ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Земля Королевы Mod "Начальник Солнца"

Рецензия на альбом группы Земля Королевы Mod "Начальник Солнца"

16-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вы наверняка очень хорошо знаете, кто и почему в русском роке начальник Камчатки, а вот начальник солнца персонаж куда более тёмный, новый и малоизвестный, не смотря на то что группа ... читать дальше →

Unikeys "Detonation"

Рецензия на альбом Unikeys "Detonation"

15-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Музыку, которую исполняют эти начинающие московские рокеры, принято называть мелодик-металлом: плотный галопирующий темп, довольно увесистые риффы, ритм-секция в духе классических Iron Maiden, высокий вокал – всё здесь почти как ... читать дальше →

Natalie Antares "Аутодафе"

Рецензия на альбом Natalie Antares "Аутодафе"

14-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Ласкающее слух каждого инквизитора и просто любителя костров и ведьм слово “аутодафе”, а также красивое оформление дебютного альбома этой московской группы наверняка привлекут к нему внимание профильной аудитории, однако материал альбома ... читать дальше →

ANCKORA Вирус

Рецензия на альбом ANCKORA "Вирус"

11-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В наш стремительный атомный век группам нужно выпускать альбомы каждый год или как минимум раз в два года, чтобы не терять связь со слушателями и не погружаться в реку забвения, однако всё это не очень относится к ANCKORA. Эти московские ... читать дальше →

Agenda На Свет

Рецензия на альбом Agenda "На Свет"

11-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мне невероятно сложно писать рецензии на творчество Agenda по той одной простой и простейшей причине, что творчество этой группы я считаю совершенно уникальным и тотально топовым. Вряд ли есть в мире человек более ортодоксально относящийся к металлическим канонам и аллергически неприемлющий речитатив и всякую рэповость (как, впрочем, и повышенную любовь к нецензурной лексике), чем я, но Agenda смогли сделать невозможное: их хипхоповые штучки и оголтелая любовь к крепкому словцу “по делу и без дела” совершенно не вызывают у меня никакого отторжения, а наоборот радуют, вдохновляют и мотивируют. Нет, даже не так: чаруют, завораживают и ввергают в перманентный экстаз.

Немного истории и био: Agenda – это музыканты замечательной пятигорской капеллы Atra Hora, а руководит всем творческим процессом здесь, играет на гитаре, бас-гитаре, клавишных и поёт Янис Георгиади. С самого начала своего творческого пути коллектив Яниса позиционировал себя как атмосферный рок, делая явные отсылки к позднему творчеству таких столпов обречённого металла, как Anathema, Paradise Lost, Katatonia, Pyogenesis и иже с ними, то и дело вплетая в эту рок/метал-атмосферность элементы речитатива. У Agenda в активе сыроватый дебютник “Земли, которых нет на карте”, уже намного более зрелый, выверенный и настоявшийся “Мы вернёмся” и наконец, самый свежий, современный и в каком-то смысле даже духовный “На Свет”.

Чего стоят одни только рифмы Яниса: борода и злость рифмуются в его текстах с Paradise Lost, глагол “хоронить” - с именем Харона, прилагательное “живой” – со словом “запой”. Перечислять вербальные и интеллектуальные находки Agenda можно долго, но делать этого нет никакого смысла – лучше пару-тройку раз послушать внимательно этот диск и всё услышать самостоятельно. И, кстати, если вы послушаете “На свет” по-настоящему внимательно и без дураков, то вряд ли у вас будет шанс не полюбить альбом. Вообще критиковать и осуждать эту группу можно только мимоходом и особо не вникнув в смысл и суть, не разобравшись. Если распробовать и донырнуть до идеи и до основного посыла, не принять это очень трудно.

Если сравнивать “На Свет” и “Мы Вернёмся”, то новейший диск выглядит более меланхоличным и печальным, не таким напористым и однозначным. На актуальном лонгплее меньше прямолинейных решений, меньше того же самого речитатива и безусловно-действенных ходов, а больше просто атмосферы, рефлексии и грустных размышлений о тенденциях последнего времени, о моде на чтение Ницше, о том, что “победа над другим – всегда пораженье”, а также про жизнь после смерти и жизнь после жизни. В данном случае цвет настроения на самом деле – синий, а по своей эмоциональной окраске “На Свет” показался мне схожим с атмосферой и эмоциональной окраской произведений Ричарда Мэтисона и Митча Элбома.

Альбом длится всего 45 минут, на нём девять песен, и большинство из присутствующих на пластинке треков балладны, психоделичны и смахивают уже не столько на позднюю Anathema, сколько на поздний Pink Floyd. Большинство из текстов просто горьки и преисполнены отчаянной, парадоксальной, побеждающей всё и вся надежды (отличается в этом плане только открывающий альбом трек “Мёртвая Вода” и следующий за ним ”Е*анаты”) – Янис уже не столько критикует и обличает, не столько плюётся и иронизирует над глупыми парадоксами нашей реальности и над населяющими её парадоксальными людьми, а нацелен в далёкое эсхатологическое “там”, которое и оказалось запечатлено на обложке компакта. Повторяться – явно не его цель.

Безмерно приятно, что есть в наше время люди, не обделённые интеллектом, всерьёз симпатизирующие серьёзной тяжёлой музыке и вообще не е*анаты. Прошу прощения, кажется, я слишком проникся атмосферой альбома, но мне на самом деле категорически импонирует непримиримая, многократно подчёркнутая и всесторонне радикальная, исповедническая искренность группы. Такое обилие матов в разговоре о самом важном, святом и предельном не вызывает отторжения и ничуть не отвращает от творчества пятигорцев, наоборот. Намного лучше и правильнее быть собой, не стараясь казаться кем-то, кем ты отнюдь не являешься, чем с серьёзным лицом петь про ванильные возвышенности, а в реальности быть законченным мудаком.

В данном случае я готов согласиться с Янисом по поводу того, что количество матов и формулировки в творчестве Agenda на самом деле предельно выверены, математически просчитаны и категорически уместны. Это не Б.Г. с его “Время N” и даже не Егор Летов – у Agenda речь идёт о таких вещах, таких темах и о таких реалиях, о которых просто невозможно сказать иначе. Если возникает чувство, что можно было сделать и сказать, охарактеризовать по-другому, то значит, вы не вполне владеете темой и пока ещё не дошли в своём индивидуально-личном, опытном изучении матчасти до необходимого предела, чтобы увидеть те сферы и ландшафты, на которые указывает нам Янис Георгиади, написавший всю лирику и всю музыку для данного CD.

У Agenda всё по-настоящему, всё всерьёз и всё до предела. (Как у Достоевского: “если верить, то отдать всё, а не только пять копеек”), а их потрясающая, феерически фонтанирующая интеллектуальность – это не надуто-показное желание выпендриться, выделиться, продаться, засветиться лишь бы каким-нибудь боком, а органическое “не могу иначе”. В конце концов, даже Бог ждёт от нас в первую очередь именно искренности и вот такой обнажённой правды-открытости, а в нашем современном насквозь фальшивом мире такая огненно-прямолинейная категоричность должна цениться куда выше, чем идеально выхолощенные и насквозь неискренние клоны aka продукты современного шоубиза.

Интересно, что три наличествующие альбома Agenda представляют собой концептуальную трилогию, в которой каждый из них имеет свой собственный уникальный посыл и своё место. Более того, даже внутри альбомов, и в том числе нового, рецензируемого сейчас диска, есть своя логика, своя динамика и свой неповторимый путь развития. Начиная со страсти, Янис погружает слушателя во мрак разочарования и в глубины той самой чёрной черноты, которая, надо понимать, и изображалась на иконе Преображения переходящей в свет и сияние. Как говорит сам автор, только из мрака и тьмы начинается “настоящее переосмысление и перерождение”- тот путь к свету, который глубоко внутри у каждого из нас.

Мне очень хотелось бы по своему обыкновению пройтись по каждому из девяти треков с альбома, но эта рецензия и так уже зашкаливает по объёму, а в случае такого потрекового разбора, я не сомневаюсь, затянется ещё раза в три или в четыре, поскольку сказать кратко о таких насыщенных смыслами и переполненных самыми разными межпредметными отсылками и цитатами композициях просто невозможно. Сам Янис довольно откровенно высказывается о жизни, мировоззренческих ориентирах и идейном наполнении своих дисков, а потому всю интересующую пытливого слушателя информацию можно без большого труда обрести на просторах Интернета, в сообществе группы ВКонтакте и на личной странице Яниса.

Кроме того, категорически не хочется заострять внимание на пунктах моих несовпадений с автором и выпячивать пункты совпадений, да и вряд ли стоит навязывать читателям и слушателям своё собственное, слишком субъективное и угловатое видение/восприятие альбома. Всё-таки такие релизы, как “На Свет” (да и вообще любые релизы, если вдуматься) нужно воспринимать со своей собственной колокольни и пропуская через свою собственную систему координат, а уж после того как первичное впечатление сложится и устаканится обращаться уже за разъяснениями, подстрочниками и комментариями автора и его интерпретаторов. Я добавлю только, что настолько филологически точного и концептуально многогранного диска на нашей сцене не было давно (ну а если уж брать трилогию в целом, то это просто экстаз концептуальности).

Новейший лонгплей, как и первые два диска, издан в виде стильного четырёхполосного дигипака, буклета не содержит (в данном случае он просто не нужен), зато содержит фото музыкантов и всю необходимую информацию. Диск идеально гармонирует с двумя другими релизами группы и на полке смотрится просто блистательно (даже серийный номер не выбивается из идеального баланса: на торце конверта “Земель, которых нет на карте” значится AGE-01, “Мы вернёмся” обозначены кодом AGE-02, а актуальный полноформатник имеет маркировку AGE-03) – круг замкнулся, трилогия завершена, с чем можно от всей души поздравить музыкантов, а все три диска доступны сейчас в сообществе AGENDA ВК для единовременной покупки по специальной цене, что можно считать ещё одним дополнительным знаком небес, сигнализирующем о необходимости и желательности такого приобретения для своего домашней фонотеки.

Agenda оригинальна (где ещё найти и услышать читку на фоне анафемо-парадайзлостовских меланхолично думовых пассажей?), правдива (где ещё услышишь всю правду о себе и мнимой высоте своих поисков так беззастенчиво, прямо и наобум) и умна (когда-то воскресить христианство вознамерились Толкиен, Льюис и Честертон со своим теологическим экспериментом, облачённым в литературную форму, а сейчас перед лицом куда более серьёзного и безвозвратного кризиса пятигорские экпериментальщики идут на ещё более отчаянный и безоглядный шаг, умноженный на постоянство в решимости). Результат впечатляет. “На свет” звучит сильно, надрывно и даже более того. Если и верить проповедям, то только таким.

Grenouer Ambition 999

Рецензия на альбом Grenouer "Ambition 999"

09-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

После очень грамотного и своевременного переиздания двух своих предыдущих альбомов “Blood On The Face” и “Unwanted Today” легендарные питерские арт-металлисты принялись за подготовку нового диска. Обосновавшись под крылом греческого ... читать дальше →

Показать ещё