ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл и клип Мистера Кто! "Горе"

02-04-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Рецензию на эту песню, вышедшую тогда синглом, я написал ещё в июне 2020 года, но, как известно, всё циклично, развитие космоса идёт по спирали, а повторение – мать учения, и сегодня мы снова возвращаемся к этой композиции (которую, кстати, кое-кто считает одной из лучших в репертуаре Мистера Кто!) и снова вспомним Шекспира и его бессмертное «вся жизнь – игра». Ну а почему бы, собственно, и не вспомнить: хорошая песня, хороший клип… Но давайте по порядку.

Сама композиция не претерпела никаких изменений, и перед нами всё тот же слегка прифольклоренный хард-рок с узнаваемым голосом Мистера Кто пополам с подспудными отсылками к Кукрыниксам и группе Монгол Шуудан, перепевающей классику Есенина, однако в компании с видеорядом все эти знакомые риффы и интонации воспринимаются уже как будто иначе. Весомее, объёмнее, живее, убедительнее и доказательнее. Жизненнее, в конце концов.

Трудно не заметить, что клипы у тюменского рок-н-ролльщика становятся всё более дорогими и профессиональными, и даже вопиющий минимализм видео-варианта повторно попавшей к нам сегодня на рецензию композиции не способен затемнить и тем более отменить тот факт, что в съёмках были задействованы профессиональные актёры, а сам ролик выглядит очень даже кинематографично и серьёзно.

Клип на песню “Горе” воспринимается сейчас почти как “Сыщик” с Джудом Лоу и Майклом Кейном. Всё тот же стол, минимум действующих персонажей и колоссальное интеллектуальное и эмоциональное напряжение в связи со всем этим. “Вся наша жизнь – игра” – не уставал повторять прославленный британец по имени Вильям, и Мистер Кто!, судя по всему, придерживается той же самой точки зрения, добавляя от себя что-то про риск и шампанское в духе советских фильмов.

А ведь всё так и есть – тебе может долго и катастрофически не везти, ты можешь проиграть всё или почти всё, но если ты не потеряешь надежду и не опустишь руки, у тебя всегда остаётся шанс выбраться даже из самой сложной и безнадёжной ситуации. “Никогда не сдавайся” – напоминает нам клип “Горе” про ту знаменитую лягушку, которая смогла своими лапками превратить молоко в сметану и всё-таки выбралась из банки и тем спасла себе жизнь.

Мне не очень понравился момент с привнесением на экран сердца в таком живом и натуралистичном варианте, но в остальном клип упрекнуть практически не в чем: есть динамика, есть сюжет, присутствует необходимый драматизм, всё очень ярко, доходчиво и художественно. «Только смелым покоряются моря!» – опять цитирую я незабвенную классику, а сам тем временем лишь утвердительно киваю, соглашаясь, что Мистер Кто! снова всё сделал на «ура!».

Клип в сочетании с такой простой, но эффектной композицией оставляет очень сильное впечатление, и играющий в маститого рокера или даже подражающий Слэшу Мистер Кто! с гитарой наперевес тоже выглядит в этом ролике очень убедительно и эффектно на фоне жёстких и вполне качающих гитар, изливающих свою мощь из динамиков, к которым то и дело добавляются мечтательные фолковые мелодии или, быть может, отдалённые намёки на них.

«Жизнь хороша, когда пьёшь не спеша» – и нынешний видеоклип тоже учит всех нас жить с удовольствием, ценить каждый конкретный день, радоваться всем мелочам, никогда никуда не спешить и ни в коем случае не терять надежду. Даже если всё против тебя, и вся твоя жизнь кажется одним сплошным и безысходным горем, не спеши сдаваться и ставить на себе крест раньше времени. Кто знает, как всё повернётся всего через пару минут.

