ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Devilgroth "Ivan Grozny"

Devilgroth "Ivan Grozny"

13-03-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
DEVILGROTH
Релиз
"IVAN GROZNY"
Год
2017
Стиль
Black metal
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS / NARCOLEPTICA PRODUCTIONS / RED TRUTH RECORDS
Страна, город
Россия, Новосибирск

Ставший главным героем фильма “Иван Васильевич меняет профессию” царь Иван IV – личность в высшей степени интересная, загадочная и харизматичная. У правителя была целая куча весьма специфических тараканов в голове, и дело даже не в том, что он убил собственного сына и учинил опричнину, обижался на бояр и воевод и вообще всячески склонялся к самодурству, а в том, почему и как он это всё делал. Самодержец считал, что служение царское является высшей формой служения аскетического, монашеского, сам он – посланник Бога, держава (народ) – это плоть, а властитель должен всячески умерщвлять её, чтобы таким образом спасти для жизни вечной. Перечислять особенности философии монарха и описывать курьёзы его биографии можно долго, но мы лучше посмотрим, как это сделали новосибирские экстремальщики из Devilgroth.

Стильный монохромный арт и выполненный в таком же стиле буклет с портретом царя и англоязычными текстами настраивает на серьёзный лад, намекая, что нашему вниманию предлагается глубокое и всестороннее исследование. Не буду томить, скажу сразу, что лично моих ожиданий лирика не оправдала: никакой философской глубины и исторического анализа там нет, всё написано вполне в стиле блэк-металла с соответствующим пафосом, вкраплениями прямой речи, громкими призывами – эмоционально, но не блестяще. С другой стороны, атмосферу эпохи в соответствующем культурном разрезе они передают и против истины ничуть не погрешают, а для иностранцев вполне могут сойти за манну небесную, сделав диск отлично экспортируемым продуктом наравне с матрёшками, шапками-ушанками, водкой и медведями.

Музыка дуэта интереснее лирики, и представляет собой мрачный дарк-блэк с упадническими мелодиями, мощными хорами, как будто балалаечным гитарным тремоло и стенающим фронтменом. В целом диск воспринимается как массивная блэк-эпопея: композиции изломаны, обладают множеством переходов и пассажей, среди которых вполне можно потеряться, как и в тёмных коридорах кремлёвских подземелий (один из треков так и называется - “Dark Hallways Of Kremlin”). В свете последних тенденций чёрного металла вполне можно было бы сказать, что Devilgroth решили повторить успех поляков из Batushka, но отправились за вдохновением не на Литургию в храм Василия Блаженного, а на страницы русской истории, где обрели не меньше впечатляющей камерности и характерной классической академичности, подрастеряв, правда, слегка свой особый сыроватый тру-шарм.

Всё выполнено в узнаваемом девилгротовском ключе, и те, кто оценил их предыдущий полноформатник “Morena”, наверняка, примут и “Ivan Grozny”, хотя лично мне всё же ближе предыдущий диск с его более простыми, ритмичными и олдскульными решениями, где на обложке восседала на своём троне прекрасная Морена, как будто закосплеившая Снежную Королеву, и пахло такой снежной стужей, что аж зубы стучали.  Но это - дело вкуса. Кому поп, кому – попова дочка, кому – царь, а кому – эпос про навь и Стрибога. По сравнению  со своим прошлым творением Devilgroth стали куда как симфоничнее и объёмнее – вокальнее, абстрактнее, но плюс это или минус судить не возьмусь. А вот, кстати, неплохой пример в плане сопровождающих композиции слов – лаконичная “Forgiveness… My Son”:

“Forgiveness… my son Прощение…. Мой сын,
I was a tsar. Я был царём.
You were my son. Ты был моим сыном.
I created you and I killed you. Я породил тебя, я тебя и убил.
I can’t forgive myself. Я не могу простить себя.
Forgiveness… my son” Прощение…. мой сын.

(c) Devilgroth – “Forgiveness My Son”

Кстати, в конце жизни Иван Васильевич действительно стал задумываться о прощении. Как оказалось, он даже записал в специальную книжечку имена всех (!) убиенных собственноручно или по своему приказу людей (а их было не просто немало, а очень немало!) и горячо молился о каждом из данного списка на протяжении достаточно долгого времени. Что самое интересное, теперь благодаря Devilgroth даже школьники и гламурные чиксы в футболках Burzum смогут цитировать великого монарха и получат возможность блеснуть перед сверстниками и учителями своей начитанностью и широтой кругозора. Ну а если серьёзно, альбом на самом деле видный, примечательный и неплохой. Сделано и издано стильно и со знанием дела, хоры величественны и глубоки, а риффы болезненны и пропитаны настоявшейся в веках скорбью.