ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы Лаймрок "Холи"

31-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В последнее время почти каждый уже что-нибудь слышал про Холи, также известный как Пхагвах или Бходжпури, - ежегодный популярный индуистский фестиваль весны. Его история восходит к религиозным обрядам, приносящим хороший урожай, и насчитывает более пяти тысячелетий. Из-за своей красочности праздник также известен как “Фестиваль красок”. Холи – поистине уникальное публичное событие для Индии, на время стирающее возрастные, национальные, социальные и религиозные грани. В праздновании принимают самое непосредственное участие люди всех возрастов, независимо от касты. Иными словами, в течение двух дней все люди равны и одинаково радуются возможности на несколько часов окунуться в сказочную атмосферу праздника.

И да, в ходе всех этих наших сегодняшних коронавирусных реалий о том ярком и светлом празднике, когда ни о каких масках и социальных дистанциях попросту не задумываешься, а всё и вся с головой растворяется в радости, восторге и фонтанирующем восхищении, можно, конечно, только мечтать. В связи с этим становится понятно, почему группа Лаймрок решила посвятить свой новейший сингл именно празднику весны и пробуждения и выбрала для этого не Восьмое марта, а именно Холи. “Мы решили добавить немного ярких красок в эту осень” – говорят сами музыканты, и их желание на каком-то подсознательном уровне наверняка войдёт в резонанс с тем, чего хочется и о чём мечтается в эти осенние октябрьско-ноябрьские деньки каждому из нас – хочется проснуться, сбросить с себя оковы запретов и просто почувствовать себя живым.

Не знаю, каким вам видится и представляется праздник Холи в стиле лаймрок (или Холи-рок с точки зрения лаймов?), но у этих музыкантов получился очень меланхоличный и осенний номер с явными балладными интонациями и довольно флегматичным ритмом. Здесь много свежести и радости, много задора и света, но ещё больше просто света и просто миролюбивого и расслабленного самоощущения. “Холи” в их интерпретации – это определённо праздник и релакс, но не холерический марафон в стиле энерджайзер, а лучистая феерия гармонии с собой и с миром, когда “и жизнь хороша, и жить хорошо”. Авторы смешивают безбашенный порыв индийского Холи с осенней негой российской осени и на выходе у них получается занимательная палитра с жёлтыми, оранжевыми, солнечными, задумчивыми и чарующими звуками.

И не шутка ли, что такая вещь вышла аккурат накануне самайна или как многим привычнее и приятнее, хэллоуина? Такое столкновение противоречий, весенних красок Индии и хмурой пожухлой листвы средней полосы с ядовитыми оскалами светящихся в сумраке тыкв действует как мощный взрыв изнутри. Спокойный, светлый и расслабляющий, но взрыв. Мирный манифест внутреннего состояния, когда душа хочет праздника, и праздник приходит и случается вопреки всему и не смотря ни на что. Конечно, шумных карнавальных процессий и празднеств вроде тех, что так многоцветно и заманчиво куролесят на видео, иллюстрирующих типичный Холи в Индии, вряд ли можно дождаться, просто нажав на “play” напротив новейшего трека Лаймрока, но раскрасить свой день более жизнеутверждающими красками или внести праздничное разнообразие в свою традиционную прогулку по ноябрьскому парку вполне и вполне получится.

Рецензия на мини-альбом группы Helloween "Helloween"

31-10-2020 Дмитрий Фомин

Много ли наберется в мире дебютных мини-альбомов, которые могут сравниться по значимости с полнометражными работами и войти в золотой фонд истории тяжелого металла? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно провести скрупулезную статистику, но и без того совершенно ясно, что этот список будет неполноценным без одноименного EP гамбургской команды, которая ранее до 1983 г. включительно была известна как Iron Fist, а после – с подачи барабанщика по имени Инго Швихтенберг – окончательно была переименована в Helloween.

Это первая полноценная студийная запись молодой, но чрезвычайно даровитой группы, после одного демо и андерграундного сплита "Death Metal", выпущенного Noise Records, на котором Helloween мерились силами с такими же молодыми Hellhammer, Running Wild и Dark Avenger. Однако, чтобы реализовать весь свой тогдашний потенциал, нужна была настоящая пластинка, пусть она и будет длиться около двадцати шести минут. Этого Helloween оказалось достаточно, чтобы заявить о себе на весь металлический мир, сделав по прошествии времени данный миньон абсолютно легендарным изданием.

