ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Temple Of Nihil "Schadenfreude"

06-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

За три года, что прошли с момента выхода дебютного четырёхтрекового EP этих калужских ницшеанцев, в звучании и внешнем облике Храма Нихила произошло больше перемен, чем актов, подтверждающих верность себе и монолитную суровую неприступность. Сменился логотип, очень ощутимо видоизменился саунд, английский в названии релиза сшифтился на немецкий и даже издающий лейбл не остался прежним! А вот что осталось неизменным, так это непонятные оккультные загогулины, которые присутствовали на обложке их дебютного миника “Soul Extremist”, и общий эзотерический пафос команды.

Если во времена “Души-Экстремистки” по мере прослушивания мне вспоминались даркблэковые Barathrum и классический Immortal, а этот основательный тяжеловесный саунд и железные поскрипывания воспринимались как едва ли не главные плюшки и приятности на диске, то к более лёгкому и прозрачному звуку актуального нихиловского полноформатника мне пришлось привыкать долго и не без некоторых усилий. Безусловно, это исключительно дело личных симпатий и субъективного вкуса, и их обновлённый звук совсем неплох, даже, наверное, более профессионален и крут, но… мощи и аутентичности раньше было больше, мрака было больше.

Параллели к дарк-блэку значительно отодвинулись на задний план, вместо них из-за мрачных еловых сводов показались призрачные ассоциации с пост-блэком, а на смену Immortal и Barathrum в числе сходств-аллюзий намылились Abigor и Judas Iscariot. А вот текстов в буклете как не было, так и нет, а потому понять, о чём хрипят и стенают калужские блэкеры так и не представляется возможным, хотя я готов поручиться, что речь в данном случае идёт о чём-то очень оккультном и очень эзотерическом: у всех групп подобного толка, будь то суровые Septicflesh или олдовые Celtic Frost, всегда присутствовало нечто общее – туманное и вязкое.

Несмотря на то, что “Schadenfreude” в целом вызывал у меня по большей части неоднозначные впечатления (зачем сменили старый, куда более оригинальный, логотип, зачем немецкий и где тексты?), альбом всё-таки достаточно интересен, а его атмосферность и неторопливая сказительность наверняка очень здорово будут заходить сейчас мглистыми ноябрьскими вечерами, когда на улицу выходить неохота, темнеет рано, коллеги и знакомые сморкаются и пьют арбидол, а душа так жаждет сбросить пожухлой бессильной листвой все тревоги, махнуть на всё рукой и улететь вместе с утками и грачами в сладкий, далёкий и соблазнительный South Of Heaven.

Если вы любите блэк с претензией на интеллектуальность, красивые задумчивые мелодии, меланхоличные гитарные переборы и нестандартные музыкально-звуковые решения, то рецензируемый релиз должен понравиться и прийтись ко двору. По сравнению с “Soul Extremist” здесь действительно намного меньше металла, олдскула и драйва, зато теперь стало больше изобретательности и интеллигентной декадентствующей отстранённости. Не знаю, одобрил бы старик Ницше такую вербально-музыкальную интерпретацию своих идей, но такие вещи с “Schadenfreude” как “Postbeing” и “All Turns To Nihil” действительно хороши и впечатляют.

Кто бы мог подумать, что такое чудо выросло на дымной калужской почве, но факты упрямо подтверждают справедливость данного факта, хотя чисто аудиально нынешние Temple Of Nihil кажутся очень фирмовыми и европейскими, ничуть не уступая напрочь раскритикованным Дианой Цепеш полякам из Occultum или любой другой немецкой или финской команде. К особенностям звука в разрезе его отличий от дебютной работы состава я привык уже после трёх прослушиваний, и хотя нещадно выехавший на первый план не самый благозвучный утробный экстрим-войс я так и не распробовал, путешествие по пыльным страницам классики немецкого антихриста по имени Фридрих меня порадовало и вдохновило. Может, оно и к лучшему, что в буклете нет текстов – мечтается и фантазируется под такой флегматичный стафф очень даже неплохо.

Рецензия на альбом проекта Electronobody "Neon Rift"

31-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Всё когда-нибудь меняется или, по крайней мере, развивается, и вот на смену “Нации киборгов”, “Кругам Ориона” и “Кибер-сердцу” к нам спешит очередной полноформатник авторства таинственного электронного one-man-проекта из Салавата. Главнокомандующий музыкальным фрегатом Electronobody Владимир по-прежнему остаётся всё на тех же кибернетических рубежах, которые всегда защищал и отстаивал с таким видимым и несомненным удовольствием, однако сейчас он решил несколько пересмотреть (или на время оставить) собственные принципы создания музыкальных произведений и вместо потрясающего разнообразия и объёмов прошлогоднего “Cyber Heart” отправил на пластинку всего семь треков. Всего семь, но – каких.

