ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом Hyperomm "Transcendence"

18-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как известно, приключение - это получение различных телесных повреждений, а чем же тогда может быть чревато путешествие с пометкой “трансцендирование”? В этой связи мне сразу же вспоминается, как я в 1998 году впервые открыл для себя это слово, познакомившись с замечательным альбомом ещё более замечательной американской группы Crimson Glory, который так и назывался “Transcendence”. Философские словари и работы любителей пофилософствовать о трансцендентном-запредельном вроде Бердяева случились со мной примерно в тот же период, но это была уже совсем другая история, а вот любовь и симпатия к вещам, однокоренным английскому слову transcendence, остались.

Ну а что касается собственно Hyperomm, то у этого интересного и по-настоящему основательного мдм-проекта два года назад вышел очень интересный дебютный полноформатник, а интересен он был в первую очередь тем, что автор и единственный участник коллектива Антон Трубин обратился за смысловым наполнением для своих филигранных гитарных сюит к легендарным классикам английской поэзии минувших веков, а помимо этого записал довольно смелую и экспериментальную версию атмосферного мелодик-дэта в самом широком и изысканном смысле этого слова, проделав всю без исключения работу исключительно самостоятельно и очень чётко.

Но всё течёт, всё меняется, и вот теперь от выверенных строф светил британской поэзии Антон переметнулся к философским и религиоведческим дефинициям (см., напр., название третьего трека), однако своим симпатиям к сложным гитарным делам и перфекицонизму в аранжировках не изменил, в чём вас наверняка без труда убедит его новейшее полноформатное творение, о котором мы с вами сейчас и поговорим. Насколько я понимаю, Антон дал своему диску такое название, чтобы подчеркнуть собственное желание выйти за пределы обозначенного жанра и попробовать пожонглировать чистыми идеями и чистыми смыслами – фишками, которые могут цеплять и идти сразу же в сознание подобно платоновским идеям-формам.

Конечно, Hyperomm по-прежнему формально остаётся в рамках энергичного мелодэта, изобретённого детишками озера Бодом, однако добавляет в него ещё больше смелости, резкости, контрастов, необычных риффов и просто новаторства и перфекционизма. У Антона всё на таком уровне, что даже сам Лехтинен вынужден был признать, что звук и сведение у проекта образца 2019 лучше, чем у In Flames и других западных гуру жанра, а это таки весьма авторитетное и весомое мнение и таки уровень! Собственно, не нужно быть семи пядей во лбу и хорошо разбираться в звукорежиссёрских штучках, чтобы понять, что “Transcendence” по звуку и материалу это действительно торт, и этот торт свеж, пахуч и насыщен самыми разными саунд-приятностями.

Лично на мой взгляд, главная заслуга и достижение проекта – это его невероятное умение делать привычное и давно ставшее клишированным и даже набившим оскомину вновь по-настоящему волнующим и как будто даже дерзким. Иначе говоря, Антон играет умно, технично, правильно и академично (как, скажем, Алекси Лайхо), но (как, скажем, и Алекси Лайхо) не впадает в снобизм и маразм тотальной и тоталитарной техничности, когда вдруг начинает хотеться посадить технику исполнения на трон и начать приносить ей кровавые жертвы, возносить моления и петь дифирамбы днями и ночами, забыв про песенность и слушабельность.

Hyperomm – это умная и правильная музыка с душой и с чувством, и чувств здесь столько, что, как справедливо отметил Владимир Лехтинен, материал проекта может понравиться даже людям далёким от идеалов смерто-металла и напротив симпатизирующим какой-нибудь современной поп-музыке вроде тех же In Flames или Lacuna Coil. То есть перед нами сейчас в точности те же самые мотивы и стремления, которыми некогда руководствовался приснопамятный Чак Шульдинер, всячески ратовавший за то, чтобы доказать всем скептикам и критикам “законность” и музыкальность дэт-металла, и да, “Transcendence” весьма, весьма и весьма музыкален. Это не унылый вымученный прог, это именно музыка, и она музыкальна в самом подлинном и высоком смысле.

Что касается лирики актуального лонгплея, то за неё отвечает небезызвестный Деметр Грейл, она англоязычна и по-своему неплоха (“на уровне”). Как-то более детально и конкретно оценивать темы и вербальные конструкции-обороты, копать вглубь и искать там сокровища, жемчужины и алмазы я не могу и не берусь по причине субъективно предвзятого отношения к творчеству Деметра и явной несоизмеримости между его умениями и горизонтами цитируемых лидером Hyperomm на своём дебютнике авторов. Лично для меня участие Деметра стало единственной ложкой дёгтя, но я тут же вовремя одёрнул и успокоил себя резонным “хорошо хоть не Бельф”.

И ведь действительно хорошо, более того, в случае с “Transcendence” хорошо абсолютно всё, а возросший музыкальный и дизайнерский уровень Антона, который на самом деле постарался учесть все свои ошибки и недочёты времён “From Nothing To Eternity” просто налицо (посмотрите хотя бы на обложку), и, кстати, без хороших, правильных и нужных сюрпризов тоже не обошлось, а в качестве такой сладкой конфетки в данном случае выступает клавишное соло авторства и исполнения Сергея Шульженко из Sunless Rise, которое можно услышать в треке “Illusory State”. Соло вышло не только огненное, но и по стилю идеально сочетающееся с фирменным почерком Hyperomm,что ценно и прекрасно вдвойне.

И нет, сюрпризы этим не исчерпываются. Несмотря на то, что в данной рецензии я не разбираю каждый трек с пластинки по отдельности, как это делал в случае с прошлым альбомом, я не могу не упомянуть почти аннигилейторовский пружинящий напор в открывающей диск “Portal”, легендарную аморфисовскую меланхолию в “Weighing Of The Heart”, куски чистого прога, поп-рока и акустические гитары в “Vortex Of Hell”, таинственные и почти мистические решения полутораминутной титульной инструменталки, шизофреничные инструментальные переклички финальной “The Story” и общую степень супремативности и доступности – о да, их стоит упомянуть!

Альбом звучит резко, сильно, фирменно и разнообразно, а тот факт, что всё это сделал (сочинил, сыграл, спел, записал, свёл, реализовал, издал и т.д.) один человек, добавляет релизу ценности и какого-то особенного величия. Я с чистым сердцем и без каких-либо натяжек ставлю альбому 5 из 5, попутно снимая шляпу, но вместе с тем всё же хочу отметить и добавить, что всё это далеко не потолок и не предел для Hyperomm. Лучше, выше, прекраснее, чище и музыкальнее, определённо, быть может, и сам автор это наверняка понимает, как и понимает, куда, как и зачем ему стоит расти и направляться в ближайшее и даже не такое ближайшее время.

Остаётся пожелать Антону удачи и попутного ветра, а также выразить надежду, что “Transcendence”, как и его предшественник, будет всё-таки выпущен на CD, и будет выпущен в таком же стильном и приводящем коллекционеров в восторг виде, только, быть может, с чуть более солидным, нежели это было в прошлый раз, тиражом. Коллекционеры и ценители ведь со временем всё равно проснутся, зашевелятся, дотянутся своими загребущими руками (и ушами – сначала всё-таки ушами) до проекта, а затем захотят это дело приобрести, и вот как раз на этот случай полезно, чтобы где-то в свободном доступе вожделенные кругляши обретались и были доступны для заказа.

Рецензия на альбом группы Mass Insanity “Maveth”

17-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В первые секунды знакомства с новым диском польских шредеров из Mass Insanity я грешным делом подумал, что имеется ввиду моветон, который поляки в силу врождённой или благоприобретённой с течением лет неграмотности удосужились написать через литеру “а”, однако предполагать подобные вещи по отношению к данной группе вряд ли разумно, поскольку ребята с самого начала своего пути в плохом вкусе, вроде как, замечены не были, а напротив всячески старались придерживаться хорошего и лучшего: выступали с титулованными земляками из Kat, Decapitated и Trauma, а также с замечательными французами из Loudblast, а на дисках всесторонне исследовали тёмные стороны человеческой природы и прочую психологию.

