ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Tyler Durdenn "Сны Самоубийц"

13-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Депрессивный декаденствующий рок может быть разным: это может быть что-то в духе Агаты Кристи и Deform или что-то в традициях The Cure, а может и вовсе близкое к готик-металлу Sentenced. Начинающая поэтическая группа Tyler Durdenn как будто вбирает в себя элементы всех упомянутых выше групп и на своём дебютном лонгплее даже стремится выйти ещё дальше за границы очерченного мной спектра. Их кредо – мрачные, суицидальные истории с привкусом гротеска и холодной полночной готики, а чисто музыкально они всё ещё находятся на рок-берегах, но не чураются жёстких и прямолинейных риффов, отдающих меланхолией упоминавшихся уже выше Sentenced и вплотную примыкающих к ним Gloom, Cayne и Charon.

Уже в открывающей альбом “Души не сгорают” нас встречает довольно впечатляющий и атмосферный инструментал поверх которого с удовольствием накладываются болезненные вокализы в традициях братьев Самойловых. Гитары утяжеляются во второй вещи под названием “Тихий Холм”, откуда-то издалека появляются синтезаторные колокольчики и какие-то полуиндустриальные ритмы, а вокал и смены ритма и настроений становятся ещё более неожиданными, непредсказуемыми и шизофреничными. Временами голос вокалиста срывается на скрим и крик, временами почти рычит, и всё это в совокупности образует странноватый психоделический калейдоскоп, в котором на троне восседают безудержные противоречивые эмоции, а удерживать их никто не думает и не собирается.

Зря в начале нулевых эмо и готы спорили друг с другом и тянули одеяло в разные стороны – если бы они послушали Tyler Durdenn, им тут же стало бы ясно, что никаких противоречий между мрачной эстетикой и инфантильной эмоциональностью нет. Надрывная тяжёлая баллада “Навсегда” сменяется сначала размытыми, а затем ритмичными и чеканящими всполохами визионерской медитации “Война”, затем настаёт черёд контрастной маниакально-депрессивной апатии “Эпохи Переворота”, а в треке “Корабль” слышится чуть больше классической Агаты Кристи пополам с какой-то шаманской психоделикой, в то время как абстрактные провалы и зияющие пустоты “Крыльев бабочки” одновременно пугают и чаруют, а настойчивые электронные софиты “Тумана” звучат как футуристическая дискотека.

Нежная, почти романтичная баллада “Ты Одна” привносит на пластинку более человеческие и сострадательные мотивы, напоминая о том, что готы и эмо любят не только кладбища и готические соборы, но и уютные домашние вечера при свечах, а следующая за ней “Цветы” продолжает пластинку на такой же вкрадчивой и мечтательной ноте, ещё глубже погружая слушателей в эйфорию “объятий греха”. Эмоциональные и жанровые перехлёсты на альбоме действуют по принципу лёд и пламень, то бросаясь в гущу интеллектуальных софизмов, то наоборот, словно отбрасывая всякое рацио и отдаваясь на волю всепобеждающей магии чувств и велений сердца. Наверное именно так и должно звучать старое доброе маниакально-депрессивное расстройство в стиле “рок”, и Tyler Durdenn с удовольствием действуют в этом ключе.

Пламенно-ледяная “Колыбельная” снова упоительно играет противоположностями и контрастами, удивляя воображение смелыми образами и неожиданными сравнениями, гитары рычат, ударные отчаянно месят землю нетерпеливыми копытами, но вокалист на волне своей поэтической экзальтации очень мало внимания обращает на этот шторм и смерч инструментала и продолжает скандировать на разные голоса свои болезненные откровения. Долгожданные и наиболее приятные лично для меня на этом альбоме влияния Sentenced и характерный гитарный звук возвращаются в “Чёрном Дожде”, в коде которого нас ждёт долгий и страшный повествовательный нарратив, а завершается всё треком “Дети Войны”, который звучит как претензия на абстрактный и благодаря этому совершенно универсальный эмбиент-гимн.

Tyler Durdenn это тоже определённо “дети Агаты”, как окрестил группы, следующие в русле творчества братьев Самойловых Игорь Хайлук из проекта Тень Моего Эссе, но в отличие от той же Тени Моего Эссе, Kontush или Стимфонии “Сны Самоубийц” звучат более жёстко и по-металлически, то напоминая по атмосфере сентедовские “Down”, “Frozen” и “Cold White Light”, то срываясь куда-то в авангард. Альбом у коллектива вышел настолько разноликим и эклектичным, что напоминает скорее сборник песен разных групп, чем работу одного музыкального коллектива. Сложно сказать, какая из музыкальных личин больше всего идёт Tyler Durdenn – наверняка у каждого слушателя будут свои личные фавориты и свои ориентиры в этом плане, ну а я, стараясь быть максимально объективным, констатирую, что все они интересны и заслуживают внимания.

Конечно, “Сны Самоубийц” это эксперимент и как любые сны любого потенциального самоубийцы они разнятся, порой полностью противореча друг другу, отменяя друг друга и всеми силами стараясь перекричать, перекрыть, растворить образы своих собратьев, чтобы остаться единственной, последней и доминирующей реальностью в сознании пробудившегося от сна человека. От иррационального и нереального и от безумного и чудовищного (а чудовища, как известно, больше всего любят обитать в снах и мечтах) до возвышенного, великого, вечного и прекрасного – рецензируемый альбом балансирует между двух взаимоисключающих и противоборствующих пропастей, заглядывает поочерёдно то в одну, то в другую, но принять и окончательно раствориться ни в одной из них не может и не хочет.

Давно стало общим местом и быть может даже традицией что мы оцениваем русскоязычные рок-альбомы с точки зрения их текстов, которые воспринимаются не просто как “текст” и “лирика”, но как большая поэзия, “поэтическое слово” и вообще чуть ли не драматургия, и я могу сказать, что Tyler Durdenn и его лидер, скрывающийся за диковинным псевдонимом Burials Moon могут быть весьма интересны и поэтичны. До точности и образности Шклярского или до истерической смелости Самойловых он пока ещё не доходит, но явно намеревается и догнать, и перегнать, и затмить. В “Снах Самоубийц” есть немало отличных строчек и цепляющих образов, а его непредсказуемость и нервная, изломанная, какая-то дёрганная непоследовательность и непостоянство неплохо помогают ему удерживать внимание слушателя, не давая потенциальной аудио-жертве отвлекаться. Ну что же, вполне себе вариант и решение. И для дебюта очень даже хорошо.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 1 за 2020 год

Рецензия на сингл группы Save Us As Favorite "Prayer For Others"

12-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот молодой (даже юный, я бы сказал) столичный коллектив очень интересно стартовал синглами “I’m Here” и “The Game” в начале минувшего года, а сейчас возвращается на рок-н-ролльные рельсы со своим новейшим синглом, который называется “Молитва за других” и звучит рвано, рьяно, электронно, но в то же время очень драйвово и мощно.

Если ещё полгода назад название группы писалось исключительно без пробелов, то теперь всё иначе: пробелы на своих местах, сходств с Куртом Кобейном в вокальных линиях куда меньше, а музыка стала более резкой, пружинистой и современной, освободившись от балладных и акустических элементов, которых было так много и в “I’m Here”, и в “The Game”.

Чуть больше трёх минут звучания “Prayer For Others” по-прежнему следует в духе Muse и Radiohead, но с примесью чуть более олдовых и классических рок-влияний, хотя основной упор в случае с новейшим треком делается вовсе не на рок-архаику и не на ортодоксальные гармонии отцов и первопроходцев жанра, а на электронные, чуть ли не ebm-пульсации.

Подобных музыкальных зарисовок можно ждать от каких-нибудь ядерных экспериментаторов, симпатизирующих Rammstein, или от исполнителей вроде питерских электронщиков N-616, которые комбинируют синтипоп, индастриал и электронный рок, но не от тех, кто ещё вчера играл в духе Nirvana и Alice In Chains, глубокомысленно вспоминая балладные металликовские гармонии.

Впрочем, нечто от Metallica есть у Save Us As Favorite и сегодня - какая-то сочная американская отвязность и особая ковбойская разухабистость определённо присутствует в этих риффах и вокальных интонациях, и при всей электроориентированности саунда звучит он так драйвово, что сомнений не остаётся совершенно никаких: это рок, и рок очень даже забористый и терпкий!

