ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл Dionysa "Отвези на тусу"

30-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Ещё буквально вчера я только-только доделал, наконец, свой топ по итогам уже довольно-таки давно минувшего 2019 года, и в этот топ помимо всего прочего проник последний альбом дико популярной ныне Тейлор Свифт, который назывался, помнится, “Lover”, а уже сегодня я пишу рецензию на новейший сингл певицы, которая тоже, кажется, совсем не против стать российской Тейлор – совпадение, закономерность, провидение? Конечно, DionySa не Тейлор и ориентируется скорее на классику Рианны и ещё на ряд d’n’b и r’n’b-икон жанра, однако то, что у неё получается, выходит очень даже музыкально, оригинально и настроенчески.

Повышенная и, пожалуй, даже возведённая в абсолют чувственность, провокационные тексты и причудливый гибрид из танцевальной, электронной, популярной и более серьёзной музыки на грани с трип-хопом и дипхаусом по идее должны сделать уже сам факт творчества и появления ещё одного сингла у ДиониСы примечательным событием, заслуживающим внимания, однако, как мне кажется, главной причиной, по которой большинство слушателей придут на огонёк Дионисы будут вовсе не теоретические музыкальные раскладки, а нечто, граничащее с соображениями, которые позволили американским деятелям киноиндустрии назвать один очень известный фильм с Шэрон Стоун так, как они его назвали.

По этой же самой причине уже после самого первого эфира клипа Бритни Спирс “Baby One More Time” телезрители буквально оборвали все телефоны на MTV и замучили операторов своими просьбами и требованиями повторить и пустить в эфир это чудо хотя бы ещё один раз. Эмоции и впечатления, связанные с “основным инстинктом” занимают у Дионисы основное и первостепенное место, а сама она кажется эдакой жрицей-вакханкой, которая готова стать вашим проводником в мир вечных, нескончаемых праздников и ярких, фосфоресцирующих парами дорогих алкогольных коктейлей вечеринок, куда вход проблемам и снобам категорически воспрещён.

Даже если вам никогда в жизни не хотелось попасть “на тусу” и вы чужды такого искристого и “шипучего” времяпрепровождения в свете мигающих и ни на миг не останавливающихся дискотечно-клубных софитов, на минутку оказаться в такой отвязной атмосфере точно не будет лишним хотя бы ради эксперимента. “Мне просто хочется чего-то по-настоящему прекрасного” – говорил главный герой фильма “Красивые девушки”, и в ответ на такой экзистенциальный запрос населения как бы отвечает актуальный трек Дионисы, готовый стать волшебной панацеей в ситуации, когда всё плохо, в небе серо и моросит мелкий дождик, а до сказочного лета и отпуска ещё так далеко, что проще сказать “никогда”.

Расслабленный саунд, полифоничные диджейские вставки в духе трип-хопа, знойный голос самой Дионисы – есть треки атмосферные, есть очень атмосферные, но эта вещь буквально сбивает наповал своим густым клубным духом. Вокальные сходства с IOWA успешно и адекватно утопают в многослойном саунде и активной бэк-вокальной подкладке, а в итоге перед нами таинственный, почти мистический номер с намёками на электроклэш, дарк-электро и тому подобные стили с привкусом Peaches, Kate Ryan и даже Killing Ophelia вплоть до поп-веяний современного творчества Лободы.

Странно было бы ожидать от певицы, которая уже своим псевдонимом намекает на всестороннее дионисийство чего-то кроме океанов чувственности и ядрёной эротики, и если вы действительно думали найти у Дионисы именно это, то разочарованы точно не будете. Густой нуар соблазнительных интонаций и обволакивающие сознание океаны вязкой, но не дремотной меланхолии создают неповторимую картину неги и экстатических грёз, вызывают совершенно определённые мысли и ассоциации, а также очень аутентично дополняются визуальными образами фотосессий Дионисы, коих на данный момент уже очень много и постоянно становится больше.

DionySa - это гормональный шторм, где тестостерон и эстроген действительно напоминают космические стихии, которым подвластно всё или почти всё. Её тихий, почти шепчущий голос и полуабстрактный минимализм аранжировок воспринимаются как нить Ариадны, доверившись которой вы очень скоро попадёте в мир роскоши, гипертрофированной сексуальности и открытого дедушкой Фрейдом либидо, возведённого в абсолют. Эфирная нежность и эпизодическое обращение к слегка грубоватым сленговым словечкам составляют специфический коктейль Дионисы, который расслабляет, успокаивает, возбуждает и будоражит одновременно.

