ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Печь "Созвездие"

17-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти московские фанк-альтернативщики обещали выпустить свой третий альбом ещё весной, а чуть раньше очень своеобразно начали готовить для него почву и представили затейливый diy-клип на песню “8:03”, о котором я уже подробно теоретизировал в своей январской рецензии. Как водится, с релизом всё немного затянулось, и альбом увидел свет практически в последний день весны – 29 мая, а потому неминуемо (и предсказуемо) оказался по сути и сущности своей летним. Что ни говори, а умеют эти ребята правильно пиарить и позиционировать свою музыку: ну в самом деле, что может быть более своевременным и приятным летом, чем летний альбом летней и жаркой группы, в музыке которой жарко и комфортно словно в печи?

По поводу последнего я, кажется, слегка перегнул, но да не важно, ведь уже звучит открывающая компакт “Не верил”, которая очень доходчивым, доказательным и иллюстративным образом являет нам исполняемый современной Печью кроссовер из панка, фанка, рока и альтернативы. Что-то почти блэксаббатовское послышалось мне в основном риффе этой вещи, что-то до боли напоминающее “War Pigs”, но так было ровно до тех пор, как в дело был запущен философствующий голос вокалиста, который и расставил все точки над “Ы”, разом сорвавшись в классические прерии Red Hot Chilli Peppers и не забыв про напевную романтику раздольных припевов, и, что важно отметить, всё это на фоне всё того же саббатовского вязкого стоунера.

А для второй вещи с альбома написал текст некто Александр Сергеевич “Солнце русской поэзии” Пушкин. Тут мы все дружно снимаем шляпы, оголтело котируем и ценим такую литературно-вербальную преемственность, и композиция действительно получилась очень неплохой, правда фанка здесь уже минимум, а вот панка полное и широчайшее российское раздолье, не исключая также и нецензурную лексику, которую недрогнувшей рукой наши “печники” дописали к строфам классика. И это не единственный трек на диске, к которому современная жестокая цензура налепит свой ограничивающий возраст слушательской аудитории стикер, – сменяющая её хип-хопообразная “Чит” тоже не лишена крепкого словца. И сменяющая её “Раунд”. И не только.

Сами музыканты называют собственные экскурсы в околонецезурный и околошансон/околоТимати мир словосочетанием “хип-хап”. Что это такое - я доподлинно не знаю, но по духу и по настроению очень похоже на куртуазных маньеристов и в частности на поэта всея Бахыт Компот Вадима Степанцова. Много панковой непосредственности, много вербальной свободы и фанковой отвязности, немного словесных каламбуров – это и есть хип-хап. А знакомиться с данным самопровозглашённым жанром стоит, пожалуй, начинать с упомянутой мной уже, четвёртой по счёту на диске “Раунд”, которая имеет подназвание “Малолетние рукоблуды”. Характерная вещь, хотя слишком спонтанная на мой вкус.

Намного более привлекательны, на мой взгляд, куда более вдумчивые, жизненные и серьёзные “Сюжет” и “Настоящее”, в надрывных признаниях которых без труда узнаются летовские интонации и столь характерная для Agenda жажда правды. Фанк конечно в этих сюитах отходит на второй план, а пресловутой хип-хап и вовсе где-то съёживается в пыльном углу, однако общей композиторской силе и особой “печной” забористости это нисколько не вредит. А ведь на альбоме есть ещё надрывная алкогольно-романтическая баллада! Трек “Балабол”, который автор негласно посвятили незабвенному Киту Флинту (или Курту Кобейну?), это одна из самых ярких и запоминающихся вершин с актуального компакта, и выглядит она действительно весьма неплохо.

Сменяющая “Балабола” “Как Комплимент” тоже балладна и лирична, но в отличие от неё ещё более гранжева, психоделична и абстрактна, что вероятно приведёт в восторг любителей Grateful Dead и ценителей долгих вечерних созерцаний, сидя где-нибудь на крыше с ботлом вайна в руке, но более приземлённому слушателю вполне способна показаться скучноватой и подзатянутой (не надо кидать в меня бутылкой, я этого не утверждал!). “Выбей меня из меня” как будто пробует смешать водном алхимическом флаконе Nirvana и (The) Dead Elvis, а заключительный аккорд данного музыкально-литературного эксперимента называется “Устал” и представляет собой практически tabula rasa в духе предельного акустического минимализма, но с душой (sic!).

