ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Цама Юдж "13 Синглов"

Цама Юдж "13 Синглов"

15-06-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЦАМА ЮДЖ
Релиз
“13 СИНГЛОВ”
Год
2018
Стиль
Indie rock / britpop / post punk
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Ещё в лохматом году задиры и хулиганы из Ногу Свело ввели моду на непонятные слова своей прогремевшей на всю Рашу “Хару Мамбуру”, и вот, как оказалось, дурной пример заразителен, и по их стопам спешат пройтись самые разные коллективы из самых разных уголков нашей необъятной Родины, а не так давно к их лагерю примкнули и молодые питерские рокеры Цама Юдж. Как я понимаю, далеко не во всём и не всегда они солидарны с Максом Покровским и его командой, ведь как иначе объяснить тот факт, что они не просто сдирают под копирку наследие своих старших товарищей, а значительно облагораживают его влияниями Radiohead, Blur и Oasis.

Именно об этом их дебютный тринадцатитрековый альбом “13 синглов”, на котором они представили свой несколько угловатый и непричёсанный материал на стыке пост-рока, пост-панка, электроники и бритпопа. Ритм-секция в открывающей диск “Взлетим” рокочет так, что вот-вот действительно взлетит, а заводные синтезаторы только добавляют масла в огонь, в то время как отстранённый, как будто неземной и нездешний вокал вызывает ассоциации то ли с Галлахером, то ли с Васильевым, хотя звучит на порядок более сыро и искренне, напоминая времена “Ассы”, только-только начинавшего свой путь Наутилуса и вечномолодого капитана Африки.

Вот такой вот парадокс: в музыке данной группы на самом деле можно услышать как вполне современные и актуальные пост-коллективы, так и классику отечественного рока и славные бунтарские подвиги флагманов жанра. Уже упоминавшаяся выше “Взлетим” привела меня почти что в священный трепет, лишний раз продемонстрировав, что Юнг отнюдь не шутил, когда говорил про архетипы, а молодёжь всех времён и народов железно будет радоваться, влюбляться, танцевать, искать, спорить и исполнять заводную музыку, под которую можно будет здорово оторваться в местном клубе, предварительно подогревшись чем-нибудь в буфете.

И тут мне хочется процитировать Б.Г. и вспомнить его “раньше мне снился один и тот же сон, что я молод, небрит, пьян и влюблён и пою песни, распространяя вокруг мир и радость….” Шутки в сторону, играют Цама Юдж на самом деле достаточно неплохо, а их нарочитая кустарность, громкость и нервная изломанность только подчёркивают тот простой факт, что хороший рок-исполнитель должен быть молод, до синевы выбрит и слегка пьян (главное не перепутать прилагательные к последним двум существительным, а то получится Коррозия Металла), что на все сто соответствует морально-визуальному облику и настрою участников коллектива.

Самое интересное, что даже в текстах музыканты из северной столицы не изменяют традициям советского рока и не забывают касаться очень серьёзных тем (отнюдь не “шампанского нет, я буду пить шампунь”), благодаря чему напомнили мне даже некогда легендарную группу Альфа. Будь то рвано-ревущий утренний и будоражащий “Мой друг” или флегматичная “Жизнь”, расслабленно-философские “Счастливый финал” и “Дел больше нет”, драматично-театральная “Мины” или такая искренняя и пронзительная “Буду ждать” везде одинаково ощущается очень интеллигентный, выдержанный и аристократичный почерк питерских романтиков и мечтателей, явно выросших на алкогольной продукции с пост-советского пространства и на таких же пост-советских реалиях:

“Планета крутится, планета вертится, звёзды взрываются, люди мечтают,
люди стреляют, люди воюют, люди теряют, а планета всего одна;
Планета одна, но мечта у каждого своя, планета всё так же одна.
Ты вошёл в этот мир, ты попал в этот тир, может быть, завтра взлетим”

(с) Цама Юдж – “Взлетим”

Не случайно в “Дворах” угадываются сюткинские мотивы, хотя их совсем немного и они умело завуалированы построковыми аранжировками и какими-то неожиданно нестройными хоровыми выкриками. Разбросанная и несколько алогичная баллада из серии “что вижу, о том пою” под названием “Год спустя” переходит в шумно-атмосферный эпик в духе Агаты Кристи, который называется “Дурак”, а затем финиширует фейерверком рассогласованных звуков и расслабленных вокальных линий в “Ухожу”. Альбом полностью оправдывает своё название и на самом деле напоминает сборник-средоточие синглов, которые различаются и по внешнему виду, и по содержанию, а объединяет их, пожалуй, аббревиатура ЛДПР (любите девушки простых романтиков).

Никаких проблем с аутентичностью или осмысленностью, никакого творческого кризиса или недостатка идей, хотя чуть более показательная, чем того могло бы потребоваться верность своим безбашенным идеалам, признаться, удивляет. Конечно, танцевать и отрываться под такую музыку будет гарантированно весело, но в том, что касается какой-то особой поэтической глубины или самобытных авторских находок на данный момент, к сожалению, особых высот я не обнаружил, и в этом плане Сплин и Oasis выглядят всё ещё чуть более выигрышно. Однако есть у Цамы Юдж и одно бесспорное достоинство: их искренность, юношеская непосредственность – уже ради неё одной стоит послушать “13 синглов” хотя бы один раз. Действует как машина времени, а бонусом вы получите билет в студенческий рай своей юности с разбитыми окнами, экзаменами, размышлениями о смысле жизни, вином на крыше, разговорами до утра и прочими радостями.