ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом-компиляцию группы Aborted Fetus "Dark Legions Of Apocalypse"

10-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Просто шикарный релиз представил More Hate Productions в прошлом году – ретроспективное издание EP-творений уральских бруталлерос из Aborted Fetus, на который вошли пять их мини-альбомов, охватывающие период с 2010 по 2018 года, а также бонусный DVD с двумя полноценными концертами 2015 и 2012 годов и пятью клипами. Диск щедро снабжён красочным буклетом, в котором заботливо и аккуратно размещена вся необходимая информация, в том числе состав и фото актуального состава каждого из EP этих пермских дэтовых маньяков.

За минувшую декаду в рядах Абортированного Эмбриона сменились три вокалиста, два драммера, коллектив то имел вид квартета, то трансгрессировал в трио, а единственным постоянным и оригинальным участником является гитарист, то и дело исполнявший функции басиста, по имени Александр Андреев, однако музыка команды при всей той вариативности, которую неминуемо приносила группе смена участников, железно оставалась в русле грубоватого дэта с намёком на брутальность и смачными, хотя и довольно топорными риффами.

Команда не случайно за двадцать лет своей активности наработала себе репутацию настоящих гуру и флагманов уральского брутала – дело своё пермские конкистадоры знают и любят, это чувствуется и никаким сомнениям не подлежит. Уверенный почерк, отличный звук и узнаваемый стиль отличают все вошедшие на компакт релизы, а следить за хронологическими изменениями в музыке группы поистине одно удовольствие, тем более что один EP перетекает в другой естественно и без каких-либо дополнительных усилий со стороны слушателя, то есть нас с вами.

Более умеренная, взрослая и взвешенная инкарнация Aborted Fetus времён “The Ancient Spirit Of Decay” (2018) и “The Art Of The Violent Torture” (2017) с Игорем Стафеевым у микрофона сменяется ожесточённо-инфернальным рубиловом с обилием зверских сэмплов на “Private Judgment Day”, когда фронтменом команды был Александр Чернышов, на смену которому спешит шустрый дэтовый винегрет “Goresoaked Clinical Accidents” (2012) и наконец в ход оказывается пущен миник под названием “Fatal Dogmatic Damage” (2010), где за рык и рёв несёт ответственность Дмитрий Смирнов, а стафф выглядит просто ураганным, совершенно сумасшедшим и адским.

Помимо довольно стандартных и в общем-то тупиковых дэтовых фишек и клише жанра на диске то и дело всплывают довольно оригинальные вокально-инструментальные прогоны, обретаются забористые соло и цепкие акапельные взрыкивания. Драйв и мощь меняют интенсивность и степень накала, но всё это Aborted Fetus и всё это старый добрый дэт, родом из Cannibal Corpse, который тридцать лет назад только начинал своё триумфальное шествие по планете и казался таким необычным, притягательным и вдохновенным.

DVD не отличается зрелищностью, качеством или разнообразием, но в точности соответствует лекалам, принятым у любителей примитивной брутал-дэтовой ортодоксальщины, которые до сих пор с теплом и ностальгией вспоминают золотые 90-е и их подвальные дэтовые подвиги. Кровь, палачи, пытки, а в текстах всё то же самое + карлики и одноногие блудницы – материал с DVD аккуратно вписывается в формат декаденствующей дэтовой молотилки и наверняка порадует тех, для кого в дэте главное – слэм, мощь, угар, хэдбенгинг и бессмысленный душераздирающий рёв.

Чего на этом издании и в творчестве Aborted Fetus искать не стоит, так это философии, глубоких идей и каких-то отвлечённых умствований. Это вам не Nocturnus и даже не Cannibal Corpse – никаких тонких тем и эфирных аспектов вы здесь не найдёте, ведь авторы постарались всё сделать максимально просто, грубо и зубодробительно, а лучший синоним, который поможет описать творящийся на “Dark Legions Of Apocalypse” хаос будет прост и прямолинеен – мясо. Долбёжка, месилово, ураган – это всё тоже верно, но это потом. А прежде всего и в конце всего – мясо.

Приятно видеть такое роскошное издание и такое внимание со стороны лейбла к истории отечественного брутал-дэта – думаю, лучший подарок на двадцатилетие команды, которое случилось, кстати говоря, в нынешнем году, было просто не придумать, и хотя релиз вышел немного заранее, ничто не мешает подключиться к празднованию прямо сейчас и насладиться попавшим туда материалом. Отличное коллекционное издание от крепкой и интересной команды. Если бы в буклет поместили тексты, было бы ещё круче, но всё и так очень и очень айс. Для тех, кто понимает, конечно, и для тех, кто не ждёт большего от дэта.

Рецензия на альбом группы Humanity Zero "Proselytism"

10-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если кто-то говорит тебе, что потерял свою душу, разум и чувства в корейской войне, и теперь жизнь для него это сплошная чёрная пелена, в которой нет ни смысла, ни радости, очень трудно остаться равнодушным и воспрепятствовать тому, чтобы эти ядовитые семена боли не пустили свои корни в твоей собственной душе. Про корейскую войну, как вы понимаете, я сказал к слову и наугад – война может быть как еврейской, так и греческой, социалистической, народной, гражданской, международной и великой – сути это совершенно не меняет. Боль, нигилизм и отвращение – это настолько мощные чувства, что однажды увязнув в них, потом крайне сложно снова выбраться на свет и научиться жить просто, радоваться простым вещам и не искать во всём скрытый подвох, интуитивно не ждать змею вместо хлеба и скорпиона вместо кекса или батона.

Греческий коллектив Humanity Zero существует уже почти двадцать лет, начинал он с традиционного дэт-металла, ориентируясь на Death, Hypocrisy и Nile, и долгое время был активен исключительно как студийный one-man-проект, однако всё изменилось в 2017 году, когда после трёхлетнего молчания греки под предводительством некоего Димона, который величает себя не иначе как Dimon’s Night выпустили свой очередной, на этот раз дэт-думовый эпик под названием “Withered In Isolation”. Альбом был очень даже неплох, и хотя не привёл меня в восторг, заставил написать вполне благожелательную рецензию, покорив своими глубокомысленными мелодиями, вдумчивым подходом к делу, изобретательными гитарными соло и печальными переливами скрипки вкупе с прозрачно-неторопливыми риффами.

Тем временем Димон решил вернуться к своим прежним стандартам, когда он выпускал по альбому каждый год, и с наступлением 2018 года выдал очередной полноформатник, который нам сейчас и предлагается к прослушиванию в виде лицензионного CD, выпущенного в наших широтах стараниями More Hate Productions и Satanath Records. Что-то не срослось, судя по всему у предводителя Humanity Zero с вокаллером времён “Withered In Isolation”, и теперь место у микрофонной стойки занял некто Kydoimos, а поддержать пластинку женским пением пригласили Мариалену с красивой и звучной фамилией Trikoglou, в то время как за гитарные соло-партии по-прежнему отвечает Vaggelis-Vee Kapa. Все тексты для нового диска написал новый вокалист, и они не просто изобилуют многоточиями, а насквозь ритуальны, мифологичны и оккультны, балансируя между литаниями в адрес Пазузу и восхищением глубоководной мощью Ктулху.

И да, в итоге по результатам всех этих лайнаповых пертурбаций альбом вышел не просто добротным или сносным, а действительно шикарным. Основательно разместившись на фундаменте, апробированном ещё в лохматых годах патриархами тяжёловесной печали из My Dying Bride, Phlebotomized и Winter, нынешние Humanity Zero мрачны, утробны, резки и симфоничны одновременно. Клавишные и напевная, словно страдающая и бессильно бьющаяся о безжалостные прутья своей осточертевшей клетки, скрипка вносят на альбом значительную долю разнообразия, а драматичные, словно позаимствованные у Lacrimosa оркестровые красивости (“Thou Shalt Emerge”) сообщают релизу невероятную глубину и даже театральность, превосходя его предшественника по всем пунктам и категориям.

