ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы DomiNatioN "На пределе"

20-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если хочешь довести кого-то до предела, то всё просто: властвуй, доминируй и тому подобное – кажется такими или похожими соображениями руководствовались участники молодой саратовской капеллы DomiNatioN, когда работали над своим дебютным полноформатником. Ребята собрались ещё в 2009 году и сразу же выбрали символ группы, которым стал лохмато-хвостатый хищник, ассоциирующийся с господством и доминированием. Тогда же было принято решение о том, что доминированием в исполнении DomiMatioN будет заведовать не фронтмен, а фронтвумен, и группа с головой окунулась в репетиции, концерты и работу над демо и синглами, а в конце 2012 года музыканты даже записали и реализовали целый EP.

Альбом “На пределе” по своей сути является сборником-ретроспективой, в котором нашли отражение все основные этапы становления команды, бережно собранные и огранённые камешки с их пути, длинной в десять лет. Те, кто следил за развитием этого саратовского дивизиона, наверняка знает некоторые из представленных на пластинке композиций, однако если вы не можете похвастаться такой глубокой и детальной осведомлённостью, то “На пределе” скорее всего станет для вас идеальной возможностью познакомиться с материалом коллектива и составить своё собственное мнение о том, почему стоит добавить DomiNatioN к себе в плейлист или наоборот держаться от этих треков как можно дальше.

Следуя примеру поздних Annihilator нынешние DomiNatioN предпочитают называть свою музыку просто метал, однако в музыке команды без труда прослеживаются элементы модерн-металла, мелодик-металла, грув-металла и мелодик-дэта, а если вы до сих пор так и не решили, кого любить и котировать больше - The Agonist или Arch Enemy, то перед вами сейчас переходное звено, которое вполне может примирить эти противоборствующие полюса. Не упирая на технику и не увлекаясь упоительным мело-дэтовым винегретом, DomiNatioN балансируют на грани, и как все истинные пограничники свято соблюдают изначально выбранный баланс между напором, драйвом, мелодиями и эмоциями, коих в их музыке на самом деле довольно много.

Кстати, что касается вокала, то в нации доминаторов за десять лет успело побывать аж восемь вокалистов и вокалисток, а для записи “На пределе” к микрофону были приглашены Екатерина Михеева и Людмила Саенко. Результат радует и впечатляет: дуэт чистого мелодичного и экстремального вокалов в арсенале DomiNatioN выглядит эффектно, и тем эффектнее, что харш-гроул в исполнении нынешней вокалистки звучит временами почти как кредловский скрим (“Обман”), а разные вокальные техники умело чередуются друг с другом. Чего-чего, а скучать вам по мере прослушивания альбома точно не придётся, ведь предугадать, что придёт на ум вокалисткам в следующую секунду не так-то просто, а их изобретательные голосовые упражнения совершенно не имеют недостатка в эмоциональности и характерных доминантных нотках.

Череда бодро нанизываемых друг на друга соло, а затем такая же энергичная вокальная солянка встречают нас в треке “Битва”, с которого начинается диск, и этот простой, напоминающий ранних Graveworm и раннюю Anckora номер даёт понять, что альбом будет атмосферным, мелодичным и не раз порадует слушателя запоминающимися чистоголосыми припевами и угрюмым харш-ворчанием. Так оно и будет. Титульная вещь более сложна и изобретательна в плане структуры, в ней больше чистоголосых распевок, а в припеве чувствуется даже своеобразная эпичность, которая ещё более углубляется в треке “Обман”, утяжеляется в “Зоне Комфорта” и обрастает густыми парами меланхолии в “Шторме”, после чего команда триумфально выходит на финишную прямую с более хитовыми, знойными и приятными мелодиями.

