ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Sunless Rise "Ultimacy"

06-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Свой прошлый диск эти питерцы готовили пять лет (альбом “Unrevealed” вышел в 2015 году), на запись и подготовку нынешнего ультимативного полноформатника у них ушло времени чуть меньше – четыре года, но это не значит, что он хуже. Наоборот. Устойчивая цифра “4” в данном случае означает с одной стороны, что филонить авторы ни в коем разе не собираются, а с другой стороны однозначно указывает на то, что коллектив уверенно движется по своему пути, сворачивать и ломать хребет изначально выбранному жанру не собирается, а в связи с этим уже чувствует себя на данной стезе уверенно и вольготно.

Если вы любите заливистые финские гитарные переклички, напористый, энергичный, но не топорный материал и буйство чистоголосых фантазий, то уже наверняка давно взяли эту группу на заметку и в курсе их деятельности, ну а если нет, то лучшего повода, чтобы сделать это, просто не придумать и он сейчас перед вами. Всё то, чем так выгодно отличался дебютный лонгплей этой команды, и всё то, за что вы когда-то полюбили Children Of Bodom и Eternal Tears Of Sorrow, в изобилии присутствует на “Ultimacy” и представлено на нём в максимально возможном качестве и с нужной долей сюрпризов и неожиданных “пасхалок”.

Отличий между “Unrevealed” и “Ultimacy” действительно минимум, и ни одно из них не относится к музыкальному стилю и общей жанровой направленности группы. Перед нами на 100% тот же самый симфонично-филигранный мдм без ненужных усложнений, но с красивыми, почти попсовыми мелодиями и неожиданными, как будто взятыми из совсем другой оперы вставками. Порой перед мысленным взором проходят уже не только и не столько детишки озера Бодом, а очень даже Stratovarius, Sirenia, Soilwork, In Flames, уже упоминавшиеся мной в моей прошлой рецензии Amorphis и многие другие, порой совершенно неожиданные коллективы.

Ну а коль скоро я заговорил об отличиях между дебютником и его рецензируемым сейчас преемником, то касаются они по большей части градуса эмоциональности и чёткости проводимой акцентуации. Нынешние Sunless Rise играют прицельнее, хитовее, мощнее, и на актуальной пластинке куда больше потенциальных хитов и чартбрейкеров, нежели это было четыре года назад. Великолепная баллада “Storms Of Sorrow”, ничуть не уступающий ей атмосферный среднетемповый номер “The Warden Of Grief” и невероятно проникновенная “The Foreshadow” – это только часть безусловных кандидатов на эту роль.

Мистичные, зовущие, словно потусторонние хоры, эпизодический женский вокал и масса других интересных фишек в “Lethargy”, необычные меланхолично-мечтательные распевки в “No Forgiveness”, сбивчивые, почти речитативные порыкивания в “The Suicide Hollow”, красивые клавишные соло в “The Clash” и чарующие фэйри-пульсации финальной “The Elixir Of Doom” – всё на этом альбоме сделано кристально-чисто, прозрачно и с учётом высоких евро-канонов, как любят спецы с Finnvox, но в то же время с надлежащей симфонической масштабностью и не без некоторой доли непредсказуемости, без которой ни один хороший альбом не будет по-настоящему хорош.

Освоившись с качеством, Sunless Rise пробуют писать песни, которые, не растеряв металлической мощи, могли бы аутентично вписаться и в ротацию MTV, и сгодиться в номинацию на участие в Евровидении. Обычно фраза “это всё то же самое, что было на прошлом альбоме” означает провал и/или регресс, но не в данном случае, а причина тому – потрясающая жизненность, осмысленность и одухотворённость новых произведений питерских экспериментаторов. Если четыре года назад я говорил применительно к этой группе об арт-металле, то сейчас впору констатировать art metal meets pop-metal, soul metal and hipster-metal.

