ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы 1914 "Eschatology Of War"

31-03-2020 Дмитрий Фомин

Что будет, если военную тематику скрестить с самыми беспощадными и мрачными стилями экстремального метала? Ответ предельно прост – настоящий культ смерти. Как видно, музыканты группы 1914, что родом из украинского города Львова, прекрасно отдавали себе отчет в своих действиях и на свой страх и риск дебютировали с собственноручно созданной ими "Эсхатологией Войны". Сам термин "эсхатология" происходит из греческого языка и представляет собой систему религиозных представлений о конце света. А что может быть более грандиозным и устрашающим явлением в истории человеческого рода, нежели война?

И, как совсем нетрудно догадаться из названия, эти новоявленные металлисты-милитаристы строят свою творческую концепцию, вдохновляясь наследием Первой Мировой. В принципе удивляться нечему. Существует же в Норвегии блэк-метал команда 1349, почему бы и Украине и не обзавестись собственной формацией с подобным названием? При условии, конечно же, что мужи сии в дальнейшем оправдают свои амбиции. Хотя, принимая во внимание уровень и качество их дебютной работы, почему-то не приходится сомневаться, что почета и уважения 1914 миновать не удастся.

"Eschatology Of War" представляет собой целостное и предельно реалистичное полотно, сотканное из темной ненависти, злобы, потоков крови и дыхания торжествующей смерти. Война предстает в своем ужасающем величии и низости, в изощренности различных способов умерщвления живой силы противника, во всем своем безумии и абсурде. Перед нами развернулась масштабная карта основных боевых действий Первой Мировой войны. Это и газовые атаки на Ипре, и битвы при Вердене и Галлиполи, бомбардировка Лондона флотилией германских дирижаблей и пр. и пр.

Рваная и болезненная структура композиций делает пластинку крайне ожесточенной, ввергая слушателя в состояние обреченности идущего на смерть солдата. Мощный дэт-металлический саунд, черная безысходность дума и яростный напор сырого блэка воплотились в умопомрачительный гибрид – боевую машину, что на своем пути безжалостно перемалывает вмерзшие в землю останки почивших воинов, смешивая их с грязью и талым снегом. Работа гитаристов колеблется от массивных, тяжеловесных риффов, гнетущих переборов и холодных соло до бескомпромиссных тремоло, обрамленных скоростными бластбитами. Пропитанный мизантропией надменный скриминг и вовсе достоен всяческих похвал.

Как уже упоминалось выше, "Eschatology Of War" больше воспринимается именно как единое полотно, что можно отнести как к преимуществам, так и к недостаткам этого релиза. На фоне предельно мрачных и статичных эпосов, в первую очередь построенных в угоду атмосферности, следует все же выделить и номера, отличившиеся в техническом плане. "Gasmask", "Caught In The Crossfire", "Zeppelin Raids" и "Arditi" – вот, на мой взгляд, самые яркие композиции, идеально подходящие для того, чтобы достойно представить 1914 на сцене.

Особое место занимают предваряющие каждый трек интро, представляющие собой звуковые сэмплы. Грохот сражений, орудийных залпов, взрывы снарядов, гвалт схлестнувшихся армий, свист и удары пуль, впивающихся в живое человеческое тело, как нельзя лучше дополняют эту беспощадную картину холокоста. А фрагменты германских вальсов и задорных эстрадных песен, беззаботно льющихся из граммофона, рисуют образ циничной усмешки на устах того, кто мнил себя победителем в этом жесточайшем кровопролитии.

Подобный эстетический подход к избранной концепции, англоязычная лирика (кто бы сомневался?), по-европейски профессиональный подход к записи и высокое качество материала приближают 1914 к другим, более известным любителям военных дел, шведским богохульникам Marduk. Еще один весомый комплимент в сторону украинцев.

