ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Лаймрок "Limerock"

04-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Хорошее и звучное определение жанра или сочное название для группы – это уже, как правило, половина дела, если ты хочешь достучаться до целевой аудитории и убедить потенциальных слушателей послушать свой материал. Посудите сами: стиль - лайм-рок, на обложке сочный лайм, сама группа называется Лаймрок. Даже ослику ясно, что здесь явно не обошлось без цитрусовой свежести и манящей пати-прохлады, и послушать хотя бы пару песен с такого релиза стоит хотя бы ради проформы и для того чтобы поставить галочку в сознании и со спокойной совестью забыть. Ну или чтобы не пропустить хорошую вещь, в случае если эта вещь действительно хороша. Всё в точности так, словно по писанному и случилось со мной неделю назад: открыл новостную ленту, наткнулся на “Limerock”, послушал, заинтересовался и – вуаля: вот я уже сижу и пишу эту рецензию, потому что… А вот про “потому что” уже чуть ниже.

Лимонный стафф в исполнении этого молодого столичного коллектива, ведущего свою историю с 2016 года, а уже в 2017 году засветившегося на Emergenza, звучит очень расслабленно, кайфово и винтажно, а порой даже откровенно ностальгически, что, впрочем, совсем не означает, что Лаймрок архаичны или несовременны. В данном случае дело в том, что ребята просто очень любят инди-рок, джаз, блюз, фанк, спейс-рок и глубокомысленные инструментальные проигрыши. Их музыкальный коктейль не столько тонизирует, сколько освежает и расслабляет, а драйву и напору музыканты явно предпочитают неторопливый взрослый релакс, который так бывает уместен после суматошного рабочего дня в виде бокала Hennesy где-нибудь в тёмном уголке тихого придорожного кафе. (А как вы, наверняка, знаете, нет ничего более коварного и бодрящего, чем бокал Hennesy в тихом придорожном кафе, так что тут тоже своя диалектика!)

Всё начинается с самой ритмичной, игривой и самой джазовой на альбоме вещи, которая называется “Супер диско” и на самом деле звучит очень коктейльно. Массированное наступление мечтательно-романтических, хоть и всё ещё довольно бодрых настроений в “Джазе” сменяется пространной, лаунж-медитацией в треке “Девушка одна”, а затем авторы мощно вдаряют по газам, вспоминая Dire Straits и ZZ Top в рамках тяжёлого, ритмичного и дисторшново-отвязного стадионного эпика “Навсегда”. Авторы явно разделяют мнение А.П.Чехова о том, что в человеке должно быть прекрасно всё: и душа, и тело, и разум, а потому на своей пластинке чередуют разные настроения, разные исполнительские приёмы, разные ритмы и разные жанры с тем, чтобы дать возможность своим слушателям и поразмышлять, и помечтать, и немного потанцевать, и просто отдохнуть душой и телом, проведя их по разным регистрам эмоционального спектра.

Расслабленные акустические зарисовки “Планеты” напоминают одновременно новых романтиков, атмосферных рокеров и меланхоличных ска-панкеров (во второй половине этой вещи на авансцену на самом деле неожиданно выходят духовые), в “ЕКБ” рефлексирующей рок-атмосферы становится ещё больше, а “Выше чем небо” окончательно узаконит флегматичные вокально-инструментальные размышления в качестве самостоятельной жанровой находки современных Лаймрок. То, за что вы когда-то полюбили бритпоп и творчество братьев Галлахеров, на “второй стороне” рецензируемого компакта зацветёт пышным цветом, а в “Песне” вас ждут чуть больше драйва, энергетики, а также красивых околоджазовых проигрышей, в то время как финальная “Дожди снега” замыкает круг и качает почти в духе открывавшей диск “Супер диско”, лишь немного смещая акценты и по-другому представляя всё те же самые фишки.

