ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на мини-альбом группы Anion Effect "Act II: Death"

23-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта интересная калининградская капелла привлекла моё внимание уже своим дебютным полноформатником “Syntyma” (2015), где был представлен чёткий и техничный мдм с мягким финским звуком и прозрачными готик-влияниями, а два года спустя ребята решили начать масштабную EP-трилогию и выпустили первую часть этой эпопеи в виде четырёхтрекового залпа под названием “Act I: Doom”. Их саунд стал строже и угрюмее, гитары щедро сеяли угрожающие риффы, клавишная атмосфера казалась плотнее и гуще, а в ритмах появилось что-то технотронно-синтетическое в духе поляков Cemetary Of Scream с редкими веяниями в духе Crematory.

Вероятно, именно это сходство с дэтово-думовыми польскими печальниками стало причиной того, что участники коллектива стали приписывать к своему основному жанровому тегу в виде мелодэта ещё и дэтовый дум-метал, но, как ни крути, всё это имеет место быть, и группе такие новшества пошли только на пользу. Музыка Anion Effect стала таинственнее, мистичнее и прозрачнее, категорически не желая ограничивать себя ни в чём и забирались даже на территории Mandragora Scream (“It’s Coming”) и Lacrimosa (вступление “Ruins Of Life”), а по части эпичности сходу давая фору многим другим своим коллегам как в нашей стране, так и за рубежом.

Когда усиливаешь что-то одно, другие составляющие теряют удельный вес - так вышло и у этих калининградцев. Аллюзий к Dark Tranquillity и In Flames в их творчестве стало заметно меньше, а вот думовые и готик-металлических веяния зацвели пышным цветом. Всё это особенно явно чувствовалось в треке “Ruins Of Life”, где они впервые ввели в свою музыкальную палитру чистый вокал, а к традиционному мдм на всём “Act I: Doom” можно было отнести, пожалуй, только завершающую релиз “Tie Tähtiin”, где скорость исполнения и риффы ещё соответствовали изначальному музыкальному амплуа команды.

Ну а меня упомянутый мини-альбом убедил в том, что группе тесно в рамках какого-то одного конкретного музыкального направления, и они основательно встали на тропу экспериментов и эволюции, но кто бы мог подумать, что вектор развития команды направится не куда-нибудь, а аккурат в сторону модернового романтично-трагичного дума, о чём громогласно и сообщил их новейший релиз, получивший название “Act II: Death”. Если обстоятельство с думом было ещё вполне предполагаемо, то модерн-корректировок саунда ждать от данной группы, вроде как, не приходилось, однако даже они оказались кстати в обновлённом музыкальном кредо команды.

Эпичные оркестровые аранжировки в “Modern Dark” запросто сочетаются с таинственными колокольчиками, а “Light Of The End” углубляется куда-то в сторону безбрежных, авангардных и индустриально-странных экспериментов. Теперь Anion Effect кажутся окончательно утратившими все свои корни, оторвавшимися от почвы и от своего изначального стилистического alma mater и отправившимися в открытый космос чистых идей, смыслов и такого же чистого и кроссжанрового творческого дерзновения. Нечто подобное случилось некогда со швейцарцами из Samael, подобные перипетии переживали Septic Flesh, и кажется, Anion Effect не против пополнить этот список.

“Act II: Death” оставляет больше вопросов, чем даёт ответов, он интригует и удивляет, а малая длительность EP открывает ещё больше простора для фантазии. Открывающая мини-альбом “Hopeless Song” с её неспешным сюжетным развитием и волнующими вокальными упражнениями воспринимается скорее как интро, нежели как полноценная вещь, финальная “Light Of The End” больше смахивает на аутро, а в итоге за вычетом этих двух композиций, на альбоме остаётся всего только одна “Modern Dark”, которая тоже звучит очень даже необычно и эпатажно и уже своим названием ввергает в мыслительный столбняк и когнитивный ступор.

