ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы The Republic Of Mars "The Beast From The East"

20-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Переориентировавшись на англоязычную аудиторию и окончательно уступив место у микрофона шведу Робу Лундгрену, замечательная хардовая капелла Республика Марс превратилась в The Republic Of Mars и выпустила историческую компиляцию своих лучших вещей на английском. На “The Beast From The East” вошло двенадцать треков, среди которых за вычетом интро без труда можно увидеть одиннадцать классических боевиков команды в совершенно новом прочтении и под абсолютно свежим соусом. Реалии прежних русскоязычных текстов автоматически ушли в тень, смысловая нагрузка поменялась, а в итоге перед нами предстала дюжина песен, которые смело можно назвать автономными и не привязанными к чему-либо, но где-то глубоко внутри по-прежнему чтущими свою исконную связь с хулиганским и забористым рок-н-хардом проекта.

И я в очередной раз ловлю себя на мысли, как много на самом деле значит аранжировка и вокал для общего впечатления от группы и от песни. Старые и уже ставшие почти классическими вещи Республики Марс в своём новом амплуа без преувеличения получили новую жизнь и имеют по ощущениям не очень-то много с изначальными оригинальными версиями. Зрелый, выдержанный и профессиональный хард-рок на стыке традиций винтажных 70-х, эпатажных 80-х и более альтернативно-прогрессивных 90-х – это то, что пропагандируют сегодняшние обновлённые The Republic Of Mars, а главной, хотя и не единственной вишенкой на этом музыкальном торте без сомнений является вокал Роба, благодаря которому творчество команды вышло на совершенно новый уровень качества и выглядит теперь максимально серьёзно и представительно.

Лундгрен поёт профессионально, но основное достоинство его голоса даже не в этой правильности и в попадании в ноты, а в том особом ностальгическом хардовом ощущении, которое его пение привносит в материал наших рок-корсаров из Владивостока. Пивные хрипы, масса оттенков и эмоциональных нюансов, невероятная пластичность и способность вкусно обыграть даже самые простые и прямолинейные вокальные ходы – всё это далеко не полный и не исчерпывающий список достоинств и кайфов, которые обрели наверняка прекрасно знакомые многим из нас композиции “республиканцев” после того, как их спел для “The Beast From The East” фронтмен Reveal и Mentalist. Так Guns N’Roses встречаются с UFO и Omega, и от такого смешения в выигрыше оказываются все, начисто забыв о побочных эффектах и проблемах совместимости.

Заслуживает особого внимания название (ребята интересно скаламбурили на тему айронмейденовских компиляций The Best From The Beast, отсылающих в свою очередь к известной формулировке “лучшее из лучшего”, что на английском звучит как the best from the best) и обложка релиза, который совершенно явно предназначен по большей части на экспорт для взыскательного западного слушателя и должен привлечь тамошних меломанов своей российской спецификой. В самом деле, что может быть интереснее и привлекательнее для ищущих советско-российской экзотики немцев, американцев, шведов и прочих иностранных граждан, нежели такой российский хлебосольный медведь, выудивший, в лучших традициях отечественных сказок, из реки огромную рыбину (предположительно, говорящую чудо-щуку)!

Несмотря на то, что какого-то однозначного отечественного колорита собственно в музыке проекта я так и не услышал, данный продукт вряд ли разочарует даже самых строгих и серьёзных слушателей. Отобрав свои самые-самые крутые и пробивные вещи воедино, музыканты Республики Марс нашли для них отличного вокаллера, грамотно переложили лирику на международный английский, и вот у них получился сильный и представительный релиз в лучших мировых традициях (вы наверняка в курсе, что знаменитые японские, финские, норвежские и т.д. команды практиковали такой ход ещё в 80-х, на определённом этапе своей карьеры подходя к осознанию необходимости представить себя широкой англоязычной аудитории и выбирая для этой цели самые сливки своего прежнего творчества), который я бы даже не стал расценивать как сборник и компиляцию.

Нет смысла как-то анализировать контент данного CD и тем более выбирать наиболее выдающиеся треки с “The Beast From The East” – на данный альбом прошли и так только самые сильные, крутые и интересные композиции без каких-либо проходных и посредственных вещей, однако я всё-таки не могу удержаться, чтобы лишний раз не похвалить великолепную балладу “Far Away”, почти не уступающий ей медляк “Loosing You”, меланхоличную “The Era” и контрастно-тяжеловесный кавер на Van Halen “Dream Is Over”, на который был снят отличный клип. Альбом вышел в шикарном шестипанельном дигипаке, а потому для того чтобы услышать всё это хардовое великолепие в качестве и попутно пошелестеть глянцевой полиграфией буклета, у вас есть все возможности и абсолютно никаких препятствий. Спешим, ищем и ценим!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом проекта Kalanchoe "Ghost Cube"

20-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Не так часто тяжёлые группы вдохновляются цветами при выборе себе названия, но сегодня у нас как раз такой случай. Проект российского гитариста Александра Замарянова обязан своим названием тропическому лекарственному растению, которое можно встретить и в оранжереях искусных садоводов, и на подоконниках у домохозяек вроде Дианы Цепеш из журнала HELLZ ZINE, а в природе - только в тропиках Австралии, Азии и Африки. Никогда не думал, что с каланхоэ связано что-то мистическое или таинственное, но после прослушивания “Ghost Cube” к своему собственному каланхоэ, стоящему у меня дома, я относиться с прежней снисходительностью я уже не могу - теперь всё время жду от него страшных и неожиданных сюрпризов.

Инструментальный мат-метал – штука сама по себе космическая и научная, а если музыканты и сами упирают на данные характеристики, можно ждать ещё более серьёзных и обескураживающих музыкальных явлений. Математическая точность, геометрические пропорции, антиномии физических явлений и сопутствующий им мистический туман таинственного и необъяснимого, который верно сопутствует исследователям, когда те приближаются к разгадке какой-нибудь очередной мистерии, сошлись воедино на обложке дебютного альбома проекта и всё это вы без труда услышите и в музыке Kalanchoe. Восемь треков их диска интригуют, мобилизуют серое вещество в подкорке и каждый раз показывают выбранную проблему с новой и неожиданной стороны, то бросая слушателя в пучину гитарной мясорубки, то расставляя паутину психоделических размышлений, то пускаясь в хитросплетения гаммоподобных звуковых пазлов, где закономерности развития происходящего настолько суровы и строги, что почти абсолютны.

Когда А.Ф Лосев писал о связи музыки и математики, он наверняка и не подозревал, что такие разные сферы жизни могут не только сближаться и взаимопроникать друг в друга, но и буквально растворяться одно в другом, игнорируя все границы и ограничения. Когда слушаешь “Ghost Cube”, перед глазами всё пестрит непонятными значками формул, цифрами, теоретическими раскладками и гипотетическими допущениями, а сухое дерево теорий и гипотез начинает цвести и плодоносить в точности как буйные и необузданные тропические прерии. Если прогрессив у вас ассоциируется с Dream Theater, а с мат-металлом вы знакомы лишь по творчеству Meshuggah, то на “Ghost Cube” вас ждёт большое открытие и много удивлений, ведь здесь всё куда сложнее, куда прогрессивнее и куда математичнее. Мелодичность и драйв дополняют технику и прогрессивность альбома, словно являясь двумя сторонами единой монеты.

В числе своих музыкальных фаворитов сам музыкант называет Animals As Leaders, Glass Cloud и Veil Of Maya, и его изломанные, на первый взгляд даже нелогичные и какие-то инопланетные риффы, продолжают традиции данных групп, а затем пробуют идти дальше, даже если дальше только космос и безбрежные дали стратосферы. Если говорить о разнообразии, то Kalanchoe как будто установили сами себе вето на самоповторы и постарались сделать материал альбома максимально разнообразным и неожиданным: глубокомысленная “Obscure” искрит как млечный путь в ясную полночь своим мерно-гипнотическим гитарным пульсом, “Dodecaphony” уходит ещё глубже в атмосферность, не забывая в то же время про драйв и кач, титульная вещь напоминает саундтрек для работы пробравшегося в ботанический сад марсохода, а “Strange Visions” как будто скрещивает гитарные фантазии Джо Сатриани и научно-фантастический джент.

Александр Замарянов на своём диске смог сделать математический метал не только техничным, прогрессивным и виртуозным, но и человечным, слушабельным. Альбом напоминает киборга, у которого человеческое и компьютерное дополняют друг друга и усиливают свои возможности за счёт успехов и наработок кибернетической науки. Хаотичные роботехнические ритмы запросто сочетаются у Kalanchoe с живыми и цветущими фрагментами, а разум и душа, логика и эмоции не кажутся такими уж противоречивыми и взаимоисключающими, ведь нашпигованная сэмплами “White Tiger” напомнила мне Джошуа Трэвис из Glass Cloud, а “Octarine Core” вызвала в памяти камлания шаманов. Альбом разнообразный и разноликий, и хотя понять и распробовать его в полной мере смогут только самые продвинутые и искушённые слушатели, для общего развития пройти этот музыкальный iq-тест стоит всем мыслящим и интересующимся.

Рецензия на альбом группы Навстречу Солнцу "Музыка дождя"

17-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Смешать хорошую авторскую песню под гитару, плотный гитарный рок, добавить туда немного намёков на фолк и несколько капель с минуту на минуту готового разразиться дождя, и вы получите новый альбом группы Навстречу Солнцу. Я забыл упомянуть только сумасшедшую энергетику вокалистки команды Светланы Вайвод и её безбашенную харизму, но если вы уже слышали дебютный диск команды, который назывался “Пробуждение”, то и сами всё знаете и понимаете: Навстречу Солнцу это почти как Twisted Sister на пике своей карьеры, только у микрофона у них не Ди Снайдер, а Светлана, и поют они немного о другом и по-другому.

Эта группа исполняет очень “аналоговую” музыку, где много драйва, ламповости, сопутствующих и на первый взгляд “лишних” звуков, некоторой лайвовой небрежности, но именно эти нюансы делают их материал таким цепляющим и интересным. В наше время некоторые коллективы для того, чтобы достичь такого “вовлекающего” и живого саунда, записывают все инструменты сразу и в реальном времени, а отдельные индивиды даже используют в качестве носителя плёнку, и это особое ощущение пахучего, до краёв насыщенного грозовым озоном концертного электричества, когда музыка кажется почти осязаемой, в полном мере присутствует у “Музыки дождя”.

И по сравнению с “Пробуждением” на рецензируемом альбоме ещё больше ностальгии, не самого безупречного звукоизвлечения и винтажных эмоций. Не случайно сами авторы задумались о том, чтобы издать этот альбом на виниле – именно в пластиночном варианте такие песни будут звучать ярче и привлекательнее всего, вплотную подбираясь к высотам Jefferson Airplane и к их вечным хитам вроде “Somebody To Love” и “White Rabbit”. Водопады фонящего дисторшна, дыхание вокалистки и чистые неподдельные эмоции – всего этого на рецензируемом CD столько, что эффект в итоге остаётся сравнимый с долгой и счастливой прогулкой под дождём без зонта.

И я зря упоминал выше про фолк – никакой фолковости и народности, да и намёков на них в музыке команды теперь уже нет совершенно, а есть только плотный, рельефный и до мурашек материальный рок, жёсткие скрипучие гитары, искренний голос Светланы и обнажённая искренность текстов. Музыка этой группы потрясающе несовершенна, но она чарует и притягивает взгляд, завладевает мыслями и пленяет слух своей срывающей все преграды искренностью и шквалом чистых и незамутнённых повествований. Каждая из песен на альбоме – это отдельная история, которую слушателю предлагается пройти до конца и прожить вместе с музыкантами.

Уже открывающая альбом “В свете звезды” начинает свой танец по оголённым нервам, и альбом не перестанет держать руку на пульсе слушателя до самой последней ноты самой последней из семи попавших на диск песен. “Танцуй так, как будто никто не видит” – все мы помним этот старый и легендарный уже императив, но Навстречу Солнцу решили претворить его в жизнь и устроили на своём новом альбоме настоящий праздник творчества, свободы, обнажённых чувств и, конечно же, непослушания. Именно празднично звучат “Поединки”, трогает напевная баллада “По глазам”, а “Интернет-пучина” снова зовёт зажигать и отрываться на танцпол.

Альбом вышел невероятно короткий и очень ровный (если можно назваться такую рваную и рельефную подачу ровной хоть в каком-то смысле), но динамичности и драйва на нём хватает и даже очень. Смесь дисторшновой тяжести и балладной чувствительности в “Единице” действует почти как гипноз, титульная вещь игриво провоцирует и зовёт на экстраординарные выходки и весёлые безумства, а финальная “Пора” – это просто ещё один сумасшедший хулиганский рок-н-ролл. Удивительно, но когда я слушал альбом, то меня не оставляло ощущение, что я слышу позитивный, бодрый, светлый и жизнеутверждающий вариант Янки Дягилевой. Кто бы мог подумать, что такое вообще бывает, но вот ведь есть, существует, и это факт.

Особого упоминания заслуживают тексты Светланы. Её строки и её вокал, подача, то, как она презентует эту лирику – это стопроцентная классика и ядерный олдскул. Хороший олдскул. Так и о таком могли петь группы вроде Маркизы лет тридцать назад, такое было привычно и радостно переводить с английского в поэзии Fairport Convention, Fleetwood Mac, ранних Heart и тех же Jefferson Airplane, но сейчас в 2020 году у отечественной русскоязычной команды это воспринимается как поразительная дерзость, бодрящая свежесть и признак хорошего вкуса. А что до бард-основы… Боб Дилан, Донован, Heart и “джефферсоны” тоже были в первую очередь бардами!

Многие меломаны отмечают такую важную составляющую хорошей музыки как послевкусие – одно дело риффы, мелодии, голос, тексты и т.д., но ещё, помимо всего этого, важно, какое у тебя остаётся ощущение, когда звуки и голос смолкли, а ты вытащил наушники из ушей и отправился по своим делам. И послевкусие у “Музыки Дождя”, нужно отметить, отличное. Оно отличается добротностью, ненапряжностью и, пожалуй, это единственное, что роднит рецензируемый сейчас коллектив с упомянутыми выше американскими глэм-металлистами, однако данное обстоятельство действительно нужно признать очень важной чертой их творчества.

При всём том внушительном количестве исполнительских, вокальных, продюсерских и саундовых нюансов и огрех, которые всё ещё присутствуют в композициях группы, настроение после их прослушивания улучшается, тонус повышается, а впечатления остаются чистые, светлые и незабываемые. Очевидцы их живых выступлений утверждают, что вживую они ещё более прекрасны, и я этому охотно верю: концерты – это определённо их стихия, я бы даже сказал, что такую музыку и нужно слушать по большей части вживую и лучше, наверное, на свежем воздухе, где есть небо, деревья, солнце и, конечно же, дождь – словом, природа и сама жизнь.

Рецензия на мини-альбом группы N-616 "Redwave"

17-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Красная волна” – это название забугорной пластиночной серии, которая помогла в своё время открыть наш отечественный рок для западных слушателей и пробить Железный занавес, а в итоге сильно поспособствовала тому, чтобы сделать российскую рок-музыку легальной. Всё это стало возможным благодаря подзабытой ныне Джоанне Стингрей, что, впрочем, сейчас уже, наверное, не так уж и принципиально, однако само словосочетание “Red Wave” – это своего рода позывной, и, понятное дело, что от релиза с таким названием (даже если оно выглядит как “redWave”!) стоит ждать только самых классических рок-песен самых классических и заслуженных рок-групп, но вот в какой интерпретации они будут представлены нам сейчас?

Питерские синтетические индастриал-рокеры из N-616 доэкспериментировались до того, что, в конце концов, сообщили всем интересующимся и неинтересующимся, что отходят от чистой электроники, синти-рока и гот-индастриала, а новая глава их творчества будет теснейшим образом связана с металлом. Чтобы не быть голословными, они представили кавер на чёрную блэкметаллическую классику Burzum, а теперь готовы испробовать свои кавер-силы и переиграть легендарные композиции одиозного и не очень-то любимого в среде метал-ортодоксов русского рока, что можно воспринимать как хулиганство, эпатаж и аналог нашумевших Бони Нем, а можно расценить как попытку реабилитировать и металлизировать эпохальные хиты русского рока.

Для актуального EP музыканты отобрали одни из самых знаковых и триумфальных треков авторства Кино, Алисы, Агаты Кристи и Гражданской Обороны, а что касается аранжировок, то это очень причудливый гибрид между олдскульным индастриал-металлом в духе Ministry/Fear Factory и более современными и жёсткими металлическими порослями вроде мелодэта, викинг-металла, модерн-металла, блэк-металла и т.д. с толикой характерных для N-616 атмосферных мелодий и нежных женских вокализов, сходу погружающих слушателя в облака мечтательности, грёз и эфирных видений, в которых столь долго чувствовали себя как рыба в воде эти северные электро-алхимики.

Вокал в первых двух треках процентов на девяносто женский, и это главная характеристика, которая роднит “первую сторону” “redWave” с недавним творчеством N-616, которую сами авторы описывали как музыку в стиле “sad girls on covers”. Именно кавер-версии на “Перемен” Кино и “Дорогу Паука” Агаты Кристи понравились и запомнились мне на рецензируемом издании больше всего, поскольку именно они являются самыми мелодичными и хитовыми на данном EP, и именно в таком амплуа N-616 воспринимаются естественнее и органичнее всего, а вот дальше идут нововведения и более экстремальные музыкально-химические реакции, где металла будет больше, а вокальная работа окажется под стать инструменталу в плане агрессии и экспрессии.

В третьем и четвёртом треках, которыми стали кавер-версия на Алису с их “Движением Вспять” и на Гражданскую Оборону с эпохальной “Здорово и вечно”, женского вокала нет вовсе, а за всё и за всех отдувается экстремальный кричаще-рычащий мейл-войс, что сразу же начинает клонить музыкально-жанровую лодку N-616 в сторону авангардного блэка вроде Morgul и шумного модерн-металла наподобие Druknroll. Звучит это хаотично и напористо (“Здорово и вечно” так и вовсе напомнила мне Burzum в их исполнении) но диссонансов и сложных (а потому не столь стопроцентно удачных) моментов здесь больше, и потому материал кажется чуть более угловатым, механистическим, колючим и напоминающим взбесившийся музыкальный автомат.

Главный недостаток актуального релиза – звук. Понятно, что играть в электронных и синтетических жанрах, делая ставку на обработку и аранжировки всех этих аудио-радостей с использованием персонального домашнего компьютера, проще, и результат выходит более впечатляющим, а хорошо и адекватно записать гитары и жёсткие металлические драмсы далеко не так просто, но N-616 пробуют находить компромиссы, и, хотя избежать скомканности и карикатурности саунда им полностью не удалось, результат у них вышел намного лучше и привлекательнее, чем мог бы, и чем выходит у многих других начинающих современных метал-групп.

Охарактеризовать же результат в целом можно как “андеграундную метал-дискотеку для тру-фанс & edm-лайкерс”. Не знаю, в чём тут фишка и разгадка, но подобный жанровый винегрет в последнее время набирает всё большую популярность и привлекает под свои знамёна всё больше адептов, а N-616 с успехом вливаются в ряды групп вроде VooDoo, Tryme, Beyond Borders и иже с ними, но всё равно не теряют свой собственный уникальный почерк и продолжают выдавать сочные и интересные релизы, просто теперь с несколько иными аранжировками и немного непривычным цветом обретающегося на фоне фасада. Они сменили индастриал-рок на индастриал-метал, с головой окунулись в тяжесть и кач, но не перестали быть собой, и это хорошо.

Что может быть правильнее и круче, чем дружба народов, мир во всём мире, хорошее настроение, взаимопомощь и другие общечеловеческие ценности и идеалы, и авторы “redWave” словно пытаются показать всем нам (рокерам, готам, электронщикам, металлистам, etc.), что хоть мы и слушаем разную музыку, но общего и сходного у нас у всех намного больше, чем разниц и различий. Ещё небезызвестный Кирилл Немоляев не уставал повторять, что поп-музыка – это зачастую очень хорошая и качественная музыка, а N-616 взялись за реабилитацию русского рока и готовы приложить немало сил и стараний, чтобы продемонстрировать любителям самой жёсткой и бескомпромиссной музыки, что в данном жанре тоже есть очень даже неплохие темы.

Можно было бы классифицировать и охарактеризовать “redWave” как утяжелённый edm – electronic dance music – но доходящий и вплотную подбирающийся к тому, чтобы именоваться и расшифровываться, как electronic dance metal. Нужно отдать музыкантам должное – чартбрейкеры русского рока в их исполнении действительно стали звучать совершенно иначе и вызывают уже совершенно иные впечатления, чем в оригинале. Опыт поставлен, эксперимент нужно признать удачным, и, хотя их кавера на Burzum и Сандру мне всё-таки понравились больше, “redWave” тоже с лёгкостью срывает свою долю оваций, и это заслуженно. Ждём продолжения, которое, несомненно, наступит и настигнет нас уже очень и очень скоро!

Рецензия на альбом группы The Lust "Honest"

16-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Нанотехнологии в музыке творят чудеса и пример тому творчество замечательного отечественного готик-метал-проекта The Lust. После реюниона в 2015 году по характеру и результатам своей деятельности они напоминают великолепно отлаженную машину, однако предельная концентрация чувств и эмоций в их композициях не оставляет сомнений в том, что перед нами не бездушные клоны и не гуманоиды с компьютером вместо мозга, прилетевшие на машине времени из ближайшего будущего, а люди с обнажённой душой, чутким сердцем и благородными намерениями.

И эти люди совсем не прочь ломать каноны романтического готик-металла и делать всё шиворот-навыворот! От группы, которая следует по стопам классических Theatre Of Tragedy и мечтает покорить целевую аудиторию данной музыкальной формации, меньше всего ждёшь альбома с такой обложкой, с таким названием и с открывающим треком, который называется “Ненависть с первого взгляда”, но на своём очередном полноформатнике The Lust решили всё сделать именно так и на время сбросили с себя сентиментальный флёр сладких, странных и трагических историй с тем, чтобы показать нам всё тот же эфирный готический метал, но с совсем другого ракурса.

Очаровательный “бархатный” готик-метал с ангельским женским вокалом, но лишённый привычных клише, предсказуемо многозначительных мелодий и созданный исключительно по лекалам 2020 года - это то, что можно сказать о “Honest”, если в вашем распоряжении всего тридцать секунд и нужно всё описать предельно доходчиво, однозначно и лаконично. Сегодняшние The Lust всё так же нежны и атмосферны, как три или пять лет назад, но теперь от былой ToT-клишированности не осталось и следа, а их ритмы и клавишные фантазии звучат бодро и исключительно современно.

Мужской вокал в исполнении Яна, изрядно натренировавшего свои связки, перепевая классику Theatre Of Tragedy, Tiamat, My Dying Bride и других классиков мирового готик-металла, теперь встречается в произведениях группы ещё чаще и охотнее, чем когда-либо раньше, а его звучание на “Honest” отличается не только уверенностью и профессионализмом, но и некоторой долей самобытности, оригинальности, не забывая и о таком важном качестве как разнообразие. Ян то подпевает Анне, то выкрикивает, то дублирует её слова шёпотом, то выходит со своим голосом на сцену и берёт на себя функции основного вокалиста, меняя регистры и подход.

А больше всего на диске впечатлили меня и запомнились самые нестандартные и нехарактерные для привычных The Lust треки вроде напористой “Elaborate Disguise”, драматичной, почти парадайзовской “Anyway”, здорово напомнившей мне материал Потерянного Рая с “One Second”, эпичной “Remedy”, вновь вызвавшей в памяти Ника Холмса сотоварищи, но уже эпохи их классического “Icon” и треков оттуда вроде “Rememberance”, а также завершающей пластинку “Light Dies”. Да, теперь The Lust скорректировали свою концепцию, сместившись от облачной готики Theatre Of Tragedy в сторону простых и грозных риффов Paradise Lost, но это им очень идёт.

Композиции с “Honest” отличаются повышенной хитовостью, из-за чего их длительность редко переваливает за отметку в четыре минуты, а количество приглашённых музыкантов привычно не ограничивается двумя или тремя людьми и одной только Россией. Среди авторов текстов на этот раз помимо Анны можно видеть давнего друга Яна из Нидерландов по имени Рэнди Герритс, который давно пишет лирику для Dissector и GOOT, а также Андрея Мерзлякова из Grenouer, который написал текст “Elaborate Disguise”, в то время как за звуки клавишных, помимо двух штатных кейбордистов, отвечают сейчас ещё двое приглашённых музыкантов!

Уже давно The Lust является не просто музыкальной группой, а большой и сплочённой командой творческих энтузиастов, почти семьёй, а тех сессионных по факту музыкантов, которые приняли участие в создании “Honest”, сессионными в полном и подлинном смысле-то и назвать нельзя: драммер Игорь Крыжко (Республика Марс, eх-Catapultah) играет с “ластами” уже давно, гитарист Майк Йорблайнд сотрудничает с The Lust ещё со времён “Black Dahlia Poem”, а также принимал участие в проекте Яна Федяева GOOT, Макс Дэлмар (он же Максим Иванов) так и вообще, что говорится long time collaborator и участвовал в целом ряде релизов Dissector, будучи одно время даже штатным клавишником The Lust, а затем переквалифицировавшись в диджея.

Нельзя обойти вниманием и ещё трёх ангажированных для работы над “Honest” персонажей, а именно Илью Морозова из лондонской группы Concrete Age, который сыграл для “Honest” два чумовых соло, а прежде уже был замечен в числе приглашённых гостей проекта Яна GOOT, клавишника Данила Базина (DarkSense), сотрудничавшего с командой в качестве фотографа, а также фотографа и музыканта Никиту Старовойтова, который украсил своим гитарным запилом финальный трек с альбома под названием “Light Dies”. По технике Илью можно сравнить с самим Алекси Лайхо из Children Of Bodom, а о том, как здорово управляется со своим инструментом Данила наши подписчики в ASTARTA отлично знают из рецензий на синглы его группы DarkSense.

А при чём здесь нанотехнологии, спросите вы, а я отвечу - да не при чём. Просто я затрудняюсь как-то иначе объяснить стабильность и качество, с которыми коллектив Яна Федяева вот уже столько лет кряду продолжает выпускать под своей вывеской исключительно высококачественный и отборный контент и, помимо всего прочего, исхитряется каждый раз хоть немного, но отличаться от себя самого в своей прошлой версии. Легко, воздушно, полётно, но в то же время невероятно эмоционально, красиво и честно “Honest” продолжает экспериментировать с атмосферностью в готике и готичностью в атмосферности, что традиционно сделано и реализовано на уровне bravissimo.

Одиннадцать треков альбома пролетают стремительно как ночь на заброшенной мельнице с привидениями, а послевкусие от релиза остаётся взрослое, терпкое, солидное и грустное. “Honest” не старается нагнетать печаль-тоску искусственно, но этот характерный для The Lust туманно-вязкий саунд и такие же “лондонские” и призрачные мелодии настойчиво наводят на мысли о безвозвратно ушедшем, гнетущем, неизлечимом и вообще выстрадано-личном, что можно доверить дневнику или только самому верному и доброму другу, а сделать песней и представить на всеобщий суд допустимо только в самом крайнем и редком случае.

Вместо надуманных готических страданий и инфантильных огорчений современные The Lust вовсю погружаются в знаменитое экзистенциальное “мужество быть” на фоне полнейшего отсутствия каких-либо алиби и гарантий в бытии под пустыми, покинутыми всеми богами и гипотетическими “операторами”, небесами. Всё плохо и неминуемо движется к ещё большему и всестороннему упадку, но даже в этом повсеместном умирании есть своя красота, и всё, что нам остаётся – это жить сегодняшним днём и срывать те цветы радости и наслаждения, которые находятся в непосредственной близости от нас – как будто говорят нам The Lust на “Honest”.

Меньше чистой атмосферы, больше динамики, разнообразия, жёстких риффов, запоминающихся (и разных!) вокальных партий и цепляющих, напрямую завязанных на нашей повседневной реальности текстов – этот тот рецепт, по которому скроен “Honest”. Авторы упорно работают над своими ошибками и недочётами, анализируют прошлое и настоящее, а в итоге стараются каждый раз становиться лучше, качественнее, убедительнее и аутентичнее, что у них очень даже неплохо получается. С каждым новым релизом они нравятся мне всё больше и больше, и хотя расти по-прежнему есть куда и до звёзд ещё хватает терний, их актуальная модификация впечатляет.

Рецензия на альбом проекта Astarium "Hyperborea"

13-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Разных альбомов, сплитов, демо, миников и тому подобных релизов у новосибирского one-man-проекта Astarium примерно столько же, сколько на небе звёзд или грибов после дождя в сумрачном чернобыльском лесу, и кажется, сам рулевой этой команды по имени СиН понимает это и захотел указать своим слушателям на такой интересный факт, разместив в буклете своего новейшего номерного альбома цветные фото подберёзовиков, подосиновиков и прочих сыроежек. Ну а что, грибы и Гиперборея… не так уж они и несовместимы.

За годы творческой активности Astarium нарулил себе яркий и характерный саунд (и это безусловный плюс), но звучит этот фирменный авторский симфо-блэк порой как шарманка (что вполне может быть минусом), ну а конкретно “Hyperborea” временами выглядит так, как если бы здоровяк-пират из культового “Острова Сокровищ” пел про мальчика Билли, вращая свой скрипучий музыкальный агрегат, противным граем простуженной Каркуши.

Что касается вокала Astarium, то он тоже узнаваем, довольно характерен и адекватен для такого Abigor-ориентированного и атмосферно разреженного симфо-блэка, да и, в общем говоря, неплох, что можно отнести к плюсам и достоинствам проекта, а можно никуда и не относить, а просто принять как данность и расценивать как фирменный стикер “здесь был СиН”. И ведь это уже восьмой лонгплей и восьмой раз, когда маэстро представляет нам себя в виде лонгплея!

Я давно заметил, что СиНу в последние лет пять гораздо интереснее экспериментировать и делать что-то неожиданное, чем просто качественно играть свою музыку, однако “Гиперборея” в этом смысле стала исключением, поскольку представляет собой классический симфо-блэковый Astarium, хотя даже здесь не обошлось без своей доли экспериментов и шалостей, что, впрочем, и хорошо, если абстрагироваться от того факта, что металла как такового на диске почти нет.

Здесь нет ни металла в целом, ни каноничного и привычного нам блэк-металла в традициях Immortal или Bathory, а место и время, которое обычно занимают на бм-релизах злые тремоло и пламенные бластбиты, у нынешнего Astarium отдано на откуп синтетической квази-симфо-блэковой музыкальной шкатулке с жиденьким саундом, эффектными, но простенькими колокольчиками, патетическими оркестровками и тоннами плоских синтезаторных симфонизмов.

Если вам интересно узнать, как звучал бы блайндгардиновский “Nightfall In The Middle-Earth”, если бы его исполнили в стиле Abigor и с эпичным размахом Bal-Sagoth, то вот он, как раз перед вами. Увы, я не очень люблю именно такие концептуальные альбомы и до сих пор так и не смог полюбить Blind Guardian образца 1998 года со всеми этими межтрековыми вставочками, разговорными фрагментами и прочей кинематографической баландой, а потому…

Потому и “Hyperborea” мне было воспринять и адекватно оценить не так уж просто. И это при том, что на диске есть очень и очень неплохие треки вроде “Snowstorm” или “Sign Of Cosmic Might”, в которых фирменный стиль Astarium очень эффектно и удачно эволюционирует, внедряя по ходу дела неплохие мелодии, смачные гитарные пассажи, вставки, напоминающие об эмбиентной ипостаси творчества проекта и густые облака таинственной гиперборейской атмосферы.

Но, увы, эти хорошие и интересные вещи просто тонут в обилие треков, которые финишируют, едва успев начаться, а также в хитроумно расставленных СиНом концептуальных ловушках и в повествовательной эпичности, что в итоге обескураживает, расхолаживает и напоминает всё тот же уже не раз сегодня упомянутый “Nightfall In The Middle-Earth”, где плотные качающие боевики если и были, то их нужно было разыскивать как грибы под кустами, листьями и ёлками-берёзами.

Я долго слушал “Hyperborea” на разной аппаратуре и в разное время суток, в разном настроении и с разными мыслями, и в итоге то неоднозначное впечатление по поводу диска, которое у меня было, стало ещё более неоднозначным. На альбоме есть удачные фрагменты, есть интересные ходы и почти гениальные находки, но то, как всё это оказалось в конце концов скомпоновано и подано, мне не показалось идеальным и блистательным вариантом.

На новейшем диске Astarium всё мягко, стилизованно, кинематично и намекает на хорошие, хотя и не слишком оригинальные исторические эпопеи с элементами фэнтези и хоррора, и в этом смысле альбом неплох. “Hyperborea” – это характерная и знаковая вещь для Astarium, которая представляет узнаваемый стиль проекта во всём его уверенном очаровании и даже пытается шагнуть чуть дальше, и это уже гораздо больше, можно сказать, это даже почти прекрасно.

И да, несмотря на то, что материал диска не показался мне слишком блистательным и сияющим, я думаю, что поклонники Bal Sagoth, Antiquus Scriptum и другого подобного фэнтези-симфо-эпик-блэк-металла, вероятно, будут довольны и полюбят новый Astarium, как и полюбили полчища других своих кумиров, а кто-то даже назовёт его шикарным и замечательным. В данном случае всё зависит от изначальных установок и от точки зрения, но я, кажется, твёрдо решил сегодня играть в плохого полицейского и занудствовать на все сто.

Такое чувство, что СиН в последнее время просто фонтанирует креативом, но у него столько разных идей и задумок, что у маэстро просто элементарно не хватает времени всё это довести как следует до ума и обработать до нужной кондиции, чтобы дожать всё в итоге до сильного, безусловно блистательного и всесторонне проработанного продукта. Конкретно у “Гипербореи” есть неплохие тексты, фирменный почерк и выдержанный подход Astarium, но чего-то особенного и срывающего башню я здесь так и не услышал.

“Hyperborea” – это не бездушная поделка и не отрыжка псевдо-креативности, но и не феерия околоблэкового хоррор-симфонизма. Данный релиз – это просто приятный призрачный отсвет фосфорецирующих лесных гнилушек, которых обычно бывает так много, если ты запозднился, собирая грибы в лесу, и остался там до глубокой ночи наедине с опустевшей стеклотарой и сожалениями о безвозвратном. Вид у них, надо заметить, волшебный и чарующий, но только если на миг забыть о звёздах, кометах, зарницах и о других более впечатляющих природных явлениях.

И тут самое время задать сакраментальный и поворотный вопрос: а может быть иногда стоит на миг (день, два или неделю) отвлечься от звездопадов, молний и северных сияний и уделить своё время и внимание этим таинственным лесным огонькам? Я не случайно упоминал выше об углах зрения и точках отсчёта – если вы сделаете так или просто изначально настроены на то, чтобы окунуться в калейдоскоп зеркальных обманок и стилизованных античных лабиринтов, то “Hyperborea” вполне сможет привести вас в восторг и порадовать по самые корни эндорфинов.

Моя рецензия, конечно, получилась жутко взыскательной и придирчивой, но я сделал её такой не из природной вредности (которой у меня тоже немало, хех), а исключительно по той простой причине, что уверен: СиН и Astarium способны на много большее. “Hyperborea” мог бы стать потрясающим и эпохальным альбомом, релизом года, чарующей экскурсией по легендарной и таинственной Гиперборее и т.д. и т.п., но стал просто крепким середнячком от интересного андеграундного one-man-акта, который для коллекционеров аналоговых редкостей в Штатах выпустили на кассетах, а у нас - на CD.

Показать ещё