ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Consuelo "Ты Выдумал Меня"

Consuelo "Ты Выдумал Меня"

06-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CONSUELO
Релиз
“ТЫ ВЫДУМАЛ МЕНЯ” (EP)
Год
2019
Стиль
Acoustic-art-rock / neoclassic / crossover
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Отрадно, что в наше время алгоритмов и информационных наводнений по-прежнему есть люди, которые занимаются настоящим творчеством, транслируют вечные, неизменные и подлинные ценности и не забывают о преемственности, о корнях и о той великой литературе, которая по-настоящему способна питать душу и разум. Именно из этого числа уже давно не начинающий и не безызвестный проект Consuelo, который совсем недавно представил тематический мини-альбом, посвящённый О.Э. Мандельштаму, затем проделал огромную работу по созданию альбома и клипа в честь столетия октябрьской революции и годовщины гибели последнего российского императора, а сейчас презентует свою очередную работу – EP на стихи А.А.Ахматовой, приуроченный к 130-летию со дня её рождения.

Давно выйдя за пределы неоклассического кроссовера и из тени Сары Брайтман, Каэтана Альба и превратившийся в её сольный проект Consuelo всячески экспериментируют, всемерно расширяя музыкальные и вербальные границы современного арт-рока за счёт использования классики, неоклассики, электроники, классической поэзии, оперных и околооперных вокальных партий. В отличие от альбома на стихи Мандельштама актуальный релиз был задуман как более атмосферное и лиричное музыкальное полотно, где не планировалось делать такой однозначный упор на сильные хитовые запоминающиеся мелодии, а основой являются исключительно настроение ахматовских строк и тот вербально-эмоциональный посыл, который Анна Андреевна заключила в ореол своих рифм и фраз.

Сосредоточившись на ранних лирических произведениях Ахматовой, Каэтана отобрала для альбома шесть стихотворений, поместила их словно в затейливые рамки в обрамление музыкальных переливов и спела, стараясь не отходить слишком сильно от изначального темпа и ритма стихотворений. Альбом начинается с трёх лирических стихотворений о любви, столь характерных для ранней Ахматовой, - “В последний раз”, “Пусть голоса органа снова грянут”, “Сероглазый король” - и в этом такая своего рода завязка альбома, хотя речь в данных произведениях идёт не только о любви и не совсем о любви, а также о грусти расставания, о плаче по умершему возлюбленному и в целом об эпохе, в которой прошло детство и юность Ахматовой, о дореволюционном времени.

Светлое, нежное и мечтательное стихотворение “В последний раз” звучит очень плавно и непринуждённо, “Пусть голоса органа снова грянут” нехотя уступает перед напором седой готической фундаментальности, а “Сероглазый король” предсказуемо мрачен и тревожен, хотя Каэтана не стала искусственно углублять надрыв произведения и благоразумно отказалась от использования предельной вокальной экспрессии, эффектно заменив её драматическим гитарным проигрышем в коде. Нужно отметить, что тонкий эстетический вкус не подвёл Каэтану, и её пение, как и музыкальное оформление в случае с данным альбомом на самом деле идеально подходят для стихотворений Ахматовой, не стараясь перетянуть внимание на себя и не нисходя на уровень простого фонового дополнения, а вновь и вновь предлагая разные и на самом деле очень интересные решения.

Каэтана пошла по уже знакомому и проторенному на своих предыдущих релизах пути совмещения старого и нового, вечного и современного, но не стала в этот раз углубляться в крайности. Никакой электроники и кричащих модерновых аранжировок на данном диске не содержится, всё очень строго, сдержанно, но в то же время глубоко, разнообразно, аутентично, хотя и совсем не архаично, не уныло и не бесцветно. Вокалистка смогла так спеть эти эпохальные и наверняка многим превосходно знакомые стихотворения, что написанные около сотни лет назад слова как будто обрели новую жизнь, а сквозь пение Каэтаны, кажется, то и дело будто проглядывает, сквозит голос самой Анны Андреевны, получившей возможность обратиться к современному поколению благодаря такому почти сверхъестественному посредничеству.

“Тот август, как жёлтое пламя” довольно сильно отличается по аранжировке и по подаче от первых трёх композиций, а посвящён первой мировой войне – водоразделу, разделяющему два века – и звучит очень мощно, полифонично, порывисто и драматично, то вводя в музыкальную канву трека хоры, то массированно обрушивая на слушателя ревущие звуковые водопады. “И мнится голос человека” концентрируется на послевоенном и послереволюционном времени, звучит очень рельефно и почти эмбиентно на фоне перезвона колоколов и тихих клавишных переборов, а финальная, давшая название альбому “Ты выдумал меня” представляет собой стихотворение уже зрелой Ахматовой, её взгляд на свою жизнь и на своё прошлое. Это самая сильная композиция на альбоме, самая контрастная, лиричная и насыщенная, хотя и далеко не самая продолжительная.

Каэтана не была бы собой, если бы отказалась от экспериментов и некоторого хулиганства, и рецензируемый EP на самом деле содержит несколько очень интересных решений, среди которых стоит упомянуть хотя бы использование балалайки в треке “Тот август, как жёлтое пламя”, а также очень смелые, разнообразные и по-настоящему симфоничные аранжировки, которые действительно смогли очень ярко и живо оттенить знаменитые ахматовские строфы и сделать их ближе и понятнее современному поколению. Что самое интересное, сейчас, несмотря на то, что EP уже выпущен, работа над наследием Анны Андреевны продолжается. Как говорит Каэтана, в процессе записи EP родились ещё две композиции на стихи Анны Андреевны, а помимо всего прочего, прямо в эти дни идёт съёмка клипа на один из треков, а осенью аудио и видео планируются к изданию.

Поистине заслуживает восхищения то, насколько сильно, глубоко и как каждый раз по-разному Каэтана представляет на своих релизах разные грани истории, будь то стихи Ф.Г.Лорки, “Хабанера”, “Песня варяжского гостя”, произведения Мандельштама или Ахматовой. Не повторяясь и не изменяя себе, певица находит способы наилучшего выражения именно той конкретной эпохи и того отдельно взятого человека, о котором идёт речь здесь и сейчас, и делает это с таким порывом и страстью, с такой степенью самозабвенного погружения в тему и в материал, что на самом деле возникает ощущение, что мы присутствуем на каком-то спиритическом сеансе, где силой искусства, художественных средств выразительности и пламенной энергии человеческой эмпатии вызваны к жизни не просто реалии прошлого, но само это прошлое и люди, которые точно так же как и мы сейчас, некогда жили, творили и искали.