ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы Almanac "Миром правит зло"

18-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Рязанский состав Almanac не слишком плодотворен и не обладает гигантским коммерческим бэкграундом, но эти ребята пишут интересные вещи и стараются вдохнуть жизнь и креатив в жёсткие, почти железобетонные клише и стандарты традиционного хэви-металла, что у них очень даже неплохо получается. После аудиоспектакля “Узник своего тела”, по поводу которого я уже написал большую и подробную рецензию в начале 2017 года, они на некоторое время залегли на дно, почти не находя времени и возможности для походов в студию и официальных записей, но заговор молчания был-таки нарушен летом 2020 года, когда на просторах всемирной паутины появился их новейший сингл “Миром правит зло”.

Концептуальные оперные наработки времён “Узника” на время ушли в тень, а сейчас Almanac сосредоточились на изломанном авангардно-непредсказуемом хэви-металле с массой переходов и неожиданных инструментальных кусков. И ведь не просто сосредоточились - сейчас они вжаривают так, что плавится сыр на сэндвиче в соседней комнате, хотя от мановаровской прямоты и пристовской мелодичности у них нет практически ничего. Смесь забористого харда в духе Halestorm и прогрессива Psychotic Waltz далеко не всегда звучит в исполнении Almanac однозначно и одинаково убедительно, не каждый раз им удаётся быть во всём на высоте, но их прогресс и желание развиваться, не застревая на месте, всегда налицо и чем дальше, тем больше.

Мне нравилось то, что Almanac делали в плане своих мюзикловых опер и музыкальных повестей, но сейчас, когда концепции и сквозные тематические линии на время оставлены или не так очевидны, мне это не кажется большой потерей, и даже наоборот. Их сыроватый хард-авангард интересен уже сам по себе, они явно могут и умеют играть драйвово и высекать искры из каменных плит, но в то же время избегают предсказуемости и проторенных дорог, а это прекрасно, безотносительно к жанрам, временам и географии. Люди с биполярным расстройством и любители олдскульного прогрессива явно будут в восторге от новейшего трека Almanac, а возможно и не только они.

Я уже сравнивал эту группу с Sadness, Madder Mortem, Left Hand Solution, Atrox и In This Moment, а сейчас окончательно пришёл к выводу, что Almanac можно назвать самыми необычными хардрокерами наших широт, а возможно даже русскоязычным аналогом групп вроде Madder Mortem и Left Hand Solution, ведь их материал становится всё более разнообразным, сложным и авангардным, не отходя при этом от своих блэксэбботовских корней и риффов с привкусом классического стоунера. Даже в их каверах на Roxette и Audioslave без сомнений распознаётся эта характерная прогово-авангардная манера, а в своём новейшем собственном треке Almanac оторвались по полной, впихнув в одну вещь максимум идей, фишек и противоположностей.

Колоритная вокалистка Almanac Екатерина Григорьева внешне похожа на Кимберли Госс, но её вокальные данные ещё шире и разнообразнее. Играть в роковую femme fatale у неё получается первоклассно, а театральные переливы эмоций словно нанизаны на уверенный ракетоноситель мощнейшей сирены ПВО. Да, это всё тот же старый добрый хард-н-хэви с хулиганским женским вокалом, который у нас в стране исполняли ещё группы вроде Маркизы, а на Западе проповедовали Пэт Бенатар и Heart, но с лёгкой руки Almanac он стал непредсказуемым, ядерным, а порой даже почти нелогичным. Но это не отсутствие логики, это всего лишь собственное авторское понимание её законов и закономерностей.

Кто-то из героев 80-х говорил, что стареть не страшно, пока ты молод, и Almanac очень убедительно иллюстрируют эту мысль на своём собственном жизненном примере. Они существуют вот уже пятнадцать лет, и за это время менялись и меняли свой курс не раз и не два, в то же время ничуть не стесняясь демонстрировать свою приверженность традиционным и олдскульным делам. Они не боятся делать ставку на классические и ортодоксальные риффы традиционного хард-рока, но подают их под таким неожиданным соусом, что сомнений не остаётся: перед нами нечто совершенно новое и свежее – не колосс на глиняных ногах, а рок-хамелеон, готовый жить и креативить в современном digital-пространстве.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N7 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом Ольги Арефьевой "Хина"

17-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Творчество Ольги Арефьевой уже давно является самостоятельным культурным феноменом, который определяться может исключительно сам через себя. Арефьева – это Арефьева, и этим сказано всё и даже больше. А ещё Арефьева – своего рода маркер интеллектуальной состоятельности и мировоззренческого кругозора в нашем атомном XXI веке. Давно стало аксиомой, что хиппи-интеллектуалы, металлисты-эрудиты, растаманы-философы и рокеры-энциклопедисты – все слушают Арефьеву и с удовольствием цитируют её тексты. Слушать и знать Арефьеву – своего рода признак принадлежности к особой касте, закрытому клубу эстетов и нонкомформистов-романтиков.

Ольга стабильно многообразна и при этом узнаваема. Уже столько лет она представляет на своих альбомах коктейль из рока, прога, регги, блюза, джаза, шансона, арт-рока. И всё-таки альбом “Хина” удивил меня. Это определённо самый монолитный, самотождественный и в то же время самый депрессивный альбом исполнительницы. Тексты ещё в большей степени, чем раньше, пронизаны социофобией, а мыслей о смерти на диске много как никогда. Было бы логично и предсказуемо назвать данную пластинку “Смертеутверждающая музыка” или “Виток Депрессий” – по именам треков. Но Арефьева решила добавить чуток непредсказуемости и тайны, и релиз был назван “Хина”.

Под понятием “хина” в 99 случаях из ста подразумевают кору хинного дерева. Из нее готовят настойки, настои, отвары и прочие лекарственные средства. И настойки эти чрезвычайно горькие. Действие хины не тонизирующее, а скорее расслабляющее, а настойка хины обладает антисептическими свойствами и замедляет тканевые изменения. Хина далеко не проста в использовании и не является безопасной, в связи с чем в настоящее время она используется по большей части только в гомеопатии. Но когда традиционные средства разводят руками в бессилии, даже яды вступают в игру.

Рецензируемый альбом на первый взгляд не очень похож на лекарство, скорее он вызывает ощущение, требующее горького лекарства. Диск невероятно прост и светел. Предельно светлую печаль отражает и его обложка, где преобладает ослепительно белый отрезок цветового спектра, а также буклет, выполненный всё в том же минималистическом ключе. Когда листаешь эту внушительную 28-страничную книжицу, создаётся впечатление, что белее этой белизны только тотальное и бесконечное ничто – вечная пелена небытия, в которой все цвета и все мысли сливаются в одну кромешную, ослепляющую, вечно умножающую всё на ноль и неизменно равную нулю пустоту. Характерные рисунки Ольги в буклете уже являются частью её особого стиля оформления CD, но в этот раз даже они как будто стали белее и бестелеснее.

“Хину” вполне можно назвать концептуальным альбомом: в нём есть тема, проходящая сквозной нитью – смерть. Тема смерти всегда присутствовала в творчестве Ольги Арефьевой, но сейчас, на альбоме “Хина”, она углубилась в метафизику смерти глубоко как никогда. Умирания и развоплощения в том или ином виде на пластинке так много, что порой у меня появлялось ощущение какой-то особой концентрации на этой теме. Умирающие вожди, скелеты и черепа в буклете, киты с гарпунами в боках, заканчивающиеся алфавиты и иссыхающие губы – всё это сплетается в единый хоровод всеобщего возвращения в прах. Многие дэт-группы и апологеты макабрической идеологии могли бы обзавидоваться такой глубине проработки проблемы и количеству освещаемых граней и ипостасей искомого явления. Ну а я, не найдя в лазерных дорожках “Хины” никаких намёков на столь любимый народом и котируемый Ольгой в прошлом регги, заметил новую интересную закономерность: отголосков навеянного мистическими традициями альбома “Триптиц” здесь намного больше. А где мистика, там и преодоление.

“Хина” с головой уходит в мрачную танатологию, с интересом посматривает в сторону связанной с ней эсхатологии, а в конце успокаивается в специфической сотериологии – предчувствии победы над смертью, без страхов и сомнений:

“Вокруг лишь тлен, ты пойман в плен,

И взгляд до кости как рентген,

И вожделен кримплен промеж колен,

Здесь полюс фальши и вранья,

Здесь ты – не ты, и я – не я,

Но в небе голубая полынья.

Приди, живи в моей груди!

Труба играет впереди,

Горят дома, и врут, и мрут вожди.

Всё это – глупая игра,

А тело – только кожура,

Проснись на бис, закончена игра!”

(с) Ольга Арефьева – “Ангелие”

В плане инструментала альбом тяготеет к гипнотическому трип-хопу (“Зелёная кровь”, “Смертеутверждающая музыка” и т.д.), что для исполнительницы нельзя назвать чем-то само собой разумеющимся. И я не случайно провёл выше параллель между “Хиной” и, наверное, самым мистичным и таинственным альбомом Ольги под названием “Триптиц” (2017), где было множество народных и духовных мотивов. И инструментовкой, и направленностью “Хина” перекликается с этим диском и по-своему дополняет и развивает его.

У Ольги получился очень чистый и прозрачный альбом, в нём много холода и тишины. Но эта тишина и этот холод на удивление родные и тёплые, согретые человечностью, эмпатией и жаром искреннего сочувствия. Здесь много личного и сокровенного, что очень уместно и холодными зимними вечерами, и в череде осенних листопадов, и посреди всеобщего цветения лета и весны. Такие альбомы как “Хина” становятся любимыми и западают в душу надолго, а каждая из песен с диска при каждом новом прослушивании подобно хорошей книге раскрывается всё с новых и новых сторон.

Ярких и безусловных хитов вроде “Мастера смерти” и “По натянутой струне” с прошлого диска “ИЯО” (2018) на “Хине” нет – альбом более разрежен и фоново-атмосферен, созерцателен и рефлексивен. Вместо уверенного, жёсткого и ревущего рока “ИЯО” здесь правят бал абстрактные и космические звуки, которые так любят Dead Can Dance и Portishead. В этом особый характерный вкус и особая терпкая радость диска.

Пусть “Хине” далеко до радостной и торжественной “Алиллуйи”, пусть этот альбом сложен и не жалеет мрачных красок, рисуя свои картины, но в то же время надежды и веры в новых песнях Ольги ничуть не меньше, чем пессимизма и меланхолии. А объединившись воедино, новые треки оставляют ощущение правдивой, жизненной и биографической истории, непредсказуемой как сама жизнь. Альбом хоть и суров, но куда более жизнеутверждающ, чем кажется с первого взгляда. Есть пословица – неуязвим тот самурай, который не боится смерти. Рефлексия темы смерти – занятие йогов, аскетов и воинов: людей, которые побеждают в себе панику и страх, приняв неизбежность и найдя в себе силы жить с ней. Путь к бессмертию проходит через тему смерти, другого нет.

Вот уже двадцать лет я с огромным интересом и неугасающим восторгом слежу за творчеством Ольги. И каждый раз нахожу в следующем альбоме что-то новое, свежее, яркое, но в то же время не оставляющее сомнений в том, что слышишь всё ту же Ольгу. Ту, которая когда-то подарила нам “Ночь в октябре”, “Чёрную флейту” и “Оборотня”.

Альбомы Арефьевой универсальны и эмблематичны, они похожи на зеркало. Каждый, кто всматривается в них, видит прежде всего себя, свою душу, надежды и отражение своих интеллектуальных возможностей и гносеологических векторов. Вполне вероятно, что мои ассоциации и размышления по поводу “Хины” – это всего лишь мои собственные фантазмы и ничего более. Но я получил множество превосходных впечатлений от этого диска и с удовольствием рекомендую его вам. Это действительно глубокий и интеллектуальный рок, который стоит знать и котировать.

Рецензия на сингл Anna Samoхa "Мир без тебя"

15-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Один интересный проект – хорошо, а два – лучше” – вероятно именно так рассуждал таинственный музыкант Мистер Кто, когда в августе решил запустить ещё один авторский музыкальный коллектив и начал его продюсировать. Анна Самохвалова или, как теперь она называет себя, Анна Самоха – тюменская певица, а по совместительству художественный руководитель Мистера Кто и преподаватель вокала, которая участвует в жизни проекта Мистер Кто! с первых его дней, она-то и стоит в центре новой музыкальной коллаборации.

Как говорят сами музыканты, идея совершенно нового проекта с вокалом Анны родилась спонтанно, когда у Анны вдруг появилось желание исполнить самой одну из песен, предназначенных для готовящегося и запланированного на ноябрь этого года альбом Мистера Кто “Гештальт”. Понятно, что авторство “Мира без тебя” принадлежит Мистеру Кто, это целиком его песня, но Анна переработала её по-своему, пропустила через себя, расставила акценты так, как ей подсказала её душа и профессиональное чутьё, а в итоге у неё вышло уже нечто совершенно иное и вряд ли хоть сколько-нибудь напоминающее характерный стиль Мистера Кто.

Не знаю, как бы эта вещь звучала в исполнении самого Мистера, и какую бы аранжировку он для неё приготовил, но с голосом Анны и в её исполнении – это уже совершенно и далеко не рок-н-ролл и не рокабилли, на которые делает ставку таинственный тюменский мистер. Первая половина композиции - это та взлётная полоса, на которой набирает скорость и разгон эмоциональный боинг трека, а звучит эта вещь скорее в духе дрим-поп/трип-хопа и практически не имеет ничего общего с рок-музыкой, в то время как гитары и резкие тона появляются в композиции только ближе к половине, знаменуя собой взрыв и кульминацию.

Идеи по скрещению Dido, Florence And The Machine и рок-музыки витают в воздухе уже достаточно давно, и в этом плане то, что предлагает нам Аnna Samoxa не назвать абсолютно оригинальным и революционным сплавом, однако океаны той пленяющей лаунжевой меланхолии, которую транслирует сейчас эта исполнительница, готовы в любой момент выйти из берегов и затопить всё своими вязкими меланхоличными потоками. Это не просто грустный рок и уж тем более не типичная рок-баллада, а что-то стихийное и природное, в чём можно усмотреть даже отдалённые аллюзии к Myrkur и к сольному творчеству Кари Руслоттен, не говоря уже про более предсказуемые и очевидные параллели.

Есть что-то северное и нордическое в том, как обращается со своим голосом и как выстраивает взаимоотношения с инструментальной составляющей Анна. Может быть, в её песне и нет такого рельефного интонирования, как, скажем, у норвежской Авроры или Лизы Экдаль, нет таких резких и театральных контрастов, но её мечтательность и волшебная полётность не меньше напоминают о волшебных и воздушных измерениях, где краски предельны, мечты осязательны, сны реальны, но иногда всё же бывает пусто и грустно. “Мир без тебя” – это музыкальный трек, который можно расценивать как песенное отражение фильма “Куда приводят мечты”.

На данный момент Anna Samoxa – это скорее поп-проект, но это не уничижительный термин, намекающий на коммерческую составляющую или на не самое высокое качество актуального трека, а всего лишь индикатор, позволяющий позиционировать “Мир без тебя” как материал с большим потенциалом и рассчитанный на более обширную слушательскую аудиторию, нежели изначальный и собственный проект Мистера Кто. Для того чтобы понять и полюбить эту вещь, не нужно быть бунтарём и рок-н-ролльщиком, нужно всего лишь любить и понимать хорошую музыку и уметь чувствовать тонкие вибрации потусторонних сфер.

Рецензия на сингл и клип группы Дивизор "Колыбельная"

13-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Борис Белик, известный по one-man-мдм-формированию Atrium Mortis, по проекту Термит Пит и по акустическому дуэту Дивизор, не так давно защитил кандидатскую диссертацию, но своей экзистенциальной мизантропии не изменил и изменять не собирается. Напомню, что в рамках Дивизор Борис творит и экспериментирует со своей музой Екатериной Соловьёвой aka Сая, а стиль и настрой этого коллектива лучше всего описать как депрессивный экзистенциал-акустик-трэш с болезненной философской лирикой.

Как говорит сам Борис, “Колыбельная” – особенная для него вещь, это целиком его авторское произведение (не тандем-коллаборация с Екатериной, как это было всё время до этого в отношении всего, что имело хоть какое-то отношение к Дивизору), в котором стали резонировать и звучать глубокие струны его души, инь встал в выемки и пустоты ян, и всё вышло так, как должно было выйти, заставив трек вспыхнуть и превратиться в златокрылого феникса, готового повести слушателя за собой в мир депрессий, скитаний, интеллектуальных парадоксов и сумрачной атмосферы.

Формально оставаясь в жанровых рамках колыбельной, новейшая вещь Дивизора чётко следует в сторону депрессивных радостей мизантропа: морок и туманы грустных бессонных ночей, свечи, сигареты, кромешное марево за окном и грязный снег на улице – всё это знакомо каждому, кто обжигался, был разочарован и хоть раз хотел всё бросить и послать на все четыре стороны этот мир, а заодно и свою собственную жизнь. Серая вереница суицидальных дилемм и неразрешимых парадоксов приняла осязаемую форму в “Колыбельной”, и это выглядит мощно.

Видеоряд следует в том же ключе, что и сам трек, он размерен, монохромен и щедро нашпигован полночной апатией и тревожными предчувствиями, вскрывая самые больные и универсальные нагноения депрессирующих поэтов и грустных изгнанников королевства товарно-рыночных отношений, а авторы даже не пытаются скрыть и заретушировать тот факт, что перед нами типичный diy-ролик, снятый исключительно в бюджетном формате и с такой же бюджетной подачей - не ретушируют они и себя самих, а наоборот предстают перед нами живыми, подлинными и настоящими, даже, пожалуй, почти повседневными.

Здесь нет впечатляющей графики или сногсшибательной операторской работы, изощрённого сюжета или дорогих декораций, а вместо всего этого на первом, втором и третьем местах зиждятся угрюмая атмосферность и воспалённый круговорот сократовской риторики. Здесь всё просто, предсказуемо и даже очевидно, но в этом тоже своя универсальность и своя соль. Смесь “Nothing Else Matters”, “Smells Like Teen Spirit”, “Опиума” и “Что такое осень” ещё не была столь мрачна, органична и художественна, как это случилось и получилось сейчас у Бориса и Саи.

Не трудно рассмотреть преемственность между всеми проектами Бориса (даже помимо входа в пустоту Atrium Mortis, который затем оказался подожжён у Дивизора, здесь без труда найдётся ещё масса менее очевидных, но не менее весомых параллелей), и “Колыбельная” – это тоже ещё один кирпичик в упирающемся в небеса колоссе депрессивных умонастроений и отчаянного эксистенциального мужества не быть как все и лить воду лишь на те мельницы, которые близки и приятны прежде всего тебе самому.

Пожалуй, лучше всего сказать про “Колыбельную” стихами: “ Как вцепится – не отпустит и будет в груди свербить, одну за одной смолить. Весна – это радость грусти”, а закончить эту рецензию стоило бы следующим четверостишием из того же самого стихотворения Екатерины Соловьёвой: “Не то чтоб душа в тиски, Шекспировской страсти буйство. Весна – это как искусство не вздёрнуться от тоски”, ведь “Колыбельная” именно об этом: о грусти и тоске, о боли и преодолении, о снах наяву и бессонных ночах, об отдыхе и подлинности, о которых так тоскуем все мы.

Рецензия на альбом группы Шива "Бардо"

12-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Чего можно ждать от альбома, на котором песни называются “Жирная муха” и “Мёртвая бабочка”? Подсказки на этот счёт присутствуют уже на обложке рецензируемого релиза: название намекает на бардовскую составляющую с рифмами Агнии Барто, арт отсылает в сторону психоделической этники, а беглый взгляд по титлам других треков сигнализирует о возможных на данном CD-артефакте пророслях авангарда, и все эти догадки, если они вдруг посетят ваш разум на подступах к ознакомлению с “Бардо”, будут верны, справедливы и закономерны.

Шумные туманы непролазной акустической психоделии обступают слушателя с первых же секунд звучания альбома, а дальше нас ждёт ещё больший грейтфул дэд и полный артхаус. Акустические гитары Шивы небрежны, расслабленны и медитативны, но главная соль происходящего в данном случае даже не в этом, а в тех экзотических клавишных и авангардных скрипичных звуках, которые проявляются поверх всех можжевеловых саунд-зарослей. Лидер проекта Андрей Бухарев явно из тех, кто считает, что Вечность пахнет Летовым, и альбом “Бардо” записан как раз в таком ключе.

Отголоски Башлачёва, Курёхина, Ревякина, Дюши Романова, ранних экспериментов Б.Г. и целой массы других железных бабочек околохипповского андеграунда с обязательным значком “онлайна” напротив имени лидера Гражданской Обороны присутствуют на данной пластинке с перманентной настойчивостью, а порой импровизации и инструментальные решения Шивы вызывают ассоциации с джазом (“Морозов”, “Забытая песня”) и звучат как сумасшедшая экспериментальная атональщина с привкусом давнего выдержанного блюза и Grand Funk Railroad, помноженных на The Doors.

Все бывалые грибники-музыковеды давно знают, что безумные соловьи русского рока бывают и могут быть такими, но дойти и допиться до такой кондиции удавалось далеко не всем. Подобным образом индейцы, накурившись петрушки и укропа, общались с тенями убитых ими животных и улыбались с еле заметным прищуром странным и неизвестным науке существам, приходящим из тёмных пещер, а “Бардо” записан в режиме “live”, с одного дубля, и на этом альбоме больше магии и визионерских полётов, чем музыки как таковой или поэзии в собственном смысле слова.

В данном случае слово, звук, атмосфера, эмоции и особое ментальное состояние, в котором пребывают во время исполнения своего материала Шива, дополняют друг друга, а разобрать, где заканчивается одно и начинается другое очень сложно и, вероятно, невозможно в принципе. Юмор и гротеск у музыкантов легко переходят в грусть, а затем отправляются в свободное плавание по волнам метафор, гипербол и аллегорий, а вот как-то анализировать все эти крезовые хитросплетения далеко не просто – концы оказываются началами, а логика в недоумении бессильно разводит руками.

Музыканты не стараются подражать стилю и манере своих кумиров, не пытается воспроизвести их звучание или любой другой из внешних стилистических приёмов, а смотрит исключительно в корень и перенимает самую суть – эмоцию, состояние, надрыв, мироощущение, экзистенциальный континуум, в котором находились в своё время и творили Моррисон, Леннон и Jethro Tull, обращаясь к тем же самым источникам, откуда в своё время экспортировали своё вдохновение первопроходцы и зачинатели интеллектуального арт-рока.

Возможно, именно так звучали бы записи Бориса Гребенщикова, если бы он после альбома “Табу” двинулся не в сторону попсовых гармоний “Навигатора” и “Снежного Льва”, а направил свои корабли в сторону неожиданных и небывалых музыкальных вселенных, которым нет и не может быть места в эфире больших радиостанций и в строчках пафосных молодёжных чартов. А вот слушать такое нужно на виниле или на винтажной аудиокассете, ведь шумы, огрехи и ошибки здесь не являются чем-то внешним и лишним, а органично вписываются в общую картину, дополняя колорит общего и неделимого, почти экзистенциального, но очень литературного и “филологического” пейзажа.

Да ведь если вдуматься, настоящий русский рок просто по определению должен быть безумным, сумасшедшим и истерически-маразматическим и не может быть другим – “какая жизнь, такие песни”. Русская литература в лице своих великих и прославленных представителей всегда и во все времена утверждала именно такое восприятие действительности и такую эмоциональную атмосферу, а Андрей Бухарев в рамках своего проекта лишь следует давним традициям и вливается в давно наметившиеся метафизические тренды, не желая перекраивать исторически сложившиеся тренды и традиции.

“Бардо” – одна из самых осмысленных и благозвучных какофоний, которую мне доводилось слышать, и она мне определённо понравилась. Альбом затягивает и пьянит, в нём много глубокого и иррационального, а умный философский рок в исполнении Шивы легко сливается с хулиганскими поисками битников, в то время как на выходе нас приветствует лиричная околомузыкальная фантасмагория, в которой великие рок-иконы старого иностранного рока изъясняются на универсальном языке смыслов и очень комфортно себя чувствуют в компании друг друга. Не знаю, причём здесь Шива, но альбом у них получился хоть и непростой, но кайфовый и знойный, а это главное. Настоящая жёлтая субмарина – глубокая, подводная.

Рецензия на сингл проекта Мистер Кто! "Прохожий"

11-09-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Из Тюмени с любовью под вывеской таинственного проекта Мистер Кто! до нас дошли уже пять синглов, и каждый из них был по-своему интересен и примечателен: качёвый тюменский бит “Напряга” и “Инженера”, меланхоличный фолк-рок “Горя”, электрический ритм-н-блюз “Выбора” и вот теперь, пока таинственный мистер инкогнито и его помощники трудятся над своим первым клипом и доводят до ума долгожданный полноформатник проекта, в сеть оказался выброшен очередной музыкальный голубь – “Прохожий”.

И сейчас перед нами традиционная ковбойская баллада, которые с таким восторгом и радостью исполняли Cinderella на “Heartbreak Station” и адепты кантри-н-вестерна с южных штатовских территорий, но исполнена она на русском, по-русски и с замечательной русской расслабленностью (читай: пофигистичностью), которую никогда не понять ни ковбоям, ни шерифам, ни просто жителям некогда индейских прерий, а ныне собственных территорий владельцев и изобретателей звёздно-полосатого флага.

Если убрать из легендарного и исторического хита Чёрного Кофе под названием “Незнакомец” весь этот хэви-металлический антураж, накал, драйв, надрыв и крик Варшавского, сделав поправку на возраст и менталитет бывалых рок-н-ролльщиков, то у нас получится “Прохожий” Мистера Кто! Собственно, нет никакого смысла рассказывать о чём идёт речь в этой вещи и какой проблеме она посвящена – если вы уже слушали “Незнакомца”, то уже и сами в курсе всего, а социологи всё это описали и того раньше и к тому же очень доходчиво: человеку нужен человек.

Не знаю, в чём причина, но такую музыку теперь стали очень любить на русскоязычных территориях, а некоторые группы настолько попадают на крючок данного жанра, что всё своё творчество заставляют вращаться вокруг таких жарких и лениво-медитативных блюзов. Alex Volt, Horband, Portfire – перечислять адептов поездов и кольтов образца 2020 территориально располагающихся в снежной и хлебосольной России можно долго, но Мистер Кто! со своим новейшим синглом всё равно отличается от них и суть этих различий – естественность.

Музыкант не старается перенять фишки и приёмы той же Cinderella или поиграть в грустного ковбоя, а просто играет свой рок-н-ролльный шансон, как Бог на душу положит, и изъясняется без обиняков, как это бывает у каждого, кто позволил себе немного выпить, немного расслабиться и немного выпасть из режима дедлайнов и трудовой дисциплины. Никаких высоких чувств, глобальных трагедий и надуманной романтики – у “Прохожего” всё очень естественно, просто и натурально, хотя это тоже баллада и тоже своеобразная романтика.

Когда тебе уже давно не семнадцать, нужды ни в каких трагедиях и глобальных идеях уже, как правило, нет, а хороший скотч, адекватный ассортимент в холодильнике, мягкий удобный диван с профессиональной стереосистемой поблизости и добрый приятель, который вот-вот нагрянет в гости, это предел мечтаний, синоним счастья и просто очень подходящий набор для хорошего и отличного вечера. “Прохожий” – это тоже романтика, но романтика взрослая и выдержанная, как хорошее вино. И в своём роде (для тех, кто в теме и кто понимает) это огромный и великий кайф.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N6 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё