ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Ahilless "Казнь Еретика"

Ahilless, Казнь Еретика

18-05-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

AHILLESS - 2013
Progressive black metal / experimental
"КАЗНЬ ЕРЕТИКА"
SELFRELEASED
Россия, Балтийск

Уже стилистическое определение progressive black metal наверняка заставит многих обратить внимание на этот альбом, а интересная, а что главное - совершенно нетривиальная обложка -только подогреет этот интерес. И ваши смелые ожидания от этого диска не будут обмануты. Дело в том, что за названием Ahilless стоит замечательный гитарист Сергей Берёза из города с чудным названием Балтийск, так же известный по таким one-man-составам, как BerkanaS, Рельос и, наконец, БерсеркЪ. Сергей из тех, кто глубоко чувствует этот мир, музыку и движение высших сфер - из тех, кто не повторяет штампы, а ищет свой путь, попутно наполняя те же самые штампы совершенно новым смыслом и глубиной. Как раз именно таким оказался рецензируемый сейчас альбом.

Сергей считает, что ничего не происходит случайно, а все явления так или иначе взаимосвязаны. Справедливо это и по отношению к его проектам. Так, самый мрачный из его коллективов блэковый Ahilless был не так давно закрыт, переродившись в БерсеркЪ, но мы сейчас совершим путешествие назад в прошлое и вспомним события и музыку, которые были заключены на альбоме “Казнь Еретика”, выпущенном год спустя после дебютной работы проекта под названием “Стремление”.

Мрачные риффы с грязноватым дисторшном, то и дело переходящие на традиционное блэковое тремоло, отрывают титульный трек, следующий первым номером на пластинке, и его пространное вступление воспринимается как некое интро, однако чуть более минуты спустя музыка приобретает традиционно-ритмические рок-очертания, а на фоне прозрачного звучания инструментов мы слышим полифоничный экстрим-вокал Сергея, выдающий интересные русскоязычные лириксы. Вокал далёк от традиционного чёрного скрима так же, как и музыка не похожа на привычные дарктроны и кредлы. Уже открывающая альбом вещь звучит как настоящая мини-симфония с множеством переходов, разговорными фрагментами и долгими профессиональными соло.

Трек завершается атмосферной кодой, и гитары словно оставляют глубокомысленное многоточие, но вот звучит ещё одна атмосферная сюита “Резной Престол”, немного более напоминающая ортодоксальные блэк-творения, хотя всё же сравнивать её со знакомыми вам блэк-коллективами я бы не стал. Даже неидеальный звук гитар не мешает ощущению объёмности и симфоничности этого номера, да и всего альбома в целом. Тремоло сменяется великолепно создающими настроение акустическими проигрышами и камерными фрагментами, а вокал то выходит вперёд, то словно отступает в тень, уступая место таинственным и как будто манящим и зовущим из глубин интеллектуальных бездн инструментальным пассажам.

И снова звонкий гитарный перебор, а затем техничное соло в гитарном этюде под названием “Экспромт”, однако цитат из чёрного металла тут уже практически нет, хотя настроение вполне сопоставимо с оным на классических альбомах Celtic Frost, Messiah и Pan.Thy.Monium. Вообще музыка, которую исполняет на этом альбоме Ahilless, можно назвать не только прогрессивной, но и гитарной, хотя ничего общего с произведениями какого-нибудь Мальмстина или Dream Theater творения этого проекта не имеют. Не вызывает сомнений высочайший уровень владения Сергеем своим инструментом, и та ненавязчивость, с которой он не делает акценты на одних только гитарных партиях ещё более подтверждает это утверждение.

А ту простую истину, что “Казнь Еретика” это, прежде всего эксперимантальный альбом, отлично подтверждают два следующих трека - “Холодная Зима” и “Рельос” (да-да, тут не обошлось без межпредметной связи, и “Рельос” действительно намекает на ещё один проект Сергея, носящий такое название). Здесь я окончательно утвердился в ассоциациях с Coroner и Last Descendant, которые бороздили мой разум с самых первых звуков звучания диска. Параллелей с обычным блэком здесь действительно не так уж много, скорее кажется, что Чёрный Кофе и Триумфальная Арка каким-то образом объединились, да и записали вот такой виртуозно-прогрессивный, а главное вдохновенный техно-трэш /блэк.

“Ноктюрн грустному философу” - ещё один великолепный инструментальный этюд, а вслед за ним идёт мрачная баллада “Эфир Тесла” (хотя назвать это балладой можно только в каком-то очень отдалённом и условном смысле) в духе Sabbat времён “Mourning Was Broken”. Это тяжёлая и сложная гитарная композиция ещё более напоминает классику и в частности Бетховена. Мне очень не хотелось бы этого говорить (и я считаю, что такое сравнение будет совершенно не точным), но я всё же скажу, что если бы некая группа Metallica решила исполнять в своё время блэк-метал, то звучало бы это похоже. И в музыкальном плане - а точнее, в плане технического совершенства и сложности и треков - действительно могли быть параллели, но не в плане концепции, глубины и внутреннего содержания, так как металлика всегда грешила стремлением скользить по верхам.

Нужно сказать, что как-раз-таки своей концепцией в главной мере и ценен, интересен и примечателен Ahilless. В каждой ноте и в каждом переходе на этом альбоме чувствуешь чуть ли не кожей, что всё не случайно, не просто так и “не корысти ради”. Кстати, финальная вещь так и называется - “Концепция”, и весьма сильно отличается как по звуку, так и по своей структуре и посылу от всех других дорожек на диске. Трек как будто взмывает в далёкие небеса пылающей зарницей, настолько более совершенными и смелыми выглядят ходы, запечатлённые для истории в этой композиции. Однако в данном случае лучше действительно один раз услышать, чем сто раз прочитать об этом.

Благодаря таким альбомам, как “Казнь Еретика” я по-прежнему люблю тяжёлый метал, слушаю новые малоизвестные группы и верю в будущее такой музыки. Можно тысячи раз со мной не согласиться, но если вы тоже думаете, что тяжёлый рок это не просто что-то грюкающее и кричащее, непонятное и сумасшедшее, то “Казнь Еретика” именно для вас. Альбом, после прослушивания которого начинаешь верить, что метал ещё не окончательно скатился в яму повальной деградации, альбом, после которого хочется жить и творить, искать и оставаться человеком. Бесконечно мрачный альбом, который способен подарить слушателю столько света, что он начнёт сиять и светиться как человек-лампочка с обложки. Конечно, если он тоже хоть в каком-то роде “еретик” и знает толк в музыке, которую слушают и слышат душой.