И отрицать, что альбом вышел вполне себе симпатичный после того как мы с вами прослушали его от и до, будет уже далеко не так просто, как было ещё час назад, когда мы просто брели мимо по облюженным кварталам социальных сетей и уныло выцепили взглядом из разноцветно-разномастного рекламного многообразия отсылающий к классике Малевича чёрно-белый конверт актуального “печного” лонгплея. “Сюжет”, “Балабол”, “Как комплимент”, “Выбей меня из меня”, “Устал” – уже за эти пять треков (половина таки) вполне можно ставить релизу твёрдые 4 звезды. Пушкин? Пушкин конечно хорош, но эксперименты на то и эксперименты, чтобы быть неоднозначными, хотя релиз в целом, конечно, жаркий: и пирожков испечь, и яичницу пожарить.

Рецензия на альбом The Lust "Lustration"

17-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Совсем недавно вышел дебютный альбом сольного проекта Яна Федяева GOOT, наполовину состоявший из кавер-версий, а теперь кавер-карнавал продолжается, и собрать в одном месте и под одной обложкой все свои перепевки чужого творчества вознамерилась основная команда Яна. Конечно, большинство из представленных на актуальном компакте композиций вам совершенно точно знакома, ведь они выходили синглами, им случалось присутствовать на номерных альбомах проекта в качестве бонустреков, однако с тем чтобы составить целостное и наиболее адекватное впечатление о том, как The Lust каверят свои любимые песни, лучше слушать их друг за другом и в том порядке, который предусмотрели для этого сами авторы.

Музыканты The Lust не раз подчёркивали, что кавер-версии в их исполнении под вывеской данной группы – это, прежде всего, выражение признательности тем коллективам, которые оказали на них наибольшее влияние и без которых The Lust в том виде, в котором мы знаем их, не существовали бы. Помимо традиционных и вполне ожидаемых каверов на Paradise Lost, Tiamat, Theatre Of Tragedy, My Dying Bride, Charon, Cemetary, Sundown и The Sisters Of Mercy, на диске присутствуют куда более неожиданные перепевки наследия Bad Boys Blue и ABBA, которые привносят на данную компиляцию свежую струю весенних поп-мелодий, в остальном же перед нами практически чистейший монолит великолепного готик-металла в его самой впечатляющей вариации.

The Lust уже довольно давно перестали быть группой только с женским вокалом, и актуальная компиляция представляет слушателям вокал Яна Федяева во всей его красе и со всех самых выигрышных и приятных сторон. Нужно отметить, что звучит пение гитариста и лидера-основателя на самом деле превосходно – Ян не старается просто копировать вокальную технику исполнителей, композиции которых поёт, но его исполнение на самом деле очень точно и чётко попадает в тот самый нужный регистр, звучание в котором необходимо для того, чтобы композиция находилась в русле оригинала и не теряла взаимодействие с ним. Ян поёт уверенно, с чувством и со своей собственной характерной эмоцией, что тоже, несомненно, является его большим плюсом как вокалиста и ещё одним несомненным достоинством современных The Lust.

Не обошлось без фитов и приглашённых музыкантов, что так любят в последнее время участники этой команды – в кавере на “Rain” отметился гитарист Charon Лаури Туохимаа. Что интересно, Лаури и вокалист Charon Юха-Пекка Леппалуото выразили благодарность за кавер, а позже Лаури принял участие в написании одного из новых синглов The Lust в качестве соло-гитариста (кавер, видимо, на самом деле задел за живое!). И ведь именно в “Rain” Ян использует чистый вокал, чего раньше не случалось или было огромной редкостью, а потому вдвойне приятно, что авторы и оригинальные исполнители данной вещи так высоко её оценили и даже выразили желание продолжить и углубить сотрудничество с коллективом.

Вероятно, с точки зрения объективной исторической значимости наибольшую ценность и интерес на компакте представляют как раз хароновский “Rain”, techno-кратические “Gimmie, Gimmie, Gimmie”, “Gimmie, Gimmie Your Loving” и театровский “Crash”, а также “Dr.Jeep” Сестёр Милосердия, но это совсем не означает, что остальные более профильные и близкие к основному стилю The Lust композиции менее интересны и слушабельны – музыканты проделали невероятную работу, и заставили звучать все эти эпохальные вещи не просто не хуже оригинала и на презентабельном европейском уровне, а действительно по-новому, свежо, ярко и при этом не теряя очевиднейшую и самую прямую связь с оригиналом.

За звук на альбоме вновь отвечает наверняка всем давно известная Slaughtered Studio и Фёдор Боровский (Second To Sun, Tame The Lightning), который также записал большую часть барабанов и клавишных к песням, что является гарантом высочайшего уровня качества и реализации данного релиза. Немного в непривычном для группы ключе выполнено оформление, The Lust не были бы собой, если бы работали по шаблону и не искали бы новых путей воздействия на целевую и околоцелевую аудиторию. Стилизованные под египетские иероглифы значки, коих ровно столько, сколько композиций на пластинке, хоть и не выделяются в художественном плане, но смотрятся стильно и почти магически.

Не удивлюсь, если сами The Lust невероятно гордятся своей компиляцией, ведь гордиться на самом деле есть чем: сборник вышел не просто великолепный, а почти гениальный – говорю это как большой любитель тяжёлых каверов на единожанровые и более лёгкие, экзотические и неожиданные композиции. Даже на фоне таких признанных и титулованных релизов, как “Werk 80” Atrocity, оверкиловского “Coverkill” и Ланы Лейн с её “Cover Collection” “Lustration” заметно выделяется в лучшую сторону, превосходя их по разнообразию, уровню реализации и общей эмоциональности. Авторы так мастерски подобрали и исполнили эту дюжину кавер-жемчужин, что актуальный диск воспринимается почти как цельное и законченное их собственное произведение, которое стоит приобрести не только для пополнения фонотеки, но и для частых и на самом деле приятных прослушиваний по-настоящему хороших и цепляющих песен.

Рецензия на альбом группы Garden Ring "Закрытый перелом"

17-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Очень интересно соотносятся друг с другом вывеска данного проекта, географически расположившегося в районе московского Садового кольца, и название его дебютного четырёхтрекового EP: имя группы вроде как намекает на что-то фэнтезийное и волшебное (Властелин колец в содружестве с садовым гномом, который упал на Дио и оттяпал ему фалангу пальца, которым тот так любил показывать свою любимую “козу”), а имя релиза с грохотом и треском возвращает на грешную землю, где нас ждут скучающие медики, шприцы, бинты, вата и перспектива наблюдаться у доктора в ближайшие пару месяцев. И всё это ещё не самое интеерсное. Если вас не испугает такая эклектика, вы продолжите знакомство с коллективом и дойдёте до сообщества команды ВК, то там обретёте ещё больше когнитивных диссонансов.

Ну или так: авторы поворачивают и своё название, и бегущую строку имени нынешнего EP совсем другой стороной, неожиданно сворачивая в очень серьёзную и даже философскую тематику. Как объясняют столичные романтики, их диск посвящён той боли, которую нельзя увидеть посредством обычного зрения - “порезам от сказанных слов, ссадинам от поступков, закрытым переломам от обманутого доверия и отвергнутой любви”. Авторы напрочь отвергают знаменитую розановскую констатацию о том, что цинизм проистекает от страдания, и совершенно вопреки ему утверждают чистый, незамутнённый взгляд на жизнь, а рациональному расчёту и прагматическим соображениям противопоставляют обнажённое сердце и искренность чувств.

Если вам показалось, что исходя из подобных исходных данных, Garden Ring должны играть что-то вроде Radiohead, Antimatter и поздних Anathema и The Gathering, то вам не показалось. Перед нами сейчас действительно очень элегантно аранжированный и психоделично насыщенный меланхолично-атмосферный рок с пронзительным вокалом и искренними русскоязычными текстами. Светлая печаль, бесконечная грусть, всепобеждающая вера в человека и в высшие ценности, а также тяжкая свинцовая усталость от каждодневных горьких разочарований и давно ставшей привычной гранитной отстранённости, граничащий с равнодушием, что живёт в глазах сограждан, – калейдоскоп с таким спектром ждёт вас в музыке Garden Ring образца 2019 года.

Альбом стартует с самой сильной и цепляющей на диске “Не Верю”, которая задумана как экзистенциальный мини-триллер, а развивается неспешно и лениво, но массированно и неотвратимо. Берущие за душу куплеты и тягучий, словно в замедленной съемке разносящий всё вокруг на мелкие осколки и щепки взрыв припева соотносятся по всем правилам хорошего кинематического рока, и действительно привлекают к себе внимание, надёжно завладевая сознанием. Более динамичная, бодрая и тяжёлая “Дорога” парадоксально напомнила мне в припеве Технологию, и в голосе действительно почти физически ощущаешь узнаваемый звон металлических интонаций наших техно-патриархов и их отстранённую флегматичность.