Отчасти благодаря вокалу и особым оккультным мелодиям, а в чём-то и в силу особенностей лирической составляющей, “Proselytism” напомнил мне сограждан и соседей Humanity Zero, а именно ребят из SepticFlesh, однако рецензируемый сейчас коллектив намного более задумлен, печален, медлителен и патетичен. Авторы исполняют отличный вариант классического симфо-дума с дэтовой основательностью, но не перебарщивают с тяжестью и напором, словно смешивая в одном стакане Avrigus, The Sins Of Thy Beloved, On Thorns I Lay и SepticFlesh, что становится особенно заметно и очевидно, когда диск переваливает за половину, и в ход идут последние три вещи. Альбом воспринимается как единое монолитное целое, и я прослушал его несколько раз с огромным удовольствием и ностальгией по временам зарождения данного жанра.

Любители подобной музыки совершенно точно не будут разочарованы, а на будущее и настоящее дум-металла в целом подобные релизы заставляют смотреть намного более оптимистично. Я не очень-то доверяю перебежчикам, чужакам и прочим прозелитам, которые начинают с дэта, а затем перекидываются на дум, но в данном случае, вероятно, именно дэтовые корни помогли греческим печальникам создать настолько свежий, интересный и словно одухотворённый изнутри диск. Жанровые прозелиты в лице Humanity Zero действительно способны вернуть вас в те времена, когда дэт-дум и его идеалы были настоящей жизненной философией, а жанр был юн, свеж и убедителен настолько, что в правдивости и жизнеспособности его сумрачной эстетики никому даже не приходило в голову сомневаться.

Рецензия на альбом проекта Nordland "The Dead Stones"

10-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот английский one-man-проект интересен хотя бы тем, что его основатель и единственный участник пробует посредством своей музыки совмещать традиционный блэковый паган-метал и арт-рок 70-х. Сейчас перед нами уже пятый полноформатник СевернойЗемли, и вот уже второй раз подряд творческое наследие музыканта по имени Ворх лицензируют для нашей радости и восторга More Hate Productions и Satanath Records, выпуская на российских широтах очень даже привлекательные и стильные CD-артефакты. И я не случайно начал эту рецензию с разговора о привлекательности – такой диковинный винегрет на самом деле способен выглядеть очень даже приятно и притягательно при условии, что вы любите нестандартный блэк и не чужды новому.

Музыкант всячески упирает на то, что хорошая и правильная музыка должна переносить слушателя в другой мир, где всё иначе, действуют другие законы и вообще воображение - это основа всего и начало начал. Для того чтобы сделать такое воздействие более всесторонним и глубоким, Ворх более ответственно отнёсся к оформлению своего новейшего полноформатного детища, который в отличие от ещё довольно сырого и андеграундного в плане реализации и оформления “European Paganism”, теперь выглядит очень презентабельно и внушительно, по-взрослому. Не забыл автор и о том, чтобы добавить взрослости в музыкальную составляющую своего творчества, и рецензируемый диск действительно довольно сильно отличается от своего предшественника.

Если “European Paganism” по большей части представлял собой одну длинную, эпичную, сагоподобную и почти бесконечную песнь в духе баторивского “Hammerheart”, то сейчас всё значительно разнообразнее, изящнее и вкуснее. То и дело на рецензируемом диске мне слышались даже аллюзии к Morgul, Arcturus, Diabolical Masquerade, Love Lies Bleeding и иже с ними, а мастермайнд Nordland определённо научился выражать и подавать свои идеи намного более впечатляющим образом, чем это было ещё год назад. Даже тексты уже не кажутся такими пространными, огромными и скучными, а заметно посвежели, собрались и ощетинились колючими всполохами мысли своего создателя.

Фавны, тролли, черепа, злобные ухмылки, вороны, рога, величественные нордические леса, причудливые орнаменты – это именно то, на чём специализируется Ворх, и его музыка вполне тяжела и блэкова (это на случай, если услышав в первом абзаце про арт-рок, вы подозревали неладное и ждали эфирных экспериментов в духе поздних Silent Kingdom), очень аккуратно обращаясь с наследием вечно живых и вечно юных классических Bathory начала 90-х. Влияния же Van Der Graff Generator и Magma, о которых повествует пресс-релиз, относятся исключительно к структуре композиций и к используемым фишкам-гармониям, которые на самом деле достаточно прогрессивны и выходят за пределы канонического викинг-паган-блэка.

