ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл проекта Wendigo "Вервольф"

18-07-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Что такое Wendigo? На этот вопрос возможно как минимум три ответа, и сейчас мы последовательно рассмотрим все из них, а начнём по порядку, с первого. Итак, Wendigo – это жуть жутчайшая и страшный саблезубый монстр андеграунда. Создатель и единственный участник проекта Николай “СиН” Сикерицкий (Astarium) нарочно всё делает с подчёркнутой небрежностью и всячески старается лишний раз выпятить на первый план некоммерческий характер своего побочного сайд-детища. Что может быть хуже, чем смесь Кабзона с Децлом под названием кабздец, и лютый, синонимичный всеобщему дистрою капут? Перед вами именно оно во всей своей красе, и более гаражный рок, наверное, трудно себе представить.

“Not For Sale” значится на самом диске с новейшим синглом проекта, а помимо куцей четырёхстраничной вкладочки с обложкой, трек-листом и текстами, к лазерному кругляшу ничего не прилагается. И “Вервольф” действительно стал самым сырым и раздолбайским из всех имеющихся в активе Wendigo на сегодняшний день релизов. Когда слушаешь это диво дивное, начинает казаться, что хуже уже просто невозможно, настал апофеоз небрежности, ещё чуть-чуть и всё сорвётся куда-то в адский ад между Куртом Кобейном и Егором Летовым, но в итоге всё оказывается даже ещё хуже, и мы летим ещё куда-то дальше, где законы музыки не властны над инструментами, а над всем витаем сумрачное и непреодолимое Wendigo.

И как раз там нас встречает второй ответ на запущенный в начале этой рецензии вопрос о сущности рецензируемого коллектива, и он таков - воплощённая мечта юности. Как известно, когда мы были молоды, мы все носили бороды, мы все носили волосы и пели ясным голосом, и что, скажите мне пожалуйста, может быть лучше и прекраснее сладостных грёз ранней юности? Конечно же, с ними не сравнится ничто и никогда. И действительно будет легче понять наивность, нервность и рваную непричёсанность “Вервольфа”, если вы будете держать в уме тот факт, что Wendigo стал воплощением юношеских музыкальных экспериментов Николая, которым не суждено было случиться и воплотиться в своё время, но к которым музыкант всё равно вернулся сейчас и при этом ничуть не охладел.

Думаю, нечто подобное сочиняли и попробовали исполнять практически все мы, но далеко не у всех в итоге получилось довести свои задумки хоть до какого-то логического завершения и хоть что-то и как-то записать. У меня, например, ни с одной из моих групп в 90-х до записи дело так и не дошло, хотя хотелось, мечталось и казалось важным, ну а сейчас уже как-то и не с руки, вроде как, всё давно быльём поросло и вековой пылью покрылось. Но не таков СиН – забытые игрушки и ненужные откровения обрели под вывеской Wendigo вторую жизнь, и теперь каждый хоть немного интересующийся лютым андеграундом человек имеет возможность окунуться в этот чан с мазутом подполья и вываляться в нём, как и в самые сладостные и романтичные деньки 90-х.

Ну а третий ответ на вопрос, вынесенный в лейтмотив данной рецензии, это наша врождённая жажда хаоса и вековечное вселенское мортидо, которое открыл и превосходно описал ещё дедушка Фрейд. Wendigo – это и есть эти самые хаос и мрак безудержной и ничем не ограничиваемой креативности, выпущенные на свободу и вольготно разгуливающие где им вздумается. Когда звучит этот проект, все условности и ограничения нервно курят в сторонке, критики и снобы уверенно маршируют в сторону горизонта, а на троне восседает её величество «Я буду делать так, как я хочу, и никто мне не указ». Не стоит переоценивать возможности своей психики и её запасы прочности, однако если вы всё-таки решитесь сунуться в мир “Вервольфа”, это действительно вам может даже понравиться. Если раньше не приедут санитары, разумеется.

Самый ранний и непризнанный Курт Кобейн, помноженный на такого же бездомного и скитающегося малолетнего Егора Летова, очевиден и однозначно узнаваем на новейшем релизе Wendigo, и я действительно могу теперь сказать, что это слегка похоже на гранж, чего раньше в связи с релизами этого проекта никак не мог признать и допустить. Впрочем, жанры и их наименования в данном случае тоже не имеют никакого значения. «Вся русская музыка – это то же самое, что и нерусская: у них там Нирвана, у нас – Летов, у них есть группа МетАлиса, у нас – Алиса. Полная идентичность. Всё взято с запада» - рассказывал мне один музыкальный эксперт из беспощадной российской глубинки в 1995 году. И всё это очень в тему и в кассу про Wendigo.

