ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Knee "Архаист"

08-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Дебютный альбом этого российско-белорусского коллектива сорвал множество положительных отзывов и впечатлил огромное количество людей безо всякой рекламы и почти без усилий со стороны самих музыкантов, что уже сейчас говорит о многом и позволяет делать определённые выводы. Более того, в определённых кругах “Архаист” уже успел стать культовым и знаковым релизом, снискав приз слушательских симпатий и благодарный стикер “best of the best”, а это говорит ещё о большем, но что же кроется за таинственным названием “колено” и почему их пятнадцатитрековый полноформатник заслуживает вашего внимания и потраченного времени?

Кто-то сравнивает Knee с Black Tongue и Invertor, кто-то находит общее с The Abominable Iron Sloth и Will Haven, а для олдфагов вроде меня всё это старый добрый и вечный O.L.D. с некоторым влиянием групп вроде B-Thong. Очень энергичная, изломанная, тяжёлая и шумная музыка с явными признаками психических расстройств и ментального разложения, интересные эксперименты со звуком и экстремальные саунд-вибрации в духе Sadistik Execution и Extreme Noise Terror, а поверх всего этого отчаянные русскоязычные тексты с привкусом гнили, некротической одержимости, невыносимого страдания и вырождения.

Музыка ментальной дисфории и стремительных психических диссоциаций, ад внутренних противоречий, вдруг начавший массированно вылезать наружу в состоянии тотальной сенсорной депривации – здесь патология сидит на патологии и патологией погоняет, и если вы имеете склонность к подобным вещам, то, вероятно, для вас Knee будут как манна небесная или как кусок торта, однако справедливо в данном случае и обратное: если в громоздящихся чуть выше описаниях вы не нашли ничего знакомого, близкого и понятного, то, вероятно, будет лучше просто оставить эту пластинку в покое и не испытывать свою психику и нервную систему на прочность.

У меня язык не поворачивается назвать какофонию оживших и обезумевших мясорубок, которая правит бал на “Архаисте”, дум-металлом даже в самом отдалённом, аллегорическом и шутливом смысле, однако этот тег по какой-то странной и неведомой мне причине всё-таки настойчиво обретается в непосредственной близости от данного релиза и преспокойненько светиться в тематических пабликах и на странице команды. На самом же деле “Архаист” – это сердитый сладж пополам с патологическим металкором, и хотя здесь присутствуют чужеродные влияния и эксперименты, все они умещаются в рамки страшных и смертельных видений с обязательной приставкой “некро” и с суффиксом “core”.

Именно для таких релизов были придуманы наклейки “parental advisory”, а в плане притяжения к некротическим темам и какой-то непрекращающейся внутренней некрофилии участники проекта смогли разом переплюнуть и Кинга Даймонда, и Necrophagia, и Macabre, и даже Mayhem (а кто был более радикален в этом плане, чем их Dead?!) Абсолютный мрак развоплощений, бесконечное отчаяние и тотальный финал всех светлых и жизнеутверждающих тенденций, да и всего человеческого в целом. Это болезнь и особая ментальная дисфункция, ставшие звуком и получившие дар речи. В этом смысле “Архаист” действительно вполне оригинален и уникален.

Угрюмую некротическую тематику, за счёт которой в своё время поднялись и нашли себя Necro Stellar и Сруб, участники Knee довели до самого финального предела, и это действительно апофеоз. Могильный фон заупокойных синтезаторов делает своё чёрное дело, и звуковой террор Knee звучит местами как настоящий экскаватор разрушения, задумавший сравнять с землёй всё прекрасное, доброе и вечное. Аудио-пытка на грани возможного, максимум противоречивых, разнонаправленных и искажённых звуков в одно время и в одном месте и всё это в очень стильной, осмысленной и вообще грамотной упаковке – вот что такое Knee.

Трудно не заметить, что звучит “Архаист” очень фирменно. Их риффы жирны, грузны и увесисты как молоты, занесённые над наковальней, а ритмы техничны и убедительны словно рухнувшая башня. Пятнадцать треков альбома пролетают как увлекательный трип на американских горках в тематическом парке по мотивам хэллоуина, когда от зашкаливающего адреналина и постоянно сменяющих друг друга локаций и ситуаций не успеваешь перевести дух, и да, они действительно разнообразны и креативны, а идея и концепция чувствуются в каждом рандомном фрагменте с пластинки, и по данному поводу вы просто обязаны поставить им свой жирный плюсик, но вся штука в том, что это не хэллоуин и не Кинг Даймонд, а вполне реальная ночь живых мертвецов.

Рецензия на сингл группы North-Lights Era "Зачеркни"

07-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Что бывает, когда та или иная группа позиционирует себя как просто “метал”? Если это не Annihilator и не их альбом 2007 года, то вас могут ждать совершенно разные и даже взаимоисключающие варианты, а такое абстрактное и в то же время претенциозное самоопределение на стадии мимолётного знакомства с релизом может здорово заинтриговать и привлечь ваше внимание, однако если вы уже съели пару собак в плане слушательской компетенции, то наверняка станете предполагать, что “просто метал” это, скорее всего, что-то модерновое, ню-металлическое, искрящееся, модное и вообще из серии “в ногу со временем”.

Начинающий ростовский коллектив North-Light Era действительно исполняет нечто гитарное и оснащённое перегруженным дисторшном, характерным для металла, но в плане визуальной эстетики далёк от клише тяжёлого жанра и от свойственной ему палитры, уверенно устремляясь к светлым, пастельным, розовым и вообще компромиссным оттенкам, которые у большинства из нас ассоциируются с деятельностью совсем других исполнителей и совсем других жанров. И тем не менее не спешите восклицать “Меладзе, ты ли это?!”, у Эры Северного Сияния всё совсем не так однозначно и топорно, как можно было бы подумать и предположить.

Обилие электронных эффектов и характерная цветовая палитра обложек North-Light Era намекают на то, что нас ждёт вариант музыкального творчества из серии “для вас женщины”, и если у вас вдруг промелькнула такая мысль, то вы не ошиблись. Нежная вокальная мелодия, упругий риффовый скрежет, мечтательные синтезаторы и отдалённый намёк на речитатив в исполнении этого проекта выглядят как средоточие всех самых модных и передовых фишек, комплекс которых должен понравиться как фанатам To/Die/For, Linkin Park и Lacuna Coil, так и любителям более эстрадных и дискотечных вариантов музыкально-психологических исследований.

Кстати, за звук “Зачеркни” отвечает не кто иной как вокалист и семплер North-Lights Era Даниил Литовченко, благодаря которому так убедительно и великолепно звучат записи местного ростовского блэкового дивизиона Lucifer’s Dungeon. Понятное дело, что в своём собственном проекте Даниил, Артем и Артур постарались выжать в местных Tamata Sound, MASSSOUND и PARAGRAPH STUDIO всё, на что только способен аппарат данных заведений и сделать все дела на самом высоком и впечатляющем уровне, что хорошо слышно даже когда гитары ещё не вступили, а вместо них эфир заполняет сумрачная электроника.

“Хочешь играть попсу, пусть даже попсу гитарную и тяжёлую, будь качественным и звучным” – как будто говорят своим творчеством ростовчане, а их перфекционизм и дотошность меня даже немного удивили (тратить столько времени и мотаться по всему Ростову в поисках места, где бы получше записать барабаны и перенести на плёнку свои вокальные упражнения, отвергая студию за студией – это определённо признак настойчивости и желание видеть результат самого высокого уровня). Хм, попсу? Ну, сегодняшние In This Moment, Amaranthe и Lacuna Coil это ведь тоже арт-поп-метал, поэтому почему бы не присоединиться к славной компании, если даже сам металлический бог Роб Халфорд не посчитал для себя зазорным сделать это.

А ведь первым демо-синглом у этого новоиспечённого коллектива был вполне себе мрачный и таинственный кавер на саундтрек к фильму “Halloween”, и когда он вышел, вряд ли кто-то мог бы предположить, что всё обернётся такой сентиментальной и лирической ванилью, как это случилось сейчас. Можно предположить, что авторы задумали поздравить с праздником восьмого марта прекрасную половину человечества, и композиция была сделана как раз по этому поводу и для этой цели, и такое предположение кажется мне вполне адекватным и имеющим право на существование – в самом деле, почему бы не приурочить рождение группы к такой дате.

“Восьмое марта – дурацкий праздник, его придумал очень злой проказник” – считает Степанцов, а North-Lights Era в своём февральском сингле решили попытаться преподнести всё в более романтичном и оптимистическом ключе, и вот перед нами “Зачеркни”. Этот трек – повод или, по крайней мере, попытка зачеркнуть всё плохое, снова поверить в свежесть и романтичность человеческих отношений и подарить слушателям немного новизны восприятия. Замшелый клубняк, сомнительная романтичность и модерновый ню-метал в одной упряжке вряд ли могут показаться кому-то хорошей идеей, но эти ростовские бунтари смогли всё сделать так, чтобы это заработало и… Я на самом деле очень удивлён, что они не приурочили эту песню к 8 марта.

Конечно, трек и без того выстрелил как из пушки, но почему бы не привинтить эту вещицу к такому громкому и всеобщему событию? Пусть пока ещё непонятно, станет ли подобная эклектика постоянным жанровым выбором North-Lights Era или останется единомоментным экспериментом, но это и не так важно. Ребята попробовали себя в стиле утяжелённого дискотечного нуара, и это уже сейчас можно расценивать как их билет и пропуск на танцполы и в диджейские плейлисты. В эпоху, когда большинство рандомных обитателей социальных сетей привыкли воспринимать музыку исключительно синглами, одного только “Зачеркни” действительно будет вполне достаточно чтобы засветиться, запомниться и состояться, но продолжение тоже устроить желательно.

Рецензия на сингл группы Код Дракона "Ветер"

06-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Когда музыкант не чувствует возможности выразить что-то прямо из-за сложности или обширности выбранной темы, он часто прибегает к метафорам. В таких случаях современные рок-герои уподобляются Платону, использовавшему миф как средство выражения своих метафизических прозрений, и прибегают к языку символов и аллегорий, чтобы одновременно и попасть в цель, выразив всё, что нужно и что планировалось, и при этом не сузить проблемное поле - не погрешить против красоты и величия заинтересовавшего их предмета или явления. В немногом сказать многое – то ещё искусство, и рок-музыканты далеко не последние из тех, кто пробовал и пробует себя в этом нелёгком деле изложения сложных вещей простыми словами.

Не знаю, как вам, а мне в этой связи вспоминается группа Э.В.М. и их песня “Ветерок”, по поводу которой журналисты РокАды в своё время выстроили целый философско-герменевтический трактат. “Ветеринар, лечащий ветеранов тяжёлого рока” – объясняли они тогда смысл названия этой вещи, а свою дотошность объясняли легко и элементарно: коль скоро участники коллектива в своём названии зашифровали скрытый посыл (как вы помните, Э.В.М. в данном случае расшифровывалось не как-нибудь, а “Эх, вашу мать!”), значит, и в названиях песен у них просто обязан находиться какой-то скрытый и потайной смысл, даже если этого на первый взгляд не видно и не слышно.

И в этом месте было бы логично вспомнить про американцев из W.A.S.P., которые до сих пор не знают себе равных в такого рода символических иносказаниях и сокращениях (вспомнить хоть такие их треки как “L.O.V.E. Machine” или “B.A.D.”), но тут мне как раз принесли на рецензию свежий сингл от современных лириков-хулиганов из группы Код Дракона, и наверное, будет логичнее сказать пару слов про их релиз, тем более что он тоже вполне подходит к теме нашего сегодняшнего разговора и представляет из себя классический вариант обобщающего символизма, где определённое природное явление используется для того чтобы изобразить некое сложное и с трудом поддающееся словесному описанию состояние.

“Свежий ветер в моих карманах и в мозгах” – пели ещё одни ветераны отечественного хард-рока из группы с явной шифровкой на правах названия (речь идёт о группе ЛиДер и их альбоме 1993 года “Дорога на…”), про “Ветер перемен” нам уже тридцать лет рассказывают и напоминают Scorpions, а у Кода Дракона получился некий микс и симбиоз из всех возможных и уже озвученных другими “ветреных” ассоциаций. Перемены легче всего даются, когда в карманах ветер? По “дороге на…“ лучше всего двигаться с ветерком? Ветеринарам тяжёлого рока иногда тоже нужно что-то менять в своей жизни и не бояться тур-операторов, даже если они предлагают отправиться на Мадагаскар после атомной войны? И первое, и второе, и третье, но давайте не будем форсировать события и расскажем обо всём по порядку.

К своему официальному пятнадцатилетию Код Дракона удовлетворённым взором пересмотрели арсенал своих фирменных фишек, слегка перетряхнули их, щегольским жестом смахнули пару нападавших за время некоторого недавнего простоя пылинок, да и выдали аккурат накануне международного женского праздника свежий трек, который назвали “Ветер”. Если говорить о лирической составляющей, то здесь собака зарыта, как мне представляется, вот в чём. В этой жизни мы все принимаем решения, иной раз они важны, сложны и даже судьбоносны, но легче их принимать, когда присутствует некий катализатор, толчок (“ветер”), ты оказался среди непривычных для тебя льдин и снегов, а за ударными у тебя вместо привычного фейса драммера восседает какое-то непонятное осьминогоподобное чудище.

А вот в плане инструментала перед нами традиционный Код Дракона, но с прозрачными синтезаторами, заметно подтянутым звучанием, грамотным миксом и с чуть более лёгкой, напевной и лиричной подачей, в которой чувствуется взрослое желание приятных мелодий и саунд-комфорта. Кстати о комфорте. Стремление быть стильными, качественными и осмысленными ощущается в случае с актуальным синглом уже на стадии визуального с ним знакомства, арт “Ветра” с удовольствием щеголяет заметно повысившейся степенью детальности, а кроме всего прочего, на нём сразу же прорисовывается определённый сюжет (с такой обложкой группа просто обязана снять рисованный мультипликационный клип и рассказать всем, наконец, куда попали участники группы и как им удалось оттуда выбраться) и повышенная динамичность.

О симпатиях участников группы к творчеству Сектора Газа и Красной Плесени на данный момент напоминает только вокал и его характерный тембр (как незабвенный Юрий Хой и всё с той же непременной внутренней ухмылкой иронии, как будто анонсирующей: сейчас будет метко и немного матерно), в остальном же Код Дракона уверенно движутся к более серьёзной, общедоступной и общеприемлемой музыке, которая могла бы появляться и на радио, и на ТВ, и на рингтоне у вашего троюродного дедушки-паралитика. Не изменяя своим традициям и характерным фишкам афористичного стихосложения, участники группы и их лидер вокалист Сергей Потапов как будто расширяют их изнутри, делая более универсальными, качественными и презентабельными (цитаты из текстов хоть в мемы в тик-ток, хоть на стикеры для ВК).

А если копать ещё глубже, то можно найти в данном сингле и такой ещё посыл: за окном весна, погода коварна, и, даже если у вас под ботинками и не снуют акулы, обольщаться по поводу яркого весеннего солнышка не стоит ни в коем случае, а надевать на улицу шапку нужно обязательно, чтобы разгулявшийся ветер не ровен час не продул вас и не испортил впечатление от готовящегося полноформатника Кода Дракона. Не сомневаюсь, что для грядущего лонгплея Сергей Потапов и Роман Пименов сумеют нарулить ещё много сюрпризов и приятных неожиданностей, а сюжетных обложек, интересных метафор и захватывающих дух параллелей у них будет ещё больше, чем сейчас. “Правильной дорогой идёте, товарищи!” – сказал бы им В.И.Ленин, а мы просто пожелаем группе Код-дракона удачи и ещё разок переслушаем “Ветер” в ожидании их новых релизов.

Рецензия на альбом группы Prime Alone "The Essence Lies In The Depth"

04-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот таинственный инструментальный питерский one-man-проект очень любит длинные и говорящие названия. Может быть, таким образом руководитель и единственный участник Prime Alone Пётр Гидулянов компенсирует отсутствие вокальных дорожек в своих треках, а может просто старается настроить потенциального слушателя на нужную волну? Думаю, и первое, и второе имеет место в данном случае в совершенно равной степени, и никакого противоречия между двумя этими вариантами совершенно не наблюдается. Названия треков коллектива буквально сочатся поэтичностью, и это можно уже считать характерной чертой творчества PA.

“Суть кроется в глубине” называется актуальный лонгплей Prime Alone и после “Великого искусства саморазрушения” и самоназванного дебютника это выглядит как вполне логичное продолжение и закономерная эволюция. Или как поэтапно разворачивающийся и последовательно реализуемый план по собственному усовершенствованию. В любом случае, перед нами сейчас нечто достаточно прогрессивное и совершенное, нечто философское и настроенное на предельные смыслы человеческой экзистенции, а значит, Prime Alone продолжают действовать в своём обычном репертуаре и сворачивать никуда не намерены.

А ведь и правда – музыка проекта всё так же всецело инструментальна, глубокомысленна и философски настроена, всё так же атмосферна и геометрически выверена и сейчас даже, пожалуй, в большей степени, чем когда-либо. Степень уверенности в себе, техничности и геометрического совершенства сейчас находится на максимальном из возможных уровней и сразу же бросается в глаза, но что гораздо интереснее и примечательнее в данном случае, так это то что инструментальная слаженность и прозрачные аллюзии к мат-металлу нисколько не вредят одухотворённости “The Essence Lies In The Depth” и общей мечтательности релиза.

Слегка грузноватая, как будто несколько неповоротливая и чрезмерно выпирающая ритм-секция кажется порой искусственно прикрученной к прозрачным, словно призрачным гитарным переборам и задумчивым водопадам рефлексирующих мелодий, но именно в этом и состоит особый стиль проекта. Можно сколько угодно упирать на то, что формально музыкальный стиль Prime Alone обретается на берегах пост-рока и пост-металла, такие вещи как “My Own Blackthorn” или “Darkness” по своему посылу и настроению это настоящий дум с явными отголосками дэтовых трагедий и траурных гроз ранних My Dying Bride.

Ревущие гитары “Encircled By Wolves” напомнили мне холодную классику Katatonia, а финальная “Starry Nights In Kaalamo” вызвала в памяти что-то из неоклассики Ophelia’s Dream. Не знаю, насколько это так на самом деле и задумывал ли автор что-то подобное, когда сочинял и записывал вошедшие на диск треки, но альбом напоминает долгое и концептуальное путешествие к глубинам собственного “Я”, к обретению смысла жизни и к раскрытию своего изначального предназначения. Альбом преисполнен невероятным чувством покоя и печального очарования, и именно эти секторы эмоционального спектра так любили первые дэтовые думстеры.

Заdoomчивых тенденций у Prime Alone сейчас действительно много как никогда, а некоторые фрагменты с “The Essence Lies In The Depth” могли бы превосходно вписаться в треки классических работ Paradise Lost, Anathema, Tristitia или Sadness. Пётр Гидулянов записал невероятно целостный, настроенческий и атмосферный диск, который слушается на одном дыхании от начала и до самой последней ноты. С чем сравнить такое? Мне на ум в этой связи приходит органичная солянка из анафемовского “Alternative 4” и поздних Katatonia с The Gathering, хотя палитра влияний и инспираций актуального полноформата даже ещё шире.

“Все настоящие сокровища должны лежать нетронутыми на далёком берегу, в этом их суть и судьба. Твой истинный берег сокровищ полностью недоступен для других” – говорил герой книг Владимира Серкина, и “The Essence Lies In The Depth” словно решил проиллюстрировать своими музыкальными фантазиями такое уединённое существование в удивительном и волшебном мире невероятных открытий и несказанных чудес. Этот альбом напоминает сеанс релаксотерапии или гипнотическое путешествие в глубины подсознания, где за каскадами впечатлений и воспоминаний обретаются поражающие воображение находки и неожиданные сюрпризы.

Третья полноформатная работа Prime Alone стала самой вдумчивой, серьёзной и впечатляющей из всей дискографии питерского проекта, а её цельность и атмосферность без проблем позволили бы “The Essence Lies In The Depth” стать саундтреком к какому-нибудь серьёзному и хорошему фильму или даже к целой жизни некоего йога и отшельника, ушедшего от цивилизации и компромиссов в мир изначальной природной гармонии и первозданной радости. Тишина, спокойствие, жизнь в единении с природой и в ладу с собой, истинные ценности, далёкие от идеалов потребления и накопительства – вот о чём напоминает этот альбом, и это прекрасно.

Рецензия на мини-альбом группы What For? "Ганнибал у ворот"

02-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как известно, философом становишься, когда разум охватывают удивление или сомнение, но для того, чтобы стать философом настоящим, а не липовым (сейчас, кажется, принято вместо слова “липовый” говорить “фейковый”?), нужно обладать достаточным мужеством, чтобы не побояться выглядеть глупым, нелепым, не знающим чего-то и вообще попадать впросак раз за разом, ничего с этого не имея, и лажать – громко и страшно лажать. Кто в наше прагматичное время решится на такое? А ведь питерская группа What For? занимается в точности этим самым вот уже почти десять лет, и смелости с безрассудством им явно не занимать!

Сначала они бродяжничали и странствовали в лучших традициях Экхарта Толле и древних анахоретов, старательно обходя официальные релизы и качественную альбомную запись стороной, в 2015 году так и вовсе распались, но в конце концов всё-таки нашли в себе силы собраться с мыслями и вернулись со своим первым и единственным за девять лет мини-альбомом “Ганнибал у ворот”. И здесь можно было бы вспомнить героя “Молчания ягнят” или гениального предка Александра Сергеевича Пушкина, но обложка EP конкретна и не особо оставляет нам простор для фантазии, отсылая к урокам истории.

Ганниба́л Ба́рка (247—183 до н. э.) — карфагенский военачальник. Считается одним из величайших полководцев и государственных деятелей древности. Был заклятым врагом Римской республики и последним значимым лидером Карфагена перед его падением в серии Пунических войн – читаем мы на пыльных страницах такой же пыльной энциклопедии, и упоминание этого воинственного персонажа из древности вновь как будто само собой наводит на мысли и воспоминания о философах, мыслителях, парадоксах, апориях, антиномиях, а также бочках, лампах, остротах и прочих подвигах Диогена.

“Хороши у немцев выходят башмаки, а у русских зато хороши народные пословицы и поговорки” – заметил как-то ещё один замечательный философ В. В. Розанов, а музыканты What For? в лучших традициях скитающихся мыслителей-правдорубцев точно так же симпатизируют афоризмам, крылатым выражениям и пословицам (как они ещё название альбома не написали на латинском – на латыни, как известно, что ни сочетание слов, то крылатый афоризм), и предлагают каждому слушателю самостоятельно разобраться с тем, какой смысл был заложен ими на диск и расставить в нужном порядке используемые ими цитаты (про Г.Барка забудьте – он ни при чём).

What For? не боятся признаваться в том, что у них нет никакого ясного понимания по поводу того, кто они такие, зачем занимаются музыкой, что играют и чего хотят, но они ищут, заставляют серое вещество у себя в подкорке активно фосфоресцировать и вообще всерьёз озабочены поисками смысла и осмысленности. И да, эта группа с гордостью и с удовольствием продолжает те славные традиции отечественного русскоязычного рока, которые состояли в том, чтобы петь о важном и значимом, развиваться, вскрывать наличествующие в мироздании закономерности и вообще не быть идиотом.

Их соло и риффы просты как дважды два, а в вокальных вибрациях достаточно претенциозных, пророческих и мессианских интонаций, благодаря которым классический русский рок так котировали и уважали в своё время на западе, и всё это со своеобразной хитовостью последнего издыхания, которую столь беззастенчиво использовали все от Моррисона и Кобейна до Кинчева, заставляя нас внимать себе с открытым ртом. Они похожи на всех или почти на всех и в то же время не похожи ни на кого, и в этом тоже их особая изюминка и их сила, а элементарная запоминаемость их мелодий кажется идеальным плацдармом для высоких идей и размышлений.

Они играют классический русский рок, но делают это так резко, громко и на таких перегруженных дисторшном гитарах, что по драйву и энергетике финальный результат вплотную приближается к гитарной агрессии гордых металлических патриархов. Как будто Башлачёва позвали вокалистом в 99%, а в это время мимо проезжали на репетицию Тяжёлый День, где-то потерявшие Бажина, или у Чёрного Обелиска времён “Ещё Одного Дня” на вокале Александр Непомнящий или кто-то вроде него. И это похоже на самые жёсткие и самые претенциозные группы 70-х с их вызовом и шармом. Как Iron Butterfly, Led Zeppelin и Blue Cheer, но про то, что волновало Достоевского.

Как известно, все люди делятся на читающих и не читающих, и What For?, будучи представителями первой группы человеческих индивидуумов, решили обратиться к своим собратьям по разуму, предпочитающим шелест книжных страниц всем иным и прочим радостям жизни. И ведь их думающий рок наверняка придётся по душе тем, кто в 90-е рефлексировал бы под Г.О., Янку или А.Непомнящего, а в наше время котирует Урсус или Agenda. Да, кстати, с Урсус наши герои из What For? даже выступали на одной сцене и запомнили друг друга, и что это как не родственность душ и не начало нового тренда осмысленного и литературного рока, который спасёт и реанимирует некогда славные традиции?

Сам по себе интеллектуальный и записанный с ориентацией на метафизические горизонты рок не такая уж и невидаль, но What For? при всей своей осмысленности и интеллектуальности ещё и однозначно оптимистичны. Никого давно не удивить пиром во время чумы, но светлый и последовательный исторический оптимизм (пусть и скрытый под залежами не самых оптимистичных и светлых образов) – это штука из совсем другой оперы, и вот такого в наше время уже почти не найдёшь. Метафоры, загадки, кроссворды-шарады, универсальное и элементарное – пожалуй, эти ребята действительно редкие птицы, а их “Ганнибал у ворот” – это что-то новенькое, подтверждающее извечный тезис о том, что всё новое – это… ну, вы знаете.

Рецензия на альбом группы Археоптерикс "Предвоенный воздух"

02-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В последнее время всё больше современных отечественных групп выбирают себе в качестве музыкального кредо арт-рок, и всё это начинает походить на новый тренд. Все мы знаем, что всё новое – это хорошо забытое старое, однако далеко не в каждом из современных российских артрокеров можно сходу распознать наследников и продолжателей дела Genesis, Yes, King Crimson, Jethro Tull или Rush. Посудите сами: что общего у Felidae, Мыс Луны, StaVroS или хоть сегодняшних наших героев из Археоптерикс хоть с одной из этих без сомнения культовых и заслуженных групп и можно ли вывести их музыкальный материал из того, что играли и играют эти забугорные первопроходцы умного и неслучайного рока.

Общего действительно мало или почти нет, но вот в артовости и художественности, которые тоже, вроде как, предполагает уже своим названием арт-рок, у всех наших современных приверженцев данного направления более чем достаточно. Барды-интеллектуалы из группы Археоптерикс представляют сейчас уже свой пятый по счёту полноформатник, и “Предвоенный воздух” по сути своей это всё та же расслабленная рефлексия под атмосферный перезвон гитар и красивые мелодии дополнительных и не совсем свойственных для рока инструментов (харп, варган, духовые и т.д.), с которого они когда-то начинали. Кстати, существуют “археоптериксы” вот уже почти тридцать лет, и их опыт и профессионализм в своём деле не подлежат никаким сомнениям.

Есть что-то очень фолковое и очень родственное классическому русскому року в традициях Б.Г., Науменко, Ревякина, Каннуникова и чуть ли не Башлачёва в том, как подходят к своему творчеству эти умудрённые годами музыканты, а я мог бы добавить к этому списку рок-патриархов ещё современных деятелей вроде Граф Цеппелинъ, Тропы не врут, Тем Паче и Радиограммы, но на самом деле оттенков и параллелей в данном случае ещё больше. Достаточно традиционный для отечественных групп звук со всеми нюансами звучания русских рокеров, такие же ожидаемо многословные тексты, которых априори ждёшь от каждой новой группы, выросшей на почве ортодоксального русского рока, в исполнении Археоптерикса неожиданно уходят так глубоко в традиции Достоевского, что становится диковинно и восхитительно.

К раздольным и напевным традициям отечественного интеллектуального рока Археоптерикс добавляют техничные ударные и вокал с оттенками Александра Васильева, а на выходе нас ждут сложные структуры композиций, извилистые и причудливо развивающиеся гармонии, а обнажённая интеллигентность истинных арт-рокеров и аристократов духа легко совмещается у них с самоиронией в духе разухабистого кабацкого шансона и Гарика Сукачёва (“Кабак и сраное ретро”) – ну а что, какой может быть Достоевский без истерики, крайностей, по-митьковски разорванных на груди тельняшек и прочих чисто русских и чисто рокерских эксцессов? Так “Преступление и наказание” переходит в “Село Степанчиково и его обитателей”, но всё это про больших и прекрасных душой людей и про самые чистые и бессмертные порывы духа.

Музыка “Предвоенного воздуха” по большей части меланхолична, грустна и серьёзна, а фолка временами здесь так много (“Красный цвет”), что поневоле начинаешь подозревать авторов в какой-то скрытой и подпольной фольклорности и приверженности к некоей тайной секте почвенников-толстовцев. Даже самые отвязные, хулиганские и очевидно безбашенные их вещи вроде “Каин TV” или всё той же “Кабак и сраное ретро” не кажутся весёлыми, а в сарказме и показной весёлости авторов слишком отчётливо прорисовываются апокалиптические нотки Agenda и КВН-скоморошество Несчастного Случая, которое кажется смешным только на первый взгляд, а при более внимательном и детальном рассмотрении словно скальпелем режет нарывы.

Влияния великих русских классиков вроде Вертинского и Окуджавы начинаешь ощущать на диске уже с четвёртого трека под названием “Модерн”, и именно эта вещь, пожалуй, является самой важной, яркой и центральной для развития релиза. Одной из наиболее важных и центральных. Параллели к Кашину и группам вроде завтраккусто здесь напрашиваются сами собой, а изысканная джазовая оторочка инструментала эффектно оттеняет не менее изысканный текст, напоминая бессмертную “Back To Black” Эми Уайнхаус. Сами музыканты говорят, что их новейший лонгплей посвящён духу времени, но я бы сказал, что он скорее про дыхание вечности – про то, что было, есть и будет, про цикличность мироздания, хотя и про современность, конечно, тоже.

И всё-таки вершина и апофеоз альбома это, на мой взгляд, завершающая пластинку, девятая по счёту “Огонь в ночи”. Это самая цельная, серьёзная и глубокая вещь на диске, в голосе Павла Полянина здесь больше всего оттенков и метафизических отсылок, а текст хорош как никогда. В этом треке снимаются все противоречия, сходятся крайности и противоположности, и все разноликие тенденции “Предвоенного воздуха” усмиряются под единым знаменателем всепримиряющего последнего прощения и понимания. Можно, конечно, было бы посетовать на то, что весь альбом в таком стиле был бы интереснее и благозвучнее, но Археоптерикс не был бы Археоптериксом, если бы не бросался из крайности в крайность и не был так непредсказуем.

А ведь интересен и уникален “Предвоенный воздух” как раз тем, что совмещает привычное и непривычное и позволяет взглянуть на ставший уже притчей во языцех классический русский рок под новым углом и увидеть его в новом и несвойственном для него свете. Музыка крайностей, апокалиптический рок, достоевский-буги, песни отвергнутых и изгнанных пророков – все эти определения можно с полным правом применить к рецензируемому сейчас альбому и к тому, что делают Археоптерикс в целом. Это совсем не тот арт-рок, который ожидаешь услышать, доставая с полки пластинку Jethro Tull, но эта музыка не менее замечательна, прекрасна и даже великолепна от слова “великий”. Музыка душевная, но в то же время музыка интеллектуальная и умная.

Показать ещё