Ворх явно хочет поставить ещё один, собственный и дополнительный стул между величественными троном ортодоксов из Bathory и массажным креслом прог-экспериментаторов из Borknagar и Vintersorg, и рецензируемый диск призван показать нам его усилия в данном направлении. Изломанные структуры треков, неожиданные переходы, то и дело внедряемые и выводимые на повестку дня пространные гитарные размышления вкупе с ядовитым тролльским вокалом Ворха создают атмосферу непредсказуемой лесной глуши, где ночной порой привидеться может абсолютно всё что угодно, и совсем не факт, что это будет приснопамятный Куортон или персонажи, о которых мы привыкли слушать и читать в текстах у Finntroll.

Прог-роковых тенденций и фишек на “Мёртвых камнях” действительно много как никогда, они властно держат ситуацию под своим контролем и не дадут вам расслабиться ни разу на всём протяжении звучания данного компакта (а это почти час!), но вместе с тем на диске всё ещё довольно много ревущего злобного драйва, скрипучих заснеженных гитар и внутренней мощи, которая наверняка напомнит искушённому слушателю о золотых деньках группы, некогда придумавшей и записавшей “Blashyrhk”. Альбом у Ворха получился длинный, протяжный, глубокомысленный, но не скучный, а для автора этих строк такой материал стал отличной альтернативой действительно несколько скучноватым и нудноватым экспериментам Vintersorg.

“Если в жизни я не могу спать и слушать ветер, то хотя бы в смерти дай мне лежать спокойно, положи моё тело на языческие костры, сожги мою душу и пусти её дымом, дай моим костям прорасти чернотой и стать такими же чёрными как ночное небо, а моя плоть пусть кормит пламя, пока ветры колышут деревья” – стенает Ворх под атональный скрип гитар, кровосмесительные басовые танцы и ритуальный перестук барабанов, и в этом есть своя особая северная магия. Уйти, раствориться, отдаться на волю природным стихиям и прорастать травой в такт с пульсом мироздания – именно об этом хочет рассказать нам Nordland, и в его мире всё подчинено этому безотчётному, всё заполняющему собой желанию, но во всём этом нет скуки и упадка, что ценно и редко. Теперь мы знаем, как грустят и думают о вечном настоящие викинги.

Рецензия на альбом группы Теория Невероятности "Мрачная Лирика"

07-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Когда я сажусь разгадывать кроссворд, проходить какую-нибудь эрудитскую викторину-шараду или заезжаю на передачу к моему другу Дмитрию Диброву, то очень люблю, когда там попадаются вопросы вроде “сколько ног у трёхногого табурета”, “сколько лет длилась столетняя война” и иже с ними. Такие вопросы мало того что позволяют тебе почувствовать себя невероятным интеллектуалом и повышают чувство собственной важности, так ещё и время здорово экономят! Прекрасно же, согласитесь, когда не нужно сидеть битый час, почёсывая затылок и напрягая извилины, а можно сразу же с победным видом выкрикнуть ответ и почувствовать себя победителем. И список подобных вопросов теперь можно расшить и добавить туда что-нибудь вроде “какого плана тексты присутствуют на CD, который называется “Мрачная лирика”?”

Но я, конечно же, иронизирую, и столетняя война длилась совсем не сто лет, да и ног у трёхногого табурета (особенно после того как его ремонтировали в одном из отечественных сервисных центров) может быть и пять, и шесть, и все восемь, ну а лирика на новейшем диске весьма симпатичной мне группы Теория Невероятности далеко не мрачна, а скорее таинственна, романтична, гротескна, рафинированна, стилизованно-мечтательна, гипертрофированно-инфантильна, но никак и вовсе не мрачна. Ну, в самом деле, не называть же мрачными, скажем, Alphaville, Duran Duran, S.A.D.O., Пикник или HIM, так почему же мы сейчас должны говорить в таких категориях о Теории Невероятности? А ведь хотя бы по той простой причине, что коллективу и его предводителю Сергею Ерёмину вновь захотелось достать свои картонные мечи, бумажные плащи и поиграть в пластмассовый декаданс, укрывшись лиловыми сумерками.

