Рецензия на клип и сингл группы KharmaGuess "KALI"
30-09-2019
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Эти питерские электро-металлисты не спешат с выпуском своего материала, предпочитая всё делать основательно, фундаментально и на совесть, что, собственно, и не удивительно: в выбранном ими жанре за неосмотрительность приходится дорого платить, а помимо всего прочего нужно немало трудиться над адекватностью визуальной составляющей, чтобы не упасть в грязь лицом и обеспечить слушателям адекватное вхождение в тему с не менее адекватными и сильными переживаниями. И KharmaGuess именно так и поступают: усердно работают, детально прорабатывают визуальный ряд и со вниманием относятся к смысловому наполнению композиций, не забывая про разнообразие и оригинальность.
Уже больше четырёх лет прошло с момента выхода дебютного лонгплея команды, который назывался “Burn Your Own Church”, а его преемник по-прежнему в проекте, однако кое-что определённое о готовящемся компакте известно уже сейчас: диск окажется, как и раньше, концептуальным, но у каждого трека будет своя собственная история, в каждой композиции будет свой отдельно приглашённый вокалист, пластинка будет выпущена главами и стилистически эти главы будут немного отличаться друг от друга – иначе говоря, налицо преемственность и желание продолжать собственные традиции, оставаясь в проторенной колее, а это значит, что металлическая дискотека продолжается.
И для того чтобы сомнений в преемственности раннего и современного творчества Kharmaguess ни у кого не возникало, музыканты пригласили для исполнения вокальных партий в “Kali” своего давнего знакомого, очень выгодно зарекомендовавшего себя во время работы над “Burn Your Own Church”, а именно человека, скрывающегося за псевдонимом Koian Hammerhead и известного по прекрасной группе Ten Tonn Hammer. Узнаваемый голос Кояна и этнические околовосточные инструментальные фишки сделали своё дело, и современные KharmaGuess на своём новейшем сингле стали звучать как осовремененный, оснащённый металкор-фишками и доработанный вариант Betray My Secrets, Shiva In Exile и других современных трайбл-металлистов.
Трек насквозь и тотально завязан на атмосферности, а техника, мелодичные гитарные соло, грувовый кач и контрастный дуэт вкрадчивого чистого и ревущего экстремального вокалов лишь немного разбавляют этот седой мистический туман древней идололатрии. Инструментальная составляющая композиции и её основное настроение однозначно следуют в молитвенно-шаманском русле, свойственном для всех древних прото-религий и культов древних богинь, однако голос и текст, с одной стороны вписываясь в эту экстатическую мистерию, в то же время привносят в неё много современного, эмоционального, жизненного и вполне человеческого, а итог выходит в точности такой, как во многих современных блокбастерах, где обыгрывается тема прихода древних богов в наш технологичный век.
К съёмкам клипа KharmaGuess подошли как нельзя более ответственно, пригласили целый театр трайбл-танцев, профессиональных визажистов и даже очень опасного и ядовитого вида змею, которая вовсю и с нескрываемым удовольствием позирует в кадре и принимает разные эффектные позы. Не обошлось без некоторой доли юмора (вероятно непреднамеренной и не планировавшейся изначально музыкантами): слушать диалог индийской богини и главного героя, который строится в духе типично-анекдотичных супружеских ссор и фильмов вроде “Мистер и миссис Смит” (-“Ты моя Кали” – “Я не твоя Кали”) забавно, но не слишком комедийно, а разве что совсем чуть-чуть, что несколько разряжает обстановку, добавляет перца, но не вредит серьёзности.
Сюжет клипа архетипичен, типичен и вообще стар как мир, но от этого совсем не кажется предсказуемым или избитым: обращение к богине, желание обладать ею единолично, ревность, злость, досада, а в итоге безумие, необдуманные слова оскорбления и неминуемая расплата. Подобных историй полно не только в мифах, но и во вполне реальной жизни (вспомнить, как великий русский философ В.С. Соловьёв дико ревновал Софию, которые некоторые из наших богословов вроде С.Н. Булгакова и П.А.Флоренского, кстати говоря, считали четвёртой божественной ипостасью, и презрительно недоумевал, как это и зачем она только “возилась” с такими “неучами”, как Бёме и Сведенборг, тратила на них своё время и т.д. и т.п.
Клип оказывает поистине гипнотическое воздействие и его чёрно-красочное мелькание действует почти как маятник психоаналитика или мерные удары бубна в исполнении чукотского шамана: сначала завораживают и переносят фокус сознания куда-то в сторону, а затем незаметно и удивительно перемещают в места далёкие, где всё диковинно и странно. Особенно эффектно воспринимается достаточно продолжительная, как будто пробуксовывающая кода, когда все движения на экране происходят словно с некоторым подвисанием, а музыка становится особенно торжественной и тревожной. Вот на этой-то самой коде, как я понимаю, и происходит главное воздействие ролика на подкорку, и видео вкупе с треком начинают накрывать по-настоящему.
Недостатки у видео есть, и я специально выписывал их в отдельный файл в голове по ходу просмотра ролика (не всегда одинаково убедительны и проработаны движения музыкантов и актёров, не всегда музыканты выглядят действительно играющими то, что звучит из колонок по ходу трека, а кажутся просто позирующими со своими инструментами, да и помимо этого не так уж редки движения из серии “позирую для фотосессии”, а выражение лиц и глаз тоже порой кажутся слишком рабочими и репетиционными, “черновыми”, что было бы допустимо для видео разряда making of, но не для финального варианта клипа), однако все они, лишь дело дошло до коды, моментально стёрлись и растаяли словно ночные призраки в предутреннем тумане.
Новейший сингл и клип на него от KharmaGuess дают понять в обзорном и сжатом виде, что будет нас ждать на грядущем полноформатнике команды, у которого, кстати говоря, даже уже есть название – “9 Lives”. История любви, ревности, отчаяния и других сильных и амбивалентных чувств главного героя, а также его сложные и запутанные отношения с древней богиней по имени Кали будут шаг за шагом раскрываться на обещанной музыкантами пластинке, и, всё указывает на то, что этот музыкальный триллер будет весьма захватывающим и острым, ведь ещё Достоевский замечал и в своих бессмертных романах очень явно и ярко показывал, на какие странные и порой не самые приятные поступки толкает человека ревность, а уж если ты ревнуешь богиню с не самым покладистым характером и не самой примерной биографией….
Словом, посмотрим, как же всё это представят и раскрутят на своём альбоме питерские экспериментаторы, и какой конец будет у такого впечатляющего клипово-синглового начала! Если вы помните, почему группа называется именно так, как называется (об этом можно прочитать в описании сообщества ВКонтакте KharmaGuess), то наверняка согласитесь со мной, что трудно было бы придумать более подходящую и показательную историю для того, чтобы проиллюстрировать идеи и представления группы о взаимосвязи мировоззрения человека, его поведения, веры и последствий этого поведения, этого мировоззрения и этой веры. В этом проблемном поле можно накопать целую уйму интеллектуальных ништяков, и что-то подсказывает мне, что у питерцев всё получится и выйдет на “ура”!
Эксклюзивная премьера сингла сегодня на радио Максимум в 22:00 в рамках программы "Heavy Monday"!
Алексей "Astarte Eel" Иринеев