ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Rammstein "Rammstein"

18-11-2019 Дмитрий Фомин

И вот этот день наступил. 17 мая 2019 года мир, чье терпение испытывалось на прочность целых десять лет и нещадно добивалось в последние полгода в предвкушении новейшего откровения от одиозных немцев Rammstein, смог наконец-таки лицезреть свежайший, седьмой студийный альбом знаменитого зажигательного секстета.

Учитывая столь продолжительную паузу между релизами 2009 и 2019 гг., которую могут позволить себе лишь немногие исполнители, вопрос о необходимости нового материала неоднократно ставился под сомнение. Обладая вышеупомянутым звездным, нет, скорее, культовым статусом, Rammstein как и прочие, более старшие мастодонты рока вроде Deep Purple, Metallica, AC/DC, Guns N'Roses и пр., могли бы в принципе ничего не выпускать, все также исправно поджаривая целые стадионы в процессе своих умопомрачительных шоу.

Как и для многих коллективов, начавших с самого низа и довольно скоро добившихся оглушительного успеха, в последнее время для участников Rammstein группа словно перестала быть основным приоритетом и использовалась, как бы это цинично не звучало, больше для извлечения материальной прибыли. В свободное время каждый из них осваивал новый круг интересов. Например, гитарист Рихард Круспе продолжил развивать собственный проект Emigrate, где он мог реализовать то, что не прокатило бы в его основной группе. Помимо издания своих стихов, Тилль Линдеманн на пару с Питером Тагтгреном замутил Lindemann, где оба отрываются на всю катушку. Клавишник Флаке как всегда был занят во множестве проектов и даже успел написать автобиографию.

Все это, конечно, очень хорошо, но пауза подошла к критической точке. Три года студийной работы понадобилось ребятам из Rammstein, чтобы собрать воедино то, что впоследствии станет их новым альбомом, имя которому… "Rammstein". Для кого-то он стал сенсацией уже одним своим появлением, кто-то, ожидавший пресловутого возвращения к корням, был в некотором роде сбит с толку новизной идей. Словом, как и всегда равнодушных почти не осталось, и это именно то, что к чему всегда стремилась эта команда.

С этим можно соглашаться или нет, но "Rammstein" обозначил характерный творческий рост группы, учитывая бескомпромиссность и бесхитростность материала в целом. Музыканты даже и не преследовали целью приблизиться к успеху своих золотых работ, принесших им мировую славу, словно понимая всю бессмысленность этой затеи. Новая пластинка хоть и содержит мимолетные отсылки к классике "раммов", больше является отражением определенного отрезка жизни музыкальной индустрии, но нельзя отрицать, что на ней музыканты продвинулись намного дальше, чем этого можно было ожидать от них.

Традиционные одиннадцать песен, сформировавшие основной трек-лист, получились предельно разноплановыми, насколько это вообще возможно в случае с нашими героями. Альбом звучит очень современно и далеко не столь монументально, как это можно было бы ожидать от немцев, но в сравнении с тем же ''Liebe Ist Fur Alle Da'', где уже наметились некоторые эксперименты, воспринимается в разы органичнее и проще. Вышеупомянутое разнообразие можно трактовать как выражение всех насущных проблем и аспектов, волновавших музыкантов на нынешнем этапе.

Открывающий альбом основательный и громогласный гимн "Deutschland" звучит вполне в духе группы с отчетливым акцентом на холодноватую электронику, густой вокал Тилля как никогда силен и проникновенен, бит Кристофа Шнайдера как всегда механически точен, а гитарные партии Круспе и Ландерса довольно вариативны и выразительны. Энергичный хит ''Radio'', словно олицетворяющий собой термин "радиоформат", напротив, тяготеет к знакомым чеканным маршеобразным ритмам вкупе с особо заразительным бесхитростным припевом.

Мрачный и тревожный боевик ''Zeig Dich'' ("Покажись") можно смело отнести к жемчужинам нового альбома за счет эмоционального восходящего пения Линдеманна, необычайно агрессивных риффов и вставок кафедрального хора, того самого, что был записан в Белоруссии. Зато интернациональный, лукавый и упругий диско-метал хит ''Auslander'' ("Иностранец") как бы делает реверанс в сторону ранних работ немцев, из-за которых их стиль окрестили как танцевальный метал, но звучит он более современно, лайтово и непринужденно.