Контраст нарочито жёсткого саунда и подчёркнуто высокого, чистоголосого пения, которое стелется словно утренний туман над подёрнутыми росистыми россыпями сонными холмами оставляет очень интересное, хотя и противоречивое впечатление, а мне в этой связи вспомнились стихи: “как туман не оставит шрамов на тёмно-зелёном холме, на тебе не оставлю я шрамов, не оставишь и ты их на мне”.

А вот в припеве вокальной агрессии становится больше, фронтмен вкладывает в свои партии всю возможную и невозможную ярость и от души прогуливается по всем доступным ему регистрам эмоционального спектра, в то время как композиция начинает не на шутку тормошить и будоражить сознание слушателя, стремясь во что бы то ни стало достучаться до его серого вещества и вызвать эмоциональный отклик – запомниться, реализоваться, оставить след.

Музыканты Save Us As Favorite обращаются к тонким метафизическим материям и, основываясь на своём повседневном опыте, приходят к мысли о том, что мстить бессмысленно, желать кому-то зла – ещё более бессмысленно, а всё, что мы можем сделать, когда нам кто-то не нравится, это пожелать ему, или тем, кого мы не понимаем, не принимаем или тому, кто кажется нам достойным критики, осуждения и обструкции, добра и всего хорошего.

Кому-то везёт всегда и во всём; у кого-то, напротив, всё постоянно не ладится, но у всех бывают свои сложности, “богатые тоже плачут”, и всё, все и каждый (да-да, ты тоже, тебя это тоже касается!) связан со всеми, всем и каждым, а потому делить людей на “слои” и касты нет смысла. Если тебя кто-то раздражает, то наиболее адекватным решением будет пожелать ему от чистого сердца всех благ и успехов. Или помолиться за него. А жизнь уже расставит всё по своим местам и “выведет на чистую воду”.

Наверное, “Prayer For Others” это не совсем то, чего можно было ждать от этой группы (если вы, конечно, слышали их прежние синглы), но актуальный трек очень даже неплох. Нарастив мускулы драйва и на совесть поработав над сведением и мастерингом, ребята не забыли про то, чтобы сделать вокал более мощным, стадионным и зовущим, а риффы более жёсткими и бронебойными. И у них всё получилось: вариант в духе t.A.T.u. meets Muse - это очень даже вариант, и звучит это дело современно, свежо и зажигательно.

Рецензия на сингл группы Rosa Infra "Симург"

08-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Пока все простодушные приземлённо-чистосердечные обыватели носились туда-сюда, делая последние покупки перед Новым годом, бескомпромиссные борцы со всеми продажными и фальшивыми ценностями из Rosa Infra снова на марше и представляют свой новейший сингл. И сингл этот, нужно заметить, стал настоящим штормом и цунами. Скрестив восточную легенду о симурге, простирающую свои метафизические крылья отсылок к основополагающей христианской доктрине о воплощении Христа и платоновской андрогинной теории “половинок”, и собственное повествование о Тэмоке, Розе, Серограде и Черве, Николай Карпушин и его подопечные добавили своей истории мощный интеллектуально-мистический бэкграунд, заметно усилив и разнообразив её, попутно рассыпав в анонсированном нарративе повествования своего грядущего лонгплея множество самых разных метафизических, философских и литературных аллюзий.

Как выходит из развития сюжета, Тэмок и Роза были как раз таким андрогинным Симургом, распавшимся на две половинки, но если всё так, то Роза, казавшаяся такой безупречной и праведной, по идее, и исходя из онтологического определения Симурга как такового, должна была заключать в себе всё зло и испорченность, а Тэмок, который никогда не считал себя каким-то особенным и великим, должен был вобрать в себя всё доброе, вечное, светлое и святое, то есть то, чем птица Симург и обладала изначально, ещё до того как была ниспослана в наш грешный, приземлённый и испорченный актами купли-продажи мир. Загадка, достойная пера Агаты Кристи или Конана Дойла, и Николай Карпушин с соратниками-сослуживцами из Rosa Infra обещают посвятить распутыванию этого затейливого клубка противоречий и несообразностей готовящийся к выходу уже в самые ближайшие дни новейший полноформатный диск своей группы.

