ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Бес Иллюзий "Паранойя"

Бес Иллюзий "Паранойя"

28-11-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
БЕС ИЛЛЮЗИЙ
Релиз
“ПАРАНОЙЯ” (Single)
Год
2018
Стиль
Symphonic metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Североморск

Эти эпатажные симфо-корсары из Североморска вложили в свой актуальный сингл максимум сил и внимания: мало того, что в записи песни приняла участие уйма самого разного народу, так ещё всемирную паутину наводнили фото рок-любителей в футболках с символикой данного трека. Ну как тут пройти мимо и не уделить внимание такому настоятельно рекомендуемому музыкантами продукту, тем более, в августе 17 года я уже немало порадовался за ощутимый прогресс команды и даже написал по этому поводу рецензию на их современный на тот момент сингл “Немое кино”.

Так что же заставляет самых разных людей (в том числе весьма симпатичных дев) надевать футболки с логотипом “Бесов” (именно так себя называют сами участники коллектива), делать фото и выкладывать в сеть? Фишки, успешно опробованные умельцами из Nightwish, конечно, по определению будут цеплять и тянуть внимание за собой, а уж если их усилить дисторшновым мраком, помпезными оркестровками и седуктивными хорами, может выйти ещё та конфетка. Вот в данном случае всё примерно так и получилось.

Целая толпа приглашённых гостей не просто так числится в списке, а действительно старается – в “Паранойе” столько инструментальных и вокальных линий, столько дорожек, что другой группе хватило бы на пару альбомов. Масса переходов, затейливых ходов, сложных нагромождений звуковых эффектов (то смех, то тиканье часов), около семи разных вокалов (пытался сосчитать точно, но сбился) – то, что играют сейчас “бесы”, напоминает болезненную симфо-метал-оперу. От Nightwish сейчас в музыке группы всего ничего, а напоминают они скорее ранних Trail Of Tears.

Насколько я понимаю, замысел трека состоит в том, что лирический герой подвергается массированному нападению бесов-страстей, его обуревают похоть, алчность, гнев, жажда власти и иже с ними, а сам он как может пытается отбиваться и им противостоять, что, понятное дело, совсем непросто. Если целью группы было создать ощущение параноидального психоза, то у них всё вышло на “ура”: композиция не только доходчиво иллюстрирует, что такое параноидальный кошмар, но и готова ввергнуть слушателя в него.

Что интересно, звучит всё это очень “по-бесовски” и когда слушаешь трек, в голову сами собой лезут мысли о том, что не зря классик уверял, что ад пуст, и все бесы здесь – современное творчество коллектива зримо иллюстрирует данное утверждение, погружая своих слушателей в пучину страстей, брызжущих через край эмоций и противоречивых стремлений. Композиция длится более семи минут и заявленный хронометраж музыканты используют максимально интенсивно, стараясь внедрить в свой симфо-эпик как можно больше смыслов и затей.

Может ли быть что-то более монументальное и масштабное, чем найтвишевский “Имаджинариум”? Судя по всему, да, и как раз нечто подобное и стараются сейчас создать эти северные музыканты. Забудьте о строгой песенной структуре, о жёстких рамках куплет-припев, не стоит ждать от “Паранойи” сладкой и мягкой хитовости или какой-либо романтической ванили – композиция скорее напоминает авангардное переложение легендарного “Призрака оперы” или что-то ещё подобное из классики Ллойда Вебера.

Ознакомившись со списком приглашённых гостей и пояснительными записками группы, я увидел, что мои догадки по поводу трека были не так уж далеки от истины, и похоть озвучивал  Артём Кораблёв (Деревянные Киты, экс-Почтовая Служба Бангкока), алчность стала аудиальной благодаря Сергею Синёву (Forces United), гнев вещает голосом Сергея Данилина (Walking Hawking), а жажду власти проиллюстрировал постоянный участник Беса иллюзий Митя, в то время как Анастасия и Иракли из Нереиды помогли с бэками, а соло-гитарами руководил известный блоггер, создатель нашумевшего ныне Guitar Battle Сергей Табачников (Nobody. one)

Релиз уже традиционно включает в себя помимо основной версии его англоязычного собрата, а также инструментальный вариант и оркестровую версию. Пожалуй, именно в случае с “Паранойей” размещение разных вариантов одной и той же композиции действительно оправдано – такой сложный и полифоничный номер на самом деле интересно рассмотреть с разных точек зрения, ведь таким образом нюансы становятся более выпуклы и очевидны, а хитросплетения сюжетных коллизий делаются более рельефными и доступными.

Признаться, стилистические нововведения и экспериментальность рецензируемого трека меня несколько обескуражили, и теперь я не знаю, что и думать по поводу готовящегося лонгплея команды. Определённо, Бес иллюзий прогрессирует всеми доступными и недоступными способами, определённо, будущей полноформатник выйдет неожиданным, а возможно и вовсе эволюционирует в симфо-метал-авангард, став тяжёлой песенной версией Chaostar и творчества Карла Орфа. Поживём – увидим. Одно очевидно: ребята явно намерены продолжать сотрудничество с Slaughtered Studio, а значит, за качество их будущей работы можно не опасаться – всё будет точно так же на высоте, как и сейчас, и год назад!