Наверняка многие то и дело терзаются вопросом, что бы такого послушать утром после хэллоуина, когда в голове ещё вовсю снуют туда-сюда ведьмы и летучие мыши, а вампирские клыки не просохли от кетчупа, и теперь у нас есть идеальное решение на такой случай, недаром дата релиза “Neon Rift” – 1 ноября, что по определению делает актуальный релиз пост-хэллоуиновским и насквозь мистическим. И сам автор очень хорошо это понимает, ведь как иначе объяснить тот факт, что он зовёт нас не куда-нибудь, а прямо в бездну, приглашая прокатиться на инфернальных горках уже в первом, открывающем диск треке, который так и называется – “Into The Abyss”. Эта инструментальная вещь звучит рассредоточено, абстрактно и разбросанно, но это только начало, да и бездна здесь имеется ввиду совсем не адская, о чём расскажет нам сопутствующее видео.

И такие музыкальные видео созданы автором для каждого из треков с актуального альбома, всячески иллюстрируя, поясняя и раскрывая его источники инспирации и настраивая слушателя на нужные впечатления и ассоциации. Компьютерные игры, фантастические фильмы, мечты о кибернетической реальности и собственном звездолёте, в котором можно в любой момент прокатиться куда угодно, оказавшись почти в мгновение ока в любом уголке галактики и масса приятных ностальгических эмоций и воспоминаний о нашем счастливейшем научно-фантастическом детстве – всё это “Neon Rift”, который действительно воспринимается как захватывающее путешествие по волнам памяти, то и дело вызывая из глубин подсознания ценные и необыкновенные артефакты минувшей аналогово-крафтовой эпохи.

Уже не просто таинственность, а настоящая хоррор-тревожность слышится в следующем треке под названием “Double Dragon”, который то и дело напоминает зловещий ритуал по вызову из тьмы демонов возмездия и отчаяния, а когда этого не делает, смахивает на саундтрек для приземления космических кораблей, в которых сидят боевые жабы и их непримиримые враги братья Драконы, которые прибыли с далёких звёзд для захвата и покорения нашей родной голубой планеты. Мистическая “Rose Of The Dark” всё так же шаманит, причудливо извивается электронными софитами, пружинит ebm-драйвом, но не чрезмерно и не прямолинейно, а именно так, чтобы не разрушить хрупкое очарование таинственного этно-эро-перформанса, который как будто проводится где-нибудь в пустыне Сахара жутковатыми пришельцами-гуманоидами.

В отличие от прошлогоднего релиза и от других работ, выпущенных под вывеской Electronobody, никаких фитов и приглашённых вокалистов/вокалисток в случае с “Neon Rift” запланировано не было, и нашему вниманию предлагается исключительно инструментальный, монохромный, но от этого ещё более целостный, впечатляющий и довлеющий своей концептуальной мощью материал. Создаётся такое ощущение, что автор решил сейчас вдоволь отыграться, отвести душу, а попутно протестировать свои возможности на предмет их граней и пределов, да и записал исключительно то, что хотел и давно мечтал именно в том виде, в каком мыслилось, желалось и в итоге получилось, не связывая себя какими-либо фит-обязательствами. И это ценно.

По сравнению с той же “Rose Of The Dark” сменяющая её “Fearless” чуть более напориста и энергична, но это совершенно не означает, что автор собирается предложить нам более прямолинейный стафф – изысков и грации на “Neon Rift” повсюду с избытком, а чуть более драйвовые фрагменты всего лишь призваны добавить на пластинку тяжести и мощи, но совсем не намерены делать её более простой или минималистичной. Рефлексивно-балладные отголоски проскакивают в “Zero Tolerance” пополам с дэдкэндэнсововской сумрачной этникой, а титульная вещь и заключительная “Buran” являют собой самые сливки и действительно апофеоз звуковой экспрессии и эспериментальности, ради которых, как я понимаю, релиз и затевался.