Открывает альбом знаменитое интро с дурашливыми "тыквенными" сэмплами из фильма ужасов "Хеллоуин 3: Сезон ведьм" 1982-го года, чтобы вскоре представить пять оригинальных, совершенно крышесносящих треков, выдержанных в жанре чистокровного спид-металла с достаточно грубым шероховатым саундом, отмеченных не только оголтелой неистовостью, но и высочайшей техникой исполнения и абсолютной композиционной зрелостью, которые трудно ожидать от начинающей группы. Тогда, в 1985-м Кай Хансен (вокал/гитара), Михаэль Вайкат (гитара), Маркус Гросскопф (бас) и Инго Швихтенберг (ударные) не только наглядно показали, в каком направлении может развиваться хэви-метал, но и какого результата может добиться группа своей безупречной сыгранностью.

Пусть хрипловатый и надсадный вокал Кая Хансена, который к тому же не стесняется брать высокие фальцетные ноты и использовать расщепление, и звучал не достаточно внушительно, пусть их тексты были еще сыроваты, но суть не в этом. Отточенный гитарный дуэт на годы вперед определил звучание Helloween. Хансен и Вайкат демонстрируют просто виртуозную синхронность, то объединяясь в быстрых риффах, а то и великолепно работая каждый сам по себе, балансируя на грани приземленной агрессии и головокружительного взлета к небесам при железобетонной поддержке мощной и рельефной ритм-секции, выбивающей почву из-под ног.

Стремительная шредирующая атака молниеносной ''Starlight'' с пронзающим до самого естества припевом, мрачно-роковая непреодолимость ''Murderer'', железное NWOBHM-стаккато и пулеметные барабанные брейки "Warrior", злые, словно стая разъяренных ос, гитары и вводящая в исступление неистовость ''Victim Of Fate'', а также высокопарный драматизм и сумасшедшая вариативность ''Cry For Freedom''. Даже три с половиной десятка лет спустя эти треки производят неизгладимое впечатление своей неповторимостью и зашкаливающей чистейшей энергетикой молодых сердец.

Профессионализм группы для своих лет был просто поразителен. Можно с уверенностью сказать, что своим дебютником Helloween по части техники далеко оставили позади первенцев своих предшественников, начиная с таких мэтров, как Iron Maiden или Judas Priest (чье влияние четко прослеживается) и заканчивая своими соотечественниками в лице тех же Running Wild и Grave Digger. Ну и о бунтарях из Канады Exciter, которые считаются одними из законодателей спид-металла, забывать не стоит.

Однако Helloween с ходу задали наиболее высокий и сложный уровень исполнения, почти играючи демонстрируя, что им одинаково по плечу и прямолинейная агрессивная нарезка ''могильщиков'', и многослойность Железной Девы, и гимновость a-la Accept, и мелодизм в духе Scorpions. И да, на этом EP уже пробиваются первые ростки неоклассических влияний, которые в будущем благоприятно скажутся на саунде группы. "Взлети высоко, коснись неба//Никогда не знаешь, почему это заканчивается//Жертва Судьбы!" – яростно и звонко пропевает Кай Хансен в одной их песен. Да, в большинстве случаев судьба бывает изменчива, но для Helloween все только начиналось. Для тех, кто начинал с самого дна, есть только один путь – вверх.

Рецензия на альбом группы Возвращение "Детям птиц"

29-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Название этой группы давно говорит само за себя, и даже в том случае, если услышавший его по-прежнему пребывает в недоумении, имя главного действующего лица Возвращения Сергея Канунникова гарантированно расставит все точки над “ё” и прояснит суть дела. Своими песнями Сергей не только развивает, углубляет и продолжает дело традиционного фолк-рока, но и обеспечивает жизненность и актуальность “духовному року” как таковому, удерживая музыку, устремлённую к небу, на её высоких и значительных рубежах, не давая ей скатываться в профанацию, вставать на коммерческие рельсы или прогибаться под реалии современности.

Строго, серьёзно, сдержанно и с большой любовью красивый и немного грустный голос Канунникова вещает о глубоком, важном и предельном – вот как можно описать и охарактеризовать творчество данного коллектива, но озвученными определениями музыка Возвращения далеко не исчерпывается. Это музыка для тех, кто не желает быть современником Жириновского и Чубайса, а хотел бы жить в эпоху больших романтиков, великих поэтов и других людей пламенного горения духа. За внешней и кажущейся простотой стилизованных под фолк композиций без труда угадываются сильные переживания, нетривиальные музыкальные решения и безупречная техника исполнения.

