ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на EP Oakenform "Agony Of The Human World"

24-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти новорождённые глазовские хардкорщики очень любят мультфильмы про Лунтика, по крайней мере именно оттуда они взяли слоган для того чтобы объявить о своём выходе на тропу войны: “я родился”. В сети по поводу их музыкальной формации информации категорически мало, официальные источники скупы и бесприютны как карманы и паутина дядюшки Шнюка, а вот родной для музыкантов город Глазов, что в Удмуртии, известен куда больше и не в последнюю очередь славится своим заводом-металлистом, в то время как его население насчитывает почти сто тысяч человек, что, к слову сказать, почти в три раза больше, чем численность обитателей Лихтенштейна и в сто раз больше населения Ватикана. И знаете, я ничуть не удивлюсь, если узнаю, что в свободное от музыки время музыканты Oakenform трудятся на том самом заводе-металлисте, а почему, вы сейчас узнаете.

У ребят достаточно топорный логотип (уж не Торин ли Дубощит продюсирует этих удмуртских коммандос?), примерно такая же основательно-дубовая обложка, хотя музыка намного более интересна и даже концептуальна. Надо сказать, что своё видение агонии человеческого мира ребята раскрасили самыми тёмными и безрадостными из всех наличествующих в их палитре красками: уже сумрачное интро не предвещает никаких радостей, а сменившая его “Puppeteer” утробна, инфернальна и почти оккультна, в то время как сочетание искусственно замедленных почти до фьюнерал-дума хардкоровых риффов, болезненного низкочастотного пения, апатичных блэковых тремоло и синтезаторных оркестровок, шарахающихся напуганными нетопырями где-то на заднем фоне, звучит вполне себе апокалиптично и, вообще говоря, жутковато.

Есть даже что-то индустриальное в том, как подают свою музыку авторы: индустриальное, апокалиптическое и почти демоническое. Именно такова “Faceless Voices”, где неповоротливый кор-дисторшн обрамляется затейливыми думовыми оркестровками, а атмосфера напоминает то ли Phlebotomized, то ли кого-то из авангардно-шизофреничных думстеров вроде Abysmal Growls Of Despair. И всё это при совсем не думовой длительности треков ниже среднего (“Faceless Voices” длится всего 3:15, а она самая длинная на диске!) и специфическом настроении идущих громить Мордор энтов, которое музыканты передают почти шедеврально. “Awakening” чуть ускоряет темп вокальных дорожек, точнее тех звуков, которые выполняют у Oakenform роль таковых, а музыке в конце концов не остаётся ничего, как тоже вяло ускоряться вслед за главным троллем, но на общий эмоциональный тон релиза это никоим образом не влияет.

Не зря-не зря ещё во втором абзаце вспомнился мне Торин Дубощит – сдаётся мне, ролевики-толкиенисты должны быть в восторге от данного компакта! Эмоции и настрой злобных преспешников Саурона, а также прочих диковинных созданий, описанных в книжице Ньюта Саламандера, удмуртские хардкорщики передают первоклассно: послушайте хотя бы как колоритно переговариваются друг с другом орки и назгулы в “Persecution”, как зловеще фонят трубы Страшного Суда в “Vain”, как пускаются вприсядку горные тролли в середине завершающей пластинку “Delusion” или как щекочут подвешенного над костром бедного хоббита еловым прутиком басовых переборов голодные великаны в упоминавшейся уже “Faceless Voices” – что ни говори, а разнообразия в этой музыкальной банке с вареньем хоть отбавляй!

Ну а если серьёзно, альбом на самом деле получился настроенческий, мощный и в хорошем смысле непредсказумый. Не возьмусь судить, насколько “тру” данная работа по строгим канонам “правильного” хардкора, но с точки зрения чисто музыкальной ребята не зря так долго тянули с выпуском своего дебютника - результат вышел достойный. Конечно, у Oakenform нет той мозгодробительной ярости, которой козыряют ныне Deathsquad, или отвязных шуточек классиков из Biohazard, но в своём поджанре они почти сотворили маленькое чудо, записав альбом, который будет не скучно слушать самым разным людям с самыми разными музыкальными и идеологическими пристрастиями. И да, честно говоря, мне сложновато воспринимать эту музыку как хардкор, пусть и гиперзамедленный – слишком много здесь всего, слишком эмоционально и основательно жарят свои котлеты глазовцы. И это комплимент.

А почему тогда оценка не 5 из 5, а 4 из 5, наверняка спросит пытливый читатель, и попадёт не в бровь, а в нос. На волне восторгов по поводу музыкально-визионерских глубин, заключённых в компакте, дёрнул меня бес любопытства глянуть свежереализованный клип ребят, снятый, кстати говоря, на те самые “Голоса без лиц”, которые я уже столько раз расхваливал выше. И…. Помните, как некто Сергей Калугин делился своими впечатлениями по поводу просмотра видосов Led Zeppelin, как “отступили сакральные глубины” и “вообще здорово себе подгадил”? Вот и у меня было подобное же ощущение. Нет, клип совсем неплох, снят достойно, хотя ничего особо клипового там нет, а только поющие, играющие и стучащие по барабанам музыканты Oakenform, а время от времени какие-то переплетённые ветки, дело не в этом. Во-первых, выглядят и ведут себя авторы как стопроцентные хардкорщики, а во-вторых, сакральные глубины, которые я себе нафантазировал по ходу прослушивания компакта, действительно отступили. Ну или так: клип на такой трек нужно было снять или просто феерический или не снимать вовсе. И всё-таки перед нами сейчас осмысленный, неслучайный диск, а клип это просто клип. Рекомендую!

Рецензия на EP группы Progressor "Doppelganger"

23-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Примерно в девяноста случаев из ста уже по названию коллектива можно практически с полной уверенностью сказать, что данный коллектив исполняет, однако в случае с Progressor я ошибся и очень сильно. Увидев название команды и оформление их дебютного миника, я был на все сто уверен, что передо мной техно-прог-дэтстеры, которые ориентируются на Atheist, Cynic, Alchemist, Sadist и Misanthrope, и каково же было моё удивление, когда оказалось, что исполняют эти витязи ни что иное, как русскоязычный эпический героик-метал в духе зрелых Rhapsody Of Fire.

Как выяснилось, коллектив был образован путём ребрендинга из достаточно раскрутившейся уже в сетевом пространстве команды Speed Of Light, которая, как вы помните, начала своё полное опасностей и славных триумфов путешествие в Твери в 2013 году и успела засветиться на трибьюте группы Гран-Куражъ, а представленные на дебютном EP Progressor шесть треков, в точности как и уже наверняка знакомые слушателям Speed Of Light, делают ставку на предельно качественный пауэр-метал с умеренно агрессивными гитарами и сильным мужским вокалом.

С первых звуков патетического стартера в лице “Путешествие началось” обращаешь внимание на хороший звук, адекватное сведение и грамотную вокальную работу, а тексты отлично воспринимаются на слух и не разочаровывают неумелым обращениям с рифмами и терминами. Помимо трёх музыкантов основного состава Progressor/Speed Of Light в работу над EP были вовлечены два драммера, бэк-вокалистка Наталья Сибильская из Pesante, уже сотрудничавшая со Speed Of Light, и небезызвестный Олег Мишин (Catharsis), которые помогли разнообразить идеи тверских пауэр-прогрессоров и представить их в максимально привлекательном виде.

“За гранью времён”, для которой и предоставил свои гитарные и флейтовые партии Олег, умело комбинирует классический бэттэл-хэви-пауэр и фэнтезийную атмосферность; неоклассические гитарные вариации инструментального каскада под названием “Реквием” напоминают строгость и сдержанную мистику раннего Мальмстина, “День гнева” вдоволь отрывается в плане нанизывания друг на друга скоростных гитарных соло и разных типов вокала, а титульная вещь зовёт ещё дальше в драматическую театральную пучину неоклассического симфо-пауэра.

А завершается всё более чем неожиданно. Кажется, ещё никто из эпик-пауэрщиков не делал каверов на Наутилус Помпилиус, и подводящая черту альбому интерпретация классической вещи Бутусова “Дыхание” на самом деле бодрит и вызывает неподдельный интерес: разочарование от копирования один в один сменяется одобрением как только вступают тяжёлые гитары и голос срывается к привычным берегам академических пауэр-вокализов. Версия получилась неоднозначной, но наверное именно в этом её сила: равнодушной она точно не оставит никого.

Эпичность без слащавой ванили и патетика, не соскальзывающая в дешёвый и ни чем не подкреплённый пафос не так уж и часто встречаются в современном симфо-пауэре, и у нас в стране в том числе, а потому актуальный EP на самом деле оставляет очень приятное впечатление адекватных амбиций музыкантов, которые могут, умеют и делают по-настоящему целостный и фирменный продукт. Никаких картонных драконов или псевдо-оперных вокальных потуг, а только качество и перфекционизм без искусственно завышенных планок – это Progressor.

Коллектив удачно сплавляет воедино агрессивные риффы в духе немецкой школы пауэра, сладкую итальянскую напевность, магическую батальную тематику, столь свойственную метал-операм и неоклассическую филигранность заливистых соло, а в итоге перед нами расстилается мир, который могли бы сотворить объединившись маги из Blind Guardian, Rhapsody Of Fire, Angra и Impellitteri, но созданный очень по-русски, доходчиво, разнообразно и без лишних лирических и нелирических отступлений, а что важнее – на очень хорошем и доходчивом русском языке.

У вокалиста Владислава Зыкова очень приятный тембр голоса с оттенками классической метал-героики и продирающей до мозга костей душевной эмпатии, а его экскурсы в оперные регистры и прогулки по фальцетоподобным высотам категорически уместны и не кажутся наивными или неумелыми. Отдельного упоминания заслуживает лирика, которая не скатывается в подражание ставшими уже классическими поэтическим упражнениям Маргариты Пушкиной, и вообще не старается повторять и копировать кого-либо из признанных гуру жанра.

Пожалуй, вопросы вызывает только обложка компакта и название группы. Даже после пяти и более дружно следующих друг за другом прослушиваний рецензируемого миника они по-прежнему кажутся мне словно взятыми из совершенно другой стихии и абсолютно не подходящими направленности группы и её музыкальному стилю. Где облачённые в блестящие доспехи соблазнительные девы-воительницы, где величественные замки и пугающие фантастические существа, где мечи, кровь и накачанные рыцари-мракоборцы?

Рвать в клочья шаблоны и громить стереотипы это конечно прекрасно, но оформление диска должно хоть в какой-то степени перекликаться с содержимым и иллюстрировать его, а потому в данном случае крайне неоднозначные испытываешь эмоции, когда вновь и вновь возвращаясь взглядом к обложке как будто нащупываешь ногой привычную ступеньку в подвале, по привычке спускаясь набрать себе ещё кружечку самодельного вина, но не находишь ничего, спуститься не можешь, а в итоге возвращаешься не солоно хлебавши, и с досады принимаешься искать фонарь для последующего визита туда же.

В остальном же претензий к материалу, качеству записи, сведению и уровню реализации, как и к тому, что и как делают нынешние Progressor нет никаких, и, сдаётся мне, это один из лучших релизов а данном жанре в нынешнем году, если не самый лучший. Музыканты группы на самом деле меняют, раздвигают и преображают музыкально-лирические каноны эпического пауэра, а что важнее – делают это так деликатно и ненавязчиво, что чувства подмены не возникает, а кажется, что у тебя получилось обмануть время, а заодно и старика Гераклита, и войти в одну и ту же реку дважды. Если бы не сомнительная обложка, всё было бы просто идеально.

Рецензия на альбом группы Deva Obida "Rudiment"

21-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Что означает слово “рудиментарный” в своём первом и исконном значении, я думаю, знают все (у каждого наверняка был такой друг детства, который с огромными от страха глазами рассказывал, как перед сном его пугала бабушка или дед-паралитик перспективой отрастания рудиментарного хвостика от долгого сидения на горшке), хотя данный термин чаще используется как обобщённый синоним чего-то недоразвитого, оставшегося в зачаточном состоянии и т.д. Трудно представить себе, какими мыслями и соображениями руководствовались музыканты легендарной мурманской капеллы Deva Obida, когда пришли к идее назвать свой очередной, уже третий по счёту полноформатник именно “Rudiment”, но тот факт, что такое самопровозглашение привлекает к себе внимание и заставляет мысль-интуицию судорожно метаться, пытаясь разгадать замысел авторов, отрицать сложно.

Deva Obida существуют вот уже более двадцати лет, и хотя их дискографию трудно назвать обширной или поражающей воображение своими размерами, они привыкли работать на совесть, и качество их материала точно так же привычно говорит само за себя. В данный момент состав коллектива органично дополнил замечательный вокалист Павел Черкасов, известный по не менее замечательному коллективу Arbor Inversa, а Александр Бурков помимо гитары, вокала и перкуссии отвечает ныне также за гусли и звуки балалайки. И кстати говоря, народность инструментала на этом не заканчивается, и благодаря содействию приглашённых музыкантов актуальный “рудиментарный” релиз заполучил в свою звуковую палитру волынку, флейту и глюкофон.

Уже по обложке компакта понятно если не всё касаемо актуальной стилистики коллектива, то почти всё: что могут играть в фолк-стилистике пятеро суровых воинственно-бородатых мужиков, которые позируют на фоне холодного северного моста или парапета, где только краем и факультативно пробивается скупое закатное солнышко, абсолютно не делающее никакой погоды? Вариантов тут на самом деле всего ничего: или это будет что-то в духе Falconer, Viikate и Tuatha De Danann, или нам предстоит отправиться в путешествие вроде тех, куда нас раньше брали с собой Asmegin, Waylander, Eluveitie и Amorphis. Кстати говоря, и первый, и второй расклад весьма как неплохи (подобных коллективов куда меньше, чем расплодившихся почём зря традиционных фолк-металлистов), но в данном случае нас ждёт всё-таки второй сценарий.

Играть суровую мужскую музыку безо всяких ванильных нежностей и в тоже время делать это с надлежащей долей мелодичности, атмосферности и эмоциональности совсем не так просто как может показаться, однако Deva Obida не зря терзают свои инструменты уже почти четверть века – с этой сверхзадачей они справились если не на “отлично”, то на твёрдое “очень, очень хорошо”. “Rudiment” не бросается в дэтовые и прочие экстремальные крайности, однако всё ещё достаточно тяжёл и резок, а этот особенный и ни с чем не сравнимый меланхоличный привкус прогрессивного дум-металла в духе поздних Amorphis и таких отечественных групп, как Great Sorrow, Scald и Grenouer сообщает релизу ещё больше печального очарования и терпкой осенней прелести.

Что касается вот уже дважды упомянутых мной параллелей к финским кудесникам из Amorphis, то аллюзии к их творчеству, проистекающие из материала современных Deva Obida, распознаются скорее в целом и общем, а касаются не чего-то конкретного, а скорее затрагивают сам подход музыкантов к созданию композиций и отчасти относятся к специфическим “карельским” мелодиям. В остальном же Deva Obida звучат более легко, прозрачно и “полётно”, чем наши северные соседи, и, кстати говоря, в плане соотношения с Waylander, Eluveitie и Asmegin тоже намного более напевны и раздольны. На “Rudiment” нет ничего резкого, гневного или тем более злобного, нет никакой негативности, а только очень зрелый, выверенный и взрослый арт-фолк-метал с лёгким привкусом светлой печали и взрослой, умудрённой годами адекватности.

Особого упоминания заслуживает вокальная работа Павла Черкасова, который сделал почти невозможное и заставил свой голос звучать на альбоме ну просто очень колоритно. В самом тембре уже столько оттенков и разных скрытых (и не очень скрытых) параллелей, что перед нами предстаёт просто целый водопад самых разных созвучий, в то время как параллельная вокальная поддержка Артёма Бахтурина и Александра Буркова приводит к тому, что в итоге на диске можно услышать и нечто от Чёрного Обелиска (“Relict”), и отзвуки характерного ревущего вокала Танели Ярва из Sentenced и The Black League (“Zmey”), и даже какие-то особые нотки, напоминающие Константина Кинчева (“Pereval”), не считая прекрасных чистоголосых распевок и вокальных чистоголосых наложений, которые напоминают разом весь цвет умного мирового прог-викинг-металла: Deva Obida явно тяготеют к высотам поздних Borknagar, и это великолепно.

С точки зрения композиции и исполнительского мастерства актуальный лонгплей занимает очень взвешенную срединную позицию, когда никто особо не щеголяет своими умениями и не старается прыгнуть выше головы, но в то же время высочайший уровень мастерства всех без исключения музыкантов и вокалиста чувствуешь почти на уровне подсознания, а вкрапления народных и этнических инструментов всегда категорически уместны и дозированы, и никогда их появление не сопровождается стикером “лишь бы было”. Каждый трек на данном диске заслуживает отдельного, очень подробного и обстоятельного разговора, но за неимением времени и места для этого я просто скажу, что они все хороши и прекрасны как спелые, яркие грозди калины, уже тронутой первыми морозами и, что называется, “вошедшей в пору”.

Если вы даже всего лишь включите “Rudiment” для беглого поверхностного ознакомления, то у вас вполне может появиться ощущение, что звучат просто неплохие меланхоличные песни, которые приятно слушать и переслушивать снова и снова, однако если всмотреться чуть внимательнее, то становится понятно, что достичь такой “облачной” естественности на самом деле очень даже непросто, а за ненавязчивыми риффами и почти архетипическими мелодиями рецензируемого лонгплея стоит колоссальный труд и масса вложений: духовных, эмоциональных, физических, интеллектуальных, материальных, наконец. Долгое время я жалел, что в России нет настолько же блистательной фолк-метал-группы, которая могла бы сравниться, к примеру, с белорусскими Hok-Key и Дрыгва, но сейчас этот зияющий провал с успехом заполнили собой Deva Obida.

Ещё десять лет назад Deva Obida удостоились звания самой техничной команды Мурманска, затем были признаны лучшими в категории “драйв”, а сейчас их прогрессивность расцвела пышным цветом. Зрелость, харизматичность, самобытность, уверенность в себе – всё это качества, которые отличают группу на её современном этапе, и у Deva Obida на самом деле есть всё, чтобы доставать до звёзд и с уверенностью представлять север нашей гордой и необъятной родины на мировой сцене. С приходом вокалиста Павла Черкасова коллектив обрёл очень сильный и независимый вид и действительно достиг очень значительной планки в своей и без того впечатляющей, хоть и слишком пересечённой рубцами перемен эволюции. Пожелаем успехов и удачи этой поистине знаковой команде, а в знак признательности ещё раз переслушаем “Rudiment”!

Рецензия на альбом проекта ЭстетикаГородскихОкраин "Патриотиз-м 19"

19-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вот, вот и ещё раз вот – хочется мне воскликнуть при виде названия этого проекта! Вот насколько важно называть вещи своими именами и не просто своими, а правильными именами. Тысячу раз незабвенный капитан Врунгель прав: “Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт”: назовёшь музыку “музон” или “музло”, вот и будет она восприниматься как синоним всему, что заканчивается на “о”; станешь называть любимые родные просторы каким-нибудь корявым вырожденческим словечком - глядишь, на глаза как будто чёрные в коричневую крапинку очки оказались надеты, а родимый продмаг и скверик за домом стали выглядеть как что-то упадочное и не сильно привлекательное. Нет уж, товарищи, давайте очищать свою речь и подобно толкиеновским валар и философу Хайдеггеру словом творить и созидать свою реальность!

Как я уже заметил, данный проект всё сделал правильно и в отличие от одного достаточно известного, но не слишком сознательного паблика ВК, назвал прелестную городскую периферию именно окраинами, а не как-нибудь обидно и с оттенком тюремно-сниженного жаргона. Собственно, в данном случае всё закономерно и понятно: автор, мастермайнд и идейный вдохновитель ЭстетикиГородскихОкраин, именующихся сокращённо ЭГО, хоть и не пытался выпуском данного EP памятник себе воздвигнуть нерукотворный или петь дифирамбы книжным ценностям, но как бы там ни было, всё-таки руководствовался при записи диска чувствами высокими, светлыми и патриотическими, что ничуть не противоречит или почти не противоречит исповедуемой коллективом депрессивной пост-индустриальной философии.

С чего начинается Родина? На этот, казалось бы, давно не требующий ответа вопрос по причине его хрестоматийности и укоренившихся в сознании стереотипов пробует ответить открывающая мини-альбом вещь, которая так и называется “Моя Родина”. Уверенные, хоть и несколько нестройные шумно-какофоничные эскапады аутентично сменяются мрачными гитарными риффами, а некий постапокалиптический глас начитывает на их фоне такие же постапокалиптические тексты. Мерно, с особым нажимом и без сомнений угадывающейся внутренней болью и горечью Никита Лесь, ответственный за речитатив и аудиальное воплощение вербальных смыслов, произносит и шаг за шагом утверждает новое, современное и актуальное понимание Родины, обновляя древние, несколько сдавшие свои позиции лозунги и прокламации:

“Моя родина построена на остатках древней цивилизации,
Где люди были из железа и стали,
У половины мира они срывали овации,
А остальную откровенно пугали,
Моя родина заключена в старых домах,
Её душа в свете уличных фонарей,
Её столько раз обращали во прах
И чужой рукой и своей.”
(c) ЭстетикаГородскихОкраин – “Моя Родина”

Больше драйва, больше риффов, больше эмоционально-вербального напора ждёт нас во второй вещи “Маяк-1957”, а тематика и направленность нарратива как будто и не меняются, лишь слегка корректируются, стартуя с хрестоматийного “Родина-мать зовёт”. Даже вокальная составляющая усиливается и напирает на слушателя с удвоенной и утроенной силой, всемерно множась, раздваиваясь и полифонично расщепляясь. Нечто подобное вполне могли бы исполнять Stahlhammer или кто-нибудь ещё из умных и технически подкованных немецких индустриальщиков, но ЭГО идут дальше и смешивают в алхимической колбе индастриал с классикой, авангардом и нойзом, а затем вводят туда нежный девичий голосок с простенькими, наивными, но безоговорочно эффектными рифмами и мелодиями.

Именно так звучит “Манифест”, записанный совместно с Kerrigan. Контрастно противопоставляемый безысходной основе женский голос дополняется в том же “Манифесте” синтезаторными a la восьмибитный Casio соло, что на фоне сложных, полуавангардных инструментальных каскадов и угрюмых начитываний воспринимается как долгожданный луч света в тёмном царстве. Наиболее целостно с точки зрения концептуального базиса звучит “Метро”, в которой присутствуют и мрак, и атмосферность синтезаторных подкладок, и специфические мелодии, и индустриальные эксперименты, а завершающая диск “Электричка” уже в первые секунды своего звучания парадоксальным образом напоминает Lacrimosa - как будто где-то далеко на заднем плане играет забытая кем-то детская музыкальная шкатулка.

