ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Wolfheart "Wolves Of Karelia"

27-12-2020 Дмитрий Фомин

"Это леса, в которых правят волки Карелии…"

(с) Wolfheart, ''Hail Of Steel''

"Зимняя война" – так в исторических хрониках именуется военное противостояние СССР и Финляндии, произошедшее в период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940-го на Карельском перешейке. Противостояние, в котором победителю не принято гордиться своей победой и на подробностях которого долгое время предпочитали не заострять внимание. В самом начале Второй Мировой войны финны ответили "советам" категорическим отказом обменяться территориями, сдать в аренду некоторые стратегически важные объекты либо вовсе передвинуть границу, дабы помешать Германии создать удобный во всех отношениях плацдарм для нападения на Ленинград.

Советский союз имел солидный, нет, внушительный перевес как по численности армии, боевой технике, так и в огневой мощи, в то время, как финская армия состояла преимущественно из рядовых граждан, по сути фермеров, которым пришлось стать на защиту страны. Но случилось так, что мощная, прекрасно подготовленная армада неожиданно встретила упорное сопротивление со стороны финнов, которые рьяно сражались за каждый дюйм своей территории. И, хоть итог этой войны был предрешен изначально – правительство Финляндии было вынуждено начать мирные переговоры – никто не смел отрицать, что народ Страны Тысячи Озер проявил завидное упорство, отвагу и смелость, которые впору брать в пример.

Из тех ветеранов, кто принимал участие в этой войне, до наших дней дожили немногие. Однако память о них живет и до сих пор, благодаря потомкам, для которых большую ценность представляет история родной страны и подвиги народа. В число таких входит и знаменитый композитор-мультиинструменталист Туомас Саукконен, главная движущая сила и дух Wolfheart, чье наследие не так давно обогатилось уже пятым по счету студийным полноформатом ''Wolves Of Karelia'', чья концепция как раз-таки базируется на истории Советско-финского конфликта.

Из откровений самого Саукконена становится известно, что родился он и провел детство в Карельском регионе, так что воспевание истории и красот родного края стало для него делом чести. Это не первый раз, когда музыкант обращается к данной исторической теме. Отголоски ее можно встретить в композиции ''Ghosts Of Karelia'' с дебютного альбома Wolfheart и "Defender" c "Shadow World". Теперь же настало время собрать элементы воедино. Большим подспорьем в написании нового альбома Туомасу послужили рассказы ветеранов – участников кровопролитных событий, а также неистребимый северный характер, которым пропитано все творчество Волчьего Сердца.

Возможно, именно поэтому ''Wolves Of Karelia'' можно назвать наиболее брутальным и монолитным откровением в рамках Wolfheart. В этом плане альбом получился гораздо жестче и выразительнее своего недавнего предшественника. Здесь нет эфемерной недосказанности и сумрачной рефлексии. Только первобытная агрессия, воинственный пафос и героическая самоотверженность. С подачи Саукконена и его соратников стратегическое сражение между двумя армиями превратилось в жесточайшую схватку опьяненных дымящейся на морозе кровью берсеркеров под сенью карельских лесов. Причем, в ход шли не только ножи, мечи и топоры, но и зубы и ногти.

От традиционного MDM финского разлива с непременной ностальгирующей меланхолией здесь мало что осталось. Перед нами могучая стена пробивного дэта, над которым кружит смертоносная вьюга шквалистого блэк-металла, а вместе они образуют сокрушительную мясорубку с грозными текстурированными риффами, в которых без труда можно признать почерк Саукконена, равно как и его мощный харш, усиленный сдвоенными бэками и явственно выдыхающий клубы пара и ярости в морозный воздух. Пробирающая до костей гимноподобность и суровый натиск составляют основу композиций, но нельзя не отметить присущий им щемящий мелодизм и нордическую природную угрюмость, подчеркнутую художественными вкраплениями акустической гитары и неоклассических пиано-пассажей.

Поистине звериная жестокость скрывает под собой вполне человеческие эмоции, что можно обнаружить, когда в дело вступают импульсивные и в то же время чистые соло в исполнении нового участника группы, гостя земля греческой Вагелиса Карзиса (Full House Brew Crew, Rotting Christ), сменившего на посту Мику Ламмассаари. Роль клавишных на данном альбоме возросла до такой степени, что в графе "жанр" можно смело указывать приставку "симфо-". Именно они берут на себя обязанности воссоздать бравурный, но при этом тронутый неизбежным трагизмом боевой антураж, на фоне которого разворачивается безжалостная резня и который заставляет внимать композициям буквально затаив дыхание и сжав кулаки.

В лучших традициях Wolfheart этот альбом дик и неистов, от него веет стихийной непреклонностью и зимним холодом с густым запахом подтаявшего снега пополам с кисловато-металлическим привкусом крови. И в то же время он представляет собой глубоко осмысленное, одухотворенное, грациозное и, безусловно, талантливое музыкальное произведение. В достаточно компактный хронометраж музыканты смогли уложить целую историю, отраженную в семи громоподобных песнях и одной интерлюдии. Каждая из них представляет собой логично завершенное, детализированное повествование, а в совокупности – злой и устрашающий обелиск ярости и беспощадности к врагу.

''Wolves Of Karelia'' это не только очередной пример плодовитости и трудолюбия своего основного создателя, но и результат непрерывного саморазвития. О разноплановости Саукконена говорить также излишне: релиз, о котором идет речь и новое (и чрезвычайно неожиданное) откровение Dawn Of Solace, что также увидело свет в этом году, производят впечатление выходцев из совершенно разных измерений, хоть и объединены характерным почерком маэстро Саукконена.

Без лишнего пафоса стоит сказать, что на ''Волках Карелии'' Туомас и его команда как никогда близко подошли к той безупречной сбалансированности и естественности исполнения, которая достигается после многих лет упорного труда и отличает по-настоящему одаренных исполнителей. Если ранее вершиной мастерства Саукконена в рамках Wolfheart лично для меня являлся великолепный ''Tyhjyys" (2017), то теперь смею заявить, что на свет появился не менее достойный релиз, которому не только по силам сравниться с упомянутым произведением, но и проложить новую волчью тропу, сокрушив любое препятствие.

Рецензия на альбом группы Insanis "Black Metal Marginals"

26-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Чего только не бывает в нашей жизни: около года назад подопечные волгоградского лейбла More Hate Productions из Hellbomb переквалифицировались с ядрёного блэк-н-ролла, на зубодробительный дэт-метал, а теперь ещё одни многообещающие протеже этой конторы сделали то же самое, только наоборот. Первый полноформатник Insanis представлял из себя отличный образчик качающего и не лишённого прогрессивности дэт-металла, а подойдя к записи своего второго лонгплея, они нежданно-негаданно решили перекраситься в рок-н-ролльную блэкуху с явными отличительными чертами Finntroll, Dissection, Destroyer 666 и Troll. Солнце померкло, всё покрылось чернотой на обложке диска, и их музыка тоже стала такой же угольной.

Для меня по-прежнему остаётся тайной за семью печатями и непостижимой загадкой, как можно так резко и радикально менять свою музыкальную веру, но в случае с “Black Metal Marginals” такое перепрофилирование кажется очень аутентичным и естественным. Участники Insanis хрипят как матёрые блэкстеры, их грязноватые рок-н-ролльно-блэковые ритмы кажутся идущими из самых недр души, а в текстах творится типичная вакханалия в духе Transilvanian Beat Club, Eisregen и Notre Dame. Что самое интересно, музыканты настаивают на том, что перед нами релиз, основанный на реальных событиях, и всё описанное на диске не выдумка, а относится к ним самим и бывшим участникам Insanis – эдакое реалити-шоу в стиле угарного хумпа-блэка.

Несмотря на то, что все треки имеют англоязычные названия, повествование на пластинке происходит исключительно на русском (за исключением припева “Fvkk The World… Fvkk You All”), и вирши команды можно даже разобрать и понять на слух. И меня ничуть не напрягли эпизодические нецензурности, вылезающие ржавыми пружинами то здесь, то там – если уж жечь “по чесноку”, то тут уже не до эвфемизмов и изящных оборотов, ведь гарь и копоть стоят столбом, а висящий в воздухе топор воспринимается как символ вечного и перманентного угара. Явно не блэком единым и не ради блэка затеяли свою болотную вечеринку Insanis, и их настрой совершенно очевидно выдаёт в их новейшем творении штуку ядовитую, непредсказуемую и перчёную.

И ведь действительно, по градусу танцевальной рок-н-ролльности “Black Metal Marginals” даже превосходит упоминавшихся уже выше ранних Hellbomb. Они так задорно и размашисто чадят своей блэковой интерпретацией Motorhead, что это действительно похоже на самый настоящий рок-н-ролл со всеми угарными, танцевальными и сумасшедшими нюансами, которые испокон века сопровождали выступления всех знаковых команд и исполнителей данного направления. Приблэкованные Lordi, почерневшие Chrome Division, угольные Diablo Swing Orchestra с подачей и атмосферой упоминавшихся уже выше Transilvanian Beat Club, Eisregen и Notre Dame – отказаться от такого действительно очень даже непросто.

Альбом у группы получился очень короткий, на нём всего восемь не очень-то продолжительных композиций, но по драйву и мощи с ним очень трудно спорить и состязаться. Не стану скрывать, что я был удивлён, поражён и совершенно дезориентирован таким радикальным жанровым шифтом Insanis, однако спустя уже где-то минут десять прослушивания “Black Metal Marginals” я уже и думать забыл о хамелеонистости музыкантов и их склонности к стилистическим изменам. Если материал сочится зноем, вставляет и заставляет смотреть на жизнь с чуть большим воодушевлением, чем за час до этого, значит, всё сделано правильно и такие метаморфозы можно только приветствовать и котировать.

Единственное, что меня не впечатлило, это простоватая и какая-то слишком самодеятельная обложка. Такой красочный и зажигательный материал намного выгоднее смотрелся бы с каким-нибудь взрослым и стильным артом в духе конвертов тех же Finntroll, а простота и безыскусность их нынешнего оформления многих потенциальных слушателей может запросто оттолкнуть ещё на стадии визуального ознакомления с пластинкой. Впрочем, если определить потенциальную целевую аудиторию “Black Metal Marginals” в качестве фэнов групп вроде Демоны Гильотины, то всё будет в порядке (и оценят, и полюбят, и распробуют), а вот если адресовать диск более взыскательным и интеллектуальным слушателям, могут возникнуть проблемы. Не с музыкой (она прекрасна, и великолепна), а с той стадией, которую в народе у нас описывают как “встречают по одёжке”.

Рецензия на альбом группы Теургия "Пробуждение"

25-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Самое занятное и удивительное, что приходит мне на ум в связи со словом “теургия”, это то, что именно так хотели изначально назваться украинские алко-трэшеры из группы Измена. Конечно, в конце концов алкогольный здравый смысл всё-таки взял верх, и назвались они так, как назвались, а имя теургия досталось израильским романтикам-прогрессивщикам, которые сейчас предлагают нашему с вами вниманию свой дебютный полноформатный лонгплей. Сами участники коллектива называют своё творчество спирит-металлом, что надо понимать и трактовать как духовный метал, и под таким амбициозным самоназванием стараются исполнять не менее амбициозный материал.

Альбом “Пробуждение” во многом напомнил мне релиз-колаборацию Кипелова и Маврина “Смутное время”. Всё такой же оперный драматизм, чёткие вокальные партии, филигранные гитарные партии, неспешный темп повествования и намёк на прогрессивность. Даже не знаю, чего здесь больше: рока, металла, арт-рока или просто поэзии и фантазий. Все эти составляющие присутствуют на пластинке в обильных и впечатляющих концентрациях, а сами музыканты, кажется, не сильно заинтересованы в том, чтобы принадлежать какому-то одному жанру или соответствовать каким-то ориентирам, а просто плывут по волнам звука и мелодий.

Впрочем, не “Смутным Временем” единым – уже во втором треке нас встречает неслабая риффовая мясорубка с явными аллюзиями в сторону интеллигентного трэш-металла вроде Megadeth, да и целом недостатка в риффах, напоре и энергетике у коллектива не наблюдается. Другое дело, что музыка как будто следует своим чередом как у Angel Dust на “To Dust You Will Decay”, а основной упор сделан на диске всё таки на вокал. Фронтмен воет, жалуется, стонет и всячески играет своим вестибулярным аппаратом, чтобы сделать материал группы как можно ближе к эпик-металлу, что у него порой получается, а порой не очень.

Сергей Криштофович и Григорий Дубровский (именно так зовут воевод и предводителей Теургии) явно любят своё дело и отечественный хэви/пауэр-метал, но ничуть не меньше они уважают и котируют серьёзный прог и группы вроде Dream Theater и Queensryche, а вот лучше всего у них всё-таки удаются глубокомысленные баллады. “Раззудись плечо, размахнись рука” – писал замечательный русский поэт Алексей Васильевич Кольцов, и музыканты Теургии поступают в точности по этому самому сценарию, когда принимаются создавать очередной медляк вроде “В стремлении к Раю”, “Деньги ваш Бог”, “Путь укажет серафим”, “Прав ли я” или “По линии жизни”.

Особенности их израильской дислокации себя совершенно никак не проявляют, и на слух абсолютно не различимы. Очень традиционные для нашей сцены русскоязычные тексты, типично отечественная подача, все сугубо российские реалии – такой диск вполне можно было бы записать находясь где-нибудь в Урюпинске или в Северодвинске, а уж в столице нашей родины играть такой патриотичный и подсвеченный изнутри вольным воздухом российских полей материал, что говорится, это то, что доктор прописал. Героический батл-прогрессив – штука довольно редкая в наше время, и ребята вполне могут снискать внимание заинтересованной аудитории, удовлетворив и фанатов олдскула вроде Attack, и последователей Fates Warning.

А общий вывод и вердикт по данному релизу стал удивлением и сюрпризом для меня самого – я никогда не любил и особо не понимал “Смутное время” Кипелова с Мавриным, но во многом следующее по его стопам “Пробуждение” мне понравилось намного больше. Оно отличается большей динамичностью, куда более впечатляющим разнообразием и отсутствием каких-то явных и очевидных попыток всё затянуть и переборщить с патетикой и повествовательной водой, которую так любит и всегда любила Маргарита Пушкина. Нет, не что бы воды и рыцарской героики на альбоме мало (скорее наоборот), но звучит она не сонно, а вполне боеспособно и бодро, даже не смотря на то, что пять треков из девяти на данном альбоме можно отнести к балладам.

А ещё интересен альбом как минимум тем, что его можно продавать и со стикером “inspirited by Ария”, и совершенно без оного, рекомендуя людям, предпочитающим исключительно западные, аристократичные и вообще до мозга костей буржуйские команды. Взрослая фэнтезийность раннего Dream Theater и богатый оттенками патетический вокал дают большие авансы и обещания в плане того, что можно ждать от этого диска ещё по ходу звучания открывающей пластинку “В стремлении к Раю”, и ваши большие надежды не будут обмануты. Не самый идеальный, но в общем-то неплохой звук, широкий размах и адекватные амбиции – адепты Теургии начали свой творческий путь вполне достойно, с чем их и можно поздравить.

Рецензия на альбом проекта Lost Temple "Authorization"

23-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

От группы, которая называется Потерянный Храм, ждёшь какого-то фэнтезийного опера-металла в духе Эпидемии или оккультных завываний вроде Temple Of Nihil, но всё не так и совершенно иначе в нашем сегодняшнем случае. Коллектив под предводительством Евгения Некрасова музицирует и выпускает альбомы вот уже тринадцать лет, реализовав под своей вывеской на сегодняшний день ни много ни мало пять полноценных релизов, последний из которых сейчас и предлагается нашему с вами вниманию, а в плане своей стилистической ориентации туманно указывает на некий мелодик-метал, который, как вы понимаете, может оказаться почти всем, чем угодно.

У первого трека с “Authorization” под названием “Шаги в темноте” довольно пространное вступление, и напомнило оно мне не что-нибудь, а “Стену” Pink Floyd (ничего себе зачин, не правда ли?), а когда в ход идут все остальные инструменты и начинается трек как таковой, ассоциации возникают уже с Megadeth (риффы!), Royal Hunt (атмосфера и гармонии), Uriah Heep и Deep Purple (клавишные) и чем-то вроде Star One и Ayreon (серебристые колокольчики-синтезаторы). И всё это с удивительными артроковыми переходами и неожиданными прог-вставками, которых совсем не ждёшь на фоне такого мегадэтовского риффинга.

А ещё удивительнее и страннее становится, когда во втором треке появляется вокал. Он очень архаичный, восторженный, советский и аккуратно следует в традициях раннего Чёрного Кофе, Константина Никольского и групп вроде Альфа. Тексты тоже олдовые, наивные и словно позаимствованные из времён виа и союза композиторов, но к ним достаточно быстро привыкаешь, и такая нарочитая рафинированность и показательная чистота в выражении мыслей и в самих этих мыслях даже идёт проекту, помогая ему найти свою особую нишу и моментально вызывать даже у самых случайных слушателей синдром узнавания и проникновения в материал.

Когда я двадцать пять лет назад фанател по Megadeth, и ко мне в руки случайно попала кассета Никольского “Я бреду по бездорожью”, я послушал её один раз с большим вниманием и интересом, а после этого отложил со словами: крутая музыка, потрясающие тексты, но пока что для меня это слишком взросло, серьёзно, грустно и лирично. Пусть ждёт своего часа. Время пройдёт, и он обязательно настанет. А вот если бы в 1995 году у меня в магнитофоне оказался “Authorazation”, ничего ждать и откладывать не пришлось бы. Такой серьёзный металлический арт-рок отлично совмещает диаметрально противолежащие противоположности

Впрочем, чем дальше альбом продвигается по своему хронометражу, тем более он становится артроковым, мечтательным, клавишным и разреженным. Нет, гитары и риффовый чёс формально остаются на своих местах, но их уже не воспринимаешь так же фундаментально и всеобъемлюще, как это было в первом треке, а разного рода инструментальных виньеток и красивостей становится всё больше и больше, что уже по элементарным законам физики намекает на то, что железный драйв будет тонуть, прятаться и исчезать под ними, сдавая то в одну сторону, то в другую, то в обе стороны сразу.

А теперь о недостатках. Lost Temple упирает на гитары, прогрессив, клавишные фантазии и инструментал, а вокальные линии по большей части выполняют в его творческой вселенной вспомогательную и подчинённую функцию. Здесь нет таких запоминающихся и берущих за душу песен, благодаря которым мы все с таким удовольствием переслушиваем классику Воскресенья и Дмитрия Варшавского. К сожалению, более-менее адекватная песенность появляется на диске лишь в районе седьмой вещи “Останови это сердце!”, а до этого нас ждёт всё сплошь умный, профессиональный, слаженный, но всё-таки идущий скорее от ума, нежели от сердца материал.

Седьмой и восьмой треки пытаются спешно компенсировать это упущение своей радикальной балладностью, а напоследок нас ждёт ещё богатое инструментальное послесловие “Across The Fog”, и всё стихает. Релиз хорош в плане инструментала, в некоторых моментах даже очень хорош. Вокальные линии хоть и отстают от навыков Евгения во владении инструментами, но тоже в общем-то неплохи, однако расти и развиваться Потерянному Храму явно есть куда. Посмотреть на тех же Megadeth и Никольского, уделить чуть больше внимания работе над мелодической составляющей, и ведь будет просто бомба или даже что-то покруче и погромче. Потенциал у проекта весомый и внушительный, что позволяет ждать от него больших свершений и подвигов.

Рецензия на альбом проекта Lucifer's Dungeon "Music Of Lost Spirits Part II"

22-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Весь блэк-метал по своей сути является музыкой потерянных душ и попавшего в ловушку духа. Тот, кто по жизни счастлив, всем доволен, предпочитает фильмы про добрых эльфов и смазливых фей, слушать Immortal или Marduk точно не станет, а на крючок такой музыки попадаются всё сплошь личности мрачные, нелюдимые, угрюмые и склонные к болезненной рефлексии. И всё это очень точно и адекватно подметил сумрачный ростовский проект Lucifer’s Dungeon.

От альбома к альбому мрачный люциферианский прото-блэк коллектива чуть изменяет используемые ингредиенты, то добавляет в свой адский котёл немного фолка, то грешит с эмбиентом, а то залихватски проходится по олдскулу, и в случае с “Music Of Lost Spirits Part II”, который стал пятым по счёту полноформатником Lucifer’s Dungeon, всё происходило именно так, и все собственные традиции и каноны команды были соблюдены.

“Много атмосферности...много скорости...и много драйва” – описывал готовящийся диск сам Cain Black, лидер и мастермайнд проекта ещё год назад, в декабре 2019 года, а я сейчас могу сказать иначе: так близко к классическому хэви-металлу и патриархам вроде Judas Priest и Anvil Lucifer’s Dungeon не были ещё никогда. Их бм-вакханалия на “Music Of Lost Spirits Part II” настолько супремативна и детализирована, что просматривается каждая косточка и каждый нерв.

Такой блэк-метал могли бы играть современники ранних Mercyful Fate или даже сами Mercyful Fate, если бы стусовались с ранними Bathory и задумали сделать винтажную поделку в духе первородного хэви-блэк-металла. И ведь что интересно, альбом совсем не звучит архаично, ностальгически или нафталиново, не кажется стилизацией и попыткой намалевать рождественскую открытку красками тоски и мизантропии – всё здесь очень даже тру и реально.

А вот и первый сюрприз в связи с актуальным альбомом. “Music Of Lost Spirits Part II” на удивление задумчив и траурно-скорбно-погребален. Пока звучит первая вещь, этого не ощущаешь, но когда потихоньку добираешься до третьего-четвёртого номера, мраком накрывает словно медным тазом, и от него уже так просто не отделаться и не отвязаться. Вероятно, именно это свойство актуальной пластинки Каин и назвал “атмосферностью”.

И с драйвом и скоростью на диске всё тоже в полном порядке. Риффы хоть и продуманные да и не самые прямолинейные, всё равно режут и колют по живому, а вокальный скрежет раздаётся как безумный адский набат, кем-то запущенный посреди всеобщего апокалипсиса. Впрочем, про апокалипсис я немного перегнул. Никакой катастрофичности на этом диске нет, а напоминает он скорее опустевший ад, все демоны из которого давным-давно ушли на землю.

В мире Lucifer’s Dungeon vol. V холодно и пустынно, обрывки обугленных позавчерашних газет оказываются столетней давности, а в пустых глазницах осиротевших домов не видно даже призраков и обезумевших от свободы и вседозволенности птиц. Здесь просто пусто и холодно, а единственное, что осталось - это безбрежный океан сожалений и такое же синее и кромешное море всё переполняющей собой горечи пополам с зубовным скрежетом.

Альбом на самом деле получился скорбный, а ухмыляющийся фавн с крестом на обложке ещё добавляет иронии и гротеска в этот зимний опус скорби и мизантропии. Неспешные перешлёпывания перкуссии, такие же схематичные тремоло и самозабвенно лающий на луну скрим создают очень гротескное ощущение картонного очага Папы Карло, но тем ярче и злее прорисовываются на его фоне шикарные риффы вроде тех, что так изящно сочатся из “Faith Of Cannibals”.

И риффы действительно просто великолепны. Любители Abigor, Judas Iscarioth и Darkthrone явно будут в восторге, и есть от чего. Такой шершавый минимализм на грани с гениальностью встречается в наше время совсем не часто, а когда дело доходит до финальной “The Last Lost Spirit”, перед нами и вовсе разворачивается настоящая симфония примитивного прото-блэка. Прямота, супрематизм, обнажённые остовы холодных блэковых затей и воинствующий минимализм – всё на пределе и в самом чистом виде. Lucifer’s Dungeon в очередной раз подтвердили свои высокие притязания в сыром и трушном бм-андеграунде.

Рецензия на сингл группы Сказки Чёрного Города "Узник тёмной башни"

22-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Давно прошли те времена когда эти воронежские сказочники находились в раскидистой тени Короля и Шута. У них всегда была своя собственная аудитория и несмотря на коллаборации с участниками КиШ и на их прямые влияния, они всегда оставались собой, не забывая при этом меняться, развиваться и искать новые способы и пути выражения своих идей, а неизменной оставалась лишь их любовь к сказкам и тёмной хоррор-панк-эстетике с заметным влиянием горьких романсов и убийственных кладбищенских баллад. Да ведь и любят их по сей день по большей части за такие вот художественные и немного грустные, как будто сошедшие с гравюр старинных замков с привидениями композиции, где горечь, магия, боль и романтика сплетены крепким и неразрывным узлом, а готика и панк не спорят и не ссорятся, а дополняют друг друга.

А сейчас перед нами удивительная коллаборация Сказок Чёрного Города, для которой на роль приглашённого певца был ангажирован фронтмен Эпидемии Евгений Егоров, а в центре событий находится “колдун” метал-опер Эпидемии и бессменный лидер “сказочников” Николай Ерохин, в то время как соавтором текста выступил Юрий Мелисов. Как подчёркивают сами музыканты, “Узник тёмной башни” – это прямое продолжение дисков “эпидемцев” и посвящён он дальнейшей судьбе таинственного колдуна, озвучиванием которого и занимался лидер и фронтмен “сказок” Николай. За время работы с Эпидемией (2018-2019 г.г.) Николай успел вжиться в образ своего героя, и ему явно было жаль расставаться с ним после того, как их совместная работа с авторами “Сокровища Энии” и “Легенды Ксентарона” закончилась.

Именно так на свет появился рецензируемый фит, который, как мне кажется, получил намного меньше внимания к себе, чем того заслуживал. Да, это не совсем тот стиль, благодаря которому стали известны и знамениты Сказки Чёрного Города, здесь больше “лирики”, балладности, грусти и глубины, да и настроение трека кажется совсем другим – более деликатным, осторожным и в то же время очень уверенным и основательным. Можно сказать, что в музыкальном плане актуальный трек представляет собой причудливый микс из хоррор-панка, облегчённого мелодик-пауэр-металла и меланхоличного арт-прог-рока с изрядным упором на повествовательность, плюс тот самый особый стиль воронежских сказочников, благодаря которому у себя в городе они имеют почти культовый и легендарный статус, но даже это ещё не всё.

Я давно заметил, как аккуратно и таинственно могут играть Сказки Чёрного Города и с каким интересом они стали посматривать в сторону коллег-металлистов, и это им действительно очень идёт. После выхода их последнего лонгплея их обновлённое амплуа стало ещё более очевидным, а корни и истоки этих перемен, как мне кажется, стоит искать именно у “Узника тёмной башни”. Интересно отметить ещё и тот факт, что весь инструментал для “Узника тёмной башни” был целиком написан Николаем, а текст создан им в соавторстве с Юрием в равных долях, а в итоге композиция звучит будто взгляд на события “Сокровищ Энии” из параллельной вселенной. Другая атмосфера, другой эмоциональный окрас, даже текст как будто с совершенно иным настроением и восприятием персонажа и, конечно же, совершенно новый звук и манера исполнения.

Достаточно мягкий, но всё равно очень рокерский и основательный чёс гитар, эпичные распевки и драматичная лирика создают поистине кинематическое впечатление, а медитативные переборы в начале трека настраивают на эпичные неожиданности уже в самом начале песни, сопровождая трек до самого его конца. Намёки на симфонизм и арт-рок в инструментальной соло-части углубляют и без того волшебный саунд-пейзаж, а глубокие вокальные партии довершают начатое и добавляют финальные штрихи этой таинственной сказочной истории. Здесь почти нет резких, кричащих, надрывных и таких типично панковских (и типично КИШовских) интонаций в пении Николая, а вместо них балом правят сдержанные, аристократичные и грустные вокальные пассажи, в которых как будто отражаются вечная осень и вековечная скорбь.

А самое интересное во всей этой истории, связанной с “Узником тёмной башни”, лично для меня стал тот факт, что на последнем полноформатном альбоме Сказок Чёрного Города 2017 года в их собственных композициях, где никакие фиты предусмотрены не были и не присутствуют, всё равно ощущается нечто от характерного прог-дарк-хоррор-стиля рецензируемого сейчас сингла (послушайте, например, такие треки, как “Вкус ночи” или “Старьёвщик”). Несомненно, отличия есть, они весьма существенны, и собственный материал Сказок Чёрного Города – это собственный материал Сказок Чёрного Города, но определённые изменения в творческом кредо команды, определённо, назрели уже давно, а сотрудничество с Эпидемией лишь усилило их и вывело на поверхность, что мы наверняка ещё не раз услышим в ближайшее время.

Сказки имеют свойство оживать и становиться реальностью, и воронежские сказочники явно намерены осваивать и использовать эти их способности в собственном творчестве, не случайно ведь они упоминают у себя в сообществе про влияния признанных немецких магов из In Extremo и хулиганов из Panic! At The Disco. Их песни уверенно стремятся к тому, чтобы стать аудио-воплощением романов Оскара Уайлда и Эдгара По, и именно в треке “Узник тёмной башни” вся эта специфика была отражена самым полным, органичным и всеобъемлющим образом. “Иногда они возвращаются” – не устают повторять литературные критики, и мне кажется, колдун в исполнении Николая с нами не прощается, и вернётся в том или ином виде ещё не раз и не два. Такие вещи слишком жаль просто оставлять на полке и отдавать на откуп прошлому.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N1 (2021). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё