ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Slice Of Sorrow "Egothrone"

04-05-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если боль, мрак и скорбь навалились на вас, и вы не знаете, что с этим делать и куда деваться от раздирающей на части безысходности, то самый лучший вариант в данной ситуации – нарезать свою печаль на ломтики и съесть её с чаем. Не знаю, какой смысл и посыл участники группы Slice Of Sorrow на самом деле вкладывали в своё название, но у меня ассоциации в связи с их творчеством именно такие. И не удивляйтесь неожиданности и даже некоторой абсурдности моих мыслей по поводу этой группы – их музыка сейчас тоже достаточно гротескна и абсурдна.

Фантасмагория и авангард “Egothrone” начинают ощущаться уже в первом треке “Endless Carnival”, и ощущения от него остаются на самом деле очень карнавальные и парадоксальные. Слушаешь эту вещь и не можешь понять, то ли это утяжелённая тема с заставки Губки Боба, то ли что-то из авангардных экспериментов Angizia, а на выходе получается психотропный дарк-метал с оттенками Penumbra и Transilvanian Beat Club, который совсем не прочь как следует повеселиться и устроить торжественное чаепитие в компании с Алисой и безумным Шляпником.

К теме шапито обращались очень многие группы, начиная от Kiss и W.A.S.P. и заканчивая Amberian Dawn, Xandria и Macabre, а Slice Of Sorrow решили представить свою собственную версию в традициях Hypocrisy, Hollenthon, Morgul, Arcturus и The Kovenant, вдоволь похулиганив на тему блэка, индастриала, авангарда и симфо-неоклассики на основе их любимого атмосферного дэт-металла с нестандартными гармониями и ходами. Получилось вкусно и свежо, а порой обескураживающе-шипуче с сильной долей безумия и фантасмагорий.

В ходе интервью со мной четыре года назад лидер Slice Of Sorrow Роман Немцев (вы, кстати, можете знать его по группе Instorm) говорил о том, что в музыке его новой команды много печали и грусти, но я ни тогда, ни сейчас ничего скорбного в творчестве Ломтиков Скорби не слышу. И пожалуй, сейчас этих ребят меньше всего можно назвать грустными или скорбными, а основное настроение “Egothrone” – это оглушительный, сумасшедший данс макабр, который танцует и пляшет на концах отгоревшей и отжившей своё оротодоксальности.

Они не стали связывать себе никакими жанровыми условностями, и вы без труда найдёте на “Egothrone” множественные отсылки к самым разным группам самого разного толка, а их парадоксы и смелость порой будут граничить с маразмом и кабаре-разнузданностью, от которых у вас по коже липкими пальцами полночного ужаса поползут мурашки восхищения и изумления. Ну а мне во всём этом настойчиво чудится что-то варварское, грубое и насмешливое. Как у Pungent Stench и… как у отдельных представителей припаганенного викинг-металла (ну, послушайте сами эти разудалые хрипы – так хрипеть и лязгать челюстями могут только суровые морские корсары!)

В последнее время в топе списка моих любимых групп уверенно обретаются Diablo Swing Orchestra, Stolen Babies, Notre Dame и Cathedral, и мне было очень приятно услышать и увидеть нечто очень схожее по тематике и настроению у отечественного коллектива. Такой хулиганский авангард может понравиться как завсегдатаям тяжёлых джазовых вечеринок первых двух команд, так и эксцентричным любителям разноцветной психоделии, попавшим на маниакальный крючок последних, а я лишь угрюмо констатирую: “Egothrone” получился действительно блестящим.

Альбом невероятно разнообразен: здесь и карнавал-пати “Endless Carnival”, и ядерный кибер-дарк “Cyber War”, и более традиционный атмосферик-дэт “1000 Nights”, и проникновенная баллада “Fake Paradise”, и жёсткие сумасшедшие блюзы титульной вещи, и хипокрисиподобное жужжание “Sopor” и “Streaming Lie” – если Slice Of Sorrow задумали настрогать на своём новейшем диске знойный биполярный винегрет, у них определённо всё получилось. Их меланхоличной готике в “Perfect Match” нельзя не поверить, космическая тоска “Glowing Dawn” продирает до костей, и всё это достаточно фирменно и жёстко, как все мы любим.

