ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Дендрарий "Романтика через край"

06-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Гербарий – это унылый натюрморт, дендрарий же – живой и прекрасный заповедник, заботливо окультуренный и отсортированный любящими и внимательными руками умелых садоводов. Пожалуй, именно в данном противопоставлении гербария и дендрария и кроется основная специфика творчества этой московской рок-команды, решившей исполнять живую и цветущую музыку с такими же цветущими текстами и цветочными, словно прорастающими сквозь облака и кроны аранжировками.

Их романтичность приобретала разные формы, они были разными на своих разных релизах, но теперь решили прямо и честно признаться в своей сентиментальности и сделали это аж в формате двойного альбома. Как говорят сами авторы, идея нынешнего лонгплея появилась практически сразу после выхода их прошлого диска “Записки Сумасшедшего”, когда несколько песен остались за бортом данного диска и немного выбивались по настроению в сторону повышенной романтичности.

Дополнив эту аутсайдеровскую песенную подборку кавер-версиями на Булата Окуджаву, Tequilajazzz и группу Небослов, музыканты получили тот самый винтажный синтетический микс из электронных ударных, синтезаторов в духе новых романтиков 80-х и характерных гитарных эффектов, который в итоге и стал двойным альбомом “Романтика через край”. Во времена, когда некоторые группы вовсе не верят в альбом как в формат, эти энтузиасты и экспериментаторы выпускают двойной компакт, но такой “тяжеловесный” релиз не кажется затянутым или надуманным.

Моей абсолютно любимой песней с “Записок Сумасшедшего” была завершающая альбом “Никого ничем не удивишь”, и новейший лонгплей с самого своего первого трека окунается в ту же самую атмосферу и тематику, как будто продолжая все основные векторы своего предшественника в режиме многосерийной киноэпопеи. И по закону жанра с развитием сюжета всё должно становиться интереснее, затягивать глубже и предлагать больше неожиданных подробностей, а Дендрарий не собираются отказывать своим слушателям ни в чём из перечисленного.

Как и раньше, смотрители и собиратели дендрария делают ставку на чуть прифанкованный неторопливый регги-рок с вокалом a la Сплин и с “размышлятельными” текстами-мантрами. Слушать такие песни – это почти то же самое, что ехать в долгом лениво-созерцательном поезде, когда в запасе целый вагон времени, никаких проблем нет и не предвидится, а музыканты группы всячески стараются перевести это расслабленное путешествие за непутёвыми заметками в ещё более приятное, разнообразное и полезное предприятие.

Каждая из песен на рецензируемом альбоме – это отдельная история со своими действующими лицами, сюжетной линией, зачином, развитием, кульминацией, перчёной начинкой и ироничным восприятием даже самых обыденных и порой не самых смешных и приятных ситуаций. В таком умении обыграть и интересно обставить даже привычное и кажущееся обыденным “дендрарии“ напоминают Несчастный Случай с их театральной ТЮЗовско-КВН-вской иронией и стремлением вывести музыкальные композиции в экзистенциальный и жизненный формат полного погружения и реального вовлечения слушателя в описываемые ситуации.

Кавер-версии настолько хорошо вписались в альбом и в собственный стиль Дендрария, что, если вы не слышали эти песни в оригинале, то, скорее всего, и не подумаете, что это могут быть не их собственные композиции. Радушно, иронично и увлекательно музыканты будут травить свои байки и жизненные анекдоты и наверняка смогут исправить даже самое безнадёжно испорченное настроение и развеселить даже самых закоренелых ворчунов, а некоторые где-то на исходе первого диска даже, скорее всего, пустятся в пляс или начнут притоптывать в такт.

Улыбка и шарж с оттенком лёгкой грусти и с неуловимым горьковатым привкусом в исполнении группы напоминают тонизирующий коктейль с необычным и немного противоречивым, но легко и сразу запоминающимся букетом, а треки, сменяя друг друга, складываются в единую вселенную, где герои песен Дендрария мирно сосуществуют и запросто ходят друг к другу в гости на чай и кофе. Нет смысла и необходимости рассказывать о каждой из новых песен группы и цитировать их тексты – в данном случае действительно лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать.

Семь композиций первой части и столько же треков второй, объединяясь, составляют единый манифест романтики, юмора, сдержанной пародии и доброй иронии, а главное отличие от альбома “Записки сумасшедшего” состоит в том, что проходных и блеклых треков на “Романтике через край” просто нет. Прицельные текстовые попадания, выверенный баланс смешного, афористичного и просто жизненного, очень неплохие инструментальные аранжировки – всё это позволяет назвать данный альбом выходом Дендрария на большую охоту и к большой слушательской аудитории, а я могу только от души пожелать им удачи и успехов.

Рецензия на альбом группы Космос "Музыка не для вас"

05-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В советские времена было принято писать на афишах концертов музыкантов и на пластинках исполнителей “для вас поёт…(имярек)”, “для вас играют… (имярек)”, а вот группа Космос решила разбить эту елейную традицию и сразу же предупреждает всех потенциальных рецепиентов, что реверансов и заглядывания в рот слушателю не будет. Искренне, честно и с некоторой долей самоуверенности название их второго альбома указывает на то, что участники этой группы ставят в своём персональном топе приоритетов что-то помимо коммерческой выгоды и сиюминутного успеха, но что же это может быть?

Конечно же, романтика. Не случайно мне вспомнились советские реалии, когда я одним лишь беглым взглядом окинул этот релиз и ещё не начинал его слушать – подобный материал мог бы с удовольствием слушать или даже исполнять главный герой фильма “Асса”, у которого, как вы помните, в комнате висел портрет Гагарина и который в целом был очень даже доброжелательно и с интересом настроен по поводу космической тематики. Такую музыку явно не оставят без внимания оригиналы, способные носить фото любимой девушки как серьгу в ухе, танцевать под воображаемую музыку и раскрашивать все события только в яркие и блестящие цвета.

Манерный, порой кривляющийся (“Дни без промежутков минут”) и словно доносящийся из космоса голос вокалиста, такой же самобытный и “космический” инструментал, общая атмосфера эксперимента и бесконечной беспечной юности отличала дебютный, имеющий одинаковое название с группой, альбом Космоса; характерна она и для нынешнего лонгплея, который хоть и звучит несколько тяжелее, но в остальном в точности продолжает всё ту же самую линию, что и его предшественник. Долгие прогулки, бесконечное лето, никаких дедлайнов и обязательств – вот список вещей, которые будут лучше всего сочетаться с треками этой группы и их философией.

Расслабленная атмосфера мечтательности и витания в облаках напоминает релизы старых советских рок-групп вроде Апрельского Марша, а подход к исполнению позволяет предполагать, что в роке Космос только одной ногой, а второй он надёжно увяз где-то в районе нью-эйджа, в омутах андеграундного щугейза или в софитах новых романтиков вроде Alphaville, A-Ha и Duran Duran. Но пусть вас не смущает слово “увяз” – вязкость в данном случае относится только к музыке и звучанию инструментов, вокальные же дорожки исключительно полётны, эфирны и дымчаты, словно чистые платоновские идеи или призрак оперы, пустившийся в недельный запой.

Удивительно и непривычно слышать лязгающий гитарный дисторшн в треках вроде “Поджигай!”, от ощущения присутствия раннего Ильи Лагутенко трудно отделаться в “Береге” и в “Потерянном и проклятом”, а композиции вроде “Солнце” и “Проснувшись от удара со спины” мне и вовсе показались чистой и безрассудной самодеятельностью, в хорошем смысле, разумеется. В подобном направлении любил фантазировать юный и начинающий Борис Гребенщиков, когда записывал альбомы вроде “Табу?”, и это повсеместное ощущение замечательного творческого беспорядка с удовольствием эксплуатируют сегодня участники Космоса.

Текстовые решения в этот раз ещё более парадоксальны, чем раньше (“Златые кольца ужасно бьют по сердцам, уроды пришли, им досталось больше, чем нам. Один партизан, а другой меломан, ещё двое пришли: шаман и болван, но двери пробиты, окна разбиты, и вот они уже здесь (с) “Проснувшись от удара со спины”; “Все люди сияют на невских стритах, все люди не знают, что завтра ГУЛАГ, а ты? А ты сидишь, рисуешь мосты” (с) “Вот и всё”), но именно эта лирическая несуразность пополам с сонно-космическим и парадоксальным звучанием являются главными притягательными силами, отличающими эту группу и её творчество.

А ощущение от прослушивания альбома в целом остаётся калейдоскопическое. Если вы не слышали их первый диск и подошли к знакомству с Космосом только сейчас, рассудив, что начинать лучше с их актуального творения, то, вероятно, будете в ещё большей ассоциативной прострации, чем я. Весёлая вакханалия таких песен как “Когда мы были вместе” заразительна и празднична, сердитый речитатив “Дней без промежутков минут” будоражит и заставляет хмурить брови, “Посмотри в глаза” романтична, расслабленна и мистична, но всё это саундтреки для летних прогулок по крышам, когда время как будто перестало существовать, а все критики и снобы давно спят, не в силах помешать безудержному счастью тех, кто считает своим домом ванильные небеса. Над звуком поработать будет явно не лишним, но в целом вектор хороший.

Рецензия на мини-альбом группы Druknroll "Dead Phone"

05-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Саратовские прогрессоры-экспериментаторы из DRUKNROLL продолжают готовить мир, а заодно и своих слушателей, к своему очередному полноформатнику, и с этой целью презентуют второй EP в преддверии грядущего лонгплея. Три трека, новое официальное видео, интересная задумка и “говорящее название” релиза призваны заинтриговать, пробудить сознание и спровоцировать любопытство, ну а дальше – дело техники. Эта группа всегда исполняла музыку, которая может увлекать и интриговать, а если ты сделал хотя бы шаг ей навстречу, то далее можно уже ничего не предпринимать и не беспокоиться – их гипноз действует уверенно и безотказно.

“Мёртвый телефон” – это что-то из разряда ужасов, и ужасов не самых здоровых, надо сказать. Не случайно вокалист группы скрывается под псевдонимом Ужас. Добавив к характерным для себя полифоничным и даже порой оркестровым аранжировкам характерные попискивания старых кнопочных телефонов, DRUKNROLL теперь стали ещё более зловещими и сумрачными. Их техногенные модерн-метал-эксперименты, кажется, пришли к удовлетворяющему всех паритету, и теперь прогрессивные идеи и желание создать абсолютный хит сосуществуют в музыке группы, не нанося вреда и урона друг другу.

Все специфичные ингредиенты, которыми всегда славились DRUKNROLL, присутствуют на “Dead Phone” в полном объёме, но концентрация прогрессивности и нарочитая шизофреничность сейчас приведены к наиболее латентному и внешне безобидному виду, в силу чего ваш ментальный иммунитет вряд ли успеет заподозрить неладное и тем более забить тревогу, а очнётесь вы, скорее всего, когда что-либо предпринимать уже будет поздно. Музыканты исхитрились и смогли сделать свой дьявольский тяжёлый прог почти таким же доходчивым и слушабельным как мелодэтовые фантазии Children Of Bodom и Soilwork, но это обманчивая простота.

Чтобы стать доходчивее и убедительнее, они нарезали свои монструозные фишки маленькими кусочками и как следует их перемешали, и вот результат – теперь три трека с “Dead Phone” как две капли пива похожи на идеальные хиты. Если бы не тяжеловесный саунд команды и не их знаменитая полифоничность, новые композиции с “Dead Phone” можно было бы рекомендовать даже фанатам Iron Maiden и Saxon, однако саратовские метал-изобретатели не желают лёгких путей и всячески стараются подчеркнуть свою сугубую железобетонную ориентацию и выдают только исключительно бодибилдинг-метал – грузный и сокрушительный как сорвавшийся с обрыва каток.

Такой жёсткий и по-настоящему свинцовый, словно расплющивающий материал менее всего ассоциируется с виртуозными и изящными очертаниями, но участники DRUKNROLL приложили все свои силы и задействовали всё имеющееся у них в наличии музыкальное мастерство для того, чтобы огранить этот не слишком привлекательный на первый взгляд самородок и сделать из него настоящий метал-алмаз. Ни в чём не погрешив против канонов зубодробительного тяжеляка, мистер Друкнролл и его компаньоны постарались сотворить на своём новейшем EP маленькое чудо большой тяжести, и их задумка реализована не совсем безуспешно.

Атмосфера паранойи и тотальной подозрительности, царящая в клипе “Dead Phone”, а также богатая мимика Ужаса хорошо подходят конпспираторским мелодиями и грозным риффам DRUKNROLL, а то как легко и изящно авторы компонуют свои задумки и жонглируют ими, позволяет говорить о том, что из жанровой и статусной ниши Mercenary, Sacred Reich и Soilwork они вознамерились прыгнуть куда-то в сторону Megadeth или даже Metallica (послушайте вступление титульного трека с EP!). Не скажу, что у них всё вышло безукоризненно, и этот грузноватый прог-техно-дэтовый монстр удачно вписался в радио-формат карманного трэша, но они пробуют и нащупывают пути для развития, и это достойно внимания и уважения.

Современный DRUKNROLL как Кит Ричардс – всегда и везде счастлив, только наоборот. Такая тревожная и тревожащая музыка – это отличный ответ вызовам современности и идеальный отсвет тех картин, которые расстилаются у нас за окном, и, как мне кажется, саратовские радикалы намерены стать именно таким нелицеприятным отражением той данной нам в ощущениях реальности, которая нас радует всё меньше и меньше. Что делать, если твой телефон начинает следить за тобой, а ты не в силах справиться с мыслями о том, что добром это не закончится? Просто выбросить его, купить диск “Dead Phone”, достать запылившуюся стереосистему и наслаждаться качественным звуком и качественной музыкой! И никакой паранойи. Всё просто.

Рецензия на мини-альбом группы The Махры "Время приключений"

03-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Группа с таким красноречивым логотипом просто обязана играть кондовый хэви-метал и всячески демонстрировать свою приверженность идеалам групп вроде Iron Maiden и Арии, но не так просты и махровы питерцы из The Махры! В своём арсенале ребята имеют пять синглов и пять EP, последний из которых сейчас и представляется нашему с вами вниманию, а их логотип менялся за одиннадцать лет карьеры уже не единожды, однако всё это детали, главное же – музыка, которая в случае с актуальным EP просто бьёт все рекорды по накалу и интенсивности.

Их новейший четырёхтрековый релиз призывает отправиться на поиски приключений вместе с диковатым чумным доктором, освещающим себе путь, подобно Сократу, коптящим керосиновым фонарём, и это не случайно. Новейший мини-альбом стал для группы эпохой перемен, лайнаповых чейнджей, обновления звучания и новых стартов, но от своей основной фишки “металла с дудками” они не стали отходить, а лишь осовременили, ужесточили и утяжелили свой саунд, хотя утяжелили его на самом деле очень уж неслабо и радикально, что буквально изменило в их музыке всё.

Уже в начале своей карьеры The Махры отличались стремительным почерком и характерной ухающей манерой исполнения, приводящих к тому, что творчество команды напоминало не столько российских ска-первопроходцев в лице Distemper, а скорее западных тяжёлых менестрелей вроде In Extremo, Subway To Sally, Saltatio Mortiis и Morgenstern, но со ска-инструментарием вместо волынок и прочих средневековых штук, с характерным панковым вокалом в традициях Green Day и The Offspring и с такими же текстами.

“The Махры – не хухры-мухры” – пели они ещё в 2013 году, и с тех пор в их мировоззрении и в подходе к лирическим изысканиям очень мало что изменилось. Хотя звук стал мясистее и жёстче, а нецензурного хулиганства в текстах теперь почти нет, однако перед нами всё те же The Махры со своими “дудками”, металлическим саундом и вечной жаждой стёба, активного образа жизни и приключений. И металла у них теперь действительно много как никогда, а предлагаемые ими приключения стали ещё более захватывающими, адреналиновыми и железными.

Открывает альбом почти трэшевая “Время Людей”, которая лишь в припеве возвращается к панковым интонациям, да и то не особо. Развесёлые ритмы сменяющей её “Ваши знамёна сгорят” – это тоже однозначно металлический эксперимент с оттенками Грига и позднего Grave Digger с такими их треками, как “Zombie Dance”. В этом треке экстремальный вокал (некое подобие гроула) чувствует себя ещё более уверено, чем в прошлой вещи, и его удельный вес заметно повышается, давая понять, что The Махры всерьёз намерены заинтересовать металлическую аудиторию.

Третий трек с альбома называется “Живой”, и это настоящий кроссовер-трэш в традициях Slayer и D.R.I., в который ска-элементы вплетаются очень интересно и порой неожиданно, а замыкающая шествие новейшего диска титульная композиция это не только самая интенсивная с точки зрения риффинга вещь на альбоме, но и самый традиционный для The Махры трек с данного релиза.Вокальные линии и мелодии здесь самые привычные для прежних и классических релизов группы, и свойственного каноническому ска-панку задора и позитива здесь больше всего.

Самое забавное во всей это истории это то, что своим названием коллектив обязан мультику про Масяню. Наверное, сама Масяня и её создатели-мультипликаторы долго бы удивлялись тому, как некая питерская команда совмещает характер их персонажа со слееровской агрессией, но нынешние The Махры именно таковы. До сих пор мне не встречалось ещё настолько жёстких и бескомпромиссных ска-метал-групп, и последователи Масяни вполне способны стать лидерами в своём жанре у нас в стране.

Мне не очень понравились их эксперименты с брутальным вокалом (слишком уж он хаотичен, страшен и смахивает на бескомпромиссный грайндкор); вокальные мелодии, тексты и способы сочетания ска и кроссовера ребятам ещё предстоит исследовать, развивать и улучшать, но в остальном всё уже сейчас очень даже найс. Такой мозгодробительный трэшевый бурелом не снился даже браткам из The Exploited, когда они записывали свой самый жёсткий и супремативный “Beat The Bastards”, а ведь их сны в те времена явно не страдали от отсутствия фантазии или цензуры.

Как говорил один известный персонаж (не Масяня на этот раз), попав в довольно щекотливую ситуацию, “необитаемая планета, ресурсов нет, кто послабее - умер бы здесь, а я буду дома к Рождеству”, так и The Махры сейчас – они освоились в одном жанре, потом организовали на его основе свой собственный новый подстиль и сейчас с явным энтузиазмом и немалой сноровкой намереваются продвинуть своё свеженайденное ноу-хау так далеко, насколько это только возможно. Если верить приметам и звёздам, к Рождеству у них уже будет очень многообещающий полноформатник, ну а насколько действенны в наши смутные времена приметы и знаки, и можно ли им верить, мы узнаем уже очень скоро.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на альбом проекта Evilnox "Kingdom Of Eternal Night"

03-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Таинственный краснодарский one-man-проект Evilnox исполняет мрачную и прекрасную музыку, прочно укоренённую в эстетике Средневековья. Звучное название и яркий логотип с туманным полумесяцем, который очень стильно выглядит на фирменных ивелноксовских патчах, - это далеко не всё, за что можно любить и котировать данную формацию, ведь её музыка ни в чём не отстаёт от таких многообещающих завлекалочек и постоянно прогрессирует, стараясь как можно более точно и красочно представить для всех интересующихся древние и диковинные миры.

Я не могу сказать ничего плохого ни об одном из прошлых релизов Evilnox, но “Королевство Вечной Ночи” явно намеревается переплюнуть и превзойти их все. Шикарная обложка с величественным замком и не менее шикарное описание релиза на все сто соответствуют возвышенной и аристократичной музыке альбома, которую лучше всего описать двумя словами, а именно: “тёмный восторг”. То нежные и вкрадчивые, то инфернальные и злые, то таинственные и пугающие звуки этого альбома складываются в единый пазл красоты, ужаса и грусти, и это много.

Накопленный за годы странствий по просторам синтетических подземелий опыт здорово помог предводителю Evilnox сделать свой новейший диск похожим на увлекательное путешествие по холодным коридорам болезненных воспоминаний и извращённых фантазий, которые с лёгкой руки автора приняли вид величественного замка скорби, растравленной тоски и невосполнимой утраты. Здесь будет холодно и одиноко, иногда страшно, а порой, вероятно, безумие своими когтями подберётся к вам ближе, чем бы вам хотелось, но это будет важный и ценный опыт.

Каких-то слишком тёмных или слишком злых ингредиентов в “Kingdom Of Eternal Night” не содержится, а отличает альбом очень грамотное, сбалансированное и атмосферное эпик-хоррор-повествование с таинственными флейтами, нежным флёром туманных синтезаторов и природными сэмплами. Вокал не будет слишком частым гостем на диске, но те моменты, где он всё-таки будет пущен в ход, вас точно не разочаруют: этот сдержанный хриплый скрим однозначно представляет собой одно из лучших вокальных решений для подобной музыки.

Эффектная, сходу представляющая слушателям вокальные красоты Evilnox и довольно разнообразная, изобилующая красивыми фолковыми вставками и неоклассическими реверансами в сторону синтетического гот-рока, “My Kingdom Of Eternal Night” плавно переходит в коротенькую ядовито-трубадурскую “At The Gates Of Medieval City”, затем она сменяется величественными симфонизмами и приблэкованными ритмами “Hour Of The Wolves” и неожиданно рассыпается хрустальными бликами дивного инструментала “Red Horn Of The Moon”.

Тревожная “True Evil Was Born Under Winter Stars” со своими безумными воплями и страшным смехом напомнила мне ранний Sopor Aeternus и мистику Эдгара По; чарующие “The Woods Of Frozen Melancholy” и “Song Of Black Stones” имеют нечто общее с музыкальными экспериментами Summoning, ведьминская “Black Goat On The Throne Of Hate” с её сумрачными колоколами и проклинающими вскриками вновь сквозит ритуальной мистикой Анны Варни, а медитативная “From The Land Of Darkness…” – это одна из самых гармоничных и непредсказуемых вещей на альбоме.

Колдовские весенние кошмары “Spring Nightmares” как будто нарочно вносят на альбом толику атмосферных особенностей музыки в духе проектов вроде Дом Вдовы; “Dead Beauty” прекрасна, созерцательна и мечтательна, а завершается всё дождливым эпилогом “The Rain (Epilogue)”, который мерным шелестом своих капель-слёз напоминает нам о том, что всё конечно, утро сменяется вечером, а за рождением всегда и непременно следует увядание. Немного неожиданная концовка для диска с такой концепцией и оформлением, но тем интереснее.

Недостатков на альбоме практически нет, баланс между разными составляющими треков выдержан разумно и со вкусом, единственное, что меня несколько озадачило – это обилие криков-всхлипов и их некоторая радикальность. На мой вкус, неупокоенные души прежних обитателей этих странных и страшных мест появляются на авансцене звучания треков немного чаще и настойчивее, чем могли бы, что несколько перетягивает релиз от эстетики глубокомысленного фолка и эмбиентной созерцательности в сторону ужасов и напряжённого dungeon-synth.

Релизы в данном жанре очень трудно оценивать объективно и ещё труднее сравнивать между собой, поскольку слишком многое здесь зависит от субъективных симпатий и предпочтений каждого отдельно взятого слушателя. Меня же “Kingdom Of Eternal Night” покорил своей чёткой конкретностью и способностью сочетать яркие, легко и безусловно запоминающиеся мелодии с размашистостью и свободой аранжировок, а ритмичные вокальные фрагменты – с медитативной природной созерцательностью и чистой красотой манящих лунных дорожек.

Я совершенно не сомневаюсь, что мастермайнд Evilnox с его любовью к стильным коллекционным изданиям непременно издаст этот альбом в CD-формате, но даже если этого по каким-то причинам и не произойдёт, “Kingdom Of Eternal Night” всё равно можно с полным на то основанием отнести к великолепным тёмным фетишам. Может ли фетишем быть просто звук без физического воплощения? Теперь на этот вопрос я однозначно могу ответить “да”, ведь рецензируемый сейчас релиз это именно тот самый случай, и он убедителен как сама ночь с её тайнами, очарованием, волшебством и загадками.

Рецензия на альбом группы Andrew Carlssin "Назад в прошлое"

31-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эндрю Карлссин - это не голивудский продюсер, не троюродный брат Карлсона, который живёт на крыше, и не гений-мультиинструменталист, это название молодой столичной команды, которая играет экспериментальный прифанкованный рэпкор с влияниями Rage Against The Machine, Red Hot Chili Peppers и The Fall Of Troy. Свой дебютный лонгплей ребята готовили целых три года, а закончили, довели до ума и реализовали его сейчас, похоже, только благодаря разыгравшейся пандемии и развёрнутой в её честь самоизоляции, когда всем нам пришлось чуть больше времени уделять себе и своим жилищам, а выходы на улицу оказались регламентированы и лимитированы.

Когда мне было лет пять-семь, машины с открывающимися вверх, как у космолётов дверями, казались мне верхом крутости и пределом мечтаний, и обложка альбома “Назад в прошлое” словно перенесла меня в те далёкие блаженные времена, напомнив прежнюю чистоту восприятия, наивную открытость ко всему и последующий ажиотаж по поводу кино-эпопеи “Назад в будущее”. Ну а раз ностальгировать и копаться в прошлом, то на всё катушку! После сопливого детства и песочниц я вспомнил учёбу в университете и то, как убедился на собственном опыте, что не бывает неинтересных и скучных предметов, а лишь бывают неинтересные и скучные преподаватели.

