ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Blood Pollution "Cave Aliens"

29-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Прежде чем писать эту рецензию, я провёл обстоятельное интервью с лидером Blood Pollution Ником Трэшем, которое оставило у меня очень благостное и приятное впечатление, а юмор и ирония нашего уважаемого респондента настраивали по отношению к группе исключительно положительно. Все знакомые отзывались о группе с огромным пиететом и, довольно крякая, вытирали нос рукавом, отмечая, что не любить “Кровавую Поллюцию” просто невозможно, поскольку чуваки крутые и заслуженные, а их концерты гарантированно проходят на предельном градусе отжига и драйва. Добавьте сюда солидную дискографию, и вы поймёте, почему отнестись к новейшему полноформату этих космических хулиганов нужно со всей серьёзностью.

Не так давно в составе Blood Pollution произошли некоторые пертурбации, в коллектив влился Сергей Степаненко, известный по Critical Extravasation и ещё по массе интересных тяжёлых команд, но на музыку коллектива это не особо повлияло, если не считать ещё больший, чем раньше, крен в сторону рок-н-ролла и значительное уменьшение и обмельчание трэшевых влияний. Звук команды тоже стал аскетичнее и суше, риффы теперь кажутся ещё проще и прямолинейнее, а дурманящий фиолетовый цветок обложки напоминает о галлюциногенных трипах стоунерщиков и команд утяжелённого южного рока. Сами авторы называют свой музыкальный беспредел мачо-роком, и это недалеко от истины – всё это очень мачо и очень рок.

Я долго думал и не мог взять в толк, что же напоминает мне этот альбом, а потом вдруг понял – Крюгер образца 1998 года и альбома “Дети Вражды”. На том диске отошедший от идеалов яростного, сатанинского и жёсткого трэш-дэта, Хамер представил собственное рок-н-ролльное понимание трэша, и это было тогда довольно интересно и необычно. “Шумно катится ночь” – пел самозабвенно косящий под Лемми Александр, а его музыка катилась точно так же шумно, ржаво и нетрезво. Вряд ли наши сегодняшние герои хоть каким-то боком вдохновлялись злобным и ужасным Крюгером, явно предпочитая западных мэтров и первопроходцев жанра, но тяжёлая поступь подобных мачо-рок-н-ролльщиков в наших русскоязычных областях уже раздавалась и не раз.

А вот трэшем я такое считать всё-таки не могу, несмотря на то, что категорически далёк от стереотипов, согласно которым трэш-метал обязательно должен быть жёстким, агрессивным и злобным как Slayer. Я очень даже в курсе, что трэш – это в том числе и такие группы как Atomkraft, Pariah, Metal Church, поздний Megadeth, а порой в конюшню жанра даже заводят стариков из Venom, уважительно и с пониманием отношусь к данной точке зрения, но сегодняшних Blood Pollution к трэш-металлу всё-таки отнести ну никак не могу. Я бы даже сказал, что “Cave Aliens” это и не метал вовсе, а что-то намного более лёгкое, старое, заводное и задорное с явными нотками Чака Берри и Клифа Ричарда.

Адекватнее и правильнее всего расценивать “Cave Aliens” как стопроцентный утяжелённый рок-н-ролл с редкими и скорее угадывающимися элементами трэша и множественными порослями в сторону творчества таких команд как Raven, Manilla Road, Motorhead, Крюгер и Black Label Society. Немного юга и кактусов, много задора, развесёлый тусовочный угар и характерный “атлетический” кураж ранних “рэйвенов” – вот, что вы услышите на этом альбоме. Англоязычные тексты призывают отбросить скромность и предрассудки, испытать судьбу и отправиться, наконец, навстречу бешеным приключениям, ужасным опасностям и сжигающей дотла страсти. В наших широтах всё то же самое на русском поют сейчас Horband, а Blood Pollution исключительно аутентичны и англоязычны.

Когда я только начинал слушать тяжёлую музыку, то никак не мог понять, как возможно, что Metallica (а тогда это была ещё очень даже металлическая Metallica, и ни про какие “Load” и “Reload” речи ещё не шло) отправляется в тур со всякими там Guns’n’Roses, а теперь понял. Как раз в таких турах и от таких туров рождаются потом зелёные инопланетные ковбои-бастарды вроде Blood Pollution. И именно такие чудаковатые гибриды оказываются очень кстати летними багамскими ночами, когда воздух раскалён как лиловый шар Алисы, текила сушит горло, а тёплое выдохшееся пиво надоело хуже горькой редьки.

“Cave Aliens” – это развесёлый буги-праздник, который задуман и исполнен так, чтобы никого не оставить равнодушным, и хотя какой-то особой глубины здесь нет, скучать и грустить, когда звучат зажигательные риффы Кровавой Поллюции, вы точно не сможете. Blood Pollution – это больше, чем просто музыка, а в качестве бесплатного бонуса к диску вы получите массу угарных тусовочных историй, ни с чем не сравнимый дорожный перегар и привкус настоящей мужской дружбы. Я по-прежнему не особо в восторге от музыкального кредо группы как такового, но альбому всё равно нужно и можно ставить только 5 из 5. Ребята живут тем, что делают, и по-настоящему верят в своё дело. Это надо понимать и уважать.

Рецензия на альбом группы Ereb Altor "Jartecken"

26-06-2020 Дмитрий Фомин

Обрывки снов, не отличимых от реальности, наполненные смутными образами из подсознания, культ идолопоклонства и родовой памяти, первобытная рунная магия, почитание земных стихий и северная мифология – вот из таких тесно сплетенных узоров была выкована текстовая концепция нового, восьмого по счету полноформата шведских кудесников эпичного металла Ereb Altor. Сей проект ведом уже знакомыми нам Матсом и Рагнаром, которые в иной жизни известны как Кристер Олссон и Дэниэл Брюнтсе.

Бесспорно, 2019-й стал весьма удачливым годом для этих парней. Выпустив очень сильный, по сути, один из лучших, релиз в рамках Isole, музыканты несколько погодя презентовали очередной студийник Ereb Altor, к которому совершенно справедливо хочется применить те же самые эпитеты. Учитывая, что творческая концепция этих проектов имеет как свои сходства, так и более серьезные различия, можно только удивляться креативности и таланту Матса и Рагнара.

С самого начала Ereb Altor были известны как одни из самых достойных и уважаемых продолжателей (именно продолжателей, а не подражателей) наследия культовых Bathory. Только в отличие от покойного Куортона они начинали не с чистого листа, а практически сразу стали насыщать свою музыку элементами блэка, дэта и викинг-металла с сильным влиянием эпик-дума и соответствующей мифологической лирикой. И за годы своего существования довели этот стиль до немыслимых высот, не теряя при этом прочной связи с кряжистыми корнями нордического экстрим-металла.

При создании произведения, которое в скором времени получило название "Jartecken" ("Знаки"), музыканты словно преследовали цель максимально отойти от доминирующей ранее монументальной эпик-метал составляющей, но при этом сохранить с ней нерушимую связь. Если предыдущий лонгплей ''Ulfven" получился монолитным, по большей части прозаичным и продолжительным, то новая пластинка демонстрирует куда большую композиторскую гибкость и разноплановость в совокупности с бескомпромиссностью чистокровного блэк-металла в лучших традициях шведской сцены начало 90-х гг. Вероятно, именно поэтому оформление альбома было доверено Кристиану Валину, чей стиль нельзя спутать ни с кем другим, а послужной список его работ присутствует практически в каждой аудио-коллекции каждого рьяного поклонника скандинавского метала.

В лучших традициях Ereb Altor материал "Jartecken" могуч и непреклонен, усилен непроницаемой броней мощных качевых риффов и овеян сумрачной пеленой клавишных, а также взаимодополняемым дуэтом ядовитого скриминга и мощного распевного клин-войса при поддержке будоражащих хоров, наполненных велеречивой архаикой и неприступностью.

Об этом как раз-таки говорит вступительный трек ''Avgudadyrkans Vag", что выполняет роль своеобразного пролога в преимущественно повествовательной манере скандинавских саг, а также грозный и могучий номер ''Queen Of All Seas'', где неистовый блэк-метал-стафф тесно переплетается с эпик-думовыми пластами, по сути неотделимыми в своей монолитности. А вот "Alliance In Blood" в своем притрэшованном "дремучем" напоре и воинственный ''Prepare For War'' больше напоминают пластинки ранних Carpathian Forest и Dissection соответственно, чем тех же Bathory.

Хотя и без влияния оных не обошлось. И забористый боевик ''Chained'', и мрачный берсеркер ''My Demon Inside'', источающие неумолимую ярость в виде кровожадных вариативных тремоло и бластбитов, раздираемые надвое умело скроенным партиями двух вокалов, напоминают о ранних, еще гулких и сырых опусах Куортона и его подручных. Однако и в них гораздо больше характерного для Ereb Altor подхода и их потрясающего умения создать произведение, пронизывающее до глубины души. Блестящий пример тому – мрачный многоуровневый трек ''Hvergelmir'', где кипящая злоба вперемешку с обреченностью и даже безысходностью подобно тому самому потоку в Нифельхейме уносят слушателя в неведомые лабиринты, пороги и изгибы, заставляя пережить настоящее смертное перерождение.

‘’With Fire In My Heart" можно назвать еще одним образцом классического викинг-металла, с разудалыми напевами, воинственными мелодиями и ритмичными фолковыми зарисовками, эффектно переходящего в эпилог ''…And Blood On My Hand", где поющие гитары и хоры плавно растворяются в грозных раскатах грома и плеске волн зовущего океана. К чести музыкантов, в этих произведениях нет ничего от того, старательно опошленного современной метал-индустрией продукта, возведенного на новый пьедестал популярности примером Amon Amarth, который исполняется, дабы достичь коммерческого успеха, не взирая на культурные ценности и языковую принадлежность.

Одним из выдающихся достоинств творчества Ereb Altor была и остается искренняя эмоциональность вкупе с желанием передать истинные чувства, переживания и мировоззрение своих предков наравне с бережным отношением к собственной многовековой этнической культуре. Ну и заодно бережно соблюсти все каноны настоящего металла, взрастив на этой кровавой почве новое сильное и живучее потомство.

"Jartecken" - исключительная в своем разнообразии и целостности работа, блестяще совмещающая бескомпромиссную мощь блэка, суровость мелодий и мифологический фатализм скандинавского эпоса, пропущенного через призму эпик-металла. Естественность и художественность идут здесь бок о бок, а мрачная, плотно окутывающая атмосфера одурманивает, заставляя ощутить на себе всю силу явленных видений, в которых Одноглазый старик помогает постичь мудрость рун, сокрытых в лесной чаще, где рыщут волки и слышится карканье воронов. Там, где древние боги оставили свой след, где стихии не знают границ, и где человек, чье сознание избавлено от всего лишнего и искусственного, может познать свою сущность и суть всей природы.

Рецензия на альбом группы Neorhythm "Terrastory"

23-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Всё, что есть в мире и в нашей жизни - это узоры, ритмы, движение частиц и атомов с разной скоростью и в разном направлении, однако ещё Эйнштейн утверждал, что и в физике, и в музыке помимо закономерностей и законов есть и ещё один фундаментальный принцип – страсть. Что-то мне подсказывает, что именно этот “новый ритм”, с появлением которого всё оживает и приобретает такой задорный и тусовочный оттенок, и имели ввиду участники группы NEORHYTHM, когда начинали свою совместную творческую деятельность в данной команде и когда готовили к выходу свой второй полноформатный залп под названием “Terrastory”.

Я не случайно вспомнил абзацем выше великого Эйнштейна – на альбоме “Terrastory” будет достаточно парадоксов, и на первый из них намекает уже название данной работы. Как известно, “хочешь мира, готовься к войне”, и “готовь сани зимой, а шубу - летом”, вот так и нынешние NEORHYTHM – они так любят космос и звёзды, так много и с такой страстью пели о них, что на своём новейшем полноформатнике решили поговорить о… Земле. “Terrastory” – это история Земли, история нашей terra incognita, на которой мы и всё человечество живём уже столько лет, проводим всю свою жизнь, но которую так и не смогли до конца узнать, познать и исследовать.

Авторы замахнулись высоко и на своём новом диске решили рассказать нам, ни много ни мало, а всю историю нашей уютной голубой планеты от начала её зарождения до наших дней. Диск позиционируется как концептуальный и всерьёз намерен стать для современных почитателей Gojira, Lamb Of God и Meshuggah эдаким атласом-космогонией, а при необходимости и путеводной звездой всех потерявшихся и отчаявшихся в нашем нелёгком земном путешествии к идеалам правды, добра, понимания и нашего подлинно человеческого гордого достоинства. И да, альбом звучит гордо и величественно, а его структуры напоминают математические формулы.

Когда слушаешь этот аудио-колосс, создаётся ощущение, что погружаешься в чертежи и испещрённые математическими, геометрическими и физическими значками пергаменты великих древних учёных, которые много превзошли нашу современную науку в познании тайн и секретов Вселенной и знали куда больше наших самых просвещённых и продвинутых умов. Построение композиций и отдельные, конкретно взятые риффы и вставки с “Terrastory” оставляют ощущение глубокого и вдумчивого проникновения в суть эзотерических мистерий жизни и смерти, а плотный, детально разложенный по полочкам саунд и уверенная подача как нельзя лучше дополняют этот впечатляющий сеанс экзистенциального вхождения в онтогенез и филогенез.

Загадки генома, парадоксы происхождения жизни, дарвиновские антиномии и просто невероятная магия развития и зарождения жизни в космосе – всё это нашло отражение на “Terrastory”, а англоязычные тексты написаны с использованием соответствующей терминологии и с надлежащим терионовским пафосом, дабы представить эту эпохальную историю в соответствующим виде и с необходимым размахом. Нет сомнений, что новейшее творение NEORHYTHM - это мат-метал с грувовыми рифами и с лёгким флёром дэт-металла, но временами вся эта музыкально-лирическая фантасмогория напоминала мне даже SepticFlesh, Hollenthon и Samael с их оккультным пафосом.

Нужно отдать альбому должное - пожалуй, “Terrastory” – это лучшее, что делал и к чему прикладывал свою пишущую длань Деметр Грэйл, однако за львиную долю всего, что связано с “Terrastory”, а именно за риффы, сбивки, мелодии, гармонические ходы, сочетание одного с другим, за генеральную линию всего этого действа и за то, что NEORHYTHM есть и существует как таковой, стоит благодарить всё-таки не его, а в первую очередь лидера и мастермайнда проекта Евгения Рассадкина, ведь именно под его чутким руководством вся мощь и космическая слаженность альбома была призвана к бытию и сделала шаг из хаоса к организованной гармонии.

Однако заслуги и работу других людей, которые трудились над пластинкой тоже принижать не стоит: Орм Эмбар нарисовал отличный арт, Роман Арсафес на славу пошаманил со сведением и мастерингом, издатели, рабочие с завода и служащие типографии совместными усилиями создали впечатляющий коллекционный диджипак, и вот перед нами великолепный артефакт современного научно-фантастического грув-металла, который ловко жонглирует историческими и биологическими фактами и не менее ловко управляется с музыкальным и визуальным выражением своих замыслов и идей, представляя их в законченном и убедительном виде.

С самого первого трека, коим является инструментальное интро “Mirovia”, альбом уверенно завладевает сознанием слушателя и отпускать его не собирается. Путешествие начинается, и остановить эту феерическую карусель не получится до полного и окончательного завершения сеанса. В отличие от классических антиутопистов, авторы “Terrastory” с большим оптимизмом смотрят в будущее, и их энтузиазм по поводу светлого финала всех наших сегодняшних горестей и невзгод самым явным образом отражается на звучании треков с альбома. Процветание, масса новых открытий, великие идеи – всё это появится на авансцене уже очень скоро, а ключом к такому позитивному сценарию станет сплочённость человеческих индивидов и вера – считает Деметр.

“All our dreams will be sutured, Все наши мечты изящно подлатают опытные хирурги

So we exclaim just "wow"!” И мы лишь воcкликнем: “вау!”

(c) NEORHYTHM – “Anticipations”

Всё это действительно похоже на волшебство: где-то атом соединился с атомом, появилась искра, пробежало электричество, туда-сюда… и вот уже хочется скорее откупорить бутылку Хеннесси и выпить за атомы, этих маленьких купидонов, и за новые ритмы, которые прославляют своим творчеством грув-экспериментаторы из NEORHYTHM! Евгений не стал топтаться на месте и выдал на своём новом диске весьма убедительный манифест умного и фирменного мат-металла, который во многом отличается от “Zetetic”, а в чём-то даже является его зеркальной противоположностью, но всё так же научен, основателен, технически безупречен и доказательно аргументирован.

Я так и не решил, какой же из двух полноформатников команды мне нравится больше: в “Zetetic” больше порыва и спонтанности, агрессии и ещё не оставившего попыток вырваться на свободу хаоса (и в этом его прелесть и особое очарование), а “Terrastory” – это дитя гармонии, разума и выверенных с медицинской точностью пропорций. “Zetetic” – дикий и необузданный зверь, он пугает и в любой момент готов сорваться с цепи и вновь сбежать в свои космические прерии, а “Terrastory” – это мощь покорённого и ставшего мирным строителем атома-демиурга, успокоившегося, наконец, в руках Творца и не имеющего более необходимости в диссонансах и противоречиях.

“Zetetic” и “Terrastory” – это не “хуже” и “лучше” и даже, пожалуй, не разные ступени эволюции, а скорее две стороны одной медали, две конфигурации и две точки зрения. Кому-то будет ближе и понятнее одно, кому-то – другое, но это исключительно дело личных предпочтений, которые напрямую зависят от внутреннего состояния нашей с вами души и нашего ума. Подобное познаётся подобным, и бунтари-радикалы наверняка скажут, что им ближе “Zetetic”, а люди более взрослого и спокойного возраста, предпочитающие шумным тусовкам в клубах уютные бдения в кресле напротив дорогой стереосистемы, наверняка отдадут свой голос за “Terrastory”.

Рецензия на мини-альбом группы Anion Effect "Act II: Death"

23-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта интересная калининградская капелла привлекла моё внимание уже своим дебютным полноформатником “Syntyma” (2015), где был представлен чёткий и техничный мдм с мягким финским звуком и прозрачными готик-влияниями, а два года спустя ребята решили начать масштабную EP-трилогию и выпустили первую часть этой эпопеи в виде четырёхтрекового залпа под названием “Act I: Doom”. Их саунд стал строже и угрюмее, гитары щедро сеяли угрожающие риффы, клавишная атмосфера казалась плотнее и гуще, а в ритмах появилось что-то технотронно-синтетическое в духе поляков Cemetary Of Scream с редкими веяниями в духе Crematory.

Вероятно, именно это сходство с дэтово-думовыми польскими печальниками стало причиной того, что участники коллектива стали приписывать к своему основному жанровому тегу в виде мелодэта ещё и дэтовый дум-метал, но, как ни крути, всё это имеет место быть, и группе такие новшества пошли только на пользу. Музыка Anion Effect стала таинственнее, мистичнее и прозрачнее, категорически не желая ограничивать себя ни в чём и забирались даже на территории Mandragora Scream (“It’s Coming”) и Lacrimosa (вступление “Ruins Of Life”), а по части эпичности сходу давая фору многим другим своим коллегам как в нашей стране, так и за рубежом.

Когда усиливаешь что-то одно, другие составляющие теряют удельный вес - так вышло и у этих калининградцев. Аллюзий к Dark Tranquillity и In Flames в их творчестве стало заметно меньше, а вот думовые и готик-металлических веяния зацвели пышным цветом. Всё это особенно явно чувствовалось в треке “Ruins Of Life”, где они впервые ввели в свою музыкальную палитру чистый вокал, а к традиционному мдм на всём “Act I: Doom” можно было отнести, пожалуй, только завершающую релиз “Tie Tähtiin”, где скорость исполнения и риффы ещё соответствовали изначальному музыкальному амплуа команды.

Ну а меня упомянутый мини-альбом убедил в том, что группе тесно в рамках какого-то одного конкретного музыкального направления, и они основательно встали на тропу экспериментов и эволюции, но кто бы мог подумать, что вектор развития команды направится не куда-нибудь, а аккурат в сторону модернового романтично-трагичного дума, о чём громогласно и сообщил их новейший релиз, получивший название “Act II: Death”. Если обстоятельство с думом было ещё вполне предполагаемо, то модерн-корректировок саунда ждать от данной группы, вроде как, не приходилось, однако даже они оказались кстати в обновлённом музыкальном кредо команды.

Эпичные оркестровые аранжировки в “Modern Dark” запросто сочетаются с таинственными колокольчиками, а “Light Of The End” углубляется куда-то в сторону безбрежных, авангардных и индустриально-странных экспериментов. Теперь Anion Effect кажутся окончательно утратившими все свои корни, оторвавшимися от почвы и от своего изначального стилистического alma mater и отправившимися в открытый космос чистых идей, смыслов и такого же чистого и кроссжанрового творческого дерзновения. Нечто подобное случилось некогда со швейцарцами из Samael, подобные перипетии переживали Septic Flesh, и кажется, Anion Effect не против пополнить этот список.

“Act II: Death” оставляет больше вопросов, чем даёт ответов, он интригует и удивляет, а малая длительность EP открывает ещё больше простора для фантазии. Открывающая мини-альбом “Hopeless Song” с её неспешным сюжетным развитием и волнующими вокальными упражнениями воспринимается скорее как интро, нежели как полноценная вещь, финальная “Light Of The End” больше смахивает на аутро, а в итоге за вычетом этих двух композиций, на альбоме остаётся всего только одна “Modern Dark”, которая тоже звучит очень даже необычно и эпатажно и уже своим названием ввергает в мыслительный столбняк и когнитивный ступор.

Вероятно, именно так, по мнению музыкантов, должен выглядеть современный дарк-метал, и если это так, то они представили далеко не худший вариант возможного положения дел. Элементы индастриала, симфо-металла, готик и дум-металла, традиционного мдм, модерн-металла и циркового психовоображариума в духе последних альбомов Nightwish, Xandria и Amberian Dawn сложились в исполнении современных Anion Effect в диковинную головоломку, где законы логики совершенно утратили какую-либо власть над действительностью, а всё развивается по каким-то странным и потусторонним траекториям. Тем интереснее дождаться третьей части анонсированной трилогии и посмотреть, чем же и как всё это закончится.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на сингл группы Bärenkult "Воины Свентовита"

23-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сольный проект Михаила Буртового из калининградской группы Anion Effect интересен уже своей яркой тотемической направленностью, ведь всё, что делает Bärenkult, отмечено явной печатью медвежьих культов балтийских славян и направлено на прославление их быта, традиций и верований, однако данная особенность не является единственной причиной обратить своё внимание на данное музыкальное формирование. Стартовал Bärenkult летом прошлого года как студийный проект, однако сейчас позиционируется уже в качестве полноценного музыкального коллектива и в июле готовится отметить год своей творческой активности.

“Воины Свентовита” стали вторым релизом команды, после их дебютного двухтрекового сингла “Семаргл”, который изначально готовился как материал Anion Effect и должен был стать частью EP “анионов” 2017 года “Act I: Doom”. После того, как композиция осталась за бортом данного релиза, она претерпела некоторые изменения, стала мрачнее и жёстче, а в итоге увидела свет под вывеской Bärenkult летом 2019 года. Именно данное событие можно считать отправной точкой нового музыкального коллектива, который очень скоро стал для Михаила приоритетным, а на своём актуальном трёхтрековом сингле Медвежий Культ значительно развил и разнообразил свой стиль.

Все участники группы согласны с древними славянскими язычниками в том, что медведи – это одни из самых близких и похожих на человека млекопитающих, самые умные, развитые и разносторонние звери в российских широтах, способные обезвреживать капканы, отдавать предпочтение только одному конкретному виду пива и передвигаться на двух лапах, а в плане музыкальных предпочтений Bärenkult склоняются к языческим дэт-командам вроде Unleashed, Amon Amarth и нашим соотечественникам из Uldfallir и Рарогъ, но в то же время идут ещё дальше и повсеместно расширяет свою творческую и музыкальную палитру.

“Родной славянский паган-фолк, выраженный через скандинавский мелодик-дэт-метал” – сама формулировка творческого кредо группы как будто содержит противоречие в определении, но это противоречие кажущееся, как и тот парадоксальный факт, что название славянско-патриотической команды звучит на немецком языке. Музыканты копают в глубь веков, поднимают аутентичные исторические исследования и источники с тем, чтобы сделать свою музыку ещё более правдивой и доказательной, и это им с успехом удаётся, как в плане идеологии, так и в том, что касается саунда.

Уже во времена своего дебютного сингла Bärenkult делали ставку на вокальную полифоничность, хотя в то время за вокальные дорожки отвечал только один приглашённый певец Александр Медведев, а сейчас обилие разных типов вокала стало ещё более впечатляющим. У нынешних Bärenkult место у микрофона занимают целых три человека, и, как вы наверное уже догадались, не обошлось в том числе и без женского вокала. Кроме того, инструментальная составляющая тоже была значительно расширена и дополнена, а помимо стандартного рок-инструментария, в “Воинах Свентовита” можно услышать звуки балалайки.

Рецензируемый сингл характеризует масса переходов, разных мелодических вставок, вокальных переплетений и эффектных бриджей, и всё это на основе мощного риффинга, благодаря которому во всём мире стали так известны и любимы группы вроде Dark Tranquillity, In Flames и Night In Gales. Атмосфера языческих боевых походов и стальных атак, свойственная альбомам Unleashed, и основательность Amon Amarth изящно уравновешивается элегантным женским вокалом, что отдалённо напомнило мне недавние эксперименты Rotting Christ с Ириной Зыбиной из Грай.

Эпизодическое сходство с Арконой и с группами вроде Ирбис никуда не делось, симфонические аранжировки, которыми с самого начала своего пути отличались Bärenkult, тоже по-прежнему на марше, а ко всем этим фишкам ныне, благодаря чистоголосому фольклорному пению Александры, добавились влияния таких групп как Летеница, Руян и даже Eluveitie. Что касается мдм-составляющих, то мелодэта у нынешних Bärenkult даже больше, чем у самих Anion Effect, уклонившихся в модерновый дарк-метал и в дум, и этот энергичный риффинг очень идёт группе.

Что-то сродни материалу швейцарцев из Eluveitie слышалось мне уже на первом диске Anion Effect, а сейчас поводов для того чтобы проводить такие параллели между Eluveitie и Bärenkult стало ещё больше, однако своей особой самобытности у группы намного больше, чем могут описать и изъяснить любые параллели и сравнения. Eluveitie, но с северной доминантой в саунде, на русском языке и с использованием богатых традиций древних балтийских славян? Почему бы и нет, такой музыкально-идеологический винегрет выглядит убедительно и оригинально!

Материал, вошедший на актуальный сингл, разнообразен и насыщен, а те домашние записи и видео, которые делали и выкладывали в ходе смутных времён самоизоляции Михаил и его соратники по “Медвежьему культу”, позволяет ждать от команды не менее интересного и славного продолжения уже в самое ближайшее время. Главное для группы теперь – удержать нужный баланс между растущим разнообразием и приверженностью своим корневым фишкам, чтобы стиль грядущего полноформатника был не только эффектным и разноликим, но и узнаваемым, самоидентичным.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы Дурная Кровь "Странные дела"

23-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Виртуально-анимационные рокеры из Gorillaz породили целую волну преемников и последователей, а учитывая масштаб влияния мангоподобных комиксов и японских аниме, можно было не сомневаться, что очень скоро появится группа, которая скомбинирует одно с другим и выдаст для нашего ознакомления получившийся винегрет. Участники этого коллектива живут на разных концах нашей необъятной родины, творят свою музыку удалённо, а лица и социальную инфу прячут за анимационными изображениями своих выдуманных героических персонажей.

Японская эстетика, бульварные комиксы, ироническое фэнтези, сэлфи на фоне убитых инопланетных ящеров и не самый интеллигентный юмор в духе подростковых пабликов ВКонтакте – угодив в такую мешанину всего и вся, что представили адепты Дурной Крови на своём дебютном полноформатнике, не так-то легко выплыть без видимых повреждений и без вреда для психического здоровья на свою родную terra, но мы всё-таки попробуем сейчас окунуться в мир мультипликационного хард-фолк-хоррор-панк-хулиганства этих ребят и вернуться обратно.

Arctic Monkeys часто называют первыми звёздами эпохи ipod, а Дурная Кровь явно очень хотели бы стать звёздами эпохи мемов, социальных сетей и стиля жизни в духе “мои вечные 17”. Если вы увидели тэг “horror punk” и ждёте услышать от группы что-то в духе Короля и Шута, то вам стоит задвинуть эти свои ожидания обратно на полку, а копнуть чуть дальше в глубь истории. Дурная Кровь ориентируется совсем не на группу Князя и Горшка, а на их предтеч и прародителей в лице Юрия Хоя и Павла Яцыно со всеми вытекающими и отнюдь не самыми культурными последствиями.

Много мата, очень раздольные и разухабистые мелодии, повышенная народность во всём, что касается музыки, вокала и текстов – песни вроде “Бы Мошился” очень любят сварщики и механизаторы из отдалённых российских провинций, и, кажется, именно для них творят и тиражируют своё творчество интернет-умельцы из Дурной Крови. Атмосфера “Странных Дел” – это атмосфера дискотеки в сельском клубе, где самодеятельные спиртосодержащие напитки льются рекой, а манеры и стиль общения находятся на соответствующем “фольклорном” уровне.

Нужно отдать группе должное, они совсем не так попсовы и навязчивы как Пошлая Молли и Мэйби Бейби, а помимо жёстких хоррор-панк-эпиков и самодеятельного хард рока, вполне уютно себя чувствуют и в жанре квази-романтических рок-баллад (“Не пленный”). Эпизодический женский вокал и псевдо-симфонические аранжировки добавляют объёма и полифонии утяжелённым блатным частушкам этих любителей непосредственности и самого активного отдыха, а их рифмы и ход мысли порой просто обескураживают.

Чтобы принять и полюбить Дурную Кровь, нужно быть в возрасте пресловутых семнадцати либо иметь очень свободное чувство юмора и не иметь каких-либо комплексов. Насколько я знаю, подобные творческие эксперименты очень по душе Артемию Троицкому, который долгое время был без ума от группы Барто и даже в меру сил продвигал их и продюсировал, а понять такие симпатии я вполне могу. Когда быть серьёзным и “правильным” уже невмоготу, а от общих фраз и заезженных клише свербит в затылке, Дурная Кровь может оказаться очень даже кстати.

Безумная солянка из Lordi, Gorillaz, Green Day, The Offspring, Барто и Сектора Газа без какого-либо намёка на интеллектуальность Вадима Степанцова или на лиричность Кода Дракона – в компьютерно-рисованной вселенной этих инкогнито-хулиганов нет места ничему сложному и академическому. В их мире правит бал непосредственность и русская народная простота, а их хоррор-панк как две капли пенной браги похож на русский народный фольклор без цензуры и позднейших литературных интерпретаций, что бодрит не хуже студёной чарки утреннего самогона.

И, надо отметить, это будет пострашнее, чем монстры Lordi и фантазии Князя с Горшком. Альбом воспринимается как кусок чистой аутентичности и как-то критиковать его или тем более что-то советовать его авторам даже как-то странно, ведь это то же самое, что советовать или критиковать найденный при раскопках древнего поселения древлян берестяной свиток с начертанным на нём сказом о рыбной ловле деда Кузьмы с приятелями-сотоварищами, где мат и прочие монгольские неологизмы столь обильны, что вырезать их будет означать уничтожить весь текст подчистую.

Такие группы должны существовать хотя бы для того, чтобы диванные профессора и прочие кабинетные философы не стали всерьёз считать, что народность и исконно русские традиции – это Бажов, а наивные лубковые стилизации и культурологические карикатуры хоть в какой-то степени отражают быт и нравы основной массы наших досточтимых предков. Альбом заслуживает твёрдой 3/5, а дополнительная бонусная звезда - за свою собственную, не подсмотренную и не слизанную у кого-то фолк-интерпретацию забугорных Lordi, Gorillaz, Green Day и иже с ними.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё