ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы АСТЕРА "В Сердце Шторма"

АСТЕРА, В Сердце Шторма

11-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

АСТЕРА – 2016
Heavy metal
"В СЕРДЦЕ ШТОРМА"
SELFRELEASED
Россия, Санкт-Петербург

Только появившись в конце 70-х, heavy metal с ходу ощетинился шипами, заклёпками и прочими агрессивно-блестящими стальными изделиями. Войны, сатанизм, агрессия – вот, что было в чести у тяжёлого металлического рока на заре его появления, а группы называли себя “убийцами”, “одержимыми”, “мучителями”, “уничтожителями”, “адскими молотками” и т.п. А вот молодая группа из Санкт-Петербурга, стартовавшая в 2015 году и выбравшая в качестве своего названия звучное и вполне приятное на слух слово АСТЕРА (любители пива меня поймут) позиционирует себя как “добрый метал”! Вот уж чего не слышали! Был white metal (“белый метал”), soft metal (“мягкий метал”), но “доброго” ещё не было… Как оказалось, за этим определением скрывается по сути всё тот же heavy, но лишённый напускной, неестественной мрачности. Некий аналог happy power в жанре heavy metal.

Группа не стала долго томить своих слушателей синглами и ипишками и сразу выдала на гора полноформатный релиз “В Сердце Шторма” c немного наивной фэнтезийной обложкой, где изображены две полуобнажённые крылатые валькирии с мечами наперевес, а также брызги и прочие водные процедуры, сопутствующие настоящему шторму, способному разбивать и топить корабли с сокровищами и безуспешно цепляющимися за них матросами….С первых же аккордов композиции “Дети Неба”, раскатисто зазвучавшей в духе Running Wild сразу же после небольшого эпично-классического intro, невольно обращаешь внимание на потрясающую технику исполнения, отличающую всех без исключения музыкантов группы АСТЕРА и на несколько неестественно выдвинутый вперёд в духе 80-х харизматичный мужской вокал.

“Мы дети неба, осколки умершей звезды!...Мы сердцем чувствуем волны давно угасших планет….Мы дети неба, фантомы солнца и луны!” – вещает вокалист, а угрожающий дисторшн гитар вторит ему, а затем раскалывает небо одухотворённым соло, переходящим с мелодических на гармонические проигрыши. Немного слабовата попытка вокальных соло-распевок, но в целом АСТЕРА играет не ту музыку, которую можно хоть за что-нибудь критиковать. Эти питерцы подхватили славное знамя Manowar, Sacred Steel, Maniac, HammerFall и иже с ними с тем, чтобы донести до современных слушателей первозданный heavy metal во всём его первобытном очаровании и грубом великолепии. Второй трек “Девятый Вал” с успехом продолжает открывающую диск композицию: всё те же уверенные риффы, заливистые соло и морская тематика.

Все “правильные” heavy metal-пластинки 80-х славились тем, что на них бодрые героические боевики сочетались с проникновенными лирическими балладами – такими, что, слушая их, ощущаешь почти физически, как душа раскрывается, а в сердце появляются какие-то непривычно-романтические движения. Именно такова “Твой Сон”, которая начинается как вкрадчивая акустическая баллада, а затем привычно утяжеляется рёвом тяжёлых, словно стонущих гитар. “Звёзды тихо шепчут тёплые слова, Млечный путь объятья для тебя открыл. В небе нет обмана, в небе кружева, вышитые душами проснувшихся светил… И тебе не хочется расставаться с тишиной, тишина и ночь даруют мягкую постель, стаи белых птиц зовут летать с собой, ветер дверь фантазии сорвал с петель… Твои глаза – бездонный океан!“. Трудно не поддаться магии этой вещи, пробирающей действительно до мозга костей.

И снова по законам жанра, немного взгрустнув, мы слышим ритмичный рокот песни “Новый День”, которая как будто делает небольшой экскурс в мир классического hard’n’heavy в духе Saxon и Van Halen. Превосходное соло лишь дополняет сходство с творчеством Эдди Ван Халена, укрепляя ощущение от дебютной работы группы АСТЕРА как от ностальгического гитарного харда, смешанного с героическим heavy metal. И как раз этот самый героический heavy-эпос в духе американцев, провозгласивших себя королями металла, следует далее по программе в соответствии с треклистом альбома “В Сердце Шторма”. Отрывистый гимноподобный припев трека “Иллюзион” звучит в лучших традициях коллектива Эрика Адамса, эпизодически напоминая что-то от Grave Digger, а плотный рокот бас-гитары соединяет всё это воедино словно стальная скрепа!

И снова проникновенная баллада, начинающаяся с романтических гитарных переборов, удачно оттеняемых звуками флейты. Грубый чёс тяжёлых гитар лишь подчёркивает бархатный голос вокалиста, поющего об “Алых Парусах”. Думаю, даже сам Александр Грин, автор этой феерической повести, проникнулся бы шёлково-железной интерпретацией собственных идей в исполнении группы АСТЕРА, ну а уж милые дамы просто обречены, если им доведётся хотя бы раз услышать эту песню. АСТЕРА как будто вдруг вспомнила о нетленной классике МХК, и следующая композиция посвящена не кому-нибудь, а самому Вильяму Шекспиру, имя которого не кануло в Лету даже на фоне повсеместной экспансии социальных сетей. И снова флейта звучит на фоне прямолинейных риффов и традиционного heavy metal вокала, ввергая вашего покорного слугу в некоторый когнитивный диссонанс.

Проигрыш с соло на флейте окончательно сбил мой компас с курса, и в голове сами собой стали появляться аллюзии к Sky Clad, Waylander, Cruachan и прочим вполне металличесим фолкерам (но фолкерам, разрази меня гром!) Ну а завершает диск ещё один трек из серии шедевров мировой художественной культуры – “Полёт Валькирий”, обеспечивший бессмертие немецкому композитору Рихарду Вагнеру в среде одарённых интеллектом металлистов ещё в самом начале 80-х. Естественно, флейта присутствует и в этой сюите, выписывая свои изящные пируэты поверх традиционного heavy metal-стаффа. Боюсь, что я не смогу адекватно оценить, хорошо ли это или плохо. С одной стороны, группа, явно, пытается расширить прокрустово ложе классического HMR, но само звучание флейты идёт как будто совершенно своим ходом и не особо сочетается с основной темой, скорее перебивая её и вызывая ассоциации с авангардом.

Не секрет, что в heavy metal есть три правила: 1. Абсолютная искренность и верность идее, 2. Филигранный драйв и умение извлекать из своих инструментов абсолютно всё, на что они только способны, 3. Сильный вокал и героические, воодушевляющие тексты. И по всем трём обозначенным пунктам АСТЕРА получает по 5 баллов, но…отчасти смазанный финал пластинки в виде нескльких полуфолковых композиций, посвящённых темам, не входящим в обязательный набор юного металхэда, это, определённо, вызов. Кто-то скажет, что это смелый и удачный эксперимент, а кому-то эти заигрывания с фолком станут костью в горле, начисто испортив трушное впечатление от эпичного зачина. И альбом действительно получился достаточно разнородным и противоречивым, что, конечно, не отменяет его весьма высокой художественной и технической ценности, хотя с точки зрения тру-металла, он в целом и общем всё же несколько легковат.