ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Tears Of Heaven "Gothesque"

23-05-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если вам вдруг интересно увидеть вопиющий непрофессионализм в плане музыкальных рецензий, то можете почитать моё ревью на дебютный альбом этой группы под названием “The Secret”, вышедший семь лет назад. В той моей рецензии плохо практически всё за исключением лишь одного аспекта – искренности. В том далёком теперь уже 2015 году я был настолько впечатлён дебютной работой ребят, что напрочь отмёл все условности, гипотетические “но”, журналистский скепсис и едкую иронию критиканства, а вместо этого практически выдал оду “The Secret”, чуть ли не короновав его как прорыв, шедевр и квинтэссенцию восхищения. И рецензия действительно получилась слишком хвалебной, но жалею ли я спустя семь лет об этом и изменилось ли моё мнение о “The Secret”? Нет, нет и ещё раз нет, хотя представить свою позицию тогда мне, вероятно, стоило бы чуть мягче.

Нонсенс? В категориях шедевральности ни под каким видом нельзя говорить про дебютные альбомы? Некоторые рецензенты в 2015 году думали именно так, и вполне в духе времени критиковали Tears Of Heaven на разные лады, обвиняя их то в несыгранности, то в невиртуозности, а пение вокалистки команды Татьяны Титовой костерили по причине наличия сильного и “портящего всё” акцента. Но не всем злым языкам стоит верить, и “The Secret” лично для меня как был, так и остаётся очень хорошим альбомом, с успехом пройдя испытание временем, и спустя семь лет, прошедшие с его выхода, не только не утратив своей таинственной притягательности, но даже, пожалуй, ещё и нарастив букет вкуса подобно хорошему вину. И мне самому приятно, что “The Secret” не только не пылится у меня без дела на полке между АнДем и Solreid, но и приносит мне при каждом очередном прослушивании целый калейдоскоп новых ощущений.

Простые, но эффектные партии инструментов, интересные мелодии, которые тут же начинает хотеться насвистывать - пусть формально “The Secret” это всего лишь Russian-фантазия на тему ранних Nightwish, Edenbridge и Visions Of Atlantis с явным и сильным привкусом Septem Voices, Д.И.В.А. и всё тех же АнДем, но на деле музыка группы намного интереснее и самобытнее, а в их стиле мне даже слышится нечто от таких дум-титанов как On Thorns I Lay, Elbereth, Rain Fell Within и первых альбомов The Gathering с Аннеке Ван Гирсберген. По своему настроению и атмосфере “The Secret” – это вдохновенный и очаровательный симфо-готик-дум, и мне по-прежнему нравится тембр Татьяны и то, как выведен вперёд её голос, нравятся идеи этих ребят и способы их реализации, а очарования, магии и какой-то особой ночной таинственности в их песнях с годами как будто становится только больше, но…

Семь лет молчания по меркам музыкального рынка – срок огромный, и такой внушительный перерыв не могут порой позволить себе даже маститые западные акулы жанра, что ж говорить про дебютировавших без особого апломба семь лет назад Tears Of Heaven…. Но нет, вопреки всему и вся, они вернулись, смогли не потеряться в урагане перегруженного амбициозными новичками музыкального рынка и вот теперь ждут вашего внимания со своим новейшим, вторым по счёту полноформатником, который, впрочем, воспринимается сейчас уже скорее как перезагрузка, нежели как продолжение материала “The Secret”. Ждать от такого камбека можно было многого и разного, но, я думаю, что как бы вы ни готовились к неожиданностям и сюрпризам, “Gothesque” всё равно сможет и удивить, и обескуражить вас своей сменой курса, а также обновлённым имиджем решивших вдруг начать соответствовать своему названию небесных печальников из Tears Of Heaven.

И тем не менее, несмотря на все неожиданности и на обилие сюрпризных переменных, после прослушивания их нового опуса я могу лишь воскликнуть по поводу того, что слышу, лишь одно: “viva Tears Of Heaven!” и в очередной раз согласиться с древним как мир тезисом о том, что мастерство не пропьёшь. Да, они изменились и изменились почти до неузнаваемости, семь лет молчания не прошли бесследно, но это всё-таки те же самые Tears Of Heaven, они всё так же смелы, самобытны и креативны, а во главу угла в их песнях по-прежнему ставится интересная музыка, идущая от души и от сердца. Не стану отрицать, что я был удивлён, и в первый раз слушал их новый опус с ускакавшей куда-то за плинтус челюстью и полезшими на лоб бровями, но это было хорошее удивление, а альбом в целом оставил у меня очень приятное и благостное ощущение с привкусом всё той же, как мне показалось характеризовавшей их дебют, шедевральности.