Очень простая, почти фоновая на первый взгляд, “Перелом” бурно расцветает узнаваемыми порывисто-влекущими вокализами в припеве, словно через силу сопротивляясь сладостной, дремотно-летаргической вате инструментала. В подобном же ключе следует и завершающая диск сюита “Дождь”, где расслабленное бренчание акустики и сэмплированный шелест водных струй сливаются в один монохромный поток, а на его фоне всё так же, не теряя веры и бесплодной надежды, продолжает биться в закрытую дверь оставшийся один на один с природнйо стихией и собственными мыслями вокалист. Всего 2:26 составляет хронометраж финального трека, и альбом в целом заканчивается очень быстро, неожиданно, словно рассыпается каплями многоточием.

Специфика закрытого перелома состоит в том, что болит сильно, но не видно ничего или почти ничего. Только привычно послушные конечности уже не слушаются, а рёбра отзываются острым всплеском боли и адреналина, предательски прогибаясь в недра грудной клетки. Всё в точности так и в музыке рецензируемой группы: для поверхностного взгляда это просто ещё один вариант того, как могли бы звучать летом 2019 года вдруг стремительно помолодевшие Pink Floyd, а вот если копнуть чуть глубже и задержаться возле этой грустной витрины ещё на пару-тройку минут, орнамент сухой осенней листвы придёт в движение, и случится маленькое чудо: звуки и слова расступятся, приглашая вас войти.

Я не случайно упомянул чуть выше слово “кинематический” – чувствуется, что Garden Ring не намерены ограничиваться лишь тем, чтобы писать песни и рифмовать слова на заданную тему, они уверенно и планомерно создают свой собственный мир, свою собственную декадентскую философию перманентного разочарования и вечного вселенского дождя. Ребята очень грамотно и адекватно разобрались с аранжировками, и их замедленный психоделик-лав-метал на самом деле обрёл объём и живые цвета, зазвучав как сама жизнь. В итоге такая смесь из Entwine, To/Die/For, Antimatter, Radiohead и Технологии способна не только понравиться поклонникам всех перечисленных коллективов, но и привлечь в свой имаджинариум новых адептов.

Рецензия на альбом группы Болезнь "Падающее небо"

16-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В очередной раз удивляюсь и замечаю, как мутновато-вязкое русское слово “болезнь” объединяет в себе английские “sick”, “ill” и “decease” – настолько многогранное, хлёсткое и ёмкое сочетание букв в самом деле ещё поискать, а вот группа, которая застолбила за собой столь универсальное и удачное имя, существует всего ничего – впервые они заявили о себе в предпоследний день прошлого года, когда на просторах всемирной паутины появился их дебютный сингл “Водная”, а все нормальные люди вовсю готовились встречать Новый год и объедаться оливье с мандаринами.

Дуэт не стал долго тянуть с альбомом и всё сделал быстро: полноформатный скетчбук, в который аккуратно оказалась вписана специфическая философия лестничной клетки, исповедуемая музыкантами Болезни, вышел чуть менее полгода спустя, 3 мая, и сразу же привлёк к себе внимание декаденствующей профильной аудитории. То, что сами музыканты называют арт-роком и слоукором, на самом деле звучит как подёрнутый пеленой депрессивного дарк-рока трип-хоп, куда какими-то неведомыми ветрами занесло dsbm-отчаяние, атмосферную металлическую тоску и меланхоличный нуар раннего пост-панка.

“Кто в России не любит пофилософствовать?” – вопрошал сам себя ещё Чаадаев, попивая чаёк и пописывая свои философические письма, а ведь с того самого далёкого времени ровным счётом ничего не изменилось. Прошедшие ровной чередой по безбрежному отечественному полю экспериментов Бердяев, Розанов, Шестов и Бахтин только укрепили и подтвердили данное утверждение Петра Яковлевича, ну а музыканты Болезни просто не стали идти против течения и тоже органично влились в общую струю философствующих искателей-нигилистов, облагородив свои музыкальные эксперименты достаточно внятной и привлекательной концептуальной схемой.

Как и любой настоящий философ, участники Болезни очень любят долгие, многозначительно-психоделические вступления, а иногда настолько увлекаются, что и вовсе забывают про вокал, как произошло в открывающей альбом композиции под названием “Жёлтая”. Достаточно бодрые и почти жизнерадостные мотивы этой вещи, надо понимать, были инспирированы последними тёплыми лучами уходящего дня, отблеск которых и был запечатлён на обложке компакта, а вот дальше ночной прохлады (“Прохладная”) становится больше, темп повышается и на сцене, наконец, появляется упадочный и достаточно традиционный для пост-рока и The Cure вокал.

Авторы говорят, что диск является неудачной попыткой трезвого взгляда на объективную реальность, а в музыкальном плане дружен с неизбежным хаосом и прочими базаровскими вывертами; на деле же всё примерно так и обстоит, и их странные изломанные ритмы почти так же многозначительны, как и смазанные, небрежно-усталые инструментальные каскады в традициях Bauhaus и Joy Division, а меланхолично-сонная медитация “Звезде” тянет смыслы и эмоции из ночных небесных провалов так напряжённо и настойчиво, что напоминает авангардный манифест, в котором помимо всего прочего прорисовывается надрывный крик-скрим.

Ну а я давно уже заметил, что зачастую одни и те же люди сейчас слушают и флегматичный пост-панк/пост-рок, и группы вроде Shining и Forgotten Tomb, а идея совмещения одного и другого давно уже витала в воздухе и буквально просилась быть кем-нибудь задействованной и реализованной. Ребята из проекта Болезнь пошли ещё дальше и, видимо посчитав, что ограничивать себя в чём-то совсем уж ни к чему, отправили в общий котёл своего дуэтного коллективного творчества изрядную долю махровой и почти мистической психоделики, которой становится особенно много по мере развития диска и его продвижения к своему финалу.

Чем-то очень созвучным раннему Роберту Смиту веет от “Старше”, где бас по громкости выведен на тот же самый уровень, что и гитара с барабанами, а ближе к коде, как довольно часто водится у Болезни, не обходится без надрывных, напоминающих о депрессивном блэк-металле воплях. Отчаянными рок-н-ролльными пульсациями переполнена “Крем-Брюле”, почти балладна, лирична и очень неожиданна в плане вокала “Джейн”; “Дикий” сворачивает куда-то в самодеятельный блюз, а в плане текста прямиком отсылает к замысловато-забавным находкам (the) Dead Elvis, в то время как “Весенняя” это уже чистый и повсеместный кайф и релакс.

В этом треке трипхоповые ландшафты классических Portishead приближаются на расстояние вытянутой руки, а психоделика гитарных импровизации восхитительно дополняется винтажной электроникой. Только пять минут спустя (!) появляется вокал, и фантасмагория его декламаций и напевов неожиданно оказывается лиричной и романтичной, что с учётом предыдущих композиций и их направленности воспринимается почти как нонсенс. Пожалуй, лучшее завершение для такого больного и изломанного релиза было бы трудно себе вообразить, и “Весенняя” на самом деле завершает диск на очень многозначительной и даже мистической ноте.

Вряд ли снобы из Yes, Rush и King Crimson приняли бы в свои артроковые ряды группу с таким болезненным звучанием и такими упадочными текстами, да и Роберт Смит с Сёстрами Милосердия, скорее всего, были бы не в восторге от такого родства и таких преемников, но Болезни, думается мне, на это глубоко наплевать, они просто делают то, к чему лежит их мятущаяся и не самая благозвучная душа, а по поводу соответствия результата каким-то неведомым им правилам и мифическим канонам заботятся меньше всего. Да и о чём можно говорить, если… “Ты уедешь на такси, а я куплю наркотики”, как сообщает нам “Водная”.

И альбом вышел у ребят действительно крафтовый и диковинный – вот уж не думал я никогда, что переходное звено между Молчатдома и Lauxnos существует, однако жизнь не устаёт преподносить нам сюрпризы и удивлять там и тогда, когда и где этого меньше всего ждёшь. Сдаётся мне, принять и полюбить такую музыку могут как поклонники первых, так и последователи последних, ну а любители-эстеты, которым знакомы такие названия, как Light? и Chevauchee, уж точно найдут здесь чем поживиться, и наверняка будут рады и довольны как Карлсон, забравшийся в банку с вареньем, вновь и вновь погружаться в эти угрюмые, изломанные созвучия и горькие больные поэтизации.

Здорово и прекрасно, когда в музыке есть своя концепция, а за звуками и ритмами кроется выверенная и последовательно проводимая мысль. Хотя до логическо-повествовательных вершин (the) Dead Elvis и таких их пьес, как “Сами по себе” и “Здравствуй, Вечность!” Болезнь пока ещё не доходят, их диск всё-таки нужно признать шикарным и замечательным. И даже не за то, что они гениально воплотили в музыке и текстах давно ставший общим местом в классической литературе и философии образ лишнего человека, а за то, как беззастенчиво и естественно совместили несовместимое и выразили посредством звуков и слов лихорадочную болезненную экзальтацию – доходчиво показали, каково это когда “низкие потолки душу теснят”, а тебя переполняют идеи.

