ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Болезнь "Падающее небо"

16-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В очередной раз удивляюсь и замечаю, как мутновато-вязкое русское слово “болезнь” объединяет в себе английские “sick”, “ill” и “decease” – настолько многогранное, хлёсткое и ёмкое сочетание букв в самом деле ещё поискать, а вот группа, которая застолбила за собой столь универсальное и удачное имя, существует всего ничего – впервые они заявили о себе в предпоследний день прошлого года, когда на просторах всемирной паутины появился их дебютный сингл “Водная”, а все нормальные люди вовсю готовились встречать Новый год и объедаться оливье с мандаринами.

Дуэт не стал долго тянуть с альбомом и всё сделал быстро: полноформатный скетчбук, в который аккуратно оказалась вписана специфическая философия лестничной клетки, исповедуемая музыкантами Болезни, вышел чуть менее полгода спустя, 3 мая, и сразу же привлёк к себе внимание декаденствующей профильной аудитории. То, что сами музыканты называют арт-роком и слоукором, на самом деле звучит как подёрнутый пеленой депрессивного дарк-рока трип-хоп, куда какими-то неведомыми ветрами занесло dsbm-отчаяние, атмосферную металлическую тоску и меланхоличный нуар раннего пост-панка.

“Кто в России не любит пофилософствовать?” – вопрошал сам себя ещё Чаадаев, попивая чаёк и пописывая свои философические письма, а ведь с того самого далёкого времени ровным счётом ничего не изменилось. Прошедшие ровной чередой по безбрежному отечественному полю экспериментов Бердяев, Розанов, Шестов и Бахтин только укрепили и подтвердили данное утверждение Петра Яковлевича, ну а музыканты Болезни просто не стали идти против течения и тоже органично влились в общую струю философствующих искателей-нигилистов, облагородив свои музыкальные эксперименты достаточно внятной и привлекательной концептуальной схемой.

Как и любой настоящий философ, участники Болезни очень любят долгие, многозначительно-психоделические вступления, а иногда настолько увлекаются, что и вовсе забывают про вокал, как произошло в открывающей альбом композиции под названием “Жёлтая”. Достаточно бодрые и почти жизнерадостные мотивы этой вещи, надо понимать, были инспирированы последними тёплыми лучами уходящего дня, отблеск которых и был запечатлён на обложке компакта, а вот дальше ночной прохлады (“Прохладная”) становится больше, темп повышается и на сцене, наконец, появляется упадочный и достаточно традиционный для пост-рока и The Cure вокал.

Авторы говорят, что диск является неудачной попыткой трезвого взгляда на объективную реальность, а в музыкальном плане дружен с неизбежным хаосом и прочими базаровскими вывертами; на деле же всё примерно так и обстоит, и их странные изломанные ритмы почти так же многозначительны, как и смазанные, небрежно-усталые инструментальные каскады в традициях Bauhaus и Joy Division, а меланхолично-сонная медитация “Звезде” тянет смыслы и эмоции из ночных небесных провалов так напряжённо и настойчиво, что напоминает авангардный манифест, в котором помимо всего прочего прорисовывается надрывный крик-скрим.

Ну а я давно уже заметил, что зачастую одни и те же люди сейчас слушают и флегматичный пост-панк/пост-рок, и группы вроде Shining и Forgotten Tomb, а идея совмещения одного и другого давно уже витала в воздухе и буквально просилась быть кем-нибудь задействованной и реализованной. Ребята из проекта Болезнь пошли ещё дальше и, видимо посчитав, что ограничивать себя в чём-то совсем уж ни к чему, отправили в общий котёл своего дуэтного коллективного творчества изрядную долю махровой и почти мистической психоделики, которой становится особенно много по мере развития диска и его продвижения к своему финалу.

Чем-то очень созвучным раннему Роберту Смиту веет от “Старше”, где бас по громкости выведен на тот же самый уровень, что и гитара с барабанами, а ближе к коде, как довольно часто водится у Болезни, не обходится без надрывных, напоминающих о депрессивном блэк-металле воплях. Отчаянными рок-н-ролльными пульсациями переполнена “Крем-Брюле”, почти балладна, лирична и очень неожиданна в плане вокала “Джейн”; “Дикий” сворачивает куда-то в самодеятельный блюз, а в плане текста прямиком отсылает к замысловато-забавным находкам (the) Dead Elvis, в то время как “Весенняя” это уже чистый и повсеместный кайф и релакс.

В этом треке трипхоповые ландшафты классических Portishead приближаются на расстояние вытянутой руки, а психоделика гитарных импровизации восхитительно дополняется винтажной электроникой. Только пять минут спустя (!) появляется вокал, и фантасмагория его декламаций и напевов неожиданно оказывается лиричной и романтичной, что с учётом предыдущих композиций и их направленности воспринимается почти как нонсенс. Пожалуй, лучшее завершение для такого больного и изломанного релиза было бы трудно себе вообразить, и “Весенняя” на самом деле завершает диск на очень многозначительной и даже мистической ноте.

Вряд ли снобы из Yes, Rush и King Crimson приняли бы в свои артроковые ряды группу с таким болезненным звучанием и такими упадочными текстами, да и Роберт Смит с Сёстрами Милосердия, скорее всего, были бы не в восторге от такого родства и таких преемников, но Болезни, думается мне, на это глубоко наплевать, они просто делают то, к чему лежит их мятущаяся и не самая благозвучная душа, а по поводу соответствия результата каким-то неведомым им правилам и мифическим канонам заботятся меньше всего. Да и о чём можно говорить, если… “Ты уедешь на такси, а я куплю наркотики”, как сообщает нам “Водная”.

И альбом вышел у ребят действительно крафтовый и диковинный – вот уж не думал я никогда, что переходное звено между Молчатдома и Lauxnos существует, однако жизнь не устаёт преподносить нам сюрпризы и удивлять там и тогда, когда и где этого меньше всего ждёшь. Сдаётся мне, принять и полюбить такую музыку могут как поклонники первых, так и последователи последних, ну а любители-эстеты, которым знакомы такие названия, как Light? и Chevauchee, уж точно найдут здесь чем поживиться, и наверняка будут рады и довольны как Карлсон, забравшийся в банку с вареньем, вновь и вновь погружаться в эти угрюмые, изломанные созвучия и горькие больные поэтизации.

Здорово и прекрасно, когда в музыке есть своя концепция, а за звуками и ритмами кроется выверенная и последовательно проводимая мысль. Хотя до логическо-повествовательных вершин (the) Dead Elvis и таких их пьес, как “Сами по себе” и “Здравствуй, Вечность!” Болезнь пока ещё не доходят, их диск всё-таки нужно признать шикарным и замечательным. И даже не за то, что они гениально воплотили в музыке и текстах давно ставший общим местом в классической литературе и философии образ лишнего человека, а за то, как беззастенчиво и естественно совместили несовместимое и выразили посредством звуков и слов лихорадочную болезненную экзальтацию – доходчиво показали, каково это когда “низкие потолки душу теснят”, а тебя переполняют идеи.

Рецензия на альбом Волны "Арифметика"

16-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Народные приметы редко ошибаются, и одна из них гласит, что если на холодильнике появился коллаж желаний, а где-нибудь в углу была замечена мандала, то это явный признак того, что хозяину данного жилища очень скоро здорово подфортит и вообще всё сложится самым лучшим образом. Барнаульские инди-рокеры заручились поддержкой космических сил ещё во времена своего клипа “Книжный червь”, а уж их прошлый альбом “Тиферет” был уже тотально отлажен по фэн-шую, что с полной достоверностью позволяло полагать, что дальше будет больше и лучше, а в детство впадать ребята явно не намерены.

Гм… Разноцветные кубики с буквами, арифметика.… Нет, это не маразм и не попытки впасть в детство, просто авторы очень захотели сделать свой новый диск доступным и понятным для людей всех возрастов и вероисповеданий, музыканты не стали углубляться в концептуальные дебри и глубины, и, не мудрствуя лукаво, ограничились просто соединением воедино разных хороших песен.

Как говорят сами музыканты, треки с их актуального CD датируются временными отрезками с 2005 по 2019 годы, а для того чтобы заполнить все необходимые саунд-пустоты, Артём Сабельников и его сотоварищи задействовали тромбон, виолончель, женский вокал и детский хор, спев про “любовь, экзистенциализм и немного политики”. Кстати, о годах и датах. В структуре альбома можно заметить несколько интересных нюансов, которые позволяют косвенно подозревать авторов в попытке создания машины времени. На одну из песен с диска под названием “Этим утром” был снят клип, а произошло это задолго до релиза, а именно в 2015 году.

А начинается всё с “Бабочки”. Ребята явно знают ту старую буддистскую притчу о том, как Будда приснился бабочке (или бабочка приснилась Будде – не важно), и их тяжёлая, электронно-меланхоличная “Бабочка” тоже воспринимается как неспешный назидательный нарратив. Что-то былинно-сказочное проскальзывает в голосе Артёма, а обилие разномастных синтезаторных вкраплений уравновешивается таким же впечатляющим обилием плотных, монолитно-величественных дисторшновых гитар. “Тишина” грустна и задумчива, но ритмичный гитарный чёс никто не отменял, и гитары знай себе шлифуют свою железную нарезку.