Избавившись от грязных косух, заржавевших цепей с напульсниками и дымного металлического перегара 80-х, Sunless Rise ничего не потеряли, а их интеллигентный квази-мдм воспринимается сейчас как очень стильная и своевременная штуковина с претензией на то, чтобы быть модной и универсальной. Эти саунд-алхимики старательно убеждают своих слушателей в том, что можно быть и свежими, и прогрессивными, и доступными, но в то же время не раствориться в заигрываниях с модерн-металлом, как это случилось с In Flames, и у них это порой очень неплохо и убедительно получается.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на альбом группы Second To Sun "Legacy"

06-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Виртуозы и перфекционисты из Second To Sun уже не удовлетворяются созданием ультимативных по качеству работ, а задумали прорыв к новым измерениям и новым высотам. Все давно привыкли, что от этой группы стоит ждать только самого качественного, эмоционально-выверенного и беспроигрышного контента, но Second To Sun не были бы собой, если бы перестали удивлять своих поклонников и слушателей и делали бы только то, что от них ждут и могут ждать, и вот на своём новейшем диске они решили скрестить Darkthrone, Carpathian Forest, Ajattara и современный пост-блэк с тем, чтобы создать ещё более мрачный, атмосферный и колдовской материал.

Как будто в ответ на ошибку-насмешку рубрикаторов ВКонтакте, определивших творчество группы как панк-рок, нынешние Second To Sun на самом деле решили добавить в свой экстремально-авангардный метал элементы первозданной панковой сырости раннего чермета и уже ничем и никак себя не ограничивать. Сказано – сделано, и их новейший полноформатник на самом деле выглядит как настоящий апофеоз и вершина всего творческого пути команды, а самобытность релиза порой буквально зашкаливает, хотя даже в этих кульминационных моментах их синкретизм не кажется разрозненным и надуманным, а воспринимается очень целостно и органично.

Дружба и тесное интервью-общение с Евгением “WV” Пильниковым не прошли бесследно, и порой в общей горькой черноте пластинки всплывает что-то очень разнузданное (и да (опять-таки) – панковое) в духе его Wampyric Bloodlust, порой релиз кажется архетипическим и до крайности прямолинейным, но ни на секунду авторы не забывают о том, чтобы играть вкусно, изощрённо и разнообразно, умопомрачительно жонглируя быстрыми, медленными, атмосферными, забойными и просто техничными кусками, следить за сменами которых на аудио-подиуме “Legacy” поистине одно удовольствие. Заслуживает особого внимания и очень доходчивое самоопределение концепции новейшего компакта – с тем, что ужасы дел человеческих дадут фору любым адским и демоническим изуверствам, в наши дни уже вряд ли кто-то сомневается.

Впрочем, вникать в тексты или как-то детально препарировать их у меня по мере прослушивания “Legacy” практически не возникало желания, и дело здесь не в том, что они плохи или не интересны, просто музыка коллектива на самом деле уже сама по себе воспринимается как аутентичное и полностью автономное явление, в котором голос и то и дело доносящиеся до слуха русскоязычные слова являются лишь ещё одной краской в общей палитре, ничуть не выпирая из общего контекста и не стараясь (да и не имея такой возможности) каким-либо образом перетягивать одеяло на себя. У “Legacy” всё как в первобытных анимистических представлениях: синкретично, целостно, мифологично и густо завязано на мистических прозрениях и интуиции.

Кто бы мог подумать, что их фирменные этно-фишки и такие же фирменные грув-отсылки к Pantera так прекрасно будут взаимодействовать с непричёсанной панковой непосредственностью Тёмного Трона и Карпатского Леса, но отрицать, что “Legacy” это вероятно лучший из возможных вариантов на данную тему, не смогут даже самые вредные и придирчивые критики. Можно не любить и категорически не принимать любой из входящих в состав данного микса ингредиентов, можно по-разному воспринимать их тексты, мат в них или собственно идеи, не переваривать используемые ими сэмплы и твердить как старая заезженная пластинка об аллергии на пост-прог-блэк как таковой, но отрицать мощь и болезненное очарование “Наследия” просто невозможно.

Основных достоинств у Legacy три: это оригинальность, очень фирменный и взрослый почерк и уверенность. Про качество, энергетическую насыщенность и супремативный уровень владения своими инструментами всех без исключения музыкантов я уже даже не упоминаю и не говорю, потому что все давно привыкли к этому, и само имя Second To Sun стало синонимом самого дотошного и скрупулёзного отношения к звуку и всему, что с ним связано. Авторы очень адекватно выдерживают баланс между одухотворённой интеллектуальностью (идеей) и филигранным воплощением этой идеи, за что их определённо стоит чествовать и котировать, ну а всё остальное это уже дело вкуса и чистая субъективщина.

И всё-таки пару слов о текстах нужно. Я много раз замечал, как странно и удивительно, что никто из отечественных экстремальных коллективов до сих пор не додумался написать альбом или трек по мотивам творчества наших гениальных отечественных писателей и философов, которых знают и любят во всём мире (даже шведы из Therion уже смекнули, что это великолепная идея), и Second To Sun представили на своём новом диске очень неплохую вещь, созданную под впечатлением от “Собачьего Сердца” М.А. Булгакова, попутно вставив в неё сэмпл из замечательной отечественной экранизации этой литературной классики. Это здорово и похвально, и практически не вредит суровой мхово-лишайниковой аутентичности релиза, а потому – ещё более прекрасно.

Ну а общий вердикт предсказуем и понятен: перед нами один из лучших, если не самый лучший, альбом в отечественном блэк-металле, суровый, мрачный, неоднозначный в плане посыла и идей, и однозначный в плане качества и энергетики. Всё как нужно, как бывает (или, может, скорее, бывало) у западных гуру жанра и, в конце концов, “Legacy” это просто великолепный экстремально-угрюмо-российский вариант околохумповых фантазий финтроллей и скорбящих лун. Конечно, всё это сказка, эпос, миф и стилизация – тут нет злобы и леденящей душу оккультной ярости настоящего трушного блэк-металла - но такая сказочная стилизация на тему кошмаров нашего холодного подлунного мира порой кажется даже более лютой, правдивой и реалистичной.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на альбом группы Temple Of Nihil "Schadenfreude"

06-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

За три года, что прошли с момента выхода дебютного четырёхтрекового EP этих калужских ницшеанцев, в звучании и внешнем облике Храма Нихила произошло больше перемен, чем актов, подтверждающих верность себе и монолитную суровую неприступность. Сменился логотип, очень ощутимо видоизменился саунд, английский в названии релиза сшифтился на немецкий и даже издающий лейбл не остался прежним! А вот что осталось неизменным, так это непонятные оккультные загогулины, которые присутствовали на обложке их дебютного миника “Soul Extremist”, и общий эзотерический пафос команды.

Если во времена “Души-Экстремистки” по мере прослушивания мне вспоминались даркблэковые Barathrum и классический Immortal, а этот основательный тяжеловесный саунд и железные поскрипывания воспринимались как едва ли не главные плюшки и приятности на диске, то к более лёгкому и прозрачному звуку актуального нихиловского полноформатника мне пришлось привыкать долго и не без некоторых усилий. Безусловно, это исключительно дело личных симпатий и субъективного вкуса, и их обновлённый звук совсем неплох, даже, наверное, более профессионален и крут, но… мощи и аутентичности раньше было больше, мрака было больше.

Параллели к дарк-блэку значительно отодвинулись на задний план, вместо них из-за мрачных еловых сводов показались призрачные ассоциации с пост-блэком, а на смену Immortal и Barathrum в числе сходств-аллюзий намылились Abigor и Judas Iscariot. А вот текстов в буклете как не было, так и нет, а потому понять, о чём хрипят и стенают калужские блэкеры так и не представляется возможным, хотя я готов поручиться, что речь в данном случае идёт о чём-то очень оккультном и очень эзотерическом: у всех групп подобного толка, будь то суровые Septicflesh или олдовые Celtic Frost, всегда присутствовало нечто общее – туманное и вязкое.

Несмотря на то, что “Schadenfreude” в целом вызывал у меня по большей части неоднозначные впечатления (зачем сменили старый, куда более оригинальный, логотип, зачем немецкий и где тексты?), альбом всё-таки достаточно интересен, а его атмосферность и неторопливая сказительность наверняка очень здорово будут заходить сейчас мглистыми ноябрьскими вечерами, когда на улицу выходить неохота, темнеет рано, коллеги и знакомые сморкаются и пьют арбидол, а душа так жаждет сбросить пожухлой бессильной листвой все тревоги, махнуть на всё рукой и улететь вместе с утками и грачами в сладкий, далёкий и соблазнительный South Of Heaven.

Если вы любите блэк с претензией на интеллектуальность, красивые задумчивые мелодии, меланхоличные гитарные переборы и нестандартные музыкально-звуковые решения, то рецензируемый релиз должен понравиться и прийтись ко двору. По сравнению с “Soul Extremist” здесь действительно намного меньше металла, олдскула и драйва, зато теперь стало больше изобретательности и интеллигентной декадентствующей отстранённости. Не знаю, одобрил бы старик Ницше такую вербально-музыкальную интерпретацию своих идей, но такие вещи с “Schadenfreude” как “Postbeing” и “All Turns To Nihil” действительно хороши и впечатляют.

Кто бы мог подумать, что такое чудо выросло на дымной калужской почве, но факты упрямо подтверждают справедливость данного факта, хотя чисто аудиально нынешние Temple Of Nihil кажутся очень фирмовыми и европейскими, ничуть не уступая напрочь раскритикованным Дианой Цепеш полякам из Occultum или любой другой немецкой или финской команде. К особенностям звука в разрезе его отличий от дебютной работы состава я привык уже после трёх прослушиваний, и хотя нещадно выехавший на первый план не самый благозвучный утробный экстрим-войс я так и не распробовал, путешествие по пыльным страницам классики немецкого антихриста по имени Фридрих меня порадовало и вдохновило. Может, оно и к лучшему, что в буклете нет текстов – мечтается и фантазируется под такой флегматичный стафф очень даже неплохо.

Рецензия на альбом проекта Electronobody "Neon Rift"

31-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Всё когда-нибудь меняется или, по крайней мере, развивается, и вот на смену “Нации киборгов”, “Кругам Ориона” и “Кибер-сердцу” к нам спешит очередной полноформатник авторства таинственного электронного one-man-проекта из Салавата. Главнокомандующий музыкальным фрегатом Electronobody Владимир по-прежнему остаётся всё на тех же кибернетических рубежах, которые всегда защищал и отстаивал с таким видимым и несомненным удовольствием, однако сейчас он решил несколько пересмотреть (или на время оставить) собственные принципы создания музыкальных произведений и вместо потрясающего разнообразия и объёмов прошлогоднего “Cyber Heart” отправил на пластинку всего семь треков. Всего семь, но – каких.

Наверняка многие то и дело терзаются вопросом, что бы такого послушать утром после хэллоуина, когда в голове ещё вовсю снуют туда-сюда ведьмы и летучие мыши, а вампирские клыки не просохли от кетчупа, и теперь у нас есть идеальное решение на такой случай, недаром дата релиза “Neon Rift” – 1 ноября, что по определению делает актуальный релиз пост-хэллоуиновским и насквозь мистическим. И сам автор очень хорошо это понимает, ведь как иначе объяснить тот факт, что он зовёт нас не куда-нибудь, а прямо в бездну, приглашая прокатиться на инфернальных горках уже в первом, открывающем диск треке, который так и называется – “Into The Abyss”. Эта инструментальная вещь звучит рассредоточено, абстрактно и разбросанно, но это только начало, да и бездна здесь имеется ввиду совсем не адская, о чём расскажет нам сопутствующее видео.

И такие музыкальные видео созданы автором для каждого из треков с актуального альбома, всячески иллюстрируя, поясняя и раскрывая его источники инспирации и настраивая слушателя на нужные впечатления и ассоциации. Компьютерные игры, фантастические фильмы, мечты о кибернетической реальности и собственном звездолёте, в котором можно в любой момент прокатиться куда угодно, оказавшись почти в мгновение ока в любом уголке галактики и масса приятных ностальгических эмоций и воспоминаний о нашем счастливейшем научно-фантастическом детстве – всё это “Neon Rift”, который действительно воспринимается как захватывающее путешествие по волнам памяти, то и дело вызывая из глубин подсознания ценные и необыкновенные артефакты минувшей аналогово-крафтовой эпохи.

Уже не просто таинственность, а настоящая хоррор-тревожность слышится в следующем треке под названием “Double Dragon”, который то и дело напоминает зловещий ритуал по вызову из тьмы демонов возмездия и отчаяния, а когда этого не делает, смахивает на саундтрек для приземления космических кораблей, в которых сидят боевые жабы и их непримиримые враги братья Драконы, которые прибыли с далёких звёзд для захвата и покорения нашей родной голубой планеты. Мистическая “Rose Of The Dark” всё так же шаманит, причудливо извивается электронными софитами, пружинит ebm-драйвом, но не чрезмерно и не прямолинейно, а именно так, чтобы не разрушить хрупкое очарование таинственного этно-эро-перформанса, который как будто проводится где-нибудь в пустыне Сахара жутковатыми пришельцами-гуманоидами.

