ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом DEgITx "Forest Spirits"

DEgITx, Forest Spirits

26-07-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

DEGITX – 2016 * * * * *
Power metal / instrumental / electro-industrial / melodic death metal / sid metal / folk metal / ambient
"FOREST SPIRITS"
SELFRELEASED
Беларусь, Минск

Белорусский проект DEgITx из города Минск состоит из единственного участника, композитора и программиста Алексея Касьянчука, и ведет свою деятельность с 2013 года, выпустив за это время уже три полноформатника. Проект определяет свой жанр как sid-metal, по-видимому, вдохновившись творчеством шведской метал-группы Machinae Supremacy, использующей в своей музыке  так называемые чиптюны, и окрестившей так свое направление.

Немного ликбеза. Чиптюн (англ. chiptune) — электронная музыка, синтезируемая в реальном времени аудиочипом компьютера или игровой приставки (обычно ранних поколений), а не набором музыкальных семплов, записанных с аудиоустройств. Рассветом чиптюна является середина 1980-х — середина 1990-х, при появлении звуковых чипов в первых домашних компьютерах, таких как Commodore 64, ZX-Spectrum и т. д. В чиптюне звук кодируется при помощи простейших математических формул, задающих звуковые волны разной длины, плюс шумовой канал. Музыка создаётся не расположением нот на нотном стане, а фактически написанием отдельной программы. Позднее появились специальные программы, как правило, работающие по принципу трекера.

Новейший альбом DEgITx, получивший название "Forest Spirits", был представлен в марте этого года,  и в его записи приняли участие самые разнообразные музыканты, среди которых вокалистка Len из проекта Harmony Team, занимающегося переводом аниме-песен на русский язык, немецкий музыкант Matty M. (из melodic metalcore группы Ignite The Living) и басист Дмитрий Марков. Но и на этом не заканчиваются неожиданности: одна из песен даже включает отрывки из лекций американского астрофизика Нила Деграсс Тайсона на тему тёмной энергии.

После прозрачного медитативного интро “Somewhere On Glade” с чарующим звуком арфы, пением птиц и другими лесными звуками, мы попадаем в мир композиции “Road To Heaven”, записанной при участии металкорщика Matty M. Несмотря на любовь Мэтти к core-делам, его симпатии как и всегда оказались на стороне мелодики, и эта вещь стала не только очень напористой, экспрессивной, зажигательной, но и безмерно мелодичной, напомнив мне даже Джо Сатриани с его “Surfing With The Alien”.

Необыкновенная волшебная “Stepfather” играет контрастом тяжёлых, но мелодичных гитар и стратосферных клавишных, которые уже спустя треть трека выдают такие атмосферные пассажи, что реально тут только держаться и держаться (за поручни кресла…,особенно если вы в самолёте или, не приведи бог, в межгалактической ракете), чтобы не унесло в безвоздушное пространство. По мере развития трека соло на клавишных и соло на гитаре сменяют одно другое, переливаясь солнечно-водными бликами, играя самыми разными оттенками и звуковыми хитросплетениями. Прослушивая этот трек, я вспомнил слова из стихотворения М.Ю. Лермонтова: “И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земные….”. “Stepfather” напоминает как раз то, что Михаил Юрьевич называет звуками небес.

Что может быть более противоположным и противолежащим, чем лунный свет и лучи рассвета -“Moonlight And Sunrise”?. Ещё одна композиция, построенная на контрасте нежных серебристых лунных нитей клавишных и бодрых, ритмичных партий гитар, которые переплетаются друг с другом настолько причудливо, что порой просто диву даёшься: ни Rough Silk, ни Арьен Лукассен с его Ayreon и близко не приближались к таким гармониям и таким полётным воздушным музыкальным построениям. К слову, если уж говорить о минусах, то дисторшен гитары местами мог бы быть чуть менее грубоват и удобоварим, так как в некоторых фрагментах его скрежет по сравнению с остальным великолепием немного режет слух. Но это я уже придираюсь.