Кажется, у ребят из Andrew Carlssin похожие воспоминания о студенчестве, ведь они стараются сделать свою музыку предельно чёткой и доходчивой, а в текстах юморят и делятся жизненной мудростью так щедро и харизматично, что, даже не имея абсолютно никаких симпатий к рэпкору, фанку и альтернативе, не проникнуться их воодушевлением не так уж просто. Не случайно в числе своих ранних источников вдохновения музыканты называют прог-рок, ведь их материал умнее и разнообразнее, чем среднестатистическая альтернатива с читкой, а скорее приближается к деятельности таких значительных в мире тяжёлого рока величин как Faith No More и Mr. Bungle.

Хулиганские ритмы Beasty Boys и непредсказуемый риффинг System Of A Down перемежаются у Andrew Carlssin с намёками на эксперименты Anthrax с Public Enemy, а более суровые и хаотичные вещи вроде “Шаг” и “Грув” сочетаются у них с такими более читабельными и камерными композициями, как “Прыгай” и “Завтра”. Альбом имеет вид единого и завершённого творения с интро и аутро, а эпизодические стилистические сюрпризы вроде этно-веяний в треке “За Кулисы” делают его не только разнообразным и интересным, но и непредсказуемым, позволяя держать внимание слушателя на стрёме от начала и до конца звучания релиза.

“Назад в прошлое” – это музыкальный ребус, в котором вместо ряда неизвестных переменных можно подставлять хоть Linkin Park и Limp Bizkit, хоть Body Count, хоть какие-то ещё группы, а общая сумма при такой рандомной подстановке пусть и будет меняться, но останется всё так же идентична музыкальному кредо Andrew Carlssin и их специфической творческой формуле. Море энтузиазма и воодушевления, которое сами музыканты испытывают от собственных песен, с лихвой компенсируют организационные и технические нюансы альбома, и даже такие сырые в плане саунда и исполнения вещи, как “Молчи”, в итоге воспринимаются вполне сносно.

Andrew Carlssin – одна из тех групп, которым очень идёт русскоязычная лирика, более того, в их случае тексты на русском являются одной из главных причин, почему “Назад в прошлое” стоит послушать внимательно от начала до конца хотя бы один раз и не хлопать ушами по сторонам по ходу прослушивания. Тексты не в стиле “набор слов” и “что вижу, то пою”, а действительно неглупые, порой ироничные, кое-где глубокомысленные, а иной раз и откровенно жизненные и поучительные, как, например, “Завтра”, вербальные вирши, которые хочется запоминать и цитировать наряду с Борисом Гребенщиковым и Омаром Хайямом.

Стоит отметить хороший вкус и чувство стиля участников Andrew Carlssin – не переставая играть в философствующих плохишей и отвязных парней, они не перебарщивают с нецензурностями. Как ни странно, по большому счёту, нецензурностей в их текстах нет вовсе, что напомнило мне блестящую стилизацию автобиографии Оззи, которая написана и переведена на русский так, что одновременно и передаёт дух и настроение безбашенной молодости старика Осборна, и не скатывается в низкопробный уличный маразм и туалетный юмор. Удержать такую планку и всё сделать литературно – большая редкость, за что я с чистым сердцем и с удовольствием плюсую группе.

Это может показаться странным, но мне Andrew Carlssin напомнили замечательных отечественных рифмоплётов и трипхоп-экспериментаторов из (the) Dead Elvis, которых продюсирует и продвигает сам мистер Лехтинен. При разнице жанров и музыкальных ориентиров этих команд, их безусловно роднит отношение к своим текстам, к творческой свободе и к стилистическим нововведениям. На своём первом многострадальном альбоме семейка карлссинов постаралась показать себя как остроумных и качёвых хулиганов, готовых подарить вам немного своего позитива и креативного отношения к жизни, что вышло у них почти безукоризненно.

Конечно, на альбоме достаточно шероховатостей и ситуативных провисаний, которые могут сойти за импровизации и экспромты, за что группу можно критиковать и выражать надежду, что в будущем они подсоберутся, подучатся, чуть дольше посидят за нотами и исправят все свои недостатки, но лично мне атмосфера этого организованного хаоса даже понравилась. Рэпкор и фанккор совсем не обязательно должны быть безупречными и отполированными до идеального блеска, чтобы заслужить себе право на существование – иной раз элементы беспорядка и раздолбайства им даже на пользу. И всё-таки я не сомневаюсь, что дальше у Andrew Carlssin всё будет ещё лучше, интереснее и разнообразнее, а потому я на всякий случай приберегу сейчас пятый балл из пяти, чтобы в следующий раз отметить их прогресс официально и документально.

Показать ещё