ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Elegis "Superhuman Syndrome"

Elegis, Superhuman Syndrome

19-10-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ELEGIS
Релиз
“SUPERHUMAN SYNDROME”
Год
2017
Стиль
Dark death metal
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS
Страна, город
Норвегия, Сокндал

Как известно, элегия — лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. Само слово elegos (έ̓λεγος) означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Одним из лучших греческих авторов элегии считается Каллимах. Под названием Elegy в 90-х творила некая группа из Нидерландов, куда в один (не)прекрасный день даже перебрался ударник из Gorefest (!), а в обойме More Hate Productions уже значатся “элегические” Elegiac, в связи с чем выход на этом лейбле альбома польского one-man-проекта Elegis можно считать делом вполне закономерным.

Основатель коллектива Baron ещё в начале 90-х играл в разных локальных составах, последним среди которых был Victimized, затем автор перебрался в Норвегию и в 2011 году запустил Elegis, ориентированный на оркестровый дэт-метал с влияниями дарк-металла. Как известно, Baron засветился в совместном блэковом проекте с человеком по имени Hidden, и эта коллаборация носит название Profanatism, ну а сейчас перед нами долгожданный дебютный полноформатник Elegis, к созданию которого приложил руку (и глотку) всё тот же Hidden, а также Kristian Vetland Wangberg, Slawek Wojnicki, Marek Krupa и другие товарищи и соотечественники Барона. На обложке мы видим фейс кого-то, уж очень напоминающего очертаниями типичных древнегреческих элегистов (уж не сам ли это Каллимах?!), а потому срочно снаряжаем свою ладью и отправляемся в бурные воды этой дэтовой меланхолии незамедлительно!

Суровый гроул Барона, мрачные оркестровки, свинцовые риффы и раскатистые ударные открывают “Conqueror”, и становится ясно, что исполнитель намерен покорять, нести месть и биться за свою чёрную империю вечно – до самого финального апогея. Музыкант не старается гнаться за скоростью, наоборот делает всё чётко, осмотрительно и основательно, чем напомнил мне ранние работы вполне современных нам с вами греков из Septic Flesh. Однако в отличие от них Elegis отнюдь не пускается на тропу коммерции и напрочь игнорирует всяческие женские вокалы и чистоголосые распевки. “Да не зайдёт солнце в гневе вашем” – предупреждают нас христианские писатели, однако их совет категорически отбрасывает Барон, который не только провожает своё чёрное солнце в гневе, но и встречает его с неменьшим гневом и яростью, к стройному хору которых смачно примазываются блэковые вопли Хиддена в “Libertherion”.

Поскольку тексты в буклете не присутствуют, трудно понять, какое отношение к элегиям и Древней Греции имеет ницшеанский “синдром сверхчеловека”, но если вспомнить то, как любили жители этой страны всяческие подвиги и прочую гомеровскую эпичность, нетрудно догадаться, что Барон без труда смог совместить одно с другим и, пожалуй, близок к тому, чтобы провозгласить какого-нибудь Икара или Прометея сверхчеловеком, достойным подражания и восхищения. Может, он и прав. В том же, что касается собственно музыкальной составляющей его работы, то звучит она как настоящий олдскульный гимн богине возмездия Немезиде. Без особых изысков, но с явно ощущаемой патетикой и триумфальной мощью обезумевшего завоевателя музыкант дирижирует на разные лады разнокалиберными скрипками, гитарами, барабанами и виолончелями, то и дело запуская пронзительные соло-партии и атмосферные бриджи.

Какой-то дремучей ритуальщиной веет уже от четвёртого трека с чудным названием “Eerie”, а далее в “Nemesis” ощущение спрятанного в кустах симфонического оркестра ещё более усиливается, соло-партии становятся мелодичнее и заливистее, а вокальная агрессия – злее, напоминая своей неистовой стремительностью о незавидных ощущениях незадачливых мореходов-первооткрывателей, попавших в девятибалльный шторм. Это, несомненно, олдскул, но звучит он очень прозрачно, симфонично и на самом деле для канонического олдскула не очень-то и характерно, что как раз и придаёт свежести и привлекательности этому диску, у которого есть нечто от специфичного стиля брутальщиков из Nile (только те воспевали пирамиды и Нил, а Elegis рычит про будни земляков Сократа и Гераклита). Для фэнов Melechesh, Hollenthon, Salem и ранних Orphaned Land с Septic Flesh этот релиз будет как нельзя более кстати!