ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом ArtVitae "II"

ArtVitae, II

10-07-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ARTVITAE
Релиз
“II”
Год
2017
Стиль
Hard rock / metal
Лейбл
CDM RECORDS
Страна, город
Россия, Москва

Если прочитать пресс-релиз этой группы, на ум сразу приходят викинги из Manowar, которые в начале 80-х говорили о себе примерно в таких же категориях: “мы окинули взглядом всю существующую тяжёлую сцену и взяли всё самое лучшее”. ArtVitae идут ещё дальше и обещают нам микс из всех разновидностей рока с самих 70-х до наших дней, не забывая об этнике и прочих нестандартных влияниях. Группа существует с 2013 года, успела хорошо зарекомендовать себя на многочисленных фестивалях, а сейчас представляет второй альбом с лаконичным названием “II”.

Стремительный, хорошо читаемый драйв в первом треке “Выбирай Своих” отлично сочетается с сильным и богатым оттенками вокалом в духе Guns’n’Roses и Skid Row. Именно такую музыку пытались некогда играть такие группы как Джокер и ЛиДер, но у ArtVitae это получается на порядок лучше. Отличный плакатный текст как будто возвращает нас в 80-е, когда играть такую музыку было ново и здорово, а в песнях хотелось буквально дотянуться до луны.

Ещё более тяжёлый звук чуть ли не в духе Skid Row времён “Subhuman Race” мы слышим в следующем треке “Пустота”. Тягучая вокальная манера напоминает группы наподобие Alice In Chains и Pearl Jam, но вот звучит припев и эти ассоциации рассыпаются как карточный домик, однако психоделичные риффы образца 90-х всё равно никуда не уходят и дают о себе знать время от времени, а эпизодические вкрапления электроники добавляют современных влияний.

Чувственная баллада “Научи Меня” приносит веяние покоя и напоминает нетленные медляки Стивена Тайлера и Эксла Роуза. Серьёзный текст призывает задуматься, а красивые соло и высокие вокальные пируэты добавляют соответствующих тематических кайфов в эту традиционную рок-вещицу.

Ещё один медленный номер “Степи” порадуют тех, кому нравятся более проникновенные и нежные композиции. Здесь неожиданно проявляются народные инструменты и внутренние влияния фолк-рока, которые затрагивают даже текст. ArtVitae вполне могли бы стать в один ряд с Пророчеством Вёльвы и Мельницей, а в чём-то даже и превзойти их, о чём свидетельствуют артовые клавишные зарисовки, которые мы слышим во второй половине пьесы.

Мелодичный клавишный рок в духе Axxis и Kingdom продолжает пластинку в песне “Лови Азарт”, а хоровые припевы добавляют хулиганского задора, равно как и надрывный, переходящий в вибрации на связках голос основного вокалиста. Трудно не подивиться энтузиазму и первобытной энергетике, которая пульсирует в этой песне - так могли играть только стадионные рок-идолы времён расцвета глэм-движения, и подняться сейчас на ту же высоту ой как непросто.

Медленный тяжёлый трек “Письма На Песке” снова напоминает гранж начала 90-х и такие группы как Ugly Kid Joe, очень легко и свободно относившиеся к наследию ветеранов из Black Sabbath. Вокал предлагает трогательное разнообразие и каждый раз находит что-то новое, то взмывая вверх, то возвращаясь на грешную землю. Звучит экспериментально, но уставшим от однообразных рок-проигрышей искателям новизны определённо понравится.

И снова баллада, но на этот раз тяжёлая и протяжная с пространными хоровыми распевками.  “Чёрное Море” обладает таким же “тяжёлым” текстом, который идеально дополняет металлические риффы и контрастно противолежащие им акустические гитары и клавишные. “Не может вселенная висеть на одном гвозде” - говорил легендарный психолог Юнг, и ближе к завершению этот напористый хард-н-хэви обретает полифоничные артроковые очертания.

Однообразие совершенно точно не является недостатком группы, и следующий трек “Брод” звучит как традиционный акустический русский рок, а в качестве лирики здесь одно из известнейших стихотворений Бродского. Вот так сюрприз! Фанаты поэта могут ликовать и кричать от восторга, а затем забирать композицию на стену ВКонтакте - переложение на музыку гениального произведения удалось очень даже неплохо.

И снова бодрый хард-рок в классическом стиле, но с толикой экспериментов a la “Письма На Песке”, а называется он “Лучшее В Тебе”. Здесь есть и нечто от Арии, и много компромиссных хардовых влияний, а помимо этого даже молниеносные железные соло, разнообразные проигрыши и эпичные разговорные фрагменты. Такое чувство, что группа решила занять инструментальными и вокальными линиями все без исключения дорожки записи, но это им идёт.

Смесь фламенко и тяжёлого рока в песне “Солнце Внутри” звучит очень жарко и неистово, а ревущие гитары и звонкий вокал добавляют парадного лоска. Эта музыка максимально тяжела, претенциозна, отвязна и мелодична, ровно настолько, чтобы нравиться массам и проходить в каталогах как настоящий современный рок. Помниться, нечто подобное пробовал делать Кид Рок лет двадцать назад, но его подвело отсутствие чувства меры.

ArtVitae не столь безрассудны и не пытаются добавлять в свой хард рэп и фанк, поэтому их тяжёлый винегрет звучит гораздо более удобоваримо и вкусно, но так же насыщенно и остро. Напористые акустические гитары, мощное пение и богатая ритм-секция с фолк-влияниями снова ждут нас в треке “Сказание”. Звучит необычно, даже очень необычно, а в “Песне Пастуха” сырого аутентичного фолка ещё больше, а к нему примешивается что-то шаманское с характерным горловым пением (!).

“Реквием” искрится отсылками к симфо-року и гитарными соло в духе Мальмстина, а вкрадчивый голос постепенно раскрывается в полную силу, и в итоге мы имеем серьёзнейший прогрессивный хард-н-хэви в духе Queensryche. Прослушивание “II” напоминает визит в театр или в цирк, а скорее и одно, и другое сразу. Разнообразие номеров и общая виртуозность не только поражают воображение, но и удовлетворяют эстетический вкус.

И наконец, финальная арт-баллада “Моё Сегодня”, прослушивая которую я вдруг поймал себя на мысли, что впечатления от альбома очень напоминают мне середину 90-х, когда ко мне в руки попал альбом Savatage “Dead Winter Dead”, где фантазия музыкантов казалась такой же неиссякаемой и фонтанирующей. А ведь те американцы начинали со вполне ортодоксального хэви-металла, как и ArtVitae. “Всё течёт, всё изменяется” - заметил ещё Гераклит, и к рецензируемой группе это подходит на все сто.

ArtVitae накашеварили столько всего на своём втором альбоме, что человеку без фантазии адекватно воспринять это будет непросто. Как говориться, без стакана здесь не разобраться. Однако если с чувством юмора и свободой взглядов у вас всё в порядке, то этот диск можно слушать совершенно свободно и в неограниченных количествах. Пять за оригинальность,  четыре за тексты, пять за Бродского, три за общую гармоничность и слушабельность, в итоге получаем четыре.