ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Евгения Града "Не Разменяй!!!"

Евгений Град, Не Разменяй

20-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ЕВГЕНИЙ ГРАД – 2017
Rock / Soft rock / bard rock
"НЕ РАЗМЕНЯЙ!!!"
SELFRELEASED
Россия, Санкт-Петербург

Для кого-то 2017 год стал началом новой эпохи после затянувшегося кризиса 2016, для кого-то – поводом выпустить новый альбом или сингл в последних числах декабря 2016 или в первых числах января 2017 года. Для кого-то этот год стал особенным ещё по тысяче других, совершенно различных причин, но для Евгения Града, он наверняка связан с выходом его дебютного полноформатного альбома с призывным названием “Не Разменяй!!!”. Этот питерский рокер и бард-одиночка пишет свои песни уже более пятнадцати лет, но решил обнародовать их в виде официального релиза только сейчас. Что ж, более чем достойный повод!

Евгений, не мудрствуя лукаво, выступает под своим именем, а свой стиль называет – “чтобы цепляло”. Он говорит, что за годы его творческой деятельности “в стол” накопилось более ста пятидесяти песен, и обещает, что будет записывать их одну за одной, перемежая с новейшими треками. Ну а первый плод такого обещания увидел свет десятого января 2017 года. Кстати, Евгений не настолько одинок, как вы могли подумать, и явно не напоминает героев Достоевского, а потому в записи и продвижении дебюта ему помогали единомышленники: композитор и аранжировщик Руслан Мансуров, а также диджеи радиостанций, бравшие треки Евгения в ротацию.

Я всегда с огромным уважением относился к людям, которые не спешат выстрелить своим альбомом, а долгие годы копят идеи, опыт, материал. В 1997 году я был просто восхищён дебютником Anesthesia, над которым они работали, конечно, не 15 лет, но почти столько же. Вот с такими чувствами я и подходил к прослушиванию пластинки Евгения “Не Разменяй!!!”, уже название которой мне весьма импонировало, хотя пугающая чёрная обложка с российским флагом немного настораживала. Открывающая диск композиция “Работайте, братья” начинается как чистый бард-рок в духе Розенбаума, а продолжается, скорее, на волне классического ДДТ.

От авторской песни у Евгения прежде всего упор на тексты, которые он выдаёт с нажимом, уверенно, но без излишней брутальности. Даже его голос звучит намного проникновеннее и душевнее, чем у того же Шевчука. Как будто некий симбиоз тембра Юрия и Владимира Шахрина. Впрочем, вы можете совершенно не обращать внимания на эти аналогии и сравнения, правды в них немного. Скорее, творчество Евгения Града напоминает более современных песенников рок-бардов a la Василий К., Павел Кашин, etc. И в текстах, и в самой подаче материала очень сильно ощущается питерская школа русского бард-рока. И, кстати, именно такова композиция “Песня о Птице”.

Считается, что тот же Павел Кашин преимущественно пользуется популярностью у думающей женской аудитории. И даже если это так, на то есть немало оснований. Его песни действительно проникают до самого сердца. Это вам не грубоватая Алиса и не глуповато-примитивный ЧиЖ и Ко. Там смысл. Чувства. Именно такие песни пишет и исполняет Евгений Град, а в треке “Меня Нашли в Окопе” с привнесением в звуковую палитру чего-то столь характерного для сольника Ирины Миклошич, это утончённое сходство только усиливается, хотя сама песня далеко не так лирична, более того, может быть причислена к одной из самых тяжёлых и порывистых на диске.

Титульная композиция идёт на пластинке четвёртым номером, и вторгается в сознание как своеобразная эпитафия по ушедшей юности, по ушедшим друзьям: здесь и тяжёлые риффы, и вкрадчивый, то чуть ли не рычащий, то чистый вокал, и симфонический бэкграунд. Тут и близко нет того современного “казённого” патриотизма, который я так боялся услышать на альбоме “Не Разменяй!!!”. Вы не поверите, но я сам, начисто лишённый патриотических чувств в любых их проявлениях, думаю и даже уверен, что эта композиция должна быть в треклисте каждого, кто живёт или когда-либо жил на постсоветской территории.

Разудалая “Маша, Не Горюй” напоминает парадоксальный симбиоз аристократичного Бориса Гребенщикова и грубоватого Гарика Сукачёва с его Бригадой С., не забывая при этом и про кашинские влияния. Этот трек один из самых лёгких и доступных, почти попсовых на релизе: безыскусная мелодия, понятный и доступный текст с эпизодическим вкраплением пения старейших представительниц российской глубинки….и только когда отзвучал последний аккорд этой сюиты, я поймал себя на мысли, что почти воочию слышу Ольгу Арефьеву времён её альбома “Кон-Тики”….и что-то неуловимо фолково-регги-этническое действительно здесь есть.

А вот следующая композиция это один из абсолютных хитов Евгения. Неожиданное фортепиано, ещё более неожиданно глубокие тексты, от которых на глазах проступают слёзы, а под сердцем что-то предательски дрожит. Это музыка для тех, кто много жил, кто много думал и видел, кто много страдал и пережил  - музыка для тех, кто подобно Ремарку может сказать о себе: “Я не знаю, преодолел ли я то, что мне пришлось пережить”. А в голове всё продолжает стучать вместе с грохотом сердца: “….что на свете нету войны между мной и тобой, что на свете нету войны, что под белым светом луны поросло всё травой”…..

Ритмично-рон-н-ролльная вещь “Ему Нужен Юг” напоминает Криса Ри, Эрика Клэптона, Рода Стюарта, но на русский, российский манер с соответствующей глубочайшей лирикой и медитативной перекличкой гитар. Ещё одна история из тех, что так много в загажниках у Евгения. По-другому ведь и быть не может. Человек внимательный и творческий иногда даже бессознательно записывает, сохраняет свои мысли, впечатления, переживания в той или иной форме. У Евгения это песни. Искренние, добрые, чистые, необычные песни, в которых столько глубины и какой-то удивительной притягательности, что поневоле удивляешься.

Какой уж тут “Road To Hell”… А вот “Зима” начинается почти как настоящая симфония, и в этой сюите чувств и переживаний не меньше, чем обычно, но метафор и аллегорий - много больше. Так может звучать русский фолк, но не тот, что с песнями, костюмами и плясками в духе Кадышевой и О’Шей, а тот “фолк”, что идёт из сердца, течёт из груди – та невыразимая любовь к родным холмам, дорогам и могилам. Есть что-то невыразимо русское в этой песне: “И вроде все знали, уже не впервой, да вновь прозевали: авось не со мной!” – настолько русское, что это именно то самое “аршином общим не измерить”, о котором столько лет назад говорил классик.

А вот две последние композиции с этого компакта я, с вашего позволения, не буду разбирать. Дело в том, что человеку, хоть более-менее осведомлённому уже названия этих этюдов всё скажут за себя: “А Зори Здесь Тихие” и “Так Закалялась сталь”. Ничего более глубокого, проникновенного и сильного я не слышал уже очень давно. А, может, и вообще никогда не слышал. Наш народ ныне, перекормленный самой разнообразной музыкальной продукцией, выпускаемой пачками в сеть и на CD, с недоверием относится к новым именам, но, поверьте, Евгения по фамилии Град стоит запомнить и обязательно послушать. Его творчество – это больше, чем просто песни. Я думаю, однажды этот альбом признают культурным достоянием нашего мира. Возможно, посмертно.