ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Evanescence "Synthesis"

Evanescence, Synthesis

01-01-2018 Искра “October” Сафонова

Исполнитель
EVANESCENCE
Релиз
“SYNTHESIS”
Год
2017
Стиль
Alternative rock / pop
Лейбл
SONY / BMG / EMI / WARNER
Страна, город
США, Литл-Рок

Интерпретации рок-хитов во всевозможных жанрах и стилях, появившись сравнительно  недавно,  стали уже делом глубоко привычным и набирающим обороты. Зачастую это похоже на занимательный маскарад из разряда «музыканты шутят», хотя и с весьма серьёзным лицом, ибо речь далеко идёт не о переосмыслении материала, а о переделывании музыкального дизайна… Зачастую аранжировки звучат нахраписто и излишне пафосно, как, например, в случае с симфоническими интерпретациями песен  групп Nirvana и Гражданская Оборона, которые звучат, как драный свитер, висящий среди лепных стен оперного театра и подсвеченный яркими софитами. Как правило, вокальная линия в подобных аранжировках исполняется инструментами. Evanescence – очень известное явление в музыкальном мире, и разумеется, уже существуют симфонические аранжировки их песен. Вполне возможно, чтобы предотвратить всемирную известность таких переделок, Эми Ли и компания решили всё обустроить сами, чтобы избежать симфонического надругательства над собственными произведениями.

Симфонический оркестр и электронные звучки органично сплетаются в единую ткань, звучание которой наводит на мысли, что могли можно образовывать повсеместно электро-симфонические оркестры, и не стоит отделять музыку так называемую академическую, где электричество почему-то не используется, и всю остальную, где последнее давно уже доминирует. При достаточном композиторском мастерстве возможно сочетать любые инструменты, и избежать грубости и аляповатости в звучании.

Открывает альбом композиция “Overture”, смысл названия которой следует понимать именно как «вступление», а не как «увертюра», ибо по своей сути и конструкции это обыкновенное intro, а «увертюра»( на всякий случай, следует разъяснить) – это самостоятельное произведение, не обязательно симфоническое, хотя больше всего увертюр написаны именно для симфонического концерта, и, вероятно, такое  название выбрано для подчёркивания главенства симфонической составляющей альбома. Слушателю, не знакомому с  трек-листом,  данная композиция вполне может быть принята за начало следующей песне. Итак, начинаясь с одной лишь тихой  ноты, взятой на фортепиано, музыка расширяется, добавляются струнные и произведение совершенно органично переходит в композицию “Never Go Back”. Эта версия кардинальнейшим образом отличается от варианта 2011 года. Совершенно иная аранжировка, в которой совершенно нет бодрых риффов, но напевные и драматичные мотивы из «прошлого» пробегают как реминисценциями, так и прямыми цитатами. Эта версия гораздо больше подходит тексту песни, где лирическая героиня тонет без любви, и музыка раскрывается перед ней, как тёмный океан слёз.  Композиция “Hi-Lo” начинает своё звучание из-под затихающего голоса Эми Ли в последних секундах “Never Go Back”. Как и последняя, “Hi-Lo” также очень протяжная и распевная, но в ней больше света. И хотя эта композиция из новых, по мелодии и гармонии – это типичная песня Evanescence, задумчивая и утончённой вокальной линией. Скрипичное соло вполне в характере гитарных рок- и метал- соло. Следующая композиция вновь возвращает нас к прошлому. “My Heart Is Broken” также протяжная и распевная, и это однообразие уже начинает приедаться. Несмотря на отсутствие гитар, при помощи любых инструментов можно достичь драйва. Композиции отличаются на этом лишь альбоме оттенками, и в гораздо меньшей степени – характером. Вот “My Heart Is Broken” – это такая светлая печаль, испускающая мягкий, спокойный свет, а вот следующая за ней “Lacrymosa” – печаль, сотканная из тёмных слёз. Но если рассматривать это произведение отдельно от всего альбома, то это хорошее, вдумчивое переосмысление одноимённой части реквиема В.А. Моцарта.  Далее простирает свои звуки “The End Of The Dream”, которая мало чем отличается от предыдущих композиций, песни как-то заметно не хватает раскачки с версии 2011 года.

И вот настало время самого главного хита Evanescence -   “Bring Me To Life”. За годы существования ансамбля, можно уже говорить проекта, потому как по сути, это всё-таки как раз и есть проект Эми Ли с меняющимися музыкантами и трансформирующимся стилем, эта песня была исполнена в разных аранжировках, но никакая из них не была лучше той, в которой это замечательное произведение полюбилось многим и в первой половине двухтысячных была украшением многих радиостанций. И аранжировка с данного альбома мало того, что не смогла как-то превзойти прославленную версию песни, но даже и не привнесла сюда какие-то новые, интересные фишки. Песня абсолютно сливается на фоне остальных и не является сильным звеном в альбоме. Абсолютно утерян контраст, которых достигался как раз столкновением прямолинейных электро-гитарных квинт, сыгранных в дропе и небесного вокала Эми Ли, а присутствие мужского речитатива и фортепианного вступления играло в создании этого контраста огромную роль. С одной стороны, давно пора оторваться от этой песни и придать значение другим, но с другой стороны – нельзя и  оставить этот великий хит в стороне, раз уж темой альбома является симфоническое переосмысление материала разных лет. И тут можно много ещё говорить о том, что симфонический оркестр вкупе электроника дают широчайшие возможности для создания и контрастов, и каких-то оригинальных фишек, в итоге мы всё равно уже имеем, что имеем – маловыразительную версию песни.

Следующим звучит коротенький инструментальчик, который делит альбом на две части и по праву носит название “Interlude”. Вторая часть песен начинается с “Imaginary”, которая, в общем-то никогда не была хитом, но наравне с “Bring Me To Life” имеет несколько интерпретаций. Стоит отметить, что в новом обличье песня звучит гораздо лучше, исчезла топорность, создающаяся электро-гитарными штрихами, и лирика слушается гораздо гармоничнее, действительно есть ощущение фантастического полёта над полем пурпурных цветов. Одно из самых сильных звеньев альбома.

Вообще вторая часть альбома по музыке светлее первой, слушается интереснее, но всё же протяжность так и остаётся самой главной чертой всех аранжировок. В этой части наиболее интересно звучащей является “Your Star” – блюзовые вокальные ходы завёрнуты в атмосферу серого городского тумана, сотканного из различных клавишных звуков, мягких и вибрирующих, а также постукивающих и шипящих. Музыка в песне постепенно нагнетется, вступает симфоническая группа, некоторое время то отходя на задних план, и вновь выступая вперёд, а в конце песне и электро и симфонические инструменты звучат восхитительным коктейлем и… внезапно обрываются. Следующая затем “My Immortal” создаёт неплохой контраст к “Your Star”, но ничем более не примечательная.

Композиция, идущая за вышеупомянутой песней – “The In-Between”, небольшой и мрачный инструментал, по сути являющийся  прелюдией к последней песне – “Imperfection”, самое драйвовое произведение альбома, прелюдия его как бы отсекает от всего остального материала. Эта песня – очень живое завершение всего альбома, это то – чего не хватало музыке на протяжении звучания всех композиций – драйв и всполохи. Контрастов в этой песне нет, но они ей и не нужны, она привлекает внимание другим – своей живостью, надрывом, светом борьбы и воздушной фактурой. Возможно, такую вещь следовало бы поставить в середине альбома, тогда он слушался бы интереснее. И те, кто привык слушать музыку альбомами, с первой песни подряд, до неё могут и вовсе не добраться, так как их утомит медленное и тягучее звучание, подобное горьковатой, пряной патоке.

Безусловно, все композиции аранжированы хорошо, но лучше их слушать по отдельности. И звучание Evanescence утратило одну из своих наиглавнейших фишек – контраст во всём. А новых каких-либо оригинальных решений на этом альбоме мало. А если вам захочется нырнуть в море светлой печали, то этот альбом подойдёт для такого лучше всего, ибо суть его – океан тоски и раздумий, спокойно волнующийся в лучах зимнего солнца.