Да и ночь ведь бывает особенно темна перед рассветом – не зря нам с вами так настойчиво напоминает об этом «Книга перемен», а теперь вот ещё и новейший клип уже вовсю вошедшего в роль современного Чака Берри тюменского рокера Мистера Кто! Я посмотрел это видео с большим удовольствием, мне приятно было вновь переслушать хорошую песню (которой без сомнений является трек “Горе”), и я благодарен музыканту за эту возможность, а Вселенной – за напоминание о том, что всё закономерно, и добро и зло всегда следуют неразлучно.

Рецензия на альбом группы Mystericon "Иди и смотри"

02-04-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Волгоградский лейбл More Hate Productions, являющийся одним из старейших отечественных андеграундных значков, продолжает расширять свой каталог за счёт не совсем характерных для себя коллективов, и сегодня у нас как раз такой случай в лице свежего альбома симфо-метал-энтузиастов из Mystericon. Коллектив работал над своим новым альбомом целых три года. В 2020 году после череды EP вышел их первый полноформатник, затем в 2021 году был сингл “Старая Крепость”, а после музыканты с головой ушли в подготовку очередного лонгплея.

В записи диска приняло участие множество музыкантов самых разных групп, вокалисты и вокалистки многих значительных и интересных команд нашей сцены, и в итоге общими усилиями авторам удалось нарулить достаточно неплохой материал в своём своеобразном стиле тёмного и романтичного мелодик-хэви-металла с признаками готики и металлического симфонизма. Лидер группы Олег Сталкер держал весь процесс создания пластинки под личным контролем, и 30 марта долгожданный лонгплей, наконец, увидел свет и состоялся.

Ну а мы начинаем слушать свежий диск Мистерикона, и слышим достаточно ортодоксальный, плотный и риффовый хэви-метал с хриплым «дьявольским» вокалом и эпизодическими украшениями за счёт женского чистоголосого пения, полётных гитарных соло и мечтательных клавишных. Очень эффектно открывает альбом трек под названием “Эскапизм”, ну а далее всё будет ещё более жарко и стремительно. Уверенный шред гитар, пугающий скрежет основного вокала и зачарованные переливы женских голосов делают этот диск настоящей хэви-метал-сказкой.

Вторая вещь “В моих руках” напомнила мне смесь Dreamspell и Aesma Daeva, и это было очень красиво и мощно. Хэви-метал-напор великолепно гармонирует у Mystericon c оккультными партиями женского вокала с явными очертаниями Therion, ну а мистика клавишных как раз и привносит в этот микс особый и редкий привкус Aesma Daeva. Вроде бы, всё стандартно и вполне понятно, вроде бы всё как у Аллюзиона, Aura и других подобных отечественных групп, но есть что-то у Mystericon особенное, влекущее, характерное и настоящее.

Простые, но яркие и запоминающиеся риффы делают композиции Mystericon невероятно броскими и приятными, красивые чистые женские голоса и харизматичный хрип экстрим-вокалистки добавляют ярости и красоты, но важнее в данном случае композиторский талант авторов всех этих дел, что особенно очевидно становится в третьем треке “Осенняя печаль”. Ту же схему активно использовали поздние Therion и группы вроде Emerald Night, но Mystericon всё равно отличаются от них за счёт своей академической соло-гитары, обилия синтезаторов и почти поп-мелодики вокала.

На альбоме есть настоящие хиты вроде упоминавшейся только что “Осенней печали”, или контрастной, выходившей синглом ещё три года назад “Старой крепости”. Очевидно, что эта группа может играть жёстко и стремительно, но никогда не забывает про многослойные аранжировки, качество исполнения и берущие за душу мелодии, что и обеспечивает им гарантированный успех у слушателя. Даже такая изломанная и непредсказуемая вещь как “Обет креста”, где на альбоме впервые появляется чистый мужской вокал, воспринимается в итоге мощно и солидно.

Можно даже сравнить Mystericon с такими классическими хэви-группами как Attack и Zed Yago, и хотя наши сегодняшние герои кажутся чуть более экспрессивными за счёт ревущей манеры экстрим-вокалистки, общий настрой на эпичный и героический метал баталий действительно роднит их с упомянутыми первопроходцами эпик-пауэр-металла и позволяет нам сейчас выводить их генеалогию именно из тех древних и незапамятных битв 80-х. Тем не менее, к чести коллектива стоит отметить, что они не кажутся бледной калькой и копией других, а делают только своё собственное дело, трактуют которое очень самобытно, авторски и увлечённо.

А тут было бы хорошо подробно остановиться на каждом гостевом участнике и рассказать о том вкладе, который он принёс на пластинку, но двумя словами в таком случае ограничиться у нас не получится, а столь расширенная рецензия будет иметь совершенно неприличный объём. В плане компромисса я скажу кратко, что на альбоме вас ждёт масса сюрпризов, включая эксперименты с хаосом (“Осквернённая кровью”), аллюзии к метал-операм (“Вечность назад”) и драматическую театральность (“От земли до неба”) в самом конце.

Но все эти эксперименты меня впечатлили на самом деле очень мало. На мой взгляд, современным Mystericon совсем не стоит гнаться за какими-то удивительными свершениями и не надо злоупотреблять саунд-алхимией, а вместо этого можно было бы просто сконцентрироваться на написании простых и эффектных вещей, которые у них так мастерски получается создавать. “Эскапизм”, “В моих руках”, “Осенняя печаль” и “Старая крепость” стали моими любимыми композициями на альбоме, и именно к ним я возвращался чаще всего, а потому в будущем от группы всё-таки хотелось бы больше треков именно такого плана.

Mystericon звучат естественно и легко, ну а экстрим-вокал у них – это вообще отдельная песня. Такой демонический голос с массой шершавых оттенков и раскатистых переливов на первом плане сообщает их музыке какое-то парадоксальное очарование, словно вырастающее из глубоких бездн. И, на мой взгляд, у авторов “Иди и смотри” на данный момент уже есть всё для того, чтобы стать по-настоящему крутой и даже культовой командой. Есть талант, есть идеи, есть способности для того, чтобы всё это красиво и профессионально воплощать, ну а не хватает им самой малости – опыта, размаха и чувства меры.

Если обернуть всё это в чуть более броскую и презентабельную обёртку, ещё сильнее дожать и предельнее усилить контрасты, сделать всё чуть афористичнее и смелее, перед нами будет самый настоящий эпик-симфо-метал мирового уровня, который с лёгкостью затмит все импеарилэйджи и французские виздомы, так расплодившиеся в последнее время. Полагаю, музыкантам нужно ещё чуть-чуть времени и чуть-чуть опыта, чтобы жахнуть, так, что захочется поставить их на полке рядом с “Vovin” и “Communion”. Ну а я тем временем уже сейчас ставлю “Иди и смотри” 5 из 5 и отправляюсь переслушивать “Осеннюю печаль”.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 (2024). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом группы I'm Fine "The Year Without Summer"

01-04-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Я очень люблю нестандартный подход к традиционным жанрам тяжёлой музыки, весьма котирую художественную и авторскую интерпретацию классических тем, и сегодня у нас именно такой случай. Готик-метал и апокалиптическая мистика от группы, которая называется I’m Fine и сделала обложкой своего альбома такой крафтовый и нестандартный (только краски, только тру-живопись!) арт, нарисовал который, кстати, самолично фронтмен группы Андрей Арефьев, уже самим фактом своего существования наводит на большие и интересные мысли, и в итоге у них на альбоме всё здорово и интересно ровно настолько, насколько это в принципе могло бы привидеться самому смелому и далеко идущему воображению. Готик-метал на грани с атмосферным дум-металлом, отчасти пост-металлом и меланхолик-металлом, но I’m Fine больше, чем жанр и жанры.

В центре повествования в данном случае находятся загадочные события первой половины XIX века. Похолодание в Европе, наступившее в результате извержения вулкана Тамбора на острове Сумбава в Юго-Восточной Азии. Эта тема многократно поднималась и затрагивалась конспирологами всех мастей, в своих исследованиях связывающих воедино похолодание, войны по всему земному шару в течение почти всего XIX века, отложения пепла, найденные японскими исследователями на горе Белуха, датируемые 1842 годом, засыпанные минимум в этаж, а местами намного больше здания по всему миру, отложения радиоактивных элементов в коре деревьев, и много других моментов, собранных в единую картину.

