ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл и клип Евгении Зонтиковой "Нить"

24-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Фолкеры, менестрели, барды и акустические рокеры – это явление сродни закатам, рассветам, задумчивым ночам возле костра где-нибудь в летнюю полночь возле живописной реки и всем тем незаметным, но очень существенным мелочам, которые и составляют радость и восторг нашей жизни. Они были, есть и будут, а среди пёстрого многообразия новинок их акустического минимализма нет-нет да и находятся очень даже впечатляющие и нестандартные релизы, о которых хочется рассказать друзьям и знакомым, а затем найти себе физическую копию альбома и долго радоваться в уединении, растворяясь в эфирных звуках и позитивных вибрациях благостных размышлений.

Год назад тюменская поэтесса, вокалистка и гитаристка Евгения Зонтикова выпустила свой дебютный альбом “Тише воды”, а сейчас настал черёд проиллюстрировать одну из композиций с него полноценным видеорядом и представить клип. Полностью соответствуя негласным критериям, принятым среди собратьев по оружию акустических рокеров-минималистов, Евгения в своём творчестве делает ставку на смыслы, идеи и внутреннее содержание, и её клип ясно показывает эту особенность её отношения к нотам, звукам и музыкальным гармониям. Песня посвящена важным и серьёзным вещам, а видео пробует проиллюстрировать и воплотить если не все, то часть из них.

Нить как символ отношений. Мы находим родственную душу, ниточка нашей судьбы сплетается с судьбой другого человека, появляется доверие, радость, узнавание себя в другом, а потом… А потом бывает по-разному. И очень часто нити рвутся, путаются, а потом каждый остаётся со своим клубком и на своей волне.

И именно про такой вариант развития ситуации рассказывает Евгения в своём клипе. И я просто не могу не удивиться тому, с какой стоической, поистине буддистской отстранённостью рассказывает исполнительница о болезненных нюансах отношений, о грустных моментах превращения нежности в свою противоположность и о том моменте, когда такие близкие и почти родные уже друг другу люди вдруг становятся снова чуждыми и чужими. Современные коучи и учителя-психологи утверждают, что если вовремя не отпустить того, кому надлежит уйти из твоей жизни, то в неё не войдёт кто-то очень важный, кто несёт новый, невероятно важный для тебя урок, и ты потеряешь намного больше, чем обретёшь.

Об этом же говорит и Евгения. Люди, которых мы любим, и даже самые близкие, важные и незаменимые друзья не принадлежат нам и не являются нашей собственностью. Мы все встречаемся в определённое время и в определённом месте, а каждый из нас несёт другому какое-то важное послание, которое другой должен услышать и понять. Именно в этом смысл общения, дружбы, отношений и всех этих связующих нас судьбоносных ниточек. Клип прост и отнюдь не перегружен деталями и образами, что явно сделано для того, чтобы максимально сосредоточить внимание зрителей и слушателей как раз на образе соединяющихся, спутывающихся, разъединяющихся и образующих удивительные хитросплетения нитей.

А на днях у меня, кстати, состоялся интересный разговор с моим приятелем-меломаном. Я рассказывал ему, как прекрасен и великолепен новый альбом Аланис Морисетт, а он, послушав его один раз, недоумевал: “простые мелодии, фоновые ритмы, практически самоидентичные ритмы и аранжировки, благодаря которым один трек можно с большим трудом отличить от другого, не самый выдающийся вокал… чем тут можно восхищаться и зачем?”. А вся соль в данном случае в атмосфере, настроении и в текстах. Проникнуться в полной мере всем очарованием “Нити” человеку, не знающему русского, будет далеко не так легко и просто, как нам с вами, для кого язык Пушкина и Достоевского является родным и понятным с детства.

Не стоит спешить делать далеко идущие выводы и судить о творчестве Евгении, не ознакомившись с ним как следует или ориентируясь исключительно на мои характеристики и описательные ассоциации в этой рецензии. Аранжировки у Евгении действительно традиционно держатся в духе минимализма, но это не простенький бард-рок, а нечто с намёком на арт и даже местами на джаз и фьюжн. Элементы из арсенала Норы Джонс, Белой Гвардии и Блуждающих Огней очень идут исполнительнице и отлично дополняют такие прямолинейные и незатейливые песенки в духе Лицей, как “За руку меня держи”, а в итоге перед нами раскрывается интересный и захватывающий калейдоскоп эмоций и настроений.

Может быть, “Тише воды” и взятая с него “Нить” пока ещё не дотягивают до классики Сэнди Дэнни и Джони Митчелл, но эти песни с душой и смыслом способны вдохновлять, радовать и раскрашивать реальность не хуже, чем знаковые и культовые работы икон и патриархов жанра. Каждый настоящий музыкант немного волшебник и творит своими звуками новую реальность, преображая и углубляя всё, что попадает в его поле зрения и случайно или нарочно входит в соприкосновение с его лирой. Точно так же обстоят дела и в случае с Евгенией. Она не стремится срывать звёзды с неба, но в таком нарочитом и даже порой показном минимализме временами сквозит настоящая природная глубина и потрясающая естественность настоящих чудес.

Произведения Евгении Зонтиковой светлы, добры, в них есть о чём подумать, и каждый наверняка найдёт в этих песнях что-то своё, близкое и понятное лично ему и созвучное именно его опыту. Такая универсальность вкупе с радикальной хипповской доброжелательностью и интересными текстами и составляет основу привлекательности и своеобразия альбома “Тише воды” и попавшего к нам на обозрения сейчас клипа. Здесь всё просто, легко и доступно, как хлеб и вино, но в таком желании сделать наш мир чуть ярче, добрее, светлее и понятнее и состоит основная радость от того, что и как делает эта исполнительница. Лично мне в нашей цифровой реальности очень не хватает вот такой открытости, теплоты и спокойных разговоров о важном и главном. В этом плане творчество Евгении почти уникально и сильно напомнило мне времена хороших советских молодёжных журналов вроде “Паруса”, где подростки ещё не были так циничны, самоуверенны и пусты. “Нить” и “Тише воды” – это ностальгия по важному, нужному и хорошему, и в этом смысле это важная, нужная и хорошая музыка.

Рецензия на альбом группы Сумеречная Депрессия "Стрекоза и мяч"

22-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Перед нами новый долгожданный альбом одной из самых мрачных, безысходных и интеллектуальных групп российского драматического андеграунда. Коллектив Дениса Ядрова не балует своих слушателей частыми релизами - актуальный лонгплей всего четвёртый по счёту в их дискографии. Однако качество в данном случае имеет однозначно большие приоритеты, чем количество и явно ставится во главу угла, а саунд и архитектоника релизов команды традиционно говорят сами за себя, изобилуя саунд-изящностями.

После десяти лет с момента записи первого альбома Денис Ядров вновь обратился за помощью с инструменталом к своему давнему другу Максиму Белоусову (Жвака Галз), что с одной стороны обеспечило преемственность актуального, четвёртого по счёту, релиза Сумеречной Депрессии по отношению к бэк-каталогу коллектива, выступив гарантом стабильности и жанровой верности, а с другой как бы намекнуло на возможные сюрпризы и потайные “пасхалки”. Десять лет – большой срок, и за такой солидный отрезок хронологии в мировоззрении и фундаментальных симпатиях авторов могли произойти серьёзные и даже кардинальные изменения, в связи с чем становится ещё интереснее послушать и оценить их творчество.

Вся электронщина на диске отдана на откуп Михаилу Чайкину, за сведение и мастеринг отвечает Антон Макаров, для оформления были ангажированы рисунки Степана Коноровского, в то время как дизайном и оформлением занимался Антон Волков, а в качестве приглашённых гостей на диске засветились бас-гитарист Дмитрий Халалеев (“Искусственное солнце”), саксофонист Дмитрий Колобов и вокалистка Татьяна Позднякова ("Двери неба и солнца").

Сам Денис говорит о реанимированных влияниях символизма и активном использовании скрытых отсылок и межпредметных параллелей в текстах. А изменения в плане формы художественного выражения бросаются в глаза и уши уже в первом же треке, но по сути своей и по глубинному содержанию перед нами всё та же Сумеречная Депрессия, которую вы знаете по “Поэзии стеклянных городов” и “Молитвам”. Более разнообразные, а порой и неожиданные электронно-индустриальные аранжировки, мрачный, таинственный, а временами и злой как в “Татуировке” вокал, множество нюансов и разного рода дополнительных деталей – всё на актуальном альбоме коллектива призвано создать необходимое настроение, и это настроение – болезненная рефлексия.

Несмотря на то, что альбом в целом уже не оставляет ощущение такой бездонной депрессивности, как это было в случае с прошлыми релизами, а некоторые треки вроде “Нимб из картона” выглядят и вовсе лиричными, тьмы и внутреннего напряжения здесь ничуть не меньше, чем раньше. Более взрослый и прирученный негатив “Стрекозы и мяча” временами кажется почти безвредным и даже доброжелательным (“Канатоходцы”), но это обманчивая умеренность. Просто альбом не бросается в крайности и не предпринимает никаких лишних движений, попусту растрачивая свою энергию. Здесь всё прицельно, продуманно и сделано исключительно с холодной головой и с трезвым рассуждением – словом, как и должно быть у взрослых и солидных мужей.

Философские проблемы реинкарнации, мысли на тему фильмов вроде “Пророка” с Николасом Кейджем, серьёзные академические размышления об извечном конфликте “физиков и лириков” и даже рассуждения о любви, вечности, старении и подмене ценностей – всё это вы найдёте на актуальном диске коллектива. Денис неожиданно обращается к знаковой работе известного американского психолога и теоретика Раймонда Моуди “Жизнь после жизни” с тем, чтобы таким ненавязчивым образом перейти к обсуждению вопросов жизни, смерти и посмертного опыта.

На альбоме действительно много размышлений о перерождении, а тематически материал проходит три цикла, которые посвящены времени, страхам, любви и реальности. Даже само название пластинки намекает на те метафоры и образы, которые так любят сторонники теории переселения душ, а в текстах пазлов и интеллектуальных шарад ещё больше. Было бы странно, если бы альбом и тексты песен не были связаны с извечными для Сумеречной Депрессии темами смерти и депрессии, но размышления о них на этот раз подаются у Дениса под новым, неожиданным соусом, а восхищения и любования некротическими реалиями здесь намного меньше, я бы даже сказал, что их почти нет или чаще всего нет, но иногда они всё-таки пробиваются:

“Самоубийство – непростительная ложь,

Не вход, не выход, не билет на облака.

Теряя память, вряд ли что приобретёшь,

Хотя получишь облегчение, пока

Не набегут за ночь сомнения на крик,

Сквозь ржавый воздух, наконец, увидишь ты:

Спираль вселенной упирается в тупик

Блаженной, дикой, угловатой наготы.

Заглатывает аспид свой безмерный хвост,

И что прошло - опять является во снах.

Сюжет, казалось, был банален, скучен, прост,

Но изменил его мгновенно подлый страх

С проплешиной на прокажённой голове.

Заискивая, он зовёт: «Пойдём со мной».

И я завидую искусственной сове,

Сменившей на комод и пыль рассудок свой.

Я не хочу по норам ползать, как червяк,

Опять учить давно знакомые слова.

И если в этот раз всё тоже будет так,

Пускай наполнит мой живот полынь-трава.”

(c) Сумеречная Депрессия – “Татуировка”

А в целом по настроению “Стрекоза и мяч” показался мне схожим с самым неординарным и мистичным диском Tiamat “A Deeper Kind Of Slumber”. Электроника, меланхолия, психоделия, даже явная депрессия, бесконечные самокопания и почти мистическое всматривание в бездны своей души и собственной бесконечной депрессии – всего этого было очень много у Йохана Эдлунда образца 1997 года, а сейчас очень много у Сумеречной Депрессии. И всё это с характерным робким проблеском призрачной надежды, благодаря которой были так удивительно притягательны и нестерпимо очаровательны классические пластинки шведских мечтателей и романтиков имени грозной шумерской богини:

“Я тебе сделаю нимб из картона.

Он легче света. Не то, что корона.

Мы вознесёмся на крыльях бумажных.

Пусть понарошку – ведь это неважно.

Блики огней под босыми ногами,

Город внизу – полыхающий камень.

К звёздам навстречу в усталой сорочке

Через пустые тетрадные строчки.

Шёлк мятых волн океана с луною

Шепчет: «Ладонью своей вас накрою,

Спрячу от сумерек в дикой прохладе.

Пусть не навечно – на миг, или на день».

Губы и тушь растеклись по закату.

Разве мы в чём-то с тобой виноваты?

Боль за одеждой отринута нами.

Тает внизу полыхающий камень.

Я тебе сделаю нимб из картона,

Это несложно – всего-то три слова.

Ты вознесёшься на крыльях бумажных.

Пусть понарошку – ведь это неважно”.

(c) Сумеречная Депрессия – “Нимб из картона”

А ещё “Стрекоза и мяч” – самый благозвучный, приятный на слух, мягкий и мелодичный диск в истории Сумеречной Депрессии. Несмотря на эпизодические всполохи инфернальных огней вроде “Болезни”, “Искусственного солнца” и уже упоминавшейся “Татуировки”, где гитары и вокальные партии кажутся почти металлическими, напоминая демонический трэш вроде Fear Of God, релиз всё равно оставил у меня в итоге светлое и жизнеутверждающее впечатление какой-то мудрости, взвешенности и искреннего поиска истины. На альбоме практически нет гнетущей тяжести классических релизов Сумеречной Депрессии, и это однозначно его плюс. Потенциал такой кристальной прозрачности и грозового спокойствия действительно почти безграничен.

Релиз оставляет ощущение выверенной и очень сбалансированной работы, хотя разных элементов, нюансов и даже взаимоисключающих ингредиентов здесь намного больше, чем на прежних дисках группы. Остаётся только удивляться, как авторы смогли всё привести к общему знаменателю, подогнать под единый стиль и объединить воедино такие разные темы, стили, настроения и эмоции. Тем не менее у них всё получилось, а финальный результат не только не разочарует давних слушателей и поклонников группы, которых всегда было немало, но и заинтересует новых, ещё не искушённых в оттенках депрессии и self-психологизмов интеллектуалов-меломанов. Отличная, очень профессиональная работа, пища для ума и для души.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N2 (2021). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы Trepanation "DSM-V"

19-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

От группы, которая называется Трепанация, ждёшь мрака, ужасов и разного рода радикальностей, и всё было именно так или почти так пять лет назад, когда я писал своё ревью на сингл Trepanation “Saturn”. Формально это по-прежнему дэт-метал, ну а если присмотреться к нюансам и мелким бесам деталей, то перед нами не просто смертомет и не просто музыкальная радикальность в духе кишки-расчленение-кровь. Сегодняшние Trepanation, как и некогда выбравшие себе тоже очень прямолинейные названия Septic Flesh, Graveworm и Gorefest, прогрессируют и опускаются в бездны ментальных парадоксов для того, чтобы накопать там чуть больше страха и жути, чем можно найти в нашем материальном мире и в повседневных экзистенциальных лабиринтах.

Дэт-метал, в котором на постоянной основе присутствует чистый вокал? Да, такое бывает, и в наше время это уже совершенно не редкость, но “DSM-V” всё равно звучит непривычно и свежо для своей жанровой ниши. Обилие вставок с акустическими переборами, чисто прогрессивных кусков, отчаянной меланхолии в духе Opeth, а порой и чуть ли не думовых фрагментов делает этот попавший к нам на обзор новейший лонгплей команды настоящим кроссжанровым монстром. Это действительно трепанация, но не в физическом и не в медицинском смысле, а скорее в плане метафоры, описывающей процесс погружения в собственное подсознание и выход навстречу тем фуриям, чертям и ископаемым, которые дёргают оттуда за ниточки и отравляют нашу жизнь.

Треки длительностью по семь, девять и более минут, сложные структуры композиций, названия в духе “Паралич души” и “Фантомная боль” – альбом основателен, глубок и великолепно подкован в своей области. Влияния Tool и подобной тяжёлой психоделии более чем очевидны, и Trepanation с куда большим удовольствием обращаются к среднетемповым утрамбовывающим прог-риффам, нежели к типичным дэтовым штампам. Собственно-то штампов здесь практически и не присутствует, а вместо них нас ждёт всё сплошь экспериментальные, авторские и прогрессивные наработки Антона Корякова и Ко, которые музыканты подают с потрясающей изысканностью (обратите внимание, скажем, на коду той же “Paralysis Of The Soul”) и с душой.

И да, чистого вокала на альбоме не просто много – именно чистоголосые партии правят бал на “DSM-V”. Нет общим местам и заезженным клише, нет проторенным дорогам и очевидным решениям – нынешние Trepanation не чувствуют ни малейшей необходимости в том, чтобы соответствовать хоть каким-то из металлических стереотипов, а вместо этого с головой бросаются в пучину психотического металла в традициях поздних VoiVod. Чем дальше развивается сюжетная линия пластинки, тем больше становится на альбоме психиатрии и психоделии, и тем сложнее, смелее и непредсказуемее становятся аранжировки коллектива. Уже в четвёртой вещи “Indecent & Sensitive” нас ждёт сумасшедший фейерверк прогрессивных соло и неожиданных мелодий, а дальше всего этого будет ещё больше и чаще.

И, конечно, традиционного дэта будет всё меньше, и проявлять себя он будет всё реже и неохотнее. Если это дэт-метал, то только в том же смысле, в каком дэтом считаются Opeth или, скажем, Alas, а вот когда дело доходит до титульной вещи, Trepanation начинают больше смахивать на Tool, поздних Anathema и даже Alice In Chains, а мясная дэтовая долбёжка растворяется без следа в их затейливых инструментальных перекличках и задумчивых соло. Они настолько свободолюбивы и пластичны, что позволяют себе гнуть и переплавлять каноны экстремального металла с такой радикальностью, что метал перестаёт быть металлом, а бронебойный ураган риффов распадается на винтики и гвоздики, образуя причудливые пазлы.

Арт-пост-метал Trepanation действительно имеет немало общего с упоминавшимися выше Alas, Tool, Anathema, VoiVod и Alice In Chains, но аллюзиями и отсылками к ним не ограничивается, устремляясь глубже, дальше, выше и вообще за пределы всего известного и привычного. Дума и атмосферы становится невыносимо много в “Gray”, на ум приходят Swallow The Sun и Pyogenesis, а чем дальше слушатель будет продвигаться по хронометражу диска, тем больше неожиданных сюрпризов, инструментальных откровений и нелогичных сценариев будет он встречать в композициях, в то время как прог и атмосферность Trepanation станут тяготеть к авангарду и пойдут блуждать по звёздным дорожкам ночного одиночества вне времени и пространства.

Сказать, что я был обескуражен этим альбомом, это, наверное, не сказать ничего. С трудом удаётся поверить, что в России мог появиться настолько сильный, оригинальный и самобытный материал с такой убедительной и впечатляющей вокальной работой и с такими профессиональными аранжировками, но это факт, и отрицать его не представляется возможным. Не знаю, в чём тут дело, но россияне довольно неуверенно себя чувствуют, когда дело доходит до чистых импровизаций и до заплывов вне традиционной куплетно-припевной схемы. Нет, уплывать от неё они, конечно же, могут и умеют, но вот глубины и содержания в таких отплывах, как правило, не наблюдается. Чего, к счастью, совершенно нельзя сказать про Trepanation.

Не так часто сумбур, математика и какофония могут быть такими слушабельными и приятными, далеко не само собой разумеется, что тяжёлый арт-прог имеет не только смысл, но и душу, однако Trepanation сумели стать исключением из всех или большинства правил и записали по-настоящему впечатляющий диск. Их экспериментальность не выглядит высосанной из пальца и надуманной, а подход к сочинению и исполнению своего материала напоминает про мастеров и гуру забугорного тяжёлого рока. Для любителей свежих решений и нестандартных путей в современном околоэкстремальном металле совершенно необходимая для ознакомления вещь, пропустить и проигнорировать которую будет совершенно непростительно.

Рецензия на альбом группы Echelon "Поехали"

16-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

История этой команды занятна и даже курьёзна: они начинали с аккуратного следования в духе характерного немецкого готик-металла, но, как говорится, что для русского хорошо, то для немца – смерть, и вот к своему второму полноформатнику ребята решили полностью пересмотреть свою творческую концепцию, полностью отказаться от всех немецких влияний и начать делать метал, понятный для самой широкой слушательской аудитории и очень русский по своей сути, о чём с полнейшей очевидностью сигнализирует уже название их актуального релиза.

А ведь в точности к тому же самому стремился и приснопамятный Анатолий Крупнов, когда в начале 90-х готовил и записывал свой диск “Ещё Один День”. О такой интуитивно понятной универсальности он говорил с особой гордостью и расценивал её в качестве одного из главных своих достижений, а теперь в ту же самую реку решили войти и заглянувшие к нам сегодня питерцы, которые по такому поводу даже сменили своё прежнее название Laufderzeit на нынешнее Echelon.

“Он сказал “поехали” и махнул рукой” – любят рассказывать про Юру Гагарина самые разные люди, которые не только рядом с ним не стояли, но и даже не существовали ещё в те времена, когда Юрий бороздил космические просторы и махал там руками и ногами на радость землянам, а Echelon не стали никому ничего рассказывать, а просто взяли и назвали так свой новейший релиз. Альбомы-мотиваторы традиционно пользуются успехом и вызывают среди слушателей интерес, и нынешние Echelon тоже решили попасть в ту же струю, прокатившись в поезде хайпа.

Влияния NDH не могли пройти бесследно и кануть в Лету окончательно, как бы ни старались авторы и как бы они не силились уйти от своих изначальных симпатий и корней. Впрочем, у меня даже нет уверенности, что музыканты вообще думали отходить от рамштайноподобной риффовой прямоты и от лязгающего neue-deutsche-harte-очарования, ведь первая любовь это что-то настолько сущностное и глубокое, что вытравить в принципе невозможно, да и вытравлять бесполезно.

Таинственное инструментальное вступление “На взлёт” (ребята не стали спорить с Б.Г., и решили что “Взлётная” карамелька перед большим и важным путешествием будет необходима и желательна), и вот мы уже на всех парах несёмся в мир Echelon, где искристая электроника легко и естественно дополняет жёсткие риффы и фонтанирующие эндорфинами мелодии. Нет, это совсем не Чёрный Обелиск и не “Ещё Один День”, это танцевальная интерпретация Stahlhammer, Stahlman, Mordor и других подобных коллективов.

Чуть больше синтезаторов, чуть более свободные и смелые аранжировки, тематические сэмплы, грозный голос вокалиста и русскоязычная лирика – погружение в лазерные дорожки рецензируемого диска можно сравнить с прохождением увлекательной компьютерной игры с феноменальной графикой, крышесрывающими коллизиями сюжета и массой неожиданных “пасхалок”, и сами музыканты, кажется, тоже были бы совсем не против, если бы у слушателей возникали подобные мысли и ассоциации с их актуальным творением.

Жемчужина пластинки – великолепный фит с Алёной Мета “Особенный путь”. Голос Алёны хорош, текст ему под стать, и инструментал всё на том же потрясающем уровне. Пожалуй, от такого трека не отказались бы даже In This Moment и The Agonist, а Echelon просто наслаждаются собой и удачно найденными темами, с явным и видимым удовольствием продолжая прокачивать энергией своих слушателей, пока звучит этот первый, но далеко не единственный на их новейшем, втором по счёту лонгплее, фит-трек.

Далее по ходу развития релиза нас ждёт ещё две совместных композиции с таинственной певицей, скрывающейся под псевдонимом Valentina, ещё одна интересная акустическая вещь с Алёной и, наконец, англоязычный номер, записанный вместе с Freng. Все эти вещи в равной степени хороши, в каждой из них есть своё фунт изюма, но даже если отвлечься от участия приглашённых людей и их вклада в релиз, новейшую работу бывших Laufderzeit, а нынешних Echelon всё равно нужно признать очень успешной и интересной.

Именно за такие вот ходы и идеи я и полюбил в начале нулевых упоминавшихся выше Stahlhammer, именно такой интеллигентной аристократичности мне так не хватало на альбомах Тилля Линдеманна и его команды. Всё просто и прямолинейно, жёстко и даже кое-где примитивно, но совершенно не скучно, а изобретательности и энтузиазма у участников коллектива столько, что разве что только искры не летят из колонок, когда звучит “Поехали”. Да, энергия и кач действительно транслируются из динамиков невероятные, и это впечатляет.

В общей сложности на альбоме аж тринадцать песен, и такой солидный хронометраж лишь в очередной раз подчёркивает общую серьёзность и основательность авторов и их пламенное желание быть услышанными, понятыми, востребованными и оценёнными слушателем. Вероятно, характеризовать такую музыку будет правильнее всего с помощью предложенного группой Osovets определения neue Russian harte, ну а я просто скажу, что перед нами очень убедительный, качественный и качёвый релиз, который в своём роде не хуже чем лучшие работы Spaint, Amortem и тех же Mordor. Для меня очень сильная и приятная находка на русскоязычной сцене.

Рецензия на альбом группы Ядохимикаты "Страна слепых"

16-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Больше всего в панке я люблю, когда он не забывает о своих металлических родственниках и действует в точности, как это бывало в конце 70-х-начале 80-х, когда металлические и панковые коллективы зачастую были братьями по оружию, выступали на одной сцене и издавались на одних и тех же лейблах. Помнится, в те годы по панку фанатели даже такие столпы метал-движения, как Джефф Ханнеман, а в списке фанатов Discharge и Anti-Nowhere League значились не кто иные, как Хэтфилд с Ульрихом. Да, были времена, чего уж тут говорить, но кто сказал, что их нельзя вернуть, по крайней мере, в рамках одного конкретного музыкального альбома одной конкретной команды в этом конкретном здесь и сейчас?

У заглянувшей к нам сегодня на огонёк севастопольской банды очень удачное название для металлического панка – в их имени так и слышится злобное, гиперактивное и ершистое “fuck you all”, которым первые кроссоверщики с гордостью и непримиримостью отвечали каждому, кто попадал в их поле зрения – а их материал в точности соответствует фонетическому звучанию их вывески и её смысловому наполнению. Ядовито, броско, химически и наверняка – они не жалуют полумеры и компромиссы, а их песни кипят таким первобытным панко-металлическим задором, что это просто швах и дистрой. Чувствуете, чем запахло сейчас в воздухе от моих аналогий и метафор? Готовьтесь, если вы начнёте слушать “Страну слепых”, этого ядерного фимиама будет ещё больше. Много больше.

Я уже написал немало восторженных и лестных слов в адрес их творчества в мае минувшего года в своей рецензии на альбом Ядохимикатов “Жизнь на грани безумия”, а сейчас, когда в сети, наконец, появился его преемник, мне не остаётся ничего другого как продолжить собственное начинание и сказать пару слов и про него. Кстати, о традициях. Участники этой группы явно не понаслышке знакомы с данным термином, ведь как иначе объяснить тот факт, что обложка их нового альбома нарисована в точности в том же самом стиле, что и арт предыдущего лонгплея, а звук и риффы актуального полноформатника так однозначно и недвусмысленно кореллируют с материалом своего предшественника, который тоже был очень даже зол, сердит, непримирим и колюч.

Это по-прежнему панк с плотными риффами и намёками на раннюю NWOBHM-фантасмагорию, их тексты традиционно осмысленны и прицельны, а сэмплы бьют в точности по тем же самым болевым точкам, на которые нацелилась лирика. Ядохимикаты серьёзны. Неспроста они цитируют Оруэлла и посвящают его культовой классике свои треки. Но эта серьёзность не делает их диск листовкой идеологии, перекрывая музыку как таковую. Даже не разделяя их протестных взглядов и общей радикальности, можно слушать их песни и наслаждаться ими, а тексты не будут тыкаться ржавыми пружинами в сознание и забивать голову излишней философской нагрузкой. “Страна слепых” – это, прежде всего, музыка, и это достаточно хорошая музыка, которая заслуживает, скажем, издания на виниле или прослушивания на адекватной аппаратуре.

А вот что меня не очень впечатлило на альбоме, так это кавер на культовую вещь Егора Летова “Винтовка”. Вещь, конечно, великолепная и эпохальная, но её простота, прямолинейность и нецензурность, как мне кажется, не очень вписываются в тематику и общий настрой релиза. Собственный материал Ядохимикатов намного более звучен, мелодичен и разнообразен, их риффы вкуснее и интереснее, их подача ярче и изящнее, а их жёсткий риффинг и околотрэшевый драйв – это почти что произведение искусства. На таком фоне Егор Летов со своими провокациями и оголённой прямотой кажется чуть более очевидным и простым, чем он есть, и в контексте именно этого конкретного музыкального альбома это выглядит не настолько уместно, как могло бы быть.

А в целом релиз у команды получился просто великолепный. И мне радостно и приятно, что в последнее время столь многие группы решили пробовать себя в таком тяжёлом металлическом кроссовере, и большинство из них, подобно Ядохимикатам, Antreib, Азону, Дикому Океану, Vodka Drinkers и группе П.Е.Т.Л.Я., так успешно и убедительно справляется со своей задачей. Такой панк я люблю и ценю, такой панк хочется знать, помнить и переслушивать. И пусть всё это ностальгия, и большинство из присутствующих на рецензируемой пластинке риффов уже были играны и переиграны вдоль и поперёк ещё в лохматых 80-х, в наши дни всё это выглядит не менее свежо и актуально благодаря тому энтузиазму и вовлечённости, которые демонстрируют на своём примере Ядохимикаты и команды, разделяющие их музыкальную веру.

Рецензия на мини-альбом группы AUNT TABBY "Structura"

16-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сумрачные гранжевые шаманы с берегов Невы продолжают свои музыкальные поиски и в связи с этим представляют свой новейший четырёхтрековый EP, на котором нас ждёт новая порция экспериментов, диссонансов, несуразностей и психоделии. Всего четыре трека? Да это на один зуб! Примерно так я рассуждал, когда только подходил к знакомству с данным мини-альбомом, однако музыка с релиза очень быстро смогла в корне переменить моё мнение и отношение к ситуации, совершенно по-новому расставив все акценты и приоритеты.

EP у AUNT TABBY получился сумрачный, атональный и тяжеловесный. Даже более тяжеловесный, чем альбом “Negative”, о котором я писал летом 2019 года, и более сумрачный, чем самые откровенные и безудержные эксперименты The Doors, когда им аккомпанировали духи индейцев и Моррисон с бубном. Именно такова открывающая диск “Первый”, а далее угрожающего гитарного рокота и южных блюзовых соло становится ещё больше, что с в компании с типичными гранжевыми ритмами и отстранённым вокалом звучит как астральный полёт без начала и конца.

Их психоделия граничит с самозабвенной медитацией, а атмосфера густа как полночная январская патока, и во всех этих хаотичных шатаниях и спонтанных импровизациях слышится от раза к разу лишь одно-единственное “не идите за мной, я сам потерялся”. Музыка великой потерянности, сильнейших внутренних конфликтов и тотальной сенсорной депривации – всё это про “Structura”, и холода на этом альбома столько, что все ваши друзья и знакомые могут с чистой совестью выбрасывать свои холодильники и хранить пиво прямо у себя под столом.

Если, конечно, у них в комнате будет играть новейшее творение тётушки Тэбби. А уж если кто-то вздумает включить это психоделическое счастье хотя бы на пять минут, остановить его и перевести в режим “stop” будет крайне проблематично. Депрессия Aunt Tabby затягивает и заражает не хуже распиаренного в последнее время коронавируса, а единожды прильнув жадными губами к этому источнику апатии и меланхолии, вы надолго окажетесь в обсерваторе капельниц, уколов, кортикостероидов, антикоагулянтов и циничного медперсонала.

Первые три трека воспринимаются в качестве одного сплошного монолита хаоса, психоделии и Grateful Dead, а вот четвёртая вещь под названием “Sunday” резко меняет курс и предлагает слушателю грустную, психоделичную, но достаточно приятно звучащую и слушабельную балладу с мелодичными соло, душевными переборами и расслабленной ритм-секцией. Эффекты, с помощью которых обрабатывается здесь вокал, наводит на мысли о космосе, и эти параллели ещё более усиливают и без того сильные ассоциации с блэксаббатовским “Planet Caravan”.

“На свете счастья нет, но есть покой и воля” – любил повторять А.С. Пушкин, в таком же духе философствовали римские стоики во главе с Марком Аврелием и Сенекой, а AUNT TABBY не спорят с великими, лишь подгоняя их мысли и идеи под стандарты классического депрессивного гранжа с его суицидальными контрастами и стремлением во всём доходить до самой сути и пробовать все существующие материи на прочность. Нет, четыре трека – это совершенно не мало и вовсе даже не на один зуб – если вы имеете дело с записью AUNT TABBY, четыре трека – это очень много.

Их новейший EP получился вязким и какофоничным, разреженным и растерянным ровно настолько, чтобы вы заблудились в его лазерных дорожках и не смогли найти выход из этого звукового лабиринта, ну а для самых стойких и терпеливых, словно спешл-бонус от Минотавра, четвёртая печальная вещица. AUNT TABBY стараются свято блюсти все самые тонкие и неприметные на первый взгляд каноны избранного жанра, и это у них получается, наверное, даже лучше, чем у самих его прародителей и зачинателей. Думаете, такого не бывает? Иногда бывает.

Показать ещё