Сам Никита Лесь говорит, что вдохновлялся при создании актуального EP эстетикой “Сталкера” и “Метро”, а я бы добавил, что в звуковой палитре и в текстах компакта без труда можно рассмотреть множество и других влияний – от “Книги Илая” и, конечно же, “Пикника на обочине” Стругацких до “Экспериментов Лейн”, “Эрго Прокси” и деятельности таких музыкальных коллективов, как Поезд Родина, Сумеречная Депрессия и Agenda. Кстати, если вам знакомо название “Пола Икс”, то это ещё одна параллель, которая способна прояснить и дополнить впечатление от рецензируемого релиза (сектанты-авангардщики, которые играли на заброшенном заводе в том фильме, на самом деле исполняли нечто очень близкое и родственное по духу музыкальной вере ЭстетикиГородскихОкраин).

Ну и раз уж я заговорил в начале данной рецензии о пабликах ВКонтакте, можно вспомнить ещё один, публикуемый которым контент на самом деле очень здорово сочетается с тем, что делает рецензируемая сейчас группа – этот паблик называется “Русская смерть”. В точности как в данном сообществе, в текстах и в музыке ЭГО проходят перед внутренним мысленным взором слушателя разбитые, разграбленные, пришедшие в безмерное запустение или просто оставленные, забытые и предоставленные сами себе памятники, артефакты, предметы гордости и величия некогда по-настоящему прекрасной и славной страны. Никита явно любит и гордится этой страной, помнит её величие, до сих пор не растеряв восхищения её победами. И это адекватно. В интерпретации автора наша с вами Родина становится похожей на Атлантиду, грозную, вечную, легендарную.

И в этом отличие ЭГО от упомянутых выше Сумеречной Депрессии и Поезда Родина. Помимо явного упадка и явной депрессивной серости в творчестве данного проекта однозначно присутствует вера, утверждение, любовь и другие подобные не-отрицающие чувства. В этом плане то, что делает Никита Лесь, намного ближе к творчеству Agenda и их пламенной рваной тоске по новому небу и новой земле. Размашистые индустриальные ландшафты, гнетущая апокалиптическая тоска и мрачные образы в лирике – это только часть целого в мире ЭстетикиГородскихОкраин, и рядом с ними запросто уживается чистая, искренняя и светлая любовь к родной земле, то самое “дым Отечества мне сладок и приятен”, некогда перетолкованное Натальей Медведевой в “дым Отечества мне горек и обиден”.

Стоит отметить, что релиз был профессионально сведён Владимиром Лехтиненом, и в этом плане расколол историю ЭГО на самодеятельную, раннюю и современную, качественную. Не скажу, что предшествовавшее творчество состава, сведением которого занимался сам Никита, хуже – оно по-своему аутентично и прекрасно, однако отрицать тот факт, что для рывка к большой сцене и большой известности нужен был этот шаг за помощью к профессиональному звукорежиссёру, возможности нет, я оспаривать этого и не стану. Альбом получился концентрированный и насыщенный, а что важнее – свежий. Учитывая то, как популярны в наше время стали у населения мечты о поездке в Припять, сталкерская тематика и другие подобные бродилки за артефактами, стоит предрекать альбому “Патриотиз-м-19” культовое будущее. И вполне заслуженно.

Рецензия на альбом группы Кармина "Ничего лишнего"

18-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Каждая новая песня, новый концерт или даже просто новый пост в сообществе ВКонтакте этой смоленской группы – это сеанс весёлой магии в стиле арт-рок, который проводят две прелестные русалки, всегда играющие в открытую, но непременно остающиеся неразоблачёнными и неразгаданными. Они даже придумали свой особый термин для обозначения того, что делают. Это прилагательное, и образовано оно от имени их группы, а звучит так: карминовый. Любой, кому доводилось забредать к ним на огонёк, наверняка и сейчас помнит то знаменательное событие, вновь и вновь возвращаясь в их зачарованный лес, а при упоминаниях и отсылках использует слова, синонимичные таким дефинициям как “магия” и “химия”.

Кстати, “carmina” в переводе с латинского означает “песня” и хотя родственность тёмно-красному оттенку, который именуется кармин, проследить с достоверностью в данном случае не удаётся, нет никаких сомнений, что музыка Кармины способна не только вдохновлять и благотворно влиять на бабочек, обитающих в животе, но и воспламенять труху стереотипов. Вы тоже вспомнили про Flёur, глядя на их промо-фото? А теперь представьте, как могли бы звучать Пулатова и Войнаровская с вокалом Дианы Арбениной, волшебно-мечтательной атмосферой Немного Нервно и с текстами в духе Ольги Арефьевой и Елены Погребижской – ядерный коктейль, не правда ли? А вот тут самое время нажать на “play” и узнать, как всё обстоит на самом деле!

Вязкие, почти космические инструментальные каскады с эпизодическими симфонично-оркестровыми взвихрениями, немного манерный вокал с интонациями Арбениной, Мары, Джем и Чичериной, и предельно искренние, почти дневниковые строчки лирических изысканий сплетаются в органичное и непротиворечивое целое, которое на удивление достаточно адекватно записано и профессионально сведено. Участницы Кармины обещают музыку в стиле “ню” и обнажение до “(не)разумных пределов”, а на деле хулиганят и всемерно развивают характерные снайперски-флёровские музыкально-вербальные достижения, то обращаясь к нецензурной лексике, то добавляя неожиданные аранжировки, а то просто срываясь в чистый стёб.

Что интересно, произведения Светланы и Милы (именно так зовут участниц) отличаются категорической степенью лиричности, почти фолковой раздольностью и по-настоящему романсовой глубиной. При всей своей задиристости и рваной рокерской эпатажности уже открывающая альбом “Ню” легка, нежна, гармонична, а попробовав на вкус её спокойствие и томную негу, хочется непременно вкусить этого сладкого очарования ещё и продолжить знакомство с группой. И да, в случае если вы продолжите движение по треклисту актуального CD, разочарованы вы не будете: сменяющая распечатавшую диск сюиту “Печать печали” отличается ещё более лунным настроением и прохладной дождливой ностальгией, что звучит весьма приятно.

“Китайский” продолжает хулиганить, долго перечисляет, обобщает, констатирует, называет “фигнёй”, спешит, иронизирует, перебивает сам себя и действительно очень занятно смешивает в одном бокале фирменные штучки Flёur и Ночных Снайперов, а вот “Не для рок-н-ролла” доводит разномастные крайности, и без того свойственные команде, до крайнего предела, то взрыкивая жёсткими гитарными соло, то бросаясь в оркестровые воды неоклассики, то экспериментируя с вокальными мелодиями и поэтическими размерами. Вам уже снова хочется романсов в духе “Неужели не я?” Светланы Сургановой? Тогда именно для вас звучит очень камерная и на самом деле очень близкая к атмосфере Серебряного века “Сердечная мышца”.

“Пиджак на голое тело” будет неустанно эпатировать и дразнить своими игривыми мелодиями и ещё более игривыми лириксами; “Моё поколение” с интересом поглядывает на эксперименты Константина Кинчева с хард-роком; “Я пропала” в первые секунды звучания вопреки всем правилам и нормам напоминает Аквариум, а затем благополучно возвращается в привычный alma mater, а затем на вас обрушатся глубоководные переборы в традициях Meldis и Caprice и всё тот же вечный и неизбывный Flёur в “Антиквариате”. Очень интересно играет маниакально-депрессивными настроениями “Ламбада”, шутлива и иронична “Милый”, а вышедший на бис “Сударь” на удивление серьёзен в своих романтических и галантных манерах.

Кто мог бы подумать, что на туманных полях смоленщины, где вовсю громыхают “железные дровосеки” из Jinx и Secret Sign, мог появиться такой изысканный и филологически-правильный цветок – однако реальность упорна и сурова, а Светлана и Мила, кажется, нимало не заботятся о том, какие ландшафты расстилаются у них за окном, надевают весёленькие платьица в горошек, вплетают в причёску живые цветы, и ничуть не смущаясь, отправляют в мир порцию аутентичного питерского арт-барокко-рока с привкусом кардиовейва. Они решительны как вечная серьёзность Ахматовой, изысканны как знаменитая цветаевская строфа, и скоры на выдумки и шалости как Розенкранц и Гельденстерн (если кто-то вдруг не в курсе, была такая питерская группа).

Я никогда не считал, что оригинальность является обязательным и краеугольным атрибутом хорошего альбома – как ни крути, мы достаточно редко слушаем что-то только лишь из соображений непохожести данного произведения на другие, всенепременно предпочитая таковым релизам что-то просто душевное, близкое, родное и отвечающее нашим внутренним потребностям и стремлениям - и да, Кармина не очень оригинальны, сами данный факт особо не отрицают и не скрывают (“и я, конечно же, разительно на всех похожа, но что ж, зато до дрожи”), а вот рифмовать, шутить, играть смыслами и жонглировать оттенками смыслов у них получается очень даже симпатично и, случается, на самом деле “до дрожи” – аутентично так.

Можно критиковать слишком самодеятельную и комиксоподобную обложку компакта, однако факт, что на альбоме на самом деле нет ничего лишнего, а пара-тройка (а я думаю, даже больше) настоящих хитов определённо присутствует, остаётся фактом. Получилось ли обнажённо? Получилось. Всё слушается в самом деле вполне себе откровенно, хорошо и “навылет”, а чёткие по-настоящему поэтичные песни с красивыми метафорами, говорящими сравнениями и нежными заимствования из классики “лезбо-рока” в исполнении Кармины выглядят искренне, органично и привлекательно, в то время как сами участницы уверенно козыряют харизмой, “давно и всерьёз в теме”, да и вообще…. Что там, вы говорите, Аристотель утверждал по поводу природы и пустоты?

Рецензия на EP группы AlmostMetYou "Almostmetyou"

18-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У этих москвичей очень красивое и поэтичное название, которое они для пущей оригинальности пишут слитно – AlmostMetYou (ПочтиВстретилТебя) – и я уже вдоволь нарадовался и наудивлялся чуть менее трёх лет назад на их дебютный EP “Another Universe”, а ведь тем временем много воды утекло и вообще много что изменилось у представляющих ныне свой новейший и актуальный четырёхтрековый миник столичных романтиков. Начать стоит с того, что прежняя вокалистка Аня окончательно и бесповоротно покинула (да-да, безо всяких там “почти” и “чуть-чуть”) коллектив, а её место заняла новая фронтвумен Яна Леонова.

Шаг хоть и радикальный, но совсем не фатальный, поскольку новая певица очень быстро и уверенно влилась в команду, успешно прошла боевое крещение концертами, а её голос теперь звучит на записи так, будто был там всегда. Почти три года спустя группа представляет свой новый EP, где нас снова поджидают четыре трека, а у альбома идентичная с названием коллектива вывеска. И последний из перечисленных фактов яснее ясного намекает на то, что команда задумала устроить перезагрузку. Голос Яны звучит мягче и разнообразнее, чем пение Анны – это факт, и само собой не нужно быть гением, чтобы понять, что звучание группы значительно обновилось.

Если во времена “Another Universe” AlmostMetYou напоминали мне смесь Guano Apes с Atrox и Madder Mortem, то сейчас по мере прослушивания открывающей диск “Hey!Boy!” вспомнились Эврил Лавин, The Pretty Reckless и The Cranberries. Что-то очень характерное для Эврил, Тейлор Момсен и Долорес О’Риордан, какие-то очень игривые, стилизованно подростковые нотки и такая же подростковая угловатость слышатся на “Almostmetyou”, и группе они, надо сказать, очень идут. Музыка стала более чёткой, более хитовой и цепляющей, риффы бьют точно в цель безо всяких лишних движений, а протяжная неповоротливость a la “Zombie” просто восхитительна.

Яркие краски, стилизованная девчачья непосредственность и утяжелённые ритмы, знакомые нам по хитам Синди Лопер, Гвен Стефани и Aqua стройными рядами идут в наступление во второй вещи под названием “We Destroy It All”, и хотя ревущего ро́кового напора, характерного для пения Анны, теперь нет или почти нет, его место не пустует, а с успехом и надлежащей страстной эмоциональностью заполняется хулиганскими вокальными вибрациями Яны. Немного наивные, как будто картонные риффы великолепно дополняют этот вокальный праздник непосредственности, бьющих через край эмоций и приподнятого расположения духа.

“Issues” чуть более резка, напориста и агрессивна (обратите внимание, как угрожающе рокочут гитары, почти готовые сорваться в металлический беспредел), уверенно наращивая темп и время от времени расцветающая хоровыми вокальными подпевками остальных музыкантов AlmostMetYou, а завершается всё более сдержанным среднетемповым треком под названием “What Are You Waiting For”. Назвать балладой эту вещь не получится, но лениво-расслабленные гитары в куплетах и играющий оттенками на их фоне голос Яны здесь на самом деле полны дремотной летней меланхолии и восхищения прелестями беззаботного времяпрепровождения.

Уже лет десять я фанатею по финской группе Indica, не устаю переслушивать их диски и ждать нового альбома, во многом считаю их мечтательный поп-рок-готик-метал-воображариум непревзойдённым, и каково же было моё восхищение, когда нечто очень похожее по настроению и по атмосфере (и отчасти даже в плане вокальной манеры) я услышал на новейшем минике AlmostMetYou. По-моему, ещё никто так задорно и ненавязчиво не интерпретировал наследие и заветы Синди Лопер, поэтому команде определённо есть чем гордиться. Такой тёплый и влюблённый в жизнь поп-рок с лёгкой руки ирландских клюковок стал почти философией, и москвичи умело пользуются данным обстоятельством, собственно, почему бы и нет.

Показать ещё