Титульная вещь стартует с расслабленных акустических побрякиваний и сонных синтезаторных рисунков, и в данном случае первое впечатление оказывается верным, ведь голос вокалиста и атмосфера композиции на самом деле намерены предоставить нам вариацию на тему тиаматовского “A Deeper Kind Of Slumber”. Чуть более активна и шустра “Пропаганда”, но в целом остаётся в русле всё того же меланхолично-флегматичного готик/лав-металла, исследовать который продолжает и сменяющая её “В Метро”, в которой даже текст недвусмысленно указывает на симпатии главного автора к тёмным бёртоновским темам.

Я давно заметил, что у меня очень специфическое и личностно-окрашенное восприятие творчества этой группы: умом понимаю, что музыканты ориентируются на Muse, Placebo, Travis, The Killers, Coldplay, Сплин, Торбу-на-круче и тому подобный современный альтернативно-прогрессивный рок, а сам упорно слышу Tiamat, Antimatter и The Gathering. Конечно, талантливый и с душой исполненный атмосферный рок он и есть талантливый атмосферный рок, как его ни назови и с кем ни сравнивай, но проводить параллели между Волнами и творчеством Александра Васильева или какими-нибудь Смысловыми Галлюцинациями мне категорически не хочется, а по мере прослушивания возникают совершенно другие образы.

Нежная баллада “Я помню всё” приносит на альбом дуэт женского и мужского вокала, который звучит на удивление уместно и аутентично; “Только там” продолжает экспериментировать с вязкими дремотными мелодиями и упруго-ритмичными гитарами; “Равноденствие” неожиданно светла, наивна и радушна, опьяняя сознание полётным весенним мотивом, а когда разум достаточно расслабится - вдруг сбрасывает на него тот самый обещанный детский хор, который, впрочем, почти не напоминает “пинков” и их “Another Brick In The Wall”, а всего-навсего добавляет в общую звуковую канву пару ёмких и важных фраз.

“Этот день самый добрый, самый светлый,
Где ты и я затерялись на проспектах
Города, отогретого весною,
Фонари нас уводят за собою”
(с) Волны – “Равноденствие”

В первый момент мне показалось, что “Телефон” звучит почти как минималистический прото-хип-хоп пополам с арт-роком, но на деле данный трек просто максимально подчёркивает обнажённость чувств, следуя в русле эдлундовского “Sixshooter”; “Этим утром” воспринимается как вырванный из личного дневника длинный утренний монолог на грани сна и яви, когда все тени длиннее, море кажется по колено, а до неба вот-вот дотянешься рукой. Ну а подводящая черту “Прощальная песня” проста и торжественна как воскресная литургия где-нибудь в Земле Санникова, где в заповедном тихом тайнике слышен каждый скрип и каждый вздох.

А что касается клипов на “Этим Утром” и на “Прощальную Песню”, то их на самом деле очень интересно сравнить друг с другом, а соотносятся они почти как инь и ян: первый, снятый в 2015 году, представляет собой простенький diy-ролик, посвящённый городской суете и вечно куда-нибудь спешащим автобусам с трамваями, а второй сделан на очень высоком профессиональном уровне, впечатляет качеством картинки, отменной режиссурой и качественным подходом к съёмкам, а по факту являет зрителю потрясающие алтайские локации и зовёт не ограничивать свой дух в его безоглядном стремлении следовать за своей мечтой и выбраться погулять на Алтай.

Если вы до сих пор до конца не понимаете, что такое серьёзный экзистенциальный рок, то можно попытаться прояснить для себя смысл данного определения, обратившись к современному творчеству Волн и в частности к их новейшему лонгплею, на котором вам наверняка будет вдоволь всего: и смыслов, и серьёзности, и межпредметных связей, и религиозно-философских параллелей, и обычного рокерского драйва. Не нудно, не скучно и отнюдь не с менторским тоном, хотя и с непременной долей психоделики Волны покажут вам свой вариант того, куда и как могут тянуться художественные рок-поросли в 2019 году и какие плоды могут на них созревать.

Альбом получился очень цельным и ненавязчивым, а формальное отсутствие сквозной концепции даже оказалось кстати – любой трек можно в любой момент вырвать из контекста, перемешать песни как кубики с буквами, всё разломать, разбросать (пожалуй, это уже лишнее, но если уж очень хочется…), а потом собрать в новом, только лишь вам подходящем и вас радующем порядке. Мне понравилось, как потяжелели гитары и как массированно и властно стала звучать электроника, но вся соль здесь, конечно же, совсем не в этом, а в той особой рассветной магии, которая рождается от смешения гитар, ритм-секции, голоса и стихов Артёма Сабельникова.