Вероятно, именно так, по мнению музыкантов, должен выглядеть современный дарк-метал, и если это так, то они представили далеко не худший вариант возможного положения дел. Элементы индастриала, симфо-металла, готик и дум-металла, традиционного мдм, модерн-металла и циркового психовоображариума в духе последних альбомов Nightwish, Xandria и Amberian Dawn сложились в исполнении современных Anion Effect в диковинную головоломку, где законы логики совершенно утратили какую-либо власть над действительностью, а всё развивается по каким-то странным и потусторонним траекториям. Тем интереснее дождаться третьей части анонсированной трилогии и посмотреть, чем же и как всё это закончится.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на сингл группы Bärenkult "Воины Свентовита"

23-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сольный проект Михаила Буртового из калининградской группы Anion Effect интересен уже своей яркой тотемической направленностью, ведь всё, что делает Bärenkult, отмечено явной печатью медвежьих культов балтийских славян и направлено на прославление их быта, традиций и верований, однако данная особенность не является единственной причиной обратить своё внимание на данное музыкальное формирование. Стартовал Bärenkult летом прошлого года как студийный проект, однако сейчас позиционируется уже в качестве полноценного музыкального коллектива и в июле готовится отметить год своей творческой активности.

“Воины Свентовита” стали вторым релизом команды, после их дебютного двухтрекового сингла “Семаргл”, который изначально готовился как материал Anion Effect и должен был стать частью EP “анионов” 2017 года “Act I: Doom”. После того, как композиция осталась за бортом данного релиза, она претерпела некоторые изменения, стала мрачнее и жёстче, а в итоге увидела свет под вывеской Bärenkult летом 2019 года. Именно данное событие можно считать отправной точкой нового музыкального коллектива, который очень скоро стал для Михаила приоритетным, а на своём актуальном трёхтрековом сингле Медвежий Культ значительно развил и разнообразил свой стиль.

Все участники группы согласны с древними славянскими язычниками в том, что медведи – это одни из самых близких и похожих на человека млекопитающих, самые умные, развитые и разносторонние звери в российских широтах, способные обезвреживать капканы, отдавать предпочтение только одному конкретному виду пива и передвигаться на двух лапах, а в плане музыкальных предпочтений Bärenkult склоняются к языческим дэт-командам вроде Unleashed, Amon Amarth и нашим соотечественникам из Uldfallir и Рарогъ, но в то же время идут ещё дальше и повсеместно расширяет свою творческую и музыкальную палитру.

“Родной славянский паган-фолк, выраженный через скандинавский мелодик-дэт-метал” – сама формулировка творческого кредо группы как будто содержит противоречие в определении, но это противоречие кажущееся, как и тот парадоксальный факт, что название славянско-патриотической команды звучит на немецком языке. Музыканты копают в глубь веков, поднимают аутентичные исторические исследования и источники с тем, чтобы сделать свою музыку ещё более правдивой и доказательной, и это им с успехом удаётся, как в плане идеологии, так и в том, что касается саунда.

Уже во времена своего дебютного сингла Bärenkult делали ставку на вокальную полифоничность, хотя в то время за вокальные дорожки отвечал только один приглашённый певец Александр Медведев, а сейчас обилие разных типов вокала стало ещё более впечатляющим. У нынешних Bärenkult место у микрофона занимают целых три человека, и, как вы наверное уже догадались, не обошлось в том числе и без женского вокала. Кроме того, инструментальная составляющая тоже была значительно расширена и дополнена, а помимо стандартного рок-инструментария, в “Воинах Свентовита” можно услышать звуки балалайки.

Рецензируемый сингл характеризует масса переходов, разных мелодических вставок, вокальных переплетений и эффектных бриджей, и всё это на основе мощного риффинга, благодаря которому во всём мире стали так известны и любимы группы вроде Dark Tranquillity, In Flames и Night In Gales. Атмосфера языческих боевых походов и стальных атак, свойственная альбомам Unleashed, и основательность Amon Amarth изящно уравновешивается элегантным женским вокалом, что отдалённо напомнило мне недавние эксперименты Rotting Christ с Ириной Зыбиной из Грай.

Эпизодическое сходство с Арконой и с группами вроде Ирбис никуда не делось, симфонические аранжировки, которыми с самого начала своего пути отличались Bärenkult, тоже по-прежнему на марше, а ко всем этим фишкам ныне, благодаря чистоголосому фольклорному пению Александры, добавились влияния таких групп как Летеница, Руян и даже Eluveitie. Что касается мдм-составляющих, то мелодэта у нынешних Bärenkult даже больше, чем у самих Anion Effect, уклонившихся в модерновый дарк-метал и в дум, и этот энергичный риффинг очень идёт группе.