Да, война имеет множество личин, и благодаря 1914 мы имеем возможность ознакомиться лишь с одной из них. Ясно, что музыканты идут собственной дорогой, достаточно профессионально, уверенно и, главное, со знанием своего ремесла. В будущем же хочется пожелать им творческого роста и гораздо более разнообразного и беспощадного материала, который непременно заставить нас ценить мир и покой сильнее прежнего.

P.S. Оригинальная версия данного текста ранее была опубликована автором на сайте Dark-world.ru

Рецензия на сингл группы Marble Carrion "Necropropaganda"

30-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мраморная падаль – это не мраморная говядина и не мраморный сыр, срока годности у такой музыки нет, и прошлый альбом Marble Carrion “Frozen Hell” до сих пор продолжает своё победное шествие по планете, хотя с момента его релиза прошло уже больше года. А вот сами марблкэррионы, пережившие из-за мирового тура коронавируса отмену своего тура по Азии, унывать и поддаваться пессимизму не намерены, а с удовольствием и с особой злой радостью запускают на околоземную аудио-орбиту свой новейший сингл под названием “Necropropaganda”.

Новосибирские воинственные мясники явно не пренебрегают рекомендациями властей и сидят на карантине со всей ответственностью, ведь как иначе объяснить тот факт, что они так стремительно и массированно нарастили жировую массу своим риффам, а их гроул стал звучать так мощно, увесисто и сытно? Без запасов котлет и жирных сибирских пельменей тут явно не обошлось, и “Necropropaganda” звучит как будто вдвое тяжелее и увесистее, чем и без того очень мясные и жирные треки с “Замороженного Ада”.

Хотя ключевое слово в данном случае - “как будто”. На самом деле со времён “Frozen Hell” не изменилось практически ничего – саунд в целом остался прежним, подход к вокальным упражнениям тоже не претерпел каких-то заметных и ощутимых перемен, риффы всё так же отчаянны и конкретны, но общее и финальное ощущение всё равно остаётся иным. Стало больше мощи, уверенности и объёма, а звук, начисто утратив всяческую трэшевость, теперь ещё более мясист, сален, блестящ и протеиново склизок, создавая ощущение, что играют не люди, а полуистлевшие зомби-людоеды, а ты всё глубже проваливаешься в рыхлое, кишащее червями кресло.

Если, скажем, в “Kilos Of Dead Flesh” или в “Hunger” было больше атмосферы и глубокомысленных среднетемповых размышлений, а в “Jesus Under Heroin” бал правила зверская разухабистая резня и тремороподобные конвульсии, то новейший трек это просто апофеоз жира и копоти, словно восставшая из ада и начавшая зверскую охоту на людей продукция колбасного цеха. В этом плане новейший трек Marble Carrion ближе всего к таким их вещам, как “Enslaved”, “Demon Of War” и “Combat Prosthesis”, хотя здесь самый предельный минимум вариативности и лишних движений, а всё предельно монолитно, грузно, железобетонно и фаршево-обволакивающе.

Тяжесть и разрывающую мощь “Necropropaganda” ощущаешь уже в первые секунды звучания трека, и она по-настоящему ультимативна. Раскатистые барабаны, плотоядный рык вокалиста и плотный вал инструментальной агрессии буквально сбивают с ног, а ритмы из арсенала грув-металла очень удачно вписались в общую звуковую картину и кажутся теперь неотъемлемыми и необходимыми элементами общего фасада, а порой даже и вовсе выступают в качестве несущих конструкций. И кстати об эпидемии и карантине. Текст сингла не посвящён именно этой теме, но по-своему её интерпретирует и обыгрывает:

“A Day when sun goes down, and no longer rise - day of my victory

День, когда солнце зашло и больше не встало - день моей победы

Darkness fell on the streets - filled the back alleys, crawled into your head

Тьма спустилась на улицы - заполнила глухие аллеи, прокралась в твою голову

Presscorpses hanging on pillars, they will no longer speak to much

Трупы журналистов висят на столбах - они больше не скажут лишнего

You take a step - i know about it, as a microchip in your head

Ты делаешь шаг - я знаю об этом, как и микрочип в твоей голове

My warriors are strong, they never betray - because they dead like me

Мои воины сильны, они никогда не предадут, потому что мертвы, как и я”

