ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Eldiarn "Безудержное Счастье"

Eldiarn, Безудержное Счастье

26-10-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ELDIARN – 2016
Folk metal
"БЕЗУДЕРЖНОЕ СЧАСТЬЕ"
SOUNDAGE PROD.
Россия, Москва

Эта ударная фолк-метал-капелла из столицы ведёт свою историю уже почти пять лет, а после выпуска достаточно успешного дебютного демо-альбома “Кабаньей тропой” и более современного EP “Зима” представляет сейчас нашему вниманию свой первый официальный лонгплей, получивший название “Безудержное счастье”. Почему ударная - спросите вы. А как же иначе охарактеризовать группу, которая совмещает тяжёлый бронебойный драйв ритм-гитар с рокочущим басом и нежным симфоническим пением скрипки, а в текстах, выдаваемых отвязным безудержным гроулом, то и дело обращается к темам мизантропии, психопатии, паранойи, в развитии которых явно не обошлось без потребления разного рода горячительных напитков.

Ну а сопутствующие такому потреблению приключения и события, кстати, можно увидеть на обложке CD, где воистину творится настоящая русская вакханалия! Как говорится, кто хорошо работает, тот хорошо и отдыхает – таков Закон Вселенной. А русским медведям и исконно русскому народу не страшны не только мегаполисы с их новоявленными достижениями НТП, но и сама смерть. (Минута молчания и взгляд на обложку, автором которой явился небезызвестный Alex Tartsus)

Да не введут вас в смущение, сомнение и соблазн красивые задумчивые партии струнных и скрипки, открывающие первый трек “Лихо” – Eldiarn играет отнюдь не народную музыку! Фолком тут если и пахнет, то почувствовать этот тонкий аромат сквозь копоть, кровь и пот сражений сможет разве что профессиональный дегустатор духов или флорист какой-нибудь. Мощные отрывистые ритмы, скоростные брутальные пассажи, разухабистый то довольно добродушный, то угрожающе крякающий гроул – всё здесь вполне как у Finntroll, Korpiklaani, Amon Amarth, Asmegin и других заморских лиходеев – всё, да не всё! Eldiarn отличает плотный и объёмный, качающий грув, который так великолепно звучал у Sepultura образца 1996 года, а кроме того слушателя не оставляет постоянное ощущение, что где-то за кустами притаилась группа Apocalyptica в полном составе: жёсткие, но не торопливые скрипичные партии, похожие на виолончель то и дело расставляют свои акценты в адском кровавом шторме, который проповедуют участники Eldiarn.

“Жёлтый Дом” стартует с характерного звука иглы, царапающей пластинку. Изысканное изуверство для ушей фанатов и поклонников винила, как и столь же изысканное удовольствие для музыкальных гурманов и мазохистов, хех. Лиха беда начало! Однако, трек совершенно не тянет на изуверство, отличаясь напротив удивительной мелодичностью чуть ли не в духе Emerald Night, вокалистка которых даже засветилась в присутствующих на альбоме чуть далее треках “В поле зреет урожай” и “Последние люди” но об этом в своё время. А пока – “Жёлтый Дом”. Вопреки всем ожиданиями это совсем не “Дом жёлтого сна”, и если в этом треке и присутствуют какие-то аллюзии-параллели, то уж точно не к Ч.О., а скорее к Г.О. (Не к Чёрному Обелиску, а к Гражданской Обороне – для тех, кто в танке). Композиция традиционно отличается великолепными партиями скрипки и многослойным затейливым скрипичным соло ближе к завершению трека.

За прокламационным, чуть ли не плакатным названием “Человек человеку - волк” скрывается лирическая глубина, равная по своей задушевной потаённой дикой свирепости лучшим творениям Игоря Фёдоровича Летова, более известного под псевдонимом Егор, но исполненная в характерной для Eldiarn стёбно-тяжёлой манере. Кстати, в этой вещи вы сможете услышать даже чистый мужской вокал, своим тембром и общим посылом напоминающий опять-таки приснопамятного омского анархиста (вот уж воистину чего не ожидал от русских троллей  и упырей! Но на то он и русский тролль, что в изрядном подпитии так игрив и задумчив, а не просто зол и безжалостен. Среда, так сказать, заела, как об этом ещё Достоевский столько страниц поисписал в своё время).

“Чем дальше в лес, тем больше партизан” – гласит народная мудрость. Следующий трек Eldiarn называется “Быть пьяным – заебись!”, и эта вещь как раз из той серии, когда какая-нибудь маленькая, но приятная вещица, изюминка (чекушечка, бочоночек… – продолжаю ассоциативный ряд в духе и тематике рецензируемого состава) стоит целого отряда партизан. Плотный дэт-трэш-риффинг с эпизодическими партиями то академической, то фолковой скрипки, редкое (но меткое!) крепкое словцо – если и есть в России аналог Finntroll и Korpiklaani, то это именно Eldiarn (хотя замечу – аналог, отнюдь не копия!), а уж никак не скоморохи и шуты из неких всем известных и не чурающихся оголтелого и бессовестного самопиара, с позволения сказать, “команд”, у которых кроме весьма плоской и низкопробной нецензурщины ничего другого просто нет.

