ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом Импакт "Военный ритуал"

04-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Дебютный лонгплей этой команды из Набережных Челнов привёл меня в восторг своими громоздкими риффами, военной эстетикой в духе лучших деньков Sodom и пульсирующей искренностью первобытного трэша. Будучи большим поклонником творчества Тома Энжелриппера и его команды я с огромной радостью принял команду, которая делала всё то же самое, но только на русском. Восторг, восторг и ещё раз восторг – вот, что я испытывал по поводу “Сынов войны” (именно та назывался тот альбом 2015 года) и, ничуть не сомневаясь, накатал такую же восторженную рецензию, где расписал, как круто и здорово авторы делают своё дело.

Между тем время шло, и Импакт разродились новым полноформатником, и, кажется, готовы были продолжать всё начатое и проторенное на его предшественнике, но… всё так, да не совсем. Сами музыканты утверждают, что “Военный ритуал” это всемерное развитие, продвижение и углубление идей “Сынов Войны”, и может оно и так, но звучит их свежий релиз совсем по-другому. С первых нот звучания буквально бросается в уши тот очевидный и неопровержимый факт, что новейшее творение ребят – это самый что ни на есть натуральный, чистокровный и дерзкий Slayer: на альбоме всё в точности, как было у “Убивца” в период 1990-1995 г.г., и звучат они как предельно скоростной, зверский и панковитый кроссовер ("Seasons In The Abyss" поделённый на "Untisputed Attitude").

Даже вокал Юрия Максакова как будто стал чуть менее агрессивным и хриплым, подвинувшись в сторону D.R.I. и Suicidal Tendencies, скорости повысились, мелодии стали ещё более режущими и разухабистыми, а драм-машина окончательно подчёркивает кроссоверную сущность актуального компакта. И нет, это совсем не плохо. Если вам нравятся упомянутые выше группы или вам, как и мне, дико в кайф творчество групп наподобие Antreib, то “Военный ритуал” придётся как нельзя более ко двору, но в первые минуты и часы знакомства с рецензируемой пластинкой я скорее был разочарован и раздосадован такой сменой музыкальных акцентов, и понадобилось обзавестись физическим носителем (компакт-диском), чтобы как следует распробовать и оценить эту работу.

По большому счёту со времён лонгплея 2015 года ничего особо не изменилось: что бы там ни говорили мои ушные проёмы, вокал всё тот же, лирика в целом всё та же, скорости примерно те же, но оказавшись перед необходимостью не просто повторить свой оглушительный дебютник, а по возможности переплюнуть его, авторы решили поднажать, всё усилить, углубить, и… вышло немного чрезмерно. Погнавшись за крайней экстремальностью и атомным накалом, за концентрацией убойной силы, музыканты упустили из виду, что напор ради напора и скорость ради скорости это тоже не всегда хорошо. На “Военном ритуале” нет ничего подобного таким убийственным хитам, как “Бешеный” и “Шаг за шагом”, а риффы уже не так увесисты и точны.

Дико раздражает, когда авторы тупо прогоняют изначально составленный план, словно пятиэтажку возводят на бюджетные средства с необходимостью последующего отчёта, но нет, всё это не про “Военный ритуал” – здесь не обошлось без красивых инструментальных проигрышей, басовых соло (“Будем Драться!”), а кое-где даже присутствуют попытки внедрять в припевах знойные вокальные мелодии подобно тому как это происходило у Sodom на “Better Off Dead” (“На войне как на войне”, та же “Будем Драться!”) но меня всё-таки смущают скорости исполнения (они поистине запредельные и близятся к слееровскому “Seasons In The Abyss”, однако в отличие от “слееров” Импакт далеко не так виртуозно обращаются с такой повышенной интенсивностью исполнения) и достаточно однообразный темп пластинки.

Куда эффектнее и разумнее было бы совмещать отчаянную долбёжку с более умеренными качёвыми фрагментами, как это делали, к примеру, Raise Hell, Legion Of The Damned и те же Sodom на “Agent Orange”, а так – всё резво, даже молниеносно, сокрушительно, но в то же время, увы, несколько скомкано и, опять-таки - увы, очень по-панковски. Даже русскоязычный кавер на Kreator и бонусный инструментал ни на что особо не влияют: перед нами предельно жёсткий, злобный, шустрый и ершистый, но харкдор-кроссовер, о чём собственно очень красноречиво кричит нам и обложка. Кстати о лирике. Она по-прежнему груба и прямолинейна, но по сравнению с “Сынами войны” ещё более грязна и реалистична, словно маякуя в сторону таких групп как Кувалда, Гробовая Доска и Truep.