Что-то сродни материалу швейцарцев из Eluveitie слышалось мне уже на первом диске Anion Effect, а сейчас поводов для того чтобы проводить такие параллели между Eluveitie и Bärenkult стало ещё больше, однако своей особой самобытности у группы намного больше, чем могут описать и изъяснить любые параллели и сравнения. Eluveitie, но с северной доминантой в саунде, на русском языке и с использованием богатых традиций древних балтийских славян? Почему бы и нет, такой музыкально-идеологический винегрет выглядит убедительно и оригинально!

Материал, вошедший на актуальный сингл, разнообразен и насыщен, а те домашние записи и видео, которые делали и выкладывали в ходе смутных времён самоизоляции Михаил и его соратники по “Медвежьему культу”, позволяет ждать от команды не менее интересного и славного продолжения уже в самое ближайшее время. Главное для группы теперь – удержать нужный баланс между растущим разнообразием и приверженностью своим корневым фишкам, чтобы стиль грядущего полноформатника был не только эффектным и разноликим, но и узнаваемым, самоидентичным.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы Дурная Кровь "Странные дела"

23-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Виртуально-анимационные рокеры из Gorillaz породили целую волну преемников и последователей, а учитывая масштаб влияния мангоподобных комиксов и японских аниме, можно было не сомневаться, что очень скоро появится группа, которая скомбинирует одно с другим и выдаст для нашего ознакомления получившийся винегрет. Участники этого коллектива живут на разных концах нашей необъятной родины, творят свою музыку удалённо, а лица и социальную инфу прячут за анимационными изображениями своих выдуманных героических персонажей.

Японская эстетика, бульварные комиксы, ироническое фэнтези, сэлфи на фоне убитых инопланетных ящеров и не самый интеллигентный юмор в духе подростковых пабликов ВКонтакте – угодив в такую мешанину всего и вся, что представили адепты Дурной Крови на своём дебютном полноформатнике, не так-то легко выплыть без видимых повреждений и без вреда для психического здоровья на свою родную terra, но мы всё-таки попробуем сейчас окунуться в мир мультипликационного хард-фолк-хоррор-панк-хулиганства этих ребят и вернуться обратно.

Arctic Monkeys часто называют первыми звёздами эпохи ipod, а Дурная Кровь явно очень хотели бы стать звёздами эпохи мемов, социальных сетей и стиля жизни в духе “мои вечные 17”. Если вы увидели тэг “horror punk” и ждёте услышать от группы что-то в духе Короля и Шута, то вам стоит задвинуть эти свои ожидания обратно на полку, а копнуть чуть дальше в глубь истории. Дурная Кровь ориентируется совсем не на группу Князя и Горшка, а на их предтеч и прародителей в лице Юрия Хоя и Павла Яцыно со всеми вытекающими и отнюдь не самыми культурными последствиями.

Много мата, очень раздольные и разухабистые мелодии, повышенная народность во всём, что касается музыки, вокала и текстов – песни вроде “Бы Мошился” очень любят сварщики и механизаторы из отдалённых российских провинций, и, кажется, именно для них творят и тиражируют своё творчество интернет-умельцы из Дурной Крови. Атмосфера “Странных Дел” – это атмосфера дискотеки в сельском клубе, где самодеятельные спиртосодержащие напитки льются рекой, а манеры и стиль общения находятся на соответствующем “фольклорном” уровне.

Нужно отдать группе должное, они совсем не так попсовы и навязчивы как Пошлая Молли и Мэйби Бейби, а помимо жёстких хоррор-панк-эпиков и самодеятельного хард рока, вполне уютно себя чувствуют и в жанре квази-романтических рок-баллад (“Не пленный”). Эпизодический женский вокал и псевдо-симфонические аранжировки добавляют объёма и полифонии утяжелённым блатным частушкам этих любителей непосредственности и самого активного отдыха, а их рифмы и ход мысли порой просто обескураживают.

Чтобы принять и полюбить Дурную Кровь, нужно быть в возрасте пресловутых семнадцати либо иметь очень свободное чувство юмора и не иметь каких-либо комплексов. Насколько я знаю, подобные творческие эксперименты очень по душе Артемию Троицкому, который долгое время был без ума от группы Барто и даже в меру сил продвигал их и продюсировал, а понять такие симпатии я вполне могу. Когда быть серьёзным и “правильным” уже невмоготу, а от общих фраз и заезженных клише свербит в затылке, Дурная Кровь может оказаться очень даже кстати.