На мой взгляд, материал “Вервольфа”, ставшего первой ласточкой-завлекалочкой перед выходом дебютного лонгплея Wendigo (до этого были только два EP и сплит), не очень сильно отличается от того, что выходило под вывеской этого проекта раньше: перед нами всё тот же инфернальный гараж-панк-метал с претензией на мрачную романтику и с жутковатыми воплями Николая. Как сообщает сам автор, грядущий полноформатник подарит слушателю не только пачку подвальных диссонансов и недожаренного панка, но и некое путешествие сквозь тьму в мир древних легенд. Что ж, СиН это может и умеет, другое дело, что в рамках Wendigo он делает всё это с нарочитой и порой почти гротескной небрежностью. Все прелести жанра ПТУ-метал расцветают на актуальном сингле проекта раскидистыми кустами, и это действительно выглядит натурально и аутентично.

Откровенно говоря, нынешний сингл понравился мне чуть меньше, чем предыдущий EP Wendigo "Ересь" с его гравюрами, максимальной конкретностью и знойными припевами, но, думаю, это временно и вполне поправимо. Русский панк всегда долго запрягает, а потом быстро едет, и уж конечно, нечто подобное случится и с гаражным проектом Николая, когда дело, наконец, дойдёт до долгожданного полноформатника. Уже сейчас я чувствую, насколько там всё будет дьявольски, некротично и в духе мрачных фантазий нашего раннего детства, а демоны, упыри и страшная болотная нечисть уже сейчас вовсю фосфорецируют кислотными цветами радуги и спешат на большой и шумный пир. И, кстати, про цвета радуги я ничуть не преуаеличиваю - обложка у "Вервольфа" действительно напечатана в разных цветовых вариантах, и тут можно выбирать, что говорится, на вкус и цвет.

Такое трудно рецензировать, ещё труднее оценивать и совсем невозможно достичь хоть какой-то объективности, если ты всё-таки взялся писать и говорить про Wendigo. Да, я не фанат подобного, мне совершенно по барабану и Nirvana, и гранж с сибирским роком как таковые, а по своей доброй воле я никогда не слушаю музыку такого формата, но: 1) было время, когда я сам играл нечто подобное (хотя мне в те времена казалось, что получается Sacred Reich и Sepultura, на деле выходило именно Wendigo, и даже рифмы-стихи были похожи), 2) это сумасшедшее прошлое предельных контрастов и угловатых максимумов до сих пор никуда не делось и частенько ударяет бесом в ребро ночной порой, и 3) перед нами тот самый предельный хаос, способный рождать танцующие звёзды, о котором в бытность свою так увлечённо рассказывал старик Ницше…

Категорически рекомендуется всем продавшимся, погрязшим в коммерции, попавшим в плен комфорта и забывшим о душе. Вероятно, вы будете кричать, ругаться и плеваться от того, что услышите на этом макси-сингле, и, вполне возможно, этот лазерный кругляш окажется сломан и выброшен в окно, ещё не завершив свой бег в недрах вашей стереосистемы, но для вашего ментального развития и личностного роста это будет хорошо и полезно. Время от времени нам всем нужна вот такая встряска, чтобы не зарастать мхом и не превращаться в памятник себе нерукотворный. И спасибо СиНу за то, что он смог расшевелить мой астральный сон псевдо-взрослости и снова вернул меня в пору рваных джинсовых коленок, ночных костров и безжалостного, не оставляющего ни на секунду креатива. Все мы родом из детства и из рок-н-ролла, и иногда бывает очень даже полезно и приятно это ещё раз вспомнить и прочувствовать.

Рецензия на сингл проекта Lost Temple "Опасная игра"

15-07-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Амбициозный московский проект Lost Temple продолжает выпуск синглов, предваряющих выход его большого концептуального альбома по книге Роберта Желязны “Хроники Амбера”, и сегодня у нас очередной релиз из этой серии после вышедшего в январе нынешнего года EP “Сквозь забвение”. Моё внимание они привлекли уже давно, а их слегка диковинное, но уж точно самобытное звучание запомнилось и зацепило, о чём я и растекался мыслью по древу в рецензии на их предыдущий мини-альбом, и вот теперь Потерянный Храм снова на марше, здесь снова четыре трека и снова много поэтических инсинуаций, обильные клавишные с отголосками Джона Лорда и Кена Хенсли и певучие, влекущие за собой голоса.