(с) Marble Carrion – “Necropropaganda” (авторский перевод на русский язык группы Marble Carrion)

В какой-то момент прослушивания мне действительно начинало казаться, что ребята изменили строй и без какой-то особой магии или как минимум пары-тройки секретных хитростей не обошлось, но нет – строй всё тот же, а в качестве фишек и секретов всего лишь живые барабаны и новый бас-гитарист. Дмитрий Быков из Corpse In Bag принёс группе живительный глоток свежей крови, и сейчас обновлённые марблкэррионы стали ещё злее, мощнее и брутальнее, чем когда-либо были, полностью соответствуя тематике и настрою настоящего сибирского дэт-металла из самого сердца Сибири.

Единственное что мне не очень понравилось в “Necropropaganda” это обложка. Она, конечно, неплоха и по-своему интересна, но всё-таки на фоне великолепного арта “Frozen Hell” заметно проигрывает. Его смысл понятен и по-своему хорош, но этот навязчивый красный цвет и грубоватый стиль рисунка, характерный для комиксов, очень на любителя, а к музыке группы, как мне кажется, не очень подходит. А вот текст написан в лучших традициях Marble Carrion и их мясного воинственного дэт-металла (термин presscorpses – это действительно неплохая находка, чего уж там).

Если группа записала отличный альбом с великолепным звуком и мозгивыворачивающими песнями, перед бронебойным очарованием которого не смог устоять совершенно никто, то всем очевидно и понятно, что ничего менять этой группе в своей музыке не стоит и вообще всякая эволюция и развитие от лукавого, но Marble Carrion всё-таки попытались прыгнуть выше головы, очень адекватно и убедительно обновили свой саунд, и результат вышел, что говорится, налицо. Прекрасная группа стала ещё более сильной и убедительной, а первый сингл с готовящегося полноформатника оказался настолько хорош, что выше только небо и звёзды.

Рецензия на сингл группы Аберрация "Сон земли"

30-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если простенькие поп-панковые песенки наложить на мощный хардкористый инструментал, то получится огромный когнитивный диссонанс, а разум среднестатистического слушателя выдаст ментальную ошибку и замрёт в недоумении. Однако добры молодцы из самарской группы Аберрация, что, кстати, и означает “ошибка”, решили поступить именно так. Я уже писал пару лет назад об их мини-альбоме “Слово. Дело”, а затем расспросил участников коллектива обо всех самых интересных и узловых моментах их деятельности в интервью, однако сейчас перед нами новейший сингл коллектива, и это ещё один повод вспомнить о группе и посмотреть, как у ребят идут дела по подготовке своего долгожданного и столь много раз откладывавшегося лонгплея.

Говорят, что в эти дни, когда многие люди находятся в режиме самоизоляции или даже на принудительном карантине, наша планета как будто бросила курить, и экология стремительно налаживается. Складывается такое ощущение, что Земля устала от нас и выпустила вирус, чтобы хоть немного унять разбушевавшихся людей и хоть немного сократить их численность, избавившись от самых эгоистичных и замкнутых на себе, а попутно призвав к тому, чтобы задуматься и научиться уважать себя, друг друга и мир, в котором мы живём, всех остальных. Можно отмахнуться от этой идеи как от бредовой и ненаучной, но факты – упрямая вещь.

Люди как назойливые маленькие вредители обесточивают Землю, принося ей всё больше и больше бед и дискомфорта, и в итоге, потеряв покой и сон, планета решила устроить себе небольшую передышку и на время приструнить зашедших слишком далеко представителей homo sapiens. Именно об этом новая песня Аберрации, и звучит она по-настоящему пронзительно, эпично и доходчиво. Авторы сумели подобрать очень правильные и верные слова, интересно закрутили структуру трека (от баллады к мощной эпичной вещи с грозовыми риффами, качающим ритмом и апокалиптическим соло), и результат вышел соответствующий.

“Камни и лёд, мир без людей” – это то, что ждёт всех нас, если мы срочно не начнём думать чуть шире и нести ответственность за свои действия, а также за свой стиль взаимоотношений с другими людьми, за свои мысли, слова и чувства. “Как говорят на суахили, акуна матата, у тебя есть выбор: или – или. Или радикально изменить свои пути, или - что более вероятно - немедленно уйти” – как пел в своё время Борис Гребенщиков. Музыканты Аберрации рисуют не очень светлый и радужный мир, но они не лукавят, а литературность и увлекательная сюжетность их трека служит дополнительным источником убедительности, делая их песню ярче и мощнее.

Кстати говоря, чистого хардкора в новейшем треке группы минимум или даже вовсе нет. Скорее их актуальное творение напоминает хэви-метал в традициях Iron Maiden, который Аберрация исполняет со свойственной им панковой непосредственностью и нестройными хоровыми подпевками. Пружинистый бас, явно находящийся под влиянием Стива Харриса, уверенные риффы и мощный ливень буйствующей металлической энергетики, а также меланхолично-заливистое соло и небольшое задумчивое вступление – сейчас участники группы как будто пробуют пофантазировать о том, как звучала бы Железная Дева в миксе её раннего периода с Полом ДиАно и среднего этапа середины 90-х с Блейзом Бэйли.

Совсем не обязательно привязывать эту вещь к бушующей сейчас в мире пандемии, трек вполне можно воспринимать и совершенно автономно, но фразы из текста “Сна Земли” вроде "давай-ка сыграй на рояле на пирушке во время чумы!” волей или неволей вырываются из контекста и начинают жить своей собственной жизнью. Это по-прежнему хардкористый панк-рок, но сейчас, максимально приблизившись к патетике серьёзного хэви-металла a la Iron Maiden, Queensryсhe и Trouble, участники Аберрации вышли на совершенно новый уровень, показав всем, что им подвластны самые серьёзные темы, самые сложные театральные нюансы и настоящая философская глубина, да что там, самая настоящая и неподдельная человечность, которая ныне у всех у нас в таком жесточайшем и удивительном дефиците.

Рецензия на сингл группы Качегар "А.О.З."

27-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Творчество этой интересной питерской банды имеет всего два недостатка: его категорически мало и оно категорически странное. Их первый и единственный EP 2016 года содержал три бронебойных трека на стыке Faith No More, Несчастного Случая и умопомрачительного металлического авангарда в традициях Diablo Swing Orchestra и Stolen Babies, и это было мощно и сильно, однако после выхода “Хождения по мукам” качегары затаились на долгих четыре года, и от них не было ничего слышно даже тем, кто благоразумно закупил новейшие слуховые аппараты и подписался на новости NASA обо всей паранормальной активности в нашей галактике, а потому можно было сделать вывод о том, что если это театральная пауза, то она была слишком долгой.

Ядрёные современные сказки в исполнении Качегара бодрят и тонизируют, а жанровый коктейль команды иначе как ядерным не назовёшь. Железобетонная основа в виде традиционного хэви-металла, жёсткие индустриальные сваи современного радиоактивного дисторшна, альтернативные и фанковые всплески и балладно-лирические интерлюдии пополам с джазовыми импровизациями с самого начала присутствовали у группы в рамках одной, конкретно взятой композиции, и это воспринималось как дикий параноидальный сон наяву, где сказка, бред, кошмар и явь тесно сплелись в единое и нерушимое целое и распутать их не представляется возможным. Именно так эпос и фольклор смешиваются с безумной атмосферой психоделических советских мультфильмов, и на свет появляется нечто или даже некто.