Если сравнивать “Neon Rift” с тем, что выходило с логотипом Electronobody раньше, то отличий больше чем сходств, и они по большей части самоочевидны или уже озвучены мной выше. Понятно, что отказ от доступности, хитовости, да и от вокальных дорожек как таковых автоматически переносит рецензируемый диск в совсем другую музыкальную категорию, и потенциальный слушатель, которому адресован попавший на “Neon Rift” материал, это совсем не тот слушатель, который с удовольствием танцевал и отжигал под более лёгкие и динамичные “Prey” или “Solaris”, однако сам факт, что музыкант может и умеет быть настолько разным и не желает ограничивать себя в способах самовыражения, достоин восхищения.

Конечно, это всё тот же Electronobody, и фирменный стиль Владимира никуда не исчез, а скорее стал сейчас более концентрированным, собранным, массированным, тяжеловесно-индустриальным и да, экспериментальным. Можно по-разному оценивать этно-составляющую релиза, ну а на мой взгляд, она в данном случае оказалась как минимум нелишней и великолепно подходит повсеместной угрожающе-оккультной ритуальности актуальных треков проекта. Играть жёстко, грубо, изящно и разнообразно Электроникто определённо может и умеет, и профильный, знающий толк в подобного рода музыкальных колебаниях меломан наверняка оценит его современное творение по достоинству. И не только днём и ночью после хэллоуина, а everytime.

Оценить альбом в видео-формате можно здесь: https://www.youtube.com/playlist?list=PLxHVhdz_ran6IGgsw4-gmGF6gdWYttw8l

Everything changes, at least, everything evolves, so "The nation of Cyborgs", "Circles of Orion" and "Cyber-heart" were replaced by another EP of the mysterious electronic one-man band from Salavat. Commander-in-Chief of this musical frigate Electronobody Vladimir still stays on the same cybernetic milestones, which he always protected with his total impact and pleasure, however for now he decided to revise ( or leave for a while) his own ways of making music and instead of those amazing variations and volume of the previous “Cyber Heart” he created only 7 tracks. Just seven tracks, but they're outstanding.

Probably lots of us think what to listen in the Halloween morning, when witches and bats lurk in your mind to and fro, and vampire's fangs haven't dried up after ketchup, and now we have an ideal decision of it, cause the release date of Neon Rift is on the 1st of Novemeber, what makes it relevant on its post-halloween mystical time. The author knows that, cause he calls us right into the chasm, to ride on these infernal slides at the first track of the album called "Into the Abyss". This instrumental track sounds abstractly and chaotically, but it's just a beginning , so the chasm doesn't seem so infernal, associated video tells us about it.

Such kinds of musical videos were created for every track from the EP , illustrate and reveal sources of inspirations to give listeners right impressions and associations. Video games, Sci-Fi movies, dreams about cybernatical reality and custom starship, which can deliever you anywhere and anytime in the blink of an eye to any part of the galaxy, and a whole range of impressions from our happiest science-fiction childhood - it's all about “Neon Rift”, such a thrilling trip around the worlds of our memories with its precious and unbelievable artifacts of analogue-craft era.

It's not a secrecy, it's a real horror and anxiety in the next track called “Double Dragon”, sounds like an ominous ritual calling demons of vengeance and desperation from the darkness, or seems like spaceship landing, where Toad-troopers sit with their official enemies-Dragons from distant stars to capture and subdue our blue homeland Earth. An enigmatic track “Rose Of The Dark” lures and twists with an electronic stage lights, springs with ebm-drive not to break fragile charm of mystical ethno-ero-perfomance, that held somewhere at the Sahara Desert by creepy humanoid aliens.

Unlike the previous release and other works by Electronobody, there is no feats and guests males or females with Neon Rift wasn't planned, the material before us today is entirely instrumental, monochromatic, but more coherent, impressive and prevailing with its power. It seems that author decided to let off steam and test his own abilities with a view to his limits, so he recorded exactly what he wanted before and had been dreaming about , so as a result he didn't bind anyone to feat. That's the precious thing.

By comparison with “Rose Of The Dark” next song “Fearless” is more assertive and energetic, but it doesn't mean that the author tries to give us sort of straight-up stuff- delights and grace is everywhere at “Neon Rift”, driving fragments fill the album with weight and strenth, not simple or minimalistic. Rythms of ballads slipping trough in “Zero Tolerance” with "deadcandence" dark ethnique, and final track “Buran” is the real brilliant and apotheosis of a sound expression and experiments, for which this realse appeared.

If we compare “Neon Rift” with Electronobody, we can see more differences than similarities, and they are obvious as i said before. It's clearly that refusal to accessibility and hits moves this work to another musical category , so an audience of the brand new Neon Rift differs from those who danced and rocked out to “Prey” or “Solaris”,however, the fact is that musician can be defferent as well as, he doesn't limit himself in his ways of expressing, he's defenitely worthy of respect.

Of course that's the same Electronobody and Vladimir's corporate style hadn't dissapear and became more concentrated, neat, massive, industrial and experimental.
The ethno part can be re-evaluate in different ways, but as i can see, it turns out to be appropriate and suitable to kind of occult ritualistic tracks of this project.Electronody can play rough and harsh, gracefully and diverse, so music fans and lovers will appreciate such a modern creation. Day or night, on Halloween and everytime.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на сингл группы N&B "Обрывы сна"

30-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Неоромантика от просто романтики отличается примерно так же, как новый двухтрековый сингл пермских неоромантиков из N&B от их недавнего альбома: всё, вроде, то же самое и всё на своих местах, но уже как будто иначе и под другим соусом. Да и не то совсем, если присмотреться чуть внимательнее. Электроника ныне безраздельно властвует и царствует в музыкальной палитре дуэта, её не просто много, она всеохватна, полновесна и повсеместна как космос, а аранжировки у ребят ещё ближе к классике и неоклассике, в то время как единственное, что осталось прежним и неизменным – это специфический призрачный вокал Сергея Бондаренко.

Я никогда не задумывался о том, что выйдет, если скрестить раннюю декаденствующую Агату Кристи и тёмный электронный авангард Deine Lakaien, но ответ на этот глубокомысленный вопрос сейчас сам нашёлся, и ответ этот – “Обрывы сна”. Музыкальные идеи и находки N&B и раньше были достаточно интересны и оригинальны, однако сейчас коллектив вышел на совершенно иной уровень, и, кажется, совсем не считает нужным как-то сдерживать и ограничивать полёт своей фантазии, устремляясь к причудливым гротескным берегам ментальных патологий, вызванных одиночеством, мечтами и изнуряющими ночными самокопаниями.

И звучит это в исполнении N&B пронзительно и глубоководно, сновидчески и визионерски. Ощущение, что стоит протянуть руку и коснёшься разбитой палубы затонувшего корабля, над головой километровые толщи водных масс, а движения твои медлительны и вялы, как это бывает в больных бредовых сновидениях, не покидает ни на секунду по мере прослушивания новейшего творения пермских экспериментаторов, а голос знай себе стенает, зовёт, плачет и томится невысказанностью вековечных страданий, будто бы силясь произнести одно заветное: в моей смерти прошу винить немецкого писателя Гёте, придумавшего зубную боль в сердце.

Пытаться описать новую композицию коллектива и дополняющую её переработанную версию старого хита “Не Звёзды” с помощью слов, жанровых тэгов и журналистских штучек – пустое дело: здесь всё – эмоция, настроение, душа, а слова лишь бессильно рассыпаются перед этими призрачными бастионами, не в силах ни нащупать их, ни измерить. Да и можно ли взвесить, измерить и хоть как-то достоверно и объективно зафиксировать сны и уж тем более их обрывы? Фикцию, пустое множество, дырку от бублика – вот, что можно получить в ходе такого научного исследования, и это в самом лучшем случае.

Ну а если с чем-то сравнивать “Обрывы Сна”, то с неожиданно расшифрованным какой-то новейшей хитроумной научной машиной белым шумом, сквозь потрескивания и шорохи которого вдруг проступили потусторонние музыкальные вибрации и изломанный искажённый голос души, лишённой телесной оболочки, которая силится докричаться и достучаться до нас через толщу космической пустоты. По крайней мере, ощущения от новейших треков коллектива у меня остались именно такие: мистические, противоречивые, но неизменно вызывающие мурашки и озноб прикосновения к чему-то запредельному и невыразимому.

Если проводить параллели между новейшим творчеством дуэта и тем, что музыканты представили весной на своём дебютном лонгплее, то это явный и очевидный прогресс при очень бережном и внимательном отношении к своим достижениям и тем саунд-красивостям, которые авторы нарулили на полноформатнике, только сейчас они стали выражать свои идеи и смыслы мягче, разнообразнее и изящнее. Стал разнообразнее и вокал Сергея, и это однозначно плюс, но, увы, правы те авторы, которые жалуются на неразборчивость дикции вокалиста – действительно воспринимать на слух тексты теперь стало сложнее, что явно демонстрируют “Не Звёзды”.

