ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Donny Highway "Spiral Visions"

18-11-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

DONNY HIGHWAY – 2016
Alternative/nu metal
"SPIRAL VISIONS"
SELFRELEASED
Россия, Екатеринбург

Этот молодой состав действительно является уникальным музыкальным новообразованием. Участники коллектива постулируют своё музыкальное credo как смесь ритмики ню-металла (Deftones, Korn), духа и глубины пионеров альтернативного рока 90-х (Faith No More, Smashing Pumpkins, Tool) и мечтательной романтики 80-х (The Cure, Cocteau Twins). Уже описание и реестр перечисленных исполнителей весьма впечатляет. Смешать Tool с Робертом Смитом и Deftones? Это что же такое получится? Исчерпывающий ответ на этот отнюдь не праздный вопрос даёт дебютный диск Donny Highway, названный “Spiral Visions”.

Что за “спиральные видения” послужили источником вдохновения для создателей этого лонгплея легко догадаться, едва мы заглянем в сообщество коллектива Вконтакте и на личные страницы музыкантов группы. Как пишут эти люди, их цель – “нести в массы высокое искусство, идею эскапизма и загадочность посредством аудио и визуальных образов”. Их интересуют “темы любовных и сексуальных отношений, рассматриваемые через призму специфического мировоззрения музыкантов, подпитываемые пейзажами родных мест с ощущением блужданий в холодном пространстве космоса и сбивающей с ног невесомости”. Вы, быть может, не поверите, но что-то именно такое мне и ожидалось. Космос, невесомость, сексуальные отношения, высокое искусство….да, определённо, я так и думал с самого начала, что будет нечто подобное.

Атмосферно-глубокие клавишные открывающие своеобразное intro “Auroral”, а затем переходящие в какофонический гитарный скрежет заставляют слушателя настроиться на нужную волну, и второй трек “Of Trees And Berries” по сути задаёт тон всему альбому: воздушно-прозрачные гитарные пассажи, напористость разнообразных вокальных линий и то, что я обычно называю музыкальным акмеизмом или арт-металлом. “Spiral Visions” – это вдохновенная эклектика, произрастающая из инаковости восприятия мира, особого мироощущения и миропонимания, которые само собой находят своё отражение и в творчестве этих искателей и экспериментаторов от мира музыки. Я бы не сказал, что Donny Highway исполняют что-то принципиально новое, но уже третий трек “Shakuhachi” заставил меня попридержать эти слова, поскольку просто рассыпался целым сонмом аллюзий к Cinema Strange, Dvar, Sopor Aeternus и прочей авангардной мистике с лёгким привкусом ориентальных мелодий.

В музыкальном материале этой команды лично я услышал и нашёл гораздо больше, чем было заявлено самими авторами этого впечатляющего синкретического полотна: Dope Stars Inc., поздний Amorphis, HIM, Mandragora Scream (“Arizona’s Comb”), даже Мэрлина Мэнсона (!) и многих совсем других. Чуть ли не Moby и Sex Pistols. Музыканты действительно не боятся экспериментировать, а скорее, просто не заморачиваются, как и в каком стиле будут звучать их песни, нанизывая словно разноцветные бисеринки на упругую леску совершенно разные по форме, размеру, фактуре и происхождению бусинки с тем, чтобы достичь одним им известной и понятной цели.

И одним из главных козырей и сильных сторон этого музыкального акта, несомненно, является впечатляющее вокальное многоголосье, иногда отдалённо, а иногда и неотдалённо напоминающее так называемый Ансамбль Теней (Ensemble Of Shadows), который в своё время так здорово аккомпанировал Анне Варне на её/его альбомах. Голоса то стонут и жалуются, то хрипят и злятся, то звучат как нечто совершенно потустороннее и небывалое, переплетаются друг с другом, соединяясь в  самых странных, необычных и непредвиденных сочетаниях, напоминая то одного известного певца, то другого. По сути, Donny Highway можно слушать уже из-за одних вокальных партий. Они волшебны. Пару раз я даже услышал самого Великого и Ужасного Оззи (“Boceta”, “Metallic Detective”). И подобная харизма вокалистов сразу же и безусловно располагает к себе слушателей.