“Отвези на тусу” – далеко не самая хитовая или драйвовая, но определённо самая атмосферная и настроенческая композиция в арсенале певицы. Таких эхогенных и объёмных бэк-вокалов у Дионисы ещё не было, а музыка кажется ещё более ночной и влекущей, чем это было у неё раньше. Исчезли диско-отголоски времён сингла “Круто”, а на троне ныне безраздельно царствуют тяжкий, пробуксовывающий трип-хоп и медитативный дип-хаус. Такую музыку не слушают – в ней тонут, растворяются и пропадают навсегда или как минимум надолго. Музыкальная эротика на уровне психики, физиологии, разума и души – настоящие дионисийские ритуалы с учётом digital-реалий сегодняшнего дня.

Рецензия на альбом проекта Чароит "Волшебник"

29-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Второго альбома проекта Яны Григорьевой не пришлось ждать долго – едва минул 2019 год и на дворе показался на удивление бесснежный январь нового десятилетия, как в сеть оказался выпущен совершенно новый четырнадцатитрековый лонгплей Чароит, на котором Яна небезуспешно пробует совмещать традиционный фолк-рок, повествовательное литературное фэнтези и раздольный, берущий за душу почерк ролевиков-менестрелей. Ничуть не изменяя себе, Яна научилась подавать свои пространные поэтические изыскания более эффектно и презентабельно, более профессионально и музыкально, словно смешав в единой алхимической колбе Тэм Гринхил, Мельницу, Blackmore’s Night и Лорину Маккенитт, что выглядит как минимум интересно.

Яна по-прежнему продолжает активно заниматься написанием больших и малых прозаических произведений, сценариев, играть в театре и активно осваивать ещё массу разных сопутствующих дел, а в 2019 году поддержать её музыкальное творчество изъявил желание лейбл Полигон Records. Не знаю, какова в этом заслуга издателей, но актуальный диск певицы действительно выглядит намного более фирменно и основательно, ну а Яна, известная как Чароит, по-прежнему создаёт очень экзистенциальные, театрально-литературные песни, в которых текст стоит на первом месте, на втором чуть поодаль виднеются густая фэнтези-атмосфера и эффект 3D-присутствия, а музыкальная составляющая и мелодии замыкают этот волшебный треугольник.

Сразу же обращает на себя внимание намного более адекватное сочетание вокала и инструментальных линий, более изобретательные аранжировки и мягкое, ласкающее слух сведение, а если присмотреться к альбому чуть внимательнее, становится понятно, что работа над пластинкой была действительно проделана колоссальная: Чароит больше не лихорадит от жанра к жанру, звук не плывёт, а вокал звучит очень уверенно и артистично. В отличие от дебютного полноформатника певицы, “Волшебник” – это настоящий монолит, – до конца выверенный, продуманный, идеально сбалансированный релиз, в котором прекрасно практически всё: и тексты, и музыка, и голос, и продюсирование, и уровень реализации.

Песни легко и естественно перетекают одна в другую, связь между ними не только угадывается, но порой действительно совершенно очевидно прослеживается и не подлежит никаким сомнениям. Как известно без восхищения любовь погибает, а восхищением очень трудно поддерживать, когда ты настоящий профи и озабочен кучей разных специфических профессиональных фишек-штучек, что очень хорошо знает каждый, кто оказался перед выбором между качеством/профессионализмом и искренностью/непосредственностью, однако Яна очень адекватно выдерживает необходимый баланс, не уклоняясь ни в филигранный перфекционизм, ни в противоположную крайность андеграундного и неумелого следования идеалам.

И всё это по-прежнему очень литературный и многословный фолк-рок. Всецело оставаясь в русле творчества вдохновляемых Профессором менестрелей, Яна в каждой из своих новых песен рассказывает полноценную притчу-историю, которая мастерски стилизована под дивную средневековую легенду и повествует об эльфах, воителях, королях, прекрасных принцессах, драконах, дружбе, коварстве, любви и неожиданных житейских курьёзах. От смешного и ироничного до великолепного, блистательного и возвышенного – именно в таком спектре находятся современные произведения Чароит, и однако при всём разнообразии тем и эмоциональных оттенков, все они превосходно укладываются в единую повествовательную канву.

Действие на альбоме развивается мягко и естественно, я бы даже сказал планомерно, но в то же время истории Яны по-прежнему выглядят очень непредсказуемыми и волнующими, свежими и неожиданными. Посудите сами: дракон, укравший в отсутствие короля его возлюбленную, а затем сам не знающий, куда деваться от назойливой принцессы, или солдат, попросивший подарить ему небо Британии - такие брутальные и неожиданные фантазии, конечно, вполне могут встречаться где-нибудь в апокрифическом ирландском фольклоре или в песнях Потани и Башни Rowan, но далеко не являются чем-то само собой разумеющимся на современном альбоме в жанре арт-фолк. Хотя если вдуматься, нынешний Чароит это как раз такой арт-фолк – фолк художественный, артовый, изобретательный и творческий.

Певица авторски и креативно преображает суровые каноны, застывшие и окаменевшие ещё во времена Толкиена с Льюисом – не разрушает, не ломает их, а лишь слегка видоизменяет и декоративно преображает суть этих клише и форм. “Подбери имя правильно, и персонаж будет жить” – говорил Диккенс, и Чароит на своём собственном живом примере экзистенциально иллюстрирует его убеждение. Грусть, радость, доблесть, благородство и неизменная вера в мечту объединены на рецензируемом альбоме так органично и всесторонне, что это действительно начинает быть похожим на жизнь и на правду – на очаровательную, чарующую правду из какой-то другой, параллельной реальности – песни Яны льются лёгким лесным ручейком, ненавязчиво ласкают слух и помогают выйти на поверхность нашим самым лучшим и светлым качествам.

У цветов не бывает будней, все они всегда разодеты празднично, вот так и песни с диска “Волшебник” в своём тесном альбомном единстве напоминают цветущий весенний сад с диковинными, почти небывалыми растениями, где обретаются резкая, почти хардроковая “По ту и эту сторону дождя”, нежная романсовая “Тёмные глаза”, напевная скрипка и неожиданные аранжировки. Можно, конечно, сказать, что моя неуёмная симпатия к творчеству этой фолк-леди обусловлена давней приверженностью автора этих строк творчеству Тэм Гринхил, о голосе, вокальной манере и поэтическом почерке которой всё ещё невозможно не вспомнить, когда начинаешь слушать то, что делает Чароит, однако на актуальном альбоме таких отсылок-параллелей уже не так много, и они не так довлеют-доминируют.

Всё, за что я критиковал дебютный альбом Яны “По пути к рассвету” (разнородность, не совсем уместный и не вполне удачный дисторшн, отсутствие логики развития альбома, противоречивые жанровые вливания и т.д.) было очень аккуратно исключено или с успехом переработано, и в итоге рецензируемый сейчас диск звучит действительно очень впечатляюще и интересно. На пластинке нет какой-то явно хитовости, куплетно-припевной навязчивости, он совершенно точно не вписывается в радио-формат, о котором так настойчиво грезят современные творения Мельницы, но те, кто любит хороший фэнтези-фолк-рок и ценит концептуальную основательность (непопсовость), наверняка оценят этот релиз и полюбят новые песни Чароит.

В этом альбоме столько жаркой, чистосердечной любви к Британии, её фольклору, истории, мифологии и культуре, что помимо упоминавшихся уже Толкиена с Льюисом мне сам собой приходит на ум Киплинг, а затем, как следствие, с детства любимая и изрядно потрёпанная уже сейчас книжка “Сказки старой Англии”, благодаря которой ещё в 1990 году я открыл для себя всех трёх упомянутых в этом абзаце знаменитых англичан и их литературное творчество. “Много историй британские земли хранят, каждая мир будто заново делает краше, если ты тоже немного поэт, как и я - слушай и помни, а тем, кто не слышал - расскажем” – словно определяет сама Яна словами одной из песен творческое кредо и задачу-максимум альбома, и на этом диске всё в точности так, как и описала она в этих строках: красиво, волшебно, вдохновенно, жизненно и увлекательно.

Рецензия на альбом Евгении Славиной "Колыбельные по разным поводам"

27-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Давно известно, какими мистическими и прекрасными (а также ироническими, смешными, забавными, etc.) могут быть колыбельные, и разные фолкеры-менестрели довольно часто обращаются к данному жанру, снова и снова напоминая нам о красоте и особом очаровании самых ночных песен; однако молодая певица, о которой сейчас пойдёт речь, решила пойти дальше и записала целый альбом, на который вошли только колыбельные - эдакую квинтэссенцию вкрадчивых убаюкивающих гимнов, которые благодаря ей, оказались представлены в одном месте и с максимальным вниманием и любовью к ним.

Кстати говоря, в том, что касается колыбельных Евгения настоящий профи, ведь она помимо своих музыкальных и вокальных талантов ещё и релаксолог, энерготерапевт и педагог, а потому в данном случае вполне можно говорить о фундаментальном и даже научном подходе к тому, что ценно, редко и, без сомнения, заслуживает внимания. Колыбельные песни вокалистка воспринимает как инструмент релаксации, благословения и исцеления, а прежде чем приступить к записи альбома, несколько лет изучала данный жанр фольклора, чтобы в итоге действительно справиться с поставленной задачей и привнести в наш мир больше покоя и любви.

