ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на клип "Memories" и альбом группы In Vision

11-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Воспоминания – единственный рай, из которого нас никто и никогда не в силах изгнать, но в то же время именно воспоминания способны стать адской геенной, откуда нас не сможет вызволить никто и никогда. Скажу сразу: я совершенно не понял, о чём повествует и чему посвящён новейший клип In Vision, однако данное обстоятельство меня не только не расстроило, а напротив ещё более укрепило в желании поставить данному ролику высший балл. Что ни говори, качество есть качество, а талант и искушённость в своём деле видны сразу, однако пойдём по порядку.

Клип у In Vision получился по-настоящему безукоризненный. Я посмотрел его внимательно три раза подряд чуть ли не с лупой aka увеличительное стекло, но никаких огрех в нём так и не увидел. Всё очень профессионально, чётко, красиво, с грамотными ракурсами, с идеально отточенными движениями участников и почти кинематографическим стилем съёмок. Смотреть такое – одно удовольствие, даже в тех местах, где ничего особенного, вроде бы, не происходит, а перед нами просто играющие на своих инструментах участники группы и их ухоженные хайры.

Кстати, музыканты In Vision в этом видео на “Memories” выглядят как какие-то культовые и знаменитые финны, съевшие немало собак на концертном поприще. Их волосы длинны, движения уверенны, выражения лиц серьёзны и одухотворённы, а где-то за перечисленными выше составляющими или между ними неизменно присутствует некая особая магия, намекающая на то, что целое в данном случае отнюдь не является простой математической суммой входящих в его состав частей, а представляет собой сложное, органичное и живительное единство.

В плане же аудио-составляющей перед нами тоже близкий к идеалу и весьма фирменный микс из Sentenced, Cryhavoc, The Black League, The 69 Eyes и Charon, исполняемый в очень презентабельном и убедительном ключе скандинавского мелодик-дэт-металла с постоянными и уверенными в себе чистыми вокализами. Не случайно в записи недавно вышедшего дебютника In Vision был задействован весь цвет отечественного виртуоз-металла от Бориса Балыкова до Фёдора Боровского и от Андрея Ищенко до Павла Попова, а записью рулил сам Аркадий Навахо.

И коллектив этот действительно исполняет нечто очень качественное и мдм-ориентированное, но вот именно дэта в актуальном клипе как раз практически нет. Здесь правят бал меланхоличные мелодии, чистые протяжные голоса, красивые соло и океаны типичной финской печали в духе уже упоминавшихся выше Sentenced, The Black League и Charon. К данному списку можно было бы добавить ещё Eternal Tears Of Sorrow или кого-то на ваш собственный вкус, но на самом деле этого можно и не делать, ведь самобытности и собственной оригинальности у In Vision достаточно.

И ведь “Memories” радует не только глаз и ухо, но и душу. Это действительно хэви-метал с сердцем и душой, который наводит на важные и серьёзные мысли, хотя эти самые мысли могут быть очень разными и, вероятно, у каждого окажутся очень личными и очень своими. Получил письмо, тут же всё бросил, собрал чемодан и отправился в путь. К кому? Зачем? По какому поводу? О чём думал в дороге? Все эти вопросы в “Memories” остаются открытыми, зависая в воздухе многоточием недосказанности и простор для фантазии здесь весьма немал.

И даже при таком минимуме однозначности и готовых решений, а может быть и благодаря ему, как я уже замечал выше, клип оставляет очень сильное ощущение. Смотришь видео, наслаждаешься игрой музыкантов, отмечаешь их первоклассные актёрские способности, хвалишь работу оператора, а сам параллельно уносишься мыслями куда-то в личные, интимные и важные воспоминания, вновь переживаешь те чувства и эмоции, которые заставляли тебя когда-то страдать, трепетать от предвкушения, замирать от восторга или биться в когтях тоски и ужаса.

Воспоминания. Клип действительно о них и в первую очередь о них. А воспоминания могут быть разными. И потому действует данный ролик практически как волшебное зеркало, в котором каждый увидит себя и что-то очень глубокое и сокровенное. Клип о сбывшихся и несбывшихся надеждах, об утраченных идеалах, о друзьях, которые готовы по первому зову придти на помощь, о мыслях, которые приходят в дороге, и о самой этой дороге через дожди, вокзалы и перроны. Клип-ретроспектива и клип, напоминающий сеанс гипноза – всё это “Memories”.

Если справедливости ради капнуть в эту бочку с мёдом немного яда, то можно заметить, что вокал в припевах куда-то проваливается и почти сливается с инструменталом, мелодия особой яркостью не отличается, и не особо упёртые слушатели с трудом отличат “Memories” от многих треков тех же Sentenced с Charon или каких-нибудь To/Die/For, но все эти критические замечания будут следовать уже на довольно высоком профессиональном уровне, взирая с которого мы можем обсуждать, скажем, релизы Children Of Bodom, Kalmah или Norther. А это уже достижение.

In Vision изрядно постарались и вытащили себя на фирменный постамент классического финского металла, где им стал доступен практически полный набор фишек и достижений, благодаря которому подобная музыка известна и знаменита сейчас во всём мире, но тут их ожидала другая засада. Даже будучи очень самобытным и оригинальным, отличаться от коллег по цеху здесь очень непросто, а перспектива потонуть и раствориться в бурлящем потоке сильных, великолепно спродюсированных и хороших релизов весьма реальна и угрожающе-близка.

При желании можно найти недостатки и в клипе. При общем сходстве атмосферы с “Брендоном Ли” The 69 Eyes какие-то однозначные романтические маркеры здесь отсутствуют, и прекрасной половине человечества смотреть такое музыкальное кино будет уже чуть скучнее, что можно расценивать как изъян более серьёзный и основательный. Определённо, введи авторы в свой ролик любовную линию или хотя бы намёки на неё, с точки зрения режиссуры их клип только бы выиграл, однако музыканты не пожелали искать лёгких путей и остались при своём.

Но у меня и так по просмотру данного ролика осталось потрясающее ощущение, близкое к эйфории. Для отечественной сцены новейшее видео-творение In Vision почти равнозначно чуду, и я с удовольствием заношу его себе в список претендентов на вхождение в топ клипов по итогам года. Таких музыкальных видео, как правило, много не бывает, но помнишь их долго, и каждый раз вспоминаешь со светлыми и приятными чувствами. Вот что бывает, когда группа не отвлекается на разного рода мишуру, и занята исключительно делом. Один из лучших клипов в своём жанре в нынешнем году и один из лучших альбомов для любителей мягкого звука Finnvox.

Рецензия на сингл проекта Consuelo "Небо в осколках"

08-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Каждый новый релиз этого интересного питерского коллектива становится для меня сюрпризом и даже иногда неожиданностью. Каэтана меняет жанры, звучание, имидж, то обращается к интерпретации поэтического наследия классиков, то проводит собственные лирические и музыкальные эксперименты, и сегодня на новейшем четырёхтрековом сингле коллектива у нас вновь кое-что совершенно новое и невиданное, чего вы ещё не видели и не слышали у Consuelo, а, вероятно, даже и не думали встретить на издании с их логотипом.

Да, действительно, новейшая работа проекта тоже не является исключением из описанного мной выше правила и не намерена переставать очаровывать своей пластичностью и изменчивостью. Ещё никогда Consuelo не звучали так тяжело, резко и метал-ориентировано, как это происходит сейчас на “Небе в осколках”, но им это определённо идёт. Буйство заливистых соло-гитар, драйвовый дисторшн и жёсткая ритм-секция идеально справляются с ролью инструментального обрамления для голоса Каэтаны и даже более того – в данном случае они органичны и естественны.

И такая напористая, ревущая и жёсткая модификация проекта кажется теперь самой разнообразной, фирменной, жизнеспособной и энергичной, а также, вероятно, самой убедительной и массово-ориентированной. Музыка “Неба в осколках” отличается удивительной динамичностью и вариативностью, а пение Каэтаны звучит живо и разнообразно как никогда. Отказавшись от явных экспериментов, как и от неоклассического академизма, в этот раз вокалистка просто наслаждается красивыми мелодиями в жанре симфонического хэви-металла, и это здорово.

