ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Чернава Яра "Княгиня"

Чернава Яра, Княгиня

18-02-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ЧЕРНАВА ЯРА – 2015 * * * * *
Neo folk rock
“КНЯГИНЯ”
SOUNDAGE PRODUCTION
Россия, Набережные Челны

Чернава Яра – проект талантливого музыканта Алексея “Nightbird” Соловьёва, известного по участию в группе Сердце-Камень, а также в качестве бывшего бас-гитариста Alkonost. А в качестве певицы выступила необыкновенная вокалистка Ольга Ланцева (экс-Невидь, Крамола).

Команда исполняет нежный напевный нео-фолк-рок в духе таких групп, как Светлояр, Светозар, Тол Мириам и Алевтина с красивейшими околославянскими мелодиями и чудесным женским вокалом. Язык не поворачивается сравнить Чернаву Яру с Мельницей – команда исполняет намного более вкрадчивый, вдумчивый и изысканный вариант фолка. Их треки менее сказочны, более аутентичны, и если можно так сказать, коллектив не столько играет в фолк, сколько живёт фолком, и в этом смысле так и хочется прибавить к ряду их стилистических характеристик тег “ambient”, поскольку их музыка воспринимается ровно, гладко, почти как Amethystium или Nord Frost.

И нужно сказать, что Ольга – настоящая находка для коллектива. Её мягкий околдовывающий голос звучит очень трепетно, заливисто и богато. Это тот самый случай, когда в голосе хочется тонуть и видеть в нём океан и небо, закаты, рассветы, звёзды и дикие травы с диковинными полевыми цветами.

Композиции коллектива действуют совсем как магия, при этом почти нигде напрямую к фэнтезийным и магическим темам не обращаясь. И при том, что состав исполняет фолк славянский и можно сказать, в какой-то степени патриотический, (хотя акцент на этом нигде не делается - само собой, мы ведь имеем дело с женским природным вариантом восприятия мира, и даже битвы и ратные подвиги излагаются здесь с точки зрения “Князь-князюшка что же так не ласков ты”), по мере прослушивания мне больше вспоминались совсем другие коллективы: не Инна Желанная и Ветер Воды, а Antichrisis и Hagalaz’ Runedance.

Дело тут в совершенно несвойственном для российского шоубиза подходе к записи и вообще к сочинению музыки. Чернава Яра звучит очень плавно, напевно, изысканно и даже эротично. От всех без исключения треков так и веет девственно-чистой природной красотой, силой и искренностью, открытостью, которой проникаешься уже с первых же минут звучания этого компакта, и это чувство прикосновения к прекрасному не оставляет и спустя часы и даже дни после того, как диск завершает свой бег и смолкает последний трек пластинки.

“Княгиня” – это проникновенная музыка любви, чистых и светлых чувств, ожидания чуда и исполнения долгожданного пророчества. На альбоме нет как таковой концепции, но один трек перетекает в другой настолько легко и естественно, даже лирически продолжая тему, начатую в предыдущей композиции, что назвав этот релиз альбомом концептуальным, я вряд ли ошибусь.

Не хотелось бы выделять какие-то отдельные вещи, так как все песни на альбоме хороши как на подбор, и, думаю, каждый найдёт здесь для себя своих персональных фаворитов. Но всё же не могу не сказать особо об открывающей диск волшебной “Кружи, ветер!”, напевной “Провожала”, призывной и зовущей “Возвернись!” и мистической, почти симфонической “Купала”.

На отечественной фолк-сцене давно не было настолько чистого, мерного, но в то же время предельно экспрессивного и эмоционального фолк-эмбиента с такими обнажённо-вкрадчивыми текстами и превосходным вокалом, благодаря чему Чернава Яра сразу же стала первой и лучшей группой в своей собственной, только ей присущей музыкальной нише. Альбом “Княгиня” – это диск группы, которую могут полюбить и приверженцы сурового блэка, и заядлые фолкеры, и ньюэйджеры, и почитатели неоклассики с самыми разными музыкальными экспериментами, да и вообще все, кто понимает, ценит и любит красивую, профессиональную музыку, сделанную с душой и с чувством.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев