ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Андрея Рогаткина "Пустой Урок"

Андрей Рогаткин Пустой Урок

23-08-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АНДРЕЙ РОГАТКИН
Релиз
“ПУСТОЙ УРОК”
Год
2018
Стиль
Rock / acoustic
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Как часто мы снова и снова убеждаемся в том, что впечатляющую и до глубин пронзительную музыку можно сыграть в одиночку с помощью одной только акустической гитары. Вспомните хотя бы минималистичные версии основных треков с дебютника Stream Of Passion, Death Angel и их “A Room With A View” и “Veil Of Deception”, Beyond Belief с шикарной “Lust” или акустику раннего Калугина и Майка Науменко – факт в том, что ныряя и погружаясь в доверительную камерность не обременённых дисторшном гитарных переборов, можно обрести нечто совершенно особенное.

Вот и наш сегодняшний герой Андрей Рогаткин не стал мудрствовать лукаво, просто записал восемь своих песен, наиграв их на гитаре, а назвал своё дебютное собрание просто и непретенциозно – “Пустой урок” (и как тут снова не вспомнить Beyond Belief и строчки из “Lust”: come with me, dance in silence in the circle of emptiness – кстати, нечто похожее и по духу, и по настроению, и по внутреннему содержанию и предлагает нам автор на своём дебютном диске с бледной кромкой реки, призванной служить обложкой).

Песни у создателя “Пустого урока” получились грустные, глубокомысленные, напряжённые и горькие. За извилистыми, немного сбивчивыми переборами железных гитарных струн вибрирует и ведёт свою болезненную исповедь надрывный, довольно высокий и как будто эфирный голос Андрея. Нагромождение поэтичных слов и несколько угловатых фраз в совокупности создают нечто похожее на дарк-фолковый вариант нежно-философского рока Кашина - автор неплохо управляется с типично кашинской вербальной эквилибристикой, но предпочитает другие темы.

“Пустота, ты влекла меня тем, что ничем не влекла,
Никак не давала себя наблюдать,
Ни камня не ждал от тебя, ни тепла,
Тебя лишь стремился понять.
Увидеть тебя я не смог, увидел свой скорченный образ,
Потрогать тебя я не смог, лишь пальцы дрожали нервозно.
Прибором тебя не засёк в пространстве далёком межзвёздном,
Забыть про тебя я не смог, ведь было уже слишком поздно.
С тех пор я словно заболел, тебя познать я не сумел,
Я заточён в твоём плену и превратился в тишину”.

(с) Андрей Рогаткин – “Пустота”

И всё-таки не обошлось без сомнительных и неоднозначных моментов. Мне совсем не понравились “ультразвуковые” вопли в “Пустоте”, порой треки не лишены общих мест и как музыкально, так и лирически выглядят достаточно предсказуемо (взять хоть как будто вымученный и усталый номер “Дожди”), в остальном же всё отлично. Стартовав как типичная бардовская поделка, “Пустой урок” очень скоро набирает обороты и где-то в середине вполне смахивает на Anathema конца 90-х-начала нулевых или на Antimatter (“Слово”, “Пустота”).

Можно отнести к чести музыканта его умение варьировать от простоватых и ненавязчивых походных песенок (“Пойдём”) до высот и глубин толкиенутых менестрелей (“Стая”) и даже до серьёзного дарк-фолка в духе Tenhi и Sieben (“Шапито-шоу”). Постарайтесь не раздражаться на такое разнообразие и разномастность, попробуйте принять альбом во всей его разноликой непосредственности и противоречивости настроений и выразительных средств, и тогда предлагаемое совпадение противоположностей откроет вам все свои тайники, скрытые смыслы и неочевидные межпредметные связи.

А в целом по атмосфере “Пустой урок” напомнил мне старый узбекский фильм “Нежность”. В нём так же много алогичного, иррационального, какой-то глубоко затаённой печали и тоски, а монохромная акустическая простота ещё более подчёркивает тот простой факт, что в этой жизни далеко не всё бывает так, как нам хочется. Даже если вокруг солнце, воздух, пляжи, улыбки и карнавал, на самом дне холодных колодцев человеческого одиночества всё так же пусто, кромешно и страшно, а музыка – это лишь попытка уйти, убежать от собственной неприкаянности. Кто-то делает это патетически и с повышенным пиететом как Beyond Belief, кто-то – скорбно и пронзительно как Antimatter, а кто-то как Андрей Рогаткин – смело, разношёрстно, немного наивно и очень искренне.