Я бы не стал однозначно воспринимать этот факт как недостаток (в конце концов, при такой-то полифоничной и атмосферной музыке вполне возможно воспринимать вокал как ещё один инструмент и сильно не заморачиваться разборчивостью лирики, обращаясь к суфлёрским подсказкам-принтам с буковками-текстами, заботливо вывешенным музыкантами у себя на странице), но если вы хотите непременно воспринимать творчество N & B как песенное, то это, наверное, способно стать проблемой и препятствием на пути к адекватному восприятию контента, однако я вновь подчеркну: творчество этой команды целостно и вся соль здесь в атмосфере.

Обычно я со скепсисом отношусь к идее дополнять синглы инструментальными версиями вошедших на него композиций, но в случае с “Обрывами Сна” это, пожалуй, было бы нелишне, поскольку музыка в данном случае на самом деле очень даже неплоха и даже без вокала звучала бы очень полифонично, насыщенно и самостоятельно. Я бы сказал, что вместе с вокалом теперь полифонии даже слишком много, и в этих сонных глубоководных водоворотах слишком легко потеряться, утонуть, заблудиться, поддавшись эмоционально-экстатической экспрессии вокалиста и уйдя вслед за его голосом как за ночным светлячком, ведущим в бездну.

Рецензия на альбом проекта Artifate "I Am Alive"

23-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот кибер-метал-дуэт из Иваново до 2017 года назывался Pandemy, однако затем музыканты пересмотрели свои концептуальные ориентиры и для большей аутентичности-оригинальности сменили название. Несмотря на такое до боли знакомое и до поросячьего визга приятное уху каждого любителя пауэр-метал название их пластинки, на своём дебютном полноформатнике авторы исполняют самый настоящий и совершенно ничего не имеющий общего с пауэром модерновый кибер-мдм. Или лучше так: кибернетический модерн-метал, приправленный фишками из арсенала мелодик-дэт-металлистов.

У сегодняшних Artifate настолько прозрачный и кристально-чистый звук, что всматриваясь в него, можно увидеть не только дно морское и преспокойненько обретающуюся там Атлантиду, но и расслышать, какой звук издают при соприкосновении с гитарными струнами пальцы гитариста Artifate Макса Мощева и как набирает воздух в лёгкие вокалист Кирилл Шершнёв, что, как ни странно, добавляет общей картине ещё больше специфической технологичности и кибернетичности. Материал “I Am Alive” как будто состоит из крошечных кусочков-паззлов, а в совокупности смотрится как причудливая музыкальная мозаика, что особенно очевидно, например, в таких треках как “Neoncity”.

Масса электронных эффектов и перманентная синтетическая подкладка делают звучание команды очень объёмным и полифоничным, чему способствует также присутствие в звуковой палитре состава эпизодически используемых чистоголосых вокальных упражнений, мелодичных гитарных соло и чуть ли не поп-мелодий, однако про драйв и кач авторы тоже не забывают, то и дело возвращая в свою звуковую Вселенную ещё вполне себе агрессивные и напористые гитары и словно просверливающие сознание синтезаторно-гитарные соло, а иногда в ход идёт даже почти злой и зверский вокал, как это происходит в “Chaos”.

Сами авторы категорически не согласны с тем, что прогресс приводит и в принципе способен привести к чему-то хорошему, а в текстах альбома царит повсеместная антиутопия, однако чисто аудиально (на слух) их релиз воспринимается так комфортно и жизнеутверждающе, что на ум сами собой просятся грёзы о светлом и идеальном будущем, настолько слаженно, точно и аккуратно всё звучит у Artifate на их альбоме и настолько метко и своевременно они пользуются своими композиторскими навыками. Минимум шероховатостей и нестыковок, минимум андеграунда, максимум рациональности,взвешенности и здоровой прагматичности – именно таким я слышу “I Am Alive” и ничего не могу с этим поделать.

Никаких мучительных парадоксов, войны за выживание или некачественных дешёвых бритвенных станков – в том мире, который предстаёт перед нашим мысленным взором благодаря девяти трекам с альбома “I Am Alive”, нет места ничему несовершенному, дефектному или слишком человеческому. Здесь давным-давно победили киборги, и даже печаль и тоска о несбывшемся, как и горечь последнего расставания теперь имеют чётко выраженный привкус идеального продукта, в чём вас блестяще убедит завершающая пластинку превосходная баллада “The End”. Собственно, именно она и заставила меня поставить альбому высший балл.

Если основную часть диска вполне можно расценивать как чуть утяжелённый кибер-поп-метал с эпизодическими намёками на мдм и модерн-метал, то эта финальная вещица обладает намного более впечатляющим эмоциональным спектром, простираясь в сторону таких серьёзных и заслуженных коллективов как The Kovenant, Hollenthon и Gardenian. И нет, релиз совсем неплох, и даже помимо этой подводящей черту под всем вышесказанным меланхоличной пьесы на альбоме достаточно отличных треков, которые способны неслабо воспламенять атмосферу и заставлять ноги пускаться в пляс, а разум судорожно фосфорецировать от восторга.

Нельзя не отметить одну из самых агрессивных и разнообразных на диске “Inquisitor”, пробирающую до костей своими контрастно противолежащими припевами-запевами и гитарами-синтезаторами, и удостоившуюся получить полноценный клиповый видеоряд “The Game”, шикарную, отвязно пульсирующую дискотечными софитами “The Way Into Space Abyss” и уже упоминавшуюся выше и удостоившуюся стать последним сингловым напоминанием перед выходом альбома “Neoncity”. И остальные вещи ничуть не хуже, но если продолжать перечислять, нужно будет упомянуть их все, поскольку в каждой есть пара-тройка крутых находок и свой изюм.

У музыкантов Artifate очень интересный подход к своему делу, и они на самом деле достаточно интенсивно расширяют рамки танцевально-гитарного кибер-металла за счёт не слишком разнообразных или сложных по факту, но на деле действительно очень качёвых и прицельных фишек, которые действуют в их умелых руках почти как маятник психотерапевта. Вам давно хотелось чего-нибудь эдакого с привкусом Illidiance, Amaranthe, The Kovenant и Hollenthon? Тогда стоит прямо сейчас послушать “I Am Alive”! Очень неглупая и не без фантазии созданная штука, где метал и электроника понимают друг друга не то что с полуслова, а вообще без слов.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на альбом группы Время Сов "Время Сов"

23-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В наше время, когда мода на сов и всяческую совиную тематику вовсю захлестнула планету, и даже Яндекс-почта стала использовать пернатых ночных странников для оформления своего сервиса, как нельзя более уместным выглядит появление группы, которая в своём творчестве апеллирует к этим птицам, а попутно всячески воспевает ночное время суток, когда совы так уютно и привольно себя чувствуют. И в самом деле: когда масштабы народного почитания кошек напоминают своим размахом древний Египет и хочется чего-то свежего и новенького, совы подойдут как нельзя лучше, а их умильно-выразительные клювы и глаза, и непременная таинственность сделают путешествие в мир фантазий и грёз ещё более захватывающим и аутентичным.

Лично у меня музыкальные совы прочно ассоциируются с фолк-роком, в чём наверняка во многом повинны Ignes Fatui (ныне Блуждающие Огни) и их мини-альбом “Сказки городской совы”, поэтому, когда я впервые увидел дебютный лонгплей молодой иркутской команды Время Сов, то сразу же подумал о том, что данный коллектив, вероятно, играет нечто в подобном духе. И почти не ошибся. Участники группы позиционируют свою музыку просто как рок, но на самом деле звучат очень даже драйвово, жёстко и почти металлически, смешивая характерные фишки из арсенала Мельницы, Марко Поло, Felidae и ранней Багиры с арт-роком 70-х и 80-х и мечтательным, густо инспированным волшебством хардом наподобие Ланы Лейн.

В итоге основательность ностальгического хард-рока, напор и драйв гитарного хэви-металла, прозрачные арт-намёки и изящные гитарные виньетки, альтернативная непосредственность и сильный голос вокалистки в совокупности оставляют довольно приятное впечатление, а временами в музыке и вокальных мелодиях Времени Сов проступают лёгкие эфирные намёки на классику Shocking Blue (что-то отдалённо напоминающее легендарную “шизгару” послышалось мне например в треке “Зима”) и Golden Earing, и всё это с прогрессивной основательностью, с эпизодическими аллюзиями в сторону серьёзных джаз и блюз-направлений (“Ночь”) и с обязательной околомистической и на самом деле очень ночной отстранённостью, которая сообщает пластинке специфическое лунное очарование.

