ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом Васи Бабаева "Поэтому Вечность"

20-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть в этом мире вещи из ряда невозможных или почти невозможных, одна из них – это довести традиционный бард-рок или авторскую песню до глубин и совершенства арт-рока и сообщить ей такую же полифонию смыслов. Замечу сразу, я знаю, люблю и почитаю творчество ролевиков-менестрелей, однако к бардам их не отношу, признавая небезосновательность притязаний поклонников Профессора на то, чтобы присутствовать на совершенно отдельной и особой полке в шкафчике меломана, поэтому речь сейчас идёт о бардах – о самых традиционных бардах, которые только возможны - и вот по-настоящему умного и художественного бард-рока мне встречать практически не доводилось. Однако правота и правдивость любого правила, как вы наверняка знаете, подтверждается присутствием нескольких исключений, и сегодня именно такой случай!

Кстати, о традиционных бардах. Давно прошли те времена, когда в этой категории толпились только упёртые любители Высоцкого и прочие деятели в вязаных свитерах и лыжных шапочках вариации “Петушок” только что вышедшие из лесу – нынешние барды вполне способны использовать в своём творчестве наработки Егора Летова, Александра Башлачёва, Майка, прото-панка 70-х, Блока и иже с ними, как собственно и поступает молодой и амбициозный питерский исполнитель Вася Бабаев. Впрочем, к бардам и к авторской песне Вася имеет скорее косвенное отношение, а на самом деле исполняет куда более сложную, многослойную и витиеватую в плане культурных и метафизических влияний музыку, в которой сторонники мессианского подхода к проблеме кризиса русского рока наверняка усмотрят то самое мессианство.

Ровно два года прошло с того памятного июля 2017 года, когда я впервые познакомился с творчеством Васи Бабаева и с его дебютным альбомом “Дубль Первый”. Диск меня порадовал своей свежестью, песни понравились, а некоторые, как например “Настоящее небо” даже надёжно и прочно вошли в мой перманентный плейлист “best for все времена”, снова и снова напоминая о себе и вызывая желание переслушать, вернуться, вспомнить, и… Новый лонгплей заинтриговал меня сразу уже своим названием, титлами-именами треков и упоминанием философа Владимира Соловьёва (да-да, того самого, о котором всем нам не очень удачно попытались напомнить своим последним релизом Therion и который написал некогда “Смысл любви”, а на Западе почитается как главный и наиболее интересный российский философ).

И заинтриговал не напрасно. По большому счёту я совершенно не сомневался, что Вася Бабаев планку опускать не намерен и просто физически не способен записать плохой или проходной диск, но увидеть на практике и эмпирически убедиться, что это действительно так было на самом деле приятно и здорово. Автор планку не опустил, повторяться не стал, однако собственные традиции и каноны чтит свято, и всё это при наличии некоторой доли экспериментальности. Закольцованный электрический рифф открывающей пластинку “Тело твоё нереальное”, а также характерные колокольчики и вокальная мелодия однозначно отсылают слушателя к лирическим штукам Егора Летова, а текст лишь ещё более усиливает данную ассоциацию: Ленин, Сталин, спецкафетерии и каламбуры битников сменяют друг друга как в круговерти калейдоскопа.

А затем следует тот самый соловьёвский “Милый друг”, которого Василий исполняет принципиально акапелла, но нараспев и довольно душевно, хоть и с плохо скрываемой иронией. Получилось нечто среднее между “Пельменной” Крупнова, бетховенским “Сурком” и последними релизами Consuelo, а в общем и целом достаточно цепляющее. “Я ненавижу влюблённых”, написанный на стихи Полы Шибеевой, это ещё один панк-роковый гимн, ревущий, душераздирающе-откровенный и обнажённый, но не слишком искусный и тонкий. А дальше Вася идёт с козырей и вовсю напускает той самой дремотно-сладкой, ностальгически-пряной меланхолии, которую он так мастерски может и умеет плести, в “Последнем гимне России”. По своей пронзительной хитовой душевности эта вещь вполне сравнима с “Настоящим небом”.

Слегка ироничная повествовательность “Сан-Марино” на первый взгляд напоминает Чайф и Короля и Шута, но на самом деле копает куда глубже и апеллирует к творчеству Вадима Степанцова и той особой разухабистой романтичности, на которой съели столько собак Бахыт-компот и его лидер. Лёгкий реверанс в сторону бардов, романсов и менестрелей-ролевиков слышится в песне “Два абонента”, а непременная лёгкая ирония пузырится капельками сарказма в этом треке ещё более настойчиво, чем обычно (“ты горяча как шаверма”, etc.). Молодой, ещё не потерявший веру в неожиданные чудеса Егор Летов очень явно присутствует в треке “Вновь Карабины”; пронзительно-душещипательна, даже отчаянна и уж точно навылет романтична титульная вещь, а “Что нового?” рассыпается напористым панк-калейдоскопом.

Финальная “Наслаждение неизбежно” может восприниматься как визионерский трип по рецептам упоминавшегося выше Владимира Соловьёва, который, как известно, был знатным мистиком и помимо автоматического письма, запойного алкоголизма, астральных путешествий и диалогов с четвёртой божественной ипостасью чего только ещё ни напрактиковал за свою жизнь, и может вполне сойти за манифест и негласный новый гимн обэриутов – суть не в этом. Намного более важно и характерно для актуального CD то, что он весь насквозь пронизан филологическим хулиганством, терпкой щемящей тоской, а ноты и буквы в руках автора как две капли веселящего газа похожи на кубики Рубика. Почти волшебство, почти математическая несуразность, но этот странный, диковинно-нескладный летательный аппарат движется и выполняет весьма затейливые фигуры.

Вы поняли, зачем и к чему я начал эту рецензию с упоминания о бардах? Я тоже не очень. Никакого отношения к типичным исполнителям авторской песни Вася Бабаев не имеет, как не имеет отношения к ортодоксальному панку. Смесь вкрадчивой душевности Павла Кашина, обескураживающей прямоты Фёдора Чистякова, иронии и филологического дара лидера Гражданской Обороны, знойная мелодичность и литературная ностальгия по временам Берроуза, Керуака, Коэна и Дилана – всё это Вася Бабаев и всё это “Поэтому Вечность”. Альбом блистательно самодеятелен, креативен и поэтичен как самая классическая классика мирового прото-панка, фолк-рока, арт-рока и просто неприкаянных околороковых странников, которые мало заботятся о ярлыках и стилистических рамках, а просто пишут хорошие продирающие до мозга костей песни.

Под такую музыку и в компании с такими песнями очень хорошо предаваться сладкой алкогольной ностальгии, смотреть, как в домах гаснут огни, на небе появляются звёзды, а потом небо на востоке начинает светлеть, и с набережной тянет утренней свежестью. Вряд ли можно подобрать здесь более точную аналогию нежели уютный интеллектуально-насыщенный осенний запой, а богатая палитра отсылок к противоположным культурным, метафизическим и контркультурным феноменам делает этот релиз по-настоящему творческим. Альбом прост, необходим и архетипичен как воздух. Или как ведро вина. Или…гм…как ведро воздуха. Это уж как вам понятнее и ближе, но так изысканно балансировать между аляповатым панковским хаос-террором и исповедальной глубиной янкиных болезненных романсов очень мало кому удаётся.

Рецензия на альбом группы Lucifer's Dungeon "Within Vast Abyss"

19-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Нечестивый блэковый дивизион Lucifer’s Dungeon идёт в свой четвёртый крестовый поход, и на этот раз после полуэмбиентного дебютника, прифольклорненных интонаций сменившего его “Music Of Lost Spirits”  и олдскульных хэвиметаллических пульсаций прошлогоднего “AntiHuman” нас ждёт всё такой же ультимативный блэк со всё такой же чёрной обложкой в духе крайней степени минимализма. Кстати, пассаж про крестовый поход можно воспринимать и почти буквально: в сети уже вовсю маячит афиша с датами августовского тура коллектива, в ходе которого Склеп Люцифера планирует заехать в Тамбов, Брянск, Ростов и посетить ещё ряд туманных российских окраин, в том числе московский Black Metal Convention. Учитывая солидный концертный опыт коллектива и его немалый опыт совместных гигов с Gorgoroth, Gehenna, Taake и иже с ними, можно ожидать повышение радиационной активности на местах, вспышки на солнце и прочие аномалии.

Открывающая альбом “Unchained” ввергает слушателя в бездну мрачного, хрестоматийно-первозданного блэк-металла начала 90-х со скорбными, угрюмо-патетическими вкраплениями дума, и звучит эта смесь на редкость харизматично. Грубоватые блэковые тремоло переходят в обречённые гитарные виньетки очень причудливо, порой почти гротескно, но звучит это на самом деле привлекательно. Если “Unchained” всё ещё достаточно лоскутна, то уже спешащая ей на смену апокалиптическая “The Great Accuser” выдержана в едином ключе ранних Katatonia и Judas Iscariot: здесь явно правят бал депрессия, мрак и угрюмый холод скованных морозом снежных пустынь – всё как у Immortal во времена “Blashyrkh”, только мрачнее, задумчивее, холоднее и чернее. Автор расширил эмоциональную палитру чёрного жанра за счёт привлечения печали, тоски и грозовой рефлексии, и результат вышел отменный.

“Legion Of Lucifer” подбрасывает в это сдержанное пламя спешащих разорваться на мелкие осколки и разлететься по сторонам задорными искрами прототрэшевых петард, но в глубине, за колючим частоколом скрима и за ощетинившимися блестящими шипами дистракшеноподобных риффов по-прежнему угадывается хмурая думовая печаль. Ну а чему, собственно, радоваться в склепе? Как мне кажется, именно сейчас Lucifer’s Dungeon пришёл к стилю и звуку, наиболее адекватно и точно соответствующим его названию и стал исполнять по-настоящему аутентичный и концептуально-целостный материал. Исполнительские умения Кейна Блэка растут, и наблюдать за его извилистыми композиционными решениями поистине одно удовольствие, сравнимое с тем, которое доставляли нам с вами ранние, не боявшиеся нетривиальных решений Destruction - вот, собственно, и ответ на вопрос, почему треки этой группы так здорово и оригинально звучат.

