ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на макси-сингл Casper "Пляски На Костях"

Casper, Пляски На Костях

30-06-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CASPER
Релиз
“ПЛЯСКИ НА КОСТЯХ” (Maxi-single)
Год
2017
Стиль
rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Панк-рок не тот стиль, от которого ждёшь сюрпризов и откровений. Панки перестали удивлять ещё в 80-х, а кроме громких возвращений сам стиль как бы и не предполагает какой-то вариативности и пространства для манёвра в плане преподнесения сюрприза. Но есть-есть в каждом правиле и свои исключения, и сегодня мы как раз и познакомимся с таковым.

Вы можете себе представить, что панк-группа играет на виолончели и скрипке? Вот и я довольно смутно (припоминаются только Flogging Molly), а применительно к российским реалиям, наверное, совсем никак. Пожалуй, уже одного этого факта должно быть достаточно, чтобы заинтересовать и убедить слушателя послушать дебютный релиз этой питерской команды.

Питер всегда славился своей особой аристократичностью и утончённостью, поэтому в этом плане появление в этих широтах такой изящной капеллы на самом деле не должно сильно удивлять и шокировать. Сами музыканты же обещают на диске влияния хард-рока, философские тексты и даже аллюзии к готике - вот уж чего не ожидал я от пластинки с такой прямолинейной обложкой.

Если же говорить “по чесноку”, то группа, назвавшаяся по имени самого симпатичного привидения, которое полностью совпадает с творческим псевдонимом главного человека, отвечающего за жизнедеятельность Casper, совсем не является панк-составом. Если абстрагироваться от обложки и того, что пишут в паблике ВКонтакте, мы увидим, что и сама команда говорит о себе не иначе, как в категориях рок-коллектива.

Вот звучит титульный трек, и воображение сходу поражает совсем не панковая продуманность гитарных партий, впрочем, надёжно спрятанных во вполне напоминающее этот жанр грязноватое звучание. Вокал и особенность манеры пения вызывают ассоциации с группой Король И Шут и даже в большей степени с “родственной” ему командой Кукрыниксы.

Слух сразу же замечает продуманные тексты и действительно как будто немного готичную лиричность, а атмосферные гитары с таким же вдумчивым соло блистательно дополняют величественную атмосферу осенней меланхолии и дождливой тоски. Да, тут вы не найдёте ничего в духе пресловутых “Панк-революций” и участвовавших там групп.

Такое чувство, что Касперу просто скучно заниматься таким бесталанным и примитивным протестом - как говорится, талант не пропьёшь. У музыкантов есть врождённое чувство стиля, и они даже симпатизируя самому грязному и разухабистому направлению, смогли остаться возвышенными и немного отстранёнными, слегка ироничными и непредвзято циничными.

Второй трек ”Голос Улиц” начинается чуть более расслабленно и небрежно, а типичный панк-риффинг в духе Nofx и Bad Religion становится замечательной основой для изящных скрипичных партий, присутствие которых действительно делает трек немного похожим на кельтских панков из Flogging Molly. Ну а радушный вокал неспешно рассказывает нам о своей реальности.

От тёмной печали и философский раздумий титульной вещи не осталось и следа, а её место тут же заняла светлая радость жизни и открываемым ею перспективам. Такой добрый и приятный

материал просто невозможно не полюбить, а отсутствие явных реверансов в сторону цивильных The Offspring и Green Day при общей благопристойности только увеличивает симпатию к группе.

Финальный номер “Капли” стартует с академических проигрышей скрипки, а затем звучит неожиданная электроника, на фоне которой хриплый голос рок-ветерана ведёт свой трогательный и доверительный рассказ. Пожалуй, именно эта песня является самой сильной и интересной на диске, равно как и неожиданной, нестандартной для заявленного стиля.

Это уже не разудалое веселье и не демисезонная грусть, а нечто объективно более ценное и серьёзное. Скрипка никуда не исчезает до самого финала этой пьесы, делая композицию в конце концов настоящим эпиком маргинального нонконформистского искусства, однако флибустьерская пограничность здесь настолько умеренна, что не вызовет отторжения даже у законченного сноба.

“Пляски На Костях” при всей своей лаконичности уже сейчас воспринимается как полноценная и самозначимая работа вполне состоявшейся группы. Ребята совсем не выглядят как подражатели старших товарищей в лице всё того же Короля И Шута и Кукрыниксов, а ищут и находят свой собственный узнаваемый стиль, пишут интересные тексты и всесторонне развиваются, за что им огромный респект.