На данный момент у команды ещё не всегда хватает навыков и умений, чтобы адекватно воплощать свои достаточно сложные музыкальные идеи, в связи с чем альбом то и дело звучит почти авангардно (“Ночь”), гитарам не всегда достаёт убедительности в тяжёлых риффовых фрагментах, что особенно заметно в композиции “След Корабля”, а структура треков и вокальные мелодии иной раз кажутся слишком прямолинейными, но в данном случае всё это нюансы, которые не портят общее впечатление от такого вокально-музыкального настоя, а мне по мере прослушивания актуального компакта то и дело даже вспоминалось раннее творчество замечательных брянских рокеров из Dust Trail. Поэтичные образы, лёгкая печаль, перманентная театральность – всё это очень идёт команде и делает альбом интереснее и самобытнее.

И кстати, в чём нельзя упрекнуть музыкантов капеллы, так это в отсутствии разнообразия: на альбоме нашлось место и для напористых металлических боевиков (“След Корабля”, “Зима”), и для проникновенных баллад (“Ночь”, “На Чёрных Крыльях”), и для глубокомысленных инструментальных зарисовок (“На Закате Дня”, “Бессоница”), и даже для ритуальных камланий (“Эхо погасшей звезды”). Подобно классикам-рокерам из группы Iron Butterfly, Время Сов сейчас объединяют в своём творчестве тяжесть и неповоротливую основательность шершавого дисторшнового хард-рока с полётной мечтательной лёгкостью ничем не стеснённого и не ограниченного арт-инди-рока, и получается это у них естественно и аутентично.

Не обошлось и без параллелей к упомянутым мною в начале этой рецензии Ignes Fatui – такие вещи с рецензируемого релиза, как “Накануне дня всех святых” звучат очень в духе Блуждающих Огней, а волшебно-романтическая одухотворённость песен Времени Сов настойчиво зовёт за собой в мир сказок, приключений и таинственных миражей, где невозможное возможно, в соседнем доме живёт волшебник, за холмами безобразничают тролли, а письма доставляют исключительно совы. Если пилигримы-сказочники из Марко Поло акцентируют внимание своих слушателей на путешествиях как таковых, призывая посетить как можно больше необычных и диковинных мест, то Время Сов, кажется, готовы созерцать лунные блики, попивая глинтвейн ночи напролёт, и в такой спокойной, отвлечённой созерцательности интровертов не меньше радости и восторга.

Авторам определённо стоит ещё попрактиковаться в создании по-настоящему целостных, мощных и впечатляющих композиций, поработать над тем, чтобы попадать исключительно в цель и делать это быстро, чётко, изящно и без лишних движений (как ни крути, проба пера есть проба пера и без каких-то опрометчивых решений здесь просто не могло обойтись), ну а пока перед нами очень интересный, оригинальный, хотя и далеко не идеальный русскоязычный прог-арт-хард-рок-иманджинариум на фэнтези-тематику, где в изобилии присутствуют все самые сильные стороны классических работ Ланы Лейн, и в таком же количестве обретаются и её недостатки (отсутствие однозначной хитовости, стремление растекаться мыслью по древу и слишком упирать на арт-туман и т.д.).

Впрочем, на все эти нюансы очень легко не обращать внимания, ведь в центре и во главе угла в данном случае всё-таки музыка и на самом деле достаточно яркие идеи музыкантов. Уже сейчас такие вещи как “Зима”, “Представление”, “Танец звёзд” и “Пленник” очень выгодно представляют театральный арт-н-хард коллектива и метят не в бровь, а в глаз своими бодрыми риффами, меланхоличными мелодиями, порой напоминающими даже Pink Floyd (“Пересечь черту”), и туманной ночной свежестью. “Наступает ночь, зовёт и манит, чувства новые тая, только лишь поверь, что ночь сильнее дня” – пели в своё время одни очень известные романтики тёмного времени суток, и Время Сов обосновались в точности в той же самой тематической нише, обращаясь к мечтателям и искателям, уставшим от дневной очевидности. Ну а что, по-своему очень даже беспроигрышный ход.