Музыканты, как будто подражая нашему великому эсхатологическому пессимисту Д.С.Мережковскому, фантазируют на тему фактов и исследований по поводу апокалипсиса XIX века, но не делают однако никаких явных привязок ни к каким конкретным датам и событиям, а по музыке перед нами нечто в духе утяжелённого готик-рока The Garden Of Delight, к которому добавляется что-то вроде хаотичного и шквального дума в традициях In The Woods…, Green Carnation, Avrigus, Novembre, а в какой-то степени и Anathema времён “Eternity” и “Alternative 4”. Красивые инструментальные переливы, вдохновенные гитарные соло (“Still On The Way”), прекрасный инструментал “Seasons Of Disaster”, и всё это грузно, мощно, обречённо и красиво.

И неслучайно мне в самые первые секунды знакомства с I’m Fine вспомнились другие наши соотечественники из Trust Ltd. и Монотеист (как минимум, необычное название и лампово-рукотворное оформление релизов наводит на такие мысли), на деле всё именно так и есть – у этих групп действительно достаточно много общего, а самое главное, что их роднит и объединяет, это очень творческое, нестандартное и свободолюбивое отношение к своему жанру. Обречённая атмосфера, плачущий, зовущий и буквально сочащийся болью вокал (местами мне в голосе фронтмена слышались даже интонации My Dying Bride и Inner Missing), красивые тексты на русском и английском (у англоязычных композиций с альбома есть свои русскоязычные побратимы), и всё это очень глубоко и сильно.

Так The Gathering когда-то максимально расширяли понимание дум-металла, а Inner Missing вносили собственные наброски и трактовки в готик-метал, и всё это по-настоящему интересно и хорошо. Ну а I’m Fine свободны и концептуальны, а их альбом “The Year Without Summer” действительно представляет собой большое повествование, где все композиции связаны в единую канву, являясь продолжением друг друга, но альбом не ограничивает воображение и ассоциации слушателя вкладываемыми в тексты образами, а наоборот приглашает его сделать свои собственные выводы и даёт возможность самому поразмышлять на заданную тему. То, что было или могло быть, вполне может произойти снова – именно об этом говорит Мережковский в своей поздней книге “Тайна Запада: Атлантида-Европа”, и рецензируемый альбом тоже именно об этом.

На диске можно найти отсылки к Лавкрафту, цитаты из стихотворения Сары Тинсдейл и другие интересные «пасхалки» вплоть до самоцитат (в инструментальной композиции присутствуют фрагменты других композиций I’m Fine), а мне очень понравился нежный и вкрадчивый “November”, пришлись по душе скрытые отголоски Antimatter, The Gathering, Trees Of Eternity и The 3rd And The Mortal, которые то и дело как будто проступают на альбоме, а ещё больше впечатлила закольцованная структура повествования, когда эпилог в виде самого последнего трека “Sands Of Time” вновь возвращает слушателя к началу альбома. В треке описывается связь автора с героем через сны, его желание разобраться и понять, что же произошло в том мире, который ему снится, его намерение снова туда попасть.

И, кстати, забавный факт. Когда-то очень много лет назад у меня тоже была дум-метал-группа, и называлась она Небо Ноября (именно так в русскоязычном варианте звучит название трека “November” I’m Fine). Мне тогда, в 90-х казалось, что нет ничего глубже, трагичнее, антиномичнее и свинцово-безысходнее именно ноябрьского неба, и именно оно идеальным образом подходит для того, чтобы стать в итоге названием хорошей дум-метал-команды. Что ж, моя группа так и не стала великой, а большинство моих замыслов так и остались замыслами прошлого века, но, как свидетельствует реальность, те же самые идеи продолжают витать в воздухе, и время от времени они проявляются в нашем зримом и материальном мире, напоминая всем нам о себе.

У I’m Fine же “November” – это время после смерти, временная петля, где герой снова и снова переживает тяжелый период, не в силах вырваться, раз за разом испытывает чувство вины и отчаяния. И мне в этой связи хочется процитировать одного из героев недавно вышедшего фильма с Энтони Хопкинсом “Одна жизнь”: «Никки, ты же понимаешь, мы не можем спасти всех. Ты должен простить себя за это». Мы действительно должны уметь прощать себя и отпускать чувство вины и сожаления. Слишком часто эти чувства становятся тем самым адом, который перечёркивает нашу жизнь и превращает её в кромешный и неизлечимый кошмар, отнимая у нас возможность творить, развиваться и помогать близким. Перед нами очень глубокий и сильный альбом, который напоминает нам как раз об этом и учит этому.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2024). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на альбом проекта Astarium "The Ghost Kings"

29-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Новосибирский блэково-эмбиентный проект Astarium уже много лет действует как великолепно отлаженный механизм, выпуская огромное количество самой разной продукции буквально в конвейерных масштабах, но что самое интересное, качество и характер всего этого выпускаемого совсем не кажется вышедшим с конвейера. Альбомы Astarium разнообразны как по стилю, так и по текстам, а визуально перед нами и вовсе широчайший спектр самых разных вариантов и возможностей, где встречается почти всё, а встречаемое порой не только удивляет, но и обескураживает.

Итак, мы с некоторым опозданием приступаем к рецензированию уже засветившегося у нас в топе по итогам 2023 года, но только-только дошедшего до нас благодаря нерасторопным усилиям почтовых транспортировщиков диска с альбомом Astarium “The Ghost Kings”, и замечаем, что “Призрачные короли” с точки зрения оформления симпатизируют Katatonia и Weltenbrand, а по музыке перед нами один из самых классических и эталонных релизов Astarium, где простота задействованных ингредиентов близится к гениальной. Всё тот же вороний грай вместо вокала, суровые повествования, всё те же примитивные, почти хэвиметаллические гитары и атмосфера…

СиН в этот раз даже не попытался сделать что-то новое и оригинальное, не стал прыгать выше головы в попытках скрестить блэк-метал и грайндкор, а просто записал нечто в своём самом классическом и первозданном виде, изрядно нагнав концептуального туману и эпичных нарративов. Альбом отсылает нас к самому древнему и наивному симфо-блэку, какой только может быть, а Profanum, Limbonic Art, Judas Iscariot и Abigor дружно водят тут хоровод вокруг самых примитивных, но всё-таки не подвальных бм-стандартов, в то время как сделано всё тут с замахом и зачином, свойственным Bal-Sagoth.

Не злость, не ярость, не ненависть и гнев, а неспешные и слегка оторвавшиеся от реальности саги про странное, туманное, давно отжившее и навсегда ушедшее под воду, но по каким-то неведомым причинам продолжающее беспокоить и будоражить умы вот таких мечтателей и романтиков как СиН. И всё в итоге воспринимается как блэк-метал-колыбельная или даже сказка на ночь в стиле олдскульного и ретроградного симфо-блэк-металла. Всё настолько умиротворяющее, медитативно, планомерно и равномерно, что уже на середине альбома ты сам того не замечаешь, как начинаешь впадать в какой-то транс и ступор.

Примитивно? Да. Просто? Да. Элементарно и предсказуемо? Да. Но всё сделано не без огня и не без изящества и всё-таки цепляет, трогает и заставляет вслушиваться в эти далёкие и странные пульсации, что звучат порой как заклинившая шарманка безумного фокусника из сгоревшего цирка. “Ghost Kings” – это не музыка, а нонсенс и живой анахронизм, но именно этим альбом и интересен. Он красив и эпичен точно так же, как эпичны даже самые поздние и самые вымученные альбомы Кинга Даймонда, а вся эта ретро-бм-романтика уж конечно рассчитана только на тех, кто понимает и любит такие олдскульные дела и знает в этом толк.

Другим всё это рекомендовать, вероятно, просто бессмысленно. И всё в целом в данном случае действительно сделано по канонам волшебного симфо-блэк-металла с отдалённым привкусом Cradle Of Filth (как будто «кредлы» были обглоданы до самого остова, от них остались только рожки да ножки, а вся ярость и драйв испарились и исчезли в ночной прохладе), который особенно явно ощущается в седьмом треке “Return To Satanism”. Закольцованные колокольчики-шарманки синтезаторов, которыми всегда славился Astarium, конечно же, никуда не делись и чувствуют себя на этом альбоме просто великолепно, а в целом перед нами блэк-карусель и блэк-шарманка.

СиН сделал для альбома очень неординарное, самокритичное и забавное фото в корпспейнте для того, чтобы повеселить счастливых обладателей компакта, но на качество музыки и исполнения оно, конечно же, никоим образом не влияет. Если вы любите этот проект так же сильно, как люблю его я, то уже наверняка прикупили себе экземплярчик “The Ghost Kings” или вот-вот собираетесь это сделать. Для ценителей настоящего андеграунда и супремативного тру-олдскул-симфоник-блэка в его самом роскошном, смелом и ретроградном воплощении это просто находка и шикарный подарок. В определённом смысле перед нами столп нерукотворный и уникальная вещь тру-олдскула.

Рецензия на альбом Anatoliy Shakhov "Отель двух миров"

27-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Лидер, гитарист и вокалист мурманской панк-группы Oops! I’m Dead Анатолий Шахов предстаёт перед нами сегодня в необычном амплуа сольного автора музыки для саундтреков. Его пригласили поучаствовать в написании аудио-сопровождения для спектакля “Отель двух миров”, и Анатолий, недолго думая, записал шесть полуавангардных композиций, очень мало имеющих общего с его основной группой. Что ж, гениальный человек гениален во всём, и Анатолий готов нам это продемонстрировать своим выходящим сейчас в качестве отдельного релиза “Отеля двух миров”.

И прав тот, кто считает саундтрек отдельным видом искусства, и Анатолий с первых же звуков своего инструментального опуса убеждает нас в том же. Атмосферное, многозначительное и мечтательное начало трека “Двери в Лимб” сразу же настраивает слушателя на что-то мистическое и большое, а рок-ударные отлично гармонируют с приёмами из арсенала музыки нью-эйдж. Композиция неспешна, вдумчива, она шаг за шагом ведёт за собой слушателя и намекает на то, что его в очень скором будущем ждут по-настоящему удивительные вещи.

Более резкая, атональная и экспериментальная “Абсолютное отрицание” напоминает что-то в духе поп-механики Сергея Курёхина, а я по ходу прослушивания данной вещи лишний раз удивился смелости и нестандартности музыкального мышления Анатолия. Почти чистый авангард, но рок-авангард, а попутно несколько горячих приветов в сторону таких групп как Странные Игры. Так разыгрываются джазисты и экспериментируют разные крезанутые рок-эстеты, подобное встречается иногда в советских фильмах, и увидеть такую же вещь у Анатолия я никак не ожидал.

А вот нежная и вкрадчивая композиция “Томительное ожидание” напомнила мне даже наших заслуженных неоклассиков из Caprice, в то время как сменяющая её “Лавка Раджапура” звучит как цирковая шарманка из советских мультфильмов, под которую танцуют дрессированные обезьянки, но вот “Фобия” это уже страшноватый эмбиент пополам с дарквейвом и даже нойзом. Шорохи, трески, завывания, перешёптывания, и всё это в духе рельефного и впечатляющего ночного мистицизма, от которого холодок бежит по спине, а обладателю этой самой спины хочется сразу же рефлекторно поёжиться.

Ну а завершается всё в “Прощании” очень красиво, масштабно и эмоционально. Можно без преувеличения назвать эту вещь кульминацией и вершиной альбома, и уже ради неё одной стоило послушать весь релиз от начала и до конца. Композиция возвышена, она до краёв наполнена эмоциями и переживаниями, а мне по ходу её прослушивания сразу же вспомнились любимейший трек Astarium “Aura Of A Crystal Night” и великолепная вещь Pilori “Red Dot”, которые я слушал на репите огромное количество раз (и до сих пор продолжаю это делать).

Композиции на альбоме имеют не очень большую длительность, в среднем их хронометраж простирается от полутора до трёх минут, но этого более чем достаточно для того, чтобы друг за другом пережить несколько удивительных, таинственных, глубоких, то пугающих, то веселящих, то умиротворяющих, то зовущих и воодушевляющих состояний. В каком-то смысле рецензируемый саундтрек даже напомнил мне инструментальную композицию Blind Guardian “Weird Dreams”, где смена тем и настроений происходит так же стремительно и молниеносно, напоминая этим наши сны.

Да, это всего лишь инструментальный саундтрек, всего шесть не очень продолжительных композиций в совершенно разных стилях и без единого слова в исполнении хоть какого-нибудь вокалиста, вам вряд ли удастся воссоздать у себя в уме и адекватно додумать сюжет спектакля, для которого всё это писалось, но послушать всё это увлекательно и интересно, и сам процесс прослушивания мне действительно напомнил ту самую, упомянутую абзацем выше композицию «слепых стражников» из Германии. Звучит красиво, не очень понятно, о чём и почему, но слушать и переслушивать хочется.

Я не очень большой любитель формата OST (original soundtrack), но всё-таки и у меня в коллекции есть несколько дисков из этой серии (вспомнить хотя бы “Whale Rider” от Лизы Джеррард или диск Елены Камбуровой), и с работой Анатолия мне тоже было познакомиться весьма интересно. Максимально разнообразные композиции, нешаблонный подход к созданию саундтрека, потрясающая смелость и ничем не ограничиваемое дерзновение в совокупности помогли автору создать очень интересный и колоритный музыкальный пейзаж и продемонстрировать те стороны своего таланта, которые не находят и не могут находить выражения в рамках его основной группы. Получилось колоритно. Захотелось пойти дальше и приобщиться к спектаклю.

Рецензия на альбом группы ПсиХХХо "Сгорели корабли"

27-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Подольско-московские панки представляют свой очередной полноформатный альбом, и перед нами всё тот же слегка отстраненный и философичный панк-рок с русскоязычными текстами и бодрыми гитарами с оттенком эпизодической меланхолии. Ровно три года назад я писал рецензию на их альбом “Молиться, умирать, молчать”, а теперь команда возвращается вновь, и на этот раз они как будто решили повернуть реки вспять и ещё сильнее окунуться в океан классического панк-рока. Тем не менее, никакого нафталина и беззубых стилизаций на их сегодняшнем диске вы не найдёте – всё здесь очень живо и аутентично, хотя и в русле классики.

Они берут за основу стандартный материал панк-групп 90-х и нулевых, местами добавляют к нему чуть-чуть какого-то ещё более раннего задора чуть не в духе Sex Pistols, но делают всё в итоге очень чётко и современно Небольшое инструментальное интро, и вот на нас уже обрушивается простой, нестройный и разухабистый эпик “Меркни или сияй”. Вокалист не утруждает себя необходимостью строго попадать в ноты, а просто получает удовольствие от происходящего, гитары и ритм-секция весело спотыкаются друг о друга, но в этой веселой толчее очень забавно и весело тусоваться, вслушиваясь в простенький и незатейливый текст.

Им хочется быть несобранными и хаотичными, звучать как панк-кумиры из 00-х и воссоздавать ту самую незабываемую атмосферу маленьких клубов, и Психххо сейчас действительно очень неплохо справляются с задачей передачи этого специфического душевного комфорта, который способен нам даровать только первозданный панк-рок. Тем не менее, свой минималистичный панк-рок они играют слаженно и осмысленно, а их простые тексты не являются примитивными и глупыми. Даже в третьем треке “Остановись!”, где перед нами снова крикливый и рассредоточенный панк-гимн, который в этот раз ещё и исполнен на повышенных и почти спид-металлических скоростях, умудряются быть и складными, и мелодичными, и драйвовыми.

Психххо как coincidentia oppositorum Николая Кузанского – совпадение и примирение противоположностей. Они просты, но в то же время глубоки, они элементарны и несобранны, но в то же время их приятно слушать и в этом минимализме живут какие-то свои особые гармонии. Их лирику не назвать шедевром поэзии и какой-то очевидной оригинальностью она не блещет, но в их текстах всё-таки попадаются достаточно интересные пассажи, они свежи и искренни, а их смысл, я ничуть не сомневаюсь, идёт прямо от сердца, призывая задуматься о самой сути человеческого существования и посмотреть на самые серьёзные проблемы нашего бытия.

Уже три года назад я заметил особую серьёзность Психххо, оценил их искренность, человеколюбие и концептуальность, ну а сейчас все эти замечательные и приятные тенденции нашли очень интересное и адекватное продолжение на их актуальном альбоме. Даже такие простые и элементарные вещи, как “Земля”, которые практически не имеют отличий от классики Green Day, воспринимаются сейчас интересно и живо благодаря своей честной и искренней лирике, посвящённой очень серьёзным и даже глобальным вещам. «Ещё немного, и нам уже будет нечем дышать, ещё немного, и будет некого спасать» – слушаешь и поневоле задумываешься. Всё ведь действительно так, и авторы дело говорят.

Очень оригинально все композиции на их нынешнем альбоме заканчиваются небольшими разговорными зарисовками, где некая иронично и скептически настроенная девушка рефлексирует по поводу прослушанного и делится со слушателем своими впечатлениями о только что отзвучавшей песне. Никогда не встречал подобного ни у кого, и нужно признать, что звучит это на самом деле очень живо и интересно. Альбом начинает восприниматься как саморефлексия и честная попытка разобраться в своих переживаниях, что меня невероятно зацепило. Чем дальше продвигаешься про хронометражу диска, тем интереснее становятся комментарии, а ближе к концу диска это уже почти литература и почти сама жизнь в реальном времени.

Альбом звучит очень неплохо, в рамках панка это крепкая и уверенная работа от такой же крепкой и уверенной в себе группы, но это больше, чем панк и больше, чем просто очередной панк-альбом. Авторы стараются достучаться, докричаться – хоть каким-то образом донести до своих слушателей ту мысль, что все мы катимся в пропасть, и что-то нужно срочно и как можно серьёзнее делать, чтобы избавить наш прекрасный и цветущий голубой шарик от вселенской катастрофы и полного уничтожения. Мне очень понравились такие песни как “Ангелы с грустными глазами”, и это действительно самые настоящие гимны неравнодушию и пониманию.

В плане текстовой составляющей всё станет как будто немного легче и доступнее ближе к концу альбома (“Футбол”), но это только видимость, и тут тоже присутствует мега-серьёзная и завязанная на современности “Возвращайся”, а финиширует всё горьким и тяжёлым медляком в качестве которого выступает титульная вещь. Тем временем дополнения-комментарии нашей критически настроенной особы начинают вдруг сворачивать в какую-то экзистенциальную и остросюжетную сторону, как будто закручивая параллельно детективную линию. Что ж, концептуальная эпопея с «пасхалками» в стиле панк-рок у наших сегодняшних героев действительно получилась на “ура”.

Насколько я понял задумку авторов, перед нами сейчас их собственная фантазия на тему “всё гениальное просто”, и альбом “Сгорели корабли” действительно воспринимается сейчас как сложное в простом и простое в сложном. На первый взгляд, всё элементарно и даже безыскусно, но чем больше слушаешь и вслушиваешься, тем больше нюансов во всём этом тебе видится, и тем больше тебя всё это увлекает и воодушевляет. Музыканты смогли вдохнуть жизнь в олдскульную классику заслуженных панк-групп и с огоньком переосмыслили эпохальные релизы данного направления, а их отношение к любимой музыке стоит охарактеризовать как неординарное и очень творческое. (старое, но под новым соусом и с новыми смыслами в достаточно непривычной форме треков с текстовыми послесловиями) Прослушал альбом с большим удовольствием.

Показать ещё