Rammstein с самого начала прослыли как любители скрытых метафор, но в случае с композицией "Sex", которая обнаруживает склонность к американской альтернативе, не стали ходить вокруг да около и проявили твердую прямоту мыслей. Отдельным черным пятном смотрится совершенно безумный и жуткий трек ''Puppe" ("Кукла") – болезненное и уродливое порождение таких маниакальных опусов как ''Mein Teil'' и ''Wiener Blut''. Готовьтесь к тому, что эта атмосфера захлебывающегося безумия, а также пробирающее зацикленное и надрывное пение Тилля будут преследовать вас даже во сне…

На фоне этого кошмара, который вполне мог случиться в жизни, балансирующая на грани минорных и мажорных мотивов и выезжающая преимущественно за счет партий фронтмена и клавишника, ''Was Ich Liebe'' ("Что Я Люблю") воспринимается вполне невинно. Зато исповедальная баллада ''Diamant'' получилась намного интереснее и душевнее, благодаря своему минимализму и сдержанной усталой ноте в голосе нашего сурового рассказчика.

Последняя троица также не дает заскучать. Хитовая "Weit Weg" ("Далеко") внезапно обнаруживает симпатию к прогрессивному винтажному року. Отлично поставленный вокал, гитарные партии, а также пульсирующие и переливающиеся синты рисуют нам совершенно новый облик Rammstein – остепенившийся и умудренный. Хотя последующая вещь ''Tatoo'' говорит об обратном, это то, чего так хотели все фанаты группы – бесцеремонный, грубый и чертовски тяжелый марширующий индастриал-метал в духе альбомов "Sehnsucht" и "Mutter", где сквозь тяжелую броню риффов пробиваются более мелодичные побеги.

Финальная "Hallomann" ("Приветливый Человек"), открываемая эффектным басовым выпадом Оливера Риделя, с трудом поддается классификации, но в силу своей одухотворенности, поэтичности и возвышенности ее стоит назвать одним из самых необычных треков альбома. Снова музыканты переживают короткий, но контролируемый приступ инструментальной истерии, тем самым усиливая атмосферу отрешенности и подчеркивая вклад каждого члена группы.

Помимо высочайшего качества сонграйтинга, альбом просто идеален по части мастеринга, сведения и продакшена в целом, а, как мы знаем, у этих немцев по-другому и не бывает. "Rammstein" звучит очень сбалансировано и безукоризненно, даже чересчур отшлифованно, из-за чего те же гитары подрастеряли часть своей мощи в угоду более аккуратному и "комфортному" восприятию музыки. Из-за этого новую работу в какой-то степени можно назвать попсовой, что вовсе не идет во вред ее содержимому.

Позвольте напомнить, что самих Rammstein можно считать поп-группой, т.к. ее известность выходит далеко за пределы тяжелой сцены, а мировое признание говорит само за себя. Но значит ли это, что наши герои растеряли былую хватку и умение провоцировать не особо интеллектуальных личностей на абсурдные действия по предотвращению деятельности группы? Это вряд ли.

И на новом альбоме "раммы" не могли отказать себе в удовольствии быть подчеркнуто вызывающими, неполиткорректными и циничными. Они не забыли воздать дань уважения родной истории со всеми светлыми и темными ее периодами, постебались на тему секса, религии, углубились в бездны детских травм и прошлись по современным нравам общества с процветающим нарциссизмом и культом потребления. Не об этом ли говорит та незажженная спичка на обложке, что одним своим видом провоцирует, побуждает совершить с ее помощью акт воспламенения, взорвать сонное спокойствие, осквернить невинность…

Как бы там ни было, Rammstein неплохо потрудились над своим новым детищем. Вполне вероятно, именно эта работа станет последней в карьере этой шестерки… И, возможно, то, что мы слышим на этом одноименном альбоме, исходит напрямую из шести германских сердец, без всякого напускного пафоса, многотонных сценических декораций и мощной пиротехники. На такое откровение могут осмелиться лишь настоящие звезды, на музыке которых взросло целое поколение, которым никому ничего не нужно доказывать и которые могут позволить себе быть честными в первую очередь с самими собой.