Всего два года прошло после выхода прошлого полноформатника Возвращения, который назывался “Глубина”, а глубины в музыке группы стало значительно больше. Не смотря на то, что таких однозначных хитов, как “Айно” на диске не присутствует, в целом он ещё более концептуален, серьёзен и сложен. Я почти не обнаружил на альбоме счастья и любви, а вот тяжеловесных грозовых переживаний и столь свойственного православию трагедийного мироощущения здесь действительно просто выше крыши. В лёгкости и полётности обновлённого звучания нынешнего Возвращения без труда идентифицируется горький опыт и эмпирическая искушённость.

На данный момент Возвращение, кажется, окончательно укоренились на камерных акустических рельсах и уже не думают возвращаться к рок-саунду и дисторшну. Их музыка ныне свежа, прозрачна, многогранна и по-настоящему воздушна. Никакой тяжести и перегруженных гитар здесь нет, драйва, рычания и скрежета – тем более, а вместо всех этих пережитков традиционного фолк-рока в звуковых прериях новейшего альбома успешно взаимодействуют и дополняют друг друга сложные, разнообразные и почти невесомые хитросплетения звуков, жизненного опыта и горячей веры в прекрасное, великое и святое.

Так фэнтези-фолк и немного наивные отголоски традиционных народных песен переосмысляются, переплавляются и перерождаются в серьёзные и по-настоящему жизненные опусы, где грезить и мечтать о другом мире уже нет необходимости, поскольку он близко, рядом и совершенно реален. По крайней мере, именно такое ощущение остаётся от новых песен Сергея Канунникова и его коллектива, которые звучат как мистическое горнее бытие, ставшее кровью и плотью. Лично мне диск показался достаточно противоречивым (слишком простой и народный в начале, слишком серьёзный и сумрачный в конце), но, наверное, именно, в этом и состоит его замысел.

Как говорит сам Сергей, альбом представляет собой историю поиска потерянного счастья, поиска любви, отражение долгого пути через беды, невзгоды и испытания, и это очень чувствуется по звучанию работы. Релиз получился по-настоящему монументальным, солидным и при всей своей лёгкости и акустической эфирности всё-таки тяжёлым, довлеющим и, как мне показалось, очень христианским. Долгие посты, катакомбы, подвиги самопреодоления анахоретов и напряжённые искания мистиков не присутствуют здесь в явном и очевидном виде, но они ощущаются как фон, как некая “организующая мысль”, выражаясь в терминах Уолша (словно на плечах тяжёлый крест, весь мир распят на этом кресте, и ты сам распят для мира).

А прямых и очевидных параллелей к христианству на диске всего ничего. Их почти нет. И данный факт стоит однозначно воспринимать как признак зрелости музыканта и его отказ от упрощения и очевидности. Сергей и его музыканты делают ставку на метафоры и иносказания, на язык символов, а с точки зрения стиля и жанра - на проникновенный фолк, который вот-вот готов вспыхнуть ярким фениксом и мутировать в сторону настоящих духовных песнопений и спиритуалистической музыки, на ниве которой не так давно пробовала себя Ольга Арефьева, выпустив даже целый альбом на эту тему, который, как вы помните, получил название “Триптиц”.

А вот чего на альбоме нет, так это пустой развлекательности и дешёвого китча. Это действительно уже почти серьёзная музыка, которая практически нигде и ни в чём не соприкасается с современной эстрадой, будь то фолк-рок, хэви-метал или традиционный рок (а ведь всё это эстрада и музыка, призванная в первую очередь развлекать и избавлять от скуки). Стартуя с лёгких и светлых треков, очень скоро диск углубляется в лабиринты рефлексии, и звучит это почти как настоящая академическая лекция по мистическому богословию, основательно, убедительно и в то же время изящно. литературно и грациозно.

Такую взрослую музыку трудно оставить без внимания. Она наводит на размышления, призывает вслушаться, вдуматься, уделить время и как следует рассмотреть все детали и нюансы. В этом смысле “Детям птиц” – это очень специфический музыкальный гибрид, и звучит он действительно весьма диковинно. Объединить в одно время и в одном месте фолк, рок, шаманов, красоту русской природы, бестелесную шестикрылую радость “Херувимской” и исповедальную биографическую рефлексию – это уже по определению большой и серьёзный замах, и Возвращение справились с заявленной высотой почти безупречно. Очень хорошо справились.

Рецензия на альбом группы Cyanide Grenade "Kind Of Virus"

28-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Дебютный диск этих уральских трэшевых каменотёсов оставил у меня довольно благостное и приятное впечатление, и хотя за прошедшие с того момента три года я не так часто утрамбовывал их первый полноформатник в CD-приёмник, послушать продолжение всех этих дел было крайне любопытно, и вот я уже снова с надеждой стремлюсь к музыкальному центру, а в руках у меня крафтовое CD-стекло “Kind Of Virus” с красочной и рукотворной обложкой авторства GodLikeIkons.

Надо заметить, что без перемен в лагере группы за минувшие три года не обошлось – из квартета “цианидовая гренада” мутировала в трио, где-то потеряв гитариста Дмитрия Сметанина, а между делом ребята перебрались из конюшни Metal Race под крыло великолукского Wings Of Destruction, которые скооперировались с Global Thrash Attack и постарались совместными усилиями выдать на гора настоящий шедевр современного олдскульного трэша.

Помнится, когда я слушал их первый лонгплей, у меня случился своего рода культурный шок от повышенной олдскульности команды, и названия любимых трэшевых коллективов всплывали в сознании внушительными и стройными колоннами, сейчас же, вооружившись здоровым скепсисом и серыми очками сухого научного эмпиризма мне захотелось немного поиграть в зануду-Шерлока и восстановить историческую справедливость. Итак – приступаем.

Переслушав “Quintessence Of Death” я вновь порадовался хриплым инфернальностям поющего басиста Виталия Курчаева, оценил драйв, скорость и неплохие смены ритма, поставил лишний плюсик в графе “саунд”, а попутно отметил панково-кроссоверные проросли и мысленно пожурил авторов за попытку впихнуть в один стакан невпихуемое (как ни крути, а ритмы на дебютном CD у ребят по большей части всё сплошь анархические и панкихойские).

А ещё заметил, что панковая составляющая их диска 2017 года действует как медленный яд – поначалу ты радуешься и ликуешь, целиком сосредоточившись на плотных риффах, знойном бронхите вокалиста и техничных переходах, а потом понимаешь, что всё это панк-рок, причём панк-рок достаточно аскетичный и прямолинейный. Если у вас нет аллергии на D.R.I., Assassin и на панковые эксперименты Sodom со Slayer, то всё в порядке, а вот если вы – я, то увы.

В отличие от “Quintessence Of Death” каверов на “Kind Of Virus” не содержится, а песен стало немного больше (девять полновесных песенных треков в отличие от семи на “Квинтэссенции смерти”). Звук как будто стал чуть сырее и злее, вокал слегка нарастил броню дьявольского гнева, но перед нами всё те же Cyanide Grenade, которые три года назад каверили Venom, а сейчас не только не растеряли хриплый задор Кроноса-Мантаса-Абаддона, но и сильно приумножили его.

Пожалуй, я бы сказал даже так: три года назад у них был один кавер на Venom, а всё остальное время занимали весёлые и бравые цитаты из трэш-патриархов разных локаций и амбиций, но сейчас весь их альбом каким-то невероятным образом превратился в один огромный монолит во славу Venom, а каких-то отходов от заданного курса на диске всего ничего. Да, чужеродные элементы всё ещё пролетают на “Kind Of Virus”, но в совокупности их вряд ли будет больше 10%.

Если три года назад я пребывал в ступоре и не знал, с кем можно адекватно сравнить эту группу, то сейчас сомнения у меня окончательно развеялись. “Ядовитые” англичане исполняли точно такую же пышущую адскими мехами музыку на своём “Cast In Stone”, и Cyanide Grenade решили поиграть сейчас в точности в те же самые игры. Не знаю, куда делись их прежние намёки на кроссовер, но теперь их действительно практически нет, а ритмы и риффы стали злее и жёстче.

Однако я по-прежнему пребываю в полнейшем недоумении по поводу звучащих в социальных сетях сравнений Cyanide Grenade с Coroner и их классификации в качестве техно-трэша. Хотя играют музыканты действительно довольно технично и слаженно, никакого прога и техно в их творчестве я в упор не вижу. Да, соло стали чуть интереснее, переходы порой нетривиальны, но всё это просто Venom, просто слегка присыпанный перцем инфернального прото-блэка первотрэш и ничего более.

А вот визуальная составляющая релиза – это отдельная “песня”. Наверное, что-то есть в подобном стиле оформления альбомов, это вроде как “круто”, “стильно”, “краски”, “арт” и вообще хендмейд и diy, но как по мне “гренаде” такая акварельно-школьная расплывчатость скорее вредит. У меня совершенно не получается всерьёз воспринимать обложку, где назгулы затусили вокруг какого-то корявого младенца с бомбой, и адекватно ввести её в контекст злобных страшилок исторгаемых Виталием под аккомпанемент Всеволода и Станислава никак не выходит.

И да, это достаточно неплохой трэш со злым вокалом, с сильной долей ностальгического нафталина, который так любят упёртые олдскуллеры, и с претензией на злобность и мрачность, напугать которой ныне можно разве что бабушек в каком-нибудь отдалённом селе. Однако для ценителей качественного и профильного олдскула “Kind Of Virus” всё равно будет что мёд и елей на струны духовной лиры. Ниже 4 из 5 оценку поставить категорически не получится, даже если вы убеждённый трэшофоб и олдскулоненавистник, а слушать такое приятно и радостно.

Рецензия на альбом группы Чёрные Сердца "Чёрные сердца"

28-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Деятели из великолукского значка Wings Of Destruction с большой любовью и вниманием относятся к андеграундным проявлениям своего города и вслед за переизданием альбома панков The Flop предлагают вниманию коллекционеров компиляцию с ранним творчеством великолукских эпик-хэви-металлистов Чёрные Сердца. Группа эта стартовала в 1997 году и была активна вплоть до 2008 года, когда оглушительно раскололась на множество осколков, а бывшие участники коллектива разбрелись по разным музыкальным проектам, таким как Tigruss и Nervoz.

А вообще учитывая тот факт, что с 2003 по 2005 годы в Чёрных Сердцах играл на басу и вокаллировал Александр Горбанёв, с 2005 по 2006 годы играл на гитаре Александр Минжонок, а с 1997 по 2004 годы за троном из ударных восседал Игорь Козлов, можно даже в некотором смысле расценивать Чёрные Сердца как pre-Тиран или как минимум рассматривать команду в качестве кузницы кадров для этой известной великолукской трэш-капеллы, начавшей своё творческое восхождение в 2005 году после ухода из состава А. Горбанёва.

Забегая немного вперёд, скажу, что, не смотря на то, что голос этого человека присутствует всего на одном релизе из трёх, представленных на диске, на примере данной компиляции действительно можно очень занимательно и с большим интересом (точно как во времена журнала Мурзилка, когда там публиковались картинки из серии “найди десять отличий”) проследить за тем, как в треках Чёрных Сердец постепенно выплавлялся особый вокальный стиль нынешних Тиран, и как шаг за шагом совершенствовался стиль игры на басу лидера этой группы.

На актуальную компиляцию вошли два первых полноформатника коллектива “Гиперборей” и “В Огне”, оба датирующиеся 2004 годом, а также запись репетиции 2003 года. В лучших традициях западных ретроспективных изданий данный релиз снабжён буклетом с подробной историей команды на русском и английском языках, но, к сожалению, какие-либо фотоматериалы в издание включены не были, а потому коллекционерам придётся довольствоваться обложками вошедших в компиляцию релизов и включать воображение для того, чтобы представить себе внешний облик участников и описываемые в буклете события из жизни капеллы.

Треки с “Гиперборея” представляют собой достаточно мелодичный гитарный хэви-метал с благородным чистым вокалом Дмитрия “Golova” Цветкова, материал же “В Огне” массированно блещет отсылками к современному творчеству Тирана, что в основном происходит за счёт “хаотических” вокальных партий Александра Горбанёва, которые хоть и задумывались как добавочные для линий Вероники Богдановой и основного вокалиста ЧС Головы, но по факту занимают ничуть не меньше места и значения, чем их пение.

Кстати, именно треки с альбома “В Огне”, как мне показалось, имеют наибольшую историческую ценность и представляют наибольший интерес. Думовые интонации ala Alkonost, возникающие благодаря чистому женскому вокалу, удачно вписываются в материал команды, среднетемповые куски отлично гармонируют с изящными гитарными зарисовками, а вокальные линии действительно по-настоящему разнообразны и даже изысканны. Это уже не простенький гитарный хэви-метал с эпичным зачином, а настоящий придумленный паган с достаточно яркими и самобытными идеями, не уступающий в своём роде даже классике белорусов из Gods Tower.

