25-07-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Не скрою, был очень рад узнать о выходе этого альбома, даже почти уверен ещё до прослушивания, что поставлю высший балл. Слишком уж много благоприятных факторов здесь сошлось: последняя часть масштабнейшей эпопеи о Хранителе Ключей от одной из сильнейших отечественных прогрессивных команд после очень интересного и глубокого прошлого альбома “Bridges To Nothing”. Ничего не забыл? Разве что стоит сказать, что группа обходится без вокала и занимает на отечественной инструментальной сцене противоположный полюс по отношению к мрачным экспериментаторам из Second To Sun, вплетая в свои пьесы электронику, пост-рок, трип-хоп и множество других влияний и завернув всё это в интеллектуальную концептуальность.
Только не надо думать, что City Of The Lost играют что-то гиперусложнённое и невразумительное. При всей многослойности и технической совершенности их треков, звучат они очень доступно, приветливо и слушабельно. Группа научилась сочинять цепляющие вещи ещё до начала тетралогии, финальная часть которой нам сейчас представляется, ну а в ходе разработки темы странствий Хранителя Ключей по разным экзотическим местам достигла в этом деле немалого мастерства, о чём можно догадаться, взглянув на потрясающе стильный арт на обложке компакта. Эти москвичи явно не из тех, кто делает что-то абы как, и тем интереснее послушать, что же они натворили на своей новейшей работе.
Прозрачное начало “For What Are We Fighting For?” сразу же задаёт пластинке умеренно-расслабляющий тон, свидетельствующий о том, что перед нами взрослая и выверенная работа настоящих профессионалов своего дела. Соло и риффы сменяют друг друга, и уже эта композиция звучит как максимально совершенный вариант того, к чему могли бы придти в ходе своего развития, скажем, Dream Theater. Металла как такового здесь почти нет, но эпизодические гитарные атаки всё-таки напоминают о том, что этот бескомпромиссный жанр находится где-то очень неподалёку, и как спящий вулкан, в любую секунду может проснуться, хотя в целом материал группы скорее напоминает что-то в духе Энио Морриконе и Джеймса Ласта.
“Красные Звёзды. Красные Гимны” предлагают ещё более изощрённую мелодику и вдохновенно-изысканную технику, а возможности музыкантов кажутся поистине безграничными. Они не скупятся на музыкальные темы и их развитие, что делает трек очень насыщенным и полифоничным, ну а следующая композиция “The Reason Why I’m Here” со своими воздушно-солирующими клавишными выглядит как небольшой экскурс во времена мелодик-рока a la Axxis и Kingdom (клавишные звучат как раз в духе этих групп), хотя мелодические и ритмические решения, понятное дело, представлены здесь совершенно в иной весовой категории, во многом даже превосходя классические альбомы культовых артрокеров.
В то же время я бы не сказал, что он вылизан и отполирован до идеально-нечеловеческого блеска. То тут, то там встречаются нестандартные ходы, которые могут вызвать споры и нарекания среди слушателя, но именно эти маленькие нюансы делают материал группы таким живым и одухотворённо-неповторимым в своей естественности. Время светлой меланхолии и доброго волшебства наступает в ”Justice”, цветы распускаются и ручейки играют солнечными бликами, а где-то далеко слышится ненавязчивый голос прибоя. Здесь развитие идёт уже не так стремительно, а в завершении звучат почти джазовые импровизации.
А вот “Стальное Сердце (Диалог)” - это тот самый шторм, который случается после тишины, если конечно в качестве шторма воспринимать эффектные металлические проигрыши с умеренным риффингом. Голоса в этой сюите по-прежнему нет, но чередование партий действительно напоминает диалог, который продолжается и в следующем номере под названием “A Fire Inside”, где клавишные в духе Amorphis переговариваются с разнообразными гитарными рисунками, которые оказываются то тяжёлыми, то проникновенно-нежными, то заключают в себе обе эти тенденции одновременно. Патетические аранжировки напоминают здесь симфо-метал, но стремительно-виртуозные проигрыши дают понять, что перед нами всё-таки нечто другое.
Вкрадчивое вступление “Stream Of Life” тоже очень быстро разрождается в гитарный “танец с саблями”, который на этот раз своей напористой ритмичностью напоминает традиционный хэви-метал и такие группы, как Savatage, Queensryche и Fates Warning. Конечно, здесь тоже не обошлось без пост-рока и фьюжновых гитар, которые уже давно стали составляющими частями особого стиля City Of The Lost, и “говорящие” соло-партии привычно заменяют собой вокал, а во второй части композиции даже переходят на тремоло, лишний раз напоминая о параллелях с Second To Sun, отличий с которыми у группы во много раз больше, чем сходств даже в этой пьесе, где “балалаечные” проигрыши исчезают так же неожиданно и стремительно, как и появились.
Но исчезают они только затем, чтобы снова вернуться в следующем меланхолично-среднетемповом треке “The Last Words” с динамичной, волнообразно струящейся атмосферой. “Reflection” приносит балладные переборы, словно предвосхищая идущую следом шикарную “Ballad Of The Key Keeper”. Эти две вещи – настоящий апофеоз альбома, чувствуется, что группа в них постаралась выложиться по максимуму. Описывать их дело неблагодарное, скажу только, что баллада Хранителя Ключей приближается к неоклассике настолько близко, насколько это только возможно, и представляет собой маленький прорыв мировой прогрессивной музыки, совершенно избегая надуманности и вычурности, в которые так легко сорваться в этом жанре.
Финальная “Fragile Peace Revives” не слабее и по-своему интересна, но после такого феерического триумфа воспринимается скорее как послесловие и хорошее, крепкое заключение по-настоящему сильной и самобытной пластинки, в оценке которой, возможно, я немного предвзят, но “Beings Of Light. Chapter IV” на самом деле как будто вбирает в себя всё лучшее из современного гитарного прогрессива, напоминая о Faith, Rebirth, BitachI, Second To Sun и даже Absorbed Dose и Трамвай Фантазий и сообщая своим творениям света и лучистую игривость, и тона мрачной рефлексии. Диск по всем пунктам превосходит прошлую работу группы и является даже в отрыве от всей сопутствующей концептуальности, о которой я в этот раз и не говорил, просто отличным релизом.