И перед нами вновь героический арт-симфо-мелодик метал с аранжировками в духе советских виа и с такими же характерными вокальными партиями несравненных советских мюзиклов. По меркам дня сегодняшнего можно сказать, что вокальные линии чрезмерно выдвинуты на первый план, а инструментальная составляющая звучит чуть ли не авангардно (даже у меня осталось слегка неоднозначное послевкусие после прослушивания, ведь местами саунд здесь классический и прекрасный, кое-где новаторский и интересный, но в отдельных фрагментах звучание релиза всё-таки кажется неоднозначным и напоминает Fort Royal), но если вы слышали первые три альбома Deep Purple, King Crimson, Yes или The Doors, этот альбом вас не так сильно удивит.

Хэви-металла как такового и чеканящих риффов на EP практически не присутствует, а когда они есть, то существуют как будто сами по себе, будучи задвинуты далеко на периферию и очень мало оказывая влияния на общую музыкально-мелодическую картину. Это метал, он явно присутствует в задумке авторов и должен иметь место на альбоме, но общее звучание срежисировано таким образом, что ассоциаций с тяжёлой музыкой практически не вызывает, оставляя впечатление арт-рока 70-х с невесть как оказавшимися у него где-то на периферии квазиметаллическими структурами гитар. Перед нами мюзикл, аудио-спектакль – именно так воспринимаются композиции “Опасной игры”, но назвать это недостатком язык не поворачивается.

И отличий между “Опасной игрой” и вышедшей чуть более полугода назад “Сквозь забвение” на самом деле самый минимум. Lost Temple уверенно продолжают начатое, с удовольствием гнут ту же самую линию, уходят на прогулки по извилистым дорожкам музыкальных импровизаций, пробуют сложные и нелинейные построения треков, да и вообще, кажется, совершенно не намерены хоть в чём-то себя ограничивать, когда дело доходит до воплощения в реальность фантазий и замыслов. Уровень технической реализации и качество декораций пока ещё немного отстаёт от размаха амбиций и полёта желаний, но, как говорится, Москва не сразу строилась, а от замысла до полной реализации его в реальности всегда проходит то или иное время, и не всегда это время может быть предельно быстрым и коротким.

Мы все привыкли к метал-операм, но Lost Temple практикуют принципиально иной подход к данному жанру, и напоминает это скорее Ayreon, Lana Lane и отечественную группу Айрэ и Саруман. И да, это реально круто и здорово. Идей у музыкантов много, играть они могут и умеют, произведение для озвучивания взяли просто прекрасное, и хотя чрезмерная ностальгичность и нюансы звучания по-прежнему стоят на страже покоя пластинки словно безмолвные часовые, а оценить и распробовать готовящуюся концептуальную арт-рок-оперу смогут только самые искушённые меломаны, этим ребятам, как мне кажется, даже нравится роль отвергнутого лауреата нобелевской премии и эдакого графа Монте-Кристо в стиле ретро для избранных.

А ведь запал и талант у них определённо присутствуют! Немного поднять планку аранжировок и сведения, поработать над звучанием, миксом и вокалом, и действительно получится великолепный аналог Zed Yago, Attack и других подобных легенд 80-х, от которых до сих пор сходят с ума гурманы-аудиофилы и с которыми я уже сравнивал Lost Temple в своей прошлой рецензии. Чем больше я слушал “Опасную игру”, тем больше она мне нравилась и тем больше напоминала эти заслуженные эпик-метал-составы моей ранней юности, а соединив воедино нынешний EP с предваряющим его январским четырёхтрековым залпом, я ощутил, как где-то что-то щёлкнуло, и пазл сложился. Одно перетекает в другое, первое дополняет второе, контакт есть.