Ну а что же сейчас? А сейчас для записи новейшего новогоднего и праздничного сингла авторы пригласили уже давно и наверняка полюбившуюся слушателям Юлию Тюрину и вновь поручили ей озвучивать одного из персонажей, однако уже не Лизу, как это было не так давно, а саму Розу. Юлия со своей задачей справилась прекрасно: ей не только удалось отлично передать характер Розы, очень достойно спеть и ни в чём не повторить себя же и свой стиль времён сингла “Фантом”, в котором она дебютировала в составе Rosa Infra, но и, что также совсем немаловажно, всё это звучит очень гармонично, приятно и мелодично, великолепно дополняя вокальные партии самого Николая Карпушина. Удовлетворяясь скромной функцией тени и фона в первой части трека (а это больше половины композиции), во второй части песни голос Юлии выходит, наконец, на первый план и раскрывается на все сто, с лихвой вознаграждая ожидание и самые смелые надежды слушателей.

Rosa Infra по большей части знамениты своей бескомпромиссной жёсткостью, всё сшибающим на пути инфра-звуком, сверхтолстыми басовыми струнами и атональными вокальными игрищами, в которые с таким удовольствием то и дело пускается Николай Карпушин, но сейчас перед нами другая сторона группы и совершенно иное её воплощение. “Симург” убедительно показывает, что столичные апологеты инфра-металла могут быть не только жёсткими и сокрушительными, но и невероятно лиричными, чувственными, балладными. Актуальный трек это действительно баллада, и она на самом деле очень даже проникновенна и мелодична, а вокал Николая уже не рвёт и мечет, не стремится раскатывать всё неумолимым катком своей мощи и силы, а ласкает и приятно вибрирует в лучших традициях сладкоголосого демона Питера Стила, на которого так похож стал в последнее время Николай Карпушин.

Лично я был просто сражён новейшим треком Rosa Infra – это действительно очень убедительная вещь, которая на самом деле звучит невероятно гармонично и прицельно, а в некоторых моментах даже смахивает на нечто, близкое к настоящему хиту. Конечно, Николай не был бы собой, если бы просто записал поп-шлягер для МТV или для радио-ротаций, этого делать он и не стал, изрядно усложнив, углубив, разнообразив и завуалировав хитовые ходы и сдобные мелодии своего новейшего аудиотворения, а в итоге перед нами мистическая инфра-вещь, которая с одной стороны хороша и блистательна как и любой стопроцентный рок-медляк, а с другой – представляет собой многоуровневый музыкальный квест с характерным инфра-саундом и отличными поэтическими находками. Бескомпромиссная металлическая основа, танцевальные софиты электроники и головокружительные вокальные партии – здесь есть всё, чем знамениты Rosa Infra и даже чуть-чуть больше.

И при этом новейший сингл столичных экспериментаторов не назвать каким-то сверхсложным и сверхавангардным, хотя по своей структуре он далеко как непрост и совсем не линеен. Он и прост, и сложен одновременно. Простые и доходчивые мелодии, бриджи, риффы очень интересно и изящно скомпонованы друг относительно друга, адекватно обыгрывают текст и убедительно финишируют всего за семь с половиной минут, избавляя слушателей от скуки. Я не скажу, что сейчас перед нами смесь “Christian Woman” и “Where The Wild Roses Grow” Ника Кейва, хотя мне и очень хочется, а определённое сходство у “Симурга” с данными произведениями действительно присутствует и наличествует, но актуальное творение Rosa Infra на самом деле максимально разогревает весь возможный и невозможный ажиотаж перед выходом их столь долгое время уже анонсировавшегося лонгплея, и это уж точно есть хорошо и правильно

Рецензия на сингл группы ShtrefalmeT "Metal Child"

06-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мне очень нравилось то, что делала ярославская группа Avenger Kills и её лидер Александр Красильников, о чём я подробно рассказывал в своих довольно обстоятельных рецензиях на релизы команды, однако, как недавно выяснилось, коллектив не смог справиться с проблемами в составе, погряз в лайн-ап-чехарде и в итоге развалился, а вместо него на метал-арене появился другой состав – группа с труднопроизносимым сочетанием согласных, что в итоге складывается в слово, которое выглядит как Shtrefalmet. На данный момент в активе капеллы всего четыре сингла и два клипа, но музыканты клятвенно обещают больше и анонсируют кровь из ушей и глаз.

Тяжмет? Цветмет? Штраф и мент? Шефа нет? Решайте сами, как лучше это запомнить и не забыть (может, запомнить будет и не так легко, но зато никакой путаницы с одноимёнными составами уж точно не возникнет), а я тем временем познакомлю вас с музыкантами, которые вошли в состав “штрефалмета”. Помимо самого Александра (гитара, вокал), в команде замечен гитарист Арсений Токарев, задействованный также в Bloodstate, басист Александр Скворцов и драммер Иван Шевцов. Сами музыканты характеризуют собственное жанрово-идеологическое кредо как просто “метал”, но на деле всё куда разнообразнее и интереснее.

Если Avenger Kills исполняли героический хэви-пауэр в духе Manowar, Judas Priest и Sacred Steel, то Shtrefalmet заметно погрузнели, погрустнели, нарастили пивные животы грув-металла, а в своей повседневной речи стали цитировать наравне с витязями под управлением Джоуи Демайо техасских рейнджеров из Pantera. И уж конечно без пантеры в создании их материала не обошлось, а так же без Overkill образца середины 90-х и чего-то ещё из той же жанровой ниши и подобной же категории. Очень американский хэви с их лёгкой руки оказался замешан с таким же очень американским пауэром и трэшем и грувом, а в результате вышло мощно, но мелодично.

Деятельность группы началась с апокалиптического инструментала “The End Has Come”, на который был снят такой же страшный, футуристический и всемукопецный ролик, а затем музыканты освоились, раскочегарились и стали выдавать настоящие полноценные композиции с голосом и со всеми сопутствующими прибамбасами. “Law Abiding Citizen” оказался в том, что касается текста насквозь политичным и протестным, но в клипе на него мы видим дичайшее месиво из летающих тарелок, рапторов-рептилоидов, заброшек и традиционной металлической эстетики. К чему там рептилоиды и почему их так любят музыканты? Интрига и большая тайна.

Что касается музыки, то здесь нас ждёт сумасшедшая солянка из столь традиционных для Avenger Kills отсылок в сторону ортодоксального хэви-металла, намёков на вязкий грув, космически-хаотического металла a la Voivod и новых не-русских трэшеров вроде Nevermore. Пришельцы-рептилоиды, огнеупорная sci-fi-тематика, эпизодические вокальные взвизги, сочный кач и всё это с вокалом в духе прист времён “Jugulator” и такой же общей индустриально-трэшевой эстетикой. Музыканты нарезают свою адскую апокалиптическую петрушку так основательно и увесисто, что мне то и дело даже вспоминались классические Juggernaut, а атмосфера у трека действительно просто прекрасная, сногсшибательная и кинематическая.

Больше грува на грани с трэшем, плотных железобетонных риффов и изящной хэви-мелодики слышится в сингле-преемнике, пришедшем на смену “Law Abiding Citizen”, который называется “Fears”, и влияния старых добрых самотрадиций Avenger Kills здесь действительно ощущаются на все сто, в то время как в самом современном на сегодняшний день студийном творении команды под названием “Metal Child” отголосков первой команды Александра ещё больше, что видно уже по названию. Меланхолия и драйв, напор и мелодика, огненные риффы и искромётные соло – Shtrefalmet сталкивают противоположности и получают на выходе жёсткий металлический шторм.

Когда я прихожу в гости, и меня спрашивают, сколько ложечек сахара насыпать мне в чай, то я всегда отвечаю, что семнадцать или двадцать семь (в гостях же, надо нагружать хозяев по максимуму и пользоваться всеми благами их гостеприимства), но при этом прошу сахар не размешивать, поскольку совершенно не люблю сладкое. А сколько же ложек дёгтя отыщется в раннем творчестве Shtrefalmet и стоит ли его размешивать? Сейчас попробуем разобраться. Обилие жанровых ингредиентов, которыми жонглируют “штрефальметы” уже само по себе несколько настораживает, и без некоторой кашеобразности и размытости необходимого “кислотно-щелочного” баланса в данном случае не обошлось.