Если когда-то я сравнивал Каэтану Альба с Сарой Брайтман, то теперь пришло время сравнить её с Тарьей Турунен и её сольным творчеством. Общее, несомненно, есть, проводить такие параллели можно и даже, наверное, нужно, однако вокальные мелодии, соло, ритм и общий настрой у новейших композиций проекта всё-таки несколько другие. Это не пафосная льдистая сказка “I Walk Alone”, а нечто намного более резкое, стремительное и влекущее – не романтические грёзы Кая, уснувшего в чертоге Снежной Королевы, а победная песнь спешащей ему на выручку Герды.

Только вот в отличие от истории Ганса Христиана Андерсена, у Consuelo нас ждёт рассказ с грустным концом. Вдребезги разбитое не склеить и не воскресить - такие раны не заживают, а сказанные в таком духе слова прощания могут означать только расставание навсегда и никак не меньше. “Крепка как смерть любовь” – знаем мы все крылатые слова Писания, а Каэтана на своём новейшем сингле показывает, как мощно и огненно может звучать любовь, которая продолжает верить и бороться, не останавливаясь даже перед адской пропастью отчаяния.

Сингл содержит всего два трека – это “Улетай на небо” и “Как не любить тебя”, в то время как остальные две позиции в трек-листе занимают англоязычные версии этих двух композиций. Построение, в общем-то, традиционное, и его активно используют у себя на синглах и мини-альбомах многие современные группы, однако в этом случае у данной структуры релиза как будто есть некий дополнительный, неявный смысл. После прослушивания такой выстраданной и насыщенной “Улетай на небо” сознанию просто физически необходимо некоторое время, чтобы ещё раз пережить и осмыслить повествование трека, и такое необходимое пространство даёт ему англоязычный дубль.

Новейшие композиции Consuelo не лишены некоторой сырости в исполнении, сведении и аранжировках, а голос Каэтаны порой звучит не просто надрывно и по-рокерски напористо, а как будто с какой-то болезненной страстью и надтреснутой внутренней горечью. Есть в этом что-то от классического отечественного хэви-рока вроде Ольги Кормухиной или Маркизы, но ответ на загадку о том, почему эти треки вышли именно такими, совсем не в какой-то гипотетической преемственности. Всё намного проще, понятнее и органически вытекает из характера треков.

Любовь, верность, страсть и душевные метания на тему разрушенной мечты и израненной души просто по определению должны быть именно такими, и жёсткие неоклассические романсы Каэтаны великолепно справились с задачей приручить ядерный симфонический хэви-метал и заставить его лить воду на свою мельницу. Вышло неожиданно, но убедительно, а за яростью и бешеным нажимом “Неба в осколках” угадывается потрясающая автобиографическая глубина и реалистичность переживаний. Эти песни действительно звучат как сама жизнь, и это чувствуется.

Рецензия на альбом группы Солнце Находит Себе Глаза "В костях у сказки"

07-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Не так много времени прошло со времени выхода последнего, второго по счёту альбома диковинной белорусской группы Солнце Находит Себе Глаза, однако они уже снова тут как тут и не одни, а со своим очередным лонгплеем. Альбом, однако, у них сейчас вышел не простой, а разговорный, никаких песен тут не содержится, музыка выполняет роль фона и практически никогда не выходит на первый план (о каких-то соло или импровизациях в традиционном и привычном смысле речи вообще не идёт), но как раз в этом и заключается в данном случае вся соль. Ну а на случай если вы не в курсе, что такое “spoken word-релиз” и сразу вспоминаете по этому поводу Брюса Дикинсона и его недавние гастроли, я введу вас в курс дела.

Spoken word в стиле “В костях у сказки” это не стихи и не мелодекламация, не лекция на тему и не какой-то связный рассказ, а набор самых удивительных, неожиданных, курьёзных, никак не связанных друг с другом логически и порой капитально обескураживающих словесных фантазий и свободных ассоциаций, которые идут сплошным потоком, излагаются голосом Галкина, пародирующего ведущего “В мире животных” Николая Дроздова, и которые иначе как плодом больного и воспалённого сознания просто не назвать. И я практически не сомневаюсь в том, что слова, записанные на этом альбоме, это экспромт или почти экспромт. Или были результатом экспромта, а затем оказались записаны и вновь получили жизнь на этой интересной пластинке.

Можно слушать альбом бесконечно, а потом разбирать на цитаты и радовать себя и знакомых. Посудите сами, вот рандомная подборка изречений с данного релиза: “Стало светать – пошёл за пивом”, “вот это вот и есть любовь к родине, а не вот эти вот гербы и гимны на доме правительства”, “ночные чудища всегда узнают своих воспитанников и ждут как старые заботливые родители”, “лучше сделать вид, что не видишь, как этому в школе учат”, “вот тогда-то со всеми и перезнакомишься, пока все сроки отмашешь”, “да только время уже назад не вернёшь, а так – ничего не жалко”, “Я очень нетерпеливый, и меня укусил комар”, “Самый модный гомеостаз у нашего губернатора: если у него зажато, то у всех срывается резьба”.

Из всей структуры релиза немного выпадает только “Жертвоприношение” – более жёсткое, тяжёлое и напевное шаманское повествование – все же остальные четыре трека спокойны, медитативны и доброжелательны как “В мире животных”. Слушаешь альбом, проникаешься его миролюбивой и размеренной атмосферой, радуешься удивительному и затейливому миру фантазий Ярослава Хомченко, слаженной психоделичности ответственных за написание инструментала Александра Галецкого и Виктора Ra Om, и всё вокруг автоматически начинает казаться очень таинственным, наполненным разными непостижимыми смыслами и почти волшебным.

Скажу прямо и честно: Солнце Находит Себе Глаза на своём новейшем spoken-word-релизе ничего нового или оригинального не придумали – подобным баловались ещё друзья моего безбашенного металлического детства в середине 90-х. Доведя своё сознание до степени крайней парадоксальности восприятия просроченным лунным светом и заплесневевшими сушками, они включали магнитофон в режиме записи с микрофона и начинали долгий и полный удивительных вербальных коллизий диалог с мирозданием. И получалось у них нечто очень и очень в духе и в стиле актуального релиза белорусского коллектива Солнце Находит Себе Глаза, только без музыки. Зачем подобное делалось? Ну, знаете ли, психоделия она такая… очень психоделичная.

Нового не изобрели, но узаконили и ввели в обиход в музыкальных кругах просто мастерски. Признаться, поначалу я ожидал от этого альбома стандартный прикол в духе СНСГ, нечто, что можно послушать разок-другой и со спокойной совестью забыть навсегда. Однако слушая альбом снова и снова, всё больше проникался его атмосферой и настроем, непроизвольно вспохватываясь на мысли, что был бы совсем не прочь приобрести себе это чудо на физическом носителе. Даже фоновый инструментал где-то с третьего прослушивания перестал казаться мне таким уж фоновым, рельефно выступив вперёд и пленив своими ненастойчивыми, но такими приятными и уместными переливами.

На что это всё похоже у СНСГ? Если вам когда-нибудь доводилось учиться в университете и посещать лекции, то настрой альбома “В костях у сказки” и его неспешные повествования вам наверняка напомнят те сумрачные и специфичные утренние часы, когда вы после весёлого и шумного праздника с виноградным соком и плясками на столах, приползаете к первой паре в огромную лекционную аудиторию в виде амфитеатра и, героически сопротивляясь призывным искушениям Морфея, пытаетесь оставаться в нашей реальности, в то время как на ухо вам профессор вещает свои заумные, научные, непонятные, но очень назидательные и от того ещё более курьёзные штуки. Умора, не правда ли? И вместе с тем некое подобие медитации.

В голове фоновым эмбиентом вибрирует мироздание, профессор нудит бесконечным радио-транзистором, а вы делаете вид, что успеваете что-то записывать и параллельно изо всех сил изображаете умное и понимающее лицо, чтобы лектор, не дай бог, чего-нибудь не заподозрил и не начал домогаться до вас своими расспросами и увещеваниями. Каждый, у кого был подобный опыт, наверняка знает, что нет более сильного и безотказного способа победить бессонницу и ввести человека в летаргию на ближайшие часов десять, однако есть в экспериментах с подсознанием с применением подобных лекционных методик и ещё один интересный и удивительный аспект.

Если дремоту всё-таки отогнать и во владения Морфея не провалиться, то спустя некоторое время наверняка испытаете на себе удивительный и совершенно беспрецедентный экспириенс погружения в галлюциногенные воды бредовых фантазий “В костях у сказки”. Философы назвали бы это потоком сознания, обыватели – отчаянной и безумной, разъедающей сознание чепухой, а тот, кто подойдёт к прослушиванию со всей основательностью и в определённой атмосфере научной беспристрастности, пожнёт налившиеся соком восхитительные плоды маразма, интеллектуальных профанаций и едких иезуитских спекуляций смыслами. И да, этот калейдоскоп головокружительных метаний из темы в тему в духе “в огороде бузина, а в Киеве дядька” пьянит и опьяняет, не хуже просроченного и забродившего томатного пива – нужно только распробовать как следует.

И всё-таки я, наверное, очень злой и нехороший человек. Когда я начал слушать “В костях у сказки” и спустя минут семь звучания как следует освоился в его звуковых дорожках, смекнув, что за материал и какого плана приготовили для нас Ярослав и его подопечные, то стал сильно смеяться и предаваться иронии. Конечно, улыбнуться во время звучания данного компакта есть чему, и многие из вербальных пассажей на альбоме к тому располагают, однако мой сарказм был по несколько иному поводу. Есть такой музыкант Сергей Калугин, и он больше всего в этом мире любит две вещи: а) читать стихи и рассказывать всякие умные вещи у себя на концертах и б) пародировать Б.Г., Ника Кейва, AC/DC и иже с ними, по-своему их перепевая и создавая русскоязычную песенную выжимку, аналогичную их виршам.

А теперь внимание, nota bene. А что если бы “В костях у сказки” издать с надписью С.Калугин “Несло Part II”? Не сомневаюсь, что Сергей Александрович увидев такое издание, пришёл бы в ярость и не оставил бы такого без своего внимания, однако сходство с его знаменитым “Несло”, растиражированным в своё время на кассетах, действительно присутствует у данного альбом и отрицать это очень сложно. “Можно гнать что угодно и будут стихи всё равно” – призналась как-то Умка в одной из своих песен, и данное утверждение на все сто подходит к креативным экспериментам СНСГ, ну а я скажу так: мне “В костях у сказки” понравился даже больше, чем сказочная пластинка группы Мыс Луны, и в своём роде это почти эталон и шедевр.

Альбом у белорусов получился, конечно, юмористический и ироничный, слушать его желательно в подготовленном и вообще неслучайном состоянии сознания, но для любителей подобного это будет просто взрыв и настоящая находка. Я слушал диск и радовался как ребёнок, восхищаясь ассоциациям и находчивости Ярослава, его свободе в обращении с этими ассоциациями и изобретательности его ментальных тараканов. Добавьте сюда стильное оформление, отличную инструментальную работу и по-настоящему психоделическую атмосферу в духе лучших традиций Grateful Dead и Pink Floyd, и вот вы уже сами нарисовали портрет идеального русскоязычного psychedelic-релиза нашего тысячелетия. А звучит он как начало чего-то нового и большого.

Рецензия на сингл Мистера Кто! "Loneliness"

07-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Одна из самых хитовых, эмоциональных и изобретательных песен тюменского рок-н-ролльщика, известного под псевдонимом Мистер Кто! получила неожиданное продолжение и интерпретацию. Автор обратился к Стиву (помните демонический сингл Анны, где она поёт с ним дуэтом?) со студии 114, где с самого начала и до сих пор записывает свои релизы, да и попросил его поколдовать над “Одиночеством” и сделать ремикс, а сам перевёл текст на инглиш и заново спел его.

Стив не заставил просить дважды, разложил свои магические приспособления, приготовил нужные приборы, снадобья и ингредиенты, ну а результат, как это часто бывает в подобных делах приготовления колдовского вуншпунша, вышел непредсказуемый и удивительный. Я думаю, такого не ожидал от готовящегося переосмысления трека не только Мистер, но и сам Стив, а теперь финальный микс саунд-фантазий звукорежиссёра и обновлённые вокальные дорожки предлагаются нам с вами для пробы и ознакомления.

Напомню, что “Одиночество” было в оригинале исполнено Мистером Кто в содружестве с Anna Samoxa, а атмосфера этой вещи была настолько тёплой и приятной, что её действительно грех было не переработать. Даже меня при всём моём прохладном отношении к такой развлекательной рок-альтернативе песня зацепила настолько, что я переслушивал её даже на кухне ранним утром, заваривая себе чай и загружая хлеб в тостер, когда мозг ещё вовсю спит, а сознание даже ещё и не думает просыпаться.

Атмосфера. В абзаце выше нужно выделить именно это слово и сделать на нём акцент. Атмосфера в оригинале “Одиночества” была просто сказочная. Голоса Мистера и Анны превосходно дополняли друг друга, а текст, несмотря на всю свою кажущуюся драматичность, лился в уши словно мёд и елей. Ну а теперь все детали и текстовые нюансы отошли на задний план, а осталась в треке только его беззаботность и миролюбивая слегка раздолбайская весёлость, плюс специфичный тыц-пыц-электро-драйв, характерный практически для всех ремиксов рок-композиций.

Минимум акцентуации на тексте, максимум электронных и диджейских эффектов и повторений – теперь “Loneliness” можно использовать в качестве фона для своих повседневных дел абсолютно нон-стоп, ведь отвлекать вас этот вариант трека не станет, а наоборот будет подбадривать, заряжать энергией и наводить на нужные и правильные мысли. “Нам песня строить и жить помогает” – наверняка помнит Мистер Кто слоган из своего советского ещё детства, да и решил использовать его на деле, изящно задействовав в собственном музыкальном творчестве.

Ну а если серьёзно, то воспринимать “Loneliness” стоит не как слабое отражение и кальку с изначального русскоязычного трека, а как отдельное и самостоятельное произведение. Именно так получилось у Мистера с тремя разноязычными вариантами (русским, немецким и английским) его альбомного номера “Дым сигарет”, и сейчас он, вольно или невольно, решил повторить свой недавний опыт. Делали ремикс, получилась новая песня со своим особым настроением и с целым рядом эмоциональных и технических нюансов – вот как можно описать эту вещь, и это правда.

Остаётся только гадать, как зазвучит “Одиночество” на немецком, если автор действительно задумает устроить и в этот раз триптих наподобие “Дыма сигарет”, ну а инглиш-вершн динамична и расслабленна очень в стиле английских панков. Интеллигентно, сдержанно, но не слишком – вот как можно описать настроение и эмоциональную палитру этой композиции, а я в очередной раз снимаю шляпу перед снявшим свой винтажный цилиндр Мистером и рекомендую всем его новый трек, слушать который всё-таки стоит в тесной и обязательной связке с оригиналом.

Рецензия на сингл и видео группы Osovets "Нет тебя"

04-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Не так давно вышло последнее на данный момент студийное творение группы Osovets – мини-альбом “Бездна” – и совершенно не удивительно, что участникам группы захотелось проиллюстрировать одну из композиций с данного диска и снять на неё клип. Не вызывает удивления также и то, что для этой роли они выбрали самую лиричную, душевную и запоминающуюся вещь с пластинки, а именно непривычно нежную для Osovets и даже сентиментальную “Нет тебя”, ведь не проникнуться её вкрадчивыми чарами практически невозможно.

И, кстати, клип на неё получился по-настоящему душевный! Конечно, если называть вещи своими именами, это никакой и не клип, а всего лишь лирик-видео, но смотрится данный ролик, тем не менее, просто на “ура” и оставляет очень сильное и глубокое впечатление. Участники группы решили в очередной раз напомнить всем нам про ушедших в вечность легендарных рок-музыкантов и посвятили свою видеоработу покинувшим наш мир идолам и героям тяжёлой и независимой сцены. “Мои друзья уходят” – замечаем мы из года в год, наблюдая за тем, как рок-патриархи удаляются по Млечному пути, и воздать им свою дань уважения действительно нужно.

Ну а лично для меня данное видео стало ещё и гимном ушедшей эпохе физических носителей, печатных журналов, переписанных в тетрадку дискографий и разрисованных логотипами любимых групп курток и рюкзаков. Что-то очень ценное и важное ушло из нашей жизни с приходом массового и доступного Интернета, но способность ценить по-настоящему великую музыку и помнить её создателей даже много спустя после их ухода из этой жизни – это то, от чего мы не имеем права отказываться, и то, что объединяет рок-фанов 80-х, 90-х и нынешних двадцатых годов XXI столетия, а Osovets решили всем нам об этом напомнить.

И ведь напомнили. Кадры клипов, концертов и документальные записи из жизни рок-идолов чередуются у них в видео с дневниковым почерком, выводящим на экран текст песни, и такое сочетание работает великолепно. Конечно, никто не может объять необъятного, и Дио, Джим Моррисон, Клифф Бёртон, Рэнди Роадс и ещё масса великих музыкантов остались в данном видео за бортом, однако его основной посыл и общий замысел можно только приветствовать: мы должны знать и помнить великих, а доступность википедии с её инфо-подсказками не отменяет того факта, что некоторые вещи должны чётко пропечатываться у нас в сознании и в памяти.

Трудно не заметить разношёрстность компании попавших в данный ролик музыкантов – здесь Алекси Лайхо соседствует с Юрием Клинских, Долорес О’Риордан замечена в одной связке с Виктором Цоем, а кадры с Даймбегом Дареллом из Pantera перемежаются с концертными вырезками из выступлений Курта Кобейна – и кому-то из ратующих за жанровую чистоту зрителей подобное может не понравиться, однако замысел и посыл ролика, конечно же, очевидны и не вызывают никаких сомнений: в каком бы жанре не творили наши любимые рок-кумиры, какой бы смертью они ни умерли, всё равно это рок-н-ролл, и их вклад в великий и бессмертный феномен мирового рок-движения нельзя отрицать или замалчивать.

Замысел и реализация актуального лирик-видео Osovets настолько элементарны и очевидны, что в своей супрематичности они могут посостязаться с “Чёрным квадратом” Малевича, но точно так же как мы не перестаём восхищаться кубистами с их гениальной простотой, так и невозможно поставить под сомнение ценность и необходимость трибьютов, подобных тому, что сейчас подарили своим слушателям и всем интересующимся апологеты новой российской тяжести из группы, названной в честь мрачной исторической крепости. Юным посмотреть такое будет полезно, молодым - приятно, а олдовым и видавшим виды – ещё более приятно. А это значит, что у группы всё получилось как надо, а эксперимент нужно признать удачным. Хорошее и нужное видео.

Рецензия на мини-альбом группы N-616 "doomWave"

04-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Увидев название новейшего кавер-сборника моих любимых рокеров-электронщиков из N-616, я подумал, что на этот раз они решили попробовать себя в интерпретации дум-метал-классики и сейчас представят нам перепевки нетленок Tiamat, Paradise Lost и My Dying Bride, однако нет - Франциск Ассизский вновь оказался неправ, и мы получили очередное напоминание о том, что далеко не всегда стоит интерпретировать названия буквальным и прямолинейным образом.

На самом деле “doomWave” – это всего лишь продолжение “Красной волны”, изобретённой в своё время Джоанной Стингрей и подхваченной год назад питерскими электронщиками. Если вы помните, летом прошлого года ребята выпустили четырёхтрековый EP, который назывался “Red Wave” и содержал кавер-версии на Агату Кристи, Алису, Гражданскую Оборону и Кино в стиле жёсткого и достаточно бескомпромиссного хэви-металла с электронными вкраплениями.

Нужно сказать, что каверы эти выглядели достаточно специфично и неоднозначно, а не свойственный коллективу мужской вокал порой казался достаточно чужеродным и неестественным. То же самое можно было сказать и про индустриально-пластиковые ударные, специфическое звучание дисторшновых гитар и в целом про атмосферу всего “Red Wave”. Она была невероятно эклектична и самобытна, но оставляла много вопросов и недоумений.

Музыканты учли собственные ошибки, и год спустя решили снова попробовать себя в русле утяжелённых интерпретаций великих хитов классического русского рока. Теперь это уже не ядрёный ревущий хэви-метал, мужского вокала на альбоме не присутствует вовсе, а перед нами свойственный коллективу электронный индастриал-рок с печальным женским вокалом и смачными гитарными риффами. Жёсткий, но не агрессивный. Тяжёлый, но не железный и не злой.

Я не являюсь большим поклонником Агаты Кристи и Александра Васильева с его Сплином, но версии N-616 мне сразу же понравились. Грустный голос вокалистки сообщает этим трекам атмосферную романтичность и некий ореол таинственности, а тяжёлые, но достаточно сдержанные гитары выглядят очень уместно и своевременно. Я бы даже рискнул сказать, что каверы питерских экспериментаторов превосходят оригиналы, но это будет, конечно же, вкусовщина и субъективщина чистой воды, хотя с моей колокольни всё именно так и видится.

Стоит заметить, как в “Легионе” прослушиваются характерные самойловские интонации, как “Линия жизни” тягуча, надрывна и призывна (почти как поздние Sentenced и Theatre Of Tragedy, в чём на самом деле намного больше железа и стали, нежели в прямолинейном гитарном рычании), ну а “Земля” мне нравилась всегда, а в исполнении N-616 заиграла новыми красками, нюансами и оттенками, словно обретя новую жизнь, второе дыхание и свежесть ментола.

Одно из важнейших качеств любого по-настоящему великого музыканта – это умение учиться на своих ошибках, пробовать новое и на зацикливаться на чём-то одном, а N-616 с успехом демонстрируют на своём примере все эти качества. Они не боятся меняться, экспериментировать, ходить нехожеными тропами и садиться на необъезженных жеребцов, и в результате приходят к удивительным и порой по-настоящему блистательным результатам.

Звучание “doomWave” на голову выше и органичнее его предшественника и убедительнее раз в десять. Здесь нет никаких неоправданных утяжелений, несвойственных коллективу мужских вокализов и квази-металлических очертаний. В плане жанра “doomWave” это рок в духе позднего Tiamat, и такая умеренная тяжесть группе очень идёт, да и всегда шла, а потому я могу только в очередной раз констатировать, что своя рубашка борозды не портит, проверенный конь ближе к телу и лучшее – враг хорошего – лучше заниматься тем, в чём ты хорош и не искать приключений.

Моя оценка “doomWave” это тоже 4 из 5, как было и год назад в случае с “Red Wave”, но четвёрка четвёрке здесь огромная рознь и большущая разница. Твёрдые и уверенные четыре звезды сейчас, означающие сильную и уверенную, конкурентоспособную работу, которую можно переслушивать десятками и сотнями раз, диаметрально противоположна задумчивой и несколько растерянной четвёрке “Красной волне”, уважающей экспериментальность и новаторство, но озадаченно почёсывающей в затылке по поводу зачем, откуда, почему, как и что дальше.

Быть разным, хамелеонистым и искать новые способы выражения старых мыслей и желаний похвально, однако слушабельность, красота и нестареющая вечнозелёность приятных и ласкающих ухо аранжировок, на мой взгляд, всё-таки предпочтительнее. И они записали версии, которые действительно способны помочь кому-то увидеть Сплин, Агату Кристи, Машу и Медведей и их классику с нового угла зрения и под новым соусом. А это прекрасно. И “doomWave” приятен, вдохновенен и способен вдохновлять в лучших традициях Театров Трагедий и Йохана Эдлунда.

Показать ещё