ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Хурма "Лови"

23-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Давно и не мной замечено, что если рок-исполнитель хочет обратить на себя внимание, ему нужно быть импозантным, провокационным, кричащим и даже вычурным. Особенным. И очень желательно, чтобы все эти качества или хотя бы некоторые из них можно было использовать применительно к его вокальным способностям. Если ты провокатор, то это должно быть слышно, даже когда тебя самого не видно – неписанный закон современного рока, да и не только современного. И, кстати, именно на это обстоятельство решила ориентироваться вокалистка липецкой группы Мадрид “UMD” Урубкова Марина, когда переехала в Москву и примкнула к своему новому и актуальному музыкальному формированию.

“Хурма какая-то…” – наверняка подумали многие из вас, увидев у себя в ленте ”Лови”, и ведь вы правы во всём, за исключением, пожалуй, неопределённых вербальных маркеров в виде “какая-то”. За творческую активность и вектор концептуальности попавшего к нам на обозрение коллектива отвечает не кто иной, как Николай Новиков, известный по группы БLИКИ, а за остальными инструментами прячутся не менее солидные и профессиональные музыканты. И да, параллели к рок-провокаторам в данном случае это всего половина дела. Марина копает глубже, и уже в открывающей альбом “Истерике” пробует представить собственный вариант того, как звучал бы Илья Лагутенко, если бы судьбе было угодно, чтобы он принадлежал к женскому полу.

Хурма – это вам не хухры-мухры и не “какая-то хурма”. Группа исполняет чуть более современный и радиоориентированный вариант современного женского рока, который уходит корнями в творчество Земфиры, а в реалиях дня сегодняшнего проявляет себя в виде таких исполнителей, как МанияВнутри, Даарика, Мадрид, Lori! Lori!, Polina Mauer и иже с ними. Чуть больше свободы, непредсказуемости и поп-лаунжа, чуть более острые и в то же время парадоксально сентиментальные тексты, чуть более разнообразный вокал – Хурма отчётливо следует в русле, обозначенном ещё в 90-х Ночными Снайперами и всё той же Земфирой, но пробует по-своему дополнять и преломлять основные габаритные черты данного тренда.

Намёки на фанк в “Принцессе” (“только слабые личности вроде тебя возвращаются к бывшим”), ещё больше фанка в “Дне первом”, шизофреничная тяжёлая вещица “На свидании”, меланхоличный гипноз “Блефа” и титульной вещи, дерзкая эксцентричность “Качелей” – альбом порой воспринимается как тяжёлая полночная лихорадка, и от неё вряд ли вас смогут защитить даже виферон, мирамистин и самые сильные антибиотики. Ну а мне больше всего пришлись по вкусу самые авторские, индивидуальные, сложные, обнажённые и “вяжущие” вещи с альбома, где сильнее всего проявил себя собственный почерк коллектива (“Какого чёрта”, “Портрет”, “Шаг Назад”), хотя и остальные треки с диска тоже не показались слабыми или блеклыми.

Немного вокальной вычурности в духе упоминавшейся уже выше IOWA, обилие игривых интонаций и самой настоящей рок-эстравангантности, и вот перед нами дебютный альбом команды, получивший название “Лови”. Одиннадцать треков с лаконичными, по большей части односложными названиями, одиннадцать разных историй, где простые и бытовые ситуации показаны и представлены с удивительных и порой неожиданных углов и точек зрения и много-много харизмы, за которую я так котировал и восхвалял польскую певицу Божену Войцешевска и эксцентриков-провокаторов из Piccolo Bestia. Если ты живёшь в 2020 году, то термин “соблазнить” будет практически равнозначен слову “удивить”, и Хурма знает об этом.

Это определённо рок-н-ролл. На этом альбоме очень много тяжёлых, порой просто сокрушительных гитар, ревущего драйва и бьющих наотмашь ритмических хуков и вокальной страсти, но представлена эта музыка в достаточно компромиссном и доступном формате. Как будто ранние No Doubt попали на съёмки фильма “Назад в будущее”, забрались в машину времени и, пройдя по пространственно-временным коридорам, объединились с Гвен Стефани позднего периода для того, чтобы поразить всех и вся своей ядерной энергетикой и обескураживающим сплавом из риффов и вокального эпатажа. Звучит это дело мощно и хотя от призраков Земфиры и Ильи Лагутенко мне так и не удалось избавиться, это не показалось мне в данном случае такой уж большой бедой и проблемой.

Как любая настоящая хурма, “Лови” немного вяжет и оставляет достаточно терпкое, но всё-таки приятное послевкусие, а это значит, что будущее у этого музыкального фрукта может быть далеко не самым плохим. Насколько я вижу и могу судить, гастрономическая и фруктовая тематика в музыке в последнее время набирает обороты, но даже на фоне расплодившихся в последнее время зелёных лаймов, яблок, апельсинов и арбузов рецензируемая хурма не будет выглядеть серо и бедно. У вас наблюдаются все признаки сезонного авитаминоза и появилось желание на всякий случай подтянуть иммунитет, а заодно поднять тонус? Ловите свежее решение на этот случай и не благодарите. Сезон хурмы объявляется открытым.

Рецензия на альбом Юлии Хриптан "Чуть больше, чем у других"

23-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В последнее время много говорят о новых видах рок-музыки, активно придумываются новые жанры и исследуются новые музыкальные территории, но на фоне всего этого как-то выходит из поля зрения тот простой факт, что по-прежнему есть и присутствуют в роке практически невозделанные направления, где можно искать и успешно находить удивительные и восхитительные самородки. В данном случае я говорю, прежде всего, про фактически неизвестный у нас кабаре-рок, в котором решила попробовать себя начинающая певица Юлия Хриптан.

Юлия смешала арт-рок, дрим-поп, добавила к ним немного джаза, блюза и нью-эйджа, щедро посыпала всё это своей природной харизмой и уверенной элегантностью, и вот перед нами очень светлый, мечтательный и очаровательный релиз, который просто приятно слушать и переслушивать снова и снова. Театрализованные ритмы, довольно непредсказуемые аранжировки, откровенные, словно обнажённые и чересчур уязвимые тексты, эмоциональный и как будто несколько дрожащий вокал Юлии – ингредиенты в данном случае впечатляют уже сами по себе, но соединяясь воедино, они рождают настоящую магию в духе классики Диснея.

В своё время в похожем амплуа пробовала себя Ольга Дзусова, затем подобные музыкальные миксы случались у Fleur, Белой Гвардии и Mezzamo, в наше время такие аудио-зарисовки используют группы вроде Кармины и Блуждающих Огней, но у Юлии всё равно получаются очень авторские, самобытные и ни на кого другого не похожие песни со своей собственной атмосферой. Арт-рок, проявляющий себя исключительно в ритме танго, воздушный зефир безудержной фантазии и восхищённого отношения к жизни как к бесконечному чуду и захватывающему дух приключению с обязательными элементами грации, страсти и чуда – пожалуй, можно и так описать этот альбом.

Одним из композиторов и авторов песен рецензируемого альбома является Людмила Савостьянова, известная по участию в фолк-группе Марко Поло, и, честно сказать, её такое новое амплуа стало для меня тотальной неожиданностью и огромным сюрпризом. Нет, я никогда не сомневался, что Людмила может и умеет писать хорошие песни, но я никогда бы не подумал, что она способна писать такие песни. Яркие, искристые, словно припорошенные белоснежными красками добрых детских сказок и с толикой какой-то удивительной женской амбивалентности, которой так много на классических альбомах Жанны Агузаровой, Ванессы Паради или, скажем, Ализе.

А ведь Людмила действительно проделала колоссальный труд. Она работала над всеми аранжировками, написала музыку к шести песням, выступила в качестве саунд-продюсера, записала клавишные, помогла с подготовкой к записи вокала и даже спела в одном из треков дуэтом с Юлией. На альбоме присутствуют достаточно тяжёлые гитары (“Выжженая”), но к традиционному року и даже арт-року относить Юлию как-то не хочется. Здесь нет безусловного упора на рок-квадрат, а мелодий, аранжировок, скрытых саунд-подкладок и подобных хитростей целая уйма, в силу чего альбом оставляет очень воздушное, волшебное и праздничное настроение, напоминая бессмертную киноклассику с участием Одри Хепберн.

Можно было бы критиковать вокал за его линейность, некоторую стереотипность, а порой и безыскусность, но делать этого не хочется. Юлия поёт очень эмоционально, честно и с душой, её голос проникает глубоко в душу и заставляет её петь и трепетать, а искусные аранжировки великолепно обыгрывают и без того достаточно изящные фантазии и вокальные пассажи певицы. На этом альбоме есть всё, за что я люблю хороший кабаре-рок, и даже немного больше. Никаких излишеств, никаких лишних нагромождений и чрезмерно путанных инструменталов – всё здесь как в зачарованном лесу, где героине навстречу вот-вот выйдут волшебные звери и любовь всей её жизни.

Кое-кто из слушателей указал на то, что альбом звучал бы лучше, если бы на нём было больше рока, а вот у меня совершенно иная точка зрения по данному поводу. Меньше всего на диске мне понравилась как раз самая тяжёлая и роковая вещь “Топи его в Неве”. Эти слишком прямолинейные рок-гитары совершенно не вяжутся со стилем и атмосферой пластинки, а саксофон, альт и клавишные кажутся здесь намного уместнее и приятнее, чем этот рок-дисторшн и бунтующая рокерская дерзость. Именно по этой причине первая половина альбома показалась мне более эффектной и удачной, чем вторая, и более живой.

Нечто подобное пыталась в своё время сотворить Lee Aaron, когда устала от металла и захотела попробовать себя в новом музыкальном жанре, но у Юлии Хриптан и её команды всё вышло даже ещё более ярко, интересно и прекрасно. Кстати, о команде. Помимо уже упоминавшейся выше Людмилы в создании диска принимали участие Максим Барынкин (гитары, бас, звукорежиссура), Дмитрий Сапожников (ударные), Анастасия Пышная (альт) и Илья Симаков (саксофон). В таком составе вокалистка и её помощники смогли сотворить по-настоящему очаровательный диск, создательницу которого хочется взять на заметку и следить за её творчеством в дальнейшем.

Рецензия на альбом группы Гринлайм "Смысла ноль"

22-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Чем интенсивнее мелькают коронавирусные сводки и чем серьёзнее становятся цифры ежедневного прироста заболевших в официальных отчётах, тем шустрее скупаются в магазинах все возможные средства для повышения иммунитета и тем востребованнее становятся музыкальные витамины самого разного рода и самого разного плана. А что можно было бы назвать таким аналогом витаминов, чеснока, имбиря и чудодейственных заморских фруктов? Полагаю, больше всего шансов у ироничного поп-панка и групп вроде той, чей альбом попал к нам сегодня на рецензирование. Давно замечено, что позитивный настрой и доброе расположение духа способны исцелять даже весьма серьёзные хвори, а сегодня мы проверим это на практике.

Во времена своего дебютного лонгплея эта столичная команда использовала написание названия себя любимых в оригинальной английской транслитерации, но затем участники коллектива решили устроить небольшой ребрендинг, и второй диск москвичей появился на музыкальных прилавках под эгидой русскоязычного Гринлайм, что можно признать закономерным и аутентичным, принимая во внимание тот факт, что поют свои песни “гринлаймы” всё-таки на великом и могучем, а коллективы подобного плана всегда имели обыкновение патентовать свои названия с российскими литерами (вспомнить навскидку хоть Ундервуд) и ориентироваться в первую очередь всё-таки на отечественную аудиторию.

Но не в языке и не в литерах в данном случае дело. Эксперименты в жанре “лаймрок” продолжаются, и Гринлайм сейчас всё так же легки, ритмичны, ироничны и свежи, как и в момент старта своего жизнеутверждающего коллектива. Их можно без проблем сравнивать хоть с группами вроде 1,5 кг отличного пюре, хоть с западными корифеями жанра вроде The Offspring и Greenday, но лично мне больше нравится думать, что Гринлайм – это русскоязычный аналог олдовых весельчаков вроде NOFX и Bad Religion. Просто, доходчиво и, в общем-то, без затей, но с неизменно приподнятым настроением и с доброй иронией ребята делают своё дело, и это воодушевляет, даже если у вас никогда не было особых симпатий к данному жанру.

Сейчас “гринлаймы” слегка потяжелели, нарастили мускулы драйва, а временами даже стали смахивать на самого Короля и Шута (“Снеговик из пластилина”). Качество звука и профессионализм аранжировок находятся у ребят на очень высоком и впечатляющем уровне, а разнообразие и градус хитовости доведены до максимального из возможных уровня. Сколько я ни вымерял линейкой занудности их новейший диск, никаких намёков на слабину, тривиальность или скуку на нём не обнаружил, а выискивая недостатки и слабые звенья, лишь ещё более проникался треками с альбома, начиная видеть в них всё больше приятных нюансов и удачных ходов.

Два года назад в своей рецензии на “Часть этого мира” (именно так назывался первый лонгплей Гринлайма) я сетовал на то, что не все треки с их дебютника можно назвать хитами и слушать на бесконечном репите долгое время, и ребята оказались на редкость восприимчивы к критике – теперь “Смысла ноль” действительно состоит сплошь из одних хитов, найти изъяны в которых не так-то просто. Я долго думал, какие треки выделить на альбоме и назвать в качестве сильнейших, подходил к релизу то с одной стороны, то с другой, но в итоге решил не выделять ничего. В каждой из новых песен команды есть свой фунт изюма, каждая из них вполне тянет на маленький, но весьма приятный торт, и каждая стремится к хитовой бесконечности без рамок и границ.

Весной 2018 года я предпринял попытку побеседовать с ребятами за жизнь, и наше интервью тогда, помнится, вышло очень даже интересным и нетривиальным. Я, как мог, подкалывал музыкантов, всячески обыгрывая название их коллектива и эксплуатируемую командой лаймовую тематику, а они не отставали и, не желая оставаться в долгу, сыпали в ответ остротами и искристой иронией. И сейчас мне вспомнились эти давние дела не просто так, а в связи с тем, что почти такие же светлые и по-хорошему сатирические впечатления остались у меня и от их новейшего полноформата, который совершенно не уступает их дебюту, а, как мне кажется, даже превосходит его по всем основным пунктам и характеристикам.

Кстати, лаймрок уже давно стал трендом, и Гринлайм не единственный коллектив, который проповедует данное музыкально-идеологическое направление. Возможно, вы помните, что на днях у нас в ASTARTA была рецензия на ближайших коллег и сподвижников Гринлайм, а именно на группу Лаймрок, и если вам по душе быть в тонусе, хорошо себя чувствовать и следить за своим ментально-физическим здоровьем, имеет смысл взять на заметку обе эти команды и следить за их творчеством, сравнивая составы между собой, а вот в чём смысла точно ноль, так это в критике и в попытках как-то дискредитировать группы или найти в их горьковатом витаминном лайме ложку дёгтя.

Если вам вдруг понадобилось дегтярное мыло, лучше его использовать по прямому назначению, а Гринлайм рекомендуется употреблять исключительно для добрых, позитивных и креативных целей, в списке которых наверняка будут пребывать в топе коктейльные и пижамные вечеринки, весёлые посиделки с друзьями и акты самоизоляции, перекрученные через кофемолку пассивного отдыха, дураковаляния и ничегонеделания. А вот и ложка объективности: “Смысла ноль” – это один из самых тяжёлых, совершенных и безукоризненных вариантов вечнозелёного поп-панка, и не полюбить его практически невозможно. Квинтэссенция позитива, радости и лёгкого подросткового хулиганства с элементами звукоподражания (“Заберите меня”) и анекдотичности (“Страшный старик”).

Рецензия на альбом группы Mortid "Lupanar"

22-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Яркая и хорошая обложка – это уже половина дела, если ты хочешь выпустить успешный альбом, который слушатели будут котировать наряду с западными иконами жанра и переслушивать не реже, чем самые любимые и проверенные релизы. Кроме того, крайне желательно и уж точно не будет лишним, чтобы образ на обложке был как можно более запоминающимся и застревающим в сознании, а элементы такого арта могли всплывать в мозгу в разных жизненных ситуациях сами по себе и таким образом вызывать ассоциации с данной музыкальной работой. Сложно, невероятно, недостижимо? Почему же, совсем нет – посмотрите хотя бы, как все упомянутые выше условия с успехом реализовали металлические экспериментаторы из Mortid, и какой убедительный у них в итоге получился результат.

“Lupanar”, что в переводе означает “лупанарий” или “волчица”, представляет собой второй лонгплей этого калужского коллектива и является преемником их вышедшего в 2017 году полноформатника под названием “ID”, а в плане жанра и стиля “мортиды” всё так же балансируют на грани дума, готики, электроники, дарк-металла и всеохватного прог-металла, меняя величины и пропорции, но не изменяя себе. Три долгих года ушло у музыкантов на подготовку своего второго полноценного залпа, но их усилия и труды не были напрасны: слегка припорошенный этническими элементами дарк/дум-метал этой команды отличается повышенным градусом мелодичности, на удивление свободными вокальными линиями и достаточно олдскульным гитарным звуком, и в такой совокупности как раз и заключается квант их оригинальности и своеобразия.