Рецензия на альбом Волны "Арифметика"

16-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Народные приметы редко ошибаются, и одна из них гласит, что если на холодильнике появился коллаж желаний, а где-нибудь в углу была замечена мандала, то это явный признак того, что хозяину данного жилища очень скоро здорово подфортит и вообще всё сложится самым лучшим образом. Барнаульские инди-рокеры заручились поддержкой космических сил ещё во времена своего клипа “Книжный червь”, а уж их прошлый альбом “Тиферет” был уже тотально отлажен по фэн-шую, что с полной достоверностью позволяло полагать, что дальше будет больше и лучше, а в детство впадать ребята явно не намерены.

Гм… Разноцветные кубики с буквами, арифметика.… Нет, это не маразм и не попытки впасть в детство, просто авторы очень захотели сделать свой новый диск доступным и понятным для людей всех возрастов и вероисповеданий, музыканты не стали углубляться в концептуальные дебри и глубины, и, не мудрствуя лукаво, ограничились просто соединением воедино разных хороших песен.

Как говорят сами музыканты, треки с их актуального CD датируются временными отрезками с 2005 по 2019 годы, а для того чтобы заполнить все необходимые саунд-пустоты, Артём Сабельников и его сотоварищи задействовали тромбон, виолончель, женский вокал и детский хор, спев про “любовь, экзистенциализм и немного политики”. Кстати, о годах и датах. В структуре альбома можно заметить несколько интересных нюансов, которые позволяют косвенно подозревать авторов в попытке создания машины времени. На одну из песен с диска под названием “Этим утром” был снят клип, а произошло это задолго до релиза, а именно в 2015 году.

А начинается всё с “Бабочки”. Ребята явно знают ту старую буддистскую притчу о том, как Будда приснился бабочке (или бабочка приснилась Будде – не важно), и их тяжёлая, электронно-меланхоличная “Бабочка” тоже воспринимается как неспешный назидательный нарратив. Что-то былинно-сказочное проскальзывает в голосе Артёма, а обилие разномастных синтезаторных вкраплений уравновешивается таким же впечатляющим обилием плотных, монолитно-величественных дисторшновых гитар. “Тишина” грустна и задумчива, но ритмичный гитарный чёс никто не отменял, и гитары знай себе шлифуют свою железную нарезку.

Титульная вещь стартует с расслабленных акустических побрякиваний и сонных синтезаторных рисунков, и в данном случае первое впечатление оказывается верным, ведь голос вокалиста и атмосфера композиции на самом деле намерены предоставить нам вариацию на тему тиаматовского “A Deeper Kind Of Slumber”. Чуть более активна и шустра “Пропаганда”, но в целом остаётся в русле всё того же меланхолично-флегматичного готик/лав-металла, исследовать который продолжает и сменяющая её “В Метро”, в которой даже текст недвусмысленно указывает на симпатии главного автора к тёмным бёртоновским темам.

Я давно заметил, что у меня очень специфическое и личностно-окрашенное восприятие творчества этой группы: умом понимаю, что музыканты ориентируются на Muse, Placebo, Travis, The Killers, Coldplay, Сплин, Торбу-на-круче и тому подобный современный альтернативно-прогрессивный рок, а сам упорно слышу Tiamat, Antimatter и The Gathering. Конечно, талантливый и с душой исполненный атмосферный рок он и есть талантливый атмосферный рок, как его ни назови и с кем ни сравнивай, но проводить параллели между Волнами и творчеством Александра Васильева или какими-нибудь Смысловыми Галлюцинациями мне категорически не хочется, а по мере прослушивания возникают совершенно другие образы.

Нежная баллада “Я помню всё” приносит на альбом дуэт женского и мужского вокала, который звучит на удивление уместно и аутентично; “Только там” продолжает экспериментировать с вязкими дремотными мелодиями и упруго-ритмичными гитарами; “Равноденствие” неожиданно светла, наивна и радушна, опьяняя сознание полётным весенним мотивом, а когда разум достаточно расслабится - вдруг сбрасывает на него тот самый обещанный детский хор, который, впрочем, почти не напоминает “пинков” и их “Another Brick In The Wall”, а всего-навсего добавляет в общую звуковую канву пару ёмких и важных фраз.

“Этот день самый добрый, самый светлый,
Где ты и я затерялись на проспектах
Города, отогретого весною,
Фонари нас уводят за собою”
(с) Волны – “Равноденствие”

В первый момент мне показалось, что “Телефон” звучит почти как минималистический прото-хип-хоп пополам с арт-роком, но на деле данный трек просто максимально подчёркивает обнажённость чувств, следуя в русле эдлундовского “Sixshooter”; “Этим утром” воспринимается как вырванный из личного дневника длинный утренний монолог на грани сна и яви, когда все тени длиннее, море кажется по колено, а до неба вот-вот дотянешься рукой. Ну а подводящая черту “Прощальная песня” проста и торжественна как воскресная литургия где-нибудь в Земле Санникова, где в заповедном тихом тайнике слышен каждый скрип и каждый вздох.

А что касается клипов на “Этим Утром” и на “Прощальную Песню”, то их на самом деле очень интересно сравнить друг с другом, а соотносятся они почти как инь и ян: первый, снятый в 2015 году, представляет собой простенький diy-ролик, посвящённый городской суете и вечно куда-нибудь спешащим автобусам с трамваями, а второй сделан на очень высоком профессиональном уровне, впечатляет качеством картинки, отменной режиссурой и качественным подходом к съёмкам, а по факту являет зрителю потрясающие алтайские локации и зовёт не ограничивать свой дух в его безоглядном стремлении следовать за своей мечтой и выбраться погулять на Алтай.

Если вы до сих пор до конца не понимаете, что такое серьёзный экзистенциальный рок, то можно попытаться прояснить для себя смысл данного определения, обратившись к современному творчеству Волн и в частности к их новейшему лонгплею, на котором вам наверняка будет вдоволь всего: и смыслов, и серьёзности, и межпредметных связей, и религиозно-философских параллелей, и обычного рокерского драйва. Не нудно, не скучно и отнюдь не с менторским тоном, хотя и с непременной долей психоделики Волны покажут вам свой вариант того, куда и как могут тянуться художественные рок-поросли в 2019 году и какие плоды могут на них созревать.

Альбом получился очень цельным и ненавязчивым, а формальное отсутствие сквозной концепции даже оказалось кстати – любой трек можно в любой момент вырвать из контекста, перемешать песни как кубики с буквами, всё разломать, разбросать (пожалуй, это уже лишнее, но если уж очень хочется…), а потом собрать в новом, только лишь вам подходящем и вас радующем порядке. Мне понравилось, как потяжелели гитары и как массированно и властно стала звучать электроника, но вся соль здесь, конечно же, совсем не в этом, а в той особой рассветной магии, которая рождается от смешения гитар, ритм-секции, голоса и стихов Артёма Сабельникова.

Рецензия на альбом группы Secret Sign "Rock From Nowhere"

14-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Перед нами один из старейших смоленских тяжёлых проектов, который наряду с Jinx вот уже много лет несёт в массы свой “кустарный” первородный хэви-метал с элементами трэша и грува. “Rock From Nowhere” – третий альбом в дискографии Secret Sign и выходит после почти восьмилетнего молчания, которое длилось с самого 2011, когда собственно и был реализован второй полноформатник состава под названием “Violent Movement”. Можно только гадать, что послужило причиной столь продолжительной и нехорошей задержки, ведь информации по деятельности команды в сети категорически мало и вообще статус коллектива вполне можно рассматривать как подпольный и истинно андеграундный.

На данный момент в рядах команды присутствует только основатель, вокалист и бессменный идейный руководитель Андрей Таистов (вокал, гитара, бас-гитара, ex Jinx, ex Incinerate, ex К.Б.О.) и Денис Лёвочкин (ударные, ритм-гитара), а на сессионно-гостевой основе в создании альбома приняли участие Влад Демидкин, Дмитрий Крукле и Николай Комшуков. Как видно уже по обложке, Secret Sign исповедует предельно олдскульный и даже архаичный подход к тяжёлой музыке, а метал в понимании музыкантов это ржавый, пропахший копотью и бензином кусок доисторического металлолома, который против всех законов механики и здравого смысла по-прежнему жив, активен и не лишён особой колючей привлекательности.