В отличие от прошлогоднего релиза и от других работ, выпущенных под вывеской Electronobody, никаких фитов и приглашённых вокалистов/вокалисток в случае с “Neon Rift” запланировано не было, и нашему вниманию предлагается исключительно инструментальный, монохромный, но от этого ещё более целостный, впечатляющий и довлеющий своей концептуальной мощью материал. Создаётся такое ощущение, что автор решил сейчас вдоволь отыграться, отвести душу, а попутно протестировать свои возможности на предмет их граней и пределов, да и записал исключительно то, что хотел и давно мечтал именно в том виде, в каком мыслилось, желалось и в итоге получилось, не связывая себя какими-либо фит-обязательствами. И это ценно.

По сравнению с той же “Rose Of The Dark” сменяющая её “Fearless” чуть более напориста и энергична, но это совершенно не означает, что автор собирается предложить нам более прямолинейный стафф – изысков и грации на “Neon Rift” повсюду с избытком, а чуть более драйвовые фрагменты всего лишь призваны добавить на пластинку тяжести и мощи, но совсем не намерены делать её более простой или минималистичной. Рефлексивно-балладные отголоски проскакивают в “Zero Tolerance” пополам с дэдкэндэнсововской сумрачной этникой, а титульная вещь и заключительная “Buran” являют собой самые сливки и действительно апофеоз звуковой экспрессии и эспериментальности, ради которых, как я понимаю, релиз и затевался.

Если сравнивать “Neon Rift” с тем, что выходило с логотипом Electronobody раньше, то отличий больше чем сходств, и они по большей части самоочевидны или уже озвучены мной выше. Понятно, что отказ от доступности, хитовости, да и от вокальных дорожек как таковых автоматически переносит рецензируемый диск в совсем другую музыкальную категорию, и потенциальный слушатель, которому адресован попавший на “Neon Rift” материал, это совсем не тот слушатель, который с удовольствием танцевал и отжигал под более лёгкие и динамичные “Prey” или “Solaris”, однако сам факт, что музыкант может и умеет быть настолько разным и не желает ограничивать себя в способах самовыражения, достоин восхищения.

Конечно, это всё тот же Electronobody, и фирменный стиль Владимира никуда не исчез, а скорее стал сейчас более концентрированным, собранным, массированным, тяжеловесно-индустриальным и да, экспериментальным. Можно по-разному оценивать этно-составляющую релиза, ну а на мой взгляд, она в данном случае оказалась как минимум нелишней и великолепно подходит повсеместной угрожающе-оккультной ритуальности актуальных треков проекта. Играть жёстко, грубо, изящно и разнообразно Электроникто определённо может и умеет, и профильный, знающий толк в подобного рода музыкальных колебаниях меломан наверняка оценит его современное творение по достоинству. И не только днём и ночью после хэллоуина, а everytime.

Оценить альбом в видео-формате можно здесь: https://www.youtube.com/playlist?list=PLxHVhdz_ran6IGgsw4-gmGF6gdWYttw8l

Everything changes, at least, everything evolves, so "The nation of Cyborgs", "Circles of Orion" and "Cyber-heart" were replaced by another EP of the mysterious electronic one-man band from Salavat. Commander-in-Chief of this musical frigate Electronobody Vladimir still stays on the same cybernetic milestones, which he always protected with his total impact and pleasure, however for now he decided to revise ( or leave for a while) his own ways of making music and instead of those amazing variations and volume of the previous “Cyber Heart” he created only 7 tracks. Just seven tracks, but they're outstanding.

Probably lots of us think what to listen in the Halloween morning, when witches and bats lurk in your mind to and fro, and vampire's fangs haven't dried up after ketchup, and now we have an ideal decision of it, cause the release date of Neon Rift is on the 1st of Novemeber, what makes it relevant on its post-halloween mystical time. The author knows that, cause he calls us right into the chasm, to ride on these infernal slides at the first track of the album called "Into the Abyss". This instrumental track sounds abstractly and chaotically, but it's just a beginning , so the chasm doesn't seem so infernal, associated video tells us about it.

Such kinds of musical videos were created for every track from the EP , illustrate and reveal sources of inspirations to give listeners right impressions and associations. Video games, Sci-Fi movies, dreams about cybernatical reality and custom starship, which can deliever you anywhere and anytime in the blink of an eye to any part of the galaxy, and a whole range of impressions from our happiest science-fiction childhood - it's all about “Neon Rift”, such a thrilling trip around the worlds of our memories with its precious and unbelievable artifacts of analogue-craft era.

It's not a secrecy, it's a real horror and anxiety in the next track called “Double Dragon”, sounds like an ominous ritual calling demons of vengeance and desperation from the darkness, or seems like spaceship landing, where Toad-troopers sit with their official enemies-Dragons from distant stars to capture and subdue our blue homeland Earth. An enigmatic track “Rose Of The Dark” lures and twists with an electronic stage lights, springs with ebm-drive not to break fragile charm of mystical ethno-ero-perfomance, that held somewhere at the Sahara Desert by creepy humanoid aliens.

Unlike the previous release and other works by Electronobody, there is no feats and guests males or females with Neon Rift wasn't planned, the material before us today is entirely instrumental, monochromatic, but more coherent, impressive and prevailing with its power. It seems that author decided to let off steam and test his own abilities with a view to his limits, so he recorded exactly what he wanted before and had been dreaming about , so as a result he didn't bind anyone to feat. That's the precious thing.

By comparison with “Rose Of The Dark” next song “Fearless” is more assertive and energetic, but it doesn't mean that the author tries to give us sort of straight-up stuff- delights and grace is everywhere at “Neon Rift”, driving fragments fill the album with weight and strenth, not simple or minimalistic. Rythms of ballads slipping trough in “Zero Tolerance” with "deadcandence" dark ethnique, and final track “Buran” is the real brilliant and apotheosis of a sound expression and experiments, for which this realse appeared.

If we compare “Neon Rift” with Electronobody, we can see more differences than similarities, and they are obvious as i said before. It's clearly that refusal to accessibility and hits moves this work to another musical category , so an audience of the brand new Neon Rift differs from those who danced and rocked out to “Prey” or “Solaris”,however, the fact is that musician can be defferent as well as, he doesn't limit himself in his ways of expressing, he's defenitely worthy of respect.

Of course that's the same Electronobody and Vladimir's corporate style hadn't dissapear and became more concentrated, neat, massive, industrial and experimental.
The ethno part can be re-evaluate in different ways, but as i can see, it turns out to be appropriate and suitable to kind of occult ritualistic tracks of this project.Electronody can play rough and harsh, gracefully and diverse, so music fans and lovers will appreciate such a modern creation. Day or night, on Halloween and everytime.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на сингл группы N&B "Обрывы сна"

30-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Неоромантика от просто романтики отличается примерно так же, как новый двухтрековый сингл пермских неоромантиков из N&B от их недавнего альбома: всё, вроде, то же самое и всё на своих местах, но уже как будто иначе и под другим соусом. Да и не то совсем, если присмотреться чуть внимательнее. Электроника ныне безраздельно властвует и царствует в музыкальной палитре дуэта, её не просто много, она всеохватна, полновесна и повсеместна как космос, а аранжировки у ребят ещё ближе к классике и неоклассике, в то время как единственное, что осталось прежним и неизменным – это специфический призрачный вокал Сергея Бондаренко.

Я никогда не задумывался о том, что выйдет, если скрестить раннюю декаденствующую Агату Кристи и тёмный электронный авангард Deine Lakaien, но ответ на этот глубокомысленный вопрос сейчас сам нашёлся, и ответ этот – “Обрывы сна”. Музыкальные идеи и находки N&B и раньше были достаточно интересны и оригинальны, однако сейчас коллектив вышел на совершенно иной уровень, и, кажется, совсем не считает нужным как-то сдерживать и ограничивать полёт своей фантазии, устремляясь к причудливым гротескным берегам ментальных патологий, вызванных одиночеством, мечтами и изнуряющими ночными самокопаниями.