Убедительно техничная работа ритм-секции открывает трек с подлинно ”фолковым”, народным названием “В поле зреет урожай”. Лиричная скрипка идеально соседствует с плотным гитарным дисторшеном и карающим вокалом. Но самый шик в этой композиции в другом – просто превосходный чистоголосый хоровой припев неспешно и величественно наслаивается на бронебойный риффинг, а чуть далее по ходу трека вновь появляется бесподобно сардонический чистый a la Г.О. голос, что только дополняет и усиливает общее ощущение полифонии и многогранности, которая, как все мы знаем, характеризует не только правильный, настоящий русский стакан, но и настоящую русскую музыку во всей её глубине, широкой пронзительности и зияющей тоскливой безбашенности.

“Моя Родина” – самая проникновенная и душевная песня на диске. Акустические гитары, чистый вокал - так начинается этот патриотический, но предельно честный трек. Вступают гитары и второй куплет исполняется уже традиционно агрессивным напористым экстрим-вокалом. Почти грайндовые или металкоровые гитарные сплетения, и вот мы снова возвращаемся к тому, с чего начинали – проникновенная, словно взыскующая нечто (ближайший вино-водочный магазин?) скрипка, превосходные мелодии, чистый вокал, пробирающий до мозга костей. И даже аллюзии к творчеству Сварги и Г.О. отнюдь не портят общее впечатление, поскольку внешняя схожесть лежащих на поверхности форм действительно остаётся на уровне лишь случайного сходства, а глубинная внутренняя суть - она и есть суть, поскольку живёт глубоко в каждом из нас. Наше дело только актуализировать, раскрыть её, как это смогли сделать Егор Летов, Янка Дягилева, Наталья Медведева, Б.Г. и Eldiarn.

Титульный трек почти полностью исполнен чистым голосом. Экстремальные вокализы и тяжёлые риффы лишь обрамляют прекрасные разудало-ироничные, но в то же время безмерно серьёзные вирши и мелодии. А завершает пластинку композиция с неоднозначным названием “Последние люди”. Акустические гитарные переборы на фоне жирных дисторшенновых мазков вызывают эпизодические ассоциации с пост-блэком, но эти аллюзии тут же рассыпаются, как только в дело вступает академический женский вокал Евгении Родниковой из Emerald Night, расцвечивающий песню совершенно новыми и неслыханными доселе красками поверх как будто нетрезвых и заунывных партий скрипки.

Альбом закончился. Но “на сладкое” для самых терпеливых и подгулявших поклонников Eldiarn, требующих “продолжение банкета”, представлен разудалый бонус-трек “Анархическая”, в котором в исполнении вокальных партий приняли участие Степан Грачёв и Любовь Лагутова. Песня действительно получилась по-настоящему анархической, революционной и дико отвязной. В ритме скачущей галопом русской тройки мы слышим смесь Korpiklaani, Калевалы и даже какие-то эпизодические элементы русского шансона, которыми так любит на досуге заниматься Ольга Арефьева. Ну а хор – хор получился действительно такой, что его безо всяких сомнений сделало бы своим гимном любое временное правительство трудящихся с тем, чтобы под этот самый гимн отдыхать между важными и отважными боями, а также готовиться к боям новым.

Подведём итог. Eldiarn не просто исполняют музыку. Эти столичные затейники создали свой собственный мир. Хотя скорее не создали, а воссоздали тот образ русского человека, каким его видят иностранцы и каким его описывал, скажем, “новый Достоевский” – Юрий Мамлеев или воспевал в своих интеллектуальных сюитах Егор Летов. В песнях Eldiarn очень много той самой “мамлеевщины”, “оборонщины” – скоморошества, самоиронии, трагикомизма, доходящего до абсурда веселья, которое вот-вот готово сорваться в тоску и слёзы, а также кроющихся за всей этой свистопляской глубоких идей и той самой – загадочной и непостижимой – русской души.

Ну а с выходом “Безудержного счастья” – альбома, который, несмотря на все старания музыкантов продавать музыку легально, повсеместно уже просочился в социальные сети, (а что как не это является самым громким и неоспоримым доказательством подлинной популярности и народности?!) столичные воины убедительно показали всем, что для русского человека нет ничего невозможного, а та же поздняя Sepultura вполне совместима с Korpiklaani и Гражданской Обороной.