Песни на альбоме имеют относительно малую длительность и по этой причине разлетаются как горячие пирожки, не успевая надоедать или приедаться. Идея скрестить The Agonist и Satyrian оказалась мудрым решением, и хотя в середине пластинки “Обман”, “Зона комфорта” и “Шторм” способны наводить на не самые светлые размышления, а сменяющая их “Маски” звучит не намного оптимистичнее, припасённые музыкантами на десерт “Не спасти” и “Теряя себя” вносят свежую струю сладко-чарующей мечтательности – той самой, с которой альбом и стартовал. Что ни говори, а чистые голоса и эмоциональные мелодии делают музыку DomiNatioN заметно интереснее и ярче. С другой стороны, альбом можно воспринимать как некий музыкальный аналог символа инь-ян: четыре гипермелодичных и четыре более тёмных и суровых номера размещены и звучат так, что каждый наверняка найдёт среди них то, что по вкусу лично ему.

Мне понравился коктейль, который приготовили для нас на своём дебютном полноформатнике саратовские мело-модерн-доминаторы, а единственный минус актуальной работы, как я вижу, в недостаточном пока ещё уровне сыгранности музыкантов, что становится явно видно, если сравнить “На Пределе” с работами тех же Arch Enemy и The Agonist. Не имея недостатка в ярких цепляющих риффах и смачных мелодиях, ребята на данном этапе своей деятельности далеко не всегда могут адекватно и на должном уровне справляться с тем многообразием смен ритма и музыкальных тем, которые предполагает их материал. Тем не менее, уже сейчас композиции с актуального диска имеют собственный почерк, легко запоминаются и надолго оседают в памяти, а чисто музыкальные идеи и композиторские решения хотя и не идеальны, но интересны.

Авторы нашли свой собственный, очень неплохой стиль, с видимым удовольствием предаются сочинению и исполнению тяжёлых и ритмичных боевиков с буйством мелодий и неожиданных ходов в припевах, но чего пока ещё не достаёт на данном этапе, так это техничности и некоторой объёмности, изощрённости. Если инструментальная составляющая станет сложнее, глубже и разнообразнее, их идеи однозначно засияют новыми гранями и предстанут в совершенно ином, куда более выгодном и впечатляющем свете, ну а пока – перед нами хороший, плотный и достаточно крепко сбитый альбом, песни с которого будет приятно переслушивать снова и снова дома, попутно представляя, как здорово оторвёшься под них в ближайшие выходные на каком-нибудь локальном сейшне. В случае же если сейшна ждать слишком тягостно и долго, то можно не откладывать в долгий ящик и устроить безумный карнавал прямо дома и прямо сейчас – и уж конечно, доминировать, доминировать и ещё раз доминировать, как заповедал великий и вечный В.И. Ленин (гм, или про что он там говорил в своих знаменитых крылатых лозунгах?....)

Рецензия на альбом группы Марко Поло "Шёлковый путь"

19-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Главные гиды и экскурсоводы отечественного фолк-рока под предводительством вокалистки Людмилы Савостьяновой снова на марше, и на этот раз Марко Поло приглашают своих слушателей пройтись вместе с ними по шёлковому пути. Слово “шёлк” в названии альбома уже само по себе как бы намекает, что в этот раз будет больше нежности, лёгкого шелеста, эфирных материй и прозрачных очертаний… и да, всё в точности так и есть! Мы все привыкли слышать от этой группы волшебный арт-фолк-рок в традициях Blackmore's Night и Мельницы, но в этот раз те, у кого с именем Марко Поло сложились именно такие ассоциации, будут наверняка немало удивлены.

Как вы наверняка знаете, Великий шёлковый путь — это историческое название караванной дороги, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь этот маршрут использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи. А что всё это значит? Конечно, то, что сейчас нам снова предстоит отправиться в далёкий путь, а посетим мы множество восточных стран с их незабываемым жарким колоритом!

По крайней мере три трека на альбоме явно написаны под большим влиянием world music, нью-эйджа и таких групп как Enigma, X-Perience, Era, The Clannad и Эньи. Расслабленный поп-ритм, тёплый, благожелательный вокал, адекватные этно-вкрапления, чарующие гипнотические мелодии и такой же набор используемых слов – всё в композиции “Сердце Океана” предрасполагает к релаксации и наверняка будет созвучно желающим отправиться навстречу приключениям фолк-пилигримам. Традиционные фолк-мелодии слышатся в “Золоте пиратов”, но очень скоро музыкальное обрамление делает резкий крен в сторону, и на слушателя обрушиваются почти джазовые гармонии и неожиданные аранжировочные решения.