Скучно, наивно и смешно? Только в том случае если вы и есть такой скучный, наивный и смешной человек, который всеми силами старается убедить себя же в том, что это не так! Любой адекватный homo sapiens при наличии некоторого минимума чувства юмора и элементарного кругозора в конце рабочей недели так успевает намаяться с умными и взрослыми вещами, что будет только рад на час-другой окунуться в волшебный мир детской непосредственности и почувствовать себя Питером Пэном, тряхнуть стариной и снова войти в ту самую реку ранней юности, барахтаясь в которой мы все были так веселы и счастливы. Мироощущение этой команды довольно сильно напоминает мне о волне неоромантиков и об их музыкально-вербальных подвигах, но музыку они играют всё-таки несколько другую.

В общем говоря, Теория Невероятности это всё те же “дети Агаты”, как определил жанр последователей братьев Самойловых один из отечественных музыкантов, и “Мрачная лирика” ещё глубже утопает в насквозь синтетически-электронном, флуоресцентном и нарочито готическом тумане классической Агаты Кристи, но я бы не стал называть рецензируемый альбом клоном и стопроцентной агатовской копией. Дело в том, что даже в лирике актуального диска намного больше фантазии и свободы, чем у типичных представителей направления, и тексты (раз уж я начал с того, что решил пройтись именно по текстам) в намного большей степени напоминают Эдмунда Шклярского с его более тонкой и аристократичной эстетствующей манерой.

Как я уже заметил, на своём новейшем альбоме музыка Теории Невероятности стала в намного большей степени электронна, а в некоторых композициях, среди которых стоит упомянуть открывающую альбом “Депрессняк”, чуть ли не дискотечна, однако мелодический талант Сергея Ерёмина никуда не исчез, и новейшие композиции коллектива по-прежнему очень и очень хитовы. Гм, по-прежнему?.. Пожалуй, сейчас хитовый потенциал и соответствующие амбиции основного автора и мастермайнда команды вышли на ещё более высокий уровень и взмыли куда-то туда, где Юра Шатунов и Рома Жуков спорят на дымном облаке из сахарной ваты, кто из них круче и слаще. И “Депрессняк”, и “Мой мир”, и ещё много треков с актуального лонгплея это действительно почти Ласковый Май, но готический и намного более изощрённый, и это, поверьте, по-настоящему здорово.

Что, вы сейчас презрительно морщитесь при упоминании этой старой и уже почти архаичной “попсы”? А помните ли вы, как перепевала на английском Жанна Агузарова “белые розы”? Дискотека 80-х в стиле у Теории Невероятности получилась настолько отменная, что не поддаться её чарам практически невозможно. Авторы жёстко “идут с козырей” – тут вам и маленький принц, и космос, и изумрудный город, и ещё много-много беспроигрышных романтических клише, которые в их умелых руках превращаются в обоюдоострые скальпели безбашенной романтики. Порой параллели к Руки Вверх (“Изумрудный город”), Ласковому Маю, Modern Talking и иже с ними настолько выходят на поверхность, что становится немного не по себе, но группе это идёт.

Предыдущий диск команды был очень и очень неплох, и у меня в плейлисте надолго (подозреваю, что навсегда) застряли многие песни с него, но “Мрачная лирика” даже лучше. Здесь уже хороши и прекрасны не какие-то отдельные треки, но весь альбом в целом очень монолитен, селективен и бронебоен, а композиции и даже их порядок и расположение выглядят как проявление некоего общего хитроумного плана, который работает с неумолимостью гильотины и действительно срубает буквально наповал. Конечно, это уже немного другой стиль и другая фаза той сладкой опиумной мечтательности, которую с такой самоотверженной энергией культивирует Сергей Ерёмин, но это уже совершенно не важно: диск действует как аудионаркотик.

Здесь есть и юмор, и неподдельная вера в мечты/идеалы, и добрая детская наивность, которой нам всем так не хватает в нашем насквозь прагматичном и взрослом мире; присутствует даже нечто неуловимое от Високосного года (“Солнцестояние”), и это странно, чудесно и удивительно. Возможно, мелодии и аранжировки стали теперь чуть проще и доступнее (“попсовее”), вплотную приближаясь к уровню и стилю “белых роз” и кого-то такая предельная доходчивость отпугнёт и оттолкнёт, но мне это не показалось недостатком альбома, и пластинка всё равно просто шикарная. И да, с Агатой Кристи сравнивать Теорию Невероятности я бы не стал вовсе – для меня это чуть более электронная и современная версия классики мелодичного рока в духе Kingdom и Axxis с примесью мега-хитовости Alphaville, и именно в таком качестве я воспринимаю “Мрачную лирику”.