Рецензия на альбом группы Secret Sign "Rock From Nowhere"

14-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Перед нами один из старейших смоленских тяжёлых проектов, который наряду с Jinx вот уже много лет несёт в массы свой “кустарный” первородный хэви-метал с элементами трэша и грува. “Rock From Nowhere” – третий альбом в дискографии Secret Sign и выходит после почти восьмилетнего молчания, которое длилось с самого 2011, когда собственно и был реализован второй полноформатник состава под названием “Violent Movement”. Можно только гадать, что послужило причиной столь продолжительной и нехорошей задержки, ведь информации по деятельности команды в сети категорически мало и вообще статус коллектива вполне можно рассматривать как подпольный и истинно андеграундный.

На данный момент в рядах команды присутствует только основатель, вокалист и бессменный идейный руководитель Андрей Таистов (вокал, гитара, бас-гитара, ex Jinx, ex Incinerate, ex К.Б.О.) и Денис Лёвочкин (ударные, ритм-гитара), а на сессионно-гостевой основе в создании альбома приняли участие Влад Демидкин, Дмитрий Крукле и Николай Комшуков. Как видно уже по обложке, Secret Sign исповедует предельно олдскульный и даже архаичный подход к тяжёлой музыке, а метал в понимании музыкантов это ржавый, пропахший копотью и бензином кусок доисторического металлолома, который против всех законов механики и здравого смысла по-прежнему жив, активен и не лишён особой колючей привлекательности.

Я уже как-то назвал в своей рецензии группу Jinx смоленским Motorhead, и по отношению к Secret Sign такое определение тоже может быть очень уместным и подходящим. Ядерный рок-н-ролльный задор, искрящий словно неисправная проводка и дивно пахнущий дорогой и скоростью металлический драйв, а также масса далеко не идеальных, но с любовью и с особым восторгом исполненных риффов - это собственно и есть Secret Sign, который хоть и звучит ещё более андеграундно и гаражно, но в энергетике ничуть не уступает своим землякам из Jinx. Собственно, если как-то характеризовать музыку “Rock From Nowhere”, вполне можно сказать, что перед нами просто несколько утяжелённый и задекорированный под трэш и грув старый добрый рок-н-ролл.

Именно так звучит титульная композиция с альбома, и наверняка старик Лемми был бы рад узнать, какие причудливые плоды принесла его музыкальная деятельность в земле смоленской, а вот стартует диск с более угрюмой, серьёзной и жёсткой “Endurance”, которую предваряет хриплый возглас Андрея “Let The Carnage Begins!”. Однако даже в этой злобной вещице на фоне барабанов-колотушек и воинственного рокота гитар без труда узнаются разудалые рок-н-ролльные ритмы, которые буквально так и зовут ноги в пляс. Нечто очень подобное играли на заре 90-х у нас Hellraiser, Devilry, Never и Shah, а в профильной прессе исторически так сложилось, что подобный ностальгический шум стало принято называть советским металлом.

Совершенно пофигистическое отношение к сведению и мастерингу приводит к созданию очень самодеятельных и на самом деле кустарных музыкальных поделок, но именно в этом самый сок и особое очарование Secret Sign. Ритмично грохочет чёрный локомотив “Black Engine” по своим стальным рельсам, и всё бы здорово и отлично, но кое-где саунд как будто проседает, а вокалисту как будто не хватает дыхания, чтобы вытянуть свои партии до конца именно так, как нужно. Но даже и это не беда, ведь экспресс продолжает движение, а машинист на подобные нюансы внимания обращать не желает и знай себе подбавляет газу, чтобы на всех парусах ворваться в мир современного вылизанного тяжмета и как следует застремать там всех и вся.

“Провокация” называется следующий трек, хотя вряд ли Secret Sign был создан для того чтобы провоцировать и вызывать удивление (отвращение, изумление, снисхождение, разочарование, etc далее по списку) – ведь играют такую музыку исключительно по любви к древнему металлическому олдскулу, а качество и уровень реализации в данном случае абсолютно не принципиальны. Кстати говоря, не обошлось на “Rock From Nowhere” без настоящих тяжёлых хитов, и “Wings Of Death” на пару с “Human Garbage” на самом деле звучат очень презентабельно и внушительно. Я даже выронил клавиатуру от удивления, когда из колонок заиграло вступление первой из них, и полез доставать её под стол только после того как отгремел последний аккорд композиции, и ни секундой раньше.