Это музыка для тех, кто давно привык путешествовать с планетными караванами за гранью добра и зла и не желает ограничивать своё сознание какими-либо рамками и условностями. Музыка без комплексов, предрассудков и стереотипов, которая напугает вас, рассмешит, удивит, вдохновит – и всё это в пределах часа и с головокружительной скоростью смен настроений. По-моему, Slice Of Sorrow движутся в очень правильном и нужном направлении, и хотя, не смотря на все очевидные отсылки “Egothrone” к классикам шведского мдм, я по-прежнему с трудом воспринимаю их как чистый атмосферный дэт, то, что они делают, мне определённо нравится!

Рецензия на мини-альбом группы My Dying Bride "Macabre Cabaret"

30-04-2021 Дмитрий Фомин

Мало кто из поклонников британских аристократов трагедии, в том числе и ваш покорный слуга, мог предполагать, что My Dying Bride, не так давно представившие на суд публики свой тринадцатый студийный опус ''The Ghost Of Orion'', одно из самых необычных своих творений с очень непростой судьбой, в скором времени разродятся абсолютно новым материалом. Мини-альбом ''Macabre Cabaret'' был выпущен практически под занавес злополучного 2020 г. и словно был призван сообщить о том, что MDB еще есть, что сказать этом миру.

Уже после первого ознакомления с EP становится понятно, почему данный материал был издан отдельно. "Макабрическое кабаре" – произведение совершенно иного толка и присутствие его на ''The Ghost Of Orion'' просто разрушило бы чудную целостность полноформатника. С другой стороны преданным поклонникам "брайдов", возводящим в культ ранний период их творчества, этот трехпесенный миньон придется по нраву. Группа предстала в своем традиционном облике и отчасти пополнившемся составе – данный релиз стал первой студийной записью для нового гитариста Нила Бланшетта, и ей по-прежнему по силам увлечь своего слушателя в пленительные тенета всепоглощающего декаданса.

Титульный трек представляет собой волнительное эпическое повествование, сложенное из неожиданно массивного риффового остова, неспешного и тягучего, как сладостная боль, но звучащего в разы монолитнее, мрачнее и тяжелее, чем это было на ''The Ghost Of Orion''. Здесь впервые за долгое время можно прочувствовать влияние готик-металла, а изысканные партии клавесина, невесомая вуаль клавишных и плавные переходы создают пряную атмосферу будуара сладострастия и плотских наслаждений. Чистый тембр Аарона звучит предельно отрешенно и декламационно, изредка срываясь в яростный харш. Впрочем, общий микс композиции не столь заостряет внимание на лид-вокале, как это было на предыдущем релизе.

Перед нами исповедь главного героя, раздираемого противоречивыми чувствами возвышенной нежной любви и плотских позывов, призывающих уничтожить предмет своего воздыхания во имя еще большей красоты. Как тут не вспомнить дебютный альбом англичан ''As The Flower Withers" и одну из его глав, посвященную эротической литературе? Как и в старые-добрые времена, тексты Стейнторпа метафоричны, таинственны и глубоки, полны скрытого эротизма и тщательно завуалированных страстей, воскрешая в памяти произведения поэтов-декадентов.

"A Secret Kiss" покоится на основе более традиционного дум/дэта с запоминающимися риффами, вырисовывающими трагическую картину, полную обреченности и душевной пустоты. Минорные аккорды искусно разбавлены синхронными гитарными партиями, щемящий мелодизм противопоставлен монолитности и грозной непреодолимости неминуемого. Вокал Стейнторпа здесь более созерцателен и фаталистичен как у человека, вплотную приблизившегося к краю пропасти.