Рецензия на альбом ансамбля Читинская Слобода "Песни Русских Людей, Выпуск 2: Казачьи Песни и Романсы" (2 CD)

05-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В наше время стало модно говорить об аутентичности, о славянских корнях, о настоящем фолке и тому подобном, и вот именно для таких искателей аутентичности представляет свои записи достаточно известная уже в определённых кругах забайкальская капелла Читинская Слобода. Рецензируемый сейчас двойной альбом – вторая работа коллектива, отметившего в ушедшем году своё пятилетие, и включает в себя походные, исторические и плясовые песни казаков Сибири, Дона, Кубани и Терека (первый CD), а также казачьи романсы и лирические песни (второй CD). Всего на альбоме двадцать девять треков, пятнадцать из которых расположены на первом из компактов, а четырнадцать – на втором.

Композиции у Читинской Слободы по большей части вокальные, исполняемые а-капелла, то есть без музыкального сопровождения, но то и дело на альбоме всё-таки встречаются партии гармони и балалайки. В принципе, если только что у вас спонтанно возникла ассоциация с некогда популярной телевизионной программой “Играй, гармонь”, то интуиция вас не обманывает: где-то в подобном ключе и поют участники коллектива, но именно с пометкой “где-то”. Всё-таки эмоциональная окраска исполняемых песен значительно варьируется и находится в спектре от очень воинственных и былинных (“Дело было под Полтавой”) до напротив очень лирических и нежных (“Прости, звезда”) или откровенно печальных и чуть ли не траурных (“Берестечко”).

Если вы знакомы со старыми советскими экранизациями классики Н.В.Гоголя или с другими фильмами, где присутствуют казаки, то представить себе содержание рецензируемого альбома вам будет ещё проще, ведь манера исполнения у Читинской Слободы очень характерная и знаковая. Участники коллектива предстают на промо-фото во всей красе традиционных народных костюмов и облачений, и предлагают своим слушателям максимум разнообразия в рамках заявленных жанров, а по ходу дела действительно обращаются к самым разным темам и вокальным техникам. Аллюзии к горловому пению (“На заре то было”), изящное смешение мужских и женских партий, антифонные распевы (“Была весна”) и много других вокальных радостей в изобилии присутствуют на рецензируемом альбоме и делают его ещё интереснее.

Как заметил ещё де ла Серна, с эхом не поспоришь, и участники Читинской Слободы пользуются данной привилегией на все сто и поют на разные голоса, не дожидаясь своей очереди, с таким удовольствием, что их энтузиазмом трудно не проникнуться. Далеко не всегда они так отчаянно веселы и разгульны как участники упомянутого выше раритетного телешоу с упоминанием гармони в своём названии, да и используют музыкальные инструменты крайне редко и без фанатизма, но их увлечённость своим делом и любовь к нему совершенно не подлежит никакому сомнению, что особенно ярко проявляется на втором диске, где представлены самые “хитовые”, “зажигательные” и жгучие композиции (чего стоит хотя бы одна “От чего так быстро вянут розы”).

Если вы любите предания старины глубокой и всё подлинное, настоящее и проверенное или питаете особую симпатию к этнографическим экспедициям и добываемым в их ходе артефактам, то творчество Читинской Слободы и представляемый нашему с вами вниманию релиз определённо для вас. Однако рекомендовать данный двойной альбом можно ещё более широкому кругу слушателей, среди которых я отчётливо вижу и ценителей упоительного застольного пения, и любителей аутентичного фолка, и даже поклонников Инны Желанной и Ольги Арефьевой. Плотность вокального напора иной раз достигает такой концентрации (“Из-за лесу копий и мечей”), что мне даже в некотором роде напомнило оратории-имитации Van Canto.

Авторы удачно и интересно разместили исполняемые треки по жанру-тематике на двух компактах, снабдили издание увесистым и красочным буклетом, а издающий лейбл постарался сделать всё так, чтобы релиз действительно радовал всех покупателей по максимуму, в итоге альбом определённо не разочарует всех интересующихся, а может быть даже привлечёт к нему внимание кого-то из более концептуальных и строгих лагерей, где обретаются слушатели Очелья Сороки и Hedningarna или даже Северных Врат. Как некогда Бони Нем, исполнители из Читинской Слободы постарались показать, что традиционные народные и казачьи песни могут быть интересны и актуальны даже в XXI веке, и у них всё отлично получилось.

Кроме того, развитие и расширение кругозора это определённо есть хорошо, а пока вы раздумываете о том, нужен ли вам такой причудливый компакт в коллекции, я лучше пойду ещё разок хлебну традиционного белого кваса с хреном и послушаю Читинскую Слободу с их бравыми и основательными напевами – бодрит с утра просто отлично и даже невероятно, а вечером позволяет скинуть все хвори и тяготы и с удовольствием отжигать как в восемнадцать и двадцать! Никогда не считал себя поклонником традиционного фолка и казачьих песен, но в данном случае только высший балл и никак иначе: Читинская Слобода в очередной раз подтвердила свои громкие притязания и с шиком и блеском отметила свой первый значимый юбилей.

Альбом на сайте лейбла: http://sketismusic.ru/catalog/chitinskaya-sloboda-son..
Купить CD в интернет-магазине Sketis Music: https://shop.sketismusic.ru/chitinskaya-sloboda-songs..
iTunes – https://geo.itunes.apple.com/at/album/id1463962855
Яндекс Музыка – https://music.yandex.ru/artist/7412191
VK – https://vk.com/audios-9343884?z=audio_playlist-934388..
Spotify – http://open.spotify.com/album/2BlYT0BUa1ky6ngJTqiHl8
Google Play – https://play.google.com/store/music/album/Chitinskaya..
Deezer – http://www.deezer.com/album/97129232
Amazon – https://www.amazon.com/Songs-Russian-People-Cossack-R..
Bandcamp – https://sketismusic.bandcamp.com/album/songs-of-russian-people-vol-2-cossack-songs-and-romances-2-skmr-146-2cd

Рецензия на альбом группы Månegarm "Fornaldarsagor"

03-02-2020 Дмитрий Фомин

"Во сне, который я видел, были три большие фигуры,
Разъяренные медведи и свирепый кабан,
Во сне, который я видел, были три большие фигуры,
Убивали наш народ, а наше королевство было подожжено.
Во сне, который я видел, были три большие фигуры,
С широкими кораблями и стаями волков…"

(с) Manegarm, ''Tvenne Drommar"

"Легендарные сказания" – такое патетическое и по-своему интригующее название получил девятый полноформатный альбом Manegarm, одних из самых уважаемых деятелей экстремальной метал-сцены Швеции, одних из немногих, для кого отсутствие крупного коммерческого успеха (по меркам тех же Amon Amarth) никак не повлияло на их позицию и верность своему творческому направлению. Немногие ветераны, подобные Manegarm, стояли и по-прежнему стоят на страже традиций настоящего викинг-метала, в полной мере олицетворяя его сущность.

В середине – второй половине нулевых группа находилась на пике своей активности, как студийной, так и концертной, а в 2015-м г. Manegarm уже отмечали двадцатилетие своей деятельности. И одноименный альбом, изданный в том же году, был призван подытожить весь творческий путь этой формации, с чем он справился просто блестяще. После такого насыщенного релиза пауза в четыре года была вполне оправдана, но вовсе не из-за того, что Manegarm переживали творческий кризис. Один из основателей команды, гитарист и композитор Йонас Алмквист, счел этот период крайне подходящим, чтобы неожиданно покинуть ряды своей дружины.

Так что уже над "Fornaldarsagor" работали трое оставшихся бойцов, чьи звериные ипостаси столь монументально отразил на обложке альбома Крис Вервимп: вокалист/басист (а, когда нужно, еще и драммер) Эрик Гравсё, который в очередной раз выступил в качестве основного композитора и автора лирики, гитарист Маркус Анде и барабанщик Якоб Хеллегрен. Урезанный состав никак не помешал команде сотворить очередной мощный релиз в лучших традициях жанра, который следует воспринимать как частичный перезапуск потенциала Manegarm с новыми силами и свежей подачей материала.

В текстовом плане альбом в полном соответствии со своим названием обращает внимание слушателя к древним скандинавским сагам и героическим преданиям дохристианского периода, буквально олицетворяющим национальный культурный пласт Швеции. Фрагменты эпических "Cаги о Херворе'' и "Саги о Вельсунгах", а также нордический мистицизм, кровавые предзнаменования, предания о кровопролитном противостоянии языческих конунгов и христианских правителей, превозношение воинской доблести и презрения к смерти – вот что стало фундаментом этого произведения.

На фоне степенного и во многом лиричного "Manegarm" новая пластинка возвращает нас к более брутальным и бескомпромиссным формам, щедро замешанным на фолковых и блэк-металлических основах. Восемь новых композиций звучат однородно и на первый взгляд минималистично, но на деле они просто избавлены от всего лишнего, умело аранжированы и убийственно гимноподобны. Гитарный драйв и экспрессивно-молниеносные вокальные партии Эрика, который филигранно совмещает грубый хриплый харш и разящие наповал чистологосые распевки, усиленные мужественными хорами, сделали материал по-настоящему грозным и хватким. Одно из весомых доказательств тому – потрясающей красоты и силы трек ''Hervors Arv'' ("Наследство Хервор").

Забористые тремоло с рельефными мелодичными текстурами и маршеобразные рубящие риффы гордо вышли на первые роли, что хорошо видно на примере таких хуковых боевиков как "Sveablotet" ("Жатва Свеев") или "Spjutbadden" ("Постель Из Копий"), в то время как фолковая составляющая на этот раз ограничена партиями скрипки. Но и этого оказалось достаточно, чтобы украсить залихвасткими народными мелодиями разудалые и напористые вещи "Slaget Vid Bravalla" ("Битва У Броваллы") и "Tvenne Drommar" ("Два Сна"), заставляющие проникнуться ослепляющей эйфорией битвы и непреклонностью рока.

Лирическая сторона альбома представлена не менее захватывающими произведениями ''Ett Sista Farval'' ("Последнее Прощание") и ''Krakes Sista Strid" ("Последняя Битва Краке"), где вокальный дуэт Эрика и Эллинор Вайдфорс, которая также принимала участие в записи предыдущей пластинки, преобразует мидтеповый стафф в пленительные сказочные повествования с преобладанием акустических мелодий и трогательных хоровых напевов. Во многом благодаря им же заключительная баллада ''Dodskvadet'', посвященная Рагнару Лодброку, приобрела столь чувственный драматизм и душевность, овеянные светлой печалью по ушедшему в золотые чертоги герою далекого прошлого.

В разделе бонус-треков пластинка также преподносит парочку приятных неожиданностей. Первая из них – кавер на ''(Don't Need) Religion" Motorhead, органично исполненный в характерной стилистике Manegarm, а также ''Day Star – Son Of Dawn" – весомый образец по-шведски мощной блэчины, облаченной в броню норманна, еще один ремастированный и облагороженный раритет из раннего творчества шведов, прежде никогда ранее не издававшийся. Как мы видим, музыканты не только ревностно чтут свои национальные корни, но и отдают дань столпам тяжелого метала (не даром в видеоклипе на ''Hervors Arv'' Эрик Гравсё предстает с басом Rickenbacker наперевес) и не чураются оглядываться назад, на собственное прошлое.

Их новая работа динамична и красочна, до краев наполнена бурлящей энергетикой и воинственным духом. Настоящая языческая ярость и непреклонность, варварский романтизм, а также неприкрытая гордость за деяния пращуров, сказания о которых передавались из уст в уста, стали лейтмотивом альбома. Этот тот самый случай, когда вполне каноничные приемы, взятые на вооружение многими командами, приумножены и преподнесены с небывалой свежестью и мощью. Если коротко, "Fornaldarsagor" вполне справедливо стоит назвать эталонным образцом самого настоящего скандинавского (не мексиканского, не бразильского, не японского, и не индийского) викинг-метала в своем исконном обличье, черты которого за последние годы несколько исказились.

Показать ещё