Дмитрий Лыков и его музыканты не стали изменять своим симфоническим симпатиям (на их первом диске, если вы помните, можно было услышать целый ряд живых оркестровых инструментов, включая виолончель, кларнет, альт, тромбон, флейту и гобой) и даже усилили их, ангажировав для записи своего нового альбома целый хор. Кроме того, вакантное место ушедшей Татьяны Титовой заняла Инга Зенкова, и удельный вес партий мужского вокала в исполнении самого Дмитрия значительно увеличился, выйдя на пропорциональное соотношение 50 на 50 или даже 60 на 40 в пользу бархатных мужских интонаций, но и даже это далеко не всё. Как повествует пресс-релиз, последние шесть лет Дмитрий работал в оперном театре, где у него появилась идея создать альбом в стиле полноценного театрикал-кинематик-металла, и именно таким должен быть стать, по замыслу авторов, “Gothesque”.

На мой вкус, в плане звучания “Gothesque” это скорее дарквейв, нежели готик-метал (обратите внимание на специфический саунд и такие же специфические гитары), и ставить на полке в CD-коллекции такой альбом хочется не рядом со Stream Of Passion или Tristania, а где-нибудь возле Fatal Aim, Dark Princess Olga Romanova, Dark Sarah, Beseech и даже Lacrimosa, но это всё частности и нюансы. Музыка у Дмитрия и его коллег однозначно получилась прекрасной, вдохновенной и цепляющей. И пусть мне как человеку, весьма симпатизирующему дебютному лонгплею этой команды, сейчас немного непривычно видеть этих ребят в таком рафинированном романтично-готическом (и предельно театрализованном на манер Тило Вольффа!) амплуа, а показательно подчинённая роль, отведённая гитарам, меня до сих пор немного смущает, не признать, что “Gothesque” сильный и оригинальный альбом просто невозможно.

Но есть и одно отличие. Если “The Secret” даже спустя семь лет внимательных прослушиваний мне по-прежнему не хочется никак критиковать и ни в чём упрекнуть, высказывать критику в адрес “Gothesque” я всё-таки могу. Да, это сильный и смелый релиз, но мне невыразимо жаль, что голоса Татьяны здесь больше нет (что тут поделать, привычка – вторая натура), а женского вокала как такового намного меньше, чем на дебютнике. На “Gothesque” много спорного, много неоднозначного, много непривычного, а экстремальный вокал в “Hail Thyself” мне совсем не показался хорошим и подобающим случаю, но всё-таки это хорошая и интересная музыка со своей магией, и её очарование влечёт и пленяет не хуже, чем во времена “The Secret”. Музыканты поставили перед собой большую и амбициозную цель записать театрализованный кинематик-готик-опера-саундтрек-мюзикл, но у них всё очень даже получилось.

Ну а что же всё-таки недостатки? Все они сугубо субъективны и относятся к разряду вкусовщины. Во-первых, мужской вокал при всех его очевидных достоинствах и аудио-прелестях всё-таки не кажется мне настолько крутым, чтобы его стоило настолько выводить на первый план и уделять ему столько внимания (всё-таки пока что не Питер Стил и не Beseech, поработать есть над чем, и не все задуманные шикарные партии вышли безупречными и супремативными), а во-вторых, не все красивейший симфонические виньетки альбома мне показались идеально сочетающимися с тяжёлыми гитарными фрагментами, что можно услышать уже во второй половине открывающей альбом “Black Wedding”. Да, несомненно, сведение такого материала задача по определению архисложная, и ребята пробовали и искали лучший вариант, но я не могу сказать, что это идеал. Хотелось бы всё-таки в будущем чуть больше таких резких и контрастных гитар как в “Halloween”.

А вообще возвращение Tears Of Heaven мне напомнил другой камбек - Слайд Шоу. Эти ребята были пафосны и интересны, нравились мне и частенько оказывались у меня в CD-лотке, а вернувшись, сменив вокалистку и кардинально перекроив свой стиль, снова вошли в ту же реку и смогли достичь всё тех же высот. Думаю, подобное случится и с Tears Of Heaven, но в отличие от “слайдов”, хотелось бы, чтобы эта группа не пропадала с горизонта и со своим следующим лонгплеем не возилась так долго. Любителям бархатного мужского вокала в традициях Type O Negative, а так же титанов вроде Lacrimosa, Therion, Theatre Of Tragedy, Dark Sarah, Haggard и всё тех же Beseech есть смысл срочно насторожиться и взять Tears Of Heaven себе на заметку, но я всё-таки думаю, что аудитория и эвристический потенциал подобной музыки даже ещё шире. От Dreams Of Sanity до Diary Of Dreams и куда-то в сторону плюс бесконечности театр-металла – вот куда ведёт свой вектор “Gothesque”, и заявку Tears Of Heaven на создание нового театрализованного подстиля в тяжёлом роке можно признать серьёзной и убедительной.

