ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сплит Astarium/Antiquus Scriptum "Hymns To The Ancient Northland"

Astarium Antiquus Scriptum Hymns To The Ancient Northland

22-04-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ASTARIUM/ANTIQUUS SCRIPTUM – 2016 * * * * *
Neo-classic ambient / dark ambient / neo-folk ambient
"HYMNS TO THE ANCIENT NORTHLAND" (SPLIT)
NITROATMOSFERICUM RECORDS
Россия, Новосибирск / Португалия, Алмада, Сетубал

Новосибирский блэковый one-man проект Astarium отметил в прошлом году своё десятилетие, но при этом отнюдь не собирается просто почивать на лаврах и не сбавляет оборотов творческой активности, продолжая радовать своих последователей новыми и новыми релизами. На этот раз перед нами сплит Astarium и португальского epic black metal проекта Antiquus Scriptum, на котором они предстали в своём эмбиент-фолковом амплуа, продолжая традиции Burzum, Storm и Wongraven.

Скажу сразу, я не могу относиться к деятельности этого сибирского акта хоть сколько-нибудь объективно и отвлечённо. Меня в равной степени радует, восхищает и вдохновляет как блэковое творчество состава, так и его ambient-эксперименты, которые я, ничтоже сумняшеся, считаю одной из вершин современного околоблэкового эмбиента и атмосферной синтезаторной музыки в целом. Композиции предводителя Astarium СиНа неизменно концептуальны, мрачны, величественны и таинственны, обладая при этом удивительной глубиной и своеобразной хитовостью, которая для таких направлений, как neo-classic, ambient и neo-folk вообще практически не свойственна, за исключением, пожалуй, одиозного проекта Sopor Aeternus, хотя это, конечно, уже совсем другая история.

На свежем сплите, получившем название  "Hymns To The Ancient Northland" и посвящённом, как и явно видно уже из названия, величию северной сибирской природы, Astarium представил 6 своих старых композиций, которые были ремастированы или даже вовсе перезаписаны и обрели другой звук, а также два интереснейших кавера на эмбиентную классику Burzum – “The Crying Orc” и “Hvis Lyset Tar Oss”. Те, кто уже слышал представленные на этом издании вещи Astarium, отметят для себя действительно изрядно посвежевшее звучание и неизменную глубину и без того сильных треков, а те, кто только начинают своё знакомство с этим интересным проектом наверняка оценят нестандартный подход СиНа к своему творчеству и его закольцованные гипнотические мелодии.

Материал, представленный проектом для сплита звучит очень величественно, проникновенно и целостно, оставляя ощущение какой-то тайны и недосказанности, а также близости к чему-то поистине прекрасному и мистическому. Несмотря на то, что некоторые мои эмбиентные фавориты авторства Astarium, такие, например, как “Aura Of a Crystal Night”, остались за бортом и не вошли на диск, имеющийся материал оказался не менее (а может быть даже и более) интересным.

Португальский коллектив Antiquus Scriptum также представляет собой one man проект человека, скрывающегося за псевдонимом Sacerdos Magus, и исполняет эпичный блэк, а для сплита представил практически все имеющиеся в своём активе эмбиентные треки, которые достаточно сильно отличаются от того, что делает Astarium.

В треках Antiquus Scriptum нет той размеренной величественной атмосферы, которая всегда отличала творчество СиНа. Композиции Магуса гораздо более страстные, порывистые, по-южному горячие и стилистически находятся скорее в жанре неоклассики, напоминая культовый в определённых кругах российский коллектив Caprice и его эльфийскую трилогию (это относится к первым трём трекам, по мере прослушивания которых  так и кажется, что сейчас зазвучит вокал Инны Брежестовской, и её ломанные академические вокализы почти воочию слышатся то там, то здесь) и в традиционных фолк-областях.

Но нет,  Antiquus Scriptum как и Astarium исполняет только музыку – музыку, которая принадлежит андеграунду лишь отчасти, и вполне аутентично смотрелась бы даже на альбоме каких-нибудь Ophelia’s Dream или даже более именитой и прославленной neoclassic-формации, а такие треки, как “Ode To Helskir (Medius # II)”, “Solsticio D'Inverno – Exitus” и “Tertulia Das Bruxas Dancantes (Adagio Allegro; Movimento IV)” и вовсе удивляют, поскольку своим настроением и атмосферой напоминают скорее горячий итальянский folk - даже не dark folk, а самый что ни на есть традиционный, народный, даже бодрый и чуть ли не пивной музыкальный материал, который вполне мог бы исполняться (а скорее всего и исполняется) в каких-нибудь португальских деревушках на каком-нибудь дне урожая хмеля, когда пиво повсюду течёт рекой, а все жители весёлые и нетрезвые. Кстати, в треке “Ode To Helskir (Medius # II)” присутствует даже голос, который, впрочем, выполняет скорее роль ещё одного музыкального инструмента.

Композиция “Atlantica (Adagio In Lacrime; Movimento III)” удивляет ещё больше и вызывает в сознании и вовсе современную классику в духе Джеймса Ласта и его “Одинокого Пастуха”. Гитарная “O Outono Medieval (Equinocio Profundo; Movimento V)”  - это что-то в духе инструментальных экзерсисов Блэкмора в составе его средневеково-менестрельского проекта Blackmore’s Night. И, кстати говоря, в целом не-блэковое творчество Antiquus Scriptum напоминает как раз такое фолково-неоклассическое путешествие в средневековое прошлое родной Португалии.

К чести проекта стоит сказать, что его композиции совершенно лишены занудности и однообразия, которая очень часто является непременным спутником подобных путешествий (взять хоть Aurora Borealis или Clan Lir). Немного вызывает недоумение, как такая музыка вкупе с мерным плеском волн может соответствовать тематике гимнов нордической природе, но я отнёс это к разряду “очевидное невероятное“ и не стал далее ломать себе голову над этим вопросом, тем более что завершающий трек Магуса, который как будто почувствовал моё недоумение, оказался истинно нордическим и трушным. Это кавер на классику Satyricon “I En Svart Kiste”. И кавер преотличный.

В целом сплит произвёл на меня очень сильное, если не сказать потрясающее впечатление. Бесконечный восторг от встречи с уже знакомыми, но зазвучавшими по-новому треками Astarium был ещё усилен радостью от знакомства с необычной и интересной стороной деятельности весьма нетривиального португальского проекта. Релиз выпущен силами лейбла NitroAtmosfericum Records в виде Pro-CD-r,  а сейчас также реализован ограниченным тиражом в кассетном варианте польским лейблом Werewolf Promotion, а потому представляет весьма серьёзную ценность для коллекционеров.

Алексей “Astarte Eel” Иринеев