Верность классическим песенным традициям и умение генерировать цепляющие и надолго застревающие в памяти комбинации нот помогают участникам коллектива выглядеть стильно, привлекательно и импозантно, а их материал наверняка порадует тех, кто знает и ценит классику U2, Rem и Radiohead. Конечно же, небесный тихоход Лаймрока это сооружение явно из классической рок-эпохи, из тех самых лет, когда такие титаны как Blood Sweat And Tears, Budgie и Blue Oyster Cult только-только выкристаллизовывали и осваивали свои неповторимые рок-конструкции, а потому рекомендовать их стоит в первую очередь тем, кто уже знаком со всеми перечисленными выше музыкальными именами, и, тем не менее, их музыка вполне способна говорить и сама за себя, имея шансы впечатлить и влюбить в себя даже тех, кто совершенно не интересуется музыкальными трендами и жанровыми тенденциями прошлого века.

Исторически так сложилось, что подобную музыку больше любят и котируют на Западе, где Брайн Адамс, Стинг, Джо Коккер, Род Стюарт и иже с ними всегда пользовались огромной популярностью, приближаясь к статусу национальных героев, но Лаймрок не растерялись и добавили к апробированным этими западными гуру жанра рок-повествованиям чисто отечественные фишки из арсенала Смысловых Галлюцинаций и Танцев Минус. Получилось довольно неоднородно и пока ещё не слишком сбалансированно, зато разнообразно и не скучно, а любители лайм-содержащих коктейлей и осмысленных, качественных и не напрягающих аранжировок скорее всего не останутся в претензии. Что сказать, если жизнь приносит вам лайм за лаймом, и вы уже устали от этих кислых фруктов, самое время сделать из них лимонад, ну а если всё сложилось так, что перед вами сейчас альбом “Limerock”, можно просто выделить час в своём плотном графике и как следует расслабиться, отправившись в путешествие по волнам своей памяти!

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год

Рецензия на мини-альбом группы Sodom "Partisan"

03-10-2019 Дмитрий Фомин

Казалось бы, ничто уже не может внести изменений во внутренний механизм такой отлаженной и неудержимой боевой машины как Sodom, как вдруг… Одним прекрасным днем ее основатель и бессменный лидер Том "Angelripper" Зух решил прекратить многолетнее сотрудничество с гитаристом Бернеманном и ударником Маккой. Но почти также быстро, как появились новости об увольнении этих музыкантов, стало известно о тех, кто придет им на замену. И здесь уже попахивает настоящей сенсацией!

Мало того, что отныне Sodom выступает в формате квартета (!), о чем никто и помыслить не смел, да к тому же в его ряды вернулся гитарист Фрэнк ''Blackfire'' Годжик, с которым были записаны классические ''Persecution Mania" и "Agent Orange", о значении которых говорить и вовсе излишне. Также в гитарный дуэт вошел Йорк Зегац (Beyondition), а тыл всем им теперь прикрывает мастер своего дела, драммер Стефан ''Husky" Хюскенс, отметившийся в составах Asphyx и Desaster. Ну а во главе этой дивизии как всегда дядюшка Том со своим знаменитым прищуром, верным басом в одной руке и бутылкой пива в другой.

Теперь "содомская" броня обновлена и надежно защищает ее участников со всех четырех сторон. Но каковы же в деле эти ветераны тевтонского трэша сейчас и чего от них ждать в обозримом будущем? Ответ на этот вопрос призван дать трехпесенный (две новые оригинальные темы и один лайв-трек) миньон ''Partisan'', о котором и пойдет речь.

Монохромная обложка EP, напоминающая об андерграундных кроссовер-релизах 80-х и поблекших винилах, и которая, кстати, чертовски подходит милитаристкой тематике группы (такую нашивочку да на спину), дает небольшую подсказку о том, что ждет нас внутри. Музыканты как всегда не стали размениваться на сантименты и выдали то, в чем им, кажись, равных нет.

Без каких-либо церемоний титульная композиция наносит внезапный хук в виде сурового, но чертовски забористого трэшака с узнаваемым хрипловатым скримом Энджелриппера, рельефным канатом гудящей и ухающей бас-гитары, цепкими риффами и нещадно вколачиваемыми ударными. "Содомцы" филигранно и последовательно, что свойственно лишь настоящим мастерам, чередуют простецкие припевы, интенсивную железную нарезку и вкуснейшие качевые эпизоды, попутно добавив зловещих мизантропичных красок, после чего все успешно возвращается на круги своя.