И звучит это в исполнении N&B пронзительно и глубоководно, сновидчески и визионерски. Ощущение, что стоит протянуть руку и коснёшься разбитой палубы затонувшего корабля, над головой километровые толщи водных масс, а движения твои медлительны и вялы, как это бывает в больных бредовых сновидениях, не покидает ни на секунду по мере прослушивания новейшего творения пермских экспериментаторов, а голос знай себе стенает, зовёт, плачет и томится невысказанностью вековечных страданий, будто бы силясь произнести одно заветное: в моей смерти прошу винить немецкого писателя Гёте, придумавшего зубную боль в сердце.

Пытаться описать новую композицию коллектива и дополняющую её переработанную версию старого хита “Не Звёзды” с помощью слов, жанровых тэгов и журналистских штучек – пустое дело: здесь всё – эмоция, настроение, душа, а слова лишь бессильно рассыпаются перед этими призрачными бастионами, не в силах ни нащупать их, ни измерить. Да и можно ли взвесить, измерить и хоть как-то достоверно и объективно зафиксировать сны и уж тем более их обрывы? Фикцию, пустое множество, дырку от бублика – вот, что можно получить в ходе такого научного исследования, и это в самом лучшем случае.

Ну а если с чем-то сравнивать “Обрывы Сна”, то с неожиданно расшифрованным какой-то новейшей хитроумной научной машиной белым шумом, сквозь потрескивания и шорохи которого вдруг проступили потусторонние музыкальные вибрации и изломанный искажённый голос души, лишённой телесной оболочки, которая силится докричаться и достучаться до нас через толщу космической пустоты. По крайней мере, ощущения от новейших треков коллектива у меня остались именно такие: мистические, противоречивые, но неизменно вызывающие мурашки и озноб прикосновения к чему-то запредельному и невыразимому.

Если проводить параллели между новейшим творчеством дуэта и тем, что музыканты представили весной на своём дебютном лонгплее, то это явный и очевидный прогресс при очень бережном и внимательном отношении к своим достижениям и тем саунд-красивостям, которые авторы нарулили на полноформатнике, только сейчас они стали выражать свои идеи и смыслы мягче, разнообразнее и изящнее. Стал разнообразнее и вокал Сергея, и это однозначно плюс, но, увы, правы те авторы, которые жалуются на неразборчивость дикции вокалиста – действительно воспринимать на слух тексты теперь стало сложнее, что явно демонстрируют “Не Звёзды”.

Я бы не стал однозначно воспринимать этот факт как недостаток (в конце концов, при такой-то полифоничной и атмосферной музыке вполне возможно воспринимать вокал как ещё один инструмент и сильно не заморачиваться разборчивостью лирики, обращаясь к суфлёрским подсказкам-принтам с буковками-текстами, заботливо вывешенным музыкантами у себя на странице), но если вы хотите непременно воспринимать творчество N & B как песенное, то это, наверное, способно стать проблемой и препятствием на пути к адекватному восприятию контента, однако я вновь подчеркну: творчество этой команды целостно и вся соль здесь в атмосфере.

Обычно я со скепсисом отношусь к идее дополнять синглы инструментальными версиями вошедших на него композиций, но в случае с “Обрывами Сна” это, пожалуй, было бы нелишне, поскольку музыка в данном случае на самом деле очень даже неплоха и даже без вокала звучала бы очень полифонично, насыщенно и самостоятельно. Я бы сказал, что вместе с вокалом теперь полифонии даже слишком много, и в этих сонных глубоководных водоворотах слишком легко потеряться, утонуть, заблудиться, поддавшись эмоционально-экстатической экспрессии вокалиста и уйдя вслед за его голосом как за ночным светлячком, ведущим в бездну.

Рецензия на альбом проекта Artifate "I Am Alive"

23-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот кибер-метал-дуэт из Иваново до 2017 года назывался Pandemy, однако затем музыканты пересмотрели свои концептуальные ориентиры и для большей аутентичности-оригинальности сменили название. Несмотря на такое до боли знакомое и до поросячьего визга приятное уху каждого любителя пауэр-метал название их пластинки, на своём дебютном полноформатнике авторы исполняют самый настоящий и совершенно ничего не имеющий общего с пауэром модерновый кибер-мдм. Или лучше так: кибернетический модерн-метал, приправленный фишками из арсенала мелодик-дэт-металлистов.

