещения) с уверенностью складываются в достаточно стройную, логичную и последовательную мировоззренческую систему, и на самом деле смахивают на отдельную и вполне себе состоятельную философию. Не знаю, стали бы и могли бы писать такие песенки Сократ или Диоген, но кто-то из их учеников и последователей определённо смог бы.

Однако возводить генеалогию состава стоило бы не из киников, пифагорейцев, платоников и иже с ними, а из Хармса, классической литературы и КВН-ориентированных групп навроде Несчастного Случая. Что примечательно, сам по себе АХН к КВН-стилю ничуть и никак не относится, но обладает той самой пластичностью, которая нужна и необходима для того, чтобы с успехом музицировать и проявлять себя в данном стиле. Только в случае с АХН перед нами не театр и не КВН, а фантасмагория куда серьёзнее и масштабнее, и что важно – фантасмагория светлая.

Стремительно-искристая титульная вещь открывает альбом на хулиганско-скоморошечьей ноте, и казалось бы, ничто не предвещает ничего, а нас вероятно ждёт нечто в духе Короля и Шута, но нет, уже вторая композиция “Протяни” куда серьёзнее и интереснее по структуре, мелодии и тексту. Массированно проявляются и романтичность, и философская глубина, и МХАТовский драматизм, а в припеве прозрачно угадываются такие же прозрачные и неочевидные отсылки к незабвенному Егору Летову и его категорическому абстрактно-метафорическому максимализму.

Грузно грохочущая “Между Нами” – это достаточно традиционный гимн жизнерадостного поп-панка, а вот следующая за ней “Лишь Бы Не Плакали” при всё тех же габаритных очертаниях намного более затейлива, изысканна и интересна, а всё дело здесь в нестандартных рифмах и самом тексте, от которого буквально не оторваться. И дальше всё ещё любопытнее. Балладный арт-рок “Лети” великолепен в своём безоглядном мистическом рвении к запредельному и в подборе слов и метафор для этого самого рвения выражения.

“Когда
Постепенно забываются сны
И уходит любовь,
Закрываются окна на случай зимы
И последней звездою - окурок с балкона,
И вновь

Начинает казаться, что больше нет сил.
И тоска, и проклятый режим
Убивает мечту
И солнечный свет заслонил.
Твоя боль не нужна никому -
Зови не зови.
Одиноким воробушком над головой оживи.

Лети
Несмотря ни на что, через злой океан
В пламенеющем небе.
Лети
Сквозь печаль и туманы, к иным берегам
Пронеси
Бесконечную песню Великой Победы”

(с) Абсолютно Хорошее Настроение -  “Лети”

Ритмично квакающая, красиво обогащённая прогрессивными импровизациями “Дружок” переходит в занятную “Солдат Неудачи” (текст этой песни был написан Витамалистом, бывшим вокалистом АХН, умершим от рака), сменяется сложной и многослойной “Как По Первому Снегу”, которая немало впечатлила меня своими алогичными и неожиданными инструментальными перекличками, а затем всё заканчивается красивой доброй сказкой “Гулливер”, где ненавязчивый намёк предыдущих треков скандируется уже совершенно прямым текстом и никаких кривотолков и недоумений вызывать не должен (так и хочется процитировать Б.Г.: “это ж, Господи, зрячему ясно, а для нас повтори: Бог есть свет и в Нём нет никакой тьмы”).

Звук у АХН панковский, грязный и нестройный, а вот техника игры на гитаре впечатляет и даже напомнила мне горячо любимого Сергея Берёза и в частности последние альбомы его проекта Рельос. Звучит это дело приятно и достаточно необычно, что особенно ярко иллюстрируют балладные “Лети” и “Как По Первому Снегу”, а также характерен и показателен в этом плане этно-ориентированный проигрыш в “Солдате Неудачи”. Панково-небрежное отношение к риффам и аранжировкам причудливо соединяется у группы с глубокими артроковыми и даже авангардными идеями, что само по себе достаточно необычно и примечательно.

Перед нами редкий альбом, способный немало вдохновлять и менять существующее положение к лучшему на молекулярно-генетическом уровне. “Скрижали” заставляют задуматься, учат хорошему, и действительно успешно отделяют зёрна от плевел, и при этом совсем не опускаются в мрак и гротескный реализм Закрытого Показа, хотя порой и не лишены некоторой доли “чернухи” (взять хоть трек “Дружок”). Не все композиции на актуальном диске одинаково хороши, не всегда лирическая канва до конца концептуально выдержана и кульминация наступает именно там и тогда, когда должна наступать, но уже за такие вещи, как “Лети” и “Как По Первому Снегу” диск стоит признать хорошим и даже отличным.

Единственное что вредит современным АХН это их чрезмерная небрежность. Панк панком, свобода и раздолье - свободой и раздольем, но жаль и грустно видеть, как отличные и на самом деле просто блистательные и превосходные идеи разваливаются на глазах из-за недостаточной проработки. Тот же “Дружок” мог бы выглядеть куда более интересно, если бы авторы уделили ему чуть больше внимания и избавили бы от этой характерной для АХН рваной незавершённости. Но это я уже придираюсь. Факт остаётся фактом: потенциал у группы действительно огромный и при должном внимании и усердии способен вывести АХН на совсем другие уровни и рубежи.