ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на видеоклип Consuelo "Крылья Мечты"

Consuelo Крылья Мечты

19-09-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CONSUELO
Релиз
“КРЫЛЬЯ МЕЧТЫ” (Single+clip)
Год
2018
Стиль
Neoclassical crossover, ethno folk, neoclassic, synthpop
Лейбл
SELFRLEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Питерская Сара Брайтман Каэтана Альба продолжает вокально-инструментальные эксперименты и сейчас представляет нам свой самый масштабный, зрелищный и концептуальный на данный момент ролик, посвящённый последнему российскому царю Николаю Романову. Кстати, изначально выход клипа планировался  в прошлом году к 100-летию революции 1917 года, однако звёзды распорядились так, что все намеченные съёмки удалось завершить только в году нынешнем, и видео оказалось приурочено к столетию со дня смерти последнего русского императора и его семьи. Что интересно, сама Каэтана говорит, что не только это, а практически всё, что касалось клипа, съёмок и всего, что было с ними связано, оказалось пронизано странными и удивительными совпадениями и интересными символами.

По словам певицы, ролик был задуман как клип о России “в лучшем понимании этого слова” и призван показать зрителям и слушателям величие нашей родной страны, привлечь внимание к её истории и подвести некую черту, итог под прошедшим со дня судьбоносного для нашего народа столетием. Как я уже упоминал выше, съёмки длились долго, не все кадры были сделаны такими, как задумывались, с первого дубля, не обошлось даже без травм в ходе работы над видео, но результат получился очень достойный. Кстати, в том, что касается жанровой классификации данного релиза, то чуть выше совершенно не случайно виднеется этно-фолк – Consuelo на самом деле несколько отошли от своего привычного стиля и попытались приблизиться к фольклорной музыкальной традиции (правда, в очень модерновом варианте).

Хотя до собственно фолка коллектив всё-таки не дошёл - то, что в итоге получилось у Каэтаны и её музыкантов, заслуживает внимания не меньше, а даже больше, чем если бы Consuelo вдруг на самом деле оказались на вотчине Очелья Сороки или Nytt Land. Продолжая разговор исключительно о музыкальной составляющей актуального релиза, замечу, что пограничность (как раз та самая “кроссоверность”), на которую с самого начала делал ставку коллектив, сейчас никуда не исчезла, а наоборот зацвела пышным цветом: современные дарквейвовые синтезаторы, классическое пение и фолковая атмосфера представлены в “Крыльях мечты” в очень интересном сочетании, которое мне хоть и не кажется идеальным (на мой вкус синтезаторы слишком фоновые и минималистичные), но звучит представительно, оригинально и благозвучно.

А вот к видеоряду претензий никаких. Начиная от впечатляющего сходства актёра (не только в плане внешности как таковой, но и в том, что касается движений, мимики и тд), исполнившего роль императора и заканчивая кадрами в библиотеке и в поле, где Каэтана предстаёт в традиционно-русском одеянии (в том числе и в кокошнике), клип воспринимается очень целостно и концептуально, я бы сказал, внушительно, и оставляет сильное впечатление прикосновения к миру, о котором мы можем знать и узнавать только из книг или из документальных свидетельств – к миру великой, славной, всепрощающей, мудрой и святой России, оказавшейся перед лицом страшного переворота, кардинально изменившего её облик и облик всего русского народа, да и задавшего, собственно, тот культурно-метафизический фон, в котором действует и живёт сейчас каждый из нас.

Когда я смотрел это видео, то вспомнил о том, с каким жаром, с какой верой и теплом говорили о России наши классики – Достоевский, Соловьёв, Бердяев, Пастернак и другие. Многие даже находясь в эмиграции не переставали думать об Отечестве, стремились к нему душой, тосковали (вспомните хотя бы Набокова: “Бывают ночи: только лягу, в Россию поплывёт кровать; и вот ведут меня к оврагу, ведут к оврагу убивать”), а Юрий Мамлеев, которого называли “современным Достоевским”, даже развил целую философию о том, что Россия – это не просто нечто географическое, этническое и тд, а мощное метафизическое явление  - некая автономная часть вселенской души мира. При всём огромном количестве недостатков и парадоксальных курьёзов, наша родина была и остаётся великой страной с великим народом и огромным потенциалом – можно не знать этого или отрицать, но на реальность это никак не повлияет.

У меня есть сильное ощущение, что такие клипы, как “Крылья мечты” – это нечто такое, что обязательно должно быть, должно существовать и присутствовать в нашей жизни, как “Война и мир”, как “Преступление и наказание”, как “Доктор Живаго”, как поэзия Пушкина, которого я, кстати говоря, совершенно не люблю и не очень ценю как поэта. Не имеет значения, сколько человек сможет оценить духовное и историческое значение рецензируемого видео, проникнуться заложенными в него идеями и прочувствовать его посыл, важно, чтобы у тех, кому это нужно и интересно, была возможность приобщиться к данному культурному массиву, прикоснуться к этому явлению. Это как юбилей Led Zeppelin, например – можно не помнить и не ценить, но на величие группы и на масштаб её вклада в мировую музыку это никак не повлияет, оно просто есть.

До сих пор я ещё ничего не сказал о самой песне “Крылья Мечты”, на которую снят клип. Отчасти не сделал этого и оттягивал до последнего, поскольку такие вещи всё-таки нужно слушать, а не читать о них, тем более в эпоху массовой доступности Интернета. Скажу только, что этот трек стал, наверное, самым удачным опытом творческой эмпатии Каэтаны, в ходе которого она просто мастерски передала ощущение какой-то благочестивой неотмирной тайны (помните, как у Лермонтова: “и песен небес заменить не могли ей скучные песни земли”), связанной с жизнью и смертью семьи Романовых. Вслушайтесь в строчки и особенно в припев, и вы наверняка почувствуете нечто, что словами просто не выразить: “Руки расправь и как птица лети на крыльях своей мечты, к солнцу стремись, коль рождён в небесах. Крылья расправь без страха в глазах”.