И вот, наконец, плод дикой фантазии по имени Качегар разродился своим новым синглом, который назвал таинственными тремя буквами “А.О.З.” и снабдил бредовой сказочно-гротескной обложкой. Минутное вступление из тумана, прошлогодних листьев и помёта летучих мышей, и в эфире появляется фирменный колдовской кач Качегара и вторящие ему шаманские клавишные. Трек очевидно сделан в духе трэшево-хардкорового хождения вприсядку и заводит не хуже Pantera, Machine Head, Druknroll и Waltari. Жесточайший саунд, примоченный бас и сокрушительный шквал винтажного праздника подколодной нечисти удивительным образом сочетается в данной вещи с особым стёбным подходом коллектива и с их невероятным умением превратить любой хоррор в стильный и интересный кавардак.

На первый взгляд, новейший трек команды проще и очевиднее по структуре, чем их ранее творчество, он более нацелен на пратчеттовский грандсарказм и мощно закручен вокруг запоминающегося припева в духе “привет, Андрей”, однако эта простота кажущаяся. Тяга к экспериментам и стилистической алхимии либо есть, либо её нет, и у Качегара она однозначно присутствует. Перед нами в точности то же самое музыкальное варево и инфернальная хумпа в духе дебютного мини-альбома команды, но теперь здесь стало чуть меньше ингредиентов и лирических отступлений, а вместо такого калейдоскопического разнообразия обретается намного больше дремучего деревенского мрака, отчаянной самогонной веселухи и ядовитых грибных танцев на столах и вывороченных ночными ураганами пнях.

Абсурд, трагикомизм и метафизический реализм в традициях Мамлеева густо замешаны в новейшем треке Качегара с винтажными органными размышлениями в духе Кена Хенсли и Джона Лорда, а заупокойные хоры как будто взяты у литургического блэка вроде Batushka и Tenebra. Не уверен, что правильно понимаю текст песни и присутствующие в нём скрытые аллюзии к литературной классике, но огненный змей показался мне выдернутым у Блейка и его “Больной Розы”, и этот демон-асмодей по имени Андрей совершенно точно тянет на жуткий современный архетип с оттенком традиционного сказочного маразма. В ситуации, когда сказками начинают увлекаться все поголовно, не исключая участников King Crimson и самого великого Ричи Блэкмора, а во всём мире бушует эпидемия коронавируса, такой расклад уже не кажется странным, но напротив сам собой вытекает из реальности и существующего положения дел.

Сказка – ложь, да в ней намёк, но “качегары” уже не намекают, а открыто и повсеместно транслируют свой жутковатый и пропахший несъедобными сухофруктами месседж на всю округу, пугая лесную нежить и случайных зазевавшихся грибников. Жаль, что это всего-навсего один сингл, однако сам факт возвращения группы в студию, и появления официального релиза внушает определённый оптимизм и позволяет надеяться на то, что новый EP или даже полноформатник уже не за горами. Страшных сказок много не бывает, а если ты сидишь который день на карантине из-за коронавируса и перепробовал уже все домашние развлечения, самое время начать рассказывать перед сном жуткие хоррор-страшилки и в качестве звукового сопровождения включать творчество Качегара. С камбек-релизом ребята подгадали как нельзя более кстати.

Рецензия на альбом группы Scarecrow "Scarecrow"

26-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть люди, для которых Эдгар По живее всех живых, в красном углу у них висит портрет Лавкрафта, а вместо утреннего кофе они начинают свой день с сюит Sopor Aeternus и бокала кроваво-красного вина. Если всё это про вас, то сейчас самое время возрадоваться и благословить милосердную судьбу, ведь именно для вас квартет из Перми с говорящим названием Scarecrow выпустил свой долгожданный, идентичный имени группы полноформатный диск. Красивый шестипанельный диджипак в данном случае это не просто амбиции или желание пробудить интерес коллекционеров, но адекватное и необходимое условие, исходя из которого группа, исполняющая такую крафтовую и ламповую музыку, просто обязана издавать её так же стильно.

А исполняет эта команда ностальгически-семидесятничесий хард-рок с пронзительным цеппелиновским вокалом, тяжкими саббатовскими риффами, шустрыми гитарными соло и густой оккультной хоррор-атмосферой. Много импровизаций, гнетущие предчувствия и характерные сэмплы с колоколами делают своё дело, и музыка у команды выходит очень готичной и зловещей. Чтобы добиться характерного британского звучания, скеиркроувцы доверили сведение Сэмюэлю Торбитту из именитой Ritual Sound, где он нарулил весьма впечатляющее и аутентичное звучание, к которому в буквальном смысле не придраться. Все инструменты, все бэки и основополагающий голос фронтмена звучат вкусно и слаженно, а главное – гармонично.

Качество записи и музыки у ребят действительно на высоте, а что самое важное – европейским и впечатляющим можно назвать сам их подход к сочинению и исполнению своих композиций, которые на самом деле звучат как Айомми, Осборн и Батлер в свои лучшие ранние времена. Порой авторы так увлекаются выбранной темой, что начинают играть даже тяжелее и злее, чем сами чёрные субботинцы, о чём, к примеру, ярко свидетельствует четвёртая вещь с актуального диска под названием “When The Power Of Evil Are Exalted”, где удивительным образом появляются флейтовые влияния Jethro Tull и невесть откуда взявшиеся восточные мотивы, что на фоне бескомпромиссного гитарного скрежета воспринимается очень массивно и конкретно.

Возвращается флейта в шикарной балладной вещи под названием “Autumn Wood”, а сменяет её ещё одна пронзительная, сокрушительно-эпичная вещь “Madman”, где вместо флейты на разум и здравомыслие слушателя покушаются помпезные симфонические аранжировки и призрачные потусторонние хоры чёрных ангелов. В таком же монументальном симфоническом ключе следует и невероятно тяжёлая, завершающая пластинку “Scarecrow”, и в этой вещи авторы постарались всё сделать по максимуму так, чтобы сразить слушателя наповал своей бескомпромиссной вязкой меланхолией и масштабом готического сплина. Ещё никому, кажется, не приходило в голову скрестить Coven и Electric Light Orchestra, но Scarecrow не боятся быть первыми и смелыми.

Главная заслуга, честь и слава Scarecrow в том, что они очень аутентично отмотали время назад и смогли войти в точности в те же самые дымные бирмингемские тональности и настроения, которыми дышали и вдохновлялись юные и ещё не обласканные славой Black Sabbath. Такой музыкой можно и нужно гордиться, слушать такое наверняка очень приятно на виниле, а пристрастие к красным винам и декаденским безучастным выражениям на лице приходит на фоне прослушивания “Scarecrow” само собой и совершенно естественным образом. Их сравнивали с Rush и Styx, а я могу добавить только то, что такой впечатляющей реминисценции к моим самым любимым тёмным семидесятническим группам я ещё не встречал.

Уже их трёхтрековый дебют “Nosferatu” был хорош настолько, что заставил критиков со всего мира почтительно снять шляпы и склонить свои буйные головы и журналистские эпистолярные инструменты перед новыми мессиями и провозвестниками старого-доброго и старого-нового дум-рока, а “Scarecrow” просто разрывает все мыслимые и немыслимые границы, выводя группу к новым, ещё более удивительным и впечатляющим берегам. И что важно, это ведь не просто копия Black Sabbath, здесь всё намного более аутентично, серьёзно и самобытно, и в то же время сильнее и ярче чем у властителей дум современных слушателей из Ghost или Lucifer, а отголоски Uriah Heep и Magnum являются не просто ингредиентами, но молекулами единой обсессии.

Есть такая музыка, для восприятия которой исключительно нужна тишина. Тишина абсолютная, глубокая, безмерная, когда не хочешь больше ни разговаривать, ни спорить со своими внутренними демонами, а остаётся только одно желание – погружаться, погружаться и погружаться в мир теней бессознательного и в вязкую дремотную тину юнговских архетипов. Scarecrow – это как раз тот самый случай, и если уделить этому диску хотя бы минимум должного внимания и дать ему шанс, он использует его на все сто, триста и шестьсот шестьдесят шесть процентов. Рецензируемый релиз – это приглашение в мир тайн, декаданса и упоительных радостей самоизоляции, и у каждого из нас есть все шансы стать здесь почётным гостем.

Я до сих пор немного в шоке от того, что российскому коллективу удалось записать альбом, который можно поставить в один ряд с классикой и современными работами многих признанных и титулованных западных мэтров от Avatarium до Electric Wizard, но факт остаётся фактом, и это всё действительно так и никаким сомнениям не подлежит. Обложка релиза немного обескураживает своими мирными и повседневными тонами (в этом плане арт “Nosferatu” всё-таки выглядел более подобающе и в большей степени соответствовал музыке и настрою коллектива), но даже в этом есть что-то особенное. Именно такие диски впоследствии становятся лучшими по итогам месяца и года, выигрывая в разного рода номинациях, и это всё на сто процентов заслуженно и оправданно.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 за 2020 год. Заказать журнал: https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на альбом группы Grauen "Hapax Legomenon"

19-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У меня осталось очень приятное впечатление о дебютном EP этой столичной female-fronted-команды, которая успешно смешивала приблэкованный симфо-дэт и готический нуар. Не найдя ничего принципиально нового на их диске, я тем не менее с большой радостью и ностальгией вспомнил про классику Cradle Of Filth, Wykked Wytch, Darzamat, Blackthorn, Dimmu Borgir и Mandragora Scream, порадовался хриплым седуктивно-ядовитым прокламациям вокалистки, оценил симфонично-прогрессивные аранжировки и приготовился ждать полноформатника. Вы не ошиблись – релиз со странноватым названием “Hapax Legomenon” это действительно тот самый долгожданный лонгплей, и хотя былого величия и монументальной возвышенности на обложке уже не наблюдается, а свято место за микрофоном теперь занимает другая вокалистка, признать в авторах данного диска моих знакомых из Grauen не составляет никакого труда.

Почти два с половиной года ушло у Natalia Loria и её группы на подготовку этого восьмитрекового диска с оркестровым интро и таким же инструментально-оркестровым послесловием. Язык исполнения по-прежнему остался русским, что наверняка порадует любителей абсолютной понятности и литературности в тяжёлом роке, да и музыка следует практически в том же духе, что и на мини-альбоме “В Небесном источнике”, щеголяя изломанными структурами, непредсказуемыми переходами и патетическими симфоническими аранжировками, а потому будет вполне оправданно и закономерно назвать “Hapax Legomenon” концептуальным продолжением начатого группой шнитке-скрябинства и рекомендовать всем, кто принял, оценил и полюбил их дебютное творение.

Стоит сразу же сказать, что без кадровых перестановок в данном случае всё-таки не обошлось, и за все вокальные линии теперь отвечает исключительно Наталья, известная как Natalia Loria, а всеми оркестровками руководил и руководит повсеместно и единолично Ширин Ширинов. Конечно, такие ощутимые и значительные перемены не могли не отразиться на почерке группы, и хотя каких-то радикальных и революционных сдвигов не произошло, в музыке команды всё-таки стало сейчас намного больше свободы и какой-то безоглядной решимости. Командная работа нескольких авторов это не всегда просто и легко, и часто отдельно взятому музыкальному коллективу идёт только на пользу, если в его составе становится меньше мастермайндов, маэстро и дирижёров, а пульт управления попадает в руки к кому-то одному. Так и вышло у Grauen.

Однако отличий между прошлым релизом и нынешним - минимум. Grauen исполняют всё тот же немного сумбурный и алогичный блэк-дэт с язвительным злым вокалом, словно вознамерившийся проиллюстрировать своими структурами и звучанием теорию хаоса и убедить всех и вся в безусловном доминировании в мире и во Вселенной иррационального, непредсказуемого и демонически-надменного. Оркестр дисгармоний и диссонансов под управлением Ширина Ширинова стремителен и порывист, с удовольствием меняет цвет, форму, окраску и прочие очертания, а нагромождения разнокалиберных и разнонаправленных элементов создают предельно эклектичную и атональную картину, которая воспринимается как манифест упадка, декаданса и распада – злого и демонического, прошу заметить, инфернального распада.

И всё-таки некоторые отличия между “Hapax Legomenon” и “В Небесном источнике” имеются. Нынешнем диск звучит более ровно, плавно и умеренно, чем дебютный релиз москвичей, в нём нет таких ослепляющих вспышек злой активности, как это было два с половиной года назад, однако на разнообразие компакта это никак не повлияло. Всё ещё очень разнолико и изящно, но уже как будто более сдержанно и равномерно нынешние Grauen ткут свою мрачную симфоническую паутину с отчаянными адскими хорами безудержной злости в исполнении их скрывающейся за корпспейнтом ведьминской фронтвумен. И это при том, что переходов и разных фрагментов в музыке состава стало даже больше, однако гитары уже не так угловаты и упруги, не так одиозны и массированны, а смены музыкальной мысли происходят мягче и деликатнее.

Величественный орган, проникновенные камерные фрагменты, драматические вставки с шёпотом и заклинаниями в духе Кинга Даймонда, обильные оркестровки и симфонизм a la Septicflesh – всё здесь сплетается в огнедышащий чёрный клубок тьмы, ярости и отвращения. Таинственные колокольчики синтезаторов добавляют трекам полночной мистики, а голос вокалистки стал теперь ещё злее, мрачнее и агрессивнее. Ярость и тотальный колдовской негативизм ощущаешь почти физически, когда из колонок звучат сюиты с “Hapax Legomenon”, и этот демонический опус порой действительно напоминает обряд экзорциста, когда ему противостоит целый ковен разъярённых еретичек, предавших свою душу и плоть на служение злу и получивших взамен из вечного мрака страшный дар медиум-сообщений с адскими измерениями, который христиане называют беснованием.

Собственно слово “беснование” очень хорошо характеризует ту мрачную средневековую карусель, которая творится на “Hapax Legomenon”, а симфонические красивости воспринимаются на фоне этой колдовской тьмы как руины величественных полуразрушенных соборов, где ещё вчера томились в сонной истоме нотные опусы авторства Баха и Бетховена, а ныне кромешной чернотой клубятся нетопыри, а полночная нечисть справляет свои ритуалы во имя Язы. Не зря я сравнивал в своей прошлой рецензии Grauen с ранней Арконой и с Blackthorn – от первых здесь напор и экспрессия, от вторых – мощь, злая магия и полифоничная глубина. Только Grauen сложнее и хаотичнее. Для такой музыки отлично подошёл бы какой-нибудь таинственный готический арт, и в этом плане дебютный EP был удачнее и аутентичнее, но нынешний CD тоже неплох.

В лирике и в построении альбома без труда узнаётся единая концепция, и хотя тексты как таковые достаточно грубы и даже топорны, общий текстовый фон и объединяющие все треки воедино сквозные идейные маркеры идут альбому и группе очень на пользу. Ещё Кинг Даймонд прознал, что мы все любим страшные сказки и пугающие хэллоуиновские истории, а Grauen решили создать такой рассказ, который сможет ожить, сделать шаг в сторону реальности из тесных казематов звука и, тряхнув кровавыми перьями, во всё горло завоет своим душераздирающим и холодящим кровь криком, от которого душа тут же уйдёт в пятки, а волосы встанут дыбом от ужаса. И как раз любителям вот таких страшных историй и адресован “Hapax Legomenon”. Стильный, пугающий, агрессивный и уверенный симфо-блэк-дэт этой группы это как Cradle Of Filth и Behemoth в одном стакане, но с женским вокалом и безо всяких компромиссов, однако с особым изыском и своим собственным шармом.

Показать ещё