ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Arbor Inversa "Anticipatterns"

Arbor Inversa, Anticipatterns

05-07-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ARBOR INVERSA
Релиз
“ANTICIPATTERNS”
Год
2017
Стиль
technical death metal
Лейбл
WORMHOLEDEATH / THE ORCHARD
Страна, город
Россия, Мурманск

Мурманский дуэт взял себе заковыристое название и решил играть не менее заковыристую музыку, свидетельством чего и явился их дебютный альбом “Anticipatterns”. Вам тоже это название напомнило великий Death и их культовый “Individual Thought Patterns”? Да, это, скорее всего, действительно не случайно, но поклонники Чака Шульдинера могут быть спокойны: Arbor Inversa совсем не является клоном их любимой команды, хотя и играет схожую музыку в том же самом жанре. Диск вышел на культовом итальянском лейбле, что уже настраивает на то, что материал будет как минимум достойный, а интересная психоделическая обложка намекает на множество уровней восприятия и глубокие тексты.

“Philistine Manifesto” - называется открывающий альбом трек, и первые же звуки дают понять, что на диске мы услышим умный и в меру техничный дэт-метал старой школы. “Филигранный” - это именно то слово, которое приходит на ум, когда слушаешь группу. Идеально отлаженные инструментальные партии настолько чётко продуманны и прилажены друг к другу, что места для ошибки просто не остаётся. Arbor Inversa играет нечто в духе Edge Of Sanity, Nocturnus, Pragmatic и Signist. Есть здесь и что-то неуловимо напоминающее швейцарских трэшеров Coroner с их идеальными соло и техногенными ритмами, есть нечто и от позднего Voivod, но в общем и целом это всё-таки дэт и ещё раз дэт.

Утробный вокал и вторящий ему то и дело скрим, увесистые риффы, метрономные ударные, плотный упругий бас, алармирующие соло и медленный основательный темп - именно так звучит музыка этой группы. Местами материал съезжает куда-то в грайнд-области и начинает напоминать Mortification, Cannibal Corpse и Morbid Saint, как, например, в “Lex Talionis” и “Aftertaste”, а временами накатывает такой ностальгический ураган, что сопротивляться ему просто нет никой возможности. Уже в первом треке можно услышать футуристические сэмплы, виртуозные гитарные взвихривания, равномерный техничный риффинг, строгий гроул и отчаянный скрим.

Альбом развивается по нарастающей, и от первой вещи до второй команда как будто преодолевает не одну сотню световых километров в плане инструментального совершенствования. “Lex Talionis” звучит ещё более уверенно и увесисто, гитары и бас жестоко рвут атмосферу своей массированной агрессией, а гроул выглядит как отличное украшение этой идиллии. Честно говоря, я не совсем понял фишку со скримом: в такой умной и прогрессивной музыке подобное пение далеко не само собой разумеющееся, однако с ним композиции звучат более брутально и как будто делают лёгкий реверанс в сторону современных кор-групп. Музыканты как будто хотят убедить всех, что не застряли в прошлом и могут развиваться.

В “Aftertaste” темп ускоряется, ударные переходят в шквальную атаку, а у гитар неожиданно появляются блэковые интонации, ощущение чего подтверждает и усиливающаяся удельная доля скрима в общей музыкальной канве. Безмерно гармоничные гитарные соло напоминают именно Coroner времён “Mental Vortex” и “Grin”, они вырисовываются поверх риффов мясорубки очень изящно и тонко, душевно и гармонично. Кстати, в следующем треке “Pandora’s Ambassador” даже звук гитар немного напоминает швейцарцев, хотя вокал сходу удивляет и выдаёт шумный скрим в духе других олдовых подданных этой страны, а именно Messiah. Появляются нотки авангарда, но они настолько умеренны, что отторжения не вызовут даже у ортодоксов.

Да, есть здесь и нечто от Voivod времён “Phobos”, гитарная паутина и сложная структура треков обволакивают сознание как хитроумный капкан, готовый вот-вот готов сомкнуться в смертельной хватке. Ещё больше чистого олдскульного техно-трэша мы слышим в “Northunderland”, а хрестоматийный гроул, сухой скрим и влажные мелодичные гитары великолепно дополняют отличный ритм-чёс. “Scrounge A Matter” встречает нас ударными, похожими на колотушки раннего Viking, а появляющийся невесть откуда хриплый истошный голос не даст вам заскучать и принесёт ту самую щепотку разнообразия, которая никогда не бывает лишней. Кстати, ещё одна безусловно сильная сторона группы - умеренная длительность треков, которые просто не успевают надоесть.

Музыка становится более сложной и нелинейной, что превосходно иллюстрирует “Prot”, где неискушённый слушатель запросто может потонуть в водовороте инструментальных линий. Да, я думал услышать нечто подобное на последнем альбоме Mekong Delta, но, увы, там ничего такого нет и близко, хотя стиль вполне похож на то, что они делали раньше и делают сейчас. Не сказать, что я слышу у Arbor Inversa Прокофьева, нет, но группе и не нужно обращаться к классике, ведь они сами могут сочинять не хуже гениев прошлого. “Prot“ напоминает удивительный металлический джаз, хотя особых параллелей к Cynic, Atheist и Alchemist там нет. Надо ещё суметь записать вот такую интересную техничную вещь в наши дни и умудриться избежать параллелей со столпами прошлого!

Одноимённый с группой трек шарахается то в хэви-метал, то в блэк, то в прогрессив, то снова возвращается в ритмичный трэш-дэт, что звучит просто исключительно. Конечно, кто-то упрекнёт ребят в отсутствии чётких куплетно-припевных очертаний и в общей сложности их композиций, и тут действительно стоит сказать, что музыка группы обращена в первую очередь к любителям непростых музыкальных решений, а всем прочим может показаться всего лишь источником головной боли, но в то же время я могу авторитетно заявить, что на диске нет ничего сумбурного и случайного, здесь всё выверено до такой степени, что остаётся только разинуть рот в восхищении перед этой небесной механикой.

Финальный номер “Lyra” вполне предсказуемо оказался одним из самых нестандартных и многозначительных, хотя и не лишённым типичных техно-дэт-партий. Музыка смолкла и нужно что-то изречь в заключение. Скажу честно, я огромный поклонник вот такого сухого саунда, когда все инструменты на виду и идеально прослушиваются. Я не думаю, что шумная какофония это плюс, поэтому слаженный материал Arbor Inversa не оставил меня равнодушным, более того, я думаю, этот диск станет тем долгожданным глотком свежего воздуха для всех техно-фэнов, которого они так долго ждали. Для меня альбом - просто бомба, и в этом техно-колодце действительно можно искать и находить огромное множество всего-привсего, разного-приразного, не выныривая оттуда сутками, что я и буду с удовольствием делать.