Альбом на любителя, но, вероятно, многие будут в восторге от этой панковой сырости и непосредственности, и наверняка материал заходит просто на “ура” на концертах, ну а лично мой вердикт таков: если это трэш, то трэш не самый лучший, примитивный, плоский и безыскусный (3 из 5); если это кроссовер, то кроссовер отличный (5 из 5), в итоге ставлю среднее арифметическое 4 из 5 и очень надеюсь, что третий диск коллектива будет интереснее, разнообразнее, хитовее и душевнее. У меня осталось сильное ощущение, что на момент записи “Военного ритуала” музыканты уже немного устали от милитаристской тематики, из-за чего диск и не получился настолько же огненным и прочувствованным как дебютник, а обещанная смена лирического курса на третьем CD наверняка принесёт им новые возможности для творческого самовыражения.

Рецензия на альбом группы НИКС "Сделано в 80-х"

02-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

На своём дебютном полноформатнике питерские хулиганы из НИКС обещают обрушить на наши головы и уши забористую солянку из ленинградского рока разных периодов, направлений и модификаций, что уже само по себе звучит громко; однако авторы клянутся, что в детстве буквально с молоком матери впитали в себя все эти ритмы города на Неве и теперь выдают их почти бессознательно, почти как на спиритическом сеансе, где для нас вещают от первого лица сами герои и идолы 80-х годов минувшего века, и вообще на автопилоте.

И по поводу последнего охотно веришь, едва начинает звучать любой рифф любого трека со “Сделано в 80-х”, а поставленная первым номером на пластинке “Восемь” иллюстрирует всё это наиболее показательным и предельным образом: то напористые и дерзкие, то меланхоличные и расслабленные риффы как будто сходу идут на бреющий полёт импровизаций, а вокалист проделывает точно то же самое с узнаваемыми интонациями и приёмами Кинчева, Бутусова, Цоя и чуть ли не самого Элвиса (что ни говори, а есть в этой вещи нечто первозданно-рок-н-ролльное).

“Настроения пароль” звучит чуть более современно, то и дело смахивает на Ундервуд вокальными мелодиями, но гитары по-прежнему отчаянно буксуют где-то в регистре Slade или Krokus. Знойная вестерн-атмосфера и ковбойские кантри-мотивы слышатся в треке “На луне”, но эти эпизодические вкрапления не сильно влияют на общий дух альбома, хотя от ассоциаций с Bon Jovi, Jocker, ЛиДер и Группой Хороших мне всё-таки не удалось удержаться. Питер?.. кхм. Что ж, наверное, сегодняшний Питер может быть и таким.

Кого это унесло в кювет на повороте? Это случайно не Валерий Сюткин, который дослушал диск до четвёртого трека, но так и не понял, где там ленинградский рок-н-ролл? Как бы там ни было, в четвёртой вещи под названием “В городе неба”, которая, кстати говоря, представляет собой достаточно неплохую прогрессивную балладу с влияниями арт-рока, нет ничего похожего ни на “Мы ждём перемен”, ни на “Красное на чёрном”. Нет ничего подобного и в куда более энергичной и рваной “Антдпрст”, которая напомнила мне смесь Республики Марс и Distemper.

Влияния доктора Кинчева и классической Алисы 80-х усиливаются в “Городорог”, однако флегматичная прог-мечтательность инструментала так никуда и не исчезает: вместо бунтарской однозначности и атакующих хрипов рассерженных гитар мы слышим у НИКС вполне миролюбивые и чуть ли не медитативные арт-размышления. Под такие треки как “Сам по себе – сны” и “Задыхаюсь” хорошо лениво лежать на солнышке с бокалом освежающего коктейля или самозабвенно гнать куда-нибудь за горизонт на стареньком Феррари с открытым верхом.

Насколько я смог понять и прочувствовать задумку авторов, на своём полноформатнике они хотели показать, как мог бы выглядеть и звучать классический питерский рок после того как он повзрослел, поумнел, перевалил за отметку “30” и стал вполне себе уютно чувствовать себя в радиоформате. Никакого бунта и надрыва на альбоме нет, вряд ли стоит искать здесь и какой-то тайный месседж и двойное дно скрытых смыслов, НИКС просто играют рок, как понимают и слышат его, как могут и умеют, а получается у них коктейль из драйва, рефлексии и хитовости.

Ну а на случай если вы вместе с лидером группы Браво недоумеваете, как такой материал можно называть ленинградским роком, напомню, что Питер это не только Аквариум, ДДТ, Алиса и Кино, но также Странные Игры, Зоопарк, Телевизор, Тамбурин, Выход, Поп-Механика и много кто ещё. Похоже именно на эти, чуть менее известные массовому слушателю имена ориентируются наши северные романтики, смешивающие свои современные взгляды и идеалы с унаследованными у икон жанра риффами и мировоззренческими установками времён “Красной Волны”.

Не могу не обратить внимание читателя на интересное совпадение: книга Джоанны Стингрей “В Стране Чудес”, повествующая обо всех этих вещах и временах (а это 1985 год и далее), вышла в издательстве Аст в точности в том же году, что и актуальный альбом НИКС. Конечно, это всего лишь совпадение и ничего больше, но кто из нас верит в “просто случайные совпадения”, когда речь идёт о такой мистической и одухотворённой штуке, как рок-н-ролл?! Кто-то скажет, что мистики на рецензируемом диске как раз меньше всего, но что если она скрыта и латентна?

Порой материал команды звучит вполне жёстко и гитарно, в чём можно убедиться, к примеру, послушав “Против ветра”; порой авторы почти философичны и притчево назидательны, как это происходит в завершающей пластинку “Вверх-вниз”, где эпичные нарративы великолепно оттеняют такие же эпичные грузно-припечатывающие припевы. Музыканты явно идут на риск, желая смешать легендарное прошлое питерского рока, его туманное настоящее и ещё более туманное будущее, но они пробуют, ищут, ошибаются и обжигаются и не стоят на месте.

Чувствуется, что ребята на самом деле каким-то шестым чувством ощущают себя наследниками тех людей, которые творили во времена, когда слово “питерский” было практически так же весомо как прилагательное “ливерпульский”, а Цой, Б.Г., Кинчев и Шевчук были настоящими национальными героями. На альбоме “Сделано в 80-х” на самом деле есть что-то сходное по духу и атмосфере тому, что с такой харизмой было показано в культовых “Асса” и “Игла”, к чему авторы примешивают элементы западного пробитловского антуража и лёгкие вкрапления современных рок-веяний. Неоднозначно? Возможно. Но они не стоят на месте, а пробуют и ищут, а это главное.

Рецензия на EP группы Polycythemia "#1"

31-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вы знаете, что такое тотальная лаконичность? Если по этому поводу имеются сомнения, то самое время познакомиться с дебютным мини-альбомом таинственного уральского коллектива с ещё более таинственным названием Polycythemia. Это “экзистенциальный пост-панк прямиком с уральских гор”, как сами себя характеризуют авторы, и их треки как на подбор мрачны, бесприютны и отстранённы, а холодный вокал и тексты на манер свободных ассоциаций лишь ещё более усиливают данное впечатление.

Если вам хотелось послушать русскоязычный The Cure или окунуться в подмерзающее осеннее озеро Sisters Of Mercy, невесть как образовавшееся в стране триколора, то Polycythemia это как раз то, что вам нужно. Депрессивно, но не уныло, сумрачно, но не упадочно, атмосферно, но не разляписто ребята рисуют свои причудливые узоры меланхолии, и, кажется, им это доставляет немалое удовольствие. Абстрактные синтетические биты синтезатора добавляют звучанию коллектива объёма, освежают его и привносят в музыку как будто нечто от Clan Of Xymox.

В тяжких, неповоротливых, достаточно архаичных и уж точно не виртуозных инструментальных перекличках открывающей диск “Чёрные волосы” слышится привет из начала 90-х, когда готы так любили тусоваться по сумрачным английским клубам и подражать вампирам. Именно такую атмосферу тотального эстетического декаданса воссоздают в своих треках Polycythemia, и уже вторая вещь с диска под названием “Больничные койки” окончательно убедила меня в правомерности ассоциаций с ранней Lacrimosa.

В текстах нет каких-то особых откровений и вербальных находок, но они построены настолько грамотно с точки зрения соответствия вкусам и симпатиям представителей соборно-кладбищенского декаданса, что этот факт уже сам по себе вызывает восхищение: “чёрная краска”, “чёрные волосы”, “чёрная одежда”, “жить в этой тьме”, “петлёй на шее простыня” - такое ощущение, что авторы словно жонглируют своими излюбленными дефинициями и радуются, наблюдая, как до боли знакомые словечки складываются во всё новые и новые сочетания.

Треки не сильно отличаются друг от друга, и разнообразие, как и оригинальность, вряд ли являются для музыкантов приоритетными ориентирами в творчестве, однако “Холодные волны” чуть более синтетичны и обладают чуть более продолжительными соло-партиями, стилизованными под ксилофон кейбордов, а финальный номер с диска “Плохие сны” обладает почти танцевальными и чуть ли не ремиксовыми битами, на фоне которых прорисовывается чёткая и хитовая мелодия, исполняемая попеременно то гитарой, то синтезатором.

Ну а что до упомянутой выше лаконичности, то её можно описать словосочетанием “простенько, но со вкусом”: создатели “#1” не стремятся наполнять своё сообщество ВКонтакте постами и сантиментами по той простой причине, что их музыка на самом деле говорит сама за себя и как будто создана для многочасового медитативно-мантры-нараспев-воспринимательного использования гражданами, чьи симпатии принадлежат тёмной готической эстетике и олдскульным делам авторства Joy Division, Bauhaus и Siouxsie And The Banshees.

Помнится, дядьки из Manowar в 1996 году на своём “Louder Than Hell” дошли до такой супрематической простоты, что их риффы почти скатились к трём блатным аккордам, а в текстах “метал”, “братство” и “война” присутствовали практически в каждом куплете, но это всё равно было очень здорово, очень сильно и очень мощно. Не всегда повышенная и даже доведённая почти до карикатурных степеней каноничность это плохо, и Polycythemia вновь продемонстрировали всем нам справедливость данного факта на примере олдскульного дарквейва и продемонстрировали вполне убедительно и вдохновенно.

Рецензия на альбом Grand Magus "Wolf God"

26-07-2019 Дмитрий Фомин

 

Это шведское трио под предводительством талантливого Джей-Би Кристоферссона (Spiritual Beggars, Ayreon) и по сей день не может похвастаться бешеной популярностью, даже несмотря на то, что существует почти два десятка лет. Но данное обстоятельство никоим образом не сказывается на упорстве лидера Grand Magus и его соратников. Медленно, но верно эти шведы протаптывают свою волчью тропу к вершинам металлического Олимпа, или, что будет здесь более уместным, к заветным чертогам Вальхаллы. Для тонких ценителей олдового металла, получившего второе дыхание, творчество этой команды является настоящим сокровищем в мире, полном безликих цифровых поделок и пластмассового саунда.

Девятый студийный альбом под грозным названием ''Wolf God'', который в этом году представили нам Джей-Би и Ко, стал еще одной главой в славной эпопеи группы и, как любой отдельно взятый релиз из ее дискографии, дает более-менее полное представление об их стилистическом направлении и потенциале музыкантов. Grand Magus любовно и профессионально продолжают культивировать ту почву, которую много раньше подготовили для них Black Sabbath, Judas Priest, Accept, Dio, Manowar, ранние Candlemass и пр. Влиянием этих первопроходцев (если хотите, завоевателей) ощутимо пропитана музыка Grand Magus, и шведы с присущей им основательностью сохраняют его от альбома к альбому.

В отличие от предшествующих ему "Triumph And Power" (2014) и "Sword Songs" (2016), где преобладали более хард-роковые и NWOBHM гармонии, этот релиз возвращается к более мрачному среднетемповому звучанию традиционного дум-металла, овеянного неповторимым скандинавским колоритом. Да, в основе его лежит самый что ни на есть трушный хэви/дум, который был зачат усилиями ранних Black Sabbath с Оззи в составе, позднее обрел более совершенные и эпичные очертания уже с Ронни Джеймсом Дио, а теперь обзавелся могучими мускулами и крепкими латами. Лирика нового альбома как всегда точна и лаконична и посвящена символу Севера – Волчьему Богу, но также продолжает воспевать воинскую доблесть, воспетую в сагах стародавних времен, когда последнее слово оставалось за сталью.

В плане хитовости ''Wolf God'' несколько проигрывает предыдущей пластинке, однако его могучая бескомпромиссность и олдскульная выдержка ощутимо спасают положение. В плане звука Grand Magus не стали изменять себе – пластинка звучит предельно естественно, но при этом мощно и монолитно, и отлично сбалансирована. С одной стороны этих весов сам Джей-Би со своим узнаваемым баритоном, увесистыми риффами и заливистыми соляками, с другой – басист Фокс и драммер Людвиг, которые своей филигранной и сильной игрой снова продемонстрировали эталон настоящей металлической ритм-секции. По словам самого лидера трио, новые композиции записывались с одного дубля, что позволило им сделать эту пластинку более грубой и прямолинейной (в отдельных моментах даже дуболомной), но при этом подчеркнуть ее честность и органичность.

К слову, однородность ''Wolf God'' только верхушка айсберга. За те неполные сорок минут, что звучит альбом, скучать уж точно не придется. Впервые за все время альбом открывает в меру пафосное оркестровое интро ''Gold and Gory" с участием струнных, а последующая титульная вещь и вполне себе "саббатовская" тема ''Brother of the Storm'' образуют фундамент раскатистого героико-эпичного металла с рубящими словно топор варяга риффами, драматичным протяжным вокалом, мужественными хоровыми бэками и въедливыми припевами-гимнами. Все это и составляет основу нового альбома.

''A Hall Clad in Gold" и ''Dawn Of Fire'' получились в разы бодрее, начинены выразительными гитарными соло и неплохо смотрятся в качестве потенциальных хитов, а неожиданно спидовый боевик ''Spear Thrower'', отдающий наследием "пристов", только добавляет масла в огонь, равно как и громогласные ''To Live and Die in Solitude'' и ''Glory to the Brave'', тяготеющие к батальному пафосу Джоуи ДеМайо и Ко или же к "варварскому" романтизму Manilla Road. Забойный номер ''He Sent Them All to Hell'' в своей простоте отдает чем-то моторхедообразным, рок-н-ролльным, однако последнее слово остается за возвышенной ''Untamed'', которая возвращает все на круги своя.

Пожалуй, этот релиз можно назвать самым бескомпромиссным и бесхитростным во всем арсенале Grand Magus. В этом его основное отличие, плюсы и минусы. Единственное, что осталось без изменений и не подлежит воздействию внешних факторов, это неиссякаемый железный драйв, правильный грув, а также здоровый пафос и несгибаемый металлический дух пополам с консервативной основательностью, как раз в стиле их легендарных предшественников. Группа подошла к тому периоду зрелости, когда должна показывать верх своих возможностей или же плевать на тех, кому их "устаревшее" творчество совершенно не импонирует. Ни дать, ни взять – современные классики настоящего металла. По-другому и не скажешь.

Рецензия на сингл группы Simply Mad "Интернет"

25-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть мнение, что все великие рок-вещи рождаются в результате стёба, экспромта или какого-нибудь курьёза – вспомните, к примеру, историю появления легендарного хита британских “чёрносубботинцев” под названием “Paranoid”, который они придумали и записали буквально за пять минут и практически “на коленке”, или посмотрите, как ловко и изящно рвёт чарты современный сингл отчаянных новичков из Simply Mad. По собственному признанию авторов, “Интернеты” появились как шутка, но сейчас мутировали в ранг серьёзной полновесной песни.

Собственно говоря, Simply Mad это сольный проект печальной и прекрасной вокалистки из столичного дуэта Симпли и Метокси, а за этим псевдонимом скрывается девушка, безмерно симпатизирующая Garbage, The Pretty Reckless, Phantogram и депрессивному приальтернативненному року. Между делом замечу, что под вывеской Симпли и Метокси у Simply Mad на самом деле весьма неплохо получалось смешивать интонации Ширли Мэнсон и настроения Янки Дягилевой (“Пароль”), что порой выливалось в настоящие манифесты тёмной депрессивной меланхолии ("Я не вернусь“), и проект, судя по всему, не закрыт даже сейчас, ведь совсем недавно “Пароль” обрёл весьма симпатичный видеоряд.

При всей простоте и даже безыскусности мотивов и сопровождающих их вербально-лирических опознавательных значков, искренность вокалистки всегда подкупала своей натуральностью и неподдельной экзистенциальной аутентичностью, и Simply Mad на самом деле была очень убедительна, балансируя между терпкой атмосферносностью Flёur, Оли И Монстр и группы Пикник, с одной стороны, и наивной, стилизованно-упрощённой инфантильностью Мэйби Бэйби (“Долбойобы”) с другой. Так было и так есть, а “Интернеты” хоть и записаны в не совсем характерной для исполнительницы манере, изрядно склоняясь в сторону предельной простоты a la “Paranoid”, имеют дело со всё теми же печально-апатичными приёмами в духе Dido.

Насколько я понимаю, Метокси Громова, составлявший вторые 50% состава Симпли и Метокси, никакого отношения к сольному творчеству Simply Mad уже не имеет, а актуальный сингл хорош хотя бы тем, что на самом деле актуален и бьёт не в бровь, а в глаз своими лингвистическими виршами-изысканиями, полностью соответствуя ожиданиям тех, кто считает, что петь стоит только о том, что на самом деле волнует современного человека и соответствует последним тенденциям развития социума:

“И не друзья, и не семья, но что-то держит тут,

Не замечаем мир вокруг, за монитором нас ждут,

Мы нажимаем “обновить”, читаем, кто написал,

Мы превратились в “много букв”, а троллинг нормою стал.

(с) Simply Mad, “Интернет”

Меланхоличный, чуть поскрипывающий гитарный рифф, отстранённый, как будто доносящийся из-за бездонных водных бездн голос, простенькая привязчивая мелодия и предельно очевидные, даже примитивные строчки, которые удивительным образом расцветают и оживают при соприкосновении с музыкой, –  у Simply Mad сейчас всё в точности как было когда-то у Garbage, но с толикой фишек и характерных приёмов, свойственных для Portishead, Sylver, ГлюКозы и Девушкиного Сна. “Интернеты” на удивление бодры, ритмичны и даже почти позитивны, что кажется не очень характерным для человека написавшего “Я не вернусь”, но эмоции здесь на самом деле всё те же, просто подаются и выглядят немного иначе.

Вряд ли “Интернеты” смогут повторить оглушительный успех упоминавшегося выше “Paranoid” – всё-таки время уже не то, и эти самые “интернеты” немало повлияли на особенности восприятия музыкальных новинок и музыки в целом слушательскими массами, но искренность всегда была в моде, и послушать песенку про себя и про свою тотальную зависимость от социальных сетей и мессенджеров может быть интересно даже людям давно вышедшим из подростковых прыщей и юношеского максимализма, тем более что идею смешать Янку и Garbage на самом деле стоит признать гениальной (как только Макс Фадеев и Иван Шаповалов ещё лет пятнадцать назад не додумались до такого – ума не приложу), а реализация - на вполне себе приемлемом уровне.

Мне было невероятно приятно ещё раз войти в ту же самую реку, где я впервые услышал “Milk”, “Stupid Girl” и “I Think I’m Paranoid”, и, быть может, это и первые признаки латентной паранойи (не зря же в этой рецензии столько раз встречается это слово), но я уже почти воочию вижу, как Simply Mad вытесняет на задворки чартов Пошлую Молли и ту же Мэйби Бэйби, а её “Интернет”, а затем и “Долбойобы”, “Не понимаешь” и другие композиции прочно заседают в плейлистах у тинейджеров. Вероятно, это мысли из серии выдавать желаемое за действительное, но мне на самом деле кажется, что такой расклад был бы куда более справедливым и желательным, ведь у Simply Mad куда больше идей, души и смыслов, чем у других нынешних властителей дум современных тинейджеров.

Строго говоря, “Интернет” не является самым сильным треком в арсенале Simply Mad, но вероятно, именно у этой песни в силу её безмерной простоты, привязчивости и эмблематичности самый большой хитовый потенциал и, наверное, именно с этой вещью исполнительнице стоит штурмовать неприступные рубежи современных слушательских симпатий, но всё-таки в будущем хотелось бы чуть больше текста, осмысленности и глубины, как это было, например, в “Пароле” и в “Я не вернусь”, – чуть больше разнообразия и самобытности – и тогда, кто знает, быть может, моё навязчивое параноидальное желание увидеть, как на отечественном рок-поп-небосклоне зажглась новая звезда исполнится, и на бейдже у этой новой звезды будет написано “Simply Mad”.

Рецензия на альбом группы Докучный Идальго "Море Ясности"

24-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

 

Так уж повелось, что уже много лет наряду с классикой Мильтона, Михаила Булгакова и Бодлера в списке книг обязательных для ознакомления и цитирования каждым уважающим себя нонконформистом значится и великолепная эпопея Сервантеса про дона Кихота, среди множества прозвищ которого следует помнить, как вы понимаете, и фразеологическую единицу, давшую название рецензируемому сейчас составу. Увы, по непонятным мне причинам музыкальные коллективы далеко не так часто обращаются к похождениям рыцаря печального образа, однако, тем не менее, среди музновинок я нет-нет, да и увижу всё тот же немного аляповатый, скелетоподобный профиль легендарного воителя и победителя ветряных мельниц.

И всё-таки случай у нас с вами сегодня особенный и даже уникальный: в отличие от других коллективов, которые просто изображали Дона Кихота на своих обложках или косвенно упоминали его в названиях треков, проект Андрея Юркова куда больше внимания уделяет прославленному литературному испанцу и явно усматривает в произведении Сервантеса не только юмористический посыл. Хотя и не без оного. Самобытное питерское трио Докучный Идальго существует, кажется, уже лет десять, но по-прежнему дико комплексует по поводу качества своего дебютного лонгплея, хотя качество в данном случае – это совсем не то, на что стоило бы обращать внимание в первую или даже во вторую очередь, куда важнее и принципиальнее атмосфера.

Атмосфера, настрой и этно-напор – я бы сказал так. Помимо стандартного рок-инструментария, представленного гитарой, басом, ударными и клавишными, коллектив использует для выражения своих эмоций и чувств кахон, пимаки, мандолину, свирель и вистл, и всё бы ничего, и всё бы просто сошло за стандартный микс The Dartz и Fairport Convention, но музыканты подходят к своему делу так неспешно, душевно и, кхм, кайфово, что слова однокоренные и близкие по смыслу всему, что родственно “просто” и “стандартно” категорически не совместимы с тем, что и как делает этот экспериментальный состав. Магия, неуёмная фантазия, вечная хипповская жажда странствий/приключений – всего этого предостаточно в треках ДИ, и я не о текстах.

Точнее, не только о текстах. Андрей, Ксения и Александр музицируют так упоительно и самозабвенно, что их настойчивые импровизации оставляют ощущение полного музыкального погружения и объёмной историко-магической реконструкции (да и могло ли быть иначе у группы с таким названием?!), но, увы, гармонии и структуры треков пока ещё далеки от идеала и порой напоминают пусть и контролируемый, но хаос. И тем не менее, а что вероятнее, как раз благодаря такой природной хтонической монолитности, альбом звучит очень естественно и натурально, а массированные импровизации участников Докучного Идальго не имеют ни малейшего недостатка в аутентичности, колоритности или объёме.

Дремуче-диковинное интро открывающей компакт “Melahuaquicatl” напоминает одновременно “Джунгли” Аквариума, “Квартет Анны Карениной” под управлением Б.Г. и Jethro Tull, а когда появляются изломанные вокальные линии, возникает чувство, что к упомянутым выше троим джемующим присоединились King Crimson и Tequilajazzz. Фолковые интонации и мотивы слышатся в первых же звуках “31/1”, вокал утрачивает сходства с трип-хопом, переходя на более протяжные и неспешные напевы, а инструментальные виньетки изящно обрамляют основную вокально-музыкальную линию. Пожалуй, именно такое амплуа бродячего менестреля-пилигрима идёт Докучному Идальго больше всего, что, впрочем, ничуть не умаляет других его ипостасей.

Уже откровенно сказочные и фолково-раздольные мелодии слышатся в “В небесаре ликомин”, и решение спешащего выйти на первый план женского вокала кажется как нельзя более уместным и адекватным. А вот шероховатый андеграундный дисторшн гитары в “Аэда II” мне совсем не понравился: этот нестройный страшноватый шум кажется не сильно уместным в царстве эфирных гармоний Докучного Идальго - убрать их, и трек абсолютно ничего не потерял бы. А вот и ещё один настоящий хит с актуальной пластинки - “Не будь как Олли”: этот трек ритмичен, с первых же аккордов прочно приковывает к себе внимание и не отпускает его уже до самых последних звуков, а текст великолепно ироничен и мягко назидателен.

Собственно, текст это, безусловно, одна из самых сильных сторон Докучного Идальго, и лирика группы на самом деле ничуть не отстаёт от извилистых и оригинальных инструментальных партий. Даже когда состав срывается в предельно простой и безыскусный “хрюки-рок” “Острова”, текст без труда вытягивает общую композицию на свет, и такой первобытный блюз-регги-рок звучит всё так же волшебно и таинственно, как “Жду” и другие по-настоящему впечатляюще изысканные треки. Балладная “Безымянное чувство” прекрасно иллюстрирует идею того, как мог бы звучать минималистический акустический рок, не отягощённый необходимостью втискиваться в радиоформат, но не лишённый особой терпкости и красивых, хотя и элементарных мелодий.

А вот финиширует пластинка очень расслабленно и ещё более философично: “Аэда”, “Если бы я любил море” и “Услышь” полны рефлексии, неспешны и максимально глубокомысленны. Не нарушает эту идиллию даже отдалённый намёк на трип-хоп-читку, который появляется в завершающей диск вещи, а способ, который использует главный автор и предводитель Докучного Идальго Андрей Юрков для соединения слов друг с другом теперь уже однозначно напоминает то, как это делает вот уже почти пятьдесят лет наш дорогой и любимый Борис Борисович Гребенщиков. “Славься, Господи, Боже Сил. Ты высокотемпературное пламя, Это ли то о чём я просил, несгораемая, неопалимая память. Память – корни мёртвого дерева, Мешок с кирпичами на сутулой спине – что поделать, я по-прежнему верю во всякое чудо, что явлено мне”.

Для любителей редкостей, прогрессивных порослей и экзотических видов, а также для тех, кто котирует такие команды, как Башня Rowan, (the) Dead Elvis, Завтраккусто и The Dartz более впечатляющую находку трудно себе представить, и да, группу стоит чествовать уже за одно то, сколько свежести и подлинности принесли они в загнивающий в штампах и самоповторах современный фолк-рок, но это не единственное и даже не главное их достоинство – Докучный Идальго явно может, умеет и хочет писать по-настоящему хорошие песни, и в то же время не заботится об оригинальности ради оригинальности или тем паче о коммерческом успехе, и вот результат – диск звучит так, что ему могли бы позавидовать не только Мельница, но и Leah с Auri.

Каждый трек с “Моря Ясности” по-своему хорош, а отсутствие очевидных и приторных ходов, продуманной коммерческой структуры и продюсерского лоска ещё более подчёркивают и оттеняют атмосферу тотальной балдёжной лёгкости и кайфовой неги. Можно упрекнуть Докучного Идальго в недостатке концептуальной целостности, и группу на самом деле как будто лихорадит между разухабистой алко-тематикой a la Billy’s Band (“Не будь как Олли”), романтической восторженностью в духе Кейти Мелуа (“Если бы я любил море” напоминает вольную интерпретацию её хита “If You Were A Sailboat”) и экспериментальным этно-трип-хопом (“Melahuaquicatl”), но это ничуть не вредит коллективу, который одинаково убедительно звучит в каждом из этих амплуа. Конечно, этот неожиданный коктейль из простеньких блюзов, кабацких ритмов и фолковой мечтательности далёк от совершенства, но его неожиданность с лихвой покрывает все недостатки и огрехи, по-настоящему завораживая и надёжно пленяя, а это главное.

Показать ещё