Рецензия на компиляцию Volga Metal Compilation "Vol.2"

18-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Лет двадцать-тридцать назад металлические сборники были очень даже в ходу, и многие узнавали о новых интересных группах именно с таких сборников-компиляций, сегодня ситуация немного изменилась, но коллекционеры да и просто истовые ценители тяжёлых жанров по-прежнему котируют музыкальные солянки на CD, регулярно приобретая их для своих домашних фонотек. Если в 90-х пальму первенства по популярности, слушательскому интересу и качеству удерживали Трэш Твою Мать и КТР-овский сборник Железный Марш, то сейчас в топе “зрительских симпатий” на их месте вероятно находятся (или могли бы находиться) Russian Death Metal и Volga Metal Compilation, а причины тому вполне понятны и объяснимы: первый из упомянутых сборников базируется на деятельности достаточно уважаемого и стабильно функционирующего сообщества, а второй объединяет команды по регионально-географическому признаку, что тоже весьма интересно и по-своему привлекательно.

Мне никогда не нравились рецензии и вообще контент, который публикуется в паблике, курирующем Volga Metal Compilation (минимум смысла и анатилики, максимум мата и фишек a la Coyote Record, к тому же ребята за столько лет так и не научились различать дефис и тире. что прискорбно), но собственно сборники выходят в данной серии намного лучше и качественнее (иначе такой уважаемый и знаковый лейбл как More Hate Productions просто не стал бы их выпускать), вот и сейчас мы имеем под завязку забитый отличным качёвым материалом (а это как и в прошлый раз ровно двадцать треков с очень увесистым суммарным хронометражем) серебристый CD-кругляш с удобным буклетом-навигатором, где размещаются фото всех групп, попавших на сборник и информация по каждой из них. Можно посетовать, что эмблематическая обложка прошлого релиза была интереснее и привлекательнее, но авторы стараются держать марку и издавать свою продукцию в едином стильном ключе, что уже есть хорошо.

Стилистические векторы времён первого выпуска Volga Metal Compilation никуда не делись, и перед нами вновь музыка преимущественно в жанрах core, modern и groove (никакого олдскула, брутальщины, дума, мановарщины и тд), что собственно не так уж и плохо, поскольку сразу же даёт понять, поклонникам какой музыки адресован сборник, однако даже если вы не большой любитель современных металлических жанров и тяготеете к чему-то более традиционному, вам тоже найдётся чем поживиться на рецензируемом релизе, где помимо всех иных и прочих модерн-коллективов обретаются также вполне себе канонично звучащие саратовские female-fronted-трэшеры Furycracy, серьёзные самарские трэш-груверы Проект Хаос и замечательные саратовские экспериментаторы из DRUKNROLL, которым я не раз уже пел дифирамбы в своих рецензиях.

К слову сказать, набор групп на данной части компиляции практически не повторяет набор артистов с части первой, а совпадений всего 3 из 20 (а именно ERYX, Чё-Либо и Broken Chain), что очень выгодно характеризует сборник, поскольку он действительно немало расширяет музыкальный кругозор и способен открывать новые имена. Кстати говоря, я, помимо упомянутых выше Furycracy, открыл для себя на данном CD замечательных индустриальщиков Chemical Paradise и симфонических дэткорщиков Ocean Of Misery, а также в очередной раз вспомнил и убедился, как неплохо нарезают свой индустриальный дэт-метал астраханцы из Hellish Oblivion и как основательны и концептуальны Проект Хаос, которых я открыл для себя в 2016 году и до сих пор очень люблю. Уровень исполнения, записи, реализации и тд у всех групп очень достойный, материал разнообразен, а эксклюзивов записанных исключительного для данной сборки в этот раз набралось в общей сложности аж одиннадцать штук (больше половины), что по сравнению девятью отмеченными звёздочками треками прошлой части сборника явный и очевидный прогресс.

Конечно, если сравнивать Volga Metal Compilation со сборниками 90-х, то параллели проводить стоит не к Железному Маршу и не к Трэш Твою Мать, а скорее к Панк-революциям или к Учитесь плавать, но и это тоже совсем не плохо. Не смотря на то, что я никогда не являлся поклонником core-жанров и сопутствующих им стилистических ответвлений, мне было очень приятно и интересно послушать Volga Metal Compilation Vol-2, а немалое количество совершенно эксклюзивных треков записанных специально для данной компиляции добавляет релизу исторической и культурной ценности. Общий вердикт по компиляции таков: приобрести, изучить, поставить рядом с первой частью и с подборкой сборников Russian Death Metal, а когда накатит желание послэмить в шортах и бейсболке, ощутив себя продвинутым хардкорщиком, загружать в проигрыватель и радоваться разнообразию отечественных коллективов, выбравших для себя вариации данного жанра. А для всех причастных и core-симпатизирующих – 100% must have.

Показать ещё