Пожалуй, в том, что касается верности заветам великого и незабвенного Лемми, Secret Sign может потягаться не только со своими земляками из Jinx, но и с такими группами, как Portfire – по стилю и по духу это конечно никакой не трэш и не грув, а самый что ни на есть ядрёный моторхэд. Немного больше ритмичного трэшевого чёса, чуть больше металла и ржавых поскрипывающих железяк, капельку ностальгической олдскульной патетики, которой так у много у ребят из Darkthrone, и ещё пару маленьких тележек неподдельного энтузиазма – вот вам рецепт создания данного компакта. “Любите или ненавидьте нас, нам всё равно” – говорили ещё в лохматом году зелёные тогда ещё перцы из Kreator, и Андрей Таистов наверняка размышляет в подобном ключе.

А ведь из альбома при надлежащей степени старания можно было бы сделать ещё ту конфетку – поработать над сведением, звуком и мастерингом, чуть лучше всё это дело отрепетировать, вывести вокал на более солидный и самоидентичный уровень, добавить разнообразных вставок-вкусняшек, да и вышел бы убийственный эпик, на самом деле способный поразить, влюбить в себя, а попутно обойти классику Bulldozer и Blessed Death. Увы, полагаю, что автору попросту не до этого, а гораздо ближе ему философия в духе “и так сойдёт”. Кстати, перечисляя хиты и сильные стороны компакта, я совсем забыл о шикарной тяжёлой балладе, закрывающей диск и подводящей итог релизу – “Demons In You” на самом деле эпохальна и хитова на все 666%. Настоятельно рекомендую: со времён Carnivore и их “Male’s Supremacy” не слышал ничего подобного – чистоголосые упражнения Андрея на действительно на удивление напоминают Питера Стила.

Рецензия на альбом группы The Prophet "Essence"

14-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если пророк заводит разговор о сущностях, то наверняка беседа эта очень скоро закончится его ненавязчивой и совершенно естественной просьбой сгонять в гастроном за ботлом-другим креплёного, а там, глядишь, ещё и посетует-пожурит: “дурака пошли за одной, он одну и купит”, однако не будем, как говорит знаменитый герой русских анекдотов Василий Иванович, опошлять – у томского The Prophet на его четвёртом полноформатном творении очень профильный и серьёзный арт, а музыка ему под стать, поэтому шутки в данном случае вряд ли уместны, а мы с вами станем подходить к знакомству с данным музыкальным зверем с пиететом и благоговением.

Почти десять лет терзают и тиранят эти северные брутальщики свои музыкальные инструменты, и за это время в данном искусстве достигли немалых успехов, о чём и свидетельствует их новейший полноформатный залп. Вступительное оркестровое интро напомнило мне “Dim Carcosa” авторства бельгийских фэнтезийных блэкеров из Ancient Rites, и я, растворяясь в преисполненной мистического полночного очарования обложке, уже нафантазировал себе целый альбом такого отменного вдохновенного материала, и… не ошибся. Рецензируемый компакт на самом деле очень сильно и чётко развивает традиции “Another Damned World” (2016) и “Dying” (2015).

Вот уже звучит открывающая диск сюита “From The Endless Vortex”, и звучит она просто шикарно! Никаких штампов, общих для мдм-мест и проходных затей – только креатив, только мощь, только напор и изящество. Всё как было три (в случае с EP) и четыре года назад (в случае с прошлым полноформатом), только ещё грациознее, нелинейнее и изобретательнее. Гитары звенят злобно и едко, ритм-секция подобна стае раздосадованных шмелей, а вокал вещает так скорбно и патетически, что перед глазами моментально встаёт образ обиженного и в довершение ко всему напрочь лишённого своей заслуженной вечерней горилки странствующего лжепророка.

Никаких ожидаемых по причине жанровой самоидентификации коллектива отсылок к поздним и классическим Dark Tranquillity, In Flames и Soilwork на альбоме нет и близко – только жёсткий, техничный, очень самобытный, симфонически обрамлённый и да, достаточно архаичный, но от этого ещё более клёвый и рельефный материал в духе ранних-преранних At The Gates, Night In Gales, Misantrope и тех же Ancient Rites. Когда слушаешь “Essence”, кажется, что на дворе только-только забрезжила заря золотых для мдм 90-х, а из колонок на нас льются звуки какой-то очень харизматичной и вообще культовой заграничной капеллы.

“Defeated By The Deamons”, исполненная совместно с Олегом “Хищником” Литвиновым, это ещё одна гипермелодичная и ровно настолько же гиперэнергичная банка с вареньем для всех гурманов и любителей по-настоящему вкусного и полезного мдм. Эта короткая вещица столь же хороша, сколь скорострельна и необременительна - её хронометраж составляет всего 2:49 и ни секундой больше. Немного забегая вперёд, скажу, что томить и утомлять нас сегодня The Prophet совсем не намерены, а пролетит диск почти как Джек Николсон над гнездом кукушки, но вот эмоций и несколько напыщенной театральной красоты здесь будет немало.