В итоге альбом вышел не просто отличным, а поистине прекрасным и волшебным. Нежный голос Евгении, напоминающий по тембру Наталью Некрасову, известную как “Иллет”, чудесное волшебное сопровождение на грани с нью-эйджем, неоклассикой и атмосферным эмбиентом и, наконец, прекрасные тексты оставляют в совокупности просто дивное впечатление, которое очень трудно передать словами и адекватно сравнить с чем-то подобным, а треки авторства самой вокалистки на пластинке очень естественно и легко перетекают в народные фольклорные композиции и коллективное творчество народов разных стран.

Таинственные перезвоны колокольчиков, характерные ночные звуки вроде уханья совы и стрёкота цикад переполняют открывающую альбом “Шлоф-Шлоф”, исполненную на интересном и диковинном языке идиш, и меня эта вещь просто очаровала. Мир, покой и потусторонняя сказочная размеренность нисходят в душу, когда слушаешь эту тихую полночную вещь, и мир начинает восприниматься чуть иначе: чуть ярче, чуть контрастнее, чуть добрее, чуть прекраснее. И сильно непривычнее. Что-то очень ритуальное, напоминающее песни-наговоры Hagalaz’ Runedance и других подобных групп слышится в этой песне, но ритуалы здесь исключительно добрые, светлые и любящие.

Влекущая порывистая “Спи, дитя моё” прекрасна и восхитительна, а её неспешные куплеты изумительно дополняются чарующим, словно распираемым изнутри переменчивыми восточными ветрами припевом, где тревога, покой, радость и горечь кажутся разными гранями единой и неделимой эмоции, в то время как слегка игривая и вновь так напоминающая по стилю творчество Иллет “Окунь с бородой” привносит на альбом интонации, свойственные каламбурам группы Мыс Луны, а вкрадчивая полупотусторонняя вещь под названием “А я что-то знаю” стала для меня ещё одной абсолютно любимой на пластинке, напомнив камлания Рады & Терновник:

“А я что-то знаю, а я что-то знаю,

А я что-то знаю - знаю и пою.

Среди тёмных веток щёлочка сквозная,

Взглянешь и увидишь звёздочку свою.”

(c) Евгения Славина – “А я что-то знаю”

Четыре первые композиции с альбома это подлинные жемчужины жанра, и они действительно воспринимаются очень живо, разнообразно и выгодно, ну а дальше всё тоже очень даже неплохо, но чуть более фоново и дремотно. “Всё по тебе видит” как будто звучит из сумрачного царства Аида, где всё замерло и застыло в последнем цепенеющем сне навсегда, “Птица-черепаха” хоть и нежна, и трогательна, но точно так же призрачно-отстранённа, а “Смертная колыбельная” насквозь пронизана каким-то шаманским минимализмом пополам с намёками на арт-рок и традиционными фольклорными мотивами с неожиданно инфернальным текстом.

Очень традиционная и чуть ли не академическая (если так и в таких категориях вообще можно говорить о колыбельных) “Сон приходит на порог” напоминает чуть замедленный вариант песни-заставки из программы “Спокойной ночи, малыши” и вводит в звуковую палитру альбома эпизодический мужской вокал, почти джазовые “Спит Земля” и “Как на зорьке” точно так же вызывают в памяти старые добрые советские песенные традиции, что очень здорово, приятно и кстати, а джазовые проигрыши в таком необычном “колыбельном” контексте просто фантастичны и превосходны.

Украиноязычная “Ой, ходит сон” игрива и способна вызвать неподдельную улыбку симпатии своими добрыми каламбурами и специфическим цыганским настроем, а в финальном треке “О чём говорят колыбельные” Евгения расставляет все точки над “й” и рассказывает о колыбельных, о работе над альбомом и о том, почему “Смертная колыбельная” вышла такой страшной и мрачной, “Шлоф-шлоф” такой непонятной, а CD в целом таким разноликим, противоречивым и непредсказуемым. Единственный недостаток во всём это – количество (мало), но, судя по всему, самой Евгении опыт создания такого концептуально выдержанного альбома понравился, и вторая часть уже где-то не за горами или, по крайней мере, в проекте.

До того чтобы стать отечественной Эньей Евгения не дотягивает совсем чуть-чуть, а балансировать на грани нежности Ophelia’s Dream и холодной звёздной высоты Arcana с узнаваемыми интонациями отечественных менестрелей-толкиенистов у неё получается очень интересно, приятно, а порой и неожиданно. Альбом разнообразен, но одинаково спокоен, глубок и мистичен, и тот, кто знает и котирует Раду Анчевскую, Иллет и Мыс Луны (то есть музыку душевную, мистическую, но техничную, артовую и филологически выверенную), наверняка не будет разочарован.

Не уверен, что такие вещи как “Смертная колыбельная” способны расслаблять и делать мир добрее (если петь такое с подобной целью, то только заклятому врагу, который фанатеет по дэт-металлу), но основательность, серьёзное отношение к своему делу и фундаментальный подход исполнительницы поистине подкупают и заставляют воспринимать её творчество всерьёз. Я давно с интересом присматривался к колыбельным, сравнивая и оценивая эксперименты в данном направлении разных музыкантов, и рецензируемый диск действительно стал ответом на мои долгие искания и немало вдохновил.

Альбом на сайте лейбла: http://sketismusic.ru/catalog/evgenia-slavina-lullabi..
Купить CD в интернет-магазине Sketis Music: https://shop.sketismusic.ru/evgenia-slavina-lullabies..
iTunes – https://music.apple.com/ru/album/колыбельные-по-разны..
Яндекс Музыка – https://music.yandex.ru/album/9573450
VK – https://vk.com/music/album/-9343884_81862386
Spotify – https://open.spotify.com/album/27HOL4NGljZ7g0Ge3Pm0EH
Google Play – https://play.google.com/store/music/album
Deezer – http://www.deezer.com/album/125511502
Amazon – https://www.amazon.com/Колыбельные-разным-поводам-Евг..
Bandcamp – https://sketismusic.bandcamp.com/album/evgenia-slavin..

Рецензия на альбом группы Horband "My Kind Of Love"

24-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Horband – это современная инкарнация коллектива, который в 2015 году выпустил альбом “Чопперы” и во главе которого по-прежнему стоит талантливый музыкант, вокалист и писатель Илья Хороших. Обновив и осовременив название, Илья сделал корректировку и в плане языка исполнения песен, по большей части перейдя с великого и могучего на международный английский, в остальном же перед нами всё тот же свободолюбивый жёсткий блюз на грани с винтажным хард-роком. Запись проводилась не по отдельности в случае с каждым инструментом, а сразу и одновременно, “в реальном времени”, что позволило ещё в большей степени приблизиться к олдскульным рок-н-ролльным идеалам 70-х и 80-х и создать CD, который соответствует духу и пульсу той эпохи, когда закаты были ярче, водка не была пресной, а жизнь казалась одним бесконечным приключением.

Блюзовые гармонии, такая же блюзовая тоска и отвязная рок-н-ролльная задиристость в равных количествах присутствуют в открывающей диск “Change Direction”, и эта разухабистая вещь задаёт тон всему альбому. Коктейль из Hawkind, Сьюзи Кватро, Guns’n’Roses и Motorhead в исполнении Horband звучит ностальгически, но не архаично. Это определённо в большей степени блюз, чем рок, хард-рок или тем более метал, и даже звук у команды соответствующий - винтажный, тёплый, крошащийся наждачкой дисторшна и невероятно эмоциональный, а песни в целом получаются у авторов очень объёмными, образными и литературными. Когда слушаешь “My Kind Of Love”, возникает чувство, что смотришь фильм или читаешь книгу, настолько всё, о чём поют эти суровые романтики, детально предстаёт перед глазами и завладевает сознанием. Эффект присутствия – это определённо сильная сторона группы, и Horband с удовольствием пользуются своим козырем.

Не удивительно, что вторая вещь под названием “Ugly Chair” всё продолжает в том же духе, а в целом отличий у нынешнего релиза от дебютного лонгплея команды, вышедшего почти пять лет назад, минимум – Илья Хороших и его подопечные исполняют всё тот же угловатый блюзовый буги-вуги, насквозь пропитанный моторным маслом, соляркой, гитарными фузами, сигаретным дымом и порохом, и здесь всё так же нет прохода от призрачных образов неуёмной ностальгии и биполярных противоположностей-полярностей. Кажется, что лирический герой всё так же блуждает по своему подсознанию, не в силах разобраться, что ему по-настоящему близко, что радует его, а что печалит, и в этой череде воспоминаний о боли, радости, любви и одиночестве он по-прежнему один и гордо несёт этот флаг одинокого степного волка, не желая отказываться от него ради уютного, но такого пресного домашнего уюта.

Многие слушатели уже отметили такие новые вещи Horband как “Будуар”, и хотя отрицать то, что у этого сингла действительно не наблюдается недостатка в специфической перчёной харизме не представляется возможным, лично мне больше по душе более разнообразные, неспешные и глубокомысленные “Only God Knows Where”, “My Kind Of Love” и “Дороги Вверх”. Интересно то, что в целом мне новое англоязычное амплуа команды понравилось намного больше их простоватых русскоязычных откровений, но завершающая пластинку “Дороги Вверх” в плане лирики очень даже неплоха и довольно сильно отличается от всех других попавших на альбом композиций, как русскоязычных так и англоязычных. Вероятно, именно в силу этой изящной поэтичности данный трек и был “забанен” авторами, оказавшись на бонусных задворках компакта, однако автору этих строк именно такая утончённая вариация Horband ближе и милее (и наверняка не мне одному. Если бы ганзы исполняли только “Welcome To The Jungle”, вряд ли бы они добились таких высот и такого признания, которые принёс им “November Rain”).

В наших широтах подобный микс раньше исполняли Jocker, Young Guns, ЛиДер и отчасти Э.В.М. с E.S.T., и сегодняшние Horband не стремятся быть современными и актуальными, идти в ногу со временем, а наоборот с головой уходят в ковбойскую ностальгию по кольтам, косухам, вестернам, мотоциклам, крепким алкогольным градусам и дорожной романтике, нисколько не заботясь о том, какой год на календаре и что рекламируют и навязывают своим пользователям менеджеры социальных сетей. Нарочито небрежные риффы, такой же небрежный вокальный стиль и максимально приближенные к реальным жизненным диалогам тексты своими объединёнными усилиями стараются создать у слушателя ощущение присутствия на дымном дорожном привале или в прокуренном баре, где всё естественно и просто, а жизнь кажется простой и понятной, и даже извечная блюзовая тоска скорее радует, чем тревожит и бередит раны.

Альбом разнообразен, на нём нашлось место и для лиричных баллад (“Freeway Ballad”, “Дороги Вверх”), и для глубокомысленных инструменталов (“Dedication”), и для умеренных среднетемповых вещей (“Only God Knows Where”, “Ugly Chair”), а вот русскоязычных композиций на пластинке всего треть (четыре из двенадцати, и одна из них позиционируется как бонус-трек). Минимум изящества, максимум грубых ковбойских штучек и смачных дорожных фишек – это и есть “My Kind Of Love”, и если верить тем, кто говорит, что даже безумная любовь проходит, но любовь безумцев – никогда, можно назвать этот диск квинтэссенцией как раз такой вот любви безумцев - любви к виски и неприкаянной жизни байкеров-кочевников. Ну а если вам по душе все эти дорожные радости вечных бродяг и эстетика таких фильмов как “Беспечный ездок”, творчество Horband наверняка зайдёт на “ура” и будет радовать долго и на всю катушку.

Рецензия на альбом one-man-проекта Дом Вдовы "Gomert Kailoeth"

22-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Самый жуткий и таинственный проект отечественной эмбиент-сцены вновь показался из своего сырого убежища и показался не просто так, а с тем, чтобы представить свой новый диск. Не знаю, в чём тут причина, но активность коллектива приходится по большей части на студёные зимние месяцы, и когда за окном вовсю завевает вьюга и метёт метель, к нам с вами в дом как правило стучатся вести о том, что у Дома Вдовы случился очередной злой и промозглый релиз. После несколько нетрадиционного для коллектива по тематике и звучанию сингла “Nosferatu”, который увидел свет без малого год назад, в феврале 2019 года, сейчас перед нами вновь страшная колдовская эпопея, которую вот уже столько лет и столько дисков кряду ведёт Константин Вдоветский в рамках своего леденящего кровь one-man-состава, столь симпатизирующий полночной ведьминской тематике, то есть всё как всегда и всё в своих же лучших традициях.

Уже с первых звуков открывающей пластинку “Malediction” вы с головой окунётесь (или, скорее, вас окунут) в мир порчи, сглаза, колдовских ритуалов, отвратительной трущобной антисанитарии и векового лесного мракобесия. Ведьмы, лешие, домовые, утопленницы и прочая лесная и домашняя нежить вальсирует под звуки “Gomert Kailoeth” стройными хороводами и с явным нескрываемым удовольствием, а сумрачные деревенские колдуны-отшельники знай себе творят своё злое лиходейство, пакостят простым, ни в чём не повинным людям, портят скот и выжигают посевы наговорами и заклинаниями. Здесь действуют иные законы, да и люди мало похожи на современных горожан, окончательно запутавшись в паутине страха, подозрений и тёмной средневековой мнительности.

Давно замечено, что мы все стремимся к тому, чего не знаем, к тому, что будет противоположно нашему уютному городскому комфорту, толкотне в метро и тотальной загазованности мегаполисов – наверняка, именно об этом думали создатели мультипликационной мыльной оперы про Простоквашино, и именно на это упирает с самого начала своего существования Дом Вдовы, во треках которого нас ждёт мир радикальной атехнологичности и несовременности, где о смартфонах и айподах слыхом не слыхивали, а все свои проблемы привыкли решать с помощью вбитых в половицы гвоздей, наговорённых гостинцев и других страшных чудес чёрной магии. Рациональное здесь не жалуют, а происходит всё словно в ужасном нескончаемом кошмаре, когда нереальное скалится на тебя с почерневших старых картин со всей своей обнажённой очевидностью.

Тягучая кромешная атмосфера, эпизодические восклицания, страшные нечеловеческие голоса, доносящиеся словно с того света обрывки разговоров и пугающие шорохи-стуки по-прежнему составляют основу творческой инспирации проекта, и каких-то кардинальных перемен здесь вряд ли стоит и можно ждать. Всё это хоррор и хоррор предельно экзистенциальный, жизненный, аутентичный, а отдаваясь на волю звуковым колебаниям новейшего шеститрекового лонгплея Дома Вдовы, вы по умолчанию соглашаетесь с тем, что вас будут пугать, стращать, терроризировать неожиданными шумовыми вибрациями и лязгом-хрипом-стоном-плачем ровно до тех пор, пока вам не станет по-настоящему жутко и не захочется бежать из этой страшной вымершей деревни куда глаза глядят, сверкая пятками и прочими уцелевшими частями тела.

Всхлипы-стенания “Malediction” сменяются криками, инфернальными взрыками и экстатическими восклицаниями “Circle Of Homa”, которые декламируются с подлинным потусторонним драматизмом, затем наступает черёд исповеди домового в “Hiссuр”; куда-то глубоко в заповедные леса уводит нас звенящая цепями и шелестящая ветрами “Murmur Of Burial Pits”, а завершается всё самой фоновой и собственно эмбиентной, но названной очень поэтично и более всего располагающей к глубокомысленным раздумьям и размышлениям о тщете всего сущего и неизведанности человеческой природы “My Grave Is Filled With Water”. Все треки чётко подведены под единый знаменатель и каких-то особых всплесков потусторонней активности здесь нет, однако слушать такое вечерней порой без света будет очень даже волнительно.

Стабильность и постоянство – признак мастерства, особенно при том, что о предсказуемости в данном случае говорить не приходится, да и какая может быть предсказуемость, если ты заперт один в чёрной избе посреди дремучего леса, со стен на тебя ухмыляются выцветшие фото, а в сенях что-то страшно скребётся и ухает, от чего волосы у тебя на голове сами собой начинают шевелиться. Я не случайно упомянул только что о мастерстве – в своей жанровой нише Дом Вдовы действительно добился немалых и впечатляющих успехов. Каждый новый релиз Дома Вдовы является продолжением предыдущего и воспринимается как некая онлайн-трансляция из мира духов, упырей, неупокоенных душ и нелюдимых сельских некромантов. В XIX веке на данной стезе немалых успехов добился Н.В.Гоголь, а сейчас ведать тёмным фольклором и нести его в массы вознамерился Константин Вдоветский со своим проектом. Вот такая жутковатая, но очень художественная и впечатляющая преемственность. Занятно и достойно внимания.

Рецензия на альбом группы Tyler Durdenn "Сны Самоубийц"

13-01-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Депрессивный декаденствующий рок может быть разным: это может быть что-то в духе Агаты Кристи и Deform или что-то в традициях The Cure, а может и вовсе близкое к готик-металлу Sentenced. Начинающая поэтическая группа Tyler Durdenn как будто вбирает в себя элементы всех упомянутых выше групп и на своём дебютном лонгплее даже стремится выйти ещё дальше за границы очерченного мной спектра. Их кредо – мрачные, суицидальные истории с привкусом гротеска и холодной полночной готики, а чисто музыкально они всё ещё находятся на рок-берегах, но не чураются жёстких и прямолинейных риффов, отдающих меланхолией упоминавшихся уже выше Sentenced и вплотную примыкающих к ним Gloom, Cayne и Charon.

Уже в открывающей альбом “Души не сгорают” нас встречает довольно впечатляющий и атмосферный инструментал поверх которого с удовольствием накладываются болезненные вокализы в традициях братьев Самойловых. Гитары утяжеляются во второй вещи под названием “Тихий Холм”, откуда-то издалека появляются синтезаторные колокольчики и какие-то полуиндустриальные ритмы, а вокал и смены ритма и настроений становятся ещё более неожиданными, непредсказуемыми и шизофреничными. Временами голос вокалиста срывается на скрим и крик, временами почти рычит, и всё это в совокупности образует странноватый психоделический калейдоскоп, в котором на троне восседают безудержные противоречивые эмоции, а удерживать их никто не думает и не собирается.

Зря в начале нулевых эмо и готы спорили друг с другом и тянули одеяло в разные стороны – если бы они послушали Tyler Durdenn, им тут же стало бы ясно, что никаких противоречий между мрачной эстетикой и инфантильной эмоциональностью нет. Надрывная тяжёлая баллада “Навсегда” сменяется сначала размытыми, а затем ритмичными и чеканящими всполохами визионерской медитации “Война”, затем настаёт черёд контрастной маниакально-депрессивной апатии “Эпохи Переворота”, а в треке “Корабль” слышится чуть больше классической Агаты Кристи пополам с какой-то шаманской психоделикой, в то время как абстрактные провалы и зияющие пустоты “Крыльев бабочки” одновременно пугают и чаруют, а настойчивые электронные софиты “Тумана” звучат как футуристическая дискотека.

Нежная, почти романтичная баллада “Ты Одна” привносит на пластинку более человеческие и сострадательные мотивы, напоминая о том, что готы и эмо любят не только кладбища и готические соборы, но и уютные домашние вечера при свечах, а следующая за ней “Цветы” продолжает пластинку на такой же вкрадчивой и мечтательной ноте, ещё глубже погружая слушателей в эйфорию “объятий греха”. Эмоциональные и жанровые перехлёсты на альбоме действуют по принципу лёд и пламень, то бросаясь в гущу интеллектуальных софизмов, то наоборот, словно отбрасывая всякое рацио и отдаваясь на волю всепобеждающей магии чувств и велений сердца. Наверное именно так и должно звучать старое доброе маниакально-депрессивное расстройство в стиле “рок”, и Tyler Durdenn с удовольствием действуют в этом ключе.

Пламенно-ледяная “Колыбельная” снова упоительно играет противоположностями и контрастами, удивляя воображение смелыми образами и неожиданными сравнениями, гитары рычат, ударные отчаянно месят землю нетерпеливыми копытами, но вокалист на волне своей поэтической экзальтации очень мало внимания обращает на этот шторм и смерч инструментала и продолжает скандировать на разные голоса свои болезненные откровения. Долгожданные и наиболее приятные лично для меня на этом альбоме влияния Sentenced и характерный гитарный звук возвращаются в “Чёрном Дожде”, в коде которого нас ждёт долгий и страшный повествовательный нарратив, а завершается всё треком “Дети Войны”, который звучит как претензия на абстрактный и благодаря этому совершенно универсальный эмбиент-гимн.

Tyler Durdenn это тоже определённо “дети Агаты”, как окрестил группы, следующие в русле творчества братьев Самойловых Игорь Хайлук из проекта Тень Моего Эссе, но в отличие от той же Тени Моего Эссе, Kontush или Стимфонии “Сны Самоубийц” звучат более жёстко и по-металлически, то напоминая по атмосфере сентедовские “Down”, “Frozen” и “Cold White Light”, то срываясь куда-то в авангард. Альбом у коллектива вышел настолько разноликим и эклектичным, что напоминает скорее сборник песен разных групп, чем работу одного музыкального коллектива. Сложно сказать, какая из музыкальных личин больше всего идёт Tyler Durdenn – наверняка у каждого слушателя будут свои личные фавориты и свои ориентиры в этом плане, ну а я, стараясь быть максимально объективным, констатирую, что все они интересны и заслуживают внимания.

Конечно, “Сны Самоубийц” это эксперимент и как любые сны любого потенциального самоубийцы они разнятся, порой полностью противореча друг другу, отменяя друг друга и всеми силами стараясь перекричать, перекрыть, растворить образы своих собратьев, чтобы остаться единственной, последней и доминирующей реальностью в сознании пробудившегося от сна человека. От иррационального и нереального и от безумного и чудовищного (а чудовища, как известно, больше всего любят обитать в снах и мечтах) до возвышенного, великого, вечного и прекрасного – рецензируемый альбом балансирует между двух взаимоисключающих и противоборствующих пропастей, заглядывает поочерёдно то в одну, то в другую, но принять и окончательно раствориться ни в одной из них не может и не хочет.

Давно стало общим местом и быть может даже традицией что мы оцениваем русскоязычные рок-альбомы с точки зрения их текстов, которые воспринимаются не просто как “текст” и “лирика”, но как большая поэзия, “поэтическое слово” и вообще чуть ли не драматургия, и я могу сказать, что Tyler Durdenn и его лидер, скрывающийся за диковинным псевдонимом Burials Moon могут быть весьма интересны и поэтичны. До точности и образности Шклярского или до истерической смелости Самойловых он пока ещё не доходит, но явно намеревается и догнать, и перегнать, и затмить. В “Снах Самоубийц” есть немало отличных строчек и цепляющих образов, а его непредсказуемость и нервная, изломанная, какая-то дёрганная непоследовательность и непостоянство неплохо помогают ему удерживать внимание слушателя, не давая потенциальной аудио-жертве отвлекаться. Ну что же, вполне себе вариант и решение. И для дебюта очень даже хорошо.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 1 за 2020 год

Показать ещё