Строго говоря, Чёрные Сердца и их материал – это типичный образец локальной юношеской самодеятельности родом из доцифровых времён, но это не бездушная поделка. Наверняка, многие из читающих эти строки сами в те времена занимались подобными музыкальными изысканиями, пытались осваивать музыкальные инструменты, совместно музицировать, давать концерты и творить, творить, творить, но у большинства из нас с вами такой зуд творчества и мечты о карьере рок-звёзд со временем прошёл, а вот музыканты, прошедшие через великолукские Чёрные Сердца, по-прежнему в строю и даже не думают выпускать из рук орудия аудио-террора.

Более того, их творческие эксперименты заслуживали и заслуживают внимания, уверенно возвышаясь над банальщиной и третьесортным кавер-копированием, которому так любят предаваться фанатеющие по своим кумирам из тяжёлых групп восторженные подростки. Если бы заново сыграть эти же самые песни на адекватном современном оборудовании, чуть облагородить аранжировки и устроить адекватное сведение, раннее творчество Чёрных Сердец можно было бы успешно продвигать целевой аудитории припаганенного хэви-металла даже сейчас в 2020 году, ну а так – перед нами всё равно очень даже неплохой образчик ранних отечественных pagan-metal-экспериментов для ценителей, архиваторов и всех интересующихся подобными вещами.

Мне бы очень хотелось назвать Чёрные Сердца локальным российским аналогом западных икон вроде Manilla Road, Virgin Steele, Cirith Ungol или Brocas Helm, и в определённом смысле проводить такие параллели действительно можно и даже нужно. У участников группы не наблюдается недостатка в энтузиазме, и их смесь айронмейденовских соляков и патриотического пафоса Чёрного Кофе звучит далеко не худшим образом. Саунд и сведение находятся, конечно, на предсказуемо подвальном уровне, но идеи участников и навыки владения инструментами порой по-настоящему впечатляют.

Не удивлюсь, если выяснится, что у Чёрных Сердец в раннюю эпоху их деятельности имелся художественный руководитель, который не давал ребятам слишком налегать на пиво в ходе репетиций и заставлял их снова и снова переделывать и совершенствовать свои вещи, доводя их если не до идеального, то до приемлемого и презентабельного уровня. Даже в таком сыром и демоподобном стиле, как это представлено на данной компиляции, треки коллектива звучат интересно и привлекательно, а я с удовольствием рекомендую актуальный релиз любителям праисторического русскоязычного хэви-металла вроде арийской “Мании Величия”, кофейного “Переступи порог” и таких групп как Галактика и Магнит.

Рецензия на альбом группы Солнце Находит Себе Глаза "Метафизическая мясорубка"

27-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Когда даже солнце находит себе глаза, как-то странно блуждать во тьме заблуждений, не правда ли? Что-что, а со своим названием эти минские музыканты попали точно в цель! Их дебютный полноформатник удивлял меня, радовал, смешил, ввергал в транс и обескураживал целых две недели, так будто это и не музыкальный альбом вовсе, а ведро с ледяной водой великих парадоксов с размаху опрокинутое на голову, ну а что же сейчас? Белорусские шаманы снова вдоволь похулиганили и записали ещё один удивительный и ироничный диск на тему астральных путешествий, убийственных парадоксов и вселенского юмора, от которого всем причастным большому духовному деланию наверняка станет и хорошо, и радостно, и приятно одновременно.

Но что может быть радостного и тем более приятного в мясорубке, пусть это даже не обыкновенный кухонный агрегат для приготовления котлет, а какой-то странный метафизический девайс? Когда вы узнаете, что в записи рецензируемого опуса приняло участие в общей сложности двенадцать человек, а в качестве инспирации они благодарят Макsим, Гражданскую Оборону, ВиаГру, Самоцветы и фильм “Девчата”, вам многое станет понятно. И всё-таки про мясорубку в названии очень неслучайно. Так много панка, так много хаоса и нецензурных всполохов у этой группы ещё не было никогда, но СНСГ всё равно умудряются выйти ещё дальше за пределы того, что бывает и может быть, создав тотальную катавасию диссоциаций и хулиганства.

А в целом у меня осталось ощущение, что психо-экспериментаторы из СНСГ так долго и так успешно мудрили со своими шаманскими практиками и настойками/отварами, что вызвали из небытия тень Егора Летова, который ведёт себя теперь как Угол из Оргазма Нострадамуса, превратившийся за годы блужданий по алко-пустыне в дремучего шамана. В результате их диск звучит как полное и тотальное воплощение жуткого и абсолютно неконтролируемого мрака, где знакомые с детства мелодии “Не надо печалиться” и поп-хиты 90-х оказываются вывернуты шиворот-навыворот и совершенно переиначены в неистовом и самодеятельном порыве квази-творчества, который исполнители старательно пытаются выдать за треки и музыку.

Впрочем, всё это совсем не означает, что на альбоме мало душевности, мелодичности или запоминающихся припевов. Всё это время от времени проявляется в кипучей кастрюле релиза и раскалёнными пузырьками поднимается в мрачную закатную стратосферу шаманского бора, где творят, исполняют и тиражируют свои ядерные хохмы участники СНСГ, да и не затем они обращались за вдохновением к песенной киноклассике и к Макsим с ВиаГрой. Впрочем, в том, что касается их каверов, я не могу сказать, что очевидные параллели к Приключениям Электроников и всплывшая на поверхность панк-составляющая привели меня в восторг, а вот куски чистой психоделики и намёки на фолк со скрипкой в “Лунном календаре” понравились однозначно намного больше.

Не знаю, кому как, а меня новый альбом этой группы окончательно убедил, что СНСГ лучше выглядят и чувствуют себя именно в психоделическом амплуа, а панк и обильные нецензурные вербализациии им скорее вредят и мешают. Шутки, приколы и безудержный караоке-мрак – это всё отлично, но подобных групп пруд пруди, а качественного психодела в наши цифровые времена – по пальцам пересчитать. И да, если бы на альбоме были только “Кожаная морковь”, “Лунный календарь”, “Ведьмин поезд” и “Солнце спускается под землю”, он не стал бы хуже, а наоборот выглядел бы аутентичнее и привлекательнее, в то время как сейчас диск как будто состоит из двух частей с абсолютно разным и даже диаметрально противоположным материалом.

Зато эти панки-шаманы на своём примере показывают, что бывает, если к иронии добавить сарказм, юмор и гротеск. Так шутка многократно усиливается, умножается на себя и превращается в бред, маразм, памфлет, прокрастинацию и абсурд одновременно. И надо заметить, творится этот самый абсурд с очень серьёзным и “психоделическим” выражением лица, а также в полном соответствии с канонами и с подходом ранних гуру психоделического рока вроде Grateful Dead и Pink Floyd. Другое дело, что хаоса, чистого панка и такого же чистого и безоглядного хулиганства на новом альбоме минских эзотериков сейчас намного больше, чем раньше, и чем в принципе может быть на альбоме даже самого безумного и безбашенного психоделического рока, что неминуемо сообщает диску свою специфику.

Есть два пути записать по-настоящему некоммерческий альбом – ругаться как впавший в алкогольную кому сапожник или войти в роль принятого в ряды Grateful Dead Дюши Романова, а участники группы Солнце Находит Себе Глаза решили разом занять оба этих стула и таким образом попытались гарантированно достичь максимальной бескомпромиссности. Они всеми силами стараются превратиться в диковинную ядовито-флуоресцентную особь и благодаря этому выделиться на фоне серых и унылых представителей стандартного современного рок-движения. Рывок во времена, когда рок-музыка была рупором гласности и одновременно мистическим способом выходить в удивительные астральные измерения, состоялся, и если оценивать второй альбом группы с данной точки зрения, то он, несомненно, получился удачным.

Апофеозом альбома является более чем двадцатиминутная композиция “Кожаная морковь”, где практически непрерывно на всём протяжении этих двадцати минут идёт сплошной монологический нарратив с явным уклоном в бредовую метафизику. Медитировать под такое и выходить в астральные измерения изначальной мировой глупости просто бесценно, и в этом плане вряд ли какое-то музыкальное произведение может соперничать с тем, что сейчас наваяли для “Метафизической мясорубки” СНСГ. Экзотические инструменты отлично чувствуют себя на своих местах и отлично дополняют всеобщую какофонию астрального бреда, а в целом у группы получился диск, на все двести шесть семь процентов оправдывающий своё название. Действительно мясорубка. Действительно метафизическая. Действительно психодел, хоть и с изрядной долей аморал-поп-панка.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N8 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё