ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Born Liminal "Elimination Illumination"

Born Liminal, Elimination Illumination

22-08-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

BORN LIMINAL – 2016
Sympho core
"ELIMINATION ILLUMINATION"
SELFRELEASED
Россия, Казань

Группа из Казани Born Liminal, ведущая свою историю с 2011, всегда с особым вниманием и даже трепетом относилась ко всякого рода пограничным состояниям отдельно взятого индивида, а также потаённому смыслу тех или иных слов и символов и игре этих значений, порой сводящих того самого отдельно взятого индивида с ума или доводящих его до последней грани. Свой музыкальный стиль сами Born Liminal определяют как sympho core. Если вы не знаете, что это такое, объяснить получится довольно просто. Нужно всего лишь запихнуть в большую железную коробку Soulfly, In This Moment, Fear Factory, Slipknot, ETHS, Septic Flesh, Sybreed, Dark Tranquillity и как следует перемешать всё там находящееся до полного взаимопроникновения и взаимослияния, именно таким образом вы сможете получить sympho core.

Иными словами, команда играет что-то навроде симфонического дэта, только с примесью разнообразных электронных и альтернативных фишек и мощным, но при этом весьма разнообразным и богатым оттенками женским пением, переходящим то на оперные вокализы, то на гроул, то на скрим, а также брутальным мужским экстрим-вокалом. Великий литератор, философ, культуролог и исследователь языка М.М. Бахтин наверняка охарактеризовал бы музыку команды как предельно полифоничную, а их самих, как когда-то Достоевского, назвал бы творцами и зачинателями полифонического металла. (В случае с Достоевским речь шла о нём, как о творце полифонического романа). Не будем спорить с классиком, а лучше обратим свой мысленный взор на новейшее творение команды, которое имеет вид четырёхтрекового EP “Elimination Elumination” и украшено загадочной алхимической обложкой.

Нисколько не сомневаюсь, что практически все наши читатели знают, что такое иллюминация (это когда идёшь ночью по полю, изрядно затарившись пивом, до своего хауса, а путь неблизкий, и тут в небе гроза немелкая. Вот эта самая гроза, то есть собственно сверкание молний и есть иллюминация в нашем случае), но вот с первым термином – элиминация, думаю, будет посложнее. Это не только мудрёное английское слово, но и особый научный термин, который вполне широко используется именно в такой русской транслитерации в философии, математике, биологии и во многих других науках, и означает “исключение”, “устранение”. (Думаю, некоторые особо “прошаренные” трэшеры всё-таки вспомнят это слово по альбому Over Kill “The Years Of Decay”, была там очень неплохая песенка именно с таким названием).

А новую пластинку казанских экспериментаторов открывает бодрая вещица “Stainand”, стартующая с попеременно сменяющих друг друга оперного женского вокала, гроула, жёсткого женского скрима и чистого разговорного, нечто отстранённо начитывающего голоса. Лично у меня первая ассоциация от услышанного была такая – первый трек группы Dismal Euphony с альбома “All Little Devils”: всё та же экспериментальная атмосфера, бодрый настрой и несколько игривое сочетание экстремальных вокалов и женского чистого голоса. Ближе к окончанию композиции градус атмосферности усиливается и на фоне оперных женских вокализов слышатся знойные ближневосточные мелодии. Это кода, и кода, надо признать, весьма сильная.

Титульный трек начинается сразу же с брутальных быстрых фрагментов a la Arch Enemy и женского скрима, переходящего на седуктивный шёпот, а потом снова на колдовские ведьминские прокламации под закольцованную мелодию гитар, ударных, а затем и струнных. Здесь Born Liminal напомнили мне Wykked Wytch и их харизматичную вокалистку Айпек, а также поздний Cradle Of Filth. Как ни крути, а многие вокальные ходы казанских алхимиков весьма и весьма напоминают незабвенного Дани Филта и его характерный вокальный почерк. И снова – красивая, впечатляющая кода, но в этот раз намного более мистичная, чувственная и напоминающая уже Theatres Des Vampires и Mandragora Scream.

“Incertae Sedis”, пожалуй, самая объёмная и собственно оперная вещь на альбоме, но в то же время самая напористая и злая. Начало напоминает Aesma Daeva, но практически сразу же вступает “брутальный вокальный вариант из арсенала Дани Филта”, то и дело сменяемый симфоническими атмосферными фрагментами и буйством струнных и клавишных, навевающих мысли о вампирах и прочей недоброй ночной нежити.

Завершает CD совсем уж экспериментальная, почти этническая “A Human Work”, где после загадочного электронного вступления в дело идёт чувственный женский вокал во всех своих уже знакомых нам по предыдущим трекам разнообразных проявлениях и наперебой с мужским гроулом начинает вещать о чём-то таинственном, мрачном и дико притягательном. Помпезные симфоничные аранжировки добавляют некоторой похоронной кладбищенской горечи, а также сходства с ранними Opera IX и творчеством одиозной и весьма широко почитаемой в узких кругах продвинутых меломанов Кадаверии.

Завершающая пластинку вещь имеет самый запоминающийся и поистине душераздирающий финал, где вокалистка воистину превосходит саму себя, издавая дичайшие истошные вопли, полные страдания, ненависти, отчаяния и одиночества. Нечто подобное вы могли слышать на альбоме “The Saga Of The Horned King” опять-таки достаточно широко известной в узких кругах итальянской же капеллы EVOL в песне “Sorrow Of The Witch”, но фронтвумен Born Liminal превзошла даже их, вплотную приближаясь к уже совершенно безумным и предельно пограничным вокальным экспериментам The Great Kat, за что ей, кстати, особый респект и низкий поклон.

Подведём итог. Новейший мини-альбом казанской капеллы Born Liminal произвёл на меня очень сильное и приятное впечатление, а при истовой любви вашего покорного слуги к Opera IX, Cadaveria, Wykked Wytch, Evol, Dismal Euphony, Theatres Des Vampires и Mandragora Scream мне “такое” в принципе не могло не понравиться. Кстати говоря, именно с этими командами я бы и стал сравнивать Born Liminal в первую очередь. С ними и в весьма большой степени с Cradle Of Filth. Ну и, пожалуй, совсем чуть-чуть Septic Flesh, от которых взяты только редкие симфонические проигрыши и оперные женские партии, честно говоря, напоминающие пение Натали Рассоулис весьма отдалённо.

Михаил Михайлович был как всегда прав, и Born Liminal действительно оказались если не отцами и зачинателями, то славными представителями тяжёлой музыкальной полифонии. Они звучат яростно, уверенно, мистично, чарующе и даже чувственно, что при такой интенсивности подачи материала и общей тяжести исполняемого стаффа поистине чудо и достоинство, да ещё и какое! Заканчивая эту рецензию, я с грустью вспоминаю новейший альбом Cadaveria “Silence”, прекрасно оформленный, но, увы, уже далеко не так прекрасно исполненный. Я думаю, фрау Кадаверии было бы весьма не зазорно послушать новейшую работу казанских эклектиков, ну а всем прочим так и подавно. Отличный альбом, хотя, конечно, и строго на любителя.