ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Eluveitie "Evocation II – Pantheon"

Eluveitie, Evocation II – Pantheon

16-10-2017 Дмитрий Фомин

Исполнитель
ELUVEITIE
Релиз
"EVOCATION II – PANTHEON"
Год
2017
Стиль
Folk rock
Лейбл
NUCLEAR BLAST
Страна, город
Швейцария, Цюрих

Швейцарский фолк-метал ансамбль Eluveitie вполне заслуженно приобрел славу одной из ведущих команд современности в своем жанре. Об этом говорила как первоначальная  сплоченность и профессионализм этого коллектива под управлением мультинструменталиста Кригеля Гланцманна, так и поистине выдающийся материал. Безусловно, ранние работы Eluveitie стали абсолютнейшей классикой, приятно поражающей своим изысканным сочетанием народных кельтских мелодий, аутентичной гэлльской речи и воинственного дэт-метала.

Однако, ничуть не погрешу против истины, если скажу, что одним из самых выдающихся творений швейцарцев стал акустический альбом "Evocation I – The Arcane Dominion" (2009), на котором группа в очередной раз не только блестяще продемонстрировала  виртуозное умение обращаться с этническими инструментами, но и смогла детально передать атмосферу далекого прошлого своей родины со всем ее природным обаянием и мировоззрением своих предков.

И совсем не случайно в названии этой культовой пластинки был обозначен номер I. Таким образом группа как бы намекала, что продолжение может последовать. Осталось лишь дождаться подходящего случая. И вскоре такой случай представился. Хотя поначалу и не предполагал для Eluveitie ничего обнадеживающего. Потеря практически 50 % состава в 2016 г., в том числе музыканта и талантливой вокалистки Анны Мерфи, не сулила ничего хорошего. Но не стоит забывать, что основатель коллектива, а именно Кригель, по-прежнему остался в строю и достаточно быстро решил проблему вакантных мест.

Так что создание "Evocation II – Pantheon" оказался двойне рискованным, но и не менее отважным предприятием, направленным на то, чтобы доказать, что группа по-прежнему полна энтузиазма и желания творить. Учитывая высокий уровень его предшественника, это был своего рода вызов самим себе и серьезное испытание на прочность. Поэтому музыканты в очередной раз отложили в сторону электро-гитары, вырубили усилители и дружно взяли на вооружение только традиционные волынки, скрипку, колесные лиры, арфу, акустические гитары, мандолы, аккордион, этнические перкуссии и свирели. За партии женского вокала, а также некоторых струнных, отныне отвечает новоиспеченная фронтвумен Фабьен Эрни, о вкладе которой в альбом мы еще поговорим.

Неслучайно новый альбом швейцарцев получился столь содержательным (целых 18 композиций), т. к. концептуально он посвящен всему пантеону кельтских языческих богов. Чудесные переливы ныне мертвого гэлльского языка все также ласкают слух своей природной грацией и "нездешней" магией давно позабытых эпох. В инструментальном плане все обстоит не так однозначно. Добрая половина композиций, а точнее незамысловатых инструментальных зарисовок, выполняет роль этаких промежуточных интерлюдий, призванных соединить между собой наиболее важные главы этого повествования, содержание которых мы раскроем чуть шире.

Эмбиентное интро "Dureppu" плавно перетекает в первый полноценный номер пластинки – позитивный плясовый трек "Epona" в лучших традициях Eluveitie, посвященный кельтской богине-покровительнице лошадей, задающий общее настроение.  Следующим по важности становится трек "Lvgvs", восславляющий бога Солнца и плодородия, состоящий сплошь из забористых мелодий, вовлекающих нас в древний танец. Звонкий голос Фабьен как нельзя лучше передает ту самую раскованность и естественность, присущие языческому празднеству. Магический аспект альбома берет свое начало с инструментала "Granos" ("Зерно") и развивается в полноценной композиции "Catvrix" ("Царь Битвы"), наполненной воинственной ритуальной основой, задаваемой ударными и звучащими в унисон хорами.

Таинственный фолк-эмбиент номер "Artio", названный так в честь кельтской богини-медведицы, призван в полной мере раскрыть вокальный потенциал Фабьен и, надо сказать, девушка великолепно справилась с этой задачей. Ее завораживающие, с надрывом, партии вкупе с магической лирикой действительно околдовывают и заставляют внимать каждому слову. По сути, именно ее голос мы слышим на протяжении всей пластинки, и даже знакомый харш Кригеля отошел в категорию бэк-вокалов.

Далее намечается еще один потенциальный хит пластинки — "Ogmios", выполненный в стиле акустического фолк-рока. Однако, несмотря на свою динамику и задор, он оставляет впечатление некоей вторичности, учитывая его поразительное сходство с классическим боевиком "Inis Mona". К счастью, положение исправляет меланхолично-прекрасный "Esvs", повествующий о "благостном боге", наполненный красивыми обрядовыми мелодиями и чарующей осенней атмосферой. Великолепный образец музыкального мастерства Eluveitie, учитывая то обстоятельство, что оставшаяся часть альбома не поражает ничем выдающимся и звучит крайне ровно и однообразно. Из этого полотна можно выделить разве что "Tarvos II (Sequel)" с ее исступленными ритмами и средневековым антуражем. Традиционная фолк-рок основа в скором времени сменяется эмбиент-эпилогом "Nemeton", который плавно завершает круг и незаметно возвращает нас к началу этого сакрального путешествия, а именно в священную рощу друидов…

В целом, "Evocation II" производит достаточно двоякое впечатление. Если воспринимать пластинку как самостоятельное произведение, "Пантеон"  является вполне добротной, красочной и, учитывая ее объем, легковоспринимаемой работой, хотя и не лишенной некоторого однообразия. Если же оценивать лонгплей как непосредственное продолжение "Evocation I", то пластинка заметно проигрывает первой по части монументальности, глубины восприятия и запоминаемости материала.

Вполне допустимо, что Кригель дал новым музыкантам возможность проявить себя, но, чувствуется, что вместе с тем загнал их в определенные рамки. В итоге мы слышим вполне "дежурные" для Eluveitie приемы, оставляющие после себя крайне прохладное впечатление. Прозрачные, как альпийские воды, мелодии больше воспринимаются как самокопирование и бесцельное топтание на месте, нежели развитие фирменного звучания группы. Возможно, такой подход стоит списать не некоторую дезориентацию внутри коллектива, но, будем надеяться, что в скором времени швейцарцы порадуют нас более совершенным и сильным материалом. А пока "Evocation II" безо всяких преувеличений и натяжек получает крепкую четверку, как и подобает релизу от одной из самых талантливых фолк-метал команд Европы.