Рецензия на альбом группы Pantograph "My Electric Hell"

16-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Самобытный сочинский музыкант Ярослав Рогачёв (Hagat, Herr Akros, Angel Of Nature и другие), также отвечающий за жизнеспособность местного сочинского андеграундного лейбла E.D.Records, решил довести свои авангардные и противоречиво-дерзновенные в своей фантастичности идеи до логической кульминации, и с этой целью запустил совершенно новый проект Pantograph, под эгидой которого сейчас представляет нам свой дебютный полноформатник. Что такое Pantograph? Аллюзия-параллель к Pan.Thy.Monium? Собиратель понтов? Парадоксальная мини-метал-опера? Разрыв шаблона и пощёчина современным снобам-интеллектуалам в хипстерских очках и пиджаках от Gucci? И первое, и второе, и третье, и чётвёртое разом, хотя на самом деле своим названием проект Ярослава Рогачёва и Глеба Владимировича обязан механизму токосьёмника на поездах.

В отличие от Hagat и других проектов Ярослава, Pantograph не просто индустриален или авангарден, как указывает пресс-релиз, а содержит, помимо всего прочего, ещё целую массу разнокалиберных влияний, простирающихся от стоунера до сладжа, хотя упоминать об этом нет особой нужды, а можно сказать намного проще: творчество Пантографа это настоящий безумно-философский электро-воображариум с привкусом инфернальности и с той особой толикой сумасшедшинки, которая наверняка прекрасно знакома каждому, кто хоть раз засовывал в уши последнее творение Hagat, но сделан он намного серьёзнее, спокойнее и массивнее, и да, если вы вдруг подумали, что тексты на диске будут англоязычными – нет, англоязычны в данном случае только названия, а сама лирика исключительно русифицирована и в плане лингвистической ориентации патриотична.

Небольшое интро и вот уже звучит первая вещь под названием “Viva La Mechanism”, которая выглядит как невероятный гибрид между феерически-калейдоскопическим творчеством Hagat и фишками таких групп, как Waltari и Angizia (последних напоминает жанровая нарезка с интерлюдиями в духе “безумный утренник в детском саду” на правах припева); далее следует “My Reality”, и повествовательных фрагментов становится больше, а во второй части композиции из первозданной тьмы выныривают аллюзии к Bethzaida, Dark Reality и чуть ли не Pan.Thy.Monium, в то время как интеллектуальное напряжение нарастает до опасного максимума, угрожая фатально перегрузить мозг потенциальных слушателей. Цирк, бурлеск и характерная для Hagat провокационная эпатажность на грани добра и зла отошли на задний план, а вместо них настал черёд каких-то почти академических и очень личных повествований о важном и серьёзном.

Небольшой тяжеловесно-ритмичный скетч в виде “The Great Nowhere”, и вот уже звучит “PsychoGuru” с мощными индустриальными риффами и вкрадчивыми философско-повествовательными фрагментами. При всей нетривиальности, импозантности, а порой и вычурности чисто музыкальных решений и ходов и находок “My Electris Hell” основное внимание и смысловой фокус здесь определённо стоит искать в текстах. Перед нами альбом-манифест, альбом-прокламация, и нет ни малейшего сомнения в том, что авторы зашифровали в рецензируемом релизе нечто глубоко личное, сокровенное и имеющее для них немалую ценность – это действительно пища для ума и очень неплохая, а тандем Ярослава и Глеба оказался очень удачным и плодотворным.

Проблемы и парадоксы гносеологии, эпистемологии, герменевтики и экзегетики, механистическое восприятие разума и всего человеческого тела как механизма, действующего по своим законам и напоминающего в этом любой другой рукотворный механизм или устройство, антиномии божественного и человеческого и многие другие интересные темы всплывают по мере прослушивания альбома и настраивают слушателя на серьёзный философский лад, неслабо прочищая ментальные рельсы, наверняка немало покрывшиеся дремотной ржавчиной. Скрытые отсылки к советским реалиям, к творчеству знаковых философов самых разных эпох и идеологических предпочтений, а также калейдоскоп самых разных межпредметных отсылок наверняка сделают прослушивание увлекательным и приятным для каждого, кто владеет и интересуется поднимаемой темой.

Эмбиентно-шумовой трайбл-треск первой части “Rails’n’Cords” звучит как зловещее древнее заклинание, а затем в ход идут приёмы из арсенала Danzig, и заклинание становится хитовым и качающим, не теряя при этом своего мистического накала. “The Homecoming” своими утробными завываниями недвусмысленно намекает на то, что Стругацкие отнюдь не просто так с потолка придумали историю про партитуру труб Страшного Суда, и что одна из ксероксов-копий этой самой партитуры вполне может находиться где-нибудь в столе у Ярослава или Глеба и, вероятно, даже частично была ими использована в ходе создании данной вещи, ну а финальная “Power Down” – это, наверное, самая однозначная и прямолинейная вещь на пластинке, эдакая ретроспектива “для чайников” и повторение всего вышесказанного на бис.

Альбом очень хорош, но, признаться, я ожидал от него ещё большего, и был несколько удивлён такой скромной длительностью компакта, что по сравнению с монументальностью последнего ультимативного творения Hagat вообще кажется мизером и нонсенсом. Конечно, не в длительности и не в количестве треков здесь дело, и современный аудио-Босх авторства Pantograph наверняка порадует и вдохновит любителей тяжёлой металлической авангардщины и философских самокопаний, но у меня в итоге осталось ощущение, что я прослушал EP, а не полновесный альбом современных наследников Скрябина и Орфа, хотя, как известно, умение быть кратким и в немногом сказать многое – это как раз признак гениальности и тру-таланта.

Если вам нравятся In The Woods…, Arcturus, The Kovenant, Waltari, Pan.Thy.Monium и прочие авангардщики-какофонисты, послушать “Ад моего электрика” стоит обязательно, а тексты, как мне кажется, стоит читать не только традиционно слева направо, но также всеми иными возможными способами (кто знает, может, там правда закодировано какое-то тайное оккультное послание или сверхценный секрет космических дыр – с Ярослава станется!). Я оценил размах, глубину и революционность идей авторов, проникся ими и с полным основанием ставлю релизу твёрдые 5 из 5, поскольку получил по ходу прослушивания немало приятных аудиофильских впечатлений и с удовольствием вспомнил годы обучения в философской аспирантуре. Это действительно по-настоящему интеллектуальная метал-опера, и опера очень неплохая, а лирику можно разбирать на цитаты и вставлять в бытовом общении часто, метко и изящно.

Рецензия на мини-альбом группы Пар Культуры "Взгляд Снизу"

15-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сама по себе идея совмещения инди-рока и панка совсем не нова - чем-то подобным занимались ещё стиляги шестидесятых, а молодая столичная команда Пар Культуры уверенно движется по их стопам, добавляя к напевному рок-н-роллу стиляг панквовую непосредственность, ска-симфоничность и свойственную альтернативному року нервозность. Конечно, мы все слышали всё это уже раз сто, но в то же время абсолютно каждый из нас прекрасно знает и понимает, что даже самые замыленные и избитые клише в умелых руках настоящих мечтателей и профессионалов иногда сияют так, что только диву даёшься, солнце меркнет, а звёзды на бутылке с портвейном начинают сиять не хуже звёзд небесных.

При всей разнузданности и небрежности ребят из Пара Культуры, при всей их нарочитой стёбности и прямоте, при первых же звуках открывающей их дебютный EP “Добро пожаловать” становится очевидно: перед нами никакие не панки, а очень даже филологи, интеллигенты и интеллектуалы (и всё это совершенно без негативного оттенка, который, случалось, сопровождал все эти определения в советскую пору и, случается, сопровождает их сейчас). Они очень бережно, умеючи и вообще со знанием дела обращаются со словами, смыслами и музыкальными гармониями, а каждая из вошедших на обозреваемый EP песен – это самостоятельная, законченная и вполне себе душещипательная история, которую хочется прожить до конца.

Они молоды, нарочиты, полны ершистой молодой энергии и готовы, не задумываясь, бросить вызов всему миру, а их кажущиеся такими простыми и дерзновенными тексты на поверку оказываются куда глубже, сложнее и универсальнее. Можно насупить лоб, собрать всю свою солидность и, сдвинув к носу очки, разложить по полочкам и как по нотам разобрать, как гениально поступили эти ребята, забрав всё лучшее у западных рок-н-ролльных гигантов, добавив к ним удобоваримую, но не приторную интеллектуальность Егора Летова и въедливую поп-рок доступность Ундервуда, а затем приправили всё это жёсткими, стильными и такими архетипически будоражащими риффами, но лучше не расчленять на составные части их музыку, а воспринимать альбом просто как чудо и волшебство, не копаясь в нюансах и не увязая в деталях.