Я уже как-то назвал в своей рецензии группу Jinx смоленским Motorhead, и по отношению к Secret Sign такое определение тоже может быть очень уместным и подходящим. Ядерный рок-н-ролльный задор, искрящий словно неисправная проводка и дивно пахнущий дорогой и скоростью металлический драйв, а также масса далеко не идеальных, но с любовью и с особым восторгом исполненных риффов - это собственно и есть Secret Sign, который хоть и звучит ещё более андеграундно и гаражно, но в энергетике ничуть не уступает своим землякам из Jinx. Собственно, если как-то характеризовать музыку “Rock From Nowhere”, вполне можно сказать, что перед нами просто несколько утяжелённый и задекорированный под трэш и грув старый добрый рок-н-ролл.

Именно так звучит титульная композиция с альбома, и наверняка старик Лемми был бы рад узнать, какие причудливые плоды принесла его музыкальная деятельность в земле смоленской, а вот стартует диск с более угрюмой, серьёзной и жёсткой “Endurance”, которую предваряет хриплый возглас Андрея “Let The Carnage Begins!”. Однако даже в этой злобной вещице на фоне барабанов-колотушек и воинственного рокота гитар без труда узнаются разудалые рок-н-ролльные ритмы, которые буквально так и зовут ноги в пляс. Нечто очень подобное играли на заре 90-х у нас Hellraiser, Devilry, Never и Shah, а в профильной прессе исторически так сложилось, что подобный ностальгический шум стало принято называть советским металлом.

Совершенно пофигистическое отношение к сведению и мастерингу приводит к созданию очень самодеятельных и на самом деле кустарных музыкальных поделок, но именно в этом самый сок и особое очарование Secret Sign. Ритмично грохочет чёрный локомотив “Black Engine” по своим стальным рельсам, и всё бы здорово и отлично, но кое-где саунд как будто проседает, а вокалисту как будто не хватает дыхания, чтобы вытянуть свои партии до конца именно так, как нужно. Но даже и это не беда, ведь экспресс продолжает движение, а машинист на подобные нюансы внимания обращать не желает и знай себе подбавляет газу, чтобы на всех парусах ворваться в мир современного вылизанного тяжмета и как следует застремать там всех и вся.

“Провокация” называется следующий трек, хотя вряд ли Secret Sign был создан для того чтобы провоцировать и вызывать удивление (отвращение, изумление, снисхождение, разочарование, etc далее по списку) – ведь играют такую музыку исключительно по любви к древнему металлическому олдскулу, а качество и уровень реализации в данном случае абсолютно не принципиальны. Кстати говоря, не обошлось на “Rock From Nowhere” без настоящих тяжёлых хитов, и “Wings Of Death” на пару с “Human Garbage” на самом деле звучат очень презентабельно и внушительно. Я даже выронил клавиатуру от удивления, когда из колонок заиграло вступление первой из них, и полез доставать её под стол только после того как отгремел последний аккорд композиции, и ни секундой раньше.

Пожалуй, в том, что касается верности заветам великого и незабвенного Лемми, Secret Sign может потягаться не только со своими земляками из Jinx, но и с такими группами, как Portfire – по стилю и по духу это конечно никакой не трэш и не грув, а самый что ни на есть ядрёный моторхэд. Немного больше ритмичного трэшевого чёса, чуть больше металла и ржавых поскрипывающих железяк, капельку ностальгической олдскульной патетики, которой так у много у ребят из Darkthrone, и ещё пару маленьких тележек неподдельного энтузиазма – вот вам рецепт создания данного компакта. “Любите или ненавидьте нас, нам всё равно” – говорили ещё в лохматом году зелёные тогда ещё перцы из Kreator, и Андрей Таистов наверняка размышляет в подобном ключе.

А ведь из альбома при надлежащей степени старания можно было бы сделать ещё ту конфетку – поработать над сведением, звуком и мастерингом, чуть лучше всё это дело отрепетировать, вывести вокал на более солидный и самоидентичный уровень, добавить разнообразных вставок-вкусняшек, да и вышел бы убийственный эпик, на самом деле способный поразить, влюбить в себя, а попутно обойти классику Bulldozer и Blessed Death. Увы, полагаю, что автору попросту не до этого, а гораздо ближе ему философия в духе “и так сойдёт”. Кстати, перечисляя хиты и сильные стороны компакта, я совсем забыл о шикарной тяжёлой балладе, закрывающей диск и подводящей итог релизу – “Demons In You” на самом деле эпохальна и хитова на все 666%. Настоятельно рекомендую: со времён Carnivore и их “Male’s Supremacy” не слышал ничего подобного – чистоголосые упражнения Андрея на действительно на удивление напоминают Питера Стила.

Показать ещё