Последующий забойный боевик ''Conflagration'' выстроен по схожей схеме, но получился даже более экстремальным и диким - к жесткой трэш-основе добавилась доля разухабистого трехаккордного панка, что в совокупности своей в какой-то момент свелось к бескомпромиссной блэк-метал резне с неистовым бластингом. А финальный протяжный ор Тома можно назвать достойным воплей его тезки из Slayer. Техничность и драйв неразрывно идут бок о бок, что придает эффектности новому материалу. Чего только стоят виртуозные соло-запилы Блэкфайра, который словно соскучился по этому делу и спешит наверстать упущенное.

Холодная ярость, прямолинейный натиск и железная сырость саунда наводят на мысли о том, что эти песни вполне могли бы появиться еще в начале 80-х, когда начинающие Sodom, находясь под стойким влиянием Motorhead, Tank, Raven и Venom, причисляли себя к только-только зарождающему блэк-метал течению и старались куда-либо пристроить свои незрелые и неотесанные творения. То, что мы слышим на ''Partisan'', пропитано тем самым духом первых грубых подвальных демо-лент, где первобытная агрессия являлась доминирующим элементом, в то время как технический профессионализм музыкантов и композиционная зрелость напоминают о том, что мы имеем дело с самым настоящим культом жанра.

Что же касается трека под номером три, знаменитого ''Tired & Red'', зафиксированного во время выступления группы на германском Rock Hard Festival 2018, то здесь мы можем отчасти понять, насколько могуче и слаженно зазвучал обновленный и усиленный Sodom. По-прежнему ему ничего не стоит завести толпу с пол-оборота, бросив ее в настоящую железную мясорубку, и довести до полного исступления.

Похоже, Энджелриппер действительно нашел тех самых голодных и преданных своему делу музыкантов, которые должны были помочь ему выбраться из "трясины, в которой невозможно полноценно творить". Подкупая своим олдскульным нутром, ''Partisan'', несмотря на крайне малый хронометраж, представляет собой сильный и свежий релиз, присутствие которого в коллекции любого уважающего творчество этих немцев металхеда будет делом чести. Отличная разминка перед грядущим полноформатом, выход коего, по заверениям все того же дядюшки Тома, уже не за горами.

Рецензия на сингл группы DarkSense "Fearless"

02-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Кого можно назвать бесстрашным?.. Того, кто постоянно занимает деньги у индуистского бога Ганеши и никогда не отдаёт? Того, кто смешивает симфонический метал и модерн-метал? Того кто полагается на волю судьбы и случая в ходе работы над новыми песнями, не выверяя “от и до” всю концепцию и не прорабатывая заранее линейкой и транспортиром генеральную линию во всех деталях? Нет, нет и ещё раз нет! И хотя второй и третий пункты из этого списка вполне подходят к деятельности столичных модерн-симфо-металлистов из DarkSense и в частности к их новому синглу, речь в их новейшем треке пойдёт совсем не об этом.

Лично мне примитивный и наивный атеизм всегда казался не просто категорически редкой штукой (“настоящих” атеистов на свете на самом деле крайне и крайне мало: человек может не верить в Христа или в догмат о божественном триединстве, но в то же самое время он будет с поистине религиозной убеждённостью доказывать правдивость гороскопов, примет про чёрную кошку, ратовать в пользу непогрешимости научных аксиом и т.д. и т.п.), но и вещью сильно пресной и скучной, а к тому же вредной, вот и DarkSense, судя по всему, считают так же, ведь иначе как объяснить тот факт, что “Fearless” посвящён посмертным путешествиям.

Для того, чтобы адекватно донести до всех интересующихся свою мысль и избежать кривотолков и неверных толкований, музыканты даже перевели англоязычный текст на наш с вами родной язык и написали пояснительный пост, где рассказали о своих религиозно-философских взглядах, которые оказались интересной комбинацией индуистско-буддистского учения о реинкарнации и христианского утверждения приоритетности и самоценности человеческой личности как таковой и всего того накопленного багажа знаний, симпатий и воспоминаний, которыми она обладает, что в итоге в интерпретации DarkSense оказалось густо замешано на индийском этно-колорите.