Пространное инструментальное вступление с достаточно красивой и оригинальной соло-партией, а затем сбивчивые, словно не поспевающие друг за другом риффы “New Age” как оказалось служат прелюдией для массированного вторжения словно позаимствованного из классики, а затем столь же массированно закольцованного риффа (хех, почти что “Rock Me Amadeus” в олдскул-блэк-варианте). И снова скорбные думовые пассажи в “Wrath” и монотонная чеканка пронзительно-атмосферной (вокал пронзителен, инструментал – атмосферен) рефлексии в “Spirits Of Infinite Death”, в то время как эпичное продолжение в виде “To The One With Golden Wand” не отличается большим разнообразием или революционным новаторством, но так методично долбит в одну и ту же дверь, что к концу её звучания уже помимо своего желания начинаешь рефлекторно качать головой в такт и на выдохе сплёвывать: “да…да…да”.

И наконец мощнейший эпик “Cuts” с характерным качающим риффом в духе Barathrum, которая наверняка никого не оставит равнодушным: так чётко, жёстко и прицельно выстрелить аккурат в душу и зацепить там все самые интимные и потайные крючки это нужно суметь. Ну а в качестве безмолвного послесловия нас ждёт шикарный задумчивый инструментал “Abyss”. Кажется, автор попытался воплотить и задействовать в своих заключительных треках на пластинке все свои самые эффектные, действенные и стопроцентно бьющие в цель приёмы, чтобы завершить всё на максимально возможной по концентрации кайфов и пафоса ноте. Экскурсия по бездне в исполнении Lucifer’s Dungeon получилась великолепной: с характерным для раннего блэк-металла задором и колдовским огнём Кейн Блэк нагнал такого мрака, что в аду ему наверняка уже присвоили звание “гид года”. Шикарный коллекционный релиз с не менее шикарной музыкой.

Насколько я знаю, в альбом должна была войти ещё кавер-версия на Satanic Warmaster, но в последний момент что-то не заладилось, и трек оказался за бортом. Как по мне, без кавера всё даже лучше, и дело вовсе не в том, что он был плох, просто завершение альбома триумфальной “Cuts” и послесловием-репризой “Abyss” вряд ли предполагает ещё какой-то postscriptum, а присутствие оного вполне могло бы разрушить волшебную атмосферу и созданный музыкантом накал чёрных страстей. Ну а кавер был выпущен коллективом в собственное плавание по просторам Всемирной паутины, и без каких-либо проблем с лёгкостью обретается в сообществе ВКонтакте Lucifer’s Dungeon (и, кстати, вероятно, на грядущих концертах тоже не обойдётся без исполнения “Carelian Satanist Madness”), а потому – Lucifer’s Dungeon определённо быть, а сейчас перед нами стопроцентно лучший в плане реализации и звука их диск.

Рецензия на альбом группы 901км "Первый"

09-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

1 июля 2013 года на свет появилась альтернативная группа 901km, название которой также может при определённых обстоятельствах звучать как Nine Zero One. После выпуска серии синглов и нашумевшего кавера на песню Ивана Дорна “Бигуди” (по ряду причин связанных с авторским правом, не вошедшего на диск) команда запустила-таки свой первый полноформатный альбом, который был, не мудрствуя лукаво, так и назван – “Первый”.

И “Первый” был выпущен не абы как, а на студии Союз, что с одной стороны автоматически гарантирует ему внимание заинтересованных масс, а с другой – a priori свидетельствует об определённом уровне качества, о чём, впрочем, можно догадаться и по стильной обложке, которая достойна служить не только артворком альтернативного диска, но и экспонатом какой-нибудь независимой выставки художников-экспрессионистов где-нибудь в Сан-Франциско.

Открывает альбом лирично-романтическая вещь “Ты снова одна”, строящаяся на контрасте вкрадчивых проникновенных куплетов и взрывных тяжёлых припевов. Уже сейчас за 901km прочно закрепился статус российских Linkin Park, и основания для такого сравнения, определённо, имеются, однако, в то же время команду можно сравнить со множеством других коллектив (об этом чуть позже), и это тоже будет правдой, ничуть не ущемляя при этом их особого характерного почерка и собственного лица: чего стоит один инструментальный проигрыш в той же “Ты снова одна” - как ненавязчиво и зажигательно 901km вносят в такую простую и доступную вещь элементы прогрессива и арт-рока!

Продолжает пластинку композиция “Хочу верить”, такая же лиричная, неспешная, романтичная и проникновенная, как и открывающий альбом трек. Вкрадчивый мужской голос поёт так, как будто хочет заглянуть в душу слушателям и особенно слушательницам и коснуться своими словами самого сердца – “обрести искомое сердцебиение”. Хитовость этих треков зашкаливает, и даже человек, который в принципе не слушает и не понимает альтернативу такого плана и всяческий инди-поп, вполне может проникнуться вечнозелёными мелодиями 901km и их эффектными, запоминающимися сочетаниями фраз. Вторая вещь вновь порадует слушателя взрывным тяжёлым припевом, а строится она по принципу цикличности, хотя перепады выражены здесь одновременно и более ярко, остро, и более мягко, не так нарочито и эпатажно, как в первой композиции.

Песня с неоднозначным названием “Е.Б.” сразу же начинается с линкинпарковского рэпкора: тяжёлые гитары, характерный речитатив, более грубый и откровенный текст и протяжный, почти “готичный” припев a la поздняя Lacuna Coil, что звучит не менее хитово и цепляюще, но уже совершенно в ином стиле. Эксперименты с жанрами продолжаются в следующем треке “Мы” (“Obey”), от которого веет даже современным металкором, а наравне с чистым голосом присутствует экстремальный вокал, что, впрочем, ничуть не влияет на характерную мелодику коллектива и в целом на мелодичность данного номера, а атмосферный задумчивый фрагмент, который музыканты приберегли к концу композиции, привносит ещё большую контрастность и ядерность в это необычное музыкальное произведение.

Сюита с загадочным названием “Никта” начинается с почти постапокалиптических звуков клавишных, к которым почти сразу же присоединяются рваные, в меру тяжёлые гитары и полушёпот вокалиста, сменяющийся характерным рэпкоровым начитыванием. Нисколько не сомневаюсь, что у фанатеющих по тематике деградации, разрушения мира и собственной души молодых особ эта вещь про войну мужчин и женщин обретёт культовый статус и будет заслушана не только до дыр, но и до космических пустот, хотя в целом в общей канве альбома, на мой взгляд, она особо не выделяется, даже несмотря на свою бОльшую по сравнению с остальными треками продолжительность и инструментальные вариации на всю ту же постапокалиптическую тематику в конце композиции.

“SOP” – это чистейший образчик современного альтернативного рэпкора: уверенная начитка, взрывные протяжные припевы, моментальные переходы с атмосферных “жизненных” фрагментов на тяжёлые задумчивые куски и даже с эпизодическим использованием пространных клавишных проигрышей и экстремальных core-криков. Практически в таком же духе записана и следующая композиция “После бурной клубной ночи” с одной лишь поправкой на немного больший градус специфичной псевдоромантичности, на деле оборачивающейся ещё более неприкрытым цинизмом, и на ещё более странные, почти неоклассические вставки то там, то здесь, а также проникновенные вкрадчивые, словно убеждающие некую неведомую слушательницу распевки.

В записи трека “Идущий до конца” приняла участие подававшая весьма неплохие надежды лет пять назад команда Год Змеи, и нужно сказать, что такое сотрудничество в рамках альбома “Первый” получилось вполне интересным и плодотворным. Да, это вновь вполне традиционный рэпкор, но настолько разбавленный меланхоличной задумчивой атмосферой и протяжными вокализами в припевах, что услышав такую песню краем уха где-нибудь по TV, вполне можно подумать, что играет Lacuna Coil или Evanescence.

Всем известно, что любой по-настоящему крутой и шедевральный альбом вряд ли будет на самом деле велик и бесподобен без хорошей запоминающейся медленной композиции. “Выход 21” это как раз такая проникновенная душещипательная баллада с эпизодическим женским вокалом, без которой не обходится ни один рок-концерт и ни одна дискотека. Песня действительно хороша и вполне могла бы пополнить репертуар каких-нибудь To/Die/For, Entwine или Charon. Эдакий альтернативный и вроде как вполне серьёзный love metal.

Акустическая версия потенциального дворового хита “Е.Б.” если и отличается чем-то от оригинала, то только ещё большей близостью “народу”, а также нарочитой уже доступностью и понятностью текста. Идеальная тема для закачки на телефоны и смартфоны поклонников слегка грубоватого прямолинейного рэпкора с текстами “за жизнь”:
“Потому и решил написать тебе вскоре, Дескать: «Здравствуйте, Лена , такое вот горе – Ведь Ваш внутренний мир, полюбившийся людям Рефлекторно мои эрегируют муди” (c) “E.Б.”

Трек “Вечный”, записанный совместно с Ксенией Сидориной, более известной как Блондинка Ксю, стал для меня главным откровением и взрывом восторга на этом альбоме: тяжёлые монотонные гитары, чуть более низкий основной мужской вокал без намёков на рэп, а скорее с трагичным оттенком, характерным для таких групп, как Шмели и Кукрыниксы, а партии Ксении делают вещь ещё более яркой, искрящейся и флуоресцентной, привнося в неё неожиданные чувственные и
сексуальные оттенки. Плюс, трек отличает столь модная ныне тема про вампиров и романтическое восприятие этих кровососущих существ, которая наверняка обеспечит песне всенародную любовь и популярность.

Ну а завершает пластинку ещё одна довольно тяжёлая (пожалуй, самая тяжёлая на всём альбоме, если брать отдельно звук ритм-гитары, навевающий эпизодические ассоциации даже с индастриалом) композиция “Игра”, записанная совместно с ульяновской группой Soya. Неистовый рэпкор во второй половине трека вносит определённую изюминку, но скрашивается неспешными мелодичными распевками вокалиста Soya, что действительно звучит очень интересно и эффектно.

Давно прошли те времена, когда российские группы были хуже или слабее западных прототипов, и альбом “Первый” амбициозной, а главное стильной и имеющей чувство вкуса команды с причудливым названием 901km стал именно такой отличной версией именитых забугорных коллективов, но с поправкой на тот факт, что их тексты и техника исполнения это уже основа самобытности и достаточно большой оригинальности. Приглашённые участники сделали своё дело, и диск зазвучал ещё более разнопланово и интересно, уверенно устремляясь к вершинам перфекционизма и музыкальной идиллии.

Какой вердикт может быть в рецензии на такую пластинку? Для любителей альтернативного, слегка “приглаженного” рэпкора - это определённо must have, ибо в случае с данным CD на самом деле прекрасно всё от обложки и первого звука до последней строчки и финального аккорда. Ну а ежели вы ну никак не можете причислить себя к пламенным фанатам рэпа, кора, альтернативы, группы Linkin Park или смежных музыкальных направлений, но любите просто хорошие песни “со смыслом”, да ещё вдобавок исполненные “с душой”, то прослушать 901km хотя бы раз вам было бы как минимум не вредно. Попробуйте. Никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Рецения на альбом Алины Юдаевой "Animals"

08-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

На Западе женщины-гитаристки давным-давно завоевали себе почёт и уважение, и сам факт их существования и способность нарезать гитарные риффы и соло наравне с мужчинами ни у кого удивления не вызывает, однако у нас в российских широтах всё куда более традиционно и запоздало, поэтому новейшему полноформатнику Алины Юдаевой, известной помимо всего прочего в качестве участницы группы КАЭНДА и аккомпанирующей исполнительницы поэта Павла Карачина, можно с равной долей вероятности предрекать и оглушительный успех, и столь же оглушительный массовый игнор.

Хотя про массовый успех говорить на самом деле в данном случае вряд ли возможно, поскольку неминуемо нужно сделать поправку на специфику музыкального стиля, который выбрала для себя Алина, а это несколько архаичный психоделический рок в традициях Hawkwind, Джими Хендрикса, Pink Floyd, Yes, Black Sabbath и The Velvet Undeground, но с солирующей электрогитарой и без вокала. Кроме того, Алина снабдила свой пятый по счёту лонгплей и третий по счёту релиз на удивление минималистической обложкой и в довершение ко всему пропечатала строго по центру год издания так, будто он должен стать новым “1984”.

Уже открывающий альбом трек “Losers Party” даже несмотря на то, что данный трек не является типичным для творчества гитаристки и, насколько я знаю, изначально для альбома не предназначался, даёт понять, что Алина играет и намерена играть сейчас не только психоделично, но также авангардно, прогрессивно и изысканно. В данной вещи во множестве слышатся какие-то индийские колокольчики и тамтамы, потрескивания в духе нойзовых экспериментов Б.Г., а на их фоне прорисовываются гитарные фантазии исполнительницы, которые на удивление очень гармонично вписываются в этот звуковой калейдоскоп.

Тяжёлые гитарные риффы появляются во втором треке, который называется “Space Battle Of Pigs”, но в целом направленность музыкальных экспериментов не меняется, и перед нами всё тот же слегка хаотичный и почти этнический водоворот с вкраплением джазовых и блюзовых интонаций, что выглядит очень крафтово, лампово, а по действию сравнимо с какими-то редкими и полумифическими галлюциногенными веществами. Щётки-трещётки на правах дополнительной перкуссии, масса шумовых эффектов, чёткие ритмы ударных и затейливые гитарные импровизации на самом деле очень живо воссоздают винтажную атмосферу 60-х, и это прекрасно.

Балладная, расслабленно-ностальгическая “Christmas Tale” переходит в бодрую “March Of The Sparrows”, а затем нас ждёт медитативная индейская вещь “Flute And Guitar”, где, как вы наверняка поняли из названия, гитарные размышления будут дополняться меланхолично-самозабвенной флейтой. Отголоски испанского фламенко слышатся в “Guitar & Guitar”, спокойна и мечтательна “Blims” с синтезаторами, словно позаимствованными из арсенала исполнителей спейс-рока; напоминает нежную вкрадчивую колыбельную “Squirrel Is Sleeping”, а финальная “The Death Of Rats” – самая экстравагантная, непредсказуемая и полифоничная композиция на диске.

Очень жаль, что исполнительница не пожелала снабдить свой альбом красивой и многогранной обложкой – вышло бы на порядок лучше и привлекательнее. Лично мне такие высокохудожественные релизы особенно нравится слушать на физическом носителе, а попутно рассматривать исполненную деталей или наоборот очень простую, но гипнотическую картинку на конверте, попивая чай с чабрецом и закусывая условно съедобным сыром с плесенью. Ещё Горький говорил, что в человеке должно быть прекрасно всё, а уж к таким ламповым пластинкам это относится на все сто с половиной градусов.

Но случилось как случилось, и вероятно, в этом тоже был какой-то особый замысел, но что гораздо важнее музыка на актуальном диске оказалась на самом деле весьма интересна. Если вам доводилось слушать индийские эксперименты Джорджа Харрисона, то вероятно это ещё одна параллель, которую обязательно стоило бы провести в данной связи, однако в общем и целом перед нами сейчас очень самобытный релиз, который очень адекватно и аутентично выглядел бы в виниловом издании (все эти ламповые шумы и экспериментальные гитарные всплески особенно хорошо и приятно было бы слушать на хорошей аналоговой аппаратуре в соответствующем формате).

Чем-то очень настоящим, аутентичным веет от диска, и мне даже показалось, что есть во всём этом нечто сродни околодуховным практикам и ритуалам. По крайней мере, зажечь пахучие китайские палочки, засесть в позу лотоса и вызвать в памяти любимые мантры-аффирмации по мере прослушивания “Animals” кажется делом совершенно естественным, а тот факт, что перед нами сейчас не просто инструментальная музыка, а некоторая разновидность умозрительной картины мира, нарисованная звуками и саунд-вибрациями, сомнению совершенно не подлежит. Поклонники Jethro Tull, King Crimson и Grateful Dead наверняка найдут здесь что-то своё и разочарованы не будут.

Алина хорошо помнит о том, что в музыке главное не техника, а душа, сознание, передаваемая эмоция, и “Animals” записан именно в таком ключе:  нигде и ни разу на альбоме исполнительница не делает упор на чисто технические инструментальные упражнения, а всенепременно ставит во главу угла чувства, настроения и ощущения, стараясь заставить своих слушателей сопереживать своим музыкальным белкам, крысам, свинкам, воробьям и другим представителям богатой и разнообразной фауны нашей голубой планеты. Ну а что, кто сказал, что ответ пинкфлойдовскому “Animals” не мог бы быть таким?

Рецензия на альбом проекта Ленар Деллерт "Секунда Бесконечного Молчания"

04-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

От данного релиза, который сам автор называет и считает своим первым настоящим альбомом, за версту веет андеграундом, и происходит это задолго до того, как ваши длинные тонкие, чуть пахнущие Campari и свечным воском пальцы дотянутся до заветной клавиши “play”. Имя автора вместо названия, сочетание слов, выбранное музыкантом на роль заглавия релиза, обложка и её формат, титлы треков – всё выдаёт в актуальном релизе его подпольность и андеграундный надрыв, но вряд ли хоть кто-то осмелится сказать, что сие есть плохо. Наверняка даже самые угрюмые снобы до сих пор помнят такие прекрасные подвальные дум-поросли как Tristitia, Phlebotomized и Visceral Evisceration и ничуть не думают даже пытаться принижать их культовую значимость, ну а в нашей современной России подобных самородков и вовсе пруд пруди: Faith, Rebirth, BitachI, MetalBlack, Scythelence, Поезд Родина и прочее, и прочее. Каждый из этих коллективов давным-давно доказал всем скептикам, что андеграундный дум может и умеет быть по-настоящему классным, и данное утверждение уже вроде как даже успело стать аксиомой.

Ну а что же Ленар Деллерт и его актуальный релиз? А это всё тот же экспериментальный и достаточно изобретательный мелодичный дэт-дум. Напомню, что Ленар Деллерт уже достаточно давно занимается музицированием в жанрах, граничащих с дэтом и думом, пишет тексты, сочиняет музыку, а для воплощения своих вербальных задумок приглашает разных вокалистов. Именно подобный материал содержался на альбоме 2018 года ”Быль. Книга Первая. Тёмная”, который напомнил мне дикую, почти фантасмагорическую солянку из дэт-дума, паган-дума, фолк-дума и прог-дума. Не удивляйтесь, влияния Emerald Night, Butterfly Temple, Scald, Opeth и Tumulus хоть и присутствовали в полном объёме на данном компакте, но не в каждом из треков в равной доле, а то и дело перетягивая общее жанрово-стилистическое одеяло то в одну, то в другую сторону. Вся самая “соль” музыкальной деятельности Ленара Деллерт всегда состояла в экспериментальности и эклектичности.  Он относился и относится к думу и в том числе к самой тяжёлой и траурной его разновидности почти с панковской непринуждённостью, и это ему шло.

“Секунда бесконечного молчания” стал, наверное, самым думовым по настроению релизом проекта, однако для записи вокала вновь были задействованы уже знакомые слушателям по предыдущим работам Ленара Алексей Ложенков (“В агонии”, “Нас нет”, “Пусто”, “В непристрастную зимнюю стужу”), Руслан Суслин (“Крик”, “Голоса”, “Сколько осталось”) и Диана Ахмадуллина (“Нас нет”, “В непристрастную зимнюю стужу”, “Сколько осталось”), что означает, что перед нами всё тот же приpaganенный, слегка разухабистый материал с оттенками Butterfly Temple. Ничего не могу с собой поделать, и едва заслышав пение Алексея Ложенкова в открывающей диск “В агонии” тут же представляю себе бравых гой еси добрых молодцев в полотняных рубахах, и вступающий в сменяющей её “Нас нет” голос Дианы ничуть не нарушает эту ассоциацию. Да, формально никакого фолка здесь нет, но в музыке подспудно ощущается что-то очень языческое, древнее, боевое и родственное ранним Deva Obida, Scald, Tumulus, Alkonost и иже с ними, а порой перед глазами очень ясно вдруг встают Сварга и Intra Spelaeum (“Голоса”).

Само по себе это не хорошо и не плохо, но в тэгах к релизу наверняка стоило бы указывать #pagan_doom и #pagan_death_doom, что наверняка облегчило бы целевой аудитории поиск и нахождение этой музыкально-вербальной радости. Что интересно, аранжировки, подход к исполнению, да и сам материал на актуальном релизе то кренятся в сторону очень неплохого фьюнерал-дума, то простираются куда-то в лёгкие воздушные арт-роковые и прогрессивные дали, а то и вовсе срываются куда-то в чистую кристально-прозрачную этно-меланхолию, как это происходит в финале третьей по счёту в треклисте композиции “Крик” или в начале трека “Пусто”. Наверное уже за одну инструментальную работу можно смело ставить альбому высший балл и ни о чём больше не говорить, и порой мне действительно кажется, что вероятно, диск только выиграл бы, отказавшись от голосов и текстов (вероятно, стоило бы выпускать компакт в двух версиях: стандартной и инструментальной), но вышло как вышло, и всё очень неплохо (при условии конечно, что у вас нет аллергии на разухабистый a la народный вокал).

Что самое важное и прекрасное в данном случае, так это то, что превосходные композиторские находки автора не рассыпаются на составные части и не оставляют ощущения лоскутного пледа, а на самом деле образуют единое концептуальное целое, куда приятно погружаться вновь и вновь раз за разом. Альбом обладает своим собственным настроением, а чуть грубоватые, но не лишённые особой думовой патетики и атмосферности тексты интересно дополняют этот величественный монумент языческой думовой печали. Если вы забрели на огонёк к Ленару Деллерту в надежде найти на альбоме “Секунда бесконечного молчания” качественный, в меру традиционный, но всё-таки самобытный и авторский, с душой исполненный материал, то вы попали по адресу. Всё это здесь есть и в немалом количестве, качество записи и реализации не разочаровывает, а категорически лаконичный хронометраж релиза лишь добавляет ему очков, в то время как самые крутые вещи, на мой взгляд, это завершающие компакт “В непрестанную зимнюю стужу”, “Сколько осталось” и “Мы умрём с тобою вместе”.

Я не случайно вспомнил в начале этой рецензии про подвальный diy-дум – перед нами сейчас именно андеграунд, более того, андеграунд, совершенно не желающий знать и слышать что-либо о современных стандартах и подходах в обречённом металле. Вряд ли кто-то в своём уме и светлой памяти стал бы делать такой материал в 2019 году “на продажу” – играть подобное можно только по большой и истовой любви к тому что делаешь и к некогда выбранному жанру. Пусть кое-где прозрачные отсылки к On Thorns I Lay, Winter, My Dying Bride и Avrigus у Ленара звучат чуть наивно и архаично, это ничуть не портит его музыку. Да, материал с актуального компакта, как и вообще всё, что делал раньше музыкант, это штука очень на любителя, и наверняка понравится и зайдёт далеко не каждому, но по-другому и быть не могло, коль скоро мы принимаем во внимание, что перед нами самобытная авторская интерпретация драматического среднетемпового про-фьюнерал-готик-атмосферик-паган-дум-металла. Минимум драйва и прямолинейных металлических решений, максимум красивых “соборных” фрагментов и творческой свободы – таков данный релиз, и, определённо, именно в этом его очарование и главная сила.

Рецензия на EP Addict "Against You All"

04-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как любили повторять древние, кто к чему имеет склонность, тот тем и обладаим, а кто чем обладаим, тот тому и служит, и в этой запутанной теме наверняка чувствуют себя как рыба в воде, а попутно съели немало собак ребята из московского состава Addict, ведь с чего иначе им брать себе такое провокационное название. Впрочем, английское слово, давшее имя коллективу можно трактовать очень прямо и безо всяких оттенков: “зависимый”, что, собственно, и предпочитают делать музыканты. А от чего можно зависеть? Абсолютно от чего угодно: “кто-то зависит от кокса, кто-то – от человека”. Однако суровые грув-металлисты из Addict, кажется, ничуть не желают вникать в тонкости и нюансы, а настроены более чем решительно и категорически против всех.

И к чему же имеют склонность сами Addict? Можно перечислять довольно долго (плотный грувовый саунд, толика экспериментально-индустриальных синтезаторов, хороший звук, сведением которого занимался не кто-нибудь, а сам Владимир Лехтинен, и прочее, и прочее), но лучше сказать проще и яснее: они хотят сделать старый добрый грув-метал оригинальным и свежим, при этом не убив его изначальный кач и объём. Благородно, похвально? Ещё как! Думаю, все прекрасно помнят, за что они некогда полюбили грув и метал в целом, и каждый в тайне или не в тайне мечтает вновь ощутить этот первобытный чистый энтузиазм, а не довольствоваться качественными, успешными, профессиональными, но всё-таки клонами и кальками.

Что интересно, участники Addict давно уже не новички на тяжёлой сцене: гитарист Daniel музицирует в различных составах вот уже 17 лет и за это время успел поиграть с Locura, Esgharioth и JuggerNaut, вокалист Voder был замечен в рядах Sworn, Esgharioth, Shallow Rivers и Autumn Woods, ударник Alex засветился в Votary, Deviant Syndrome, Hollow Mirror и Acropolis, а басистка Елена до сих пор значится в рядах Morokh. Опыт на то и опыт, чтобы выбирать лучшее, отсеивать второстепенное и целеустремлённо продвигаться к оптимальному, чем и занимаются Addict с самого своего старта в 2011 году. Над своим дебютным EP они работали целых шесть лет, снова и снова вымеривая всё линейками по совету древней пословицы семь раз отмерь, один раз отрежь, а сейчас перед нами их второй EP, и надо полагать, материал там действительно не ABBA какой.

На “Against You All” всего пять треков, что за вычетом интро и финального инструментала превращается в цифру три, адекватную количеству полноценных песенных композиций, но и этого вполне и более чем достаточно для того чтобы составить полноценное впечатление об уровне и амбициях современных Addict. Интро у диска называется “Drowning Deeper”, оно суровое, мрачное и технотронно-индустриальное, неплохо создаёт нужное настроение и на самом деле отлично соответствует общей атмосфере мини-альбома, но помимо этих слов о нём вряд ли что-то можно ещё сказать, а вот “Swamp” сходу подкупает своей серьёзностью, уверенностью, самобытностью и профессионализмом – здесь всё налицо и предельно откровенно.

Сходу отмечаешь филигранную (и достаточно разнообразную) работу вокалиста, почти на автомате выставляя ему своё 5 из 5 и 10 из 10, а затем как в ведро с холодной водой, с которым так уверенно чувствует себя на своих концертах Оззи, окунаешься в жёсткий, бурлящий, водоворотоподобный, но от этого ничуть не менее отчётливый, детально прорисованный и методично доведённый до совершенства во всех своих деталях инструментал, где привычные пантеровские риффы и бронебойный накал страстей оказываются бережно завёрнуты в кибернетическую машинерию Fear Factory и Meshuggah с эпизодическими заимствованиями из арсенала средств художественной выразительности групп смертельного металла.

“Swamp” хороша и характерна, не случайно именно её авторы выбрали на роль стартера для своего актуального EP, но лично мне всё-таки больше пришлась по вкусу сменяющая её “Deception”, где правит бал метроном научной фантастики VoiVod и разговорные сэмплы в духе оверкилловского “The Killing Kind”. “Обман” звучит по-настоящему эпично и буквально просится в саундтрек к какому-нибудь постапокалиптическому блокбастеру. Типичный для грува качающий ритм отлично взаимоувязан с отстранёнными синтезаторами, а ритм-секция поражает своей до мелочей продуманной и идеально сконструированной агрессией, в то время как воспринимается этот звуковой напор на удивление мягко и интеллигентно.

Титульная композиция ещё более индустриальна, а изначальный ритм гитар, с которого начинается трек, отдаёт чуть ли не маткором, но это не маткор, а взрослый, современный, подёрнутый пеленой апокалиптических предчувствий и осознанием неминуемой технологической катастрофы индустриальный грув-метал, исполненный на пределе человеческих возможностей и в точности с тем самым ощущением, с которым его и следовало бы исполнять. Я бы назвал эту эмоцию холодной, расчётливой яростью в адрес дилеров бесчеловечной дезинтеграции пополам с нескрываемой скорбью по поводу крушения некогда прекрасного и до сих пор горячо любимого мира, и именно с такой вот суровой патетичностью Addict ведут свой EP к завершению.

Кстати подводящий черту и завершающий диск инструментал “Away From Everything” далеко не так уж прост, а помимо всего прочего является фитом с Егором Аверьяновым (БеZумные Усилия, Ave). Может быть, трек и не тянет на роль нового металликовского “Orion” или пантеровского “Planet Caravan”, но звучит на самом деле масштабно и вполне под стать обеим упомянутым композициям. Мелодичность и напор, эмоциональность и строгая звёздная симметрия, виртуозные соло и плотная монументальность риффов – всё это совмещается в данном бессловесном манифесте, направленном против всех и вся, очень естественно и почти натуралистически. Пожалуй, именно эта меланхолия, так или иначе свойственная всем антиутопиям, делает EP по-настоящему завершённым и целостным.

Конечно, как и любой винегрет, такая музыкальная солянка зайдёт исключительно любителям и ценителям подобных тем, и поклонники старорежимной классики коллектива под предводительством Фила Ансельмо вполне могут недовольно сморщить нос. Да, в немалой степени по причине немелкого присутствия синтезаторов и в целом из-за особенностей стиля, музыка Addict звучит несколько компьютерно по сравнению с той же классической пантеровской “Walk”, но сравнивать и сетовать в данном случае, наверное, всё-таки не очень уместно: как-никак на дворе 2019 год, прогресс не остановить, и на самом деле можно только порадоваться тому факту, что ребята не стараются под копирку снимать своих кумиров, а ищут свой собственный путь.

Заслуживает отдельного упоминания звучание актуального компакта и то, насколько нынешние Addict звучат лучше, объёмнее и увереннее по сравнению со своим дебютным EP 2017 года “The New Sun”. Ребята остались верны найденному два года назад направлению, но сейчас заметно продвинулись в и поднаторели в том, чтобы представлять его с максимально выигрышной стороны: их саунд стал плотнее, обширнее и полифоничнее, инструментальные атаки заметно преуспели в эскалации виртуозной лёгкости, а вокал суров и опасен в точности как во времена “The New Sun”, вот только записан и звучит лучше, убедительнее. Даже отсутствие чистовокальных распевок, которые, помнится, присутствовали в титульной вещи с дебютного EP,  не показалось мне в данном случае потерей и недостатком: даже без чистого голоса новый альбом звучит почти как живой апокалипсис.



Показать ещё