У сегодняшних Artifate настолько прозрачный и кристально-чистый звук, что всматриваясь в него, можно увидеть не только дно морское и преспокойненько обретающуюся там Атлантиду, но и расслышать, какой звук издают при соприкосновении с гитарными струнами пальцы гитариста Artifate Макса Мощева и как набирает воздух в лёгкие вокалист Кирилл Шершнёв, что, как ни странно, добавляет общей картине ещё больше специфической технологичности и кибернетичности. Материал “I Am Alive” как будто состоит из крошечных кусочков-паззлов, а в совокупности смотрится как причудливая музыкальная мозаика, что особенно очевидно, например, в таких треках как “Neoncity”.

Масса электронных эффектов и перманентная синтетическая подкладка делают звучание команды очень объёмным и полифоничным, чему способствует также присутствие в звуковой палитре состава эпизодически используемых чистоголосых вокальных упражнений, мелодичных гитарных соло и чуть ли не поп-мелодий, однако про драйв и кач авторы тоже не забывают, то и дело возвращая в свою звуковую Вселенную ещё вполне себе агрессивные и напористые гитары и словно просверливающие сознание синтезаторно-гитарные соло, а иногда в ход идёт даже почти злой и зверский вокал, как это происходит в “Chaos”.

Сами авторы категорически не согласны с тем, что прогресс приводит и в принципе способен привести к чему-то хорошему, а в текстах альбома царит повсеместная антиутопия, однако чисто аудиально (на слух) их релиз воспринимается так комфортно и жизнеутверждающе, что на ум сами собой просятся грёзы о светлом и идеальном будущем, настолько слаженно, точно и аккуратно всё звучит у Artifate на их альбоме и настолько метко и своевременно они пользуются своими композиторскими навыками. Минимум шероховатостей и нестыковок, минимум андеграунда, максимум рациональности,взвешенности и здоровой прагматичности – именно таким я слышу “I Am Alive” и ничего не могу с этим поделать.

Никаких мучительных парадоксов, войны за выживание или некачественных дешёвых бритвенных станков – в том мире, который предстаёт перед нашим мысленным взором благодаря девяти трекам с альбома “I Am Alive”, нет места ничему несовершенному, дефектному или слишком человеческому. Здесь давным-давно победили киборги, и даже печаль и тоска о несбывшемся, как и горечь последнего расставания теперь имеют чётко выраженный привкус идеального продукта, в чём вас блестяще убедит завершающая пластинку превосходная баллада “The End”. Собственно, именно она и заставила меня поставить альбому высший балл.

Если основную часть диска вполне можно расценивать как чуть утяжелённый кибер-поп-метал с эпизодическими намёками на мдм и модерн-метал, то эта финальная вещица обладает намного более впечатляющим эмоциональным спектром, простираясь в сторону таких серьёзных и заслуженных коллективов как The Kovenant, Hollenthon и Gardenian. И нет, релиз совсем неплох, и даже помимо этой подводящей черту под всем вышесказанным меланхоличной пьесы на альбоме достаточно отличных треков, которые способны неслабо воспламенять атмосферу и заставлять ноги пускаться в пляс, а разум судорожно фосфорецировать от восторга.

Нельзя не отметить одну из самых агрессивных и разнообразных на диске “Inquisitor”, пробирающую до костей своими контрастно противолежащими припевами-запевами и гитарами-синтезаторами, и удостоившуюся получить полноценный клиповый видеоряд “The Game”, шикарную, отвязно пульсирующую дискотечными софитами “The Way Into Space Abyss” и уже упоминавшуюся выше и удостоившуюся стать последним сингловым напоминанием перед выходом альбома “Neoncity”. И остальные вещи ничуть не хуже, но если продолжать перечислять, нужно будет упомянуть их все, поскольку в каждой есть пара-тройка крутых находок и свой изюм.

У музыкантов Artifate очень интересный подход к своему делу, и они на самом деле достаточно интенсивно расширяют рамки танцевально-гитарного кибер-металла за счёт не слишком разнообразных или сложных по факту, но на деле действительно очень качёвых и прицельных фишек, которые действуют в их умелых руках почти как маятник психотерапевта. Вам давно хотелось чего-нибудь эдакого с привкусом Illidiance, Amaranthe, The Kovenant и Hollenthon? Тогда стоит прямо сейчас послушать “I Am Alive”! Очень неглупая и не без фантазии созданная штука, где метал и электроника понимают друг друга не то что с полуслова, а вообще без слов.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Показать ещё