ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Код Судьбы "Всё пройдёт"

12-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Лейбл Circle Flame Records продолжает знакомить слушателей с душевной и мелодичной разновидностью современного поп-панка, и сегодня у нас на повестке дня дебютная официальная работа группы Код Судьбы, записанная и реализованная под чутким руководством небезызвестного Александра Гортовина и с некоторой помощью Колки Алфимова из группы Zемля Королевы Mod. Однако не спешить судить за глаза и не делайте далеко идущих выводов – на предлагаемом сейчас нам с вами альбоме очень мало общего с той же Zемлёй Королевы Mod, здесь другое, а вот рука Александра Гортовина, который выступает как директор, дизайнер и автор текстов ощущается очень даже и происходит это повсеместно по ходу звучания пластинки.

Кстати, у группы, помнится, уже выходил демо-альбом “Не станет нас” в 2016 году, но в конце концов он был удалён из сети самими музыкантами, и Код Судьбы решили всё начать с нуля, в то время как место у микрофона заняла супруга лидера группы и основного автора Руслана Исмаилова Ирина. Теперешние Код Судьбы – это очень сентиментальный и романтичный поп-фолк-панк с явными чертами ранних Тем Паче, Поиграем и Уйдём и даже Белой Гвардии, а их меланхолия кажется не только заразительной, но и мелодичной. Они не играют в панк-рок, а живут этой флегматичной соломоновой атараксией, воспринимая весь мир через призму невовлечённости. Собственно, именно об этом и рассказывает нам с вами “Всё пройдёт”.

Нежный вокал Ирины определяет атмосферу альбома, и точнее всего описать её можно, используя такие дефиниции, как “мечтательность”, “отстранённость” и “светлая печаль”. Грубоватые гитары-басы-барабаны, типично панковская, несколько неопрятная подача и на фоне всего этого напевная скрипка и робкие вокальные зарисовки в исполнении Ирины – возможно, именно так звучала бы Янка, если бы ей вдруг назло Егору Летову очень захотелось сделать совместный альбом с Flogging Molly и NOFX, да и показать, что не депрессией единой жив человек, а у печали могут быть сотни лиц, имён, проявлений и глаз. Но нет – помимо панка здесь присутствует и что-то ещё. Что-то очень сущностное и глубокое, серьёзное и важное, однако об этом ближе к концу альбома и этой рецензии.

Эпизодические вкрапления мужского вокала вновь заставляют вспомнить первый диск питерцев из Тем Паче и Белую Гвардию, и такие дуэты при всей своей самодеятельности и не слишком высоком профессионализме вокальных способностей Руслана выглядят интересно и искренне. “Искренность” – вот ещё одно слово, которое ни в коем случае нельзя забыть, если мы описываем музыку рецензируемого альбома, и именно искренность участников группы заставила меня послушать “Всё пройдёт” три раза подряд, а потом включить его и в четвёртый. Они где-то наивны, где-то им банально не хватает опыта, но эти песни явно идут из самого сердца, за этими текстами стоят реальные жизненные ситуации и настоящая жизнь, а это цепляет и привлекает.

Такие треки как “Забывай” моментами напомнили мне даже ранних The Cranberries и отечественных толкиенистов-менестрелей вроде Айрэ И Саруман, и в данном случае это очень интересные параллели и редкое, чарующее сочетание. Той же “Забывай” по современным стандартам явно недостаёт продюсерского лоска, но в этой её непосредственности как раз и заключается вся её радость и всё очарование. Именно такие песни хочется петь и повторять снова и снова под гитару у костра светлой летней ночью, строчки таких композиций надолго врезаются в память, их приятно присылать и дарить близким и важным людям, заучивать наизусть и цитировать при случае, да и вообще – в таких композициях чувствуется жизнь и свет, что-то очень экзистенциальное и настоящее.

“Всё пройдёт” – очаровательный, очень философский, вдумчивый и душевный релиз, которому очень далеко до идеальности в любом из возможных смыслов, но в этой непредсказуемой жизненности как раз и состоит вся его соль и вся радость. Много смыслов, много невыдуманных, переплетённых обнажёнными нервами, сюжетов, много настоящего и вырвавшегося прямо из пылающего сердца – аутентичность авторов с лихвой компенсирует композиторские провисания и не самые впечатляющие технические навыки отвечающего за инструментал релиза Руслана. Гитары и ритм-секцию можно подтянуть, а вот вокал, посыл, замысел, мелодии, очаровательная скрипка и подача прекрасны и великолепны уже сейчас.

Альбом содержателен и не грешит лаконичностью, а когда дело дошло до девятого трека “Просто звёзды”, наивно-угловатый дисторшн Кода Судьбы напомнил мне даже раннее творчество думовых групп вроде The Gathering, Elbereth, On Thorns I Lay и Rain Fell Within. Нет, конечно, “Всё пройдёт” – это никакой не дум, но всё-таки есть что-то общее в этих разреженных, слегка апатичных коллаборациях голоса и гитар с теми же Elbereth и Rain Fell Within (послушайте два последних англоязычных трека!), и, вероятно, это “что-то” можно определить как утончённость и обнажённость чувств, хотя определения в данном случае, сдаётся мне, уже не так важны. Диск светлый, искренний, чистый, поэтичный и с шикарным мечтательным послевкусием. Да, панк-рок бывает в том числе и таким. И я рад, что у Янки есть такие последователи. Респект группе и издателям.

Рецензия на сингл группы Tyler Durdenn "В темноте"

09-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Никогда не думал, что в темноте может быть настолько светло, как это происходит на обложке новейшего сингла Tyler Durdenn, но, как оказалось, всё на свете может быть. Иногда даже микроскопические гранулы тьмы способны быть настолько едкими и болезненными, что их фагментарного и эпизодического присутствия вдоволь хватит для того, чтобы потемнело и в глазах, и в душе, и в сознании, а весь мир разом стал по вкусу как копоть, гарь и полынь. И как раз об этом попавшая к нам сейчас на обзор композиция от одного из самых циничных, болезненных и реалистичных проектов, шествующих по стопам классической Агаты Кристи и сольного творчества братьев Самойловых.

Всё строится в данном случае вокруг седуктивно-болезненного вокала, а гитарно-электронные фишки постоянно находятся где-то поодаль и всячески подчёркивают иррациональную атмосферу мрачной суицидальной клетки, где сходят с ума, прощаются с жизнью и оставляют последние надежды. Авторы “Снов Самоубийц” не стали изменять своим серо-траурным традициям, и снова намешали очень густой и концентрированный коктейль из страхов, фобий, комплексов, несбывшихся надежд и разбитых иллюзий. Сами они не очень котируют термин готик-рок и готами себя не считают, в связи с чем правильнее охарактеризовать и описать получившийся микс можно было бы как дарк-электро-рок.

И не забыть при этом, что композиция получилась на редкость мелодичной и привязчивой, даже хитовой. Если на пару секунд отвлечься от текста и от происходящего в треке мракобесия, можно даже убедить себя, что слушаешь какие-то из самых доступных, ванильных и радиоориентированных песенок Мэрлина Мэнсона, а может даже HIM или Entwine. Болезненное настроение морозного и насквозь пропитавшегося радиоактивным снегом обсерватора не оставит слушателя до самого последнего звука “В Темноте”, а вокалист будет шептать, соблазнять, звать за собой и вещать с той стороны зеркального стекла уверенно, настойчиво и непреклонно, ведь демонизма и страшноватых инфернальных радостей в новейшем треке Tyler Durdenn стало намного больше.

Оттенки латексной кибер-романтики присутствуют в звучании и ритмах “В темноте” очень явно, и такой, в общем-то, нехарактерный для Tyler Durdenn индастриал-настрой в первый момент даже шокирует. Не знаю, кто как, но я совершенно не ждал от этой группы того, что её участники вдруг задумают податься в сторону Das Ich и Rammstein, ужесточая и упрощая свой саунд по лекалам neue deutche harte. А вот какой-то официальной информации по поводу актуального сингла самый минимум или лучше даже сказать, её совсем нет. Музыканты явно считают, что объяснять хорошую шутку и тем более хороший трек нет никакой нужды, а потому просто выложили “В темноте” в свободный доступ и стали ждать реакцию слушателей и критиков.

“Наша депрессия – наша жизнь” – с самого начала провозгласили Tyler Durdenn у себя в сообществе, и, насколько я могу судить, с течением времени они всё больше начинают наслаждаться собственным мраком и упадком. “Так плохо и больно, что аж хорошо” – это определённо про эту группу, и “В темноте” – это, пожалуй, самый наэлектризованный, обнажённый и резкий номер за всю их историю. Не случайно по ходу прослушивания этой вещи ассоциации с садо-мазо-эстетикой лезут в голову стройными шеренгами и колоннами – во всём этом и в самой постановке вопроса в треке действительно есть что-то от садизма и мазохизма: предельность, обнажённость, болезненность, особый гибельный накал.

Рецензия на альбом Beth Hart "War In My Mind"

30-12-2020 Дмитрий Фомин

Думаете, рок – это непременно длинноволосые мужики в коже и джинсе, которые при помощи перегруженных гитар заставляют кипеть кровь в жилах и сводят с ума впечатлительных девиц? Ошибаетесь. Бывает и так, что рок – это и еще и сильная духом, много повидавшая и через многое прошедшая женщина за фортепиано, не лишенная к тому природной харизматичности и, к тому же, не обделенная талантом.

Американская певица и композитор Берт Харт, известная не только своим характерным, мгновенно узнаваемым вокалом и естественной энергетикой живых выступлений, но и вздорным характером и склонностью к саморазрушению, своим творчеством и своим образом жизни могла бы дать сто очков вперед любому среднестатическому современному рокеру. Определенно, Бет из поколения тех редких исполнителей, для которых частная и публичная жизнь в целом равны. По крайней мере, на сцене под пристальным вниманием многотысячной аудитории они заставляют своих бесов работать на себя посредством творчества, в обычной жизни они нередко дают этим же бесам полную свободу, оставаясь все теми же талантливыми личностями.

За свою более чем тридцатилетнюю карьеру Бет успела пройти через многое, от никому неизвестной певицы, имеющей играть на пианино, до мировой знаменитости, снискавшей любовь миллионов и уважение среди коллег-мужчин, профессионалов своего дела. Пример тому – потрясающая пластинка "Black Cofee", уже третья по счету, записанная в дуэте с Джо Бонамассой. Или же сотрудничество с Deep Purple. Теперь же Бет остается одна наедине со своими мыслями, которыми намерена поделиться со своими поклонниками. "War In My Mind" – это исповедь, способ открыть свою душу нараспашку и предстать такой, какой она является на самом деле, без прикрас и идеализированных представлений фанатов.

Какая на самом деле Бет Харт? Как и любую неординарную личность, ее невозможно описать одним словом. Стоит сказать, что этот альбом является наиболее ясным отражением всей ее многогранности и противоречивости, но и в то же время глубокой одаренности и любви к музыке. Душевные терзания, призраки прошлого, по сути, та самая “Война Разума”, и привели к написанию крайне разносторонней, интимной и проникновенной пластинки.

Бет Харт эффектно продемонстрировала, что может быть этакой громогласной, стопроцентной рок-н-ролльной оторвой ("Bad Woman Blues") и загадочной гетерой, покоряющей сердца ("War In My Mind"), мудрой и романтически настроенной советчицей ("Let It Grow") и страстной королевой дымного кабаре (''Try A Little Harder''). Сердечная ранимость и даже беззащитность ("Sister Dear") может в одночасье смениться бравурностью голливудской богемности с налетом нуара ("Rub Me For Luck"), а подслащенная глянцевая нимфеточность ("Sugar Shack") найдет успокоение в ностальгической мягкости ("I Need A Hero"), когда за маской экспрессии приходится скрывать слезы горечи.

Известно, что Бет Харт прослыла в первую очередь, как блестящая исполнительница блюз-рока в настоящей американской ипостаси, бунтарского и чувственного одновременно. Но на этом альбоме она словно решила разорвать все шаблоны. Разумеется, "War In My Mind" содержит долю блюз-рока, но ровно столько, чтобы как следует разогреть слушателя. По мере прослушивания становится очевидно, что певица наделила свое откровение не только уже ставшими привычными вариациями чувственного соула, джаз-фьюжна, но и придала ему модерновый лоск r'n'b и высококачественной поп-музыки.

Это можно объяснить желанием расширить свою аудиторию, обновить звучание, да и просто поэкспериментировать со стилями, но нельзя отрицать его ценность как исключительно профессионального композиторского творения, отвечающего самым высоким требованиям музыкальной индустрии. В который раз переслушивая этот альбом, понимаешь, что для создания и исполнения хороших песен, слушать которые хочется без остановки, и которые, возможно, станут твоими спутниками по жизни, достаточно просто голоса и клавишных. Неподражаемый густой тембр Бет просто невозможно игнорировать, он накрепко заседает в мозгу, а пассажи пианино, когда невесомо-переливчатые и осторожные, а когда просто взрывные, задают основу той или иной песни, в то время как весь прочий инструментарий выглядит хоть как необходимое, но все же подспорье.

Ей по плечу и захлебывающаяся экспрессивность Дженис Джоплин, и страстность Тины Тернер, и интеллигентная велеречивость Адель (кое-что с этого альбома действительно эффектно бы смотрелось в качестве саундтрека к "Джеймсу Бонду"), но вместе с этим она осталась все той же Бет. Противоречивой, склонной к болезненным воспоминаниям, подначиваемой бесами, бесконечно романтичной, чувственной и да, неизменно сильной. То, что наполняет ее душу и сердце, она вложила в этот альбом, и именно поэтому он вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Релизы, подобные "War In My Mind", появляются в определенный жизненный период, когда стоит подвести некоторые итоги и сделать определенные выводы. Возможно, такой период Бет переживает и сейчас, оглянувшись назад и позволив растравить застарелые раны, как и подобает хорошему блюз-исполнителю. Но останавливаться ей пока рано. Бет должна продолжать творить, ибо по-настоящему красивая, цепляющая за живое музыка, та, которая не знает языковых барьеров, и та, что возрождает такие простые, но такие сокровенные человеческие чувства из пепла равнодушия, потихоньку приближается к грани вымирания.

Рецензия на сингл и клип Фелиссы Белиол "Поезда"

28-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Перед нами очередное, уже четвёртое по счёту видеотворение молодой рок-певицы, которая поставила себе целью показать всем, каким прекрасным и чарующим способен быть отечественный вариант вижуал-кея. Она поёт на русском и не скрывает своих российских корней, однако атмосфера, особый гротеск и показательная инфантильность у неё в точности такие, как если бы она продолжала жить в Японии, куда некоторое время назад ездила по работе. Да, такой культурный и идеологический микс получается у неё удивительным, диковинным и ни на что не похожим, но именно за это любят Фелиссу те, кто её любит, и за то же самое ненавидят её многочисленные хейтеры и недоброжелатели, которые не готовы принимать новый взгляд на музыку.

Фелисса сейчас слегка подкорректировала собственные принципы и убеждения и решила снять очевидно кинематографичный клип про любовные отношения. С первых же секунд мы видим на экране нежность, трепетные чувства, которыми наслаждаются влюблённые и долю эротичности. Конечно, её эротика далека от банальщины и обладает явным привкусом андрогинности (в первый момент мне даже показалось, что её партнёр по ролику принадлежит к женскому полу, да и сама Фелисса сейчас с новой причёской андрогинна как никогда), а свойственная вижуал-кею нарочитость и угловатость воспринимаются очень естественно и уместно, однако от своей доли провокационности и эпатажности Фелисса тоже не захотела отказываться, и на съёмках вдоволь похулиганила с миловидным актёром, ставшим её партнёром на съёмочной площадке.

Певица и её визави весело проводят время в клипе, шалят и откровенно радуются друг другу, и в такой непосредственности, не лишённой повышенной рисовки и манерности, и заключается в данном случае вся соль. Однако при всё при этом в клипе мы наблюдаем и полностью противоположную историю, где вокалистка одна и надрывно страдает в одиночестве. Две эти истории переплетаются в одну и к концу клипа мы понимаем, что счастливые мгновения были всего лишь воспоминаниями о первой любви или возможно сном певицы. Реальное и воображаемое, счастливое и горькое тесно сплетаются в “Поездах”, и текст французской поэтессы Катрин Дезаж отлично подходят для такого противоречивого и болезненного нарратива с нотками несбыточного и фантасмагорического.

Выглядят ли “Поезда” диковинно и порой неестественно? Да, определённо! Но это точно не вредит ролику и не делает его хуже. Особенности съёмок и поведения актёров настраивают на романтический и мечтательный лад, а при всей своей чувственности, клип в то же время достаточно целомудрен, и упирает не на “пятьдесят оттенков серого”, а больше на красоту, очарование, интимность и прочие терпкие радости любовных отношений, когда у влюблённых, по словам Платона, как будто вырастают за спиной крылья.

Фелисса явно растёт, прогрессирует и развивается. Если ещё год назад в её композициях в плане звукорежиссуры были погрешности и слабые места, то теперь всё, что можно было исправить, исправлено, вокал звучит уверенно и эмоционально, а стандарты инструментала подобрались к очень солидным и впечатляющим берегам, с которых стартовали в своё время Malice Mizer, Dir En Grey, и другие иконы культового забугорного вижуал-кея. Исполнительница стала увереннее и опытнее, она всё больше входит в роль харизматичной звезды прояпонского гитарного рока, а пышущие злобой и ядом хейтеры, кажется, только играют ей на руку и помогают стать ещё убедительнее.

Мне было немного странно видеть в сети критику данного ролика, поскольку всё сделано в данном случае действительно на довольно высоком уровне, а для Фелиссы “Поезда” это явный и очевидный прогресс. Хорошее качество картинки, неплохое сочетание сюжетных сцен и локаций разного плана и даже звук гитар вполне и вполне приемлемый. Может быть, переход к части с тяжёлыми гитарами и синтезаторами выглядит немного резко, но кто сказал, что творческие люди обязаны действовать предсказуемо, а в мире художественных образов обязаны действовать в точности те же самые законы, что и в нашем реальном и приземлённом мире?

В “Поездах” практически нет вычурности, из-за которой я очень быстро разлюбил Akado и их “Оксиморон”. Рецензируемую видеоработу приятно смотреть и пересматривать, потому что она затрагивает тему первой любви, которая была в жизни каждого человека и наполнена некой воздушностью. И я бы не сказал, что притягательность и актуальность клипа целиком завязаны на гендерной интриге в духе “На грани пола” Тони Тумановой и игривых перемещениях по кровати в исполнении Фелиссы и её партнёра, а скорее на эмоциях и драме, о которой повествует Фелисса в песне. Также немаловажным фактом стало то, что историю экранизировал известный режиссёр Павел Подашов, работающий не один год в отечественной киноиндустрии. Для ценителей хороших кинематографических кадров и качественного кино данное произведение тоже покажется убедительным. Это действительно переложение образа мысли и стилистики вижуал-кея на российскую почву, и довольно неплохое.

Рецензия на альбом группы Helloween "Chameleon"

28-12-2020 Дмитрий Фомин

Пятый студийный альбом неунывающих парней из Helloween, увидевший свет в конце мая 1993-го г., cтал самым необычным, инновационным и в то же время самым разноплановым в дискографии немцев. Словно белая ворона, сходство с которой придает минималистичная обложка, ''Chameleon'' разительно выделяется на фоне прочих релизов мастеров тевтонского пауэр-метала… Тем более, что к пауэру он имеет весьма и весьма отдаленное отношение, ровно как и его предшественник.

Некоторые поклонники предпочитают упорно не замечать этого смутного периода в жизни коллектива, вдохновляясь более ранними работами. Кто-то, напротив, осторожно распробовал это новое блюдо и нашел его вполне съедобным. Кто-то же, не особо котируя тяжелый метал, был приятно удивлен содержимым этого "хамелеонистого" релиза и взял группу себе на заметку. Реакция общественности была разной, но многие сходились в одном – альбом действительно получился очень необычным, и именно это обстоятельство для многих сработало как сигнал тревоги.

В своем экспериментаторстве Helloween на этот раз зашли достаточно далеко, гораздо дальше ''Pink Bubbless Go Ape'', и дали волю своему разностороннему вкусу, примерив на себе шкуры настоящих "хамелеонов". Новое произведение демонстрировало еще большее отдаление от тяжелого бескомпромиссного звучания в сторону мелодичного и коммерчески привлекательного хард-рока. Но не нужно плеваться раньше времени. Helloween не были бы сами собой, если бы позволили себе в чем-то схалтурить.

Основные авторы в лице Киске, Вайката и Грапова показали себя с совершенно другой, более интимной и лиричной стороны, попутно продемонстрировав высший композиторский мастер-класс. По ходу прослушивания нам обязательно встретятся вещи в традиционном для Helloween метал-ключе - ''First Time'', "Giant", "I Believe" - тяготеющие к стилистике предыдушего лонгплея и одновременно делающие неожиданный реверанс в сторону американцев Queensryche. Однако главную интригу представляют другие произведения.

В числе новинок стоит отметить присутствие вальяжного и гимноподобного хард-рока, приправленного игривой духовой секцией с солирующим саксофоном в ''When The Sinner'' и более смелые, отвязно-рок'н'ролльные вариации в духе незабвенного Элвиса Пресли, что демонстрирует нам забавный ''Crazy Cat". Особый винтажный привкус, усиленный потрескиванием винилового проигрывателя, просматривается в композиции ''Revolution Now'', инспирированной духом прогрессивного рока 70-х в лице Deep Purple и Led Zeppelin. Параллельно с этим можно выделить отсылки к софт- и блюз-року a-la Брюс Спрингстин или Foreingner в ''Music'' с томной ночной атмосферой 80-х, а также чисто стадионного AORа в формате ''Step Out Of Hell''.

По части баллад музыканты превзошли сами себя – на альбоме их целых четыре, причем, все разноплановые: вариации в стиле фламенко на "I Don’t Wanna Cry No More", душевная простота ''Windmill'' в духе The Beatles, знойная раскованность с привкусом кантри ''In The Night'' и благородная эмоциональность в духе Queen в ''Longing''. Вокальные партии Киске на фоне лиричных акустических переборов, партий фортепиано и мягкого шороха перкуссий звучат настолько чувственно, предельно естественно и упоенно, что, казалось, и не было за плечами двух сильнейших альбомов, ставших эталоном пауэр-металла.

Забавные сэмплы добавляют картине щепотку непременного "хелловиновского" юмора, а эпизодические симфо-элементы - солидности. Группа не стала довольствоваться синтезаторным звучанием и прибегла к помощи живого мини-оркестра. Автором аранжировок выступил знаменитый немецкий композитор Вернер Ланг, который существенно выручил парней. К слову, сами члены группы ничуть не сдали по части игры. Вайкат и Грапов по-прежнему выдают вкуснейшие соло, с легкостью удерживая внимание слушателей, а Гросскопф, который на этой записи впервые применил пятиструнный бас, и Швихтенберг все также точны и техничны.

Композиторский уровень команды значительно вырос – на альбоме нет ни одной композиции, которую можно было бы назвать проходной или откровенно слабой. Любая (или любые) из них может (могут) стать фаворитом на долгое время, прежде чем уступить место другой (другим). Целая дюжина отменных хитов, исполненных в разной стилистике и наделенных разными эмоциями. Двенадцать песен двенадцати разных рок-групп… только в исполнении одной группы. Конечно, такое жанровое разнообразие и существенная утрата былой тяжести могли отпугнуть убежденных металлистов, но сами песни явно не стали от этого хуже.

Собственно, уже тогда, да и сейчас, спустя годы, ''Chameleon'' остался несколько недооцененной, но при этом чрезвычайно приятной, интересной и очень качественной пластинкой. А ведь качество всегда являлось визитной карточкой наших героев. Более того, забегая вперед, скажу, что Helloween – одна из немногих групп, которая за все время существования не записала ни одной, повторяю, НИ ОДНОЙ дерьмовой пластинки! Конечно, кто-то может со мной не согласиться, и это нормально. Но при слишком поверхностном отношении к релизам с подобной репутацией можно запросто упустить редкую и очень ценную жемчужину, которая достойна гораздо большего внимания.

Рецензия на альбом Васи Бабаева "Тем, кого разрезал поезд"

28-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Всем давно известно, что лучше всех играет блюз именно Вася, а вот человек, скрывающийся за таинственным псевдонимом Вася Бабаев, съел целую свору собак в умении писать душещипательные интеллектуальные баллады и на своём новейшем альбоме сразу же идёт с козырей прямо в первой же вещи, уверенно хватая быка за рога. Эта пронзительная балладность титульной вещи “Тем, кого разрезал поезд” и таких треков как “В этих руинах” или “Режим чёрного неба” действительно бьёт практически навылет и просто не способна оставить равнодушным даже самого взыскательного и скептически настроенного слушателя. Услышал первую вещь хотя бы мельком – наверняка захочешь послушать весь диск до самого конца, чтобы ненароком не пропустить ещё такой же шедевр или что-то, хотя бы отдалённо ему подобное.

Вася явно взрослеет и набирается опыта, но, кажется, не хочет признаваться в этом даже самому себе, и поэтому на альбоме по-прежнему ещё довольно много раздолбайских вещей вроде “Обычная и злая”, которые звучат как самый настоящий самодеятельный панк-рок пополам с шаманизмом The Doors и Grateful Dead. Намёки на психоделический атонал-авангард усиливаются в треке “Поцелуй меня в мозг” и особенно в финальном инструментале “Рок-музыка”, но в целом новейший альбом Васи скроен в точности по той же самой схеме, что и его ранние творения: немного лирики и сентиментальной глубины, немного разухабистой панковской непосредственности, немного экспериментов и хулиганства. Держаться какого-то одного из этих берегов Васе просто скучно, и он ёрничает и самовыражается на широкую ногу, экспериментируя вдаль и вширь.

Я уже говорил раньше, что нынешний Вася Бабаев похож на Егора Летова даже, наверное, больше, чем сам Егор Летов был на себя похож в свои последние годы, и сейчас могу сказать то же самое. А ещё в своём умении сплетать воедино смешное и серьёзное, глубокое и поверхностное, скорбное и стёбное он немало смахивает на Бориса Гребенщикова. Подача и нюансы звучания, конечно, совершенно иные, но в таком объединении противоположностей определённо есть своё сходство, и самому Васе явно очень нравится быть ироничным и улыбчивым даже в самых своих горьких и вроде бы не предполагающих такой внутренней усмешки композициях. На то ведь и панк, чтобы литературно обыграть и застебать даже Достоевского и Толстого с его Дубровским, и Вася Бабаев пользуется своими филологическими регалиями по полной.

Вася, конечно, не изобрёл колесо, вечный двигатель или мировую шестерёнку вроде той, что виднеется на обложке “Тем, кого разрезал поезд”, но развитие и эволюция на его новом диске всё-таки присутствуют. Инструментал его новейшей работы явно стал прогрессивнее и разнообразнее, The Doors и Grateful Dead близки, горячи и досягаемы как никогда, что определено есть показатель прогресса. И балладная “Режим чёрного неба”, и самая изощрённая и экспериментальная “Рок-музыка” отличаются повышенной музыкальностью, и звуков в них почти столь же много, как у Бетховена и Баха. Вася с восторгом бросается в пучину почти джазовых импровизаций, не боится затягивать проигрыши, и это ему очень идёт. От рок-н-ролла до свинга и рокабилли, и от минималистичных бардовских баллад до страшноватых полифоничных буреломов – альбом действительно крайне разнообразен и широк.

Другое дело, что мне всё равно тяжеловато вмещать в себя столь впечатляющее многообразие творческих личин исполнителя, а основной фактор, за который я люблю и котирую и ценю творчество Васи Бабаева, это всё-таки не аранжировки, не исполнительское мастерство и не оригинальность соло-партий, а его песни и богатые интеллектуальным гротеском тексты. Вася в первую очередь литератор, творец и стилист, и интересен он по большей части именно в силу данного обстоятельства. Атмосфера и аутентичность его творческого поиска потрясает воображение, сила его ментальной концентрации изумительна, и да, этот человек действительно в любом стиле и в любом творческом ампула остаётся собой и впечатляет всё так же сильно и прицельно. “Тем, кого разрезал поезд” – это всё та же отборнейшая муходоевщина, благодаря которой был всегда известен Вася, и каждому “мнимо упавшему со стула” она наверняка зайдёт.

Показать ещё