ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы Белуга "Белый шум"

30-12-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Группа Белуга и её творчество - это один из самых разнообразных и примечательных вариантов современного приальтернативненного хард-рока, который только бывает и может быть, и последние синглы команды очень явно и однозначно свидетельствовали в пользу данного тезиса. Опытные музыканты, харизматичная вокалистка, интересные тексты, свобода в обращении с риффами и рифмами - собственно что ещё нужно, если вам вдруг захотелось забористой и в меру тяжёлой музыки с женским вокалом, и, переходя от сингла к синглу, участники этого состава показывали разные грани и возможности своих творческих амбиций.

А затем музыканты Белуги, за плечами у которых до создания команды уже было пару разных музыкальных формирований, решили, что не стоит пропадать материалу, над которым они работали до того как на воду была спущена и отправлена в большое плавание Белуга, и таким образом запустили череду переработок и переосмыслений, очередной ласточкой которых как раз и стал попавший к нам сейчас “Белый шум”. Все мы любим дни рождения и шумные вечеринки по данному поводу, а у попавшей к нам сегодня на огонёк песни сейчас уже второй день рождения, и, поверьте, все кайфы и радости по этому случаю тоже будут умножены и усилены на два.

Больше фанка, больше альтернативы, больше расслабленности, меньше прямолинейного харда - именно так можно описать их свежайшее переработанное творение, и фронтвумен Белуги мастерски справилась с задачей перекрашивания старых идей под новые паруса. Я слышал “Белый шум” в его первой и изначальной версии, и сейчас могу сказать, что песня с новым текстом и новым вокалом изменилась практически до неузнаваемости. Совсем другая атмосфера, по-другому расставленные смысловые и лирические акценты, другая эмоциональная окраска, а в итоге совершенно другие мысли и впечатления по ходу прослушивания.

“Белый шум” показывает нам, что Белуга способна быть разной и непредсказуемой, но одинаково эмоциональной, вдохновенное и страстной. Их рок на перегруженных дисторшном гитарах не имеет недостатка в сильных и ревущих эмоциях, но помимо них, обладает ещё и серьёзной долей обходительной нежности и лампового тепла. И новейший трек как раз убедительно демонстрирует умение группы играть на контрасте жёстких гитарных атак и лиричных акустических интерлюдий и, пожалуй, именно благодаря такому контрасту их актуальная работа воспринимается так яростно, однозначно и эффектно.

Наверное, я бы был не я, если бы не привёл в рецензии хотя бы одно сравнение с кем-то из известных западных рок-гигантов, и я действительно как раз хочу сейчас это сделать. Если первые работы Белуги вызывали у меня ассоциации с Phantom Blue, то сейчас окраска их материала слегка изменилась, и мне хочется вспомнить и упомянуть Пэт Бенатар. Отличные мелодии, инструментал самого высокого качества, выдающиеся вокальные данные и повышенное свободолюбие абсолютно во всём, что касается творчества, сделали из неё знаковую и великую певицу, и Белуга сейчас идёт по той же самой тропе, но с поправкой на разворачивающиеся за окном современные реалии.

Конечно, можно было бы сравнить их с Paramore, Lafee, The Pretty Reckless или ещё с кем-то из современных, ярких и пребывающих у всех на устах исполнителей, но сдаётся мне, потенциал и выдержка у Белуги и у “Белого шума” всё-таки куда основательнее и серьёзнее, а потому пусть уж будет эта любимица большинства мыслящих рокеров и металлистов со стажем, блиставшая и покорявшая рок-подмостки в 80-х. Ну а если вам всё-таки ближе современные аналогии, то можете взять рандомно с десяток своих самых любимых групп с женским вокалом и умножить их сыгранность, эмоциональность и изобретательность на два или на три. Почти уверен, что не ошибётесь.

У участников Белуги и у их вокалистки хороший вкус во всём, что касается слов, нот, мелодий и их сочетаний, а потому и рекомендовать то, что они делают, можно не только всеядным и ставящим превыше всего хайп и внешний блеск тинейджерам, но и умудренным сединами и выпитыми литрами ветеранам рок-металлических страстей. Признаюсь, в своё время я далеко не сразу въехал в поздние диски Пэт Бенатар и смог принять её эксперименты со звуком и нехарактерными для харда инструментами, но литры опыта всё-таки не прошли даром, и Белуга теперь стала для меня большой находкой и радостным открытием, сразу же раскрывшись во всём своём нестандартном и экспериментальном лоске.

Такой техничный и не обременённый шаблонами рок трудно не полюбить, и хотя для того чтобы распробовать его во всей его глубине и великолепии, нужен определённый культурный бэкграунд и слушательский опыт, результат в виде полученного от трека аудиофильского наслаждения поистине стоит затраченных усилий. Так классический хард-рок развивается, эволюционирует, мимикрирует и, обращаясь за вдохновением к образцам современного радиоформатного русского рока, выдаёт в итоге своим слушателям нечто новое, убедительное и вобравшее в себя характерные черты старого, нового, вечного, модного и стремящегося за хайпом. И выходит круто.

Рецензия на сингл и клип группы BEASTIES "АРТК"

30-12-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Все мы знаем, что такое индустриальный шансон и что такое днём работать на заводе, а по вечерам отдавать своё время и оставшиеся силы творчеству и любимой музыке (вспомнить хотя бы Nakka, их колоритную вокалистку и альбомы, проникнутые заводской эстетикой), но всё всегда можно вывести на новый уровень, усилить, стильно обыграть и ещё прикрутить сбоку большой и глобальный смысл. Вы сомневаетесь? В таком случае, перед вами зримое и почти осязаемое доказательство моих слов в виде дебютного трека и сопутствующего ему видеоролика от совершенно новой группы, который наверняка впечатлит вас так, что вы тут же запишите Beasties в список любимых групп и добавите “APTK” в плейлист.

А всё дело в том, что у Beasties получился отличный номер в духе хэллоуина для взрослых. Тяжкая, гнетущая, но не лишённая ироничности и гротеска атмосфера, первоклассная работа оператора и режиссёра, недюжинные актёрские способности героев клипа, масса колоритных сцен и запоминающихся ракурсов - в данном случае это только вершина айсберга, а сразу же за ней мы видим достаточно интересный текст и (внимание!) по-настоящему глубокий посыл, в котором нет ничего случайного или поверхностного. Я скажу даже больше: когда до сознания доходит величина и масштабность идеи со всеми её нюансами, просто тихо сползаешь на пол, а мозг в это время лихорадочно выстраивает новые причинно-следственные связи и цепочки.

Кстати, похожая ситуация у меня была лет пятнадцать назад с одним из моих любимейших на протяжении уже очень долгого времени фильмов, а именно с “Лемони Сникетт или 33 несчастья”. Когда я начинал смотреть его в первый раз, то был настроен откровенно скептически, скучал, зевал по сторонам и совершенно не думал, что увижу хоть что-нибудь заслуживающее внимания и доброго слова, однако где-то на середине поймал себя на мысли, что смотрю кино с отвалившейся челюстью и не могу отвести глаз от экрана. Это было интересно, свежо, глубоко и с невероятным коктейлем горечи, фантазии, юмора, радости и реальности, а где-то за сюжетом, за игрой актёров и за ужимками Джима Керри спокойненько лежал и ждал своего часа большой и глобальный месседж.

И примерно то же самое ждёт нас с вами и в видео-варианте “APTK”. Никогда бы не подумал, что у Deathsquad и ScaryON есть и может быть что-то общее, но, как оказалось, реальность действительно непредсказуемее всех наших самых смелых ожиданий. Колоритные братья-бородачи (сразу вспоминается тот еврейский мем: “бери конфетку, угощайся… бери сколько хочешь… хоть две”), разнообразие, особый хоррор-колорит и жестокая хардкор-реалистичность великолепно дополняют друг друга и на выходе мы имеем ядерный коктейль, который оставляет специфичное, но однозначно приятное впечатление с явными нотками живой и по-настоящему креативной работы, которая способна задеть за живое своей искренностью и нешаблонностью.

И по звучанию всё это действительно напоминает андеграундный шансон. Приглушённые нашёптывания на фоне чуть ускоренного бита в духе тиаматовского “Sixshooter” гипнотизируют и завораживают не хуже маятника в кабинете у мозгоправа, и в сочетании с видеорядом всё это работает ещё на порядок сильнее. А вот ограничивающий стикер в +18 налеплен на клип и трек не случайно - здесь действительно достаточно много нецензурной лексики и достаточно леденящих кадров (я же говорил, что вас ждёт хэллоуин для тех, кто уже не верит в Санту и Деда Мороза), а потому уж не обессудьте - всё будет по-настоящему или почти по-настоящему, а потому ваш адреналин действительно скорее всего побежит по венам сегодня чуть быстрее.

Режиссёр и сценарист Дмитрий Конов (MIMIKO, Пламень, невидимка) смог великолепно уловить идеи ребят и их индустриальные отсылки к Александру Блоку, а затем с помощью игры света и тени показал всё в самом предельном и выгодном ключе. Конечно, это фантастика и гротеск, в клипе очень много нарочитого и комиксно-карикатурного, но именно в силу этой особенности он так и цепляет. Атмосфера “Города грехов” была аккуратно адаптирована к российским реалиям родного для участников дуэта Копейска (Челябинская область), и получился редкий, впечатляющий и практически кинематографический экспириенс. А когда “APTK” заканчивается, начинаешь думать и понимать, что по его мотивам было бы очень неплохо снять настоящий полнометражный фильм - забыть героев ролика и перестать переживать их злоключениям действительно совсем не просто.

Ну а что же глубокий смысл и месседж, способный капитально изменить наше с вами представление о реальности, спросите вы. А вот теперь как раз о нём. Всё это снято и записано не просто так, не корысти ради и даже не пьянства и здоровья для, а с огромным и жгучим намерением напомнить своим слушателям об опасности наркотических средств и бесконтрольного употребления лекарственных препаратов. Скучно, пресно и нравоучительно? А вот и нет, и даже ничуть не бывало! “APTK” - это один из лучших видов социальной рекламы, который мне доводилось в последнее время видеть, и это действительно может и, я думаю, даже обязательно должно работать.

Клип красочно и иллюстративно показывает трагичность исхода злоупотребления опасными веществами, и ещё у него есть интересное и даже удивительное качество. После просмотра что-то переключается в сознании, и на некоторые вещи начинаешь смотреть действительно как будто с несколько другой точки зрения. Пожалуй, это одно из лучших игровых видео в нынешнем году, снят и поставлен ролик просто великолепно, и я с удовольствием рекомендую его вам к просмотру, попутно напоминая уже чисто от себя: ребята, сказка ложь, да в ней намёк, не играйте с огнём, и цените жизнь. Смотреть клипы и слушать песни про ужасы и смерть намного лучше, чем жить в кошмарах и умирать. А Beasties обязательно стоит взять на заметку и не пропустить их следующую работу.

Рецензия на альбом группы SICKERA "The Sun Of New Hope"

30-12-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У этих столичных хэви-металлистов очень необычная для своего жанра визуальная составляющая релизов, и это бросается в глаза буквально сразу же и создаёт определённый, достаточно специфический настрой по поводу их творчества, что говорится, на автомате и задолго до того, как вы успеете приобщиться к звукам и буквам, составляющим их англоязычные и, надо сказать, действительно весьма претенциозные треки. Посмотрите на обложку их сингла “Swings” или на конверт сингла “Winds Of Freedom”, обратите внимание на арт рецензируемого сейчас “The Sun Of New Hope”, наконец, и вы поймёте, о чём я говорю. Никаких воинов металла, монстров, героев, страшных чудищ и тому подобных персонажей, привычно избираемых метал-группами в качестве своих маскотов у Sickera нет, и мне такая нешаблонность очень даже импонирует.

Сразу вспоминаются Siren с их “No Place Like Home” и многие другие титаны интеллектуального хэви-метал, а когда узнаёшь, что у микрофона этого столичного коллектива гуру нижегородского тяжеляка Александр Пупликов, известный нам по Антарес и Van Stalin, которого я как-то, помнится, даже сравнивал со Стивом Харрисом и даже с Брюсом Дикинсоном, интерес к Sickera возрастает ещё в разы и в разы. Издающий работы проекта с самого начала их существования лейбл Guitar Flame Records уже своим названием намекает на то, что на альбоме нас ждёт грамотная гитарная работа, и к прослушиванию компакта действительно подходишь уже в полнейшем воодушевлении и в предвкушении больших и огромных чудес, о существовании которых в данном месте и в данное время буквально трубит и кричит тебе интуиция, а вместе с ней и все сопутствующие признаки попавшего к нам на рецензирование релиза.

И чудеса случаются. Формально оставаясь в русле традиционного хэви-металла 80-х, Sickera на своём втором полноформатнике старательно расширяют и как будто взрывают изнутри границы любимого жанра, и это им вполне удаётся. Переходя от трека к треку по ходу прослушивания “The Sun Of New Hope”, я не переставал удивляться и ловить себя на мысли, что звучат эти ребята действительно пронзительно и свежо, а ухо от их песен не устаёт, не замыливается и не начинает отвлекаться на посторонние звуки и явления, каждый раз натыкаясь на какой-нибудь новый сюрприз в каждом из последующих номеров с пластинки. Шутка ли: практически ничего общего с Арией и Iron Maiden, но перед нами по-прежнему отечественная группа и отечественный хард-н-хэви! (а если вы посмотрите их свежий клип на трек под названием “Swings”, то поймёте, что с чувством юмора у ребят полный порядок, и при всей своей серьёзности они не чужды самоиронии).

Подобные группы и альбомы мне доводилось встречать ещё с начала 90-х, и каждый раз для меня это был очень радостный и особенный момент. Взять хоть Reactor с их “Farewell To Reality” или Excess с их “Melting Point”, такое интеллектуальное и нешаблонное отношение к жанру стабильно радовало и восхищало меня, а команды, следовавшие по такому креативному пути, надолго застревали в сознании и в недрах музыкального центра. И, кстати, по большому счёту то, что делают сейчас Sickera, можно генеалогически возвести к творчеству американской группы Savatage, которая в поздний период своего творчества предлагала своим слушателям как раз такие смелые и нестандартные эксперименты. Не настолько радикально как саватейджевцы на “Dead Winter Dead”, но весьма близко к их концепциям времён “Poets And Madmen” или “Streets. A Rock Opera”, Sickera развивают свою музыкально-лирическую вселенную, и это впечатляет.

То, что не получалось на “Strange And Beautiful” у Crimson Glory и выходило достаточно сомнительным у поздних Queensryche и Fates Warning, Sickera легко и весело воплощают на своём актуальном альбоме. Они органичны, мелодичны и естественны, баллады у них душевны и лиричны, а заезженных клише и избитых шаблонов в их риффах и вокальных партиях вы практически не услышите. Что тут сказать, пожалуй, более убедительной и живой интерпретации идей классического хэви-металла в уходящем году мне слышать не доводилось. Я люблю и ценю олдовые хэви-метал-трафареты и до сих пор с удовольствием слушаю, как их играют и переигрывают группы вроде KK Priest, но всё-таки Sickera мне ближе и приятнее. На “The Sun Of New Hope” достаточно отсылок к классическим метал-коллективам, но их финальный продукт всё равно воспринимается как-то иначе. Тот же самый слон, но вид сбоку. А это уже интересно.

Рецензия на альбом группы Zона Покоя "Я не готов"

29-12-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Все мы знаем, что есть где-то далеко на бескрайнем российском севере город Барнаул, что он находится где-то за Новосибирском и снега там лютые и прекрасные, однако музыкальные ритмы из этого города доходят до нас далеко не так часто. Молодые хардовики из Zоны Покоя намерены изменить данную ситуацию и представляют сейчас по данному случаю свой дебютный шеститрековый альбом, на котором постарались представить всем интересующимся весь спектр своих стилистических возможностей и музыкальных ориентиров.

Музыкальная вера участников группы - это достаточно шумный и агрессивный хард-рок в духе Skid Row и Skew Siskin, то есть всё, что было сильно позже Deep Purple и Led Zeppelin, но ещё не сорвалось в хэви-метал и не облачилось в шипы. Они умеют и любят поддать жару педалью дисторшна и ручкой громкости, а также весьма симпатизируют перегруженным гитарам и заливистым соло; их гитары рычат, ритм-секция беснуется, не желая отставать, а вот вокал здесь вполне приличный и “человеческий”, да и темы песен тоже повседневные, понятные и взрослые.

Несмотря на достаточно скромную длительность, их диск разнообразен и достаточно непредсказуем. Здесь и уверенный хард (“Пепел”), и забористый хард-н-хэви (“Всё начать сначала”), и почти фанк (“Мой город”), и акустический кухонный минимализм (“Я не готов”, “Заря”) и ещё достаточно прямолинейная и безапелляционная лирика, которую так любят суровые бородачи в растянутых свитерах (“А может всё начать сначала и старых ран не бередить, и чтобы песня зазвучала, снова выпить и налить” в треке “Всё начать сначала” это реально просто шедевр подобного разговорно-афористичного жанра).

Ну а гвоздём альбома стала фит-композиция с Артуром Беркутом “В сердце моём огонь”. Это проникновенная баллада, в которой узнаются отголоски и первой группы Артура, и таких отечественных команд как Саботаж, но звучит этот трек у Zоны Покоя всё равно очень самобытно и по-своему. Не Ария и не Парк Горького, но что-то настолько же свойственное и характерное для утяжелённого отечественного рока, как и все они, но скроенное по своим собственным авторским рецептам и с применением собственных пропорций и сочетаний.

Старый друг лучше новых двух - привыкли повторять мы с детства, и это действительно так. Ну а в плане музыки проверенный конь, который борозды не портит, как правило, действительно оказывается лучше каких-то новых, невразумительных и пытающихся блистать и поражать воображение открытий. “Я не готов” не разочарует приверженцев старой школы, чьи симпатии коренятся в 80-х и 90-х, ну а я могу порекомендовать эту работу тем, кому приглянулись и кого впечатлили Республика Марс, Early Grey, The Right Stones и другие подобные группы из наших широт.

На этом альбоме нет особых достижений и высот, но все треки тут основательны, крепко сбиты, коренасты и звучат по-сибирски доходчиво. “Зачем нам какой-то Flotsam And Jetsam, если есть Схоластика” - обезоруживающе улыбаясь, разводят руками брянские металломаны, и Zона Покоя - это музыкальный экспонат из той же самой оперы и для той же самой целевой категории. На русском, по-русски и для русских, но с риффами и мелодиями в духе бряцающих бутафорией западных рок-идолов. А это значит, что “Я готов” не только нужный и правильный релиз, но и закономерный. Есть спрос - вот и предложение.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N1 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Рецензия на мини-альбом группы Sacral Disfigured "Demo-21"

29-12-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

А ведь были времена, когда свои кассетные записи группы называли просто “Demo”, “Demo-1”, “Demo-2”. “Demo-85”, и это была крутая и благословенная эпоха, когда метал был по-настоящему велик и крут. К счастью, те блаженные деньки по большому счёту до сих пор никуда и не канули, а мы с вами имеем возможность то и дело лицезреть горячие приветы из тех олдовых лет и даже покупать на физических носителях демо молодых, горячих и перспективных групп, которые не просто чтут заветы металлических отцов-зачинателей, но и сами в некотором роде таковыми отцами сейчас являются.

Конечно, далеко не всегда то, что подаётся и позиционируется как техничный дэт, я могу слушать и воспринимаю в качестве такового, и я сейчас даже не про Crrombid Traxorm или какой-нибудь Succubus, а в том числе и про западных гигантов и первопроходцев вроде Misanthrope. Не всё то что быстро, технично и дисгармонично, может с равным на то право претендовать на звание прогрессивного и техничного дэтового металла, однако молодой состав из Твери явно не попадает в данную категорию и делает всё как надо. Они не просто интенсивны, они почти неоклассичны и вдохновенны, словно шекспировский сон в летнюю ночь. Но, само собой разумеется, в стиле technical death metal.

Суровый нрав Sacral Disfigured и их повышенное внимание к зубодробительным риффам напомнили мне классику Nocturnus, а их мечтательные и космические соло - это вообще отдельная песня и отдельная тема для разговора. Даже в своих инструменталах ребята умудряются быть настолько разноплановыми, виртуозными и говорящими, что недостатка вокала совершено не ощущаешь, а следишь за их струнными перекличками, раскрыв рот и позабыв о времени, пространстве и каких-либо других физических константах, а это уже признак мастерства.

А ещё Sacral Disfigured - это редкий случай (и особенно в наше время), когда коллектив, вознамерившийся исполнять техничный дэт-метал, не напоминает группу Death и не старается цитировать Чака Шульдинера. Не смотря на эпизодические вклинивания акустики и моментов, напоминающих фламенко, что можно услышать, например, в треке “A/2 Denial (Instrumental)”, это абсолютно не кажется кивком в сторону “Symbolic” или придерживавшихся того же музыкально-идеологического курса Sieged Mind, а воспринимается как совершенно автономный концепт.

А теперь о недостатках. При всей виртуозности исполнения, интересности сочетаний и похожести отдельных фрагментов с рецензируемого демо на “Полёт шмеля” Римского-Корсакова, в определённых местах некоторых треков с данного релиза (взять хотя бы середину второй композиции) я не мог отделаться от мысли, что техничность здесь на таком уровне, что это уже почти гаммы. Помните о бытовавшем в 80-х термине шрапнель-метал и о разговорах о бездушных нарезателях риффов и соло? Вот кое-где на рецензируемом демо есть призраки тех баталий.

К счастью, подобное в музыкальной вселенной ребят это скорее исключение, и заметить такую схематичность можно только при очень внимательном и дотошном всматривании в их треки, да и то только в инструменталах. В третьей из четырёх вещей появляется вокал, и рубилово имени Sacral Disfigured тут же получает новый дополнительный заряд интенсивности и эмоций. С голосом композиции команды воспринимаются не хуже классических опусов тех же Nocturnus, а при всех очевидных параллелях к ним, не кажутся копией и плагиатом. В голосе их фронтмена есть зверство, есть ярость и боль, есть замедленность и задумчивость, а ещё он великолепно прописан.

В отличие от команд вроде Cranioclast, где нужно было вслушиваться, чтобы приобщиться к вокальным дорожкам, вокальные дела Sacral Disfigured самостоятельно врезаются в уши и тут же завладевают сознанием, вниманием и воображением. И ещё их вокальная составляющая настолько сурова, что её звучание позволяет ещё одним боком отнести ребят к брутал-дэту и грайндкору, однако с передачей нужного настроения и с аудиальной прорисовкой холодного космического ада фронтмен тверских техно-брутальщиков справляется великолепно, и заявленной техничности состава ничуть не вредит, а местами даже способствует.

Четырёхтрековое демо команды оставляет сильное и законченное впечатление и даже обложка не выбивается из общей канвы и не портит их музыкальную идиллию. Они брутальны и виртуозны, быстры и в нужной степени олдскульны, они чтут заветы отцов-основателей выбранного ими жанра, но при этом делают нечто своё. А ещё Sacral Disfigured вдохновляют. Я послушал четыре их трека и мне тут же захотелось переслушать Loudblast, Brutality, Vital Remains, God Dethroned и ещё целую кучу всякого и разного. Участники этого коллектива оставляют ощущение творцов-креаторов из той же лодки что и упомянутые только что забугорные изуверы, а это значит, что дело своё делают они не корысти ради и не подражания для, а всё-таки из любви к искусству и от стремления, по слову Бодлера, выпендриться перед Вечностью.

Хорошая группа, интересное начало и отличное демо в лучших традициях классического техно-дэта. Мои рекомендации и пожелания попутного ветра в адрес авторов данной свистопляски. Хочется верить и надеяться, что дальше у них всё будет больше, чаще, интереснее и интенсивнее, а свой первоначальный задор ребята не растеряют. Думаю, что все любители хорошего гитарного дэта и так уже поняли, что приобрести себе в коллекцию этот компакт нужно обязательно, но я всё-таки добавлю ещё пару слов на ту же самую тему. Перед нами сейчас действительно редкая вещь, аналогов которой не только на нашей, но и забугорной сцене практически нет. Дебютное творение Sacral Disfigured - это практически дэт-симфония без каких-либо симфо-штучек. Шквальный и сумасшедший дэт, который воспринимается как взрыв на орбитальной станции.

Рецензия на альбом группы Crypt Jaintor "Slay The Priest"

29-12-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Одна из самых тяжёлых разновидностей стоунера, какую мне только доводилось слышать, принадлежит столичной группе Crypt Jaintor, и убедиться в её грозовой неприступности можно на их альбоме 2017 года “Slay The Priest”. Звучит творчество коллектива времён этого исторического теперь уже компакта так, будто Winter и Phlebotomized решили записать максимально угрюмый и беспощадный вариант Black Sabbath, а за реализацию задуманного они принялись в каком-то жутком и забытом всеми богами склепе. Кстати, в скором времени авторы этой леденящей кровь штуки будут отмечать её пятилетний юбилей, ну а я, приобщившись к “Slay The Priest” с таким колоссальным опозданием, сейчас спешу наверстать упущенное и поскорее задокументировать свои впечатления от этой необычной и вдохновенной работы на стыке дэта, дума, сладжа и стоунера.

Но тут не обойтись без некоторой предыстории. Как вы помните, некоторое время назад гитарист Crypt Jaintor, скрывающийся за псевдонимом Dusk, скооперировался с музыкантами N-616, а результатом их коллаборации стал весьма интересный проект Tol Galen. Мне стало интересно, что же и как играет этот человек в своём основном коллективе, и я отправился на встречу со “Slay The Priest” с тем, чтобы проследить генеалогию новоиспечённого коллектива. И что же я там услышал? Немного странно, конечно, слышать от человека, отвечающего за гитары в Tol Galen настолько угрюмый и суровый материал, но, наверное, в этом как раз и кроется разгадка уникальности и специфичности музыки этого нового состава. Электронные индустриальщики N-616 и гитареро замогильных Crypt Jaintor - что ещё могло получиться у таких разных, но одинаково талантливых и креативных музыкантов?

А “Slay The Priest” действительно жесток и инфернален как вечное заточение во тьме. Их саунд крошится скорбными вибрациями, вокал намекает на то, что его обладатель вряд ли принадлежит роду человеческому, а соло и риффы словно доносятся из Преисподней. Такой адский и патологический сладж-дум - это штука, конечно, гурманская и на любителя, но распробовав её хотя бы единожды, позабыть этот бесноватый кайф вы уже вряд ли сможете. Да и не захотите, скорее всего. При всей своей грубости, неотёсанности и стихийности, треки с “Slay The Priest” отличаются повышенной притягательностью, невероятной мелодичностью и какой-то чуть ли не медитативностью. Хм, я упоминал выше Black Sabbath? Сейчас я слушаю этот альбом во второй раз, и мне на ум уже спешат разноцветными толпами Grateful Dead, Iron Butterfly и Blue Cheer!

Такая музыка может понравиться и закоренелым дэтовым думстерам, и обвешанным фенечками с головы до ног хиппи, и даже потерявшимся во времени битникам, а ещё мне кажется, что “Slay The Priest” запросто может переубедить любого метал-ортодокса в его неприятии сладжа и заставить с охотой и готовностью встать под свои знамёна. Это не альбом, а почти нонсенс, и впечатления от его прослушивания у меня остались такие же угловатые и ни на что не похожие. Странная обложка, совершенно не причитающееся жанру и случаю название релиза, а вдобавок ко всему ещё и диковинные названия песен - практически всё в рецензируемом релизе способно вызвать когнитивный диссонанс у рядовых меломанов и приверженцев проторенных дорог, но вряд ли кто-то из слушателей будет против такого расклада, когда дослушает диск до конца.

А по своей атмосфере и настроению “Slay The Priest” напоминает подземный хтонический фьюнерал-дум. Здесь холодно, серо и бесприютно, но в то же время звук у Crypt Jaintor очень тёплый и ламповый. Музыка, попавшая на диск, живёт своей собственной жизнью, а тот крафтовый подход, который проповедуют в своём творчестве музыканты, делает их релиз прекрасным подарком для приверженцев олдскульного тяжеляка. А ведь и действительно - их взорванный изнутри сладжем и стоунером дэт-дум кажется очень крафтовой и самодеятельной штукой, которая на первый взгляд кажется тыквой с грядки Beyond Belief, Winter, Dusk и Visceral Evisceration, а при чуть более близком и внимательном ознакомлении сразу же выдаёт на гора фишки из арсенала Cathedral и меланхоличные мелодии в духе психоделического рока.

И, наверное, в этих самых мелодиях в данном случае и заключается всё очарование их пластинки. На фоне тяжеловесных грувовых риффов и безнадёжно стенающего вокала гитарная мечтательность Crypt Jaintor воспринимается почти как откровение. Глыба дикого восторга под названием “Slay The Priest” не только не потеряла своего очарования за прошедшие со своего выхода годы, но и как будто укоренилась в чернозёме, запустив свои корни глубоко под землю. Интересно, что бы сказал Оззи по поводу такой интерпретации идей своей легендарной группы, ну а я могу только порекомендовать всем интересующимся обречённым металлом поскорее погрузиться в лазерные дорожки рецензируемого альбома и не сопротивляться его очарованию. Для меня группа уровня гениальности Halter, Autumnal Discord и Nordlumo. Очень крутая группа.

Показать ещё