ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом City Of The Lost "Beings Of Light. Chapter IV"

City Of The Lost, Beings Of Light. Chapter IV

25-07-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CITY OF THE LOST
Релиз
“BEINGS OF LIGHT. CHAPTER IV”
Год
2017
Стиль
Progressive post rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Не скрою, был очень рад узнать о выходе этого альбома, даже почти уверен ещё до прослушивания, что поставлю высший балл. Слишком уж много благоприятных факторов здесь сошлось: последняя часть масштабнейшей эпопеи о Хранителе Ключей от одной из сильнейших отечественных прогрессивных команд после очень интересного и глубокого прошлого альбома “Bridges To Nothing”. Ничего не забыл? Разве что стоит сказать, что группа обходится без вокала и занимает на отечественной инструментальной сцене противоположный полюс по отношению к мрачным экспериментаторам из Second To Sun, вплетая в свои пьесы электронику, пост-рок, трип-хоп и множество других влияний и завернув всё это в интеллектуальную концептуальность.

Только не надо думать, что City Of The Lost играют что-то гиперусложнённое и невразумительное. При всей многослойности и технической совершенности их треков, звучат они очень доступно, приветливо и слушабельно. Группа научилась сочинять цепляющие вещи ещё до начала тетралогии, финальная часть которой нам сейчас представляется, ну а в ходе разработки темы странствий Хранителя Ключей по разным экзотическим местам достигла в этом деле немалого мастерства, о чём можно догадаться, взглянув на потрясающе стильный арт на обложке компакта. Эти москвичи явно не из тех, кто делает что-то абы как, и тем интереснее послушать, что же они натворили на своей новейшей работе.

Прозрачное начало “For What Are We Fighting For?” сразу же задаёт пластинке умеренно-расслабляющий тон, свидетельствующий о том, что перед нами взрослая и выверенная работа настоящих профессионалов своего дела. Соло и риффы сменяют друг друга, и уже эта композиция звучит как максимально совершенный вариант того, к чему могли бы придти в ходе своего развития, скажем, Dream Theater. Металла как такового здесь почти нет, но эпизодические гитарные атаки всё-таки напоминают о том, что этот бескомпромиссный жанр находится где-то очень неподалёку, и как спящий вулкан, в любую секунду может проснуться, хотя в целом материал группы скорее напоминает что-то в духе Энио Морриконе и Джеймса Ласта.

“Красные Звёзды. Красные Гимны” предлагают ещё более изощрённую мелодику и вдохновенно-изысканную технику, а возможности музыкантов кажутся поистине безграничными. Они не скупятся на музыкальные темы и их развитие, что делает трек очень насыщенным и полифоничным, ну а следующая композиция “The Reason Why I’m Here” со своими воздушно-солирующими клавишными выглядит как небольшой экскурс во времена мелодик-рока a la Axxis и Kingdom (клавишные звучат как раз в духе этих групп), хотя мелодические и ритмические решения, понятное дело, представлены здесь совершенно в иной весовой категории, во многом даже превосходя классические альбомы культовых артрокеров.

В то же время я бы не сказал, что он вылизан и отполирован до идеально-нечеловеческого блеска. То тут, то там встречаются нестандартные ходы, которые могут вызвать споры и нарекания среди слушателя, но именно эти маленькие нюансы делают материал группы таким живым и одухотворённо-неповторимым в своей естественности. Время светлой меланхолии и доброго волшебства наступает в ”Justice”, цветы распускаются и ручейки играют солнечными бликами, а где-то далеко слышится ненавязчивый голос прибоя. Здесь развитие идёт уже не так стремительно, а в завершении звучат почти джазовые импровизации.

А вот “Стальное Сердце (Диалог)” - это тот самый шторм, который случается после тишины, если конечно в качестве шторма воспринимать эффектные металлические проигрыши с умеренным риффингом. Голоса в этой сюите по-прежнему нет, но чередование партий действительно напоминает диалог, который продолжается и в следующем номере под названием “A Fire Inside”, где клавишные в духе Amorphis переговариваются с разнообразными гитарными рисунками, которые оказываются то тяжёлыми, то проникновенно-нежными, то заключают в себе обе эти тенденции одновременно. Патетические аранжировки напоминают здесь симфо-метал, но стремительно-виртуозные проигрыши дают понять, что перед нами всё-таки нечто другое.

Вкрадчивое вступление “Stream Of Life” тоже очень быстро разрождается в гитарный “танец с саблями”, который на этот раз своей напористой ритмичностью напоминает традиционный хэви-метал и такие группы, как Savatage, Queensryche и Fates Warning. Конечно, здесь тоже не обошлось без пост-рока и фьюжновых гитар, которые уже давно стали составляющими частями особого стиля City Of The Lost, и “говорящие” соло-партии привычно заменяют собой вокал, а во второй части композиции даже переходят на тремоло, лишний раз напоминая о параллелях с Second To Sun, отличий с которыми у группы во много раз больше, чем сходств даже в этой пьесе, где “балалаечные” проигрыши исчезают так же неожиданно и стремительно, как и появились.

Но исчезают они только затем, чтобы снова вернуться в следующем меланхолично-среднетемповом треке “The Last Words” с динамичной, волнообразно струящейся атмосферой. “Reflection” приносит балладные переборы, словно предвосхищая идущую следом шикарную “Ballad Of The Key Keeper”. Эти две вещи – настоящий апофеоз альбома, чувствуется, что группа в них постаралась выложиться по максимуму. Описывать их дело неблагодарное, скажу только, что баллада Хранителя Ключей приближается к неоклассике настолько близко, насколько это только возможно, и представляет собой маленький прорыв мировой прогрессивной музыки, совершенно избегая надуманности и вычурности, в которые так легко сорваться в этом жанре.

Финальная “Fragile Peace Revives” не слабее и по-своему интересна, но после такого феерического триумфа воспринимается скорее как послесловие и хорошее, крепкое заключение по-настоящему сильной и самобытной пластинки, в оценке которой, возможно, я немного предвзят, но “Beings Of Light. Chapter IV” на самом деле как будто вбирает в себя всё лучшее из современного гитарного прогрессива, напоминая о Faith, Rebirth, BitachI, Second To Sun и даже Absorbed Dose и Трамвай Фантазий и сообщая своим творениям света и лучистую игривость, и тона мрачной рефлексии. Диск по всем пунктам превосходит прошлую работу группы и является даже в отрыве от всей сопутствующей концептуальности, о которой я в этот раз и не говорил, просто отличным релизом.