Ну а рекомендовать подобное, как я думаю, стоит, в первую очередь, поклонникам хорошей и правильной литературы, музыкальных экспериментов и хорошего арт-рока. Мне сложно воспринимать “Сквозь забвение” и “Опасную игру” как части метал-альбома или метал-оперы, а вот для тех, кто давно на короткой ноге с Jethro Tull, Rush и King Crimson, готовящаяся масштабная концептуальность должна придтись по душе. Кстати, участники King Crimson сами всё чаще увлекаются концепциями, историями и даже сказками, и в этом плане рецензируемый EP и то, во что он должен со временем вылиться, можно воспринимать вполне себе как часть общего арт-рок-тренда и его вполне логичное продолжение.

Рецензия на сингл группы Tol Galen "The Passing Of The Grey Company"

15-07-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Новоиспечённые апологеты склеп-металла из Tol Galen продолжают свои музыкально-лирические изыскания и на этот раз решили воздать честь и славу отцам-первопроходцам жанра. И уж конечно первыми в очередь на эту роль стояли не кто иные как австрийские волшебники из Summoning, из обширного каталога которых наши сегодняшние герои и выбрали трек 1995 года, что в оригинале входил в состав их культовой нетленки “Minas Morgul”. Они не стали увлекаться coverканием и не пошли в тёмные леса ненужных экспериментов, а в результате перед нами всё тот же восхитительный гимн тёмной стороне Средиземья, что и представили нам в своё время Протектор с Силеносом, но под чуть другим соусом и со свежими, а от того ещё более будоражащими акцентами и нюансами. Изначальная схематичность “The Passing Of The Grey Company” как будто развернулась в их заботливых руках, превратилась в серого нетопыря, да и выпорхнула на волю.

Чуть больше резкости, чуть меньше ядовитых пищалок в синтетических красивостях и чуть больше сырой склеп-промозглости и шумов в вокале – вот рецепт, которым руководствовались участники N-616 с гитаристом Crypt Jaintor в своей новой совместной группе, когда перекраивали “The Passing Of The Grey Company”. И вышло красиво и атмосферно. Само собой, кашу маслом испортить трудно, а такая эпохальная вещь по определению будет всегда звучать великолепно, но наши герои действительно весьма преуспели в том, чтобы чуть по-своему расставить акценты в этой классической теперь уже композиции, не сильно отходя от оригинала. В их версии больше объёма, угловатых переходов и зазубренных граней, о которые того смотри раздерёшь руки в кровь, и вообще перед нами вновь самый настоящий крипт-метал в духе их собственных, всё набирающих обороты традиций, а это значит, что сейчас будет крипово, сыро и зловеще.

Серая компания в очередной раз выходит на тропу войны, тьма оживает, а призывные барабаны громом звучат в ночи, оттеняя скорбные песнопения седых призраков забвения. Стильная язвительность оригинала канула в Лету, уступив место воплям боевых вепрей и более батальной атмосфере грозового наступления безудержной армии ужаса. И в плане звучания вариант Tol Galen мне действительно намного ближе, а то, как сочетаются у них сейчас синтезаторы и гитары, заслуживает большой и отдельной похвалы. Стало больше воздуха, дыхания и объёма, больше пространства и возможности для манёвра, и если бы музыканты пошли ещё дальше и совсем ушли от вокальных клише оригинала, мне кажется, стало бы ещё лучше. Но – не всё так сразу и хорошего понемножку, а трек уже сейчас вышел волнительным и упругим, словно укреплённое над взятой вражеской крепостью знамя.

Вам хотелось настоящего хита подвальных эльфов и возникло желание вспомнить старых-добрых Summoning? С нынешним релизом Tol Galen вы поймаете двух этих зайцев за один присест и получите все тридцать три удовольствия сразу! И мне очень тяжело удержаться и не сравнить этот кавер с недавними метал-версиями N-616, когда они переигрывали классику русского рока. Хороший гитарист и адекватный звук решают всё, и вот перед нами реально очень сильная, хотя и по-прежнему достаточно самобытная перепевка приятной и всем давно известной вещи. На грядущем полноформатнике Tol Galen этот кавер стал бы прекрасным дополнением к их собственным вещам, ну а сейчас перед нами просто ещё один отличный повод вспомнить об их существовании, вспомнить Summoning, а потом взять да и переслушать остальной, пусть и пока ещё совсем крошечный, бэк-каталог «галенов». Get it and enjoy it.

Рецензия на сингл группы Зверобой "Мой Мариуполь"

14-07-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Принято считать, что музыка вне политики, вне конъюнктуры и вне сиюминутных тенденций реальности, и это, несомненно, так и есть, но иногда данное правило всё-таки нарушается или лучше, сказать, иногда появляются исключения, которые это правило подтверждают и удостоверяют. Я уже как-то писал про интересную московскую группу Зверобой, известную своей активной антивоенной позицией и отметившей в 2019 года своё двадцатилетие, а также высказал своё восхищение их бурной и кипучей деятельностью, ну а сейчас у этого коллектива вышел очередной сингл, и на него тоже стоит обратить внимание и сказать попутно пару слов в этой связи.

Трудно остаться в стороне от событий, которые начались в нашей стране в конце февраля этого года, трудно не заметить те метаморфозы, которые они оказывают на нашу жизнь, и гитаристу Зверобоя Алексею Иовчеву это особенно понятно и близко, поскольку он родился и вырос в Мариуполе – в городе, название которого в связи с последними событиями, так или иначе на слуху практически у каждого. Про этот город много говорят, он часто мелькает в новостных выпусках и в сводках с фронтов специальной военной операции, но Алексей захотел показать своим слушателям свой собственный, личный Мариуполь, который знает он сам.

Здесь нужно сделать небольшое лирическое отступление и ещё раз напомнить, что Зверобой – это не просто группа, которая играет музыку и исполняет песни, а коллектив, деятельность которого будет точнее всего назвать социальным служением. Их композиции экзистенциальны, глубоко прочувствованны, а каждое слово из своих песен музыканты готовы тут же претворить в жизнь и ничуть не сомневаются, что этот мир не только можно сделать лучше посредством своего творчества, но и обязательно нужно это сделать. И они делают. В меру сил и представившихся возможностей они пытаются обратить каждую подвернувшуюся возможность для того, чтобы повлиять на окружающую реальность в положительном ключе.

На первый взгляд, “Мой Мариуполь” – это просто традиционная рок-баллада, в нужной степени задумчивая, в меру сентиментальная, вызывающая необходимое, слегка меланхоличное настроение и заставляющая «обернуть глаза зрачками в душу» и перейти в режим эмпатии, но ведь и скорпионовская “Winds Of Change”, ставшая некогда голосом эпохи, а теперь так спешно переписанная авторами, тоже была по факту очень даже проста и даже непритязательна. Дело здесь не в сложности или какой-то экстраординарной новизне, не в кричащей креативности, а в умении вдохнуть в своё творение частицу своей души и наделить её той самой, столь характерной для творчества Зверобоя экзистенциальностью, которой так много в “Моём Мариуполе”.

В дополнение к этому треку музыканты во главе с Алексеем даже сняли достаточно продолжительное, двадцатиминутное документальное видео, где показали свою недавнюю майскую поездку в Мариуполь и визит в квартиру, где гитарист провёл своё детство и отрочество. Видео получилось ярким и характерным, и после его просмотра, все точки над “i” окончательно встают на нужные места, и песня как будто проваливается куда-то вглубь, открывая дополнительные этажи скрытых подземных измерений. Экскурсия по городу в компании группы оказалась не только иллюстративной и живой, но и наводящей на размышления.

Душевно и по-честному. В режиме предельной искренности. Что ещё можно сказать про этот трек? “Мой Мариуполь” - это не просто песня о любви к Родине, это и есть сама любовь к Родине, принявшая форму песни. Здесь всё настолько естественно, жизненно и по-настоящему, что сомнений в подлинности транслируемых чувств и переживаний совершенно не остаётся, а простота трека тут же обретает новую и почти мистическую притягательность. Как “Hotel California” и “Winds Of Change”, но по-нашему, по-русски и о событиях, имеющих самое непосредственное отношение к судьбе нашей страны, настоящего и будущего каждого из нас.

Стоит дополнительно заметить ещё, что нынешний трек, как и вообще события в Мариуполе последних дней и месяцев, очень ярко и характерно перекликаются с названием и материалом рецензированного мной пять лет назад альбома Зверобой “Война за мир” и вообще с тем особым вниманием, которое уделяет коллектив событиям на Донбассе, где участники команды давно уже выступают на постоянной основе. “Мой Мариуполь” – квинтэссенция творчества Зверобоя, а в связке с документальной зарисовкой группы, где есть кадры исполнения этой песни перед военнослужащими, это просто экзистенциальный триумф воинствующего гуманизма как он есть.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на сингл группы SiALIA "Countdown"