Я так и не понял, при чём тут вроде как вполне себе эпикурейский и гедонистичный Ганеша, который в индуизме считается богом мудрости и благополучия, но на деле чаще всего ведает финансово-меркантильными делами, однако мрачно-художественный арт обложки выглядит стильно и впечатляюще, да и вообще с многоруким слоном астральные путешествия кажутся как-то интереснее и свежее (особенно если вспомнить, что иногда Ганешу воспринимают как слона, исполняющего желания), а потому – Ганеше определённо быть! Есть что-то очень мечтательное и звёздно-воодушевляющее в атмосфере трека, чему не вредит даже довольно-таки свирепый рык вокалиста, и образ персонажа с обложки как нельзя лучше сочетается с такой звёздной мистикой.

В целом новая композиция являет нам узнаваемый модерново-симфоничный стиль команды, но звучит более эпично, вкрадчиво и масштабно, а балладно-камерный фрагмент с женским вокалом в первой части трека напоминает классические медляки таких же классических симфо-метал-команд (вплоть до найтвишевского “Sleeping Sun”), однако подаётся совершенно иначе, а, перевалив за середину композиции, обрастает обильными этно-фишками в духе Betray My Secrets и Shiva In Exile. Размах и атмосферность трека впечатляют, и я совсем не удивляюсь тому, что сами DarkSense очень гордятся своей современной работой, и ничуть не удивлюсь, если в обозримом будущем они захотят продолжить данную индийско-религиозную тематику и записать что-то вроде полноценной симфо-метал-оперы обо всей этой метафизике.

За звук в данном случае отвечают Tiny Sound Productions при участии Фёдора Боровского (Second To Sun, The Lust, Tame The Lightning), известного по своей работе со Slaughtered Studio, а потому по поводу качества звука можно совершенно не волноваться (когда за дело берётся профессионал такого уровня, всё просто не может случиться как-то иначе, нежели отлично); сами же DarkSense не стали изменять себе и помимо оригинальной версии “Fearless” дополнили релиз инструментальной и оркестровой версиями, чтобы утолить информационно-эстетический голод всех перфекционистов и дать им возможность оценить свою актуальную работу со всех возможных ракурсов.

Кто не мечтал о том, чтобы после смерти всё было как в легендарном романе Михаила Булгакова про Мастера и Маргариту, чтобы не было ни рая, ни ада, а только неисчерпаемая, бесконечная Вечность и возможность снова и снова тонуть в глазах того, кого любишь больше жизни, вновь и вновь радовать друг друга и наслаждаться миллионом новых нереализованных возможностей и всё новыми, не похожими на предыдущие днями и ночами. Именно об этом “Fearless”, и да, если кто-то (пусть даже и многорукий индийский слон) готов дать гарантию, что всё будет именно так, почему бы, собственно, и не стать бесстрашным, да и кого уже боятся при таком раскладе?

Неврологи и психиатры вполне могли бы использовать “Fearless” в своих медицинско-клинических целях и помогать людям с паническими атаками и навязчивым страхом смерти избавляться от фобий и обсессий под аккомпанемент рецензируемого трека. Музыканты DarkSense так естественно, легко и ненавязчиво вывели рецепт преодоления боязни неизвестности, ожидающей нас за порогом физического умирания, что поневоле диву даёшься: оказалось, всего-то нужно “со слонёнком подружиться и поймать перо Жар-Птицы”, а при обострении симптомов снова слушать и переслушивать актуальный трек коллектива, и все фобии вкупе с религиозно-философскими недоумениями уйдут без следа. Что ж, можно попробовать.

Рецензия на альбом группы Hateful Six "Делай грязь"

01-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как интересно и неоднозначно называется дебютный альбом этой столичной альтернативной команды, но нет, авторы не играют какой-нибудь дремучий хтонический гранж, не репетируют в олдовых саморазрушающихся гаражах и не котируют только винтажное крошево олдскула, а напротив современны, амбициозны и настроены на качество, чарты и малиновые всполохи славы, и грязь в данном случае имеется ввиду совершенно другая. Как говорится, танки грязи не боятся – они сами делают грязь. И даже название у капеллы соответствующее: Шестеро, обуреваемых ненавистью.

Я мало что знаю о ранних годах существования команды и о тех делах, которые предшествовали выходу попавшего к нам сейчас на рецензию альбома, но знаю, что авторы корпели над своим актуальным лонгплеем долго и усердно, выпускали синглы, выступали, а в записи и сочинении электронной составляющей альбома им помог клавишник весьма котируемой мной группы LKVR, на трек которых Hateful Six некоторое время назад даже сделали кавер, а первоначально состав назывался Rajah и был широко известен в узких кругах любителей электронной, но качёвой альтернативщины.

И экспериментальной. В первые минуты знакомства с диском у меня было ощущение, что авторы решили напихать в него всё, что им нравится в других группах: немного металкора, немного постхардкора, немного маткора, много альтернативы, речитатив, мелодичные чистоголосые распевки и эксперименты, эксперименты и ещё раз эксперименты. И много мата. В итоге вышло энергично и эмоционально, и такую emo-непосредственность вкупе с брызжущими через край противоречивыми эмоциями и массой переходов как раз и стоит считать главной находкой HS.

Плотные, уверенно пилотируемые по всей длине и ширине представленных на пластинке композиций синтезаторы очень комфортно чувствуют себя у Hateful Six рядом с достаточно жёсткими гитарами, а разнообразные вокальные линии не только эмоциональны и импульсивны, но и изобретательны. За три года работы над диском авторы явно успели продумать и отшлифовать каждую сбивку и каждый переход, а потому звучит их материал вполне себе претенциозно и адекватно, удачно совмещая Motionless In White и Scartown.

Можно критиковать “Делай грязь” за импульсивность, алогичность и непричёсанность, но именно в этом в данном случае весь кайф и вся суть данного релиза. Такая молодёжная, тусовочная и жизненная музыка наверняка понравится тем, кто любит много общаться, весело и активно проводить время и в человеке прежде всего ценит его эмоциональность, взрывной темперамент и чувство юмора. Здесь нет какой-то особой глубины и уж тем более профессионализма или серьёзности, но есть разнообразие, непосредственность и энергия – в общем, всё как и всегда у молодых и злых.

Можно пытаться сравнивать Hateful Six с разными группами, находить и вскрывать параллели и общие места, но смысла в этом особого нет: такую музыку нужно не анализировать и препарировать категориями и дефинициями, а слушать, впитывать, чувствовать и, в общем говоря, жить этой музыкой, жить отрывом, экстримом и всё сносящим своим шквальным напором урагана неконтролируемых чувств и впечатлений. Если хотя бы на секунду остановиться и попытаться всё это дело осмыслить, всё будет потеряно – магия уйдёт и больше не вернётся.

Когда я увидел в сети свидетельство (вполне вероятно, ложное или шутливое) о том, что репетиции Hateful Six проходят в атмосфере перманентного угара, пивораспития и кальянокурения, то ничуть не удивился: их музыка к тому на самом деле располагает, а создавался и придумывался “Делай грязь” уж точно не за письменным столом и не вообще не “от ума”, не из каких-то сухих теоретических соображений, а исключительно в ходе (и ради) драйва, отжига и огненных пати.

А что касается параллелей к другим группам и сходства по атмосфере и настроению, то у меня ассоциация в связи с деятельностью Hateful Six была довольно парадоксальная. Мне вспомнились канадские поп-альтернатив-метал-вундеркинды из Amaranthe. Конечно, москвичи играют более жёстко и рвано, более math-ематично и непредсказуемо, а у микрофона у них представительниц прекрасного пола отнюдь не наблюдается, однако по большому счёту они занимаются всё теми же самыми вещами: пытаются максимально сблизить кондовый радиоформатный электро-диско-поп и современную альтернативу в самом широком и разнообразном понимании.

Я не могу похвалить “Делай грязь” за хороший вкус или за желание следовать в русле хороших и достойных музыкальных традиций, но они современны, они чувствуют пульс времени, они делают то, что им нравится, и в этом их сила. На самом деле спорить и критиковать в данном случае совершенно бессмысленно – как всегда уместен и прав Булат Окуджава: пуля дырочку найдёт. Hateful Six – это не столько музыкальная группа и не столько коллектив, исполняющий музыку и песни, сколько социально-культурное явление – контркультурный и субкультурный феномен.

