ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Не Забывай Дышать "Это всё..."

27-06-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Первый альбом этой столичной группы назывался “В поисках себя”, и поиски у москвичей были настолько интенсивными, что порой музыканты забывали есть, пить, спать и даже дышать (теперь вы понимаете, каким образом и откуда появилось их название?), однако два года в их новейшей истории не прошли даром, и теперь ребята готовы поставить свою первую жирную точку и уверенно сказать: «это всё!» Ну а если подробнее и конкретнее, то «это» в данном случае мечтательный лав-альт-рок в традициях HIM, The 69 Eyes и Entwine, а «всё» подразумевает некую законченную и состоявшуюся модификацию этих мягких и соблазнительных вокально-инструментальных страданий, которая и предлагается вам для прослушивания на их новейшем, созревавшем два долгих года полноформатнике.

Бархатные вокальные переливы, за которые несёт непосредственную ответственность фронтмен коллектива Илья Шандин, это по-прежнему одна из главных отличительных особенностей команды и одна из важнейших вишенок на их торте, и участники коллектива ничуть не стесняются прибегать к помощи этой действенной и безотказной магии. Пусть такая манера пения не оригинальна, а голос вокалиста Не Забывай Дышать не отличается какой-то особой техникой, своей цели он, определённо, достигает, и его чары действуют и будут продолжать действовать, несмотря ни на что, уж такова особенность данных регистров и интонаций.

Придыхания, замирания, вздохи, едва сдерживаемые стоны, а на фоне меланхоличных инструментальных переливов и прозрачных, почти пост-роковых гитар звучат они ещё более эффектно и красочно. Их новый альбом в меру экспериментален, тут есть и намёк на речитатив в “Больном безумном мире” и в “Не забывай дышать”, и расслабленные, почти панковские хоровые бэки в “Здравствуй”, но ключевое слово в данном случае именно “в меру”. Никаких чрезмерностей, никаких слишком резких движений и безоглядных прогулок по воде без карты бродов и переправ, а результат в итоге складывается гармоничный и сбалансированный.

И если вас действительно интересует, насколько всё круто и прекрасно у этой группы, я упомяну сейчас тот факт, что по ходу прослушивания их второго диска мне частенько вспоминались одни из моих безусловных гот-любимцев в лице Beseech и Sentenced, а уж добраться до таких высот и сравниться со шведами и финнами по градусу хитовости - это уже по определению уровень. И они действительно стараются быть достойными такой высокой планки и соответствовать заявленным впечатляющим стандартам, никого не копируя, но бережно интерпретируя каноны и достижения своих легендарных предшественников, что, надо признать, им вполне себе удаётся.

И ещё один факт. “Это всё…” понравился мне намного больше, чем единственный русскоязычный альбом культовых в наших российских широтах тульских пряников из Forgive/Me/Not, а это уже почти признание в любви и реверанс почтения в сторону заслуг Ильи и его музыкальных соратников. Их тексты не вычурны и подходят к музыке, их музыка мелодична, приятна и не царапает ухо диссонансами, а это значит, что вечеринки на крышах этим летом будут проходить в том числе и под звуки рецензируемого сейчас альбома. Их смелость граничит с подлинным творческим дерзновением и вызывает неподдельное уважение, и они действительно самобытны, не удовлетворяясь ролью пусть и удачных, но всё-таки копий и клонов.

После прослушивания этого альбома даже мне захотелось откупорить бутылочку виноградного сока, посидеть под большими летними звёздами под «Здравствуй» и «Пожар» и немного помечтать. Сходство тембра голоса Ильи с Вилле Лайхиала обеспечивает безоговорочное принятие и внимательное вхождение в мир этих мелодий и риффов, а фанковые причмокивания гитар и эпизодические вокальные хулиганства не дают обвинить группу в плагиате. Собственно, вот вам и ответ на вопрос, что же такого интересного и примечательного в этой группе. Они напоминают о временах “Frozen” и “The Cold White Light”, но при этом не копируют и не пересказывают их, а свободно парят над территориями этой флегматичной ностальгии.