Хулиганско-провокационная, эпатажно-призывная “Добро Пожаловать”, изумительно-грациозная и виртуозно вальсирующая “Новая Старая”, болезненно-амбивалетная, балладно-кричащая и буквально выворачивающая наизнанку своей исповедальной октровенностью “Тихий Омут” и наконец такая нежная, тихая и романтичная “Искатели” – каждая из песен с актуального EP это потенциальный хит и маленький шедевр великого, бессмертного и ничуть не постаревшего рок-н-ролла. А от панка здесь всего только чуть угловатый дисторшн гитар и ещё кое-какие внешние и при том не такие уж частые и повсеместные проявления, из-за которых то и дело проглядывает живая, неуёмная и трепетная душа настоящих романтиков и художников.

Сейчас всё больше групп вспоминают о безудержном рок-н-ролльном задоре классических исполнителей данного направления, вытаскивают на свет нетленки Элвиса, Чака Бэрри и иже с ними и/или пытаются воспроизвести и реанимировать тот ядерный дух перво-рок-н-ролла 50-х, но по большей части всё это слишком отдаёт нафталином и выглядит слишком по-стариковски, в то время как ничего из этого списка абсолютно не относится к Пару Культуры, которые не
произносят громких и высокопарных лозунгов, ничего не обещают и не анонсируют, а просто играют так будто они какие-нибудь новые современные лед зеппелин или грэнд фанк рейлроад. Именно эта безоглядная автономно-аутентичная натуральность и подкупает в их творчестве, которое действительно воспринимается не как копия, а как оригинал и первоисточник.

Я всегда со скепсисом и недоверием относился к музыке, изначально позиционирующейся как молодёжная и выставляющей свою молодость и бунтарскую бугристость напоказ, но Пар Культуры это совсем другой случай. Они естественны и аутентичны, их гитары и басы это зов той самой великой и всепобеждающей природы, которая некогда распахнула двери перед The Doors. Конечно, они не единственные в своём роде, и на современной сцене то и дело встречаются столь же прекрасные цветы из того пленительного исторического далёка, когда ботинки называли шузами, а тяжёлые гитары фузами (вспомнить хоть Завтраккусто), но они всё-таки неповторимы и уникальны, а искать недостатки на их актуальном EP не хочется от слова “совсем”. “Взгляд Снизу” это конечно не шедевр, но за энергетику, прицельность смысловых попаданий и общую интеллигентность 5 из 5.

Рецензия на сингл группы Выжившие "Рагнарёк"

15-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Изобретатели сталкер-металла из группы Выжившие теперь уже не удовлетворяются блужданием по аномальным зонам и поисками редких артефактов, а решили мыслить глобально и заговорили о конце света. Что ещё более интересно, они каким-то парадоксальным и непостижимым образом поддались влиянию расплодившихся ныне викинг-метал-команд и не просто пугают нас Судным днём, а говорят исключительно о скандинавском его варианте aka рагнарёк, что чревато сами знаете чем и в каком количестве. Впрочем, отсылки к скандинавам имеются исключительно в названии композиции, а в тексте авторы поют “рагнарОк”, намёкая на то что речь идёт не о божественном конце всего сущего, а о техногенном, созданном человеком.

Если на дворе апокалипсис, то бессмысленно и опрометчиво надеяться на авось, а нужно, чтобы всё было выверено до мелочей и спланировано настоящими профессионалами. Вероятно, именно из таких соображений Выжившие решили не пытаться самостоятельно управиться с лирикой для актуального сингла, а доверили текстовую составляющую композиции человеку, чьи навыки обращения со словами и буквами не подлежат сомнению, и в качестве такого человека выбрали не кого-нибудь, а писателя-фантаста Алексея Доронина, из книги которого и взяли текст для своего актуального номера.

Не могу сказать, что ранние тексты группы были плохи или не интересны, как не могу сказать и того, что поэтический эпос, созданный Алексеем, в чём-то радикально отличается от собственного творчества коллектива, но он определённо неплох и рельефно передаёт соответствующее апокалиптическое настроение, а это в данном случае, конечно же, главное. Выжившие стенают, пророчат и предупреждают о многих бедах и скорбях грядущего рагнарёк-апокалипсиса, и делают это с такой страстью и надрывом, что их голоса действительно как будто доносятся из какой-то параллельной гибельной реальности.

Эмоциональный, злобно-лязгающий и ощетинившийся спицами-шипами трэш Выживших не претерпел сейчас особых перемен, разве что стал чуть более атмосферным и разнообразным. Гитарные риффы теперь не так прямолинейны и однозначны как раньше, больше непредсказуемых и просто более техничных фрагментов, а смены темпа и ритма происходят чаще и с ещё более видимым удовольствием. А вот форсированный седуктивно-демонический вокал команды в точности так же хрипл, зол, раскатист и непричёсанно страшен, как это было во времена их полноформатника, что я однозначно воспринимаю как плюс и радость.

Конечно, поднабраться профессионализма в пении и начать использовать свою вокальную злость чуть более точечно, аккуратно и прицельно фронтмену Выживших не мешало бы, однако его разнонаправленная, “радиоактивная” вокальная манера определённо делает стиль группы более харизматичным и узнаваемым. При всей моей истовой любви к подобному вокальному стилю и тому великому множеству команд, использующих похожую исполнительскую манеру, спутать с кем-то из них Выживших практически невозможно, и в этом их сила и тот самый необходимый квант оригинальности.

Выступающий в качестве би-сайда актуального сингла кавер на титульную вещь с самого неоднозначного и критически принятого ортодоксально настроенными фэнами альбома Kreator “Endorama” звучит хорошо и оригинально как раз таки благодаря вокальным особенностям вокалиста. Шквал хриплой полифонии и словно скрежещущий ржавым ножом по стеклу голос приглашённой вокалистки Анны Морозовой добавляет злости и мрачного трэш-блэкового очарования этой приготичненной вещи, словно стараясь обелить и реабилитировать её в глазах справедливо разгневанных компромиссными тенденциями в творчестве любимой команды трэш-ортодоксов.

Влияния апокалиптического дум-металла добавили группе разнообразия и монументальной основательности, и для сингла это плюс и находка - такой насыщенный смыслами, переходами и интонациями трек воспринимается более увесисто и полновесно в качестве отдельного и самостоятельного релиза, и вещь на самом деле очень неплоха, но всё-таки на готовящемся альбоме хотелось бы, помимо таких концептуально закрученных композиций и более простых и быть может даже примитивных композиций в духе тех, что в таком изобилии обретались на их дебютной пластинке и так задорно заходили в сознание по ходу перечитывания “Пикника на обочине”.

Рецензия на мини-альбом группы I.C.Wiener "Невесомые"

14-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть мнение, что можно пережить абсолютно всё, но для этого нужно подобрать правильный саундтрек, а ещё есть мнение, что у каждой погоды должна быть своя особая музыка, и вообще, музыкальное сопровождение как одежда и зимняя резина для авто – для каждого месяца нужно подбирать что-то своё, особенное. Может быть, это конечно всё преувеличение, но свои закономерности здесь определённо присутствуют, и слушать в ноябре в суровой и бесприютной Раше C.C.Catch или каких-нибудь Beach Boys было бы, наверное, уже перебором. Гм, и в самом деле, а что можно было бы включить такого в ноябре, когда небо холодное и свинцовое, листьев уже нет, а снега ещё нет и вообще зябко, муторно и неопределённо? Можно, к примеру, взять итальянцев из Novembre, американцев из Novembers Doom, а впрочем, что тут у нас?..

Один из возможных ответов на этот вопрос попытались аккурат 1 ноября нарисовать и наколдовать нам с вами начинающие гранжеры-альтернативщики из I.C.Wiener, которые сами характеризуют себя и свой музыкальный стафф не очень-то радостным “мы умножаем твою грусть”, а свой дебютный трёхтрековый EP назвали невесомым. Если вам тоже знакомо это сладкое и немного волнительное чувство невесомости, когда вы после тёплого и приветливого октября выходите, словно космонавт на орбиту, в своём безразмерном космическом пуховике на улицу, то потратить четверть часа на прослушивание рецензируемого релиза определённо будет нелишним. Биографические данные о рецензируемом коллективе крайне скудны, поэтому отвлекаться ни на что по мере прослушивания вам точно не придётся, а будет только музыка.

Ребята очень любят аморфно-обволакивающие перегруженные гитары, вокальную полифоничность и космическую тематику, и всего этого пополам с влияниями Alice In Chains, Corrosion Of Conformity и Soundgarden более чем достаточно в открывающей диск титульной вещи. Я бы не сказал, что I.C. Wiener так уж грустны, скорее это меланхолия и лень-созерцательность, граничащие с апатией. Музыканты с таким наслаждением заполняют эфир своим статическим гитарным электричеством и так складно и призывно стенают, что организм автоматически переключается в режим “завис во Вселенной” и ему тут же начинает хотеться шмыгать носом, пить горячий чай и бесцельно слоняться по квартире в растянутом дедушкином свитере и скользящих словно коньки фигуриста тапочках.

И в очень неплохо различимых на слух русскоязычных текстах речь идёт в точности об этом: о хандре на забытой всеми и вся и списанной в утиль космической станции, когда аспирин и арбидол закончились, делать нечего и незачем, смысл безвозвратно потерян и остаётся только пить чай и слушать на бесконечном рипите I.C. Wiener. Чуть более жёсткая и тревожная “Мой Дом” звучит более жизнеутверждающе, напоминая цивил-панков из The Offspring, Green Day и Bad Religion, а завершается всё совсем уж психоделическим и атмосферно-разреженным треком “Морская”. В плане идей, разнообразия и предельности контрастов именно “Морская” является кульминацией и апофеозом альбома, а рёв гитар и вокальные выкрутасы в ней эпизодически даже напомнили мне Ugly Kid Joe, поздний Voivod и The Gathering конца 90-х-начала нулевых.

Все три представленные на обозреваемом мини-альбоме номера достойны внимания, и наверняка найдут своего слушателя, но объективно интереснее и лучше замыкающая экспозицию “Морская”. Именно такой материал на стыке Alice In Chains и Pink Floyd выгоднее всего выглядит в исполнении I.C.Wiener и оставляет самые сильные и приятные воспоминания. Не бросаясь в маниакально-депрессивные крайности “Моего Дома”, эта композиция очень эпично и масштабно жонглирует риффами, рифмами, фоновыми фрагментами и чистыми сгустками осенней хандры, а в итоге в своих лучших отрывках на самом деле максимально близко приближается к шедеврам The Gathering, добавляя им характерного нирвановского надрыва. Не знаю, каково жить с такой музыкой в ушах в июле или в мае, а вот в ноябре – самое то.

Рецензия на мини-альбом группы Alma Mira "Hamster Wheel"

14-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вот уже два года прошло с момента выхода дебютного полноформатника этой интересной прог-гранжевой капеллы, которая добавляет в материал, навеянный творчеством Soundgarden и Corrosion Of Conformity, виолончель и исполняет очень живые, яркие и меланхоличные пьесы с оттенком осенней ностальгии. За это время в лагере музыкантов произошли серьёзные кадровые перестановки, и в коллектив влился новый рекрут в лице Павла Ершова (гитара), однако музыкальная концепция кардинальных перемен не претерпела, и на своём свежайшем EP авторы всё так же грустны, созерцательны и флегматичны, а их тексты ничуть не менее откровенны, а, напротив, в точности как и раньше предельно личностны и глубоки словно холодные финские озёра. Правда совсем без перемен всё-таки не обошлось, и стихи вместе с вокалом и влекомыми за ними смыслами и образами как будто несколько отошли на второй план, а половина актуального релиза, в отличие от дебютной работы, имеет лирику на языке Байрона и Шекспира.

А вот и ещё один важный чейндж-нюанс: если два года назад во времена альбома “Мир В Глазах“ от музыки Alma Mira порой веяло безысходностью и депрессией, то теперь упадка и безнадёжности в их произведениях особо не ощущается, а на их место пришли более светлые, лёгкие и разреженные эмоции. “Как белка в колесе” – как часто современный человек характеризует свою жизнь в подобных выражениях, и как редко мы на самом деле находим время для того чтобы просто остановиться и посмотреть на закат или полюбоваться красивой цветочной поляной, как это делал паровозик из всем нам знакомого с детства мультфильма, утверждавший, что если иной раз не радовать себя даже в ущерб графикам и дэдлайнам, то можно пропустить не что-нибудь, а саму жизнь. Вот и Alma Mira сейчас многозначительно и по-философски взирают на стремительно несущихся куда-то мужчину и женщину, заключённых как белочки-хомячки в вечно спешащее и никуда не успевающее колесо Сансары, а сами торопиться никуда не намерены, а с чувством, с толком и с расстановкой приготовились транслировать нам свои новые песни.

И таких новых песен на новейшем мини-альбоме четыре, а в качестве бонуса для самых интересующихся предлагаются две ремиксово-альтернативных версии свежих пьес. Расслабленные гитары, техничные барабаны, тревожный дисторшн, прозрачный проговый саунд и мечтательно-отстранённый, словно зовущий куда-то, но при этом не теряющий своей апатичной невовлечённости вокал – музыка Alma Mira намного более напоминает столь желанную и вожделенную для буддистов нирвану, чем одна очень известная группа из Сиэтла. Пожалуй, узнаваемые нотки Курта Кобейна в голосе вокалиста это то, что наиболее роднит коллектив с гранжем как таковым и именитой Нирваной в частности, в плане же музыки и музыкальности как таковой нынешние Alma Mira теперь подобрались ещё ближе к прог-вариации современного атмосферного рока, который в их интерпретации выглядит теперь ещё более артовым и художественным, чем два года назад, а диссонансов и рваных гранжевых атональностей с их неминуемой растерянностью и рассредоточенностью ныне практически не наблюдается.

Виолончель очень здорово вписывается в общий саунд состава, и особенно уместно выглядит это в титульной вещи и в русскоязычном треке “Долгие Дни”, в которых в этих самых виолончельных фрагментах то и дело даже проскакивает что-то почти этно-фолковое или даже неоклассическое. Даже в более простых, грувовых и качающих фрагментах этих вещей композиции всё-таки не кажутся простыми или предсказуемыми, и отправлять благодарственные шоколадки и ящики с Хольстеном за это стоит человеку, отвечающему за звуки виолончели. А финальная “Исцели меня” просто прекрасна. Это степенная осенняя баллада с какой-то очень европейской, интеллигентной и почти кантри-н-вестерновой размеренностью и эмоционально-погодными инструментальными зарисовками. Кажется, что такую музыку придумывали и записывали где-нибудь в Лондоне или в крошечной, богом забытой американской деревушке, а флегматичная неторопливость удивительным образом сочетается у группы с типично гранжевой нервозностью и таким же типичным для данного жанра напором.

Звук у Alma Mira мощный и полифоничный, а инструментальные каскады сменяют друг друга и переходят один в другой словно волны на морском побережье, где вот-вот разразится нешуточный шторм. Под такую музыку хорошо сидеть на старом маяке, похрустывая снэками с пивом, пока снаружи свирепствует непогода; хорошо предаваться размышлениям о вечном и запредельном в праздничные дни, когда все нормальные люди растворяются в безудержности веселья и разного рода излишеств и ты точно никому не понадобишься в ближайшие 48 или даже более часов. Кстати, если увидев в скобочках после названий альтернативных версий слово “mix” вы заподозрили неладное в духе электронно-танцевальных переработок, то спешу вас успокоить – в данном случае имеется ввиду всего лишь немного другой подход к аранжировке и не более того, а значит, что шесть треков можно беспрепятственно ставить на бесконечный repeat, всовывать наушники куда полагается и со спокойной совестью отправляться в иные измерения ваших воспоминаний и мыслей.

Очень интересно и вообще выгодно воспринимается лингвистическая всеядность команды, а я так и не определился с тем, на каком языке мне слушать их песни приятнее и интереснее. Свои преимущества есть как у англоязычной, так и русскоязычной версии, а тексты и в первом, и во втором варианте действительно весьма неглупы и аутентично сочетаются с музыкальной составляющей. Уже во времена их дебютной работы я оценил основательность и буддистскую отвлечённость Alma Mira, попутно проведя параллели к Mostly Autumn и The Wishing Tree, а сейчас создатели и авторы “The Hamster Wheel” меня просто очаровали. Не могу сказать, что я в восторге от ревущих нирваноподобных порывов в “1000 Times” или от отсылок-аллюзий к Курту Кобейну в вокале, но это исключительно дело вкуса, и общее впечатление данные моменты нисколько не портят. А в остальном – перед нами очень и очень хороший, крепкий и солидный EP, сделанный очень грамотно, интеллигентно и вообще по-взрослому. Если всё пойдёт по тому же сценарию, то мне не останется ничего другого, как ставить их следующему диску высший балл.

Показать ещё