Нечто подобное удивительному триптиху ''Evinta'' может напомнить "A Purse Of Gold And Stars" – медитативное полотно, сотканное из неоклассических мелодий с преобладанием струнных и клавишных инструментов и фонового дарквейва. Поверх него мы слышим нарратив Аарона, точнее, его прощальное письмо, адресованное предмету болезненной любви. Что же касается "скрытого трека" ''Orchestral Shores'', присутствующего только на физическом носителе, его можно отнести к сугубо экспериментальным выкрутасам My Dying Bride: по сути это оркестровая версия ''You Broken Shores'' с недавнего лонгплея, призваннная повысить исключительность издания и не более того.

Главный недостаток этого релиза это его лаконичность. Концепция, связывающая три новых трека, определенно нуждается в более полном и масштабном раскрытии, и в этом плане формат EP не столь функционален. Как бы там ни было, на примере этого миньона очевидно, что группа справилась с личными невзгодами и муками творчества, предельно собрана и настроена творить музыку в лучших традициях классических альбомов, но с современных подходом к звуку и оформлению. ''Macabre Cabaret'' томно, но выразительно напоминает нам об очаровании печали, соблазняет ноющей истомой душевных страданий и позволяет окунуться в омут самоупоенной скорби, прекрасной и жестокой одновременно.

Рецензия на альбом группы Electric Crown "Prophecy Of Doom"

30-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Бывает просто олдскул, бывает хороший олдскул, а иногда музыку той или иной группы хочется назвать как-то более громко и поэтично, например, “замечательный старомодный шум”. И вы наверняка уже догадались, что сейчас у нас как раз такой особый случай из третьей категории. Для своего дебютного полноформатника ностальгирующие питерские хэви-метал-электрики из Electric Crown отобрали девять горячих треков, снабдили их апокалиптической обложкой и запустили в свободное плавание на CD, попутно обещая сварганить вдогонку ещё и кассетный тираж.

Однако не спешите думать, что перед нами что-то думовое или калька с недавно вернувшихся к активной музыкальной деятельности Cirith Ungol, как бы ни располагал к тому их арт и его особая атмосфера. “Prophecy Of Doom” – это не просто ностальгический хэви-метал, это ржавая агрессия гурманских железяк, которую иначе как “радость олдскуллера” не назовёшь, а в плане жанра и стиля перед нами хэви, хэви, ещё раз хэви, прото-пауэр, глэм и отчасти что-то чуть более тяжёлое, но никак не дум и не стоунер (ассоциации с Electric Wizard – сразу мимо), а теперь ещё и с прекрасной барабанщицей Дарьей! (Hungry Wolf явно не одни в Питере с такой спецификой).

Отголоски классических Metal Church в плане вокальной работы, очень смачные, сочные и уверенные риффы, шершавый, словно сочащийся песком ностальгии саунд – всё на “Prophecy Of Doom” даёт понять, что нас ждёт настоящий праздник традиционного хэви-металла 80-х, и если у вас появилось такое ощущение, то разочарованы вы точно не будете. Музыканты исполняют свой материал с тем особым, неповторимым ощущением, которое отличало классические работы столпов жанра, и эта заразительная искристая энергия в их руках превращается в грозное оружие.

А в целом диск у ребят получился достаточно разнообразный: здесь и почти трэшевые номера вроде “Stand Up & Fight”, “Between The Lines” или “Martyrs”, и окологлэмовые фрагменты в таких треках как “Hypocrite”, и традиционный мелодичный NWOBHM в традициях Maineeaxe (“Under One Flag”), и мозговыворачивающие риффы и такие же энергичные соло в традициях адептов любимого мной пауэр-трэша (“Enlightenment”), однако во всех упомянутых случаях всё у Electric Crown базируется на очень американском и драйвовом риффово-башкотрясном хэви, и это найс!

Я так и не решил для себя, чего на “Prophecy Of Doom” больше: прото-трэша, канонического хард-н-хэви или чего-то ещё. Звук Meliah Rage и пафос Liege Lord с идеями Reactor, напором OZ и хулиганскими выходками S.A.D.O. и Lizzy Borden в исполнении Electric Crown оставляет очень приятное впечатление, и не остаётся совершенно никаких сомнений в том, что перед нами очень гурманская вещь для настоящих эстетов и ценителей тяжёлого жанра, ведь специфического драйва, гитарного шреда и вкусных лирических вставок на CD действительно просто выше крыши, и даже когда всё это слегка начинает смахивать на сумбур, ты всё равно доволен и счастлив.

Я нарочно не привожу в плане параллелей, характеризующих музыку ребят, никаких топовых коллективов первой величины, чтобы ещё раз подчеркнуть тот особый дух металлического тру-фан-гетто, который царит в их музыке. В песнях Electric Crown можно услышать намёки на ранних Metallica и Megadeth (“Martyrs”, “Enlightenment”) и даже на первый лонгплей W.A.S.P., но подают все эти фишки они с совершенно особенным настроем, который выдаёт особую экзистенциальную укоренённость авторов в эстетике подпольного хайр-металла 80-х самого ядрёного и фанатского (не коммерческого и не стадионного) разлива.

Мои фавориты на представленном альбоме это определённо самые жёсткие, напористые и хэвиметаллические треки вроде “Electric Crown”, “Between the Lines”, “Stand Up & Fight” и “Rite”, а из всех, задействованных при создании пластинки ингредиентов меня больше всего впечатлили харизматичный вокал и объёмный, нарезающий всё вокруг в сплошное крошево звук команды. Мне понравился отличный инструментал “Sinister”, а вот места для баллады или какой-то лиричной среднетемповой вещицы на этой пластинке не нашлось, и это немного жаль.

Меня не сильно впечатлили заигрывания Электрической Короны с глэмом, однако их сейчас не очень много, и “поправку на ветер” сделать в данном случае очень легко – главное, чтобы их не становилось больше, и правильный баланс разных составных вещей не нарушался. Чувствуется, что музыканты пока ещё не вполне определились между разными силами и источниками инспирации, оказывающими на них своё влияние, пробуя себя то в одном ключе, то в другом, а потому хочется пожелать им в дальнейшем продолжать в том же духе, но всё-таки найти себя.

Рецензия на альбом группы Nervosa "Perpetual Chaos"

26-04-2021 Дмитрий Фомин

Безусловно, 2020-й год стал чертовски непростым испытанием для всего населения планеты, оставив свой след во всех аспектах человеческой жизни, начиная от коммерческой, социальной и заканчивая культурной сферами. Но он же позволил многим переосмыслить свои жизненные ценности и на руинах былого создать нечто новое.

Коренные изменения коснулись бразильской all-female трэш-метал формации Nervosa, на тот момент переживающей ощутимый подъем популярности. В марте прошлого года о своем уходе из группы объявили вокалистка/басистка Фернанда Лира и барабанщица Луана Даметто, объединившиеся в принципиально новом проекте Crypta. Учитывая специфику предыдущего лонгплея Nervosa, отчетливо тяготеющего к дэт-металлическим граням, можно предположить, что причиной раскола стали творческие разногласия относительно стилистики материала.

Как бы там ни было, основательница группы, гитаристка Прика Амарал, осталась в полном одиночестве, но, как выяснилось, не надолго. Отныне называть Nervosa чисто бразильской командой будет в корне неверно, ибо актуальный состав ее интернационален и представляет собой квартет: место фронтледи заняла испанка Дива Сатаника (Bloodhunter), бас-гитару терзает эпатажная Миа Уоллес (Abbath, Triumph Of Death) из Италии, за ударной установкой утвердилась Элени Нота (Mask Of Prospero, Croque Madam) родом из земли греческой. В таком виде и был рожден новый, уже четвертый по счету полноформатник "Perpetual Chaos".

Разумеется, в наш век уже мало кого можно удивить чисто женской метал-командой, коих уже набирается сотни. Но Nervosa с самого начала привлекали внимание своей совсем неженской хваткой и суровой подачей, будучи воспитанными на олдовом наследии бескомпромиссного хэви и зубодробительного трэша, память о которых возведена в настоящий культ в странах Южной Америки.

Как и его предшественник, "Perpetual Chaos" продолжает гнуть линию забойного и агрессивного трэшака, только теперь новый материал больше сконцентрирован на наследии ранних Slayer, Exodus, Sodom, Destruction, Whiplash и даже Exciter, нежели на работах Posseseed или Sepultura . А, присовокупив сюда протоблэковое влияние Venom и Celtic Frost, мы получаем крайне гремучую и взрывоопасную смесь. Смена состава определенно раскрыла новые силы в творческом потенциале Nervosa, группа звучит все так же напористо и необузданно, но и в разы техничнее и, можно сказать, продуманнее.

Демонический, самоупоенный скрим-гроул Дивы Сатаники оставляет далеко позади вокальную манеру Фернанды Лиры и, пусть на первых порах будет звучать непривычно, он стопроцентно подходит тому разрывному содержимому, который скрывает в себе "Вечный Хаос". Следует отметить приятное разнообразие гитарных риффов и тремоло Прики Амарал: структура отдельных композиций значительно усложнилась и зазвучала более развернуто и конкретизировано, особенно при поддержке разгромной ритм-секции. То же самое можно сказать относительно ее соло – на "Perpetual Chaos" они предстали более отточенными и гармоничными, чем это было на ''Downfall Of Mankind''.

Да, в ее игре еще встречается хаотичность и спонтанность, которыми грешат начинающие музыканты, но вся соль в том, что теперь на это можно просто не обращать внимания. В конце концов, кого интересовали подобные нюансы при прослушивании бессмертных отпрысков тех же Destruction или Celtic Frost? Музыка затмевала все.

Тринадцать сокрушительных, исключительно лютых и башкотрясных треков, щедро наделенных дикой и мрачной энергетикой, не предлагают ничего нового в жанровом плане, но искренне поражают своим натиском в духе классических нетленок столпов жанра. Это настоящий выплеск накопившейся агрессии и жесточайший манифест возрожденной Nervosa против алчности и жестокости нашего мира, ведь, как мы знаем, клин клином вышибают. С точки зрения композиторского уровня "Perpetual Chaos" уверенно опережает своих предшественников, одновременно оставаясь по большей части бескомпромиссным и однородным. В нем нет ничего лишнего, и эта умеренность пошла только на пользу.

Из трек-листа в первую очередь стоит выделить неистовую ''Venomous'' с риффами из 80-х из серии, что называется, "с места в карьер", а также мощный номер ''Guided By Evil", в рамках которого сталкиваются зловещие струнные тритоны в духе одноименного релиза Black Sabbath и сокрушительная трэш/дэт нарезка в превосходном исполнении. Гимноподобная "People Of The Abyss" обнаруживает еще большую суровость и заставляет в очередной раз изумиться зверской вокальной линии новой фронтвумен. Слэероподобный хладнокровный боевик "Genocidal Command", чье название уже сладостно отдает олдскулом, отмечен гостевым присутствием… нет, не Тома Арайи, но Шмиера из Destruction, чьи протяжные вопли в совокупности со зловещими литаниями Дивы и "циркулярными" риффами доводят общий накал страстей до апогея.

Молниеносные и разящие, словно сюрикены, "Time To Fight" и "Rebel Soul" представляют собой образчики оголтелого и угарного спид/трэша, за которым маячит разухабистость панка и, черт меня дери, если перед нами не наследие Motorhead, при том, что прямых цитат на Лемми и Ко эти вещи не содержат. Однако лучшее представление о том, что из себя представляет современная Nervosa, дает финальная литургия ''Under Ruins'' – это зловещий и могучий трэш-метал, звучащий невероятно мощно и опасно, как и во времена своего триумфа.

"Perpetual Chaos" можно назвать если и не идеальной, то, по крайней мере, основательной и живой работой, пожалуй, лучшей и самой амбициозной из того, что выходило под вывеской Nervosa ранее. Эти барышни накрепко усвоили уроки своих легендарных предшественников и делают свое дело с таким же фанатизмом, первобытной страстью и искушающей бесовщинкой в глазах. При желании в этом альбоме можно найти недостатки, но вместо этого лучше врубить его на полную катушку и на сорок с небольшим минут позволить древним демонам металла овладеть всем своим существом. И не удивляйтесь потом, если захотите испытать все это еще раз. А потом еще… и еще раз…

Рецензия на сингл Anna Samoxa "Fiction"

24-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Новейший сингл Anna Samoxa со слоганом-подназванием “выбери свою иллюзию” является первым треком с её готовящегося альбома “Deaf Illuminator”, а это значит, что исполнительница выходит на новый уровень серьёзности и концептуальности, и без перемен тут явно не обойдётся. Ну а там где перемены, там и новые и неожиданные эксперименты, а это значит, что ждать от “Фикции” и “Глухого иллюминатора” можно всего самого удивительного и неожиданного, а прямо сейчас нам предстоит попробовать на вкус иллюзии и поиграть с ними.

У трека очень сердитое рок-н-ролльное звучание, а толщину струн задействованной в композиции гитары ощущаешь почти физически. Это настоящий рок-минимализм, но огненная вокальная работа Анны с оттенками Lacuna Coil мастерски расцвечивает всё своими красками и заставляет сочувствовать и сопереживать треку, а попутно ещё покачивать головой в такт и притоптывать ногой, вторя прилипчивому ритму-метражу. Она снова доказала всем, что может быть смелой и безрассудной, но за такие головокружительные провокации в её треки буквально влюбляешься.

“Fiction” – работа из серии “Sweet Dreams” Eurythmics, “Let my people go” и тому подобной рок-классики, где гипнотическая мелодия и медитативный качающий ритм задают тон всему, а тебя уносит вслед за ними как на американских горках. Порой может создаваться ощущение, что голос и инструментал в этом треке существуют как бы параллельно, лишь изредка соприкасаясь и вспоминая друг о друге, но это очередная иллюзия, а взаимопонимание тут между ними просто на грани фантастики.

Мелодии “Fiction” и просты, и сложны одновременно. В них есть что-то от кантри и от каких-то абсолютно элементарных рок-пьесок середины 80-х, но это кажущаяся простота, и уже спустя пару мгновений приходит осознание, насколько ловко и феерично Анна играет имеющимися в её распоряжении ингредиентами и как ловко их перетасовывает, создавая новые, неожиданные и совершенно свежие сочетания, творя свою магию словно в калейдоскопе или в театре абсурда,а в итоге всегда извлекая очередного белого кролика из казавшегося абсолютно пустым цилиндра.

Чувствуется увлечённость и симпатии Анны к группам вроде Roxette, но в отличие от её нежной и всесторонне лиричной баллады “All I Want”, новейший трек – это уже нечто совершенно другое. Это жёсткая, изорванная, бунтующая вещь с явственной эпатажной основой. После “All I Want” новейший сингл вокалистки выглядит словно разгул ковбойского кантри-беснования на каком-нибудь романтическом балу сразу же после романтики Селин Дион, и это невероятно бодрит и будоражит.

Творчество Анны отличает невероятное чувство стиля и умение очень легко и естественно переходить от одного жанрового, тематического и экзистенциального амплуа в совершенно другое, в силу чего каждый её новый трек при всей его непохожести на предыдущие вызывает исключительно светлые и позитивные впечатления. Это действительно альтернатива в самом широком смысле, и Anna Samoxa предлагает своим слушателям максимум разнообразия и не похожих друг на друга творческих масок-личин при умении быть верной себе и оставаться собой.

Её творчество это, в первую очередь, игра, и как в любой игре здесь не обойтись без гротеска, провокаций, хулиганства и толики безумия, что лично мне кажется чуть ли не основой привлекательности и уникальности особого музыкального стиля Анны. Она каждый раз новая, разная, непривычная, её каждый раз приходится узнавать заново, а улыбки без котов и говорящие цветы в её мире это нечто само собой разумеющееся, но именно в такой непредсказуемости в данном случае и состоит весь сок – в этом и кроется особый почерк Anna Samoxa, и это здорово.

По-прежнему остаётся только гадать, каким в итоге выйдет её альбом и сколько на нём будет разных стилей, головокружительных экспериментов и удивительных сочетаний, но я уже сейчас практически на 100% уверен, что этот готовящийся диск станет ярким и неординарным событием на отечественной независимой сцене, и его обязательно нужно будет услышать. Не так часто современные рок-вокалистки обладают настолько сокрушительной харизмой и таким убедительным вокальным диапазоном, а потому срочно берём Анну на заметку и ждём её альбом!

Рецензия на альбом группы Порт Июля "Знали травы"

24-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Что будет, если у Portishead слегка редуцировать процентное содержание трип-хопа, выдвинуть на первый план балладную рок-составляющую, мечтательный дрим-поп и искрящиеся россыпи психоделии? А получится группа Порт Июля во главе с их вокалисткой Юлией Тузовой. Я уже писал о сольном альбоме Юлии “Подлежащее” в 2014 году, и тогда мои впечатления по поводу творчества исполнительницы были самые восторженными и восхищёнными, ну а что же сейчас?

А сейчас в составе группы Порт Июля Юлия продолжает свои грустные эксперименты и предлагает всем интересующимся очередную порцию красивых интеллектуальных арт-скетчей в духе межсезонной, слегка болезненной рефлексии. Волшебный голос исполнительнцы всё так же гипнотически призывен и трепетно-беззащитен, а это значит, что нас с вами вновь ждут милые, удивительные и фантасмагорические прогулки по спящим городам и заброшенным садам, где живут призраки, несбывшиеся мечты и парадоксы.

“Знали травы” – очень питерский альбом, размеренный, прохладный, аристократичный и печальный. И в такой неспешной тоскующей печали действительно очень много медитативного и ночного. Это музыка ожившей, выступившей на первый план красоты, которая затмила все земные проблемы, всю суету, всё эмпирическое и прагматичное, и теперь долгое время подавляемые эмоции и чувства свободно плывут над спящими домами и фонарями, устремляясь в какие-то неведомые дали, а нам только и остаётся, что проронить им вслед: “как же красиво!”

В отличие от “Подлежащего” “Знали травы” более монолитный и единонаправленный диск, здесь нет таких жанровых переходов и вояжей, как это было у Юлии семь лет назад, а печаль новейшего альбома исполнительницы кажется сонной, релаксирующей и какой-то подводной. Все движения здесь нарочито замедленны, даже как будто гротескны (“Где-то далеко”), а треки перетекают друг в друга с какой-то ленивой и как будто неохотной изнеженностью будто в вязкой дремотной неге. Да и в самом деле, куда торопиться, если мы во сне и это сон?

Временами “Знали травы” отчётливо напоминал мне любимейший альбом Рады & Терновник “Всё любимое просто”, но без его крайностей, угрюмой депрессии и диссонансов. В звуковых дорожках этого альбома присутствует что-то от Инны Желанной времён её экспериментов с Малярией и отчасти с Farlanders, а эпизодические начитывания Юлии (“Над Невой”, “Правда”) вызывали у меня ассоциации с поэтическим альбомом Ирины Миклошнич “Туше”, а я сидел задумчивым каем на мостовой и перебирал эти аллюзии словно разноцветные стёклышки. Красиво ли? Очень.

Про параллели и меридианы альбома “Знали травы” можно было бы говорить ещё очень долго, но даже если перечислить полный список составных частей этой большой меланхоличной работы, её будет не свести к простой математической сумме составляющих, и всё равно понадобятся совсем другие образы и слова, чтобы описать музыку Юлии и её коллектива. Но стоит ли описывать сумеречные, столь чуждые строгим дефинициям песни и мистическую психоделию поэзии, если можно попробовать их на вкус, прикоснуться к ним и всё услышать самому?

“Знали травы” явно из тех релизов, окунаясь в которые, попадаешь в совершенно особый мир, где царит очень особенная атмосфера, и все мысли и чувства тут же изменяются и меняют свою окраску, преломляясь в свете фиолетовых лун и фосфоресцирующих отражений причудливых растений с этих странных и неведомых локаций. “Если хочешь говорить с камнями, научись молчать” – утверждают лесные шаманы, а для того чтобы понять и услышать голос растущих на новейшем альбоме Порта Июля трав, нужно научиться слушать и слышать. И оно стоит того.

Показать ещё