“Кайлас” чуть ближе подбирается к привычному стилю команды, но музыканты всё ещё экспериментируют с жанрами и несвойственными элементами, и звучит этот трек очень полётно, воздушно и легко. А вот в “Мастере Кунг-Фу” тяжёлые гитары, бодрый ритм и хардроковый драйв, которыми всегда славились Марко Поло, возвращаются в музыкальный alma mater команды, и мы слышим традиционный саунд группы, за который некогда полюбили их прежние релизы. “Посидим” – это тяжёлый и качёвый фолк-рок с буйством восточных мелодий, а вкрадчивая баллада “Путеводная Звезда” наверняка сильно порадует фанатов группы Блэкмора и Кэндис Найт.

Отрывисто-контрастная вещь “Самурай” напомнила мне Within Temptation, и их знойные хиты, под которые так приятно и естественно прыгается в такт с Шэрон ден Адель на концертах; “Стамбул” дышит горячим песком Востока, щедрой рукой внедряя на пластинку размашистые этно-мелодии и чётко впечатывая их в сознание плотным, чеканящим дисторшном ритм-гитар, ну а нежный арт-фьюжн-инструментал под названием “Старый Город” – это просто чистый релакс и мечта. Вот так очень быстро, почти мимолётно, но ярко и с массой запоминающихся моментов пролетает это путешествие по Шёлковому Пути в компании с Марко Поло.

Интересно наблюдать, как развиваются и эволюционируют некогда начинавшие с очень похожей музыки Марко Поло, Ignes Fatui и Felidae: все эти группы формально по-прежнему находятся в рамках арт-фолк-рока, но каждый из упомянутых коллективов по-своему развивает и дополняет изначально выбранный стиль, сглаживая углы, смягчая и растворяя шаблоны и общие места, ну а следить за таким постепенным преображением устоявшихся канонов и клише поистине одно удовольствие. По мере прослушивания диска, мы станем свидетелями того, как сказка переходит в мечту, фолк переходит в этно, а затем они встречают друг друга, пройдя весь круг алхимического превращения.

В последнее время на сцене всё больше интересных групп, которые творят в жанре прогрессивного фолк-рока, и данному обстоятельству можно только порадоваться. У “них”, там за бугром, это Auri, Leah, Cellar Darling, у нас – Марко Поло, Ignes Fatui, Felidae, Оля и Домовые. Каждая из этих групп создаёт свой собственный мир, в котором свои луна и звёзды, своя эмоциональная атмосфера, свои боги и демоны – что говорится, выбирай на вкус – и Вселенная, в которой творят и живут Марко Поло, это земля чудес и волшебства, сбывшейся мечты и воплотившейся надежды. Здесь нет места для зла и жестокости, для подлости и предательства, а всякий кто устал и хочет отдохнуть душой, окунувшись в добрые приключения, гарантированно обретёт то, что ищет. Седлаем воображаемых верблюдов и отправляемся в увлекательнейший трип по Шёлковому пути!

Рецензия на сплит Vedmak / Wolf's Hunger "Split"

19-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Едва я начал знакомство со сплитом удмуртских блэкарей из Vedmak с сербскими чернометаллистами из Wolf’s Hunger, как на меня накатила ностальгия, и приятные воспоминания повалили просто толпой. Помнится, в середине 90-х один из моих “боевых” метал-товарищей одно время работал в пресс-центре КТР, и там ему нужно было отвечать на письма страждущих и фанатеющих последователей Паука. Интернета в те времена, как вы понимаете, не было, бумажные письма по-прежнему являлись единственной возможностью держать руку на пульсе своих любимых музыкантов, и заинтересованных в том, чтобы купить на почте или в киоске роспечати конвертик, взять школьно-письменные принадлежности и что-нибудь накрапать было довольно много. Так вот, в письмах иной раз случались просто перлы. В одном из них некий оригинал на полном серьёзе писал: “Мне очень понравился альбом Коррозии 1966 года, только я никак не могу понять, как он называется, подскажите, пожалуйста.”

К чему я это и как эта забавная ситуация связана с данным сплитом? А весьма опосредованно, но всё же связана. Дело в том, что нынешний Vedmak исполняет нечто экспериментальное, что отдалённо напомнило мне как раз Коррозию времён альбома “1966”. Паук в те времена называл свой материал индустриальным дэтом, я же отчётливо слышал на этом диске очевиднейшие цитаты из Venom, вот и отложилось у меня в сознании, что экспериментальный трэш-блэк-дэт-индастриал может звучать в том числе и так. Конечно, “ведьмаки” играют более блэково, угрюмо и сумрачно, чем Коррозия, у них меньше трэшевости, вокал грубее и ниже, но всё равно в атмосфере и в текстах, как я вижу, царит и бесчинствует всё тот же оголтелый “ритуал сожжения трупов”. Музыканты явно котируют современный блэк-дэт за мощь, силу и напор, а Marduk с Behemoth значатся в числе их фаворитов, однако помимо всего прочего они стараются играть максимально технично, и порой их деструктивные сюиты на самом деле звучат довольно слаженно.

Вот отгремели три собственных русскоязычных трека Vedmak, и они затянули кавер на сатириконовскую “Wolfpack”, словно призывая выйти из мрака и сделать шаг к колдовскому костру своих сербских коллег-однополчан, а Волчий Голод не заставил себя долго ждать. Не случайно эти группы решили сообразить в плане релиза на двоих и замутили сплит: сербы на самом деле исполняют нечто очень схожее с композициями Vedmak, но вокал у них более хриплый и колдовской, риффы более качающие и дарк-блэковые (примерно как у Barathrum), прямолинейного трэшевого чёса на порядок больше, саунд не такой плотный и жёсткий, а на поверхность то и дело выныривают достаточно мелодичные и аккуратные соло. Земляки Милорада Павича обошлись всего двумя сюитами собственного сочинения, а затем решили сразу же перейти к бонусной секции с каверами, где удобно разместилась их перепевка слееровской классики “Die By The Sword”, которая в их исполнении оказалась максимально приближена к оригиналу, но звучит чуть более вязко и болотно, не имея арайевской экспрессии и предпочитая другие звуковые настройки и регистры.

Обе группы отстреляются в случае с данным сплитом менее чем за полчаса и отнюдь не будут злоупотреблять вашим вниманием. Оно, наверное, и правильно: лучше оставить слушателя недокормленным и смотивировать его самому попросить добавки, чем насильно перекармливать и вызывать зевотные или, того хуже, рвотные рефлексы. Я буквально кожей чую, как гордятся своим сплитом и Vedmak, и их сербские alter ego (энтузиазм так и брызжет из картонной четырёхстраничной вкладочки буклета, где помимо текстов обеих команд, мрачных черепо-визуализаций и перечислений их лайн-апов затесались ещё по паре слов от авторов в адрес интересующихся), и в данном случае это оправдано: ребята потрудились, перебарщивать и стараться прыгнуть выше головы не стали, а со звоном, чадом, копотью и горящими глазами исполнили то, что радует и приводит в восторг их самих с тем, чтобы порадовать тех, кто имеет такие же или сходные вкусы. Меня порадовало. Сплит вышел ритмичный и качёвый (особенно для блэка), а потому – ставим на repeat и на радость соседям скандируем: “ри-ту-ал сож-же-ни-йа тру-у….”.

Рецензия на альбом Regnat Horrendum "Dogs Of Christ"

19-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот мир – опасное место, жаль, если вам приходится убеждаться в этом на собственном опыте. Как мне показалось, именно об этом будет новый альбом Regnat Horrendum “Dogs Of Christ”, но обложка и название не вполне соответствуют содержимому, и вместо горького антеклирекализма в духе “Соли” Б.Г. мы имеем дело в данном случае с махровым и далеко не всегда сдержанным и адекватным русскоязычным антихристианством в окружении помпезного симфонического блэк-металла с вкраплением почти неоклассических интерлюдий и густо сдобренного воинственными, дерзко-безапелляционными темами.

Как вы знаете, некогда-то в Калининграде была одна очень хорошая команда, которая называлась Holdaar,а затем из её ультраправого бескомпромиссного блэк-металла были рождены две птицы: рыжий феникс фэнтезийного, ориентированного на Summonning и вдохновлённого природной красотой Moongates Guardian, и чёрный ворон злобно лязгающего воинственной языческой злобой и чёрными полночными проклятиями Regnat Horrendum. Оба коллектива играют на очень высоком профессиональном уровне и на редкость плодовиты в плане номерных релизов на физических носителях, и оба они, как прежде и Holdaar, издаются исключительно на волгоградском лейбле More Hate Productions.

В этот раз после более отвлечённых, общих и сдержанных тем и формулировок альбома “Heathenland” Regnat Horrendum, а точнее автор их русскоязычной лирики Зловед “Ulf Svened” Безбожный, решили вспомнить свои текстовые радикальности времён Holdaar, а направили их против главного врага “исконной языческой веры” – христианства. И вот тут-то мнение слушателей наверняка разделится: кто-то будет в восторге от огненной непримиримости и нежелания обращаться к эвфемизмам, которые практикуют авторы и создатели “Dogs Of Christ”, а кто-то вспомнит про то, как переводится название замечательного и культового лейбла Earache.

Особенно сильно становится очевидна поверхностность и безыскусность текстов именно в сочетании с достаточно разнообразной и величественной музыкой. Демоны, покойники, фонтаны крови и не самая изысканная обструкция в адрес “жидовского демона” разочаровывают, автоматически перенося сознание куда-то в сторону пабликов вроде “Пацанского блэк-металла”. К счастью, особо вопиющих радикальностей здесь не так много, и не все они так уж бросаются в уши при чисто аудиальном (без обращения к буклету) прослушивании, а потому восприятию собственно музыки и композиторских идей и находок коллектива почти не мешают.

А вот музыка на альбоме действительно хороша и на самом деле профессиональна и возвышенна. В случае с “Dogs Of Christ” мы имеем дело со смесью блэка a la испанский Asgaroth и симфо-металла примерно в духе Therion времён “Vovin”, и порой звучит это дело не только оригинально, но и невероятно слушабельно. По мере знакомства с альбомом я получил настоящее наслаждение от таких треков, как “Dragon Of Graveland” и “No Warship But Warfare”, и такая оккультная про-терионовская атмосферность вкупе с прозрачным симфоническим звуком на самом деле очень идут группе, делая их материал привлекательным и почти волшебным.

А затем с удивлением для самого себя я вдруг поймал себя на мысли, что актуальный релиз Regnat Horrendum нравится мне даже больше чем пластинки более близкого и понятного идеологически и тематически Moongates Guardian. Да, по большому счёту, сейчас перед нами всё те же самые наработки, которые были представлены на “Heathenland” и концептуальных различий тут на самом деле не так уж много, однако бравая симфоничность команды сейчас на самом деле изрядно повысила свой градус и зацвела пышным цветом, а композиторское дерзновение музыкантов стало ещё более ярым и очевидным.

Ещё во времена “Heathenland” меня то и дело посещали мысли о том, что у данной группы большое будущее на ниве эпичного оркестрового дарк-металла с влияниями Грига, Вагнера, Siegfried и тому подобных групп, а сейчас я в этом убедился окончательно. Regnat Horrendum так ловко управляются со своими синтезаторами и так мощно прокатывают по ним угрюмым катком околоблэковой мизантропии, что выходит в итоге просто отличный арт-симфо-дарк-витраж. И всё-таки текстов хотелось бы чуть более многозначительных, глубоких и возвышенных. Пусть даже и в таком же стиле как на “Heathenland”. В остальном же всё здорово и вечно.

Рецензия на альбом-компиляцию Devilgroth "Songs Of The Polar Night"

18-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Бывает, впускаешь людей в свою полярную ночь, а они мало того что разобьют там все звёзды, так ещё и тебя станут обвинять за то что порезались их осколками, ну что тут поделаешь! Признаться, я был несколько обескуражен слишком уж пустой и пустынной обложкой новейшего релиза сибирского проект Devilgroth, и хотя географическое происхождение коллектива из Новосибирска многое, конечно, объясняет, но всё-таки после альбомов, посвящённых Морене и Ивану Грозному, такая зияющая серебряная пустота выглядит несколько странно и непривычно.