Намного более эпичная и по-думовому (привет, ранние Dark Tranquillity) глубокомысленная “Emerald Eyes” содержит в себе не только величественные атмосферные синтезаторы, но и постепенно стихающее гитарное арпеджио. Великолепна в плане инструментальных и звуковых находок сменяющая её “Blackword”, где бас-гитара звучит почти как мерное тиканье дьявольских часов, со звука которых стартует хоррор-эпик из начала 90-х под названием “Туман”, а ударные напоминают бесчинствующие колотушки ранних Viking, и её мерность и циклическая контрастность по настоящему впечатляют, вновь напоминая о таинстве слияния дэта и дума.

Можно покурить и помечтать о высоком две минуты, пока звучит чудесный лирический инструментал “Dreamside Areas” (конечно не в инструменталах на подобных альбомах счастье, но как они здесь хороши!), и вот мы с вами снова под перекрёстным огнём шикарного авангардного мдм-винегрета под названием “World Of Pain”: скоростные гитары, неожиданные смены темпа, булькающие наслоения инструментов друг на друга, уныло-однотонные блэковые тремоло, старческое гроул-бормотание под визг гитарного рычага – в этой вещи есть где разгуляться и чем полечить свою истосковавшуюся по красоте и атональным металлическим гармониям душу.

Напористая и наиболее близкая к кондовому, столь любимому массами мдм “Flying” хитова и приятна, но совсем не так проста, а в середине даже одарит нас с вами каким-то не очень продолжительным повествованием. Близка к ней и родственна как сестра-близняшка “Time” (даже звук у них как будто схож и взаимно отличается от всех других треков с актуального диска), только вместо сказки на ночь в ней колокол и средневековый гитарный перебор; великолепна меланхоличная неоклассическая интерлюдия “Grand Deliriozo, Pt. I (Imago)”, а заключительная “In The Dying Sunset” эпична и задумчива в самом громком и исконном смысле этого слова.

Эх, засиделся я тут с вами, вон уже пожарники по лестницам к нам карабкаются – кажется, от звучания “Essense” загорелась чья-то крыша или запрятанный на чердаке скелет вспыхнул и дымит теперь своими пыльными нестиранными лохмотьями, и сейчас нас с вами будут поливать из шлангов и ведёрок. Будьте осторожны, когда станете в следующий раз загружать новейший дисковый кругляш томских пророков в свою звуковоспроизводяющую систему – помимо стандартных медицинских побочек в виде привыкания и синдрома отмены, он может неслабо воспламенять (вот уж у кого стоило бы поучиться оправдывать своё название шведам из In Flames).

Любителей современного вылизанного звучания может смутить несколько архаичный и нестройный саунд сегодняшних The Prophet, поклонники более очевидных и предсказуемых музыкальных сценариев вполне вероятно будут сетовать на то, что слэмить и трясти башней под такую музыку не очень сподручно, однако слушать их я вам не советую. Распробовать сущность “Essence” нужно обязательно, ибо она ни много ни мало на самом деле близится к настоящему искусству, а в случае если в будущем году “пророки” выпустят какой-нибудь шедевральный “мдм-концерт для группы с оркестром” вы уже будете в курсе и узнаете обо всём первыми.

Рецензия на сингл Bojena "Я Не Умру"

13-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если у вас есть сомнения по поводу того, что настоящий классический рок всегда, вчера, позавчера и даже в 2019 году живее и актуальнее любого другого жанра, вы наверняка ещё просто не слышали то, что делает Божена Войцешевска – невероятная исполнительница, которая сама пишет песни, продумывает концепцию, продюсирует свой материал и вообще держит все бразды правления в том, что касается музыки и её представления, в своих собственных руках. Польские корни позволяют певице обращаться с риффами, мелодиями и русскими словами так, что привычное и знакомое предстаёт в совершенно ином свете, а простое и безыскусное оказывается окружено таинственным, притягательно-волнующим ореолом.

Конечно, это просто рок, но рок такой, что от его звучания приходишь в восторг, а никакой надобности в каких-то дополнительных приставках вроде “инди”, “пост” и тд просто не возникает. Божена очень чётко, всесторонне и убедительно показала, каким разнообразным может быть этот самый классиче6ский рок, появившийся ещё в шестидесятые годы прошлого столетия, на своём недавнем полноформатном альбоме “Серебряные пули”, который без преувеличения можно назвать одним из самых ярких и интересных релизов текущего года, однако после выхода пластинки певица отнюдь не стала почивать на лаврах и предаваться меланхолии – 7 мая вышел ремейк её ранней песни “Я запуталась”, а 27 мая в сети появился очередной сингл - “Я не умру”.

Если в первом случае вниманию слушателей предлагалась энергичная, эмоционально насыщенная и очень напористая вещь, то сейчас перед нами совершенно иной по настроению и по атмосфере номер: тёмная, неспешная, даже философичная композиция с серьёзным текстом и горьковатыми полынными нотками размышлений о вечном и неизбежном. Сама Божена признаётся, что данный трек был написан для альбома “Серебряные пули”, но в итоге не вошёл на диск по причине своей серьёзности и специфичности тематики. Живой, эпатажный, критически и даже агрессивно настроенный по отношению к “оборотням в человеческом обличии” стиль “Серебряных пуль” просто не предполагал таких глубоких, личных и категорических откровений.

Певица взяла блюз, неисповедимую пронзительную тоску русских романсов, посмотрела с интересом в сторону прог-рока и написала песню, которая звучит как небольшой религиозно-философский манифест с хорошей, достаточно разнообразной гитарной работой, на фоне которой её узнаваемый сиплый голос выглядит ещё более выигрышно, чем в задиристых эпатажных боевиках. Лунная полночная тоска и робкие проблески надежды переплетаются в таком тесном диалектическом единстве, что разделить их практически невозможно, а намёки на винтажный пёпловско-юрайхипповский орган здесь как нельзя более кстати и своеобразно дополняют выбранную тему, делая жест в сторону величественно-готических месс.

Я всегда с особой симпатией относился к польским группам, будь то готические Artrosis, Moonlight, Delight, Closterkeller, Fading Colours или более традиционно роковые и металлические Kat, Vader, Darzamat и Lux Occulta, у поляков неизменно выходил очень оригинальный, интересный и даже уникальный материал на стыке славянской раздольной душевности и европейской рациональности. То же самое можно сказать и про творчестве Божены, которая принесла на нашу сцену нечто абсолютно свежее и невиданное. Сложные, даже вероятно чрезмерно усложнённые аранжировки, близкие к народным и этническим мелодии c привкусом особой западно-славянской мистики в совокупности создают очень редкий и мощный коктейль.

Обратившись к вечной теме, которую поднимал ещё Шекспир, а затем громогласно развивал Высоцкий, Божена тоже мечтает не умереть, а лишь уснуть, а пока этого не произошло яростно, напряжённо и неистово утверждает и всемерно возвышает жизнь как таковую, неизменно соскальзывая в столь характерную для себя чувственность и эротику: “Может просто глядя на луну, теперь я не умру, а лишь усну. Я не умру, даже сто лет не убедят меня в обратном, выхода нет. Я буду жить тысячу лет, тысячу зим с тобой одним, другого нет”. Впрочем, эротичность перманентно присутствует в голосе и манере пения вокалистки даже когда в тексте не поднимаются соответствующие темы, и в этом плане “Я не умру” тоже не стала исключением, в очередной раз подтвердив слова философа Бердяева о том, что женщина как таковая эротична всегда и во всём, поскольку стихия пола составляет её сущность и природу.

Трек вышел очень ровным (насколько это вообще возможно с порывистым, словно сотканным из противоречий и диаметральных полярностей характером Божены), линейным и меланхоличным, но та особая кипучая экспрессия, которой было так много на альбоме “Серебряные пули” и в недавнем сингле “Я запуталась”, ощущается и видна в песне совершенно невооружённым глазом. Конечно, это только затишье перед бурей, и неуёмный бунтарский темперамент певицы вряд ли кто-то или что-то сможет переделать, но “Я не умру” очень явно даёт понять, что вечные “проклятые вопросы” вокалистке не чужды, а в музыкально-стилистическом плане ей вполне доступны и подвластны высоты “Back To Black” Эми Уайнхаус и “See You On The Other Side” Оззи Осборна. Что тут сказать, быть может Божене стоило бы снять стильный чёрно-белый клип на эту вещь, и тогда мы все стали бы свидетелями того, как история повторяется?

Рецензия на альбом проекта N&B "Жемчужины затонувшего города"

13-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Пермские неоромантики долго и много говорили об этом альбоме, мастерингом которого занимался Ансси Киппо в Финляндии, целых полтора года готовили почву, выпуская синглы, и вот наконец в апреле всё случилось, и полноформатник был выпущен в свободное плавание во всемирную паутину. И с названием для диска ребята не прогадали – оно звучит мощно, масштабно и многообещающе, моментально вызывая массу интересных фантастических ассоциаций и связанных с ними соблазнительных образов.

Открывает диск наверняка всем давно и отлично уже знакомый трек “Твои Поцелуи” с медитативно-электронной музыкальной подкладкой и экстатическими вокальными прокламациями Сергея Бондаренко. Мистический текст, такая же мистическая музыка и глубоководная шаманская эротичность данного номера задают тон всему альбому, а следующая композиция “Не звёзды” всемерно усиливает все основные характеристики коллектива, ещё дальше углубляясь в прозрачный синтетический релакс с привкусом седых астральных странствий.

Звёздные россыпи таинственных электронных пульсаций, неотмирный голос вокалиста и откровенные эзотерические тексты превосходно дополняют друг друга в музыкальной Вселенной современных N&B. Вокал отличается крайней степенью эмоциональности, то спускаясь на шёпот, то переходя к настойчивым страстным увещеваниям, то почти срываясь на крик, то обращаясь к холодному космическому бесстрастию, а музыка идеально дополняет эти непредсказуемые и нелинейные визионерские изыскания.

В целом от прослушивания альбома остаётся очень целостное впечатление погружения в мир предвечных галактических туманов, а третий трек “Три Четверти” словно являет собой воплощение величественного вселенского покоя, максимально погружаясь в медитативную негу романтического нью-эйджа. Неожиданные рок-н-ролльные гитары слышатся уже в самом начале “С-30-Л”, а затем Сергей и Юрий вдоволь отрываются, пускаясь в авангардно-атональные эксперименты по совмещению электроники, космоса и рока.

Мистика на то и мистика чтобы быть мистичной, но N & B, кажется, намерены превзойти всех и вся в своём надрывном экстатическом устремлении в безбрежное. Слова становятся всё менее и менее разборчивы, и чем разнообразнее, сильнее и напряжённее делается вокал, тем больше он начинает восприниматься как ещё один музыкальный инструмент, а текст отходит сначала на второй план, уступая чистой природной мистике звёздных соитий, а затем и вовсе тает в кромешной ночной глубине этой неизреченной пульсирующей безбрежности.

“Хрустальный город” похож на предрассветную молитву, ничем, впрочем, особо не выделяясь на фоне других жемчужин с данного компакта, а вот сменяющая его “Обида” рельефна и контрастна. Ритуальные d’n’b-перестуки “Пластики” эффектно дополняются пружинящим ритмом дарк-электро и расслабленными гитарными импровизациями. Из пыльного, утомлённого сверхсветовыми скоростями звездолёта мы попадаем в самый разгар садо-мазо-вечеринки, и такая неожиданная перемена бодрит и поистине освежает и без того словно по команде вставший по стойке смирно разум.

“Молчание” напоминает колкую изломанную индустриально-фетишную балладу, а в плане хитовости заметно возвышается над остальными сюитами с актуальной пластинки; “Всадники” и “Паутина Дня” – это самые авангардные номера на альбоме и, пожалуй, именно они заслуживают больше всего внимания и представляют самый больший интерес, “Я люблю тебя” фонова и повествовательна, а завершается всё причудливой джазовой интерпретацией “Твоих поцелуев”, которая воспринимается как отвязный трагикомический спектакль.

У “Жемчужин затонувшего города” очень самобытный, даже диковинный саунд, он непредсказуем, порой способен вселять почти благоговейный ужас ненароком попавшим в его саунд-плен случайным слушателям, а его мелодии и ритмы не так-то легко принять и полюбить, однако если вы будете достаточно терпеливы и позволите этим звуковым волнам свободно течь через вашу душу и творить свою музыкальную магию, очень быстро почувствуете, как перед вашим взором расстилаются прекрасные и невиданные ландшафты.

Все мои самые смелые ожидания по поводу актуального лонгплея полностью оправдались и, пожалуй, даже более того – диск оказался настолько монолитным, живым, органичным и свежим, что в его тёмных, поросших ракушками и морскими лишайниками лабиринтах можно на самом деле блуждать часы и дни напролёт, каждый раз натыкаясь на что-нибудь новенькое и не учтённое в ходе прошлых прогулок. Если вам хочется душевных и берущих за душу песен, лучше послушать Высоцкого или Окуджаву, а вот саунд-гурманы и любители музыкальных редкостей определённо будут довольны и надолго застрянут в этом подводном заповеднике.

Раньше я сравнивал N & B с Радой & Терновник, Оргией Праведников и даже Dead’ушками Бориса Гребенщикова, ну а сейчас сравнивать с кем бы то ни было желания не возникает: N & B повзрослели, окрепли, уверенно укоренились на своём собственном пути и активно развивают его. Вдоволь наигравшись и похулиганив на предваряющих выход полноформатника синглах, сейчас Сергей и Юрий очень сдержанны, сконцентрированы и по-настоящему профессиональны. Их мистика зацвела пышным весенним цветом, и всё указывает на то, что плоды у этого невиданного куста будут ещё более дивными, терпкими и сочными.

Показать ещё