ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Стик и гуслетар в канве этно-фолка. Интервью с Борисом Базуровым

ИНТЕРВЬЮ С БОРИСОМ БАЗУРОВЫМ. СТИК И ГУСЛЕТАР В КАНВЕ ЭТНО-ФОЛКА

21-10-2015 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Бориса Базурова по праву называют патриархом российской фолк-музыки. Громкий титул, но он более, чем заслужен – вряд ли есть человек, который сделал для прогрессивного российского фолка больше, чем Борис, который ныне признан одним из лучших стикистов в мире. Совсем недавно Борис со своей группой выпустил альбом "Пугачёвщина" – своего рода прогрессивно-фолковые вариации на темы М.П.Мусоргского, что позволяет говорить о Борисе как о продолжателе традиций классических русских композиторов. Об альбоме "Пугачёвшина", о том, что такое стик и гуслетар, а так же о том, чем сейчас занимается великий музыкант Борис Базуров, мы поговорили с самим Борисом, интересным собеседником и очень разносторонним человеком.

- Здравствуйте, Борис. Как случилось так, что Вы выбрали в качестве своего музыкального инструмента именно стик Чэпмена? Расскажите пожалуйста об этом необычном инструменте и о том, что значит стик именно для Вас? И что такое гуслетар?

Началось всё в 1984-м г. на кинокартине "Русь изначальная" Геннадия Васильева, где режиссер мне отдал музыкальную часть этно-реконструкций как бы 5-го века. Композитором был Алексей Рыбников, с которым мы делали миксы ранней славянской музыки и электроники. И для съёмок был сделан первый гуслетар - арфовые гусли новгородского типа с басово-баритональным грифом. Этот инструмент потом отзвучал и в Каннском фильме Андрона Кончаловского "Курочка Ряба", саундтрек которого был издан на "BMG" десятью годами спустя - в 95-м.

"А при чем тут гуслетар?" спросите вы. Потерпите - не скоро сказка сказывается.

Еще через двенадцать лет была поставлена моя рок-опера "Рюрик конунг русский", после незамеченной примьеры которой автору вдруг захотелось возобновить разработку создания современного струнного инструмента с древнерусскими корнями. Идея была предложена Эмметту Чепмену (Emmett Chapman), который сразу посоветовал начать осваивать стик. Имея графитовую реплику новгородских гуслей, я приобрел графитовый же стик. И они встали рядом, в одной спарке в 2008-м году.

Это уже был концепт под номером #002 и он понравился практически всем ведущим стикистам мира. Джем с Адрианом Белью и Тони Левиным (King Crimson Pprojekt 2012), неподдельный интерес Джона МакЛафлина, обложка в "библии" мирового прогрессива "Progression Magazine", USA, отзывы Стива Аделсона, Грега Ховарда, Кевина Кейта и др.- всё это дало импульс для возникновения интереса к Boris Bazurov [experience] и в России. У нас без этого никак))) Стик - это моя реализованная юношеская мечта играть сразу на басе, на гитаре и на клавишных. Гуслетар - дань безмерного трепета и уважения к этнической русской традиции раннего средневековья. Как-то так. Не без пафоса))

- Не так давно у Вашего коллектива вышел альбом, на котором представлены неизвестные произведения Мусоргского в прогрессивно-фолковой обработке. Как прошла презентация альбома "Пугачёвщина"? Почему Ваш выбор пал именно на Мусоргского и как это произошло? Расскажите, пожалуйста, о концепции альбома и о том, как проходила работа над "Пугачёвщиной".

Я горжусь, что впервые удалось вывести из полного забвения последний нереализованный оперный проект М.Мусоргского в цитатах музыкальных тем, отобранных великим кучкистом для оперы, первое название которой было "Лейб-кампанцы".

И опять - всё не так скоро. Вообще, если хочешь быть музыкантом - не спеши!

Поиск последних автографов в Ленинке в конце 80-х, первая опубликованная версия на mp3 сборнике в 2000-м, отзывы махров классической традиции, возвращение к идее через 14 лет, запись на студии и диск, получивший общее название "Пугачёвщина"... Имея свою рок-оперу "Казак Разин Степан", вышедшую еще в СССР в виде фрагментов на виниле "Мелодии" и двух сиди "BSA Records" под номерами OM#001-002, захотелось продолжить эту стилистическую линию в соавторстве с Мусоргским, который так и не написал, может быть, свою лучшую оперу. Ну, и ответ западным музыкантам на их обработки тоже не помешал бы. Мотивация самая музыкантская. Не без тщеславия, естественно.

О концепции альбома говорить неинтересно - его надо просто слушать.

Тем более, что состав музыкантов и инструментов весьма нетривиален. Георгий Осмоловский - электро скрипка (мой давний соратник еще по группе "Народная опера"), Михаил Соколов - барабаны. Вот такое трио, где еще владимирские рожки, гуслетар, гусли, коса, варган, стик и синтезаторы. Этно-прогрессив как он есть.

И почти всё вживую

Презентация прошла на ура. Без выступления. Просто комметарии и высказывания гостей о музыке, которая честно звучала с хорошими киловаттами в клубе А.Козлова. А вот что он сам сказал там по этому поводу, можно посмотреть на Ютьюбе.

- Как бы Вы могли представить свою группу и свою музыку нашим читателям?

Сначала слушать, потом смотреть.

- Каково это быть патриархом российской фолк-музыки и во многом не только первопроходцем, но и первооткрывателем?

Не обижаться на ревность. Не замечать тотальное замалчивание. Мы живем в конкурентное время. Иметь железное терпение. И внутренний огонь! Не затачивать себя в башне из слоновой кости. Не фотографироваться, смотря в объектив, выпятив губы и взирая с презрением сверху вниз. Не довольствоваться волчьими шкурами на плечах и тремя аккордами на струнах. Учиться у древних. Учиться у чужих. Дарить накопленное, не пытаясь получить выгоду. Любить Родину, Мир и Музыку!

- Какие планы у Вашего коллектива? Чего ожидать поклонникам от Бориса Базурова?

С некоторых пор предпочитаю о своих планах говорить в прошедшем времени! Спасибо "Бункеру" за неподдельное внимание! Увидимся - услышимся!

Алексей "Astarte Eel" Иринеев

*Интервью подготовлено для журнала "Бункер"