Они не очень глубокомысленны и совершенно не основательны, не фундаментальны, а точнее, их якобы глубокомысленность и основательность уж очень подростковы и незрелы, но и в этом тоже их фишка и своя особая сила. Как некогда герой единственного романа Дж. Сэлинджера, нынешние Hateful Six всё так же ежесекундно пробуют на прочность этот мир, жгут за собой мосты и ни о чём не жалеют, свято убеждённые, что ничего и никогда нельзя знать заранее, а всё это в совокупности и означает для них – жить.

Мне сложно оценивать этот релиз, и уж тем более я совершенно не представляю, как его можно оценить объективно, и что есть в данном случае эта самая объективность. Hateful Six не скучны, звучат достойно, запал у них ого-го какой, и это уже три звезды. Под такую музыку наверняка будет очень весело и здорово отрываться где-нибудь на безумной электро-альтернатив-вечеринке, и это ещё одна звезда. Ну а если для вас это слишком громко или слишком однотонно, то быть может, это просто старость и пора переходить на Баха с Бетховеном?

Рецензия на клип и сингл группы KharmaGuess "KALI"

30-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти питерские электро-металлисты не спешат с выпуском своего материала, предпочитая всё делать основательно, фундаментально и на совесть, что, собственно, и не удивительно: в выбранном ими жанре за неосмотрительность приходится дорого платить, а помимо всего прочего нужно немало трудиться над адекватностью визуальной составляющей, чтобы не упасть в грязь лицом и обеспечить слушателям адекватное вхождение в тему с не менее адекватными и сильными переживаниями. И KharmaGuess именно так и поступают: усердно работают, детально прорабатывают визуальный ряд и со вниманием относятся к смысловому наполнению композиций, не забывая про разнообразие и оригинальность.

Уже больше четырёх лет прошло с момента выхода дебютного лонгплея команды, который назывался “Burn Your Own Church”, а его преемник по-прежнему в проекте, однако кое-что определённое о готовящемся компакте известно уже сейчас: диск окажется, как и раньше, концептуальным, но у каждого трека будет своя собственная история, в каждой композиции будет свой отдельно приглашённый вокалист, пластинка будет выпущена главами и стилистически эти главы будут немного отличаться друг от друга – иначе говоря, налицо преемственность и желание продолжать собственные традиции, оставаясь в проторенной колее, а это значит, что металлическая дискотека продолжается.

И для того чтобы сомнений в преемственности раннего и современного творчества Kharmaguess ни у кого не возникало, музыканты пригласили для исполнения вокальных партий в “Kali” своего давнего знакомого, очень выгодно зарекомендовавшего себя во время работы над “Burn Your Own Church”, а именно человека, скрывающегося за псевдонимом Koian Hammerhead и известного по прекрасной группе Ten Tonn Hammer. Узнаваемый голос Кояна и этнические околовосточные инструментальные фишки сделали своё дело, и современные KharmaGuess на своём новейшем сингле стали звучать как осовремененный, оснащённый металкор-фишками и доработанный вариант Betray My Secrets, Shiva In Exile и других современных трайбл-металлистов.

Трек насквозь и тотально завязан на атмосферности, а техника, мелодичные гитарные соло, грувовый кач и контрастный дуэт вкрадчивого чистого и ревущего экстремального вокалов лишь немного разбавляют этот седой мистический туман древней идололатрии. Инструментальная составляющая композиции и её основное настроение однозначно следуют в молитвенно-шаманском русле, свойственном для всех древних прото-религий и культов древних богинь, однако голос и текст, с одной стороны вписываясь в эту экстатическую мистерию, в то же время привносят в неё много современного, эмоционального, жизненного и вполне человеческого, а итог выходит в точности такой, как во многих современных блокбастерах, где обыгрывается тема прихода древних богов в наш технологичный век.

К съёмкам клипа KharmaGuess подошли как нельзя более ответственно, пригласили целый театр трайбл-танцев, профессиональных визажистов и даже очень опасного и ядовитого вида змею, которая вовсю и с нескрываемым удовольствием позирует в кадре и принимает разные эффектные позы. Не обошлось без некоторой доли юмора (вероятно непреднамеренной и не планировавшейся изначально музыкантами): слушать диалог индийской богини и главного героя, который строится в духе типично-анекдотичных супружеских ссор и фильмов вроде “Мистер и миссис Смит” (-“Ты моя Кали” – “Я не твоя Кали”) забавно, но не слишком комедийно, а разве что совсем чуть-чуть, что несколько разряжает обстановку, добавляет перца, но не вредит серьёзности.

Сюжет клипа архетипичен, типичен и вообще стар как мир, но от этого совсем не кажется предсказуемым или избитым: обращение к богине, желание обладать ею единолично, ревность, злость, досада, а в итоге безумие, необдуманные слова оскорбления и неминуемая расплата. Подобных историй полно не только в мифах, но и во вполне реальной жизни (вспомнить, как великий русский философ В.С. Соловьёв дико ревновал Софию, которые некоторые из наших богословов вроде С.Н. Булгакова и П.А.Флоренского, кстати говоря, считали четвёртой божественной ипостасью, и презрительно недоумевал, как это и зачем она только “возилась” с такими “неучами”, как Бёме и Сведенборг, тратила на них своё время и т.д. и т.п.

Клип оказывает поистине гипнотическое воздействие и его чёрно-красочное мелькание действует почти как маятник психоаналитика или мерные удары бубна в исполнении чукотского шамана: сначала завораживают и переносят фокус сознания куда-то в сторону, а затем незаметно и удивительно перемещают в места далёкие, где всё диковинно и странно. Особенно эффектно воспринимается достаточно продолжительная, как будто пробуксовывающая кода, когда все движения на экране происходят словно с некоторым подвисанием, а музыка становится особенно торжественной и тревожной. Вот на этой-то самой коде, как я понимаю, и происходит главное воздействие ролика на подкорку, и видео вкупе с треком начинают накрывать по-настоящему.

Недостатки у видео есть, и я специально выписывал их в отдельный файл в голове по ходу просмотра ролика (не всегда одинаково убедительны и проработаны движения музыкантов и актёров, не всегда музыканты выглядят действительно играющими то, что звучит из колонок по ходу трека, а кажутся просто позирующими со своими инструментами, да и помимо этого не так уж редки движения из серии “позирую для фотосессии”, а выражение лиц и глаз тоже порой кажутся слишком рабочими и репетиционными, “черновыми”, что было бы допустимо для видео разряда making of, но не для финального варианта клипа), однако все они, лишь дело дошло до коды, моментально стёрлись и растаяли словно ночные призраки в предутреннем тумане.

Новейший сингл и клип на него от KharmaGuess дают понять в обзорном и сжатом виде, что будет нас ждать на грядущем полноформатнике команды, у которого, кстати говоря, даже уже есть название – “9 Lives”. История любви, ревности, отчаяния и других сильных и амбивалентных чувств главного героя, а также его сложные и запутанные отношения с древней богиней по имени Кали будут шаг за шагом раскрываться на обещанной музыкантами пластинке, и, всё указывает на то, что этот музыкальный триллер будет весьма захватывающим и острым, ведь ещё Достоевский замечал и в своих бессмертных романах очень явно и ярко показывал, на какие странные и порой не самые приятные поступки толкает человека ревность, а уж если ты ревнуешь богиню с не самым покладистым характером и не самой примерной биографией….

Словом, посмотрим, как же всё это представят и раскрутят на своём альбоме питерские экспериментаторы, и какой конец будет у такого впечатляющего клипово-синглового начала! Если вы помните, почему группа называется именно так, как называется (об этом можно прочитать в описании сообщества ВКонтакте KharmaGuess), то наверняка согласитесь со мной, что трудно было бы придумать более подходящую и показательную историю для того, чтобы проиллюстрировать идеи и представления группы о взаимосвязи мировоззрения человека, его поведения, веры и последствий этого поведения, этого мировоззрения и этой веры. В этом проблемном поле можно накопать целую уйму интеллектуальных ништяков, и что-то подсказывает мне, что у питерцев всё получится и выйдет на “ура”!

Эксклюзивная премьера сингла сегодня на радио Максимум в 22:00 в рамках программы "Heavy Monday"!