Безумная солянка из Lordi, Gorillaz, Green Day, The Offspring, Барто и Сектора Газа без какого-либо намёка на интеллектуальность Вадима Степанцова или на лиричность Кода Дракона – в компьютерно-рисованной вселенной этих инкогнито-хулиганов нет места ничему сложному и академическому. В их мире правит бал непосредственность и русская народная простота, а их хоррор-панк как две капли пенной браги похож на русский народный фольклор без цензуры и позднейших литературных интерпретаций, что бодрит не хуже студёной чарки утреннего самогона.

И, надо отметить, это будет пострашнее, чем монстры Lordi и фантазии Князя с Горшком. Альбом воспринимается как кусок чистой аутентичности и как-то критиковать его или тем более что-то советовать его авторам даже как-то странно, ведь это то же самое, что советовать или критиковать найденный при раскопках древнего поселения древлян берестяной свиток с начертанным на нём сказом о рыбной ловле деда Кузьмы с приятелями-сотоварищами, где мат и прочие монгольские неологизмы столь обильны, что вырезать их будет означать уничтожить весь текст подчистую.

Такие группы должны существовать хотя бы для того, чтобы диванные профессора и прочие кабинетные философы не стали всерьёз считать, что народность и исконно русские традиции – это Бажов, а наивные лубковые стилизации и культурологические карикатуры хоть в какой-то степени отражают быт и нравы основной массы наших досточтимых предков. Альбом заслуживает твёрдой 3/5, а дополнительная бонусная звезда - за свою собственную, не подсмотренную и не слизанную у кого-то фолк-интерпретацию забугорных Lordi, Gorillaz, Green Day и иже с ними.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы АрдрА "Асимметрия"

17-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если есть Арда и Аэдра, то, судя по законам логики и жанра, должна быть и Ардра, не правда ли? Именно такое имя выбрала себе молодая чебоксарская команда, дебютный альбом которой мы сейчас с вами и рассмотрим. Если вы сейчас устало морщитесь и уже готовы сказать что-нибудь о засилье недотрэшеров на российских широтах, то я спешу вас сразу же разубедить: в данном случае всё совсем не так и ничего похожего на Truep или Схоластику вы на “Асимметрии” не услышите. Не скажу, что АрдрА исполняет что-то оригинальное, но ребята выдали невероятно качественную и интересную русскоязычную интерпретацию тестаментовского “Souls Of Black”, а это мой любимый альбом у этих культовых американцев, и ничего похожего я от отечественных команд ещё никогда не слышал и не встречал.

Кстати говоря, Ардра (санскр. आर्द्रा, Ārdrā IAST, «зеленый», «влажный») — это название звезды, а если конкретно, шестая накшатра из классического списка лунного цикла в индуистской астрологии, склонение от +6° 40′ до +20° Митхуна раши, соответствует звезде Бетельгейзе (α Ori, склонение +07° 24′ 25″) в созвездии Ориона. Ума не приложу, что заставило этих трэшеров назвать свою команду в честь данного астрономического объекта и какое это имеет отношение к их музыке, но звучит такое экзотическое имя на правах вывески металлической команды эффектно, а, кроме всего прочего, как вы поняли, Ардра – это полиндром, и прочитать название коллектива можно как слева направо, так и справа налево – разницы никакой нет.

Над своим дебютником команда работала долгих десять лет, и композиции у ребят вышли разнообразные и осмысленные, хотя есть и один важный как-бы-недостаток – звук. Многие привыкшие к вылизанному саунду современных Metallica, Megadeth и Exodus сходу начнут воротить нос и плеваться, даже не попробовав расслушать материал команды и будут очень неправы. Участники команды справедливо считают, что трэш не должен быть плоским и кристально-правильным, сознательно делая ставку на жёсткий, ершистый и угловато-ржавый звук начала 80-х и первопроходцев жанра, что, на мой вкус, звучит у них очень приятно, аутентично и интересно (как ранние лайвы Металлики и репетиционные демки Trauma и Flotsam And Jetsam).

А исполняет АрдрА типичный bay-area-материал в духе ранних Metallica и Testament с типичным вокалом классического Testament и с удовольствием нанизывает друг на друга эффектные риффы в духе “Souls Of Black” и прилежных английских интерпретаторов Металлики и Тестамента в лице Slammer и Xentrix. Но не одним только трэшем с Залива жив человек, и Ардра много внимания и сил уделяют своим русскоязычным текстам, очень напоминая этой своей дотошностью и осмысленностью ранний Чёрный Обелиск Анатолия Крупнова. Нет, не стоит искать на “Асимметрии” типичных тем вроде “Стены” или “Цезаря”, но АрдрА – это интеллектуальный трэш, и в этом смысле участники группы наследники и продолжатели дела авторов “Ещё Одного Дня”.

То и дело в текстах команды проскакивают намёки на “белый” христианский трэш вроде забугорных Sacrament, Deliverance и Holy Soldier, но продвигают свои идеи музыканты очень деликатно и аккуратно, не делая никаких громких заявлений и не впадая в ортодоксальные крайности. Но даже это ещё не всё. Многие из композиций с “Асимметрии” имеют достаточно внушительную продолжительность звучания, а обилие басовых, гитарных и драм-соло, как это происходит, к примеру, в треке “Злой Дух”, намекают на влияния прогрессива и автоматически вызывают в памяти такие имена, как Last Descendants, Watchtower и наших соотечественников из Shah, в составе которых тоже играл одно время упоминавшийся уже Анатолий Крупнов.

Мои любимые треки на альбоме это “Чистая Ненависть”, “Злой Дух”, “Лестница Иакова” и “Атомный Гриб”, а вот балладные “Легенда”, и “Выживший” хоть и приятны, но слишком мелодически просты и структурно безыскусны. Было бы логичнее и лучше, если бы медляки Ардры звучали как “Veil Of Deception” и “A Room With A View” авторства Death Angel, что намного больше соответствовало бы тематике и атмосфере “Асимметрии”, и именно этого хотелось бы пожелать этим начинающим трэшерам в дальнейшем. Интеллектуальная “Лестница Иакова” порадовала, но построение альбома, где “Легенда” и “Выживший” стоят подряд друг за другом, а всё завершается пространным и перегруженным смыслами “Океаном”, мне тоже не показалось слишком удачным.

Но даже больше, чем упомянутые внешние недостатки группы меня огорчила и напрягла реакция на альбом команды некоторых слушателей, которые категорически не захотели признать в этой музыке трэш-метал, указывая на недостаточную брутальность наших чебоксарских коммандос. Э, ребят, да такими темпами вы и Metallica с Exodus,Testament, Death Angel и Flotsam And Jetsam считать трэшем перестанете, а уж про группы вроде Atomkraft, Juggernaut, Pariah, Sabbat или раннего Мастера я даже и не говорю. Грустно, что у части современных слушателей сложилось настолько однобокое, предвзятое, карикатурное и стереотипное восприятие трэша, ну а что касается самих АрдрА – я могу только порадоваться, что олдскульные bay-area-традиции в наших широтах и в наше время живы и здравствуют. Это дело стоит развивать и облагораживать.

Кстати, что касается “облагораживать”. Мне понравилась сырость и неприглаженность саунда команды, но над сыгранностью и техникой исполнения ребятам ещё предстоит работать, чтобы достичь рубежей своих кумиров и звучать так же убедительно, чётко и прицельно, как они. Хочется верить, что именно этим они займутся в самое ближайшее время, и уже их второй альбом будет на голову лучше, техничнее и “симметричнее” этой первой пробы пера, ну а я совершенно не сомневаюсь в том, что уже этот рецензируемый сейчас диск понравится фанатам олдскульного американского трэша и займёт достойное место у них в фонотеке, а ждать от АрдрА больших и впечатляющих успехов определённо можно и нужно.

Рецензия на альбом группы Hamhleypa "Prometheus"

16-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Греческий бог Прометей, укравший у других греческих богов огонь и подаривший его людям, давно имел все шансы стать в центре симпатий блэк-металлистов, которым наскучили традиционный сатанизм и люциферианство, и вот всё это, наконец, произошло. Молодая столичная команда посвятила свой третий полноформатник древнегреческим мифам и трагедиям, а свой интерес обратила как раз к главному бунтарю всея Олимпа, решив воспеть и возвеличить его смелость и славные деяния. Нет, конечно, о древней Греции разные группы пели много и активно и раньше, но Hamhleypa поставили вопрос иначе и обратились к теме с кипучей блэковой страстью и с соответствующим желанием всё довести до пламенного предела.

Дуэт с загадочным названием Hamhleypa исполняет сырой и как будто искусственно замедленный, словно пробуксовывающий блэк-метал, не лишённый инструментального изящества и горькой тоски, а место у микрофона в составе занимает вокалист с сильным, раскатистым и злобным скримом. Упомянутая замедленность не является чем-то внешним и случайным, а композиции команды действительно отличаются удивительными и даже небывалыми для жанра размахом и эпичностью: чего стоит уже хронометраж представленных на диске четырёх композиций, средняя продолжительность которых находится в районе десяти минут, а самая продолжительная из коих доходит аж до отметки в двенадцать с половиной минут!

Главный недостаток группы на данный момент – хрестоматийность и стереотипность (читай: однообразие) основного ритмического рисунка. Понятно, что в таком консервативном и мрачно-концептуальном жанре как блэк-метал говорить о каком-то супер-разнообразии не приходится, но тот же “Phaeton” (именно так называется та самая композиция, которая длится 12:32) всё-таки вполне мог бы и не быть столь однотонным и предсказуемым. Подобно любому другому философствующему металлу с влияниями дума, треки с “Prometheus” отличаются повышенной созерцательностью и рефлексирующей глубиной, а блэковые клише воспринимаются скорее как броня, призванная сохранить странствующих рыцарей печального образа от невзгод мира сего.

Если вы уже знакомы с ранними релизами группы, а именно с альбомом “Созерцание” (2015) и лонгплеем 2012 года под названием “Метель”, то без труда узнаете фирменный стиль Hamhleypa и разочарованы не будете, хотя без инноваций и развития в данном случае тоже не обошлось. К примеру, эксперимент с чистым вокалом в “Bellerophon” показался мне очень удачным и уместным, и хотя звучанию голоса и не хватает пока ещё профессионализма/убедительности, но уже сейчас эти эпичные чистоголосые распевки звучат таинственно и мистично, вплотную подбираясь к тем тревожным и неожиданным вокальным зарисовкам, которые так впечатляли и радовали меня на альбоме Forlorn “Ad Caelistis Aes”.

Но не обошлось и без ложки дёгтя: когда чистый вокал забирается по лестнице регистров слишком высоко, это уже не выглядит столь же убедительно. В той же “Bellerophon” есть куплет, исполненный чистым голосом, где вокал вызывает ассоциации уже не с Forlorn, а скорее с Чёрным Кофе времён их демо-записей, а в “Echo” чистоголосые партии взмывают куда-то совсем высоко и пробуют повторить успех профессиональных певцов Therion и Penumbra, что им не очень удаётся. Однако всё это уже нюансы. В целом, по сравнению с ранними релизами проекта, новый диск это уверенный и однозначный шаг вперёд, который переносит группу на новый уровень, не предавая её славных традиций и той андеграундной сырости, которыми всегда славились их релизы.

Смесь ранней Opera IX, Forlorn, Carpathian Forest и Limbonic Art в исполнении Hamhleypa на данный момент ещё слишком сыра и андеграундна, но уже сейчас нельзя не заметить серьёзность группы и интересный подход её участников. Блэк-дум, подобный тому, что пропагандируют сейчас прометеевцы, довольно редкое явление в мире блэк-металла, и такой медленный эпичный метал со звёздными синтезаторами и с очевидным блэковым базисом интересен уже хотя бы в силу своей раритетности и самобытности, а лично мне очень импонирует интеллектуальность и художественность группы, которая в некотором роде даже напомнила мне раннее творчество Ahilless и в частности их альбомы “Казнь еретика” и “Стремление”.

Помнится, когда-то о группе Темнозорь говорили как о блэк-металле, который может понравиться даже хиппи, некоторое время спустя по похожим тропинкам такого очень русского и бардовского блэк-металла пробовали бродить Чёрные Озёра и Drunemeton, затем в зачарованных лесах менестрель-блэк-дума появились новые обитатели в лице Hamhleypa, но всё изменилось с выходом в свет “Prometheus”. Этот альбом открывает новую главу в творческой эволюции коллектива, с одной стороны усиливая блэк-метал-составляющую их деятельности, а с другой – сообщая их материалу новую убедительную концепцию и художественную окраску с привкусом серьёзной литературности. Больше конкретности, меньше размытых фоновых риффов – это вектор “Прометея”, и группе такой апгрейд пошёл только на пользу, выгодно подчеркнув фирменный стиль Hamhleypa.

При всех очевидных недостатках, у Hamhleypa есть ряд столь же очевидных козырей, и это, в первую очередь, атмосферность, эпичность, мощный вокал, неплохие русскоязычные тексты и адекватная подача всех этих составляющих. Даже андеграундность звучания и сведения, которые как раз можно отдалённо сравнивать с упоминавшимся уже выше форлорновским “Ad Caelestis Aes”, не портят впечатление от прослушивания, а добавляют релизу характерного подпольного шарма и особой таинственности, теперь же, насколько я вижу и понимаю, дело осталось за малым – придать всему этому чуть более конкурентоспособный вид и сделать аранжировки чуть разнообразнее и грациознее.

Можно даже оставить эту одиозную демо-сырость и топорную прямоту, но добавить нюансов и разнообразия, подобно тому, как уже делали в своё время Bal-Sagoth, Orkrist, Arcturus или те же Limbonic Art, точно не было бы лишним, и группе пошло бы только на пользу. В остальном же перед нами очень интересная вещь для любителей интеллектуальностей и необычностей в блэк-металле, а понравиться такое может как мечтателям из лагеря Summoning, так и закоренелым ортодоксам, забившими нашивками Abigor свои рюкзаки и жилеты, ну а уж тем, кто ценит и котирует такие греческие составы, как Order Of The Ebon Hand, Varathron и Necromantia, обратить внимание на Hamhleypa нужно обязательно (всё-таки духа Эллады здесь очень и очень много).

Рецензия на альбом группы Decadence Dust "Eight Of Swords"

14-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Хорошей, мелодичной и эфирной музыки не бывает много, и Анна Ващило, наверняка прекрасно знакомая вам по группе The Lust, возвращается с дебютным полноформатным альбомом своего собственного изначального проекта Decadence Dust, который был запущен задолго до её присоединения к команде Яна Федяева и по-прежнему никуда уходить со сцены не думает и не собирается. Игры с пыльным декадансом продолжаются, и теперь нас ждёт новая порция обворожительных готик-метал-хитов с нежным и вкрадчивым голосом Анны.

Атмосферная романтика “Eight Of Swords” не имеет недостатка в аллюзиях к праотцам и первопроходцам драматичной готики в лице Theatre Of Tragedy, но в отличие от них, ещё дальше углубляется в чарующие и неотмирные настроения, погружаясь в которые, чувствуешь себя Алисой в Зазеркалье и ждёшь удивительных чудес, парадоксальных эффектов и обескураживающих сюрпризов. И, кстати, на нестандартность ожидающих нас на пластинке ситуаций намекает и непривычное название диска, словно написанное на староанглийском.

А старая Англия – это аристократичность, чопорность, изящные манеры, вкусный чай и галантные привидения юных принцесс и интересных молодых графов, которые не пугают и не напрягают, а с лёгким реверансом приглашают в мир литературных аллюзий О.Уайлда. В стилистическом же плане на “Eight Of Swords” нас ждёт мечтательный коктейль из поздних Theatre Of Tragedy, Autumn, Flowing Tears и Midnattsol, где металла и железа в инструментале минимум, мелодии всё сплошь эфемерные и сказочные, а голос парит и вальсирует как заблудившийся ночной дух.

Впрочем, название альбома отсылает слушателя не к викторианским временам Британской Империи, а к картам Таро, а символ “Восьмёрки мечей” в данной традиции толкуется как нахождение в некоем внутреннем плену, когда никаких видимых и явных ограничений нет. Человек как будто отгорожен от всего мира восемью мечами, которые отделяют его от реальности, словно ввергая в метафизическую клетку (см. обложку альбома), и эти внутренние диссонансы становятся источником боли, страданий и даже мазохизма, о чём и расскажут нам новые песни группы.

Опыт – такая интересная вещь, что некоторые вещи мы начинаем понимать только с его появлением, а когда его становится чуть больше, то перед нами открываются новые уровни, бонусные возможности и недоступный ранее функционал. Так и в случае с Decadence Dust. Расширив свои музыкальные горизонты за годы плотного сотрудничества с The Lust, сейчас Анна Ващило и её коллектив вышли к совершенно иным берегам качества и начали создавать очень впечатляющую музыку с грамотным и эффектным балансом эмоций и атмосферы.

Только опыт даёт нам ключи от тех дверей, которые необходимо открыть для выхода на тот необходимый уровень, где наши возможности соответствуют нашим желаниям, и реализованные, воплощённые в жизнь идеи звучат в точности так, как мы себе и представляли, не имея такого досадного и огорчительного зазора между ожиданиями и реальным положением дел в духе популярных постов ВКонтакте из серии “ожидание-реальность”. Подобной проблемы у Анны Ващило и её основного коллектива сейчас уже, совершенно точно, не возникнет.

Знойная, напоминающая сольные альбомы Лив Кристин “Doppelganger”, чувственная, словно манящая, титульная вещь, слегка грустная и как будто растерянная “Dead Within”, атмосферная “No Grace”, контрастная полуакустическая “Gold”, напористая, словно позаимствовавшая мелодию у ABBA “Another Fool”, балладные “Devil On Your Shoulder” и “Morning After Dark” – композиции с “Eight Of Swords” имеют не так много явных отличий, но у каждой из них есть своё собственное лицо, пара-тройка цепляющих фишек и непременно яркий и запоминающийся припев.

Чем больше я слушал “Eight Of Swords”, тем более крепло во мне убеждение, что я стал свидетелем удивительного музыкально-лирического альянса между Theatre Of Tragedy образца “Aegis” и даже в чём-то “Forever Is The World” и группой сестры оригинальной вокалистки “Театра Трагедии” Midnattsol. Так готика подбирается к фолку и к инди-року наподобие The Cranberries, а утончённые английские хоррор-сториз сплетаются с суровым нордическим эпосом, ну а получается в их слиянии что-то очень мягкое, тёмное, мелодичное и невероятно эмоциональное.

Анна пошла на интересный эксперимент и радикально сменила свой визуальный образ. Дерзкая стрижка вместо традиционной копны длинных волос интригует и привлекает внимание, а в сочетании с такой чарующей и зачарованной музыкой, новый имидж фронтвумен Decadence Dust выглядит ещё интереснее и непривычнее. Сходство с Динь-Динь в исполнении Джулии Робертс оказалось очень кстати, и лично мне показалось очень уместным и оригинальным (навскидку я так и не смог вспомнить готик-метал-групп, где вокалистки выглядели бы подобным образом).

Фёдор Боровский, который долгое время являлся коллегой Анны по The Lust и до сих пор отвечает за звук и сведение альбомов этой команды, нарулил в именитой Slaughtered Studio превосходный саунд для Decadence Dust, и, пожалуй, данный факт является последним и решающим аргументом в пользу приобретения данного релиза на физическом носителе. Расслушать и распробовать все звуковые нюансы “Eight Of Swords” будет легче и приятнее в формате CD, а уровень реализации данной пластинки на все сто соответствует приятному коллекционному фетишу.

Отличий между последними альбомами The Lust и новейшим лонгплеем Decadence Dust не так уж много, но они есть. У “декадентов” меньше звуковых нюансов, меньше драматизма и драйва, гитары не так резки и тяжелы, а сам подход клонится скорее в направление атмосферы, чем в сторону жёсткой и металлической готики. Кроме того, сразу же бросается в глаза тот очевидный факт, что в сочинении песен в Decadence Dust всё-таки задействован ещё совсем другой человек, а именно львиная доля всего сонграйтинг-процесса, а так же вся музыка в DD лежат на плечах Александра Каргаева.

Эстетика Decadence Dust мягче, таинственнее и в большей степени завязана на магии и на мечтах, а песни в целом нежнее, абстрактнее и не столь конкретны и хитово наступательны, как это имеет место быть у The Lust. Чувствуется, что отличается подход авторов к своей работе, отличается подача материала. А вот что трудно, так это выбрать теперь между двумя этими группами и решить, у кого же из них материал выходит круче и привлекательнее. Я нарочно переслушал два последних альбома The Lust, но к однозначному решению так и не пришёл.

Но ведь что-то конкретно решать и делать какие-то однозначные выводы здесь и не требуется. Как я заметил ещё в самом начале этой рецензии, хорошей музыки не бывает много, а лишней она точно никогда не будет. Похоже, самоизоляция всё-таки сослужила нам неплохую службу – прямо или косвенно, но вынужденная пора ограничения всякой внедомашней активности повлияла на градус креативности Decadence Dust, и проект разродился поистине прекрасным альбомом, который наверняка засядет в плеере у многих на весьма продолжительное время.

Показать ещё