Но не голосами едиными однако жива и интересна эта капелла. Причудливое, “космическое” сочетание клавишных, пост-роковых гитар и отстранённой атмосферы напоминает то ли The Gathering времён “How To Measure A Planet” и их эпохального dvd “A Sound Relief”, то ли Portishead, то ли последний альбом питерской группы Grenouer, то ли ещё кого-то из их друзей-“космонавтов” (“Sunboy”). И если вам когда-либо доводилось покупать в автомагазине колёса “чтобы уехать”, я знаю, что смогу порекомендовать вам, если однажды вам захочется “улететь”. Вы спрашиваете, что? Конечно же, дебютное творение Donny Highway. Но вот, куда заведёт (унесёт) вас это взлётное шоссе ручаться не могу, ибо сам ещё в полёте и приземляться пока не планирую.

Рядовому слушателю “Spiral Visions” может показаться жутко затянутым. Куда уж дебютной работе какой-то никому не известной команды держать внимание слушателя на протяжении аж тринадцати треков, когда даже “маститые журналисты” не могут дослушать 60-минутный альбом Sirenia до конца. В принципе, я согласен: песен действительно многовато, но и ориентирован релиз ведь на людей подготовленных и не случайных. А экстатическая, чуть ли не эротическая окрашенность вокальных линий (“Cold Drive”), делает прослушивание даже такого долгоиграющего лонгплея приятным и расслабляющим, (но не усыпляющим!) чему способствуют эпизодические нервно-агрессивные всплески эмоциональной активности в подкорке вокалиста.

В целом пластинка слушается очень ровно и монохромно, даже не смотря на ту вокальную полифонию, о которой я говорил чуть выше, но есть на “Spiral Visions” настоящие бомбы. Одна из них - “We Shut Up”. Эта вещь гениальна в своей простоте и пробирающей до спинного мозга пронзительности. Я действительно не могу вспомнить, когда слышал настолько потрясающую и изысканную балладу. Здесь влияние Мэнсона, Misfits и Type O Negative доходит до своего апогея и взрывается шизофреничным фейерверком из слёз и чьих-то разбитых линз. Собственно с этой вещи (девятая по счёту) и начинается триумфальное шествие хитов и неожиданностей от Donny Highway.

Тоже балладная, но немного более грубая и прямолинейная “Cascato Do Caracol (Sazerland)”, хотя и не лишёна своеобразных затей, по большей части только бередит нёбо лёгким послевкусием после “We Shut Up”, а “Metallic Detective” приносит ощущение того, что великий певец из Black Sabbath окончательно сбрендил и ударился в психодел. Совершенно неожиданная, хоть и не русскоязычная “По спирали” сходу напомнила мне моих норвежских любимцев из In The Woods… времён их “Strange In Stereo” с оттенками балалаечных экспериментов группы Поезд Родина, став для меня вторым абсолютным хитом на этом альбоме. Ну а завершает диск чуть ли не пинкфлойдовская “Elektra” с роскошным рокотом моря на фоне гитарных переборов. “Ты когда-нибудь видел море?”

И я нет. Но зато я слышал, как море приходило ко мне с помощью звука, и это называлось “Spiral Visions”. По большому счёту такие пластинки нужно оставлять вовсе безо всякой оценки, как я определённо поступил бы с флойдовским “Division Bell” или “Delicate Sound Of Thunder”. Для меня эти альбомы абсолютные шедевры, но кто-то принципиально не принимает эту группу без Баретта. И всё-таки Donny Highway по-настоящему гениальны в своей непосредственности и открытости космическим колебаниям и природным стихиям, которые им так ловко удалось поймать своими антеннами и выразить с помощью земных инструментов, запустив запредельное в наш слишком ограниченный и плоский мир.