ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы дваразашакур "Четверть"

дваразашакур "Четверть"

23-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ДВАРАЗАШАКУР – 2016
Alternative rock / electronic / rock
"ЧЕТВЕРТЬ" (EP)
SELFRELEASED
Россия, Екатеринбург

Однажды герой русского фольклора Василий Иванович провалил экзамен по математике. Вопрос ему попался сложный. Разделить один на два. “И я ж, главное, понимаю умом-то, что пол-литры будет, а объяснить не могу!” – жаловался своему верному товарищу Петьке легендарный красноармеец. Многое в странах бывшего СССР всегда делалось по наитию, интуитивно, без применения каких-то особенных научных знаний. Вряд ли кто-то не знал во времена того же Василь Иваныча (а сейчас тем более), что такое “четверть”. Но не с математической, понятное дело, точки зрения, а исключительно с повседневной: выпить-закусить. Впрочем, зачем и пить тогда, если закусывать…

На такие вот размышления навёл меня новейший четырёхтрековый мини-альбом весьма самобытной (что видно невооружённым стаканом глазом уже из названия) екатеринбургской капеллы под тематическим названием дваразашакур. Музыканты никогда не скрывали своей “Большой и Настоящей Любви к Жизни”, а также всегда любили “бахать что-нибудь горячительное и читать много интересных книжек”, а по сему, мне кажется, случай, произошедший некогда в экзаменационном классе с легендарным комсоргом вполне подходит и по атмосфере, и по какой-то внутренней горячительной эпатажности специфике рецензируемого коллектива.

Итак – “Четверть”. За увесисто бросающейся в глаза непривычному в силу своего аристократического воспитания недеревенскому жителю обложкой ненавязчиво таятся три трека и ремикс на один из них. То есть 3+1. Вот вам и “четверть” – всё просто. После произошедших в лагере команды кадровых перемен дваразашакур превратился в своеобразный шестигранник, выразивший благодарность Варваре Изгагиной “за то, что ушла из коллектива”.  Но свято место пусто не бывает, и, как я понимаю, место Варвары уже занято сессионной вокалисткой по имени Анастасия Котова, которая также удостоилась отдельной благодарности “за чарующий вокал”.

От слов – к делу. То есть к музыке. Открывает релиз та самая вещь, которая в завершении этого компакта удостоится стать ремиксом, а именно “Миллионы”. Пружинящий электронно-инди-роковый ритм прекрасно оттеняет вкрадчивый мужской вокал, вещающий вполне в духе Смысловых Галлюцинаций и группы Ундервуд о разных пограничных молодёжных состояниях: “Миллионы слёз, сигналы S.O.S, для моих надежд один прогноз, один диагноз: никаких причин себя беречь, я на самом дне, и мне осталось умереть во сне”. Уверенно застревающий в мозгу припев роднит дваразашакур с теми же Смысловыми Галлюцинациями, но не совсем.

И свидетельством тому является второй по счёту брутальный трек “Мастодонты”, встречающий слушателя грубыми наигрышами бас-гитары, а затем уже почти шквальным электро-инди-роковым звуком, который сметает с берега пустые пачки сигарет, заснувших чаек и чьи-то полосатые носки. Лидирующий вокал, в отличие от песни “Миллионы” напоминает скорее Distemper, и мне так и хочется услышать “…если опять не кончился феназепам…..”, но вместо этого я слышу: “расшыряло зрачки подсознание, вымирание по плану уже слишком поздно, всё напрасно, под снос моё здание, не работают аттракционы, поливало дождём остов мраморный, считая осколки, умирал мастодонт в сердце раненный, погружаясь во тьму твоих стёкол…”.

Женский вокал ставит жирное многоточие символом своеобразной эпитафии погибшего мастодонта, и мы переходим к треку номер 3 – “Мотив”. Харизматично-въедающийся в сознание и наверняка рассчитанный на эффект, не далеко уходящий от действия ядерной бомбы в плане влияния на впечатлительный женский пол, отнюдь не так жесток, как упомянутая выше бомба и рассказывает нам свои лирические околофилософские идеи почти как герой некогда культового фильма “Асса”. Мужской хор неожиданно добавляет треку удивительное сходство с деятельностью хора Турецкого, а в целом всё вполне по плану. Indie. Electronic. Rock.

Огромной хитовой кляксой в песенном наборе альбома “Четверть” выделяется ремикс на “Миллионы”. Мрачные, окологотические (а скорее самоироничные) лириксы звучат в обрамлении дискотечного тыц-тыц (не надо пугаться!) в духе Планки и даже кого-то из наиболее слушабельных и доступных широким массам представителей dark electro наподобие Killing Ophelia. Бодрые электронные пассажи звучат настолько естественно и аутентично, что я бы ни за что не стал бы грешить на эту версию “Миллионов” как на ремикс, а подумал бы, что это такая вполне себе самостоятельная версия. Но дваразашакур отчего-то стесняются своей хитовости.

По крайней мере мне так показалось. Скажу честно: если бы я не видел обложку (раз), название группы и особенности его написания (два), информацию, значащуюся в описании сообщества Вк этого коллектива (три), а просто вот так включил бы наугад “Миллионы” или “Мотив”, то до сих пор бы пребывал в блаженном неведении и думал, что мы имеем дело со вполне себе таким нормальным и радиоориентированным современным инди. Но нет. Революция на то и есть революция, что главное здесь конспирация. И дваразашакур законспирировались в этом плане на все сто. Их релиз действует как бескомпромиссная гаубица, но при этом звучит просто как май.

Конечно, не как Ласковый Май и не тому подобная порнография времён советских пятилеток, а как крайне удачно и гармонично сделанная и записанная поп-рок-музыка, в которой нашлось место и для привычных завсегдатаям дискотек электронным подпружиниваниям, и для глубоких текстов, и для недюжинной доступности и вечнозелёной мелодичности, которой, в своё время обзавидовались бы те же Ласковый Май, Юра Шатунов, Женя Осин и прочие исполнители шлягеров то ли советской ещё, то ли российской уже эстрады. А вот тексты на самом деле действуют как некий 25-й кадр. В самое подсознание. Поэтому вы там поосторожнее с этим.