ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Bojena "Серебряные Пули"

Bojena "Серебрянные Пули"

26-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
BOJENA
Релиз
“СЕРЕБРЯНЫЕ ПУЛИ”
Год
2019
Стиль
Rock / Progressive rock
Лейбл
BOJENA MUSIC
Страна, город
Россия, Москва

Про Божену Войцешевска говорят в категориях “сильно”, “провокационно ”, “свежо”, “дерзко” и “сексуально”. Её даже ставили в один ряд с Арефьевой, Умкой и Дзусовой, отмечая при этом, что на их фоне Bojena “совсем другая, чокнутая и ослепительная”, но тоже симпатизирует музыке 60-х-70-х. А тем временем у певицы вышел сейчас уже третий полноформатный альбом, а на сцене она вот уже как десять лет. Кстати, если говорить об особенностях данного проекта, стоит упомянуть то, что инструменты записываются у Bojena исключительно “вживую”, все вместе, а не накладываются друг на друга, как это обычно происходит, основным источником мотивации и вдохновения для Божены являются группа Grand Funk Railroad и великолепная Джанис, а называет своё музыкальное творчество она иногда очень просто и в то же время немного странно: тяжёлый романс. Скажу честно: меня такой набор заинтриговал и пройти мимо было уже невозможно.

По своей сути и в том числе по эмоциональной окраске актуальный альбом певицы – это взрыв. Или так: невероятный напор, в котором без труда угадывается коктейль из возмущения, протеста, искренности и некоторой как будто слегка театральной игривости. Сама Божена не скрывает, что “вдохновили” её на создание третьего альбома именно ханженство и лицемерие, реакцией на которые и стал этот яростный, эксцентрично-взрывоопасный релиз. Пластинка на самом деле вышла предельно честной, огненной и конкретной, а у каждой песни, как говорит сама певица, есть свой собственный конкретный “адресат” и вдохновитель. Кроме того, стиль нынешней Божены хоть и остаётся в прежних рок-рамках, но на поверку оказался как никогда ранее гитарным, мощным и ревущим, и при этом, что важно и примечательно, не забыл и о винтажных духовых, в то время как эмоции из песен по-прежнему льют буквально вёдрами и через край.

Сегодняшняя Божена играет на удивление полифоничный, несколько хаотичный и изломанный, но действительно по-настоящему девчачий рок с интересными аранжировками и ядерным рок-н-ролльным задором. Её мощный, слегка сиплый голос и харизматичная подача моментально привлекают к себе внимание, а лично мне пластинка разом напомнила Жанну Агузарову, Алёну Свиридову, Колибри, Лицей, Amy Winehouse и Наталью Медведеву. И жёсткий, разухабистый рок в исполнении Божены на самом деле напоминает свинговое кабаре, где элементы рока, джаза, блюза и ска сплетаются в едином, непротиворечивом и органичном единстве. С кем-то спутать такие эклектичные и глубоко авторские композиции непросто, а узнаваемый голос и характерная вокальная манера певицы совершенно не оставляет шансов на то, чтобы ошибиться в определении авторства этих песен, даже случайно услышав их в маршрутке или в метро.

На альбоме присутствуют не только жёсткие, карнавальные номера в духе титульной вещи, “1000” и “Танцев запутанных женщин”, но и такие нежные балладные вещи как “Всё не зря”, “Зеркала”, “Нереальность” и среднетемповые меланхоличные пьесы вроде тех, что называются “Небо в цветах”, “Звездочёт” и “Зима”. И в первом, и во втором, и в третьем случае звучание и авторский вкус вокалистки безупречны и никаких нареканий не вызывают, а ведь на альбоме ещё есть и такая уже откровенно тяжёлая и драйвовая, почти металлическая и очень южная вещь, как “Нет, не надо”, и всё это потрясающее разнообразие оказывается на удивление самоидентичным и с лёгкостью укладывается в формат тяжёлого рок-мюзикла/саундтрека в духе культовых “Чикаго” или “Мулен Руж”. В наши дни стало модно говорить о кинематографической “кинематичности” в музыке, и к рецензируемому диску данный эпитет однозначно применим на все сто – перед нами действительно почти иллюстративная музыка и почти кино.

“Чем дальше в лес, тем больше партизан” – гласит народная мудрость, и сейчас всё указывает на то, что в наш цифровой высокотехнологичный век всё больше людей на самом деле стали с симпатией вспоминать о славных ламповых временах традиционных музыкальных носителей и прочего кантри-н-вестерна, стремиться к ним и всё настойчивее помышлять о побеге из бездушных перепродюсированных релизов современности: металлисты Wicked Rumble вовсю перепевают Рэя Чарльза и Альберта Кинга, Danzig выпускает целый альбом каверов на Элвиса, а группы вроде Piccolo Bestia и Завтраккусто множатся и, кажется, чувствуют себя великолепно, не только не страдая от своей несовременности, но и явно наслаждаясь ею. Вот и создательница “Серебряных Пуль” делает ставку всё на тот же музыкально-звуковой и имиджевый винтаж, и если Ирина Богушевская записала в 2005 году “Нежные вещи”, то Божена сейчас предлагает нам “Резкие вещи”, а её резкость, дерзость и электрический напор бодрят не хуже текилы.