Рецензия на сингл группы 901 км "Музыкой"

30-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Три года прошло со дня релиза дебютного лонгплея этих многообещающих альтернативщиков из Ульяновска, которым я уже тогда прочил славу российских Linkin Park, и всё это время они не выпускали совершенно ничего, а если не считать нескольких эпичных фестивальных выступлений и появлений на радио, пребывали практически в полном анабиозе. Их дебютник, кстати говоря, был на самом деле хорош и помимо целого ряда по-настоящему сильных треков с влияниями Linkin Park, Evanescence и поздних Lacuna Coil, содержал достаточно интересные фиты с Блондинкой Ксю, Годом Змеи и Soya. Переплюнуть или хотя бы просто повторить такое явно было бы непросто, и музыканты не стали спешить – пожалуй, даже слишком не стали: три года записывать одну-единственную композицию – это… Впрочем, не будем голословны и повпешны в суждениях, а лучше послушаем, что же они там нарулили, и что представляет собой их актуальный трек, припев из которого они сразу же сделали статусом и знаменем-завлекалочкой своего сообщества ВКонтакте.

И трек качает. Качает практически с первых же секунд своего звучания. Дымная пати-атмосфера, плотный лакунокойлоподобный саунд, им же подобные полифоничные аранжировки, уверенная рэпкор-читка, множественные бэк-вокалы, нежные балладные отсылки в эпизодических вставках, а также почти гроул и почти Arch Enemy – кажется, что музыканты 901км попытались втиснуть в одну композицию все свои самые эффектные и удачные фишки, чтобы создать эдакую визитную карточку - квинтэссенцию своего фирменного стиля, и представлять её каждый раз всем желающим узнать, что же и как они исполняют. Если задумка была действительно такой, то авторы со своей задачей справились на “ура”: отсутствие раскачки и каких-либо вступлений, а также стремительное погружение в самый разгар альтернативно-напористого припева создают ощущение экстренного десантирования в самый эпицентр шумной вечеринки, и такой шифт из категории “с корабля на бал” на самом деле работает не хуже штрафного стакана дедушкиного самогона, которым потчуют опоздавших на застолье в отдалённых российских провинциях.

Можно посетовать на чрезмерную хипхоповую простоту и прямолинейность основного припева, что сообщает началу трека такую же несколько чрезмерную однобокость (как ни крути, а дальнейшее развитие композиции, как и в целом стандарты саунда, структур и гармоний современных 901км находятся на куда более впечатляющем и полифоничном уровне), но в данном случае, вероятно, стоит сказать по этому поводу только то, что дорогу осилит идущий: можно воспринимать такое грубоватое безапелляционное вторжение припева и его нарочитую, агрессивно-разухабистую непосредственность как особую шаржевую стилизацию, призванную ещё полнее воссоздать специфику клубного отрыва под забористый альтернативный рок с элементами рэпкора. В остальном же 901км остаются на все сто с половиной процентов верны себе: они неспешно-уверенны, основательны и остроумны, а многослойные и на самом деле достаточно разнообразные аранжировки и довольно оригинальные проигрыши по-прежнему с ними и, пожалуй, даже расцвели ещё более пышным цветом по сравнению с альбомом “Первый”.

Ребята явно задумали приурочить свой камбек-сингл к нынешнему, вовсю уже бушующему летнему сезону и точно были бы не прочь, если бы “Музыкой” стал звучать из колонок клубных стереосистем. Собственно, так оно или не так - уже и не особо важно, ведь актуальный сингл на самом деле скроен по всем правилам идеального клубно-зажигающего хита и буквально просится на эту роль. Ну а почему бы и нет: такой драйвово-пружинящий активный релакс в период солнца и отпусков будет весьма кстати, а изрядное количество спрятанных в него саунд-сюрпризов и приятных аудиофильских штучек гарантированно порадует слушателей и позволит возвращаться к прослушиванию данного опуса снова и снова без замыливания ушных проёмов и признаков начинающейся зевоты. Разнообразно, качественно, осмысленно и с огоньком 901км продолжают развивать свой фирменный стиль, не забывая при этом про патриархов жанра и их высокие каноны. Они вернулись – это отлично; они не опускают планку и всё так же великолепны – это ещё более отлично; остаётся только надеяться, что их второй лонгплей нам не придётся ждать ещё три года.

Показать ещё