Музыканты сталкивают разные стихии и жанры, юмор и серьёзность, драйв и мелодику, но далеко не всегда это получается одинаково впечатляюще и чётко вписывается под единый знаменатель. Самой эклектичной и противоречивой в этом плане получилась “Fears”, где на фоне типичных мерсифулфейтовских риффов непонятно откуда и зачем нарисовался экстремальный хрип, а проигрыши кажутся слишком долгими и гнетущими. Более сбалансированной и гармоничной в этом плане выглядит как раз “Metal Child”, поскольку легче и аутентичнее вписывается в канон ортодоксального хэви-металла и практически не норовит уже сбежать ни в какие сопредельные края и веси и поживиться за счёт родственных и смежных жанров.

Если вам близка теория мирового заговора, сумасшедшие инопланетные тирексы и нравятся трэшевая меланхолия с намёком на прогрессив и объёмный саундтрековый грув, то добро пожаловать на огонёк – вы наверняка не будете разочарованы тем, что делают наши сегодняшние герои. Нечто подобное в наших российских широтах исполняют Druknroll, но Shtrefalmet более мелодичны, не так шизофренично-многоголосы и делают упор не на технику исполнения, а на чувства, эмоции и настроения. По большому счёту, это просто чуть более экстремальный и современный хэви-метал (некая разновидность того, что исполняли давно позабытая группа Anesthesia и упоминавшиеся уже присты времён 1997 года), и звучит это дело бодро и интересно!

Рецензия на альбом группы Gariwoodman "Воробьиный Рок"

02-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Gariwoodman, он же Серый Кит (ранее Серый Кит, ныне Gariwoodman) это проект Сергея Гарифуллина, который уже наверняка успел примелькаться и запомниться вам если не одним своим проектом, то другим. Я не так уж и редко писал про творчество Сергея, а его смелые яркие образы и самобытные стихи стабильно имели свойство плотно входить в сознание и оставаться там недолго. В конце 2018-го года по окончании тура в поддержку альбома "Друзья" Сергей на московской студии своего товарища Никиты Дорошенко приступил к записи нового материала. 8 февраля 2019 года в своём интервью Gariwoodman рассказал, что уходит в творческий отпуск до 2020 года. Музыкант отметил, что отказывается от живых выступлений в связи с переездом в Азию.

И долгожданный альбом “Воробьиный рок” ещё дальше отошёл от всех возможных стандартов, ограничений и стереотипов, легко и беззаботно, комбинируя рок, рэп, трип-хоп, лаунж, нью-эйдж, электронику и поп-музыку. Не знаю, кто как, а я никогда не сомневался, что Сергей немного с луны (помните “Лунного зайца”?) и слегка (или не слегка?) indie-видуален. Подобно герою фильма “С любовью, Рози”, который видел сны о том, что он неодушевлённый предмет, Сергей может то (и может это очень естественно и легко), что простым смертным кажется невообразимым или нереальным, а порой выкидывает такие штуки, что просто диву даёшься… Но хватит долгих вступлений, а лучше послушаем песни, которые вошли на диск “Воробьиный рок”, вышедший аккурат в первый день нового 2020 года.

Песен не так уж много, и за вычетом глубокомысленно-медитативного интро, их количество останавливается на отметке “7”, однако каждая из них это маленький праздник, новая история и почти что новогодний салют. “Песня счастливого человека” стартует как философичный, плотно завязанный на электронном саунде инди-рок, но очень скоро неприметно сворачивает на путь речитатива, а затем и вовсе расплывается нежными соул-волнами. Кто-то скажет, что это не рок, а лаунж-дискотека, и будет прав. “Всё дальше от традиционного рока, всё ближе к позитивной музыке вне границ, жанров и ограничений” – пожалуй, именно так можно обозначить творческое кредо группы Gariwoodman, хотя это всё-таки по-прежнему рок, но совсем не в том смысле, в котором роком являются U2, The Cranberries или Muse.

“Расчёска для мыслей” изящно играет отсылками к трип-хопу, хип-хопу, а “Воробьиный рок” хоть и начинается расслабленно и меланхолично, но очень быстро разгоняется, наращивает мускулы драйва, добавляет гитар, кричащих ноток в вокале и общей инструментальной полифонии, не забывая при этом об изящных инструментальных зарисовках, хороших мелодиях и красивых соло. Сергей Гарифулин очень неплохо смешивает серьёзный классический рок в традициях тех же The Cranberries или U2 с фишками столь популярных у современной молодёжи групп вроде Пошлая Молли или Мэйби Бэйби. Получается интересно и хотя я не уверен, что кто-то из современных подростков после прослушивания “Воробьиного рока” бросится штудировать дискографии Боно и Долорес О’Риордан, но у них определённо появится хоть какое-то представление о более качественной, глубокой и серьёзной музыке.