И особенно очевидно сила и самобытность Не Забывай Дышать, на мой взгляд, проявилась в последних двух бонусных композициях с альбома. Акустическая версия “Кто же этот я” просто шикарна и, по-моему, даже превосходит по силе своих эмоций и накалу страстей оригинал (аранжировки просто бесподобны и заставляют задуматься о том, что коллективу пора всерьёз поставить себе в список творческих планов издание полнометражного unplugged-альбома), ну а поп-вариант открывавшей диск “Здравствуй” это успешная разведка боем на территории Ундервуд и Смысловых Галлюцинаций, которая точно так же убеждает слушателя в том, что этой группе подвластно всё или почти всё. Романтично, приятно, мечтательно, но не попсово. В первую очередь для прекрасных дам, очарованных в своё время видео-зарисовкой The 69 Eyes про Брендона Ли, но не только для них.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на мини-альбом группы AURA "Это не любовь" (Exstended Version)

24-06-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мне понравился прошлый полноформатник Aura 2019 года и по данному поводу я уже написал достаточно подробный манускрипт практически сразу после выхода «Злой магии», понравился пришедший ему на смену сингл, а тем временем Валерий Ведищев и его команда не сидели без дела и запустили в свободное плавание по интернету свежий EP, а затем и его расширенную версию. И самое интересное в данном случае даже не то, что я среагировал на все эти события только сейчас, а не в ту же секунду после выхода мини-альбома «Это не любовь», а то, что замысел данного миника и его название явно пришли из кавера Aura на “Дикую охоту” Канцлера Ги, влияние которого уже ощущалось в недавнем сингле Aura “Мечта на поражение”("Не любовь, а дикая охота - вновь тебя преследует кто-то"). Удивительно и примечательно то, что этот трек уже каверили Age Of Rage, удивляют не совсем традиционный для металлистов выбор трека для кавера и арт EP, но давайте по порядку.

Есть такая присказка «должность обязывает», и Aura не случайно так густо намешали романтизма на обложке своего нынешнего релиза. В этот раз они действительно как никогда легки, воздушны, лиричны и сентиментальны, а таких мелодичных и мягких треков у них ещё не было. Открывающая EP “Радуга” напомнила мне Septem Voices и Д.И.В.А., а вернувшиеся в саунд-палитру следующего трека “Спокойной ночи” скрипки, флейты и женский вокал ничего радикально не меняют – тут снова всё будет очень возвышенно, меланхолично, мечтательно, полётно и в духе шекспировского «Сна в летнюю ночь». Так и хочется сказать «очаровательно», когда слышишь эту достаточно жёсткую по звучанию, но всё равно очень нежную вещь, и Aura действительно не изменяют себе в плане пауэр-изысканности и симфо-обходительности аранжировок.

Вероятно, “Радуга” вообще могла бы служить символом новых, слегка обновлённых Aura и стать их программной вещью. Музыканты смело выдвинули на первый план чистый мужской вокал, и такой чейндж в плане акцентов не только не повредил их общей фэнтези-концепции, но и пришёлся очень даже ко двору. “Радуга” – это отличный вариант для любителей Elvenking, Nivaira, Edguy и даже Falconer, а ещё это возвращение Aura к своим корням и намёк на то, что всё в этом мире циклично, а спустя какое-то время мы все возвращаемся к тому, с чего начинали, закон сохранения энергии действует и т.д. и т.п. Как бы там ни было, это простая по замыслу и факту, но изящно отороченная причудливыми волшебными аранжировками и обретшая таким образом достаточно непредсказуемую структуру, вещь отлично справляется со своей прологовой функцией и настраивает слушателя нынешнего EP на нежный, мечтательный и романтический лад старых легенд, а это в данном случае нужно признать главной и основной задачей такого оупенинга.

Про кавер на Рыжего Канцлера aka Мая Котовская мне сказать особо нечего, кроме того, что звучит он мощно. Давно известно, что нужно очень постараться, чтобы испортить по-настоящему хорошую песню, и если целью было именно испортить, то у Aura, конечно же, ничего не получилось. А получилось традиционное переложение напевных бардовских фантазий менестрелей на чёткую чеканку спид-н-пауэр. Более близкий к оригиналу вариант Aura мне больше по душе, чем достаточно вольная и хулиганская вариация Антона Грузинского, а эльфийский симфо-саунд и достаточно близкий по тембру Майе вокал певицы Aura Светланы делают их версию ещё органичнее, не ломая замысел и изначальный посыл оригинала. Перед нами всё та же “Дикая охота”, но быстрее, жестче, рельефнее и полифоничнее - metal version, как она есть.

Экстремальный вокал появляется на EP только в современной вариации на собственную классику в лице “Моей философии” (ремейк на такой большой и программный хит давно напрашивался), но даже эта вещь благодаря своему романтичному припеву ничуть не выбивается из общей лайтовой колеи и не портит идиллический настрой альбома. Вы хотели тематическую компиляцию в стиле «Для вас, женщины»? Теперь у вас есть таковая авторства Aura, и День святого Валентина, 8 марта и православный день жён-мироносиц отныне не обойдутся без соответствующего саундтрека. Ну а если серьёзно, давно уже пора вводить особый тренд в симфо-пауэр и назвать его romantic metal, а Aura, Septem Voices, Д.И.В.А., АнДем и другие подобные группы имеют все шансы на то, чтобы получить статус его патриархов, пророков и глашатаев.

И какой же общий вывод у нас по EP “Это не любовь”? У ребят получился интересный микс между традициями завсегдатаев хороших западных сборников a la Legends of speed and power и мягким нуаром компромиссного мелодик-металла, что нужно признать определённым достижением и даже находкой. Их новые треки эпичны, волшебны, симфоничны и возвышенны, а погружаться в грёзы и сладостные воспоминания под такую музыку так же приятно и естественно, как слезать вечером со своего боевого единорога и, сладко посапывая в предвкушении сна и отдохновения, забираться под любимый клетчатый плед, где тебя уже ждёт прекрасная эльфийка/бутылка волшебной браги (выбираем по вкусу). Все мы знаем, что такое поп-фантазии в русле готик-метал, но то же самое на спид/пауэр-основе встречается на порядок реже, и нам остаётся только поблагодарить Aura за их нелёгкий труд и с ещё большим нетерпением ждать их очередной лонгплей. Ребята раскочегарились не на шутку.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на EP-альбом проекта Astarium "Eternal Occultation"

24-06-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Кассеты… когда их у тебя собирается около тысячи или чуть больше, процесс их сортировок, перебираний и систематизации становится почти экстатическим ритуалом, и это совсем не то, что перебирать CD или винил – ощущения другие, оттенки не те. Вот и я на днях размышлял обо всех этих закономерностях, перетасовывал свою кассетную коллекцию и поймал вдруг себя на мысли, что у меня как-то не очень много в коллекции тейп-артефактов от новосибирского one-man-дивизиона, название которого практически созвучно имени нашего портала… и что же вы думаете? Буквально на следующий день на почте меня уже ждал редкий кассетный EP Астариума, изданный полюбившимся мне американским лейблом MoonWorshipper! Чудеса да и только!

Судя по всему, у СиНа с этими американцами всё складывается вполне удачно, ведь как иначе объяснить, что “Eternal Ocultation” это уже, как минимум, второй кассетный релиз Astarium изданный этой конторой, а у меня, благодаря СиНу, на рюкзаке уже два значка с задумчивым и слегка чудаковатым почитателем луны, которого Moonworshipper сделали своим логотипом. Красивые значки, очень добротно изданные кассеты, каталог у лейбла весьма занятный, а из всего из этого логично сделать вывод, что, во-первых, нынешний “Eternal Ocultation” не будет чем-то проходным и порожняковым, а во-вторых, в ближайшее время Astarium с воршипперами, наверняка, замутят и реализуют ещё какой-нибудь редкий и претенциозный музыкальный сюрприз. Но пойдём по порядку.

Что до материала “Eternal Ocultation”, то этот релиз в очередной раз показывает, как любит эксперименты СиН и насколько ему по душе атмосферный эмбиент и олдскульный симфо-блэк. Если раньше предводитель Astarium разделял два этих направления по разным альбомам своего проекта, обращаясь то к одному из них, то к другому, то теперь грани стираются, а межжанровое взаимодействие выходит в новую убедительную фазу своего развития. Практически все треки с нынешнего EP представляют собой симбиоз любимых СиНом блэка и эмбиента и всячески изощряются в их смешении, переплетении и взаимопроникающем синтезе, а формат EP ещё никогда не казался мне настолько условным и зыбким – чего-чего, а недостатка в целостности и весе на “Eternal Ocultation” точно не наблюдается!

Да, звучит это всё по большей части экспериментально, но так уж распорядилась судьба, что такая не желающая топтаться на месте креативность давно в крови у Сина. Резкие и смелые контрасты “FlashBack”, пугающие космические пульсации “The Past” – наверное, “Eternal Ocultation” один из самых полярных и контрастных релизов в его дискографии, и музыка с него на самом деле очень похожа на некое космическое существо со своим характером и особым задиристым норовом. Порой по ходу прослушивания мне даже казалось, что тут не столько СиН руководит творческим процессом и думает, что и как сделать в следующий момент, а скорее творческий процесс ведёт его по лабиринтам творческих мук и экстазов, целиком завладев его разумом и волей.

И звучит это всё как традиционная и наверняка хорошо уже знакомая вам музыкальная шарманка Astarium, но с чуть большей долей интенсивности, оккультной глубины и затягивающей, буквально гипнотизирующей и парализующей космичности. Перед нами действительно два главных творческих амплуа этого коллектива, объединённые воедино и взаимно усиливающие друг друга, и в случае с “Eternal Ocultation” такое единение получилось интересным и достаточно впечатляющим. Вероятно, это пока ещё не идеальный вариант такого единения и синтеза, но уже весьма и весьма зрелый, боеспособный и зубастый опытный образец, который очень рад своему появлению на свет, и, как кажется, уже вынашивает грандиозные планы по капитальному росту.

Релизы подобные нынешнему EP-альбому Astarium напоминают нам о том, что течение жизни со всей её суетой и страстями, как правило, несёт гибель и разрушение, а вечность и подлинная жизнь обретаются не где-нибудь в круговороте действий, а в толстых фолиантах, на пыльных полках и на магнитной плёнке музыкальных альбомов – в безднах сознания. “Eternal Ocultation” – это и есть такое путешествие в недры бунтующего, ищущего и стремящегося к бесконечности разума. И звучит это всеобъемлюще, масштабно и в то же время очень динамично, жгуче и концентрированно. От этого альбома остаётся ощущение страшной по своей интенсивности и какой-то демонической силы, которая творит, торжествует и стрмится к безграничной эспансии во вселенском масштабе.

На альбоме много схематичного, слишком теоретического и чрезмерно патетического, но звучит это на удивление прятно. Даже в своих самых картонных, игрушечных и до гротеска минималистичных фрагментах вроде титульного трека "Eternal Occultation" всё равно убедителен и горяч словно обжигающая арктическая стужа. И я ничуть не сомневаюсь, что если вдруг кто-то задумает провести конкурс на звание лучшего Motorhead от симфо-блэка, то рецензируемый у нас сейчас EP возьмёт там и главный приз, и первое место, и овации зрительских симпатий. Большой талант быть настолько простым и прямолиненым, но в то же наполнять эту элементарщину такой харизмой и таким энергетическим напряжением. Перед нами дествительно настоящий симфо-блэковый рок-н-ролл, заботливо отороченный по краям причудливой вязью эмбиента, и это звучит стильно и круто.

“Eternal Ocultation” не назвать завершённым и идеальным, но это очень живой, искренний и реалистичный релиз, который как раз и подкупает своей аналоговой аутентичностью. Слушаешь эту кассету и как будто в руках держишь липкого, истекающего протоплазмой космического осьминога, встретившись ненароком глазами с которым понимаешь вдруг, что в плане своего интеллектуального развития и неприятия жизни он превосходит тебя раз в сто, но в то же время не испытывает ни малейшего желания и намерения хоть в чём-то походить на человека. От этого альбома мурашки по коже и озноб пробирает до костей, но именно в этом его сила и очарование. Ещё не шедевр, но определённо шаг в правильном направлении и хороший задел для этого.

Рецензия на мини-альбом группы Колыбель Мэри Син "Детали"

23-06-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мы все знаем, что такое романтика, фэнтези и хулиганство, но чтобы всё это было в одно время и в одном месте… кажется, до сих пор подобное встречалось мне только у Льюиса Кэррола, Нила Геймана и у группы Башня Rowan, однако коллектив с затейливым названием Колыбель Мэри Син смог не просто войти в ту же самую реку, но и сделать это совершенно по-своему. Играют они нечто настолько же безбашенное, свободолюбивое и ироничное, как и у Башни Rowan, однако делают это не с фолковой флегматичностью Тикки, а с ядрёным риффингом ранних Delight и с перцово-необузданным норовом первобытного панка. Они ершисты, порой совершенно несобранны, путанны и спонтанны, но всё это имеет какой-то особый и не вполне очевидный шарм, а потому цепляет и трогает.

Ну а в плане лирики перед нами оголтелое хулиганское фэнтези, состязаться с которым практически невозможно. Вероятно, кто-то назовёт это утяжелённым хоррор-панком и подумает про атомную инкарнацию Короля и Шута с фронтвумен, примерившей на себя маску арлекина, на вокале, но на деле всё у нас с Колыбелью Мэри Син намного серьёзнее и затейливее. Не надо воспринимать их новейший EP как конечную цель и автономное произведение, а лучше позвольте этому минику стать началом большого путешествия по уже достаточно обширной дискографии коллектива, и вы, наверняка, обретёте в данном вояже немало интересного, замечательного и удивительного. Они действительно лиричны до мозга костей, и данное обстоятельство стоит назвать центральным и пусковым, а потому – почему бы не насладиться сейчас хорошими стихами под хорошую музыку и не дать шанс этой своеобразной группе.

Намёки на рэп и речитатив в “Безумном короле”, тяжёлые пронзительные баллады с оттенками Янки и Evanescence в лице “Сестры”, “Уголька” и “Зеркал”, а чего стоят их обложки и безумные персонажи на них! Перед нами тотальное погружение в безумный мир улыбок без котов, говорящих гусениц и кроличьих нор, и это действительно похоже на фантасмагорию, но в то же время предельно реалистично и относится к самым важным и больным из наших проблем на все сто (как говорил ещё классик, сказка – ложь, да в ней намёк…) Для классического панка они слишком риффовы, тяжелы, лиричны и поэтичны, для металла слишком любят использовать по назначению все шесть гитарных струн, а для рока чрезмерно шумны, какофоничны и непредсказуемы. И что же получается и остаётся в итоге? Хулиганство и шарж в стиле рок!

И кстати, про Янку я вспомнил совсем не случайно. Даже в таких быстрых, риффовых и энергичных треках, как “Закрылся парк аттракционов” или “Когда придёт она”, характерные янкины пассажи и настроения узнаются совершенно однозначно, и это весьма неожиданная встреча, учитывая особенности стиля и аранжировок данного коллектива. Грустное и безбашенно-бодрящее, тяжёлое и мелодичное – Колыбель Мэри Син изящно балансируют на острие амбивалентных противоположностей и умудряются при этом быть одновременно в двух совершенно разных и взаимоисключающих местах, и провоцируя, и сострадая, и веселя, и успокаивая, то ревя белугой и имитирую снежную лавину дисторшном, то печалясь и рефлексируя как Тосла и Висла – они о самом важном и грустном говорят с улыбкой, а в их сказках и притчах проглядывают наши суровые и повседневные реалии.

И даже несмотря на то, что композиции этой группы не отличаются особой техникой, разнообразием или мастерством исполнения, вполне можно назвать всё это словом арт-рок. Пусть из артового в данном случае у нас только подача и безумный винегрет всякого разного, неожиданного и не очень сочетающегося друг с другом, этого вполне хватает для того, чтобы мастерски воссоздать ощущение психоделического панк-карнавала с металлическим драйвом и заставить слушателя захотеть переходить в нём от аттракциона к аттракциону, не в силах развернуться и уйти. На данный момент “Детали” их самый тяжёлый, интенсивный и профессиональный релиз, и, наверное, в этом его особое значение и своя миссия, и я даже не удивлюсь, если именно этот звук станет в дальнейшем новым вектором развития группы.

Вероятно, с нынешним EP музыканты решили ещё ближе подобраться к владениям интенсивного готик-металла, но всё-таки “Детали” – это, прежде всего, их новый трёхтрековый мини-альбом и рассматривать его нужно исключительно как одну из многочисленных деталек большого пазла, понять и распробовать который можно только в случае полного погружения и заинтересованного взгляда на общее и целое. Чтобы оценить по достоинству эти песни, их нужно прожить и прочувствовать, и в случае соответствующего отношения к себе они раскроются и подарят благодарному слушателю билет в сказку. Нечто подобное я слышал у Поиграем и уйдём, а потом у StaVroS, но у Колыбели Мэри Син определённо больше кроликов, гусениц, котов-улыбок и чудаковатых шляпников, а это значит, что их магическому реализму определённо быть.

И, наверное, правильнее всего было бы сравнить всё это с кем-нибудь вроде The Birthday Massacre, Lafee или My Ruin (стильный альтернатив-рок с женским вокалом и впечатляющей визуально-вербальной эстетикой), но что-то подсказывает мне, что в калейдоскопе Колыбели Мэри Син есть и что-то ещё. Янка, знаете ли, тоже была на первый взгляд очень простой и не блистала какими-то музыкальными достижениями, но стоило лишь немного вдуматься в её стихи и уделить им внимание, как земля тут же уходила из-под ног, и мир уже просто физически не мог оставаться прежним и привычным. А что такое Янка? Это безудержное цунами искренности, таланта, смелости и бьющей навылет автобиографической искренности, которая всё переворачивает с ног на голову и моментально заражает своей болезненной анемичной магией.

Ребята из Колыбели Мэри Син смешали немного поднабившие уже оскомину и поднадоевшие шаблоны подросткового западного поп-рока, заезженные клише не самого выдающегося готик-металла и знаменитую русскую душевность, за которую во всём мире так уважают Достоевского, и вот получилось нечто, что некогда так впечатлило самого Туомаса Холопайнена у финских кудесниц из Indica. Интересная группа, необычные сочетания, яркие образы в текстах, харизматичная вокалистка…. Ещё чуть-чуть поизящнее аранжировки, и всё на самом деле будет почти как у Indica с их милыми фейри-заклятьями. А ведь и действительно – в каком-то смысле они очень похожи на этих пропавших невесть куда финских волшебниц, только у них всё на русском, по-русски и со своей собственной визуально-выразительной палитрой настроений. Ещё совсем немного, и можно будет звать Туомаса с его продюсерскими умениями и амбициями.

Рецензия на альбом группы Американская Комедия "Сезон второй: поп-панк и рок-н-ролл"

14-06-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Трудно переоценить влияния на отечественных подростков американской киноиндустрии и в частности штатовских подростковых комедий, а подтверждения тому всё чаще вылезают на нашей сцене в виде названий групп. Вслед за Мамой Стифлера ряды поп-панкеров пополнили музыканты из подмосковного Красногорска, которые, не мудрствуя лукаво, так и назвали себя – Американская Комедия. Существуют любители заграничного кино и ненавязчивой музыки с 2019 года, а сегодня представляют своим слушателям вот уже свой второй номерной полноформатник, в рамках которого намерены продолжать, углублять и развивать собственные традиции.

Нужно заметить, что свой второй альбом, который музыканты в полном соответствии со своей киношной тематикой позиционируют как сезон, Американская Комедия решила посвятить поп-панку и рок-н-роллу, и, наверное, на этом можно было бы завершать эту рецензию, но не всё в данном случае так просто. Помимо стандартных поп-панковых клише в традициях 1,5 кг отличного пюре, на свежем альбоме наших сегодняшних героев есть и что-то ещё, а что именно - мы и попробуем сейчас разобраться, а для пущей систематичности я даже попробую следовать в данном деле строго по пунктам и никуда не сворачивать.

И номером первым в нашем случае, конечно же, следует кинематографичность. Эти ребята поют свои песни так, будто рассказывают историю из своей жизни или пересказывают человеку, прилетевшему на машине времени сюжет и самые ядрёные перипетии любимых серий «Американского пирога», и это цепляет. Увлечённости авторов “Второго сезона” можно позавидовать, а то, как естественно и взахлёб они нашпиговывают сознание слушателей своими полуфантастическими россказнями в некоторых моментах попавшего к нам сегодня альбома, как две капли пива похоже на сумрачные технологии НЛП. Почти зомбирование, но позитивное.

Второй аспект, привлёкший моё внимание к рецензируемому альбому, это ностальгический драйв. Мне очень нравится, как группы вроде Азон, Мегатонны, Бияс и Ядохимикатов вплетают в свои треки нечто схожее по атмосфере и настроению с ранними группами NWOBHM, но ребята из Американской Комедии решили углубиться в историю ещё глубже, и довели этот прото-хэви-метал до его предельных рок-н-ролльных остовов a la The Runaways и The Donnas. И стало очень танцевально и жгуче, а волосы от таких ритмов сами собой завиваются в характерные причёски стиляг с такими же характерными бликами лака.

Подобный материал знатоки и гурманы от панк-рока привыкли слушать на ранних записях Sex Pistols, Ramones и NOFX, и стилизации Американской Комедии действительно нужно признать очень правдивыми и удачными. Здесь аутентично всё от текстов до риффов, а та беззастенчивая простота, с которой их вокалист подаёт свои нехитрые откровения, практически не оставляет слушателю шанса: всем этим бредовым рифмовкам на фоне заезженных аккордов a la “группа, которая играет на танцах” веришь в силу их искренности и значимости для поющих, и это действительно работает и создаёт необходимое напряжение доверия и приятия.

И, наверное, самый ощутимый недостаток “Второго сезона” – это его предельная простота, но классический элвисовский рок-н-ролл по определению не может быть слишком мудрым, разнообразным или изобретательным, да и не за это его слушают и любят. И вот вам напоследок ещё одна аналогия, которая привлекла моё внимание к рецензируемому альбому и не дала ему рассеиваться по ходу прослушивания этих песен. Эта аналогия - Мистер Кто! Этот тюменский рокер тоже делает такую же безыскусную и на первый взгляд элементарную музыку, но она цепляет и не оставляет равнодушным по причине глубокой экзистенциальной вовлечённости автора в своё дело.

На “Втором сезоне” есть и слегка наивная, но очень душевная баллада (“Килогерцы”), и настоящий гимн олдскульствующего эстета (“Джинсы клёш”), и грустноватый походный эпик “Свет в окне”, и даже почти ритм-н-блюз с панк-гарниром под названием “Фантом”, козыряющий достаточно оригинальными гитарными партиями, а в довершение ко всему стоит добавить, что авторы данного муз.блокбастера решили приложить все силы, чтобы сделать прослушивание своего нового альбома максимально приятным для своей аудитории и снабдили каждый из треков с диска подробным видео-комментарием. Про такие релизы говорят «поработали на славу», и это на самом деле так.

На “Втором сезоне” всё действительно очень легко и естественно, а уж нужно ли вам такое и с чем вы всё это будете принимать, решать уже вам. Вероятно, отсылок к классике американского развлекательного кинематографа для подростков могло бы быть на этом диске и поболе, но этот недостаток с лихвой компенсируется музыкальными цитатами из бессмертного наследия Чака Берри и Рэя Чарльза и их искромётным рок-н-ролльным сумасшествием. Поп-панк – это, прежде всего, позитив, а рок-н-ролл – это, в первую очередь, танцы и задор, ну а всё вместе – это Американская Комедия и их новый лонгплей. Пожалуй, этим сказано всё или почти всё.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на сплит Astarium и Fire Messiah

13-06-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

«Перипатетический» - значит, «странствующий», и это слово очень уместно было бы использовать в отношении новосибирского one-man-проекта Astarium. Он меняет жанры и форматы, лейблы и страны-издателей, но время от времени СиН и его коллектив всё равно возвращаются в alma mater и напоминают о своих традициях. Вот и сейчас после череды изданий у американцев MoonWorshipper Records Astarium снова представляет релиз, выпущенный волгоградским значком More Hate Productions, да ещё и подыскал себе неплохую компанию для такого тематического возвращения. На самом деле, я практически ничего не знаю о том, кому принадлежала идея такого совместного релиза и кто и что для него подыскивал, но результат в данном случае воистину говорит сам за себя!

Музыканты так увлеклись созданием и записью своих треков, а издатель так погрузился в процесс их прослушивания, что в итоге они даже забыли придумать название для сплита, а понимать это, вероятно, нужно в том смысле, что отвлекаться на частности в данном случае нужно как можно меньше, а всё внимание стоит по возможности сконцентрировать вокруг непосредственного содержания компакта - музыки и текстов. И мифологии в данном случае будет действительно много. СиН с головой окунулся в скандинавские легенды и попытался всё сделать на максимуме, ну а американец N со своим Fire Messiah не захотел отставать от него и тоже надавил на газ до упора, чтобы сделать их общее детище предельно ярким и ни в чём не дать слабину.

И уже первый из трёх записанных для нынешнего сплита треков СиНа уверенно поднимает в воздух знамёна обновлённого морозного Astarium. В середине “Her Winter Majesty” присутствует интересный этно-фолк-фрагмент с арфой, и он действительно очень хорошо вписался на диск и красочно иллюстрирует направленность этого сдвоенного релиза, с самого начала очень высоко поднимая стандарты качества актуального издания. Мелодия арфы то уходит в тень за гитары, то вновь возвращается, и это реально звучит как гипноз. А ведь дальше всё продолжается в том же самом героическом и марширующем ключе, где грозный скрим СиНа бок о бок соседствует с полётными, почти неоклассическими мелодиями и стремительными скальпелями гитар!

Я могу ошибаться, но, на мой взгляд, эмбиентная и блэковая ипостаси проекта ещё никогда не сближались настолько плотно, а в симфоническом блэковом амплуа Astarium ещё никогда не было столько эмбиента и атмосферы. То, за что я так люблю “Aura Of A Crystal Night” и вообще природно-зимний эмбиент Astarium, в треках с этого блэкового сплита проявилось в не меньшей, а, вероятно, даже в большей и ещё более категорической концентрации. Послушайте, как меланхоличные скрипки “Echo Of Niflheim” изумительно оттеняют карающий напор гитар, и согласитесь, что во всём этом ещё больше магии и очарования, чем на классических пластинках Ancient Rites и Bal-Sagoth!

И, кстати, про бельгийцев и британцев. Сходство и с первыми, и со вторыми у Astarium образца актуального сплита, определённо, присутствует, и даже в голосе СиНа и в разговорных вставках его новых треков как будто есть что-то от “Боевой магии” Bal-Sagoth и от “Dim Carcosa” авторства Древних Ритуалов, хотя все эти параллели ничуть не уменьшают собственные заслуги и достижения новосибирского коллектива и не умаляют ценность его новообретённого творческого амплуа, в котором ему явно очень нравится действовать и выражать себя, и замыкающая сторону Astarium на сплите “The Wind Walker” словно подтверждает мои слова и звучит как отчаянный праздничный танец северного шамана, как его торжество, ликование и триумф.

И на сцену выходит Fire Messiah. Полная таинственность в том, что касается истории и биографии, странные и непонятно зачем и к чему попавшие туда ножницы в логотипе, да ещё и почти трэшевый звук в первом из треков, но звучит это на удивление приятно и впечатляюще. Можно по-разному расценивать заваленный куда-то в глубину саунд-свистопляски каркающий скрим, но закольцованная пульсация электроники поверх кромсающего шреда гитар выглядит у Fire Messiah не менее здорово и волшебно, чем у его новосибирского коллеги СиНа. Astarium и Fire Messiah как будто смотрят друг на друга и отражаются друг в друге словно в зеркале – делают одно и то же, но с немного разными оттенками и акцентами, а в итоге всё получается ещё круче и мощнее.

Нужно отметить, что Fire Messiah на этом сплите чуть резче, тяжелее по гитарам и напористее, но в то же время, как бы это странно ни прозвучало, атмосфернее, фоновее и медитативнее. Образ танцующего северного жреца, который впервые посетил моё воображение ещё во время звучания астариумовского “The Wind Walker”, на стороне Fire Messiah усиливается многократно, а добавившееся к нему ощущение кромешной льдистой бури, в эпицентре которой разгул стихии достигает просто предельного накала, воспринимаются с его подачи как апофеоз и квинтэссенция власти льда, снега и бескрайних северных пустынь. Всё очень прицельно, точно, контрастно и ничего лишнего – всё это Fire Messiah, и здесь тоже очень много эмбиента, атмосферы и олдскула.

Ну а что касается нового нордического амплуа Astarium, то для меня оно стало приятным и интересным сюрпризом (по-моему, данная тема намного больше идёт проекту, чем танки времён “Epoch Of Tyrants”, замки-страшилки “Drum-Ghoul” или эксперименты с грайндкор-блэком), а актуальный сплит я воспринял как славное продолжение боевой скандинавской тематики синглового сплита Astarium и Necropus “Frozen In Blood” и отчасти альбома “Hyperborea”. Хочется верить, что эти снежные и воинственные тенденции будут продолжены, а гордые северные боги станут частыми гостями на релизах Astarium. Это было бы правильно и закономерно, и я даже допускаю, что, возможно, именно к такой музыке новосибирский one-man-фрегат и шёл почти двадцать лет существования, оттачивая свою тактику и стратегию в разных экспериментах.

Я очень люблю творчество Astarium, но далеко не всегда его релизы вызывают у меня настолько однозначное и безоговорочное воодушевление. Я сходу прослушал совместное творение СиНа и N четыре раза, потом прослушал ещё раз, а затем ещё, но так и не нашёл на этом новейшем безымянном сплите совершенно ни одного изъяна и даже запишу его сейчас в список претендентов на вхождение в топ лучших релизов по итогам года. Возможно, оформление релиза могло бы быть более ярким (художественным? Разнообразным? Оригинальным?), но мне даже этот арт вполне и вполне пришёлся по вкусу: он и стильный, и оригинальный, и хорошо подходит к музыке, и будит воображение. Что ещё?.. Обязательно послушайте этот альбом. Перед нами одна из лучших инкарнаций олдскульного симфо-блэка из всех возможных и то, за что этот жанр вообще стоит любить и котировать. Музыка, которая вдохновляет.

Показать ещё