Первый диск команды вышел в 2011 году и звучно назывался “Лицемер” (“The Hypochrist”), второй, 2015 года выпуска, и вовсе был озаглавлен как “Анти-Человек” (“Antihuman”), а вот теперь настало время моветона… то есть время “Maveth”, я имел ввиду. “Слово не воробей – вылетит, и поедешь в Сибирь” – любил повторять товарищ Сталин, а как это всё происходит в нашей эмпирической реальности, как раз и иллюстрирует обложка новейшего, третьего по счёту компакта дэтстеров из Mass Insanity, а в тексте титульного трека вокалист злится и жалуется на кого-то очень ему насолившего, посыпает голову пеплом и призывает на голову обидчика разные кары и неприятности, хотя в целом рассуждает вполне логично:

“It’s not worth giving a second chance, Не стоит давать второй шанс,

You have failed too many times, Ты подводил меня слишком много раз,

I’ve been naïve, it’s my crime, Я был наивен, это мой минус,

But this won’t happen again” Но этого не случится больше!

(c) Mass Insanity – “Maveth”

И далее следуют красочные вербальные иллюстрации на тему того, что авторы собираются сделать с виновником их душевного смятения. Что интересно и примечательно, так это то, что иллюстрации в буклете выглядят намного более стильно и прекрасно, чем блеклая обложка, ну а музыка…. Не зря и не случайно музыканты так любят и с таким смаком повторяют слова, однокоренные коллективу Питера Тагтгрена (на 4-5 страницах буклета на фоне бледного печального ангела так прямо и выведено кроваво-красным: хи-по-кри-си) – играют они нечто на стыке Hypocrisy, Entombed и Vader, и делают это достаточно разнообразно, злобно и энергично: на диске присутствуют и басовые соло, и смены ритма и даже задумчивые интро, и всякое подобное.

Самая необычная и эпичная вещь на диске – это завершающая пластинку “Cieonsotion Curse”, в которой практически по всему хронометражу звучат меланхоличные клавишные и полно других экспериментальных изысков в духе окологотичного дарк-атмо-металла (!). Чувствуется, что наши польские соседи любили в детстве играть в музыкальные стулья на разных утренниках, а теперь стараются усидеть разом на двух стульях и, сохраняя верность олдскульно-каноничному дэту, всё-таки желают развиваться, прогрессировать и звучать современно и интересно, что у них с переменным успехом, но всё же получается.

На диске есть и бескомпромиссная молотобойная долбёжка, и эпичные глубокомысленные бриджи, и раскатистые прокаты, и мелодичные соло, а в плане вокала и вовсе царит полное изобилие: ребята самовыражаются то суровым гроулом, то смещаются регистром повыше, то вдруг переходят на что-то близкое к скриму, а порой вещают недовольно-хриплым баритоном моего соседа дяди Васи, который с завидным постоянством выручает наших местных самогон-дилеров, а потом долго и нудно вещает таким противным жалобным голосом о превратностях судьбы, низких пенсиях и прочих нюансах социальной несправедливости и политического зла.

Ну а в целом по поводу “Maveth” у меня в памяти возникают слова нашего замечательного классика Н.А. Некрасова, адресованные им Добролюбову: “суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять, учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать.” Вот и Mass Insanity учат нас своей музыкой только самым мрачным и серьёзным вещам, и порой на самом деле назидательны и рассудительны. И их дэтовый локомотив хоть и не отличается какой-то особой виртуозностью, но работает энергично, ладно, чётко и без перебоев, а временами качает почти как кроссовер-трэш. И да, кстати, тексты у ребят на самом деле не так уж плохи, а порой даже весьма интересны, что придаёт релизу дополнительное апокалиптическое очарование; почитайте к примеру лирику трека “When Darkness Covers The World”:

“When darkness covers the world my eyes will turn red, Когда тьма покроет мир, мои глаза станут красными,

You will see your fall in them as a picture of decay, Ты увидишь в них своё падение словно картину гниения,

Dead ravens of your thoughts will be crushed by flying whales, Мёртвые вороны твоих мыслей будут сбиты летающими китами,

Beauty will cover evil to overcome the demons” Красота покроет зло, чтобы побороть демонов.

Рецензия на сплит Nervous Impulse / Anus / Unsu "The Daily Grind"

17-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Грайндовые сплиты у лейбла More Hate Productions получаются очень сочные, эффектны и изобретательные, это факт несомненный и наверняка всем давно известный, да и отличных грайндовых команд на лейбле довольно много, а потому выбирать есть из чего и разгуляться можно на славу, однако даже на фоне такого замечательного изобилия и общей креативности главы лейбла актуальный релиз всё-таки отличается, и отличается выгодно! Мало того, что рецензируемый сплит оформлен как винтажная забугорная газета “The Daily Grind”, так для данного релиза свои треки отдали самые мощные, сильные и заслуживающие внимания грайнд-капеллы с лейбла.

А начинается всё по принципу старшинства. Канадцы из Nervous Impulse сотрудничают с More Hate Productions давно и с явным нескрываемым удовольствием, весь их бэк-каталог до сих пор доступен на лейбле, а новые релизы исправно выходят со всё той же неизменной пометкой “More Hate Productions”. Можно сказать, что Нервный Импульс – это главная грайндовая гордость волгоградского лейбла, и ребята всячески стараются соответствовать оказываемому им доверию и по-прежнему рубасят на пределе своих возможностей, стараясь выдавать максимально зверский и экстремальный материал. Именно Nervous Impulse звучат злее и агрессивнее всего на данном CD, и шесть треков, предоставленные ими для компиляции как две капли пива похожи на яростный карающий молоток, который только что упал со строительных лесов и летит вам прямо в нос.

Дальше – лучше и приятнее. Недавнее приобретение лейбла – шведы из Anus. Ребята выпустили в прошлом году очень добротный и оригинальный полноформатник, на котором представили настолько светлую, разнообразную и качающую вариацию грайндкора, что я буквально был загипнотизирован этим компактом, а в рецензии на него прочил музыкантам оглушительный успех и победу в случае попадания на Евровидение. И они не подкачали и изменять себе не намерены: грайндовое танго с фламенко-мотивами в “Tangore”, чавканье и хрюканье в “St.Anus” и масса прочих околомузыкальных вкусностей вкупе с сочными пигвойсами делает их сторону сплита для меня самой желанной, артовой, крафтовой и волнующей. И это – по праву и объективно.

И наконец, младшие подопытные и подопечные лейбла – французы из UNSU. Ребята активны аж с 2009 года, выступали со многими патриархами грайнда, но потом у них случилась некоторая заминка в творческой деятельности, а своё возвращение к активной шумовой тирании они отметили как раз с помощью данного сплита, для которого представили свой свежий материал (и надо заметить, кстати говоря, что опыт с рецензируемым сейчас сплитом и изданием на российском лейбле им так понравился, что они, не долго думая, реализовали и свой новоиспечённый полноформатник на More Hate Productions), переполненный истерическими разговорными сэмплами и прочими нойзовыми штучками вкупе со скоростным арт-обстрелом.

Каждая из попавших на рецензируемый 3-way-артефакт команд постаралась натянуть одеяло на себя по максимуму, для чего сделала максимальный упор на самую свою эффектную фишку: канадцы вдарили по апокалиптическому напалму, шведы юморили и экспериментировали до упаду, а французы шумели и цитировали любимые сэмплы как сумасшедшие. Ну что же, если в Хогвартсе изобрели газеты, в которых картинки движутся и говорят, то More Hate Productions представил новостной листок, который рычит, визжит, хрюкает, брыкается и плюётся, а попутно представляет нашему с вами вниманию подробный отчёт о том, как обстоят дела с грайндкором на юге Швеции, на севере Франции и в Канаде повсеместно.

И они обстоят отлично, из чего вполне закономерно сделать вывод, что для любителей собирать серебристые кругляши с самой шумной и какофоничной металлической музыкой, а затем расставлять их по полкам, без этого коллекционного релиза никак не обойтись, благо издан он великолепно и вашу фонотеку украсит самым лучшим образом (я, кстати, всё больше склоняюсь к мнению, что во многих случаях толстенные буклеты это на самом деле нечто не совсем обязательное, а стильный минимализм плотных картонок даже лучше, приятнее и предпочтительнее, что The Daily Grind как раз таки и иллюстрирует на своём собственном ярком и очевидном примере. Выглядит это дело по-настоящему фетишно в самом хорошем смысле).

Рецензия на мини-альбом Саша Ртуть "Пьяные клавиши"

16-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вот и вокалистка кажется ещё вчера пребывавшей в ранге начинающей и нащупывающей свой собственный уникальный стиль группы Ртуть Александра aka Саша Ртуть, дошла до выпуска собственного сольного альбома. Пусть пока это не полноценный лонгплей, а только EP, но сам факт красноречиво говорит сам за себя: Саша Ртуть теперь официально стала автономным медийным персонажем и окончательно переросла амплуа известности только лишь в формате вокалистки группы Ртуть. Если прошлую осень поклонники коллектива встречали под звуки и мелодии забористого “ртутного” хита “Очень осень”, а попутно наслаждались красочным клипом, то сейчас любимые музыканты предлагают им делать это под песни с сольного диска Александры, но равнозначная ли это будет замена? Сейчас посмотрим.

Шаманское интро старательно запутывает следы, стараясь нагнать максимум туману и таинственности, но вот уже звучит песня “Атакую” и прогрессивная инструментальная этника там тоже играет далеко не последнюю роль. Ангажированные Александрой Роман Шатохин (гитара), Евгений Пономарёв (клавиши) и Альберт Потапкин (ударные, бас) очень интересно смешивают поп-джаз и расслабленное этно с намёком на прозрачный арт-рок, а вот вокальная манера и тексты Саши Ртуть особых изменений не претерпели. Хотя да, тексты стали чуть интимнее и доверительнее, атмосфера в целом потеплела и, сильно накренившись, почти вышла из сферы влияния прямолинейных рок-ритмов, но вовремя одумалась и вернулась-таки обратно, о чём спешит сообщить нам трек “Три квартала”.

Материал, представленный на альбоме “Пьяные клавиши”, это по-прежнему рок, но рок прогрессивный, свободный, хулиганский и почти авангардный. Широчайший спектр влияний, где можно увидеть и Нору Джонс, и Алёну Свиридову, и группу Колибри – это тот самый фундамент, на котором базируется сольное творение вокалистки, а что касается авангарда и шумного джемующего свинга, то их вдоволь в жёсткой вещи под названием “Карма”. Рок-н-ролльная дерзость, дисторшновая шершавость, поп-доступность и фривольные джазовые импровизации затейливо переплетаются друг с другом в этом парадоксальном кабаре-эксперименте, а голос Саши очень эффектно и интересно звучит в компании с такими необычными аранжировками. Кто-то говорит, что усидеть на двух стульях невозможно, но вот перед нами обнажённый поп-рок с музыкальными амбициями уровня Jethro Tull и King Crimson.

Тяжёлая полубаллада “Пришла убить” в должной мере мечтательна и протяжна, а неожиданные текстовые повороты в лучших традициях ваших любимых триллеров добавляют ей ту самую порцию перца и резкости, благодаря которым эти самые триллеры так приятно и не скучно пересматривать снова и снова. Ну а разгадка и ключ к пониманию релиза кроется в финальном номере, уже название которого говорит само за себя – “Весна”. Даже сейчас в разгар осени можно жить весенними чувствами и наслаждаться вечному цветению вечнозелёной и вечно-юной листвы, если у тебя в душе радость, любовь и мечта – словно напоминает нам исполнительница заключительным треком со своей первой сольной пластинки, и ведь этот альбом для неё это тоже новая весна, новое начало, новая ступень собственного творческого и художественного становления.

Зачем стоило записывать и издавать “Пьяные клавиши”? Хотя бы из тех соображений, из которых Хелена Микаэльсон некогда запустила свой женский дневник (“A woman’s Diary”) под вывеской совершенно самостоятельного и ни к одной из её групп не относящегося проекта Angel или Шарон ден Адель организовала My Indigo. Вот точно такая же дневниковость и бьющая навылет откровенность отличают сейчас и “Пьяные клавиши”. Альбом у Саши Ртуть вышел жёсткий и драйвовый, но в то же время невероятно разнообразный: в нём нашлось место и для экспериментов (взять хоть намёки на речитатив и вокальные хулиганства “Трёх кварталов”), и для традиционных “ртутных” мелодий, и для нежных баллад, и для прямолинейных рок-фузов, но основное настроение пластинки это всё-таки свежесть и поиск себя. И вышло свежо. Быть может, именно такой витаминно-музыкальной инъекции вам не хватало этой осенью, чтобы избавиться от меланхолии в стиле “очень осень”?

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год

Рецензия на альбом группы Kontush "Чёрные Песни"

11-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Депрессивные музыкально-вербальные изыскания братьев Самойловых в нашей стране давно уже породили целую волну разнообразных подражаний и переосмыслений, а в последние годы их стало настолько много, что впору говорить уже даже не об одном отдельном жанре, а о нескольких. Посудите сами: с одной стороны здесь группы вроде Polina Mauer, делающие упор на эмоции, с другой – интерпретации вроде тех, что предлагают нам проект Сновидения и Тень Моего Эссе, а с третьей – Стимфония, Asper X и теперь вот ещё и Kontush. Каждый берёт от Агаты Кристи то, что ему ближе, роднее, понятнее, а затем с использованием этой атмосферы, риффов и особого лексикона творит своё собственное лирическо-звуковое полотно, и именно так, кстати говоря, поступил и Игорь Контуш, фамилия которого и стала именем его группы.

На своём дебютном альбоме музыкант представил предельно мрачную, атмосферную и психоделичную вариацию классического стим-панка с множественными электронными пассажами, саундтрековыми вставками и гнетущим ощущением всеобщего и повсеместного упадка. Голос Игоря не срывается в эмоциональные крайности, он достаточно сдержанный, серьёзный, а тексты мечтательны и готичны, хотя и не лишены некоторой иронии, в то время как музыка и аранжировки кажутся весьма целостными, стильными и концептуальными. И да, концепция, которой придерживается музыкант - это та самая депрессия, которой не столько страдают, сколько наслаждаются, сладкая меланхоличная апатия и постепенное погружение в царство странных, угловатых, гротескно-болезненных образов и снов.

На альбоме “Чёрные песни” всё очень выверено, канонично, настроенчески, и настроение это на самом деле вполне подпадает под определение “готика” в его самом общем, обобщённом, распространённом и бытовом понимании. Электроника, меланхоличные клавишные зарисовки и гитарный рок-ритм присутствуют в музыке Kontush на равных основаниях и в равных количествах, а в череде ассоциаций по мере прослушивания у меня то и дело всплывали Наутилус Помпилиус, The Cure, Sisters Of Mercy, а то даже ранняя Lacrimosa (!). Аранжировки и чисто музыкальные идеи - да и тексты на самом деле тоже - на данном альбоме совсем неплохи: в них определённо есть всё то, что делает хорошие вещи хорошими вещами, а кроме того треки как таковые просто легко и естественно ложатся на слух, и слушать их приятно и интересно.

Вот отзвучало стильное интро со всхлипами и всполохами тревожных настроений, вот предельно простая и даже плакатная “Фильм” переходит во вкрадчиво-мистическую, экстатическую и почти ритуальную “Летим”, затем в ход идут упоительные рифмовки “Наркотика”, а гимн готов-эскапистов “Из этого мира” хорош и хитов, чему даже ничуть не вредит намёк на речитатив в середине трека. Великолепная баллада “Мама” близится к настоящим рок-шедеврам, попутно напоминая легендарные строки Ильи Кормильцева; “Они придут с ножами” надрывна и проста до самой предельной крайности, “Смерть” балансирует между мелодичными вокальными линиями и угрюмым, театрально-драматическим инструменталом, а финальная “Только не молчи” – это ещё одна интересная полубаллада, словно сотканная из обнажённых нервов и последних прощаний.

Если вас привлекли стильный арт и название альбома, то вы, вероятнее всего, не будете разочарованы. Эти песни цепляют, молниеносно проникают куда-то в самую глубь подкорки и остаются там надолго, то и дело всплывая на поверхность едва уловимыми призрачными сочетаниями нот. Игорь мастерски стилизует безысходность и депрессивные настроения, превращая их в хорошие песни, и чувство меры почти не изменяет ему – его композиции на самом деле хороши, художественны и мелодичны, а занудство и невразумительной псевдо-авангардщины на диске нет вовсе. Даже если вам далеко не симпатичны люди в чёрных мантиях и тому подобный готический антураж, но вы любите время от времени пересматривать мультики про Lenore или перечитывать Эдгара По, то наверняка найдёте свою особую прелесть и в этих треках.

Если вы цените в рок-музыке душевность, сильные чувства, эмоциональность и откровенные, западающие в душу тексты, то Kontush вам тоже, скорее всего, понравится. “Чёрные песни” не назвать упадочными и безысходными, скорее они просто грустны и по-настоящему искренни, а откровенность и прямота автора действительно подкупают. Трудно остаться равнодушным, когда слышишь такие выворачивающие душу наизнанку эпосы как “Мама” или “Только не молчи”. Kontush совершенно очевидно не является копией какой-то другой группы, поскольку градус самобытности во всём, что делает Игорь, на самом деле весьма высок, лично на мой субъективный вкус (да, я никогда не был поклонником Агаты) рецензируемый коллектив даже лучше и интереснее того, чем занимались братья Самойловы на заре своего творчества, а вот насколько это справедливо и адекватно лично для вас – решать только вам.

Рецензия на альбом DEgITx "Digital Hell"

09-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Стоит бросить даже беглый взгляд на обилие стилистических тэгов и жанровых отсылок, сопровождающих этот белорусский one-man-проект, как вам наверняка захочется выпустить в воздух что-нибудь вроде “да, блин, это же ад какой-то”: пауэр-метал, фолк-метал, мелодик-дэт, электро-индастриал и так далее и тому подобное + какой-то непонятный sid metal. Как можно совместить всё это в одном коллективе и тем более на одном, отдельно взятом альбоме? На все эти вопросы исчерпывающе ответит новый альбом DEgITx.

Мастермайнд проекта не только не скрывает, что действительно натворил ад знает что на своём новом альбоме, но и вдобавок сделал этот хэлл многоступенчатым и развёрнутым – здесь не в пример дантевскому Inferno целых 17 кругов, каждому из которых соответствует особая композиция, а динамичная обложка и говорящие названия треков однозначно дают понять, что будет жёстко, горячо и энергично, но в то же время таинственно, возвышенно и как будто построено с ориентацией на какие-то космические, неземные законы, где нет гравитации и прозы.

Проще всего описать музыку DEgITx получится, если на мгновение попытаться себе представить повседневную реальность маниакально-полугениального геймера, который настолько сжился со своими любимыми играми и тяжёлой музыкой разных направлений, что сам практически превратился в звук и драйв. И про маниакальность с гениальностью я заметил не случайно: произведения с “Digital Hell” на самом деле просто адски энергичы, виртуозно-филигранны, перманентно стремительны и маниакально изощрённы.

Идеи буквально фонтанируют в сознании у композитора, отвечающего за музыкально-звуковое наполнение альбомов, выпущенных под вывеской DEgITx, и даже когда треки выполнены на достаточно сдержанных и умеренных скоростях, их кпд-энергетика всё равно буквально зашкаливает, а музыкальные ходы сменяют друг друга и переходят один в другой с такой феерической, поистине холерической, скоростью, что уследить за ними не всегда просто (проще просто расслабиться и отпустить свой разум скитаться по волнам этих сумасшедших цифровых ураганов).

Автор симпатизирует тяжёлому металлическому звуку примерно с той же силой (50/50), что и электронно-индустриальным фишкам, а потому его материал всегда выходит синтетически-пружинящим, а за жёсткими, на самом деле почти мдм-риффами неизменно угадывается чётко обозреваемая электронная подкладка. То и дело в звуковой концепции DEgITx слышится нечто напоминающее восьмибитные casio-звуки, как это случается, к примеру, в “Pixel Rain”, что лишь в очередной раз подтверждает компьютерные и геймерские симпатии автора-исполнителя.

А вот вокала в списке средств художественной выразительности, используемых композитором, практически нет. Почти все треки, подписанные затейливой комбинацией букв, вынесенных в первую строку шапки данной рецензии, исключительно инструментальные, что совсем не делает их беднее или бледнее. И всё-таки вокальные дорожки иногда появляются у DEgITx. В случае с “Digital Hell” голос в звуковой палитре пластинке появляется на пятом круге-треке, который называется “Forest House”, и вот тут-то вы наверняка поймёте, откуда в тэгах появился фолк.

Достаточно современный и достаточно электронный чистый голос вокалистки (мне настойчиво мерещится Планка в списке ассоциаций) на самом деле звучит очень по-фолковому, по-народному, а русскоязычный текст, построенный как некое сказание в духе классических повествований Мельницы или Полыньи, только дополняет данное впечатление. Звучит такой компьютерный электронно-металлический фолк оригинально, а его подчёркнутая пиксельно-сэмпловая нереальность ещё более добавляет музыке особого иррационального очарования.

Инструментальные отсылки к фолку вернутся в треке “Lands Are Waiting”, солирующие партии в котором напомнили мне Лорину МаКкенитт и Meldis с их “арфографией”, а вокальных композиций в цифровом аду будет в общей сложности пять. Не все они фолковы, некоторые из них англоязычны, но во всех них будет присутствовать всё тот же напомнивший мне Планку эмоциональный женский голос, а манера пения вокалистки оставляет очень интересное впечатление как от химического соединения пауэр-манеры и вокализов техно-групп вроде Sylver.

И да, как вы уже поняли, “Digital Hell” далеко не дебют и не проба пера – в арсенале у DEgITx значится целый ряд разнокалиберных полноформатников, а автор этих строк начал своё знакомство с музыкой проекта в 2016 году, по случаю чего даже написал достаточно подробное ревью. Я не возьмусь судить, какие из альбомов проекта хуже, а какие лучше – они все по-своему хороши, оригинальны, интересны и способны привести в щенячий восторг даже человека, далёкого от видеоигр – скажу только что “Digital Hell” это на сегодняшний день самый разнообразный и профессиональный релиз исполнителя, на котором его талант сияет как алмаз.

Кстати, если вам вдруг стало интересно, что такое sid metal, то это ещё одна причина, по которой стоило бы обратиться к той моей рецензии на альбом DEgITx “Forest Spirits”, а я вспоминая о том диске, могу сейчас только ещё раз заметить, что автор и композитор проекта ни в чём себе за эти три года не изменил, и даже сотрудничество с музыкантом немецкой группы Ignite The Living скрывающимся под псевдонимом Matty M. прерывать не стал (Матти поучаствовал в создании трека “Enchanted” с “Digital Hell”)

Снобы из сонма настоящих ”живых” инструменталистов, имеющих дело с настоящими “живыми” инструментами могут долго занудствовать на тему того, что “так не играют” и “живой барабанщик никогда так играть не будет”, но спорить с подобными возражениями в данном случае на самом деле не имеет совершенно никакого смысла, ведь гравитации и прозы, как я уже заметил где-то выше, в мире DEgITx нет просто по определению, а есть только пиксели, микросхемы, цифры, коды и языки программирования. Это компьютерный мир, в котором всё по-другому.

Помните кино, где некий пожилой бородач, отзывавшийся на прозвище Хоттабыч, познакомился с teen-геймером, подсел на игры и в итоге попросил своего юного друга превратить его в код и “отправить в компьютер”? Вот и “Digital Hell” написан, записан и реализован исключительно для тех, кто живёт в мире виртуальной реальности в режиме 24/7 и выныривать в серую обыденность не планирует (э, чуть не написал, “для тех, кто заживо похоронил себя в тяжёлом металлическом роке”, хех, но нет – здесь случай другой, хотя общий пафос ситуации, конечно, во многом схож).

Мне понравилось это путешествие, понравились те чувства и эмоции, которые пробудил во мне “Digital Hell”, а в целом у меня осталось по прослушивании ощущение, что нынешний DEgITx это некое переходное звено между танцевальной нероковой электроникой в духе упоминавшихся уже выше Sylver и не брутальными метал-жанрами типа пауэра, мдм и фолк-металла с изрядными влияниями индастриала в духе Amortem. Танцевальность, мечтательность, фолковость и металлический драйв в одно и то же время и в одном и том же месте в исполнении проекта звучат интересно, а что важнее - креативно и самобытно, а потому – почему бы и да.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год

Показать ещё