ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом BerkanaS "Родовая Память"

Berkanas, Родовая Память

08-12-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

BERKANAS - 2016
Folk-rock / neo-folk / post-rock / experimental
"РОДОВАЯ ПАМЯТЬ"
SELFRELEASED
Россия, Балтийск

За проектом Berkana (с норвежского “Берёза”, не путать с одноимённым питерским фолк-коллективом!) стоит талантливый гитарист из города Балтийск по имени Сергей Берёза. Как говорит сам Сергей, “berkana” является одной из рун старшего футарка и обозначает рост, развитие и плодородие. Несмотря на это, раннее творчество проекта являло собой мрачные изыскания, вдохновлённые тьмой и её ослепительным очарованием. Сергей не мог пройти мимо более тёмных и тяжёлых направлений, как и стоящей за ними чёрной метафизики, что привело к созданию блэк-дэт-металлического Ahilless, направленного на поиск ответов, и думового Рельос, призванного служить делу регенерации. Ныне Сергей вновь вернулся к тому, с чего начинал 20 лет назад, но теперь уже пройдя сложный и трудный путь внутренних перемен, увидел всё иначе.

“Теперь круг должен замкнуться. Если бы я снова создавал проект, то назвал бы его всё так же - Berkana. Поэтому в конце слова была поставлена буквица “S” (Зело – сверх меры, без предела, без времени, без смерти тела, без смерти Духа и Души), тем самым разомкнув круг, начав загибаться в очередной виток спирали, врезаясь с вечность.  К тому же инициалы имени и фамилии удачно совпали, если глядеть через латиницу” – говорит он. Я привёл столь пространную цитату и рассказ о деятельности Сергея не только по той причине, что этот человек, его мировоззрение и деятельность действительно достойны того, чтобы о них знали. В отрыве от этих фактов, смысл и концептуальное наполнение нового альбома BerkanaS не будут вполне понятны.

“Родовая память” на самом деле являет собой эпохальное творение, посредством которого музыкант провёл своеобразное подведение итогов собственного пути, начатого в далёком 1996 году. И рецензируемый релиз действительно представляет собой всё ту же Berkana, но изрядно повзрослевшую и успевшую набраться опыта и мудрости. Нужно сказать, что зрелость действительно чувствуется в каждой ноте и каждом звуке, уже начиная с открывающей альбом титульной композиции. Красивый гитарный перебор, пост-роковая атмосферность, глубокий голос Сергея и осмысленные, метафизические тексты, подобных которым, кроме как у Оргии Праведников, и не было до сей поры ни у кого на российской сцене.

Тем не менее, я не стал бы сравнивать BerkanaS и группу Сергея Калугина. BerkanaS начисто лишён эпатажности и пафоса, который на альбомах Калугина и его коллектива просто прёт изо всех щелей, в то время, как BerkanaS звучит на удивление естественно и выверено – это то самое “всё гениальное просто”, в истинности которого вы теперь можете убедиться сами, прослушав “Родовую Память”. Альбом преисполнен лёгкой и светлой ностальгии, близких сердцу воспоминаний и знаний, вынесенных из пройденного пути, о чём прекрасно свидетельствует второй трек “Некогда, вернее, тогда”, атмосферное начало которого неожиданно переходит в стремительное буйство ритм-секции и тревожное соло, проступающее поверх всё тех же задумчивых гитарных переборов.

И снова классическая, почти старинная, на этот раз инструментальная “Магия Любви В Танце Энергий”, напомнившая мне проникновенные произведения Бориса Гребенщикова времён его “Русского альбома” или дисков “Навигатор” и “Письма Капитана Воронина”. Великолепное звучание гитары и филигранная, но не замкнутая на себе самой техника исполнения поражают воображение прозрачными аллюзиями к фламенко, а затем рассыпаются кристальным звоном нездешних космических колебаний, лишь для того, чтобы вновь вернуться к изначальной музыкальной теме, в которую Сергей изящно вплетает даже аккордеон.

Возвышенная, неоклассическая “Танюшику” встречает слушателя тоскующим звучанием скрипки, а затем разливается чёткими гитарными фразами, которые словно что-то рассказывают, и, вслушиваясь, ты действительно слышишь долгую и странную историю скитаний, поисков и обретения себя - историю потерь, ран и воскресшей, словно дивный цветок, любви. И вновь, точно как во втором треке, примерно в середине композиции мы слышим вступающие “тяжёлые” инструменты – воющие “металлические” гитары, рокочущий бас и самозабвенные раскатистые ударные. А в преддверии коды сюита снова представляет нам свою противоположную, эмбиентную сторону, таинственно и мистично завершающую этот трек, словно бесконечным многоточием, уводя его в Вечность.

После двух инструментальных композиций романтичная песня “В Лесах” воспринимается ещё более рельефно и ярко. Атмосферные гитары ткут свою волшебную паутину, то и дело проступающая неожиданно скоростная бас-бочка добавляет специфического напряжения и колорита, а глубокий, как будто немного нестройный и болезненный голос Сергея вырисовывается настолько выпукло, что не слушать – не услышать его – просто невозможно. Пение птиц звучит как своеобразное обрамление этой вещи, которую сменяет ещё один тревожный инструментал – “Велесова Ночь”. В этом номере впервые появляются тяжёлые “шредирующие” гитары, превращающие этот трек в самый монолитный и мрачный на всей пластинке.

Предпоследняя композиция “Рус, проснись!” также отличается очень глубоким, достаточно тяжёлым и объёмным, почти индустриальным звуком, на фоне которого уже явно нарочито “подводный” вокал Сергея выдаёт свои призывные, как будто заупокойные песнопения, напомнившие мне поэзию Николая Клюева. В этой песне чувствуется глубокая любовь к Родине, не переходящая однако в слепое обожание и восхваление. Самая длинная на всей пластинке “Рус, проснись!” явно стоит особняком по отношению к остальным трекам, выделяясь своей повышенной эмоциональностью и какой-то чуть ли не колдовской монументальной основательностью – верой в своё правое дело, граничащим с  желанием достучаться, докричаться, быть услышанным……

И снова мрачный аккордеон в духе Астора Пьяццолло, который на фоне звучащего как потусторонняя балалайка, баса, дышит такой многовековой тоской, что становится воистину жутко. А завершает пластинку самая необычная и странная песня на всём альбоме - “Исток”. Почти карнавальные, скоморошечьи мотивы неожиданно сближают этот трек с творчеством Егора Летова и его Гражданской Обороны. А в целом… В целом у BerkanaS получился удивительно глубокий, гармоничный, но при этом не лишённый экспериментов и атональностей релиз, который уверенно возвышается над всем современным шоубизом своей нестандартностью, искренностью, живой и кипучей внутренней энергией, которую просто невозможно не заметить, не услышать и не почувствовать.

Песни на диске “Родовая Память” воспринимаются как своеобразный дневник, путевые заметки странника, который долго шёл к своей вершине, а сейчас достиг важной высоты и позволил себе небольшой перевал. Я бы не сказал, что сегодняшний BerkanaS имеет много общего с традиционным фолк или пост-роком; эта музыка поистине находится вне каких-либо рамок и ограничений и может быть адекватно описана только одним определением – “experimental”. В то же время сей факт отнюдь не означает, что материал “Родовой Памяти” насквозь пронизан авангардом и натужными поисками – нет. Это действительно просто хорошая душевная музыка с превосходной гитарной работой и интересными текстами, которая по независящим от неё бытийно-историческим причинам, оказалась занесённой в ранг экспериментальной, являясь по сути скорее классической и внеисторической.