И, кстати, глубокомысленная баллада “Факел” ещё ближе подбирается к серьёзным рок-пьесам, не забывая при этом про забористую молодёжную эпатажность и даже вворачивая кое-где в кульминационных моментах резкие околосленговые словечки и пограничные литературные грубости. Кто-то из насупленных снобов-экспертов наверняка снисходительно обронит, ну, раз не хотят слушать Элтона Джона и Маккартни, пусть уж слушают лучше Gariwoodman чем Пошлую Молли. И я тут категорически не соглашусь. “Воробьиный рок” – это не “меньшее из зол”, это не зло вообще. Эта музыка добра, позитивна, лучиста и настраивает на бодрый и благодушный лад, что в наше холодное и колючее время очень даже важно. А что до Элтона с Маккартни – при всей их гениальности и почтении к их гениальным свершениям, “All You Need Is Love” в 2020 году уже пора бы было спеть по-новому.

Как? Может быть не так, как это делает Gariwoodman в акустически-минималистичных “Гаджетах-шпионах” или в легкомысленной пьесе под названием “Очищающая”, но для кого-то и это вполне может сойти как вариант (попробуйте пропеть сейчас на мотив “All You Need Is Love” “Я никогда не буду мусорить” – возможно, современное поколение действительно больше нуждается в таком универсальном слогане, чем в битловском манифесте любви). Завершающая альбом “Вечерняя” сходу рисует перед мысленным взором огромный европейский концертный зал, а может и стадион вроде тех, где выступают Милен Фармер и Селин Дион, мириады зажигалок освещающие его необъятные просторы и музыкантов, ткущих в полумраке сцены свою обволакивающую, медитативно убаюкивающую паутину.

Качественная, приятная и слушабельная музыка с текстами со смыслом и с адекватным конструктивно-созидательным месседжем это всегда хорошо и здорово, а Gariwoodman делают своё дело с явной харизмой и с таким же явным ощущением живого креативного отношения к жизни. Кроме того, у любителей современных хип-хоп-подобных читок тоже должна быть альтернатива, и если выбирать между явной деградацией Пошлой Молли, сомнительными сленговыми безднами Мэйби Бэйби, депрессивными недофилософами, пытающимися высказываться о том, о чём они не имеют ни малейшего представления и жизнеутверждающим материалом “Воробьиного рока”, то я однозначно ставлю на последнее. Для современного общедоступного молодёжного рока, в качестве которого позиционируют себя группа, это определённо не худший вариант, да и звучит он действительно неплохо и даже зажигательно.

Рецензия на мини-альбом группы Severed Hand "На краю мира"

30-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Давно прошли те времена, когда кого-то можно было удивить или заинтриговать female-fronted дэт-металлом, но питерская группа Отрубленная Рука со своим дебютным мини-альбом, кажется, намерена слегка подкорректировать это положение дел. Ребята не стремятся переплюнуть в брутальности Merlin или Sinister, не намерены подражать дэтовой трэшевости Uppercut, а комбинируют техничный среднетемповый дэт-метал с мелодичным думом, что в итоге смахивает то на ранних Paradise Lost, то на таких же ранних Novembers Doom, а то ещё на кого-то.

Интересно, что основа данного музыкального винегрета это именно техничный дэт, а русскоязычная лирика тоже следует в русле дэтовых стандартов, в то время как думовые фишки аккуратно складываются сверху словно поленья для жаркого и прожорливого костра, на котором нынешним вечером кого-то собираются сжечь. Вокал Марии Nocheru утробен и мрачен, умудряясь звучать очень по-думовому – не злобно, не агрессивно, не яростно, а именно грустно, задумчиво и обречённо.

Много мелодичных гитар, интересные смены ритма и темпа, а порой и вовсе удивительные фишки вроде обилие “железа” в раннем треке коллектива под названием “Соглядатай” звучали интересно, а в итоге перед слушателем раскрывалась весьма симпатичная и причудливая, и в то же время очень даже олдскульная картина, где то и дело проскакивали фьюнерал-аллюзии и эпичные авангардные зарисовки (“За час до рассвета”), а инструменталисты даже не пытались скрывать своих жарких симпатий в отношении прог-дэта и техно-трэша.

В той же “За час до рассвета” (особенно в коде) Severed Hand как будто забывали о том, что решили играть дэт, и с головой окунались в неспешные и глубокомысленные гитарные ковыряния, напомнившие мне такие славные команды прошлого как Last Descendants, Anacrusis и Despair. Звук менялся, саунд становился ещё более проговым и прозрачным (насколько это вообще реально и возможно в рамках олдскульного дум-дэта), а упадка и грусти в плане задействованных сегментов эмоционального спектра становится больше.

Но всё это в прошлом. На своём актуальном трёхтрековом EP авторы стали более собранными, сконцентрированными и целостными, напоминая то этнику Amorphis и Deva Obida (“Холодные дни”), то Godgory (“Ойкумена”), а то и Paradise Lost времён их диска “Shades Of God” и отчасти “Gothic” (“Рассвет”). Музыканты изрядно подтянули свои композиторские навыки, добавили суровых дэтовых прогонов и перестали злоупотреблять прог-инсинуациями, что им однозначно пошло на пользу и наверняка расширит потенциальную аудиторию релиза.

Своей визитной карточкой и самым достойным творением в рамках Severed Hand сами музыканты считают трек “Рассвет”, на который они сняли и презентовали буквально пару дней назад атмосферное лирик-видео. Именно эта вещь является самой хитовой, простой и дэтовой в их сегодняшнем репертуаре, и начинать знакомство с творчеством состава действительно можно с данного ролика (кроме того, вам не придётся напрягать слух и пытаться с помощью фантазии домыслить те фразы и слова, которые плохо различимы при чисто аудиальном восприятии).

Истоки и корни Severed Hand уходят вглубь истории и просматриваются где-то вплоть до 2008 года или даже раньше, когда основатель и основной автор коллектива Сергей Берков начал выкладывать на суд общественности свои познавательные зарифмованные идеи в русле “вегетарианского грайдкора” (“грайнд в письменной литературной форме”). И кстати, рецензируемый сейчас EP вполне мог бы иметь совершенно другое название, а именно “О наболевшем”, поскольку насквозь литературен, метафоричен и выстрадано-глубок.

Как и полагается пробе пера, “На краю мира” ещё довольно сыр и неидеален, хотя и намного более импозантен, чем раннее творчество команды, а довольно специфичный фоново-разреженный вокал, а также несколько угрюмый подход к сочинению своих треков явно помешает Отрубленной Руке составить адекватную конкуренцию Arch Enemy или давно оставившим идеи внедрения женского гроула в дэт-метал голландцам из Sinister, но олдскуллеры и фанаты старорежимного дэт-дума наверняка порадуются и, вероятно, даже будут в восторге.

Я сам в начале 90-х с огромной радостью, а порой с упоением и восторгом слушал, искал и невероятно котировал группы вроде Zelator (одна из первых отечественных русскоязычных дэт-дум-групп, кстати), Disinter Dead, Мёртвая Весна, Winter и иже с ними, а “грустный” гроул команд вроде Phantasm казался мне невероятно сильной и впечатляющей находкой. Если вы можете сказать о себе что-то в таком же духе, то не теряйте времени и срочно знакомьтесь с дебютным творением питерских философствующих вегетарианцев и берите Severed Hand на заметку!

Конечно, с упомянутых мной только что пор утекло много воды, но группы вроде Dusk, Humanity Zero или Abysmal Growls Of Despair всегда очень вовремя поднимали то и дело выпадающее из склонных к рефлексии и имеющих привычку быть отрубленными рук первопроходцев жанра знамя, и поднимали его на необходимую для того, чтобы быть адекватно обозреваемым, высоту. Вот и Severed Hand решили пополнить легион рефлексирующих пессимистов-экпериментаторов и узаконили свои притязания с помощью предлагаемого нам с вами мини-альбома. Ценим и знаем!

Показать ещё