А вот в плане музыки Аарсланд и Селестиал остались верны себе: их монохромная шумно-минималистичная блэк-депрессия осталась всё такой же психоделичной и тёмной, а в качестве основного настроения музыки по-прежнему выступает холодной адский мрак, окружённый пространными звуковыми разводами. Абстрактные тремоло на одной ноте то и дело дополняются возникающими, как кажется, безо всякой системы и внутренней логики тяжёлыми риффами, а нестройные гитарные ковыряния вторят шумным скримам-вскрикам безжизненно и нестройно.

Шумно, злобно, безнадёжно и потеряно звучат композиции Devilgroth, но в этой снежной сырости тоже есть своё особое очарование покинутости и непроходящей кромешной тоски. Разве может такой безысходной тревожный снег идти вечно, спросит скептик, а Devilgroth тут же уверенно отрапортуют в ответ: может и ещё даже как! Если долго бродить по сибирской ледяной пустыне, начнёшь видеть призрачных оленей и разговаривать с ними, а затем и сам того не заметишь, как ментальный чердак окончательно провалится и уже ни золофт, ни паксил не помогут.

А уж если бродить там без шапки или в летних калошах… Страшно подумать, что может произойти. Собственно, даже сами музыканты вряд ли что-нибудь об этом знают, а если и знают, шанса поведать нам об этом у них нет: в четырёхстраничной вкладочке к буклету не имеется ни намёка на тексты песен, а только всё та же самая бело-чёрная гористая местность. Наверное, стоит воспринимать данный факт как намёк на то, что в полярную ночь нечего тратить спички и свечи, рассматривать буклеты и пытаться что-то понимать, а лучше просто быть и ждать потепления.

“Songs Of The Polar Night” – не полновесный номерной альбом, а всего лишь компиляция, на которую вошли треки со сплитов Devilgroth с группой Desolated Souls 2016 года выпуска и группами Necro Forest и Frostveil (2017 год), а помимо этого был добавлен кавер на “Eksistensens Jeger”авторства Ildjarn. И, кстати, в общем говоря, Devilgroth исполняют сейчас очень напоминающий стилистику Ildjarn блэк-эмбиент, а их седая сибирская печаль порой очень похожа на тёмный летаргический эмбиент.

По сравнению с упомянутыми выше полноформатными работами состава, а именно с “Morena” и “Ivan Grozny” материал с актуального релиза более разрежен, рассредоточен и абстрактен. Здесь меньше ритмов, чётких структур, предсказуемых решений и больше природно-стихийной снежной крошки, которая ведёт себя совершенно алогично и хаотически. Вокальные партии как будто дальше отошли на задний план и уже не так выпирают, как это было во времена “Morena”, а сходства с традиционными металлическими релизами и их драйвом-чёсом сведены на минимум.

Есть информация, что знойными летними деньками, когда вентилятор и кондиционер уже не спасают, а от жары хочется лезть на стенку, одно только включение “Songs Of The Polar Night” на пятнадцать-двадцать минут способно привести к обледенению потолочных плит и понижению температуры стен и плинтусов на 15-20 и даже более градусов, однако если у вас сейчас тоже осень, и попробовать данный трюк нет никакой возможности, поскольку всё и так покрыто льдом в ожидании начала отопительного сезона, то можно плотнее закутаться в плед, налить чашечку обжигающего глинтвейна и попробовать на вкус эти полярные песни.

Я попробовал, и мне понравилось, хотя к фанатам Ildjarn я себя никогда не причислял, а ранние работы Devilgroth (и особенно “Morena” с её мистическими зловещими мелодиями) мне нравились намного больше. Да, “Songs Of The Polar Night” более расслаблен и бел, порой воспринимается как фон и зовёт куда-то глубоко и далеко в первозданный мрак старых советских мультфильмов, где ёжик постоянно встречает в тумане лошадь, а мумий-тролли похожи на восставших из ада со своими дикими песнями, страшным смехом и садистскими шуточками.

В общем, можно списать особенности данного релиза на желание авторов поэкспериментировать, а можно принять всё это за новый вектор творческого развития – как всё обстоит на самом деле, мы с вами наверняка узнаем уже очень скоро, когда выйдет, наконец, очередной полноформатный диск коллектива, ну а пока вполне можно на сон грядущий походить и по этим безвидным ледяным пустошам. Главное не разговаривайте с лошадью, если она вам вдруг встретится, и не порежьте руки и ноги об осколки разбившихся звёзд (а уж если порежете – не пеняйте на автора данной рецензии, я ведь вас предупреждал).

Рецензия на альбом Hyperomm "Transcendence"

18-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как известно, приключение - это получение различных телесных повреждений, а чем же тогда может быть чревато путешествие с пометкой “трансцендирование”? В этой связи мне сразу же вспоминается, как я в 1998 году впервые открыл для себя это слово, познакомившись с замечательным альбомом ещё более замечательной американской группы Crimson Glory, который так и назывался “Transcendence”. Философские словари и работы любителей пофилософствовать о трансцендентном-запредельном вроде Бердяева случились со мной примерно в тот же период, но это была уже совсем другая история, а вот любовь и симпатия к вещам, однокоренным английскому слову transcendence, остались.

Ну а что касается собственно Hyperomm, то у этого интересного и по-настоящему основательного мдм-проекта два года назад вышел очень интересный дебютный полноформатник, а интересен он был в первую очередь тем, что автор и единственный участник коллектива Антон Трубин обратился за смысловым наполнением для своих филигранных гитарных сюит к легендарным классикам английской поэзии минувших веков, а помимо этого записал довольно смелую и экспериментальную версию атмосферного мелодик-дэта в самом широком и изысканном смысле этого слова, проделав всю без исключения работу исключительно самостоятельно и очень чётко.

Но всё течёт, всё меняется, и вот теперь от выверенных строф светил британской поэзии Антон переметнулся к философским и религиоведческим дефинициям (см., напр., название третьего трека), однако своим симпатиям к сложным гитарным делам и перфекицонизму в аранжировках не изменил, в чём вас наверняка без труда убедит его новейшее полноформатное творение, о котором мы с вами сейчас и поговорим. Насколько я понимаю, Антон дал своему диску такое название, чтобы подчеркнуть собственное желание выйти за пределы обозначенного жанра и попробовать пожонглировать чистыми идеями и чистыми смыслами – фишками, которые могут цеплять и идти сразу же в сознание подобно платоновским идеям-формам.

Конечно, Hyperomm по-прежнему формально остаётся в рамках энергичного мелодэта, изобретённого детишками озера Бодом, однако добавляет в него ещё больше смелости, резкости, контрастов, необычных риффов и просто новаторства и перфекционизма. У Антона всё на таком уровне, что даже сам Лехтинен вынужден был признать, что звук и сведение у проекта образца 2019 лучше, чем у In Flames и других западных гуру жанра, а это таки весьма авторитетное и весомое мнение и таки уровень! Собственно, не нужно быть семи пядей во лбу и хорошо разбираться в звукорежиссёрских штучках, чтобы понять, что “Transcendence” по звуку и материалу это действительно торт, и этот торт свеж, пахуч и насыщен самыми разными саунд-приятностями.

Лично на мой взгляд, главная заслуга и достижение проекта – это его невероятное умение делать привычное и давно ставшее клишированным и даже набившим оскомину вновь по-настоящему волнующим и как будто даже дерзким. Иначе говоря, Антон играет умно, технично, правильно и академично (как, скажем, Алекси Лайхо), но (как, скажем, и Алекси Лайхо) не впадает в снобизм и маразм тотальной и тоталитарной техничности, когда вдруг начинает хотеться посадить технику исполнения на трон и начать приносить ей кровавые жертвы, возносить моления и петь дифирамбы днями и ночами, забыв про песенность и слушабельность.

Hyperomm – это умная и правильная музыка с душой и с чувством, и чувств здесь столько, что, как справедливо отметил Владимир Лехтинен, материал проекта может понравиться даже людям далёким от идеалов смерто-металла и напротив симпатизирующим какой-нибудь современной поп-музыке вроде тех же In Flames или Lacuna Coil. То есть перед нами сейчас в точности те же самые мотивы и стремления, которыми некогда руководствовался приснопамятный Чак Шульдинер, всячески ратовавший за то, чтобы доказать всем скептикам и критикам “законность” и музыкальность дэт-металла, и да, “Transcendence” весьма, весьма и весьма музыкален. Это не унылый вымученный прог, это именно музыка, и она музыкальна в самом подлинном и высоком смысле.

Что касается лирики актуального лонгплея, то за неё отвечает небезызвестный Деметр Грейл, она англоязычна и по-своему неплоха (“на уровне”). Как-то более детально и конкретно оценивать темы и вербальные конструкции-обороты, копать вглубь и искать там сокровища, жемчужины и алмазы я не могу и не берусь по причине субъективно предвзятого отношения к творчеству Деметра и явной несоизмеримости между его умениями и горизонтами цитируемых лидером Hyperomm на своём дебютнике авторов. Лично для меня участие Деметра стало единственной ложкой дёгтя, но я тут же вовремя одёрнул и успокоил себя резонным “хорошо хоть не Бельф”.

И ведь действительно хорошо, более того, в случае с “Transcendence” хорошо абсолютно всё, а возросший музыкальный и дизайнерский уровень Антона, который на самом деле постарался учесть все свои ошибки и недочёты времён “From Nothing To Eternity” просто налицо (посмотрите хотя бы на обложку), и, кстати, без хороших, правильных и нужных сюрпризов тоже не обошлось, а в качестве такой сладкой конфетки в данном случае выступает клавишное соло авторства и исполнения Сергея Шульженко из Sunless Rise, которое можно услышать в треке “Illusory State”. Соло вышло не только огненное, но и по стилю идеально сочетающееся с фирменным почерком Hyperomm,что ценно и прекрасно вдвойне.

И нет, сюрпризы этим не исчерпываются. Несмотря на то, что в данной рецензии я не разбираю каждый трек с пластинки по отдельности, как это делал в случае с прошлым альбомом, я не могу не упомянуть почти аннигилейторовский пружинящий напор в открывающей диск “Portal”, легендарную аморфисовскую меланхолию в “Weighing Of The Heart”, куски чистого прога, поп-рока и акустические гитары в “Vortex Of Hell”, таинственные и почти мистические решения полутораминутной титульной инструменталки, шизофреничные инструментальные переклички финальной “The Story” и общую степень супремативности и доступности – о да, их стоит упомянуть!

Альбом звучит резко, сильно, фирменно и разнообразно, а тот факт, что всё это сделал (сочинил, сыграл, спел, записал, свёл, реализовал, издал и т.д.) один человек, добавляет релизу ценности и какого-то особенного величия. Я с чистым сердцем и без каких-либо натяжек ставлю альбому 5 из 5, попутно снимая шляпу, но вместе с тем всё же хочу отметить и добавить, что всё это далеко не потолок и не предел для Hyperomm. Лучше, выше, прекраснее, чище и музыкальнее, определённо, быть может, и сам автор это наверняка понимает, как и понимает, куда, как и зачем ему стоит расти и направляться в ближайшее и даже не такое ближайшее время.

Остаётся пожелать Антону удачи и попутного ветра, а также выразить надежду, что “Transcendence”, как и его предшественник, будет всё-таки выпущен на CD, и будет выпущен в таком же стильном и приводящем коллекционеров в восторг виде, только, быть может, с чуть более солидным, нежели это было в прошлый раз, тиражом. Коллекционеры и ценители ведь со временем всё равно проснутся, зашевелятся, дотянутся своими загребущими руками (и ушами – сначала всё-таки ушами) до проекта, а затем захотят это дело приобрести, и вот как раз на этот случай полезно, чтобы где-то в свободном доступе вожделенные кругляши обретались и были доступны для заказа.

Показать ещё