Несмотря на всю показательную олдскульность и хрестоматийность “Lupanar”, с кем-то адекватно сравнить и сопоставить его не так-то просто, а все цитаты и межпредметные отсылки производятся командой на пластинке настолько аккуратно и хирургически, что нет не только возможности обвинить их в плагиате, но и просто проследить влияния и источники заимствования, выведя на чистую воду корни и векторы инспирации команды. Все аналогии и параллели, которые будут задействованы при попытках описать и охарактеризовать их музыку, будут весьма отдалёнными и прозрачными и скорее покажут собственные симпатии автора, нежели какое-то объективное сходство, а самым точным и адекватным, что можно сказать про этот состав, будет такое афористичное и претенциозное “Mortid – это Mortid”.

Лично я услышал в “Lupanar” Mortus и Cemetary (риффы и музыка), Sentenced, Green Carnation, Solitude Aeturnus, Silent Tales и Entwine (чистоголосые вокальные мелодии), Crematory (электронные фишки, индустриальные элементы, гроул и сочетание чистого и экстремального вокалов), Betray My Secrets, Shiva In Exile и Ashes To Ashes (этнические и дарк-металлические фишки), а затем сбился и перестал искать аналогии и параллели. Да и не в этом в данном случае дело – совсем не в этом. Эта группа создаёт по-настоящему впечатляющие музыкальные сюиты, они слушаются с большим эмоциональным подъёмом и вдохновением, а все задействованные командой составляющие и ингредиенты находятся на самом высоком и убедительном уровне, нигде не допуская не только слабины, но и намёка на неё.

Шикарная атмосферная полубаллада “Cassiopeia” напомнила мне своими соборными распевками кумиров детства из Tristitia, распевные напевы “Blood Bath” вызвали в памяти готик-метал-времена в эволюции Paradise Lost, а практически вездесущая электроника перманентно и настойчиво проводила параллели в сторону Crematory. “Lupanar” можно с уверенностью ставить в один ряд с новинками мирового тяжмета и с последними релизами Darzamat, Green Carnation, Sorcerer, Leaves’ Eyes и Draconian в частности, и даже на таком супремативном и делюксовом уровне он ничуть не померкнет и не потеряет своего очарования, а причина тому – потрясающий уровень саунда, продакшна и эти пробирающие насквозь призрачные мелодии, по поводу которых англоязычные журналисты, я уверен, просто обязаны ввернуть в своих манускриптах слово “haunted”, ведь иначе как сверхъестественными причинами их прилипчивость просто не объяснить.

Не так много есть команд, которые вышли из дэта и дума, а затем смогли успешно эволюционировать в прогрессив, не предав при этом свои металлические корни и не утратив изначальную специфику. In The Woods…, Green Carnation, Amorphis, Deva Obida… и вот теперь в этот список можно с чистым сердцем и с полным на то основанием добавить и Mortid. Такие треки с их новейшего релиза как “L.I.P.S” и “Tuntematon” прочно стоят на берегах олдскульного дэт-дума, но в то же время взор их устремлён куда-то очень высоко за облака, где витают в небесной вышине совсем другие идеи и гармонии, а своё существование ведут совсем другие жанры. И как тут не вспомнить сейчас сербов из Silent Kingdom, которые доэволюционировались на своём последнем альбоме до чистого арт-рока – подобной тропой следуют ныне и Mortid, но без ущерба для металла и своих корней, что вдвойне редко, удивительно и почётно.

Рецензия на сингл и клип группы Osovets "Эпилог"

22-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Минимализм – это такое универсальное и почти волшебное решение, когда можно показать и проиллюстрировать очень сложные и почти невыразимые вещи с помощью каких-то простых, элементарных или даже примитивных средств художественной выразительности. Ещё Платон использовал в своих диалогах миф как форму и средство выражения невыразимого и таким образом раскрывал и доносил до своих читателей вещи предельные, сложные и часто в принципе не подлежащие трансляции с помощью слов. Потом были Хичкок, Кубрик, Бессон, Полански и Пелевин, в фильмах и книгах которых мы могли увидеть всё тот же глобальный минимализм и такой же глобальный символизм, а ныне данный приём пробуют осваивать и отечественные тяжёлые команды.

Первопроходцы “новой русской тяжести” или NRH, как они называют свой стиль на манер с широко известным и повсеместно принятым NDH (neue deutche harte) из Osovets уже очень неплохо зарекомендовали себя своей дебютной полноформатной работой, а теперь всеми силами стараются удержать взятую высоту и решили с этой целью сконцентрироваться на съёмке качественных и зрелищных клипов, несущих в то же время определённую пищу для ума. Музыканты поставили перед собой амбициозную задачу соединить интересную картинку и интеллектуальный подтекст, и результат вышел очень даже неплохим, даже более того. Скажу честно, я не ожидал от них такой прыти, и во время просмотра “Эпилога” был немало удивлён, однако не будем забегать вперёд и торопить события, а лучше поговорим обо всём по порядку.

И в плане музыки, и в том, что касается видеоряда, в данном случае мы имеем игру на контрастах, когда жёсткое, мрачное и даже отвратительное соседствует с мягким, мелодичным, интеллектуальным и располагающим к размышлениям. Аудио-составляющая прочно укоренена здесь на стыке Rammstein, Stahlhammer и Crematory (обратите внимание на эти полётные, почти танцевальные синтезаторы в припевах) с характерными “жёсткими” хрипами Вадима Никитина, а в плане визуальном мы имеем интересную отсылку к “Кубу” и “Пиле”, которые все читающие эти строки наверняка смотрели и пересматривали раз по пять, не меньше. Свойственная для NDH и индастриала провокационная жестокость и нелицеприятные сцены насилия балансируют на грани дозволенного, всё время стараясь соскользнуть в хардкор, но так ни разу этого не делают.

Не буду пересказывать сюжет и навязывать читателям и зрителям сего свои интерпретации, коих, наверняка, может быть не две и не три, а много больше, но всё-таки хотелось бы высказать несколько мыслей и соображений в связи с тем, что происходит на экране по ходу развития хронометража “Эпилога”. Как часто бывает в этой жизни, что мы виним в своих бедах и неудачах, в своих ранах и в своей боли других, боремся с некими врагами, доблестно набрасываясь на ветряные мельницы, а главный враг и противник всё это время находится глубоко внутри нашего собственного сердца, в нашей собственной душе. Самая великая и сложная победа – это победить самого себя – не устают повторять мудрецы всех религий и философских течений, и отголоски данного убеждения можно найти в актуальном творении Osovets.

И ещё пару слов, и на этот раз по поводу видеоряда рецензируемого клипа. Как часто мне доводится слышать от слушателей-зрителей и журналистов, что “слишком славянские” лица в видео-роликах отечественных групп с потрохами выдают географическое происхождение команды и вносят весьма специфический (не самый приятный) колорит в их видеоработы, порой начисто дискредитируя все тонкие идеи и глобальные месседжи, которые музыканты мечтают и стараются сообщить своим творениям. Так вот, в случае с “Эпилогом” именно в славянской специфике задействованных в клипе персонажей обретается вся основная соль и харизма актуального видео-произведения. Не знаю, планировался ли авторами осознанно этот элемент самоиронии в данном случае, но он оказался как нельзя более кстати и к месту.

Можете представить себе “Джентльменов удачи” с Леоновым и Вициным, которые вдруг задумали сняться в современном ремейке “Куба”/”Пилы”, а для записи саундтрека пригласили Mordor и Тилля Линдеманна? Вот и я вообразить себе такое до сегодняшнего дня просто не мог и не думал, что такое в принципе бывает, однако реальность как всегда оказалась намного более удивительной и непредсказуемой, чем самые смелые и удивительные теоретические фантазии и допущения. У Osovets получился очень яркий и характерный ролик, который по качеству и по вложенной в него идее может потянуть даже на настоящий мини-фильм. Респект авторам и мои рекомендации к просмотру данной работы.

Рецензия на альбом группы Novembers Doom "Hamartia"

20-11-2020 Дмитрий Фомин

Дум-метал – достаточно специфичный и консервативный музыкальный жанр, главным критерием коего является гнетущее ощущение неумолимого рока, и лишь избранным дано с величайшим мастерством и подобающей эстетикой воспроизвести данную атмосферу. Как и в любом жанре, в думе существуют свои неоспоримые лидеры, которые путем нескончаемых проб и ошибок, упорно продолжают свое дело. И пусть не все их творения оправдывают ожидания поклонников (которые почему-то решили для себя, что лучше знают, как должна звучать музыка их любимых команд), они никогда не позволяют себе занизить планку качества. Подобная характеристика как нельзя лучше соответствует творческому пути корифеев американского дум/дэта Novembers Doom и их десятому студийному альбому.

"Hamartia" – термин, упоминающийся в "Поэтике" Аристотеля и призванный обозначить роковую ошибку, или изъян, присущий главному герою трагедии. Это источник нравственных терзаний, высшая кара за некий проступок, неподвластная человеческому пониманию и ощущаемая сугубо на душевном уровне и зачастую определяющая его нравственный облик. Мифический царь Эдип, датский принц Гамлет – наиболее характерные персонажи, обуреваемые чувством "гамартии", чьи образы оказались весьма востребованы в мире мрачного металла.

Собственно, подобная концепция и стала основой для юбилейного творения Novembers Doom. Эта пластинка стала вполне логичной последовательницей запредельно мрачного "Bled White", и в тоже время весьма выгодно отличается от него своей изумительной чувственностью и мелодичностью. На смену непроглядной и душной темноте пришло ощущение некой потусторонней и очень интимной меланхолии. Однако, не стоит поспешно изображать пренебрежение и делать поспешные выводы о том, что, мол, Novembers Doom утратили свою хватку. "Hamartia" вовсе не тот альбом, который годится для единичного прослушивания. Эта история на самом деле намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Все, за что мы любим этих чикагских думстеров, присутствует здесь в полном объеме: как всегда убийственный и великолепный гроул и не менее великолепный клин-войс Пола Кюра, тяжелые риффы, запоминающиеся мелодии и проникновенные соло Ларри Робертса, а также угрожающая атмосфера тревожного ожидания. Музыканты остались верны своему оригинальному почерку, собрав воедино все классические приемы (в частности, партии женского вокала в исполнении Рианон Кюр в композиции "Miasma"), и в то же время создали нечто новое, доселе незнакомое.

Во-первых, стоит отметить продуманную разноплановость альбома. Мощные дэт-метал боевики - "Devils Light", "Apostasy" - привносят необходимый акцент жесткости и драйва в духе релизов 2007 – 2011 гг. Однако основу пластинки составляют меланхоличные полубалладные пьесы "Plague Bird", "Ghost" и "Ever After". Титульная композиция альбома и вовсе представляет собой трогательную эмоциональную сюиту, где пение Пола звучит под аккомпанемент клавишных и акустики. Доминирующий чистый вокал Кюра в своей искренности максимально приблизился к манере Аарона Стейнторпа. Здесь он выразителен как никогда и ведет откровенную исповедь, в то время как весь остальной инструментарий очаровывает своей мрачной торжественностью, сотканной из раскатистых риффов, партий пианино, акустических переборов и аккуратно отодвинутых на задний план бэк-вокалов.

И именно здесь сильнее всего ощущается та самая тонкая и почти неуловимая аура возвышенного и мудрого декаданса, навевающего мысли о медленном тлении в оболочке вечного сна. Описать ее весьма затруднительно, можно лишь прочувствовать, с наслаждением прокручивая раз за разом этот альбом, и только роскошная обложка "Hamartia" способна в полной мере передать настроение этого неоднозначного альбома.

Живая эмоциональность и незатянутость композиций идет пластинке только на пользу, а великолепный мастеринг, к которому в очередной раз приложил руку вездесущий Дэн Сванё, приблизил саунд "Hamartia" к лучшим творениям европейской сцены. Участие в записи композиции "Waves In The Red Cloth" гитариста My Dying Bride Эндрю Крейена, а также вокальные партии нового фронтмена Susperia в финальной "Bordeline" только добавляют сходства.

В любом случае результат налицо: великолепная композиторская работа, прекрасно спродюсированная, отшлифованная до мелочей структура композиций и утонченный поэтический драматизм, который, пожалуй, впервые столь широко представлен на альбоме Novembers Doom. Безусловно, весьма неоднозначное и в то же время чрезвычайно притягательное творение настоящих мастеров своего дела, достойный итог тридцатилетней металлической карьеры. Хотя, что-то подсказывает, данный лонгплей – только первый шаг на принципиально новом этапе развития Novembers Doom. А это значит, что списывать американских думстеров в тираж еще очень рано.

Показать ещё