13-07-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как отчасти видно уже из названия, сейчас перед нами очередной фэнтези-романтик-симфо-пауэр с лидирующим женским вокалом, но не спешите относиться к этой группе надменно и свысока. Несмотря на своё явное следование общим тенденциям жанра уже на уровне названия (сколько их было таких: Operatika, Lunatica, Magica – перечислять можно бесконечно), по факту перед нами сейчас действительно достаточно интересный материал, сделанный с верой в своё дело, с душой и с необходимой изюминкой. Кстати, своим именем группа обязана синей птице счастья, о которой так много пели и говорили у нас в бытность советского государства, но в данном случае это не ностальгия и не ретро, а настоящая, реально очень горячо пламенеющая вера в мечту, помноженная на такое же безудержное желание следовать за ней.

На данный момент у коллектива всего три официальных релиза, и всё это однотрековые синглы, но уже сейчас SiALIA уверенно делят сцену с Natalie Antares, Aruna Nera и Vesssna, а их мечтательность и воодушевление своим делом увлекают и ведут за собой ценителей подобного жанра. Уверенный пауэр-риффинг, высокий, как будто подёрнутый поволокой неотмирной меланхолии вокал, намёки на фолк, этно и друидов в мелодиях – SiALIA играют именно ту музыку, за которую я когда-то давно полюбил Edenbridge, Almora, Elane, Unshine, Indica и другие подобные коллективы, вроде бы похожие на Nightwish, но на деле игравшие нечто совершенно иное, более эльфийское, утончённое и некоммерческое. И москвичи действительно преуспевают в том, что делают, хотя на данный момент они только в начале своего пути и не могут похвастаться внушительной историей или тяжёлыми котомками концертного опыта за плечами.

Волшебный, словно доносящийся откуда-то из Зазеркалья женский вокал, чуть приглушённые гитары, строгая ритм-секция и парящие соло создают в совокупности настоящий театр вечерней магии и сияющих чудес, который словно существует для того, чтобы творить настроение и атмосферу. Мне понравился необычный тембр их вокалистки, а обилие используемых ею интонаций напомнило любимейших из любимейших Indica, понравился их подход к материалу (не столько метал, сколько elven music и мечты, принявшие вид очаровательного музыкального действа), а потому какой-то объективности от моей рецензии ждать сложно. Они не пытаются чинить то, что не ломалось и прекрасно работает на протяжении последних двадцати пяти лет, но вот их умению вдохнуть жизнь в простое и элементарное действительно можно было бы позавидовать – они это умеют.

Добавьте к только что озвученному мной списку красот SiALIA эпизодические намёки на хорошую польскую готику вроде Artrosis, Moonlight, Desdemona и Closterkeller (обратите внимание на клавишные в “Countdown” и на эти протяжные «ааааааа» и «оооооо», которые так любит Магдалена Добош из Artrosis!), и вы окончательно поймёте, что для меня эта группа – это просто one love. Даже в тех редких моментах когда их инструментал кажется до неприличия минималистичным, используемые фишки заезженными и избитыми как старые ковры, на фоне которых фотографировались первые слушатели Sisters Of Mercy, а голосу вокалистки как будто не хватает размаха крыльев, это не портит общую картину и не вызывает разочарования. Уже эти первые “зелёные” синглы звучат у SiALIA круче и убедительнее, чем многое у наших маститых ветеранов вроде Emerald Night, и в данном случае это действительно показатель.

“Лучше меньше, да лучше” – как будто постоянно напоминают себе музыканты этой группы, и в их треках этот принцип действительно работает самым лучшим образом. Их песни не назвать примитивными, просто участники группы не пытаются прыгнуть выше головы и сыграть что-то умопомрачительное, обогнав гигантоманов из Therion и Epica. Можно было бы даже сравнить их с Inkubus Sukkubus (эта знаменитая схема сочетания клавишных a la орган и ритмичного дисторшна гитар), но вокал их фронтвумен Татьяны Корниенко, конечно же, всё перекрашивает в свои цвета и на автомате переносит нас на территории Almora и Edenbridge. Они просты, но изящны, а самое главное лично для меня в данном случае это факт наличия в их треках тех самых чистых и искренних интонаций, которые изначально лежали в основе симфо-пауэра и его специфической музыкальной философии. Не играть музыку, а жить этой музыкой – это про SiALIA.

У “Countdown” и двух версий (сингловой и симфонической) “Mountain Peaks” есть свои недостатки, но мне сейчас совершенно не хочется о них говорить. То, что занятия с педагогом по вокалу не будут лишними и сделают палитру возможностей Татьяны ещё внушительнее, а поучиться композиции и мастерству аранжировок у упомянутых сегодня групп всегда уместно и желательно, участники группы, наверняка, и так понимают, а в остальном какая-либо критика в данном случае совершенно не имеет никакого смысла. Когда ты играешь такую музыку и можешь исполнять её на таком впечатляющем уровне, твоим девизом должно стать “только вперёд”, “ни шагу назад” и “всё только на максимуме”. Именно благодаря таким качествам были так хороши Indica, которых мне до сих пор так не хватает, и именно так стоило бы вести сейчас и SiALIA.

Я листал их сообщество ВКонтакте, радовался победам ребят на Emergenza и в Гильдии музыкантов, отмечал про себя, что их по достоинству ценят коллеги из Strontium, Aura, My Name Is Carnival, Rosa Infra, Rosslyn Chapel, Anna D’Ark и множества других команд, а их имиджевые поиски не стоят на месте и приносят кое-какие всходы и плоды, но что-то более конкретное сказать по поводу SiALIA на данный момент трудно. Сейчас они в самом начале своего пути, перед ними открыты все дороги, и они с лёгкостью могут сделать из себя всё что угодно, обретя ту самую гармонию, о которой напоминает людям мифическая синяя птица, самое важное сейчас – не упустить момент и адекватно подтянуть свой имидж к красочным артам и декларируемой коллективом синей цветовой концепции (слоган «цвет настроения – синий» вполне мог бы стать ещё одной дефиницией в синонимическом ряду классификаций SiALIA).

У нас в стране в последнее время нечто подобное исполняют Insomnia Continuum, Solreid, Sacraria и ещё несколько подобных хороших групп, но Татьяна и её коллектив всё равно отличаются от них, очень явственно настаивая на своей уникальности, а в их треках эпизодически проскальзывают неожиданные параллели с целым рядом самых разных групп от Ignes Fatui до Aesma Daeva, Theatres des Vampires и Mandragora Scream, что позволяет полагать, что музыканты не ищут себе искусственных ограничений и с удовольствием будут всесторонне прогрессировать в рамках выбранной тематики. Ну а в будущем от SiALIA мне хотелось бы как можно больше харизмы в духе упоминавшихся уже сегодня Indica (послушайте их кавер на MaNga, и вы поймёте, насколько удачно удаются им такие игривые эльфийские считалочки!) и как можно больше всего того, что уже есть в “Countdown” и в “Mountain Peaks”. Для меня однозначно открытие года наряду со Steel Cheetah.

Рецензия на альбом группы Dissector "Igniter"

02-07-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

О магаданской группе Dissector знают или мельком слышали многие, но по какой-то неведомой мне причине эти интересные ребята так и не вошли до сих пор в первую лигу отечественного утяжелённого металла, и их имя до сих пор трудно было назвать мега-раскрученным или гипер-узнаваемым. А ведь в плане качества и стабильности диссекторы могут дать фору практически всем отечественным трэшерам, не исключая даже Мастера и Мафию, а уровень серьёзности их релизов и калейдоскоп звёздных гостей, светившихся в разное время на их пластинках, действительно впечатляют и заставляют голову слегка кружиться. Анабелль Иратни и Ричард Шоу из Cradle Of Filth, итальянцы Revoltons – перечислять гостей и их вклад в новейший, вот уже пятый по счёту, официально изданный на CD, лонгплей Диссектора можно очень долго, но я лучше оставлю эти пространные разговоры для интервью, а сейчас сконцентрируюсь на главном.

И да, я склоняюсь к тому, что относительная безызвестность данной команды вкупе с их не подлежащим сомнениям культовым статусом есть не что иное, как результат специфичности их музыки и умных, философствующих и адресованных явно людям с интеллектом куда выше среднего тексты. “К сожалению, средний уровень образования в Штатах всего восемь классов, и это приходится учитывать в том числе и нам” – разочарованно разводил руками ещё в бытность свою Мастейн, а вот Dissector таких скидок не делают, а наоборот жмут всё по правде и бескомпромиссной искренности. Жёсткие, атмосферные, кроссжанровые, не всегда однозначные – их песни припечатывают слушателя к чернозёму словно чугунные наковальни, и это действительно чуть больше, чем просто трэш – это жизнь в стиле трэш, экзистенциальный трип.

И в плане жанровой принадлежности у них всё та же самая беда. Вроде, и трэш, но вроде как и не совсем. В сети по поводу Dissector можно увидеть определение на стыке пауэра и трэша, да и сами они по поводу собственного материала отзываются в схожем ключе, но я спешу предостеречь читателей о слишком поспешном отождествлении магаданцев с группами вроде Metal Church, Meliah Rage и Morgana Lefay, которые привычно ассоциируются с данными жанрами. Нет, нет и ещё раз нет – здесь ничего подобного вы не услышите, а ваши ушные раковины будет ласкать, возбуждать и тревожить исключительно жёсткий, меланхоличный и слегка отстранённый трэш с привкусом Metallica, Megadeth, Rage, Carnivore и… Paradise Lost. Почему-то мне кажется, что именно Ник Холмс проникся бы материалом “Igniter” по-полной и смог бы распробовать и оценить этот альбом по достоинству, но - не будем забегать вперёд!

В этом году Dissector не просто в очередной раз вернулись из небытия со своим новым альбомом, но и недвусмысленно намекают нам о скоротечности времени. Можно не верить или сомневаться, но факты остаются фактами: с момента основания в Магадане группы Дистимия, впоследствии сменившей название на Dissector, действительно прошло уже полных и очень даже круглых со всех сторон тридцать лет, а это значит, что настал тот самый особый момент, когда подводят итоги, считают цыплят и празднуют юбилеи. И в конечном счёте всё получилось точно как раньше, только чуть интереснее, чуть хитовее, немного профессиональнее, амбициознее и слегка меланхоличнее. «День рождения – грустный праздник» - так и хочется процитировать филофствующим голосом известные строчки, когда звучит “Igniter”, и диск действительно интригует.

Можно сравнивать Dissector с Grenouer, но в отличие от своих некогда дэтовых коллег музыканты во главе с Яном Федяевым не изменили себе и изначально выбранному курсу на трэш, лишь слегка подкорректировав и подштриховав его с учётом времени и собственного, умудрённого годами и невзгодами сознания. Вот откуда, как вы понимаете, только что упомянутая мной грустинка в эмоциональном спектре характеристик релиза, и порой “Igniter” действительно звучит почти как исповедь и надгробное рыдание (оцените хотя бы “Blessed Serendioity”, о финальной “Simbiosis” я даже не говорю), а в его риффах и мелодиях всё чаще угадывается будто подёрнутая поволокой буддистской атараксии неотмирность. Трэш для взрослых. Для тех, кому уже не по статусу легкомысленное подростковое бунтарство. Почему бы и нет.

Приятно констатировать, что за годы своей кипучей деятельности Dissector не только наработали весьма впечатляющий саунд и теперь мало отличаются по качеству и размаху амбиций от своих западных учителей и коллег, но и научились писать очень даже неплохие песни. Когда слушаешь “Igniter”, подсознательно ловишь себя на мысли, что таких треков не постеснялись бы даже Rage и Annihilator, а то и Мастейн с Ником Холмсом. На мой вкус, притрэшёванная парадайзовщина Dissector сейчас вошла в лучшую из всех возможных фаз своего развития и просто расцвела пышным цветом. И все мои аналогии в данной рецензии на самом деле не более чем аналогии и дежурные ориентиры, которые могут в любой момент отвалиться за ненадобностью, подобно строительным лесам от готового к сдаче в эксплуатацию здания. Dissector - это Dissector.

Шумный, неистовый, но всё равно очень мелодичный и преисполненный разных впечатляющих оттенков вокал в духе The Black League, Sentenced времён “Amok” и всё того же Ника Холмса довершает этот праздничный торт, и альбом заходит в сознание легко и изящно, словно хороший нож в приготовленный для праздника йогуртовый бисквит. Диссекторы звучат жирно, богато и насыщенно и при этом не забывают о сладких бонусах, вроде женского вокала в завершающей релиз “Simbiosis”, и в итоге их современное творение отличается не только особой фундаментальной основательностью, но и небывалой лёгкостью восприятия. Редкий и действительно близкий к гениальности релиз без намёка на навязчивость или натужность. Никакой раздутой шумихи вокруг юбилея и попыток сыграть на этом, только глубина и качество.

Показать ещё