Перед нами качественная готика европейского уровня в самом широком смысле, а принять и полюбить такое могут как почитатели классического готик-металла в самом широком смысле, так и приверженцы Dreadful Shadows, Blutengel и Elisabat Muse. Самое главное и важное, за что я с самого начала полюбил эту группу, это их прекрасные мелодии, хитовые припевы и прочувствованная тёплая атмосфера, и всё это никуда не делось даже после всех кадровых перестановок и стилистических метаморфоз, а потому перед нами действительно старый и добрый Tears Of Heaven, который я наверняка буду слушать и переслушивать с не меньшим рвением и восторгом, нежели “The Secret” в последние семь лет. Уже в ходе первого ознакомительного прослушивания “Gothesque” я поймал себя на мысли, что подпеваю Дмитрию и Инге, и это самый последний и безоговорочный аргумент, который просто заставил меня поставить их камбек-полноформатнику высший балл. Иногда они возвращаются. Иногда они меняются до неузнаваемости. И это здорово.

Рецензия на сингл группы Aranthera "Лунная симфония"

20-05-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Честный и простой русской рок может быть разным, но с течением времени его романтическую, инспирированную Наутилусом Помпилиусом ипостась почему-то встречаешь на нашей сцене всё реже. Можно долго ломать себе голову, размышляя о том, почему это так, и откуда дует ветер перемен, но намного лучше отыскать всё-таки редкие поросли выжившего в эпоху цинизма романтик-рока и в очередной раз убедить себя, что всё не так плохо в нашем мире, и среди засилья прагматизма есть всё-таки ещё место и вере, и надежде, и искренним и бескорыстным порывам.

Я уже писал достаточно подробно о прошлом сингле проекта Дмитрия Шуникова Aranthera ,а сейчас могу лишь констатировать, что “Лунная Симфония” заключает в себе всё лучшее от “Крыльев”, “Я хочу быть с тобой” и других проверенных временем хитов Бутусова-Кормильцева. Голос, образы, накал, атмосфера – всё тут на своих местах, всё реалистично, качественно и по-настоящему, и всё это даже мне, не имевшему никогда особых симпатий к данному ответвлению отечественного рока, кажется прекрасным и внушающим оптимизм обстоятельством.

Давно считается общим местом, что у них там на западе хорошо играют, а у нас по большей части просто поют интересные вещи, но Aranthera не желает сдавать без боя инструментальные рубежи и всячески упирает на выверенное и технически безупречное исполнение, к которому примешивает густые облака почти лакримозовского симфонизма. Уверенные гитары, конкретные и сыгранные с полной ответственностью и со знанием своего дела соло, слегка надорванный, как будто подёрнутый поволокой боли и печали вокал - вот ингредиенты, задействованные для создания “Лунной симфонии”, но помимо них есть здесь и ещё что-то.

Я уже высказывался в достаточно громких и восторженных выражениях по поводу “Колыбельной” Aranthera, и сейчас могу сказать всё то же самое ещё раз, но уже в адрес “Лунной симфонии”. Перед нами всё тот же ядерный романтик-стайл, ориентированный на прекрасную половину человечества и во многом следующий в русле распиаренного в девяностых Белого Орла, но я не просто думаю, что этот трек порадует и впечатлил свою целевую аудиторию не меньше своего предшественника – я уверен, что он выйдет далеко за пределы гёрл-контингента.

Нужно иметь особый талант, чтобы так хорошо знать женскую душу и быть в состоянии так складно и убедительно выражать её чаяния и терзания, но ещё большим талантом нужно обладать, чтобы делать всё это в стиле достаточно жёсткого, плотно завязанного на инструментале и контрастного рока. Не Фристайл, не Ласковый Май и не Белый Орёл, а многократно умноженная на саму себя романтическая составляющая творчества Бутусова с лирикой в духе лучших подвигов Кормильцева, Варшавского и Иванова – вот что такое Aranthera.

И, наверное, наш исконно российский и родной вариант Aerosmith и Guns’N’Roses должен звучать именно так, и в этом смысле Aranthera при надлежащей раскрутке и наличии соответствующего имиджа, действительно могла бы повторить успех этих титулованных западных рок-гигантов. Могла бы и я надеюсь, что обязательно повторит. Ну а пока всего этого нет, мы все можем просто закрыть глаза, представить себе что-то очень грустное, прекрасное и романтичное, да и насладиться хорошим и качественным треком на тему высоких и чистых чувств.

“Лунная симфония” получилась у Дмитрия не такой безудержно хитовой и ядерно-влекущей, как “Колыбельная”, но по-своему очень и очень неплохой. Всё тот же стиль, всё те же составляющие и всё то же настроение, но, быть может, чуть спокойнее, чуть умереннее и чуть сдержаннее. И, наверное, чуть нейтральнее. В “Лунной симфонии” нет такого бескомпромиссного градуса бьющей наповал романтики, но это всё та же романтика, которая в этот раз оказалась как будто чуть разбавлена светлой тоской тёплых летних ночей и сдобрена лёгким привкусом бессонницы.

И, кстати, я ещё в бытность свою, в детстве-юности 90-х очень любил слушать такие песни в исполнении Чёрного Кофе и Рондо (вспомните “Леди осень” или “Пьяную луну”), и теперь мне невероятно приятно увидеть нечто подобное по направленности и не уступающее любимым группам по глубине от нового и начинающего проекта. Если в моду снова войдут сборники вроде “Romantic Collection”, и “Колыбельная”, и “Лунная симфония” станут их почётным украшением, ну а альбом таких композиций я с удовольствием поставил бы к себе в коллекцию на CD или на виниле.

Превосходный драматизм, детально выверенная режиссура и продуманные симфонично-роковые аранжировки – всё здесь идеально оттеняет и усиливает голос и тексты Дмитрия Шуникова, а в итоге слушатель остаётся с полным ощущением, что эту “Лунную симфонию” необходимо добавить в плейлист на случай романтического вечера со своей второй половиной или просто на всякий пожарный соответствующего плана, да и элементарно под настроение. Можно иметь разные музыкальные вкусы и симпатии, можно считать себя бескомпромиссным метал-крокодилом, но отрицать очевидные достоинства Aranthera невозможно. Это очень круто.

Рецензия на альбом проекта Drunemeton "Age Of Nameless Things And Gods"

18-05-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если в металле вам важна атмосфера, а к кельтике и друидам у вас особые симпатии, Drunemeton – это точно именно то, что вам нужно. Этот сумрачный one-man-проект сравнивают с Waylander, Cruachan, Ancient Rites и Graveland, но на деле степень вовлечения проекта в свою тему даже как будто ещё глубже и основательнее. Drunemeton как будто пропитан кельтской магией до мозга костей. Вероятно, подобные ощущения возникают в силу сырости и непричёсанности идей проекта, однако ореол таинственности, образовавшийся вокруг единственного участника состава, тоже сыграл тут свою роль, а отсутствие лишней информации и поэтичные арты-названия окончательно сгущают краски во всём, что касается Drunemeton, и вот итог: на альбомах проекта перед нами разворачивается настоящая языческая мистерия, если не сказать шабаш.

Здесь не следят за чистотой звукоизвлечения и за правильностью гармоний, вы не найдёте в треках проекта кристального саунда и продюсерского лоска, но болотных туманов и мистических экзальтаций тут окажется столько, что в них запросто можно будет утонуть, а затем благополучно выплыть и не менее благополучно утонуть ещё раз. И уже по обложке их свежего релиза можно сделать предположение, что “Age Of Nameless Things And Gods” это самый величественный и помпезный диск в дискографии Drunemeton, и, кстати, данное предположение очень и очень недалеко от истины! Уже в открывающей пластинку “The Celebration” столько патетики, симфонизмов и варварства, что их можно выносить вёдрами и бочками, и при этом их не станет меньше, а дальнейшее продвижение по звуковым прериям релиза напоминает долгие и ожесточённые бои с мечами, копьями и прочим колюще-режущим инвентарём.

Концептуальная эпичность Bal-Sagoth прослеживается уже во втором треке под названием “Lord Of The Grove”, и в этой же вещи уши, привыкшее к хитросплетениям King Crimson и ELO, наверняка найдут нечто близкое, родное и своё. Не знаю, дело ли здесь в том, что оркестровая эпичность Drunemeton достигает на “Age Of Nameless Things And Gods” поистине симфонических масштабов или в том, что синтезаторы и метал-бурелом тут следуют практически параллельно друг другу, по большей части не контактируя, но ощущения от рецензируемого альбома у меня действительно местами были очень схожими с поздними дисками Electric Light Orchestra. И, кстати, ещё очень даже большой вопрос, какая из этих составляющих находится у Drunemeton в приоритете – симфонизмы со своими мелодиями так уверенно тянут одеяло на себя, что блэку только и остаётся, что беспорядочно махать мечом и сыпать стрелами без разбора и по своим, и по чужим.

И зря я пытался шутить и приплетать всякую сомнительную литературную попсу к творчеству Drunemeton в своей рецензии на его прошлый полноформатник – когда слушаешь такую музыку, места шуткам в любом смысле и под любом соусом просто не остаётся, а всё подчиняет себе атмосфера, которая действует в данном случае практически как машина времени. Если вы не выключили альбом спустя пару треков, то на третьем или четвёртом гарантированно потянетесь за воображаемым кладенцом, чтобы раскромсать и сокрушить воображаемых супостатов. Но всё это не только про историю и преданья старины глубокой – думаю, подобный материал оценил бы даже старик Ницше, которому было бы приятно поразмышлять под подобное о рождении музыки из духа трагедии и о хаосе, способном рождать сияющие звёзды.

Некоторое время назад воевода всея Drunemeton, скрывающийся под псевдонимом Bard, запустил свой журналистский проект и таким образом решил показать своим слушателям генеалогию проекта, попутно проследив происхождение каждой поросли языческого металла. Ну что ж, быть энциклопедистом и по-настоящему разбираться в том, что делаешь, почётно и хорошо, и мне кажется вполне закономерным, если предводитель Drunemeton в скором времени станет Борисом Гребенщиковым своего жанра и выпустит кельтско-блэковый аналог “Аэростата” в качестве дорожной карты для всех интересующихся древними языческими культами и металлическими группами, их воспевающими. Если подобное случится, проникнуться философией проекта станет ещё проще и делать это можно будет ещё более систематически.

Ну а “Age Of Nameless Things And Gods” – это эпично-батальная сырость в своём самом предельном выражении, и, пожалуй, этим всё сказано. Вокал и риффы в духе ранних Ancient Rites, отстранённость Antiquus Scriptum, дремучая кустарность начинающих Waylander, и всё это с какой-то почти джазовой склонностью к импровизациям, из-за которой временами по ходу прослушивания рецензируемого компакта у меня было ощущение, что какие-то фрагменты и пассажи рождаются или вклиниваются в структуру композиций чуть ли не против желания автора или по воле какого-то мистического и самому ему не очень понятного наития. Всё меньше конкретности, как можно больше торжественности, экстатического восторга и чистокровной магии – вот что такое Drunemeton, и любители подобных вещей явно будут в восторге от того, как всё вышло и получилось на его новейшем опусе. Это шабаш, большой языческий шабаш в густом и беспросветном лесу друидов, и своего знаменитого варева жрецы наварили по такому случаю целую необъятную цистерну.

Рецензия на сингл Lalila "To Be Loved"

16-05-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

По стопам ирландских клюковок из The Cranberries у нас в стране ходить пытались многие, и случались такие попытки ещё со времён Маши и Медведей, но сейчас у нас наверное, самый впечатляющий и близкий к оригиналу вариант в лице молодой столичной певицы Лалилы, известной в миру как Лиора Рувинская. Мне совершенно не известно, откуда взялась Lalila и чем занималась до 2021 года, когда официально состоялся её старт, и в сети стали появляться треки её авторства, но в том, что у неё достаточно опыта и амбиций, я совершенно не сомневаюсь.

Мечтательный поп-рок Lalila располагает к себе практически с первых секунд своего звучания, и тут на самом деле совсем не важно, с какой песни начинать знакомство с ней. Игривая, слегка легкомысленная и почти фолковая “Без обид”, таинственная и протяжная “Страха больше нет” или нежные англоязычные фантазии “Hey” - в каждом из этих треков есть и непосредственность, и лёгкость, и мечта, и терпкий, чуть горьковатый привкус реальности, и всё это одинаково легко, полётно и прекрасно.

У Лалилы очень необычный имидж, и она ещё более необычно жонглирует его оттенками, переходя от одной крайности в другую, но ей это весьма идёт. Она запоминается визуально, прочно застревает в памяти в плане саунда, мелодий и аранжировок, а после того, как трек переходит в состояние “офф”, он ещё долго радует слушателя приятным послевкусием качества, неслучайности и до самого предела прожитых и прочувствованных эмоций. В песнях Лалилы нет ничего надуманного, здесь всё предельно просто и повседневно, но именно в этом и кроется секрет их притягательности и их особое очарование.

В плане же стиля и аудио-параллелей в её творчестве вы можете найти целый спектр разного и интересного от Mezzamo до Натальи Имбрульи и от The Mostly Autumn до бьющей навылет нежности Белой Гвардии. Светлый, слегка наивный и, наверное, слишком искренний для нашей столь прагматичной эпохи поп-рок про простые радости и умение радоваться текущему моменту – вот что такое Lalila, и её свежий сингл демонстрирует все эти качества и характеристики, вновь фантазируя на тему обнажённой открытости эмоций и предельной чувствительности нервов.

«Не пускайте в голову циничность, в своё сердце зиму не впустите» - призывает своих слушателей исполнительница и, переходя от песни к песне, не устаёт убеждать тех, кто заинтересовался её песнями, «обожать и верить просто так». Такая музыка делает этот мир чуть лучше и добрее, и уже за это можно было бы поставить ей высший балл, но нет – на этом радости и достопримечательности её творчества не заканчиваются и не иссякают, а новейший англоязычный эпик Лалилы под названием “To Be Loved” уверенно продолжает её красочный и позитивный дрим-флэшмоб.

Типичный “клюквенный” релакс в плане ритма и интонаций, узнаваемые саунд-цветочки a la “Just My Imagination” и “Ode To My Family”, но всё это с голосом чуть другой окраски, со своими авторскими акцентами и уникально расставленными приоритетами. Пожалуй, музыка восхищения красотой мироздания должна звучать именно так, и в “To Be Loved” на самом деле очень много созерцания, воздушной лёгкости и неспешного восхищения беззаботным существованием на фоне порхающих бабочек и медитативных летних стрекоз.

Когда дело идёт к лету и к сезону отпусков, такие песенки становятся особенно актуальны, но я не думаю, что стоит называть творчество Лалилы сезонным или привязывать его к каким-то датам и временам года. Тут дело совсем не в сезоне, а в особом мироощущении, и всем, кто привык видеть в жизни хорошее, треки этой певицы наверняка придутся по душе, совершенно вне зависимости от того, лето ли за окном, весна или зима. Аранжировщики и клипмейкеры, приложившие руку к видео-варианту трека “Страха больше нет”, всё сделали правильно, и вот результат – все выпущенные стрелы попадают точно в цель, и всё работает.

Кстати, видюшки с кавер-версиями Лалилы – это вообще особая тема для разговора и почти отдельный вид искусства, но я только замечу, что все эти шуточные перепевки можно воспринимать как ещё один дополнительный ориентир для потенциальной целевой аудитории вокалистки, и убедительный намёк почитателям Регины Спектор, Эми Уайнхаус, Florence and the Machine и Аланис Морисетт, что пора насторожиться. Впрочем, если даже ни одно из этих имён вам ни о чём не говорит, то, что делает Лалила, всё равно способно покорить и впечатлить вас, как меня покорили её интерпретации сплиновской “Я был влюблён в вас” или “Кабы не было зимы”.

Лалила не только красива и талантлива, у неё ещё прекрасный голос и невероятное чувство стиля. Я был бы очень рад, если бы она выпустила полноформатник с красочной обложкой на CD или виниле, и чтобы там был яркий буклет с красивыми рисунками и фотографиями, и всё это было крафтово, дизайнерски, эксклюзивно и необычно. Такой релиз мог бы не только составить здоровую конкуренцию раскрученным западным поп-брендам, но и в чём-то даже обойти и превзойти их, будь то даже Тэйлор Свифт, Адель или Лана дел Рэй.

И под конец этой рецензии ещё одна сильная ассоциация, от которой я так и не смог отделаться, пока слушал песни Лалилы и писал эту рецензию. Появление этой певицы с любой из своих песен в прошлом или в нынешнем году на Евровидении было бы по-настоящему адекватно и правильно, и пусть недостаток эпатажа и фрик-провокаций в её музыке формально значительно уменьшил бы шанс вокалистки на победу, я ничуть не сомневаюсь, что с такой музыкой и с такой подачей она бы пришлась ко двору на песенных конкурсах и концертах самого высокого ранга. Не очень оригинально de juro, но очень живенько, позитивно, симпатично и с душой de facto.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы Constrictor "Ravages Of Fate"

10-05-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть достаточно большое количество людей, которые мечтают и буквально наяву грезят о притрэшёванном варианте ранних Stormwitch, и ребята из Constrictor одни из них. Плотные риффы, характерный трэшевый кач, повышенная техничность и высокий мелодичный вокал – вот основные характеристики подобного рода упражнений, и ради подобного сочетания мы гонялись в 90-х за записями россиян из North Syndrom и Snakes, попутно с упоением наслаждаясь творчеством Meliah Rage, ну а сейчас у каждого из нас есть прекрасная возможность ещё раз войти в ту же самую реку и вспомнить, что же такого особенного и приятного в подобных вещах.

А ведь если помните, и North Syndrom, и Meliah Rage – это музыка, произрастающая из концептуальных моделей ранних Megadeth, Metallica и Death Angel, и все эти отголоски очень явно ощущаются в попавшем к нам сейчас на рецензию дебютном полноформатнике питерских змееловов. Мегадэтовская техничность, металликовская мелодичность и фанковые эксперименты в духе смертельных ангелочков эпохи “Act III” отлично видны на диске Constrictor невооружённым глазом и сами буквально лезут в уши. Что ни говори, а мастерство не пропьёшь, и если кто-то умеет обращаться со своим инструментом и не ловил ворон по сторонам в музыкальной школе, это реально слышно.

Очень интеллигентно, аккуратно и со столь любимыми рыжим Дейвом политическими сэмплами (“Damien”) музыканты переходят от трека к треку на “Ravages Of Fate”, и это действительно похоже на увлекательную экскурсию в прошлое. Их метал не назвать модным, современным или революционным, но констрикторы всеми силами стараются выплавить из характерного почерка своих любимых олдскульных метал-гуру нечто новое и самостоятельное, и действительно прикладывают для этого все силы, действуя в духе “все средства хороши”, да ещё и заручившись поддержкой съевшего немало собак в подобных делах великолукского лейбла Wings Of Destruction.

Отголоски Candlemass и их скорбные колокола слышатся в открывающей альбом “The Cursed Evil”, и альбом действительно совсем не так прост. Здесь можно найти немало отсылок к прогрессивному думу a la Memento Mori и Abstract Algebra, а ближе к завершению релиза на поверхность всё чаще начинают пробивать поросли в духе классических Savatage и Fates Warning, что сближает Constrictor с лагерем любителей канонического прог-металла и отчасти даже арт-рока (обратите внимание на титульный трек). Межстилистический кроссовер в исполнении Constrictor получился достаточно органичным, но совсем без перегибов всё-таки не обошлось.

Много разного, много мелодий, много хороших риффов и правильных влияний, и вот результат – сочный и интересный диск, который может понравиться самым разным слушателям, однако, на мой взгляд, авторы чуть перестарались с прогрессивной серьёзностью и думовым размахом, из-за чего их новые треки порой кажутся уж слишком зловещими и экзистенциальными. Фанковый бас, конечно, старается, и всё у него получается, но общую атмосферу релиза иначе как апокалиптической не назовёшь, и тексты с названиями композиций лишь подтверждают данное ощущение: “Judgement Day”, “In The Hands Of Fate”, “Insanity”, “Street Jackals”и так далее.

Пожалуй, здесь не больше трэша, чем на “Cryptic Writings” или “Youthanasia”, но кому-то только того и надо. Не всё же трэшерам быть жестокими, яростными и демоническими - осмысленность и холодный расчёт в данном жанре тоже никто не отменял, а с течением времени у трэш-апологетов они становятся всё большей редкостью. Сами музыканты называют своё творчество “змеиным металлом”, но я всё-таки склонен думать, что, несмотря на некоторое сходство с москвичами из Snakes, никаких новых названий тут не нужно. Эклектичный микс из любимых гитарных групп участников состава на базе умеренного трэша, олдскульного дума и героического пауэра не является чем-то уникальным, но вот слушать его действительно приятно, и этого не отнять. Грамотная и крепкая работа.

Рецензия на мини-альбом Addikth "Visions"

06-05-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Яростные московские апологеты грув-иезуитства из Addict слегка обновили своё название и точно так же поступили с музыкой. На их новейшем EP вас ждёт всё то же самое, что и раньше, но чуть чище, звонче, глубже и осмысленнее. Казалось бы, куда уж более осмысленно – все их недавние творения и так всегда были остры, умны и наводили на интересные размышления, но Addikth справедливо рассудили, что концепция – это не только мысль и слово, но и атмосфера вокруг них, а потому для своего актуального миника насочиняли удивительные лабиринты мелодий, ритмов, сбивок и саунд-пасхалок. И реально вышли на новый уровень, с успехом завершив такую технологическую прошивку своей музыкальной концепции.

Сумасшедший грувовый ураган с оттенками психоделии Voivod времён “Phobos” выполнен у сегодняшних Addikth на самом высочайшем уровне, но это только вершина айсберга. Все мы знаем, что одного лишь качества звука и умения один в один повторять риффы своих любимых групп далеко не достаточно для того, чтобы возвращаться к альбому снова и снова и ощутить настоящую приверженность той или иной группе. Делать своё дело с душой и быть полностью автономным от любых влияний извне – вот те два необходимых условия, которые делают сильные и любимые альбомы по-настоящему сильными и любимыми, и обе эти характеристики присутствуют у “Visions”.

Очень уверенно, “без лишних движений”, с надлежащей долей фантазии и лирических отступлений сегодняшние Addikth демонстрируют своим слушателям свою зависимость от мощных риффов, техничных соло и продуманных структур композиций, и в общей сложности это оставляет достаточно сильное и самодостаточное впечатление. Первые звуки открывающего альбом интро припечатали и накрыли моё сознание такой фундаментальностью, что дальше уже было просто боязно слушать (я реально ждал второго “Phobos” и такой же непролазной психоделии как у Voivod в 1997 году), но нет, вот в ход идёт первая вещь под названием “Pathetic Lumps Of Cosmic Dust”, и тучи понемногу начинают рассеиваться.

Кстати, уже в интро в плане барабанной работы мне вспомнились классические Slayer, а дальше это ощущение только окрепло. Конечно, грозный вокал и довлеющий саунд немного отвлекают от ассоциаций с группой Тома Арайи и Керри Кинга, но общая патетика здесь во многом схожа с тем, что представлял Slayer в 90-х. Такой предельно грувовый и отчасти даже дэтовый “Divine Intervention” сейчас очень диковинно звучит, и Addikth реально довели и дожали свой грув-метал до таких пределов и частот, что в нём уже практически не осталось трэша как такового. Там где, у Overkill эпохи “Killing Kind” старые и добрые трэшевые риффы, здесь нечто похожее на индастриал и много-много мелодичной, шредирующей и массированной пост-апокалиптической психоделии.

Когда смотришь на концертные фото Addikth, понимаешь, что быть “на стиле” и следить за своим имиджем для современной группы почти так же важно, как и уметь выдавать по-настоящему хорошие и цепляющие бриджы. И они попытались всё учесть, ни в чём не дать слабины, и в итоге выдали свой собственный микс из Machine Head, Slayer, Hypocrisy, Voivod и ещё целой кучи разного и неожиданного всего. Этот космический жужжащий звук и отстранённые чистоголосые призраки-припевы, конечно, способны ввести ещё в ту депрессию и навести на мысли о суровой техногенной катастрофе, но когда последний трек с альбома отгремел, и я закончил просмотр двух бонусных официальных клипов, запущенных вдогонку к EP, ощущение у меня осталось очень благостное и миролюбивое.

И особенно мне хотелось бы отметить завершающий EP трек “The Last Look At The Dying World”. Это инструментальная вещь дальше других уходит по дорожкам лунной меланхолии, и смелее своих предшественниц экспериментируют с нестандартными сочетаниями, а в итоге нас ждёт задумчивый и наводящий на размышления эпик, под звуки которого особенно уместно было бы подумать о тотальном металле и о тенденциях эволюции тяжёлого жанра в двадцатые и тридцатые годы двадцать первого века. Всё это весьма похоже на саундтрек для времени переломов и катаклизмов, и авторы не случайно решили добавить на альбом инструментальные версии всех трёх вокальных номеров с EP.

И, кстати, на фоне множащихся в последнее время разговоров про импортозамещение и про “кризис как время возможностей” мне вдвойне приятно видеть, что у нас в стране есть настолько качественный и амбициозный коллектив. Их творчество не уступает их же кумирам из Machine Head, и любители подобных довлеющих сказаний на тему ужасов космической эры должны оценить “Visions” по достоинству. “Какая жизнь, такие песни” – заметил ещё Кипелов, и в этом плане попавший к нам сейчас диск очень хорошо соответствует разворачивающимся за окном ландшафтам и адекватно их отображает. Сурово, атмосферно, протяжно и тоскливо, но в то же время жизнеутверждающе и не без особой эстетики – наверное, так и должен выглядеть грув-метал в стиле 2022.

Показать ещё