И вот снова настало время арф и прекрасных небесных и лесных звуков, которые так напоминают эльфийскую трилогию Caprice и некоторые творения Amethystium. Пожалуй, такие треки удаются у DEgITx на сегодняшний день лучше всего. В них больше всего волшебства, какого-то неземного потустороннего, немного странного очарования и пружинящей наэлектризованности, которая так прекрасно гармонирует с музыкой арф, флейт и необычными звуками, возникающими то тут, то здесь, словно маленькие фейри шалят и что-то время от времени переворачивают и перекатывают с места на место.

Композиция “Remember Your Name” стала первым треком, в котором присутствует вокал – красивый, богатый красками, чувствами и оттенками тёплый женский голос Len, который идеально подошёл музыкальной канве, создаваемой гением белорусского маэстро  клавиш и аранжировок. Трудно удержаться от сравнения с “Valley Of The Queens”, но тяжёлые гитары не дают сделать такое сравнение полностью оправданным, и, пожалуй, это хорошо. Хотя, повторюсь, слишком нарочито грубый и шероховатый звук гитар на этом альбоме я скорее отнёс бы к его недостаткам. Хрупкие нежные гармонии как будто не выдерживают скрежета примоченных шести струн и местами просто распадаются, разлетаясь в разные стороны как лепестки розы, не выдержавшей слишком сильного ветра.

За мечтательным названием “Far Away” скрывается игривая лёгкая пьеса с традиционной тяжёлой гитарной подкладкой и неудержимым клавишным волшебством, которое, кажется, в этом треке уже совсем не заботится ни о каких стилистических рамках и границах и просто парит, летит, творит и чудодействует. Иного слова тут просто не придумать. Лёгкий, слегка утяжелённый дисторшеном фьюжн неоклассики, арт-рока и волшебных снов. Что может быть лучше и прекраснее? Такую музыку вполне могли себе исполнять где-нибудь веке в 17 французские аристократы и радоваться ей не меньше, чем мы сейчас. “Far Away” – это действительно пример музыкального произведения, которое находится вне пространства и времени. Ни много, ни мало современная классика.

“Jinx” – это как будто слегка ремиксованный Caprice, в гости к которому вдруг решил зайти не менее странный лесной зверёк Dvar, а где-то поблизости проплывали ранние Aesma Daeva. И, пожалуй, это один из немногих номеров “Forest Spirits”, где тяжесть и наждачность ритм-гитар не только уместна, но и более, чем желательна. Эта резкость и рвущая пространство порывистость привносит в атмосферу “Jinx” тот редкий 3D-объём, который так нечасто встретишь в наше время в рок и метал-альбомах и который так радует сердце искушённого (и искусившегося) меломана.

И снова трек с участием металкорщика Matty M. “Minefield”. Да, несомненно, тут влияние стилистики основной группы Матти гораздо сильнее, чем в “Somewhere On Glade”, но и здесь оно уравновешиваются и приводятся к некоему единому знаменателю стараниями основателя и лидера группы Алексея и его необыкновенных клавишных зарисовок, которые поначалу как будто вступают в бой с агрессивными металкоровыми пассажами, а потом одерживают над ними сокрушительную и феерическую победу! Браво, Алексей! Превосходно!

Композиция “Dark Energy”, в которую как раз и включены отрывки из лекций американского астрофизика Нила Деграсс Тайсона на тему темной энергии, один из самых ярких, атмосферных и необычных фрагментов на альбоме. Голос Нила идеально дополняет таинственные мрачноватые, почти космические проигрыши Алексея и не менее таинственные, почти думовые гитары с размеренным перебором клавишных. Бьюсь об заклад, если бы это услышали Кейт Буш, ребята из Yes и Сид Баретт, они были бы просто в восторге!

Но кто знает имя ветра? Если кто-то и знает, то только Сид Баретт! Хотя против всех ожиданий композиция с таким названием (“The Name Of The Wind”) напоминает скорее утяжелённый Electric Light Orchestra со сверхвиртуозным клавишным соло, вызывающим аналогии со знаменитым “Полётом шмеля”. А вот следующий трек, который называется “Лесной дом” (“Forest House”) – это быстрый позитивный инструментал, который просто приятно слушать и переслушивать снова и снова, как, наверное, было бы приятно жить в таком вот домике в лесу, где помимо традиционных для всякой избушки домовых и привидений, живут феи, эльфы и прочие лесные духи, от чего в этом доме всё ходит ходуном и стоит вверх дном, а клавиши всё рисуют и рисуют свои причудливые зарисовки, и уже непонятно, то ли это Алексей сейчас за инструментом, то ли кто-то из этих маленьких полумифических созданий.

Обворожительный, как будто бы 8-битный кавер на тему игры Battletoads “Surf City” переходит в индустриальную вокальную версию композиции “Winter Storm”. И вновь великолепный радушный (и радужный) вокал Len, словно голос Герды, пробирающейся сквозь ледяные сумерки и козни Снежной Ведьмы по-настоящему радует и даже восхищает (Хех, особенно, учитывая тот факт, что “Снежная Королева” была моей самой любимой сказкой с самого детства). Да, этот трек действительно посвящён великому произведению датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, и, на мой взгляд, является одним из лучших звуковых вариаций на эту тему. Этот трек – мой безусловный фаворит на альбоме.

“Nobody Will Escape” удивляет почти индустриальными синтетическими риффами, за которыми так и кажется, почти угадывается коварный, притаившийся и только ждущий своего часа Fear Factory. Нехарактерно плотная и солидная ритм-секция, словно стальной каркас, служит плацдармом для необычно звучащих на этот раз компьютерных футуристических клавишных - чиптюнов.

Трек с необычным названием “Lelungan Kulo” – это полностью клавишная, немного игривая, своеобразная зарисовка в духе Keiko Matsui. Возможно, именно Японией и японскими фейри веет от этого номера. Как бы там ни было, эта вещь могла бы стать идеальным саундтреком для фильмов студии Gibli и творений Хайао Миядзаки.

Завершают альбом инструментальные версии двух, пожалуй, самых ярких треков с пластинки -“Remember Your Name” и “Dark Energy”. Первая, преимущественно гитарная, версия столь впечатлившего меня номера не менее хороша, чем и его вокальная интерпретация, что достигается во многом благодаря присутствию утончённых партий акустической гитары, звучание которой воспринимается почти как человеческий голос. Инструментальная версия “Dark Energy” звучит ещё более мистично и космически, а отсутствие цитат уважаемого профессора уже не отвлекает ни на что постороннее, делая этот трек самым минималистическим и почти эмбиентным, несмотря на то, что тяжёлые гитары и характерные, так напоминающие мне зрелый Samael, клавиши, никуда не исчезают, продолжая своё затейливое звёздное повествование.

Мне очень трудно оценивать новейшую работу проекта DEgITx, хотя бы потому, что эта музыка - это определённо “моё”. И новый “лесной” альбом, посвящённый элементалам – духам природы, мне близок как ничто и никогда. Да, мне не всегда нравится звучание тяжёлой гитары, и, возможно, будь оно чуть мягче и умереннее, общая атмосфера альбома от этого только выиграла бы, но на “Forests Spirits” столько неожиданных находок, настоящих откровений и волшебных чудес, что пройти мимо этого альбома просто совершенно невозможно.

Для кого-то камнем преткновения, помешавшим зайти в эту заповедную дверь станет количество треков, представленных на пластинке, и действительно 18 в наше время это весьма и весьма немало. Но, поверьте, эти композиции – этот мир, который состоит из этих треков - стоит того, чтобы войти в него и попытаться проникнуться удивительной и уникальной атмосферой sid-metal, который творит DEgITx. Я нисколько не сомневаюсь, что сами фейри помогали Алексею при создании его